Рабочая тетрадь по теме "Словосочетание"
учебно-методическое пособие
Разработанная рабочая тетрадь предполагается для использования студентами на занятиях по изучению темы «Словосочетание» в разделе «Синтаксис».
Изучение особенностей строения словосочетаний, способов связи слов в них позволит в дальнейшем соблюдать нормы лексического словоупотребления, развивать пунктуационную зоркость обучающихся.
В данной рабочей тетради упражнения разного уровня сложности подобраны таким образом, что выполнение их поможет закрепить, обобщить и проверить знания студентов о словосочетании, его типах, строении и связи слов в нём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_slovosochetanie.docx | 46.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство Здравоохранения РФ
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
Рабочая тетрадь
по теме «Словосочетание»
Дисциплина: «Русский язык»
Специальность «Сестринское дело»
Кыштым
2024
Рассмотрено на заседании ЦМК ……. специальности « » Протокол №__от «___»____2024 Председ. ЦМК_______________ / Быховская О.В. / | Составлено в соответствие с ФГОС СПО Утверждено Зам.директора по УВР КФ «ММК» ____________/Сорокина С.А./ «____»________2024 г. |
Автор: Зубова Ирина Евгеньевна, преподаватель русского языка и литературы.
Методическое пояснение
Разработанная рабочая тетрадь предполагается для использования студентами на занятиях по изучению темы «Словосочетание» в разделе «Синтаксис».
Изучение особенностей строения словосочетаний, способов связи слов в них позволит в дальнейшем соблюдать нормы лексического словоупотребления, развивать пунктуационную зоркость обучающихся.
В данной рабочей тетради упражнения разного уровня сложности подобраны таким образом, что выполнение их поможет закрепить, обобщить и проверить знания студентов о словосочетании, его типах, строении и связи слов в нём.
Словосочетание.
Словосочетание – это два или несколько самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание называет предметы, действия и признаки более точно, чем слово, так как зависимое слово уточняет смысл главного. Например, солнечный день, тетрадь в клетку, стремиться к знаниям, одет модно.
Словосочетания по характеру главного слова делятся:
именные | глагольные | наречные |
Новый дом | Сдать экзамен | Совершенно секретно |
Книга с картинками | Работать добросовестно | Очень важно |
Выпускник школы | Покрасневший от стыда | По-летнему жарко |
Очень полезный | Радостно улыбаясь | По-осеннему хмуро |
Пятый с краю | Поехал отдохнуть | Слишком громко |
Связь слов в словосочетании
Подчинительная | Сочинительная | ||
Тип связи | Главное слово (чем выражено) | Примеры | Мороз и солнце |
согласование | Имя существительное | Школьная форма | Чисто и аккуратно |
Имя прилагательное | Красный от загара | ||
Имя числительное | Пятый ряд | ||
Местоимение | Мой портфель | ||
Причастие | Читающий человек | ||
управление | Имя существительное | Рисунок на песке | |
Глагол Причастие, деепричастие | Наслаждаться тишиной Читая газету | ||
примыкание | Наречие | Изображать правдиво | |
Неопределённая форма глагола | Собрался уехать | ||
Деепричастие | Говорил улыбаясь | ||
Притяжательные местоимения | Его глаза, их дом | ||
Сравнительная степень прилагательного или наречия | Мальчик постарше Подойти ближе |
Словосочетания по степени спаянности компонентов
Синтаксически свободные | Синтаксически несвободные |
Контрольная работа | Некоторые из учеников |
Задачник по математике | Мы с приятелем |
Выполнили правильно | Трое друзей |
Упражнение №1. Составьте схемы словосочетаний.
Словосочетание | Схема | Словосочетание | Схема |
Инт_р_соват_ся иску(с,сс)твом | Опушка леса | ||
Ра_работать план | Платье из шёлка | ||
Добрый к детям | Стремление учиться | ||
Солнечный день | Газеты и журналы | ||
Командующий ротой | Быстрая реакция | ||
Испр_вляя ошибки | Быстро реагировать | ||
Доминировать и пр_обладать | Желание прочитать | ||
Сто первый номер | Своего приятеля | ||
Говорить нараспев | Приказ отступать | ||
Пришёл вовремя | Весь дом |
Упражнение №2. Какие сочетания не являются словосочетаниями?
Беседа наедине | + | Ахиллесова пята | - |
Ходить на ушах | В течение года | ||
Ещё не готовы | Уроки не выуче(н,нн)ы | ||
Самый умный | Буду заниматься | ||
Очень сладкий | Бросились наутёк | ||
Тетради подписа(н,нн)ы | Крокодиловы слёзы | ||
Весьма удачный | Около дома | ||
Бить баклуши | Вопреки предсказанию | ||
Более интересный | Тоже пришёл |
Упражнение №3. Укажите вид словосочетаний по характеру главного слова. Укажите номера словосочетаний в нужном столбце.
Именные | Глагольные | Наречные |
Словосочетания:
1) рубашка в клетку | 2) весьма (не) торопливо | 3) одиннадцатая квартира |
4) бежать быстро | 5) дикая роза | 6) щляпа из соломы |
7) зайти в гости | 8) твой дом | 9) очень милый |
10) абсолютно недоверчивый 13) интересный для меня 16) где-нибудь во дворе 19) его шляпа | 11) пугливо вздраг_ва_т 14) наш двор 17) незадолго до рассвета 20) езда верхом | 12) очень дёшево 15) капли дождя 18) беседующий с друзьями 21) предложив вернуться 22) положить на стол |
Упражнение № 4. Распределите данные ниже слова по группам в зависимости от части речи зависимого слова. Укажите тип связи данных словосочетаний.
прилагательное | числительное | местоимение | причастие |
Тип связи |
Сгибающиеся колосья, глубокое уважение, скорый поезд, пройденный путь, некоторые опасения, третья ракета, длинная дистанция, желтеющая рожь, каждый ученик, обе подруги, известный артист, разбушевавшаяся стихия, жёлтая скатерть, ускоряющийся лабиринт.
Упражнение № 5. Распределите данные ниже словосочетания по группам:
инфинитив является главным словом | инфинитив является зависимым словом | ||
Тип связи | Тип связи |
Приехать издалека, время действовать, правильно прочитать, приказ отступать, увидеть знак, умчаться вперёд, быстро проглотить, намерение выступить, плыть по реке, денег занять, желание наказать, привычка работать, пойти купаться, желание нарисовать.
Упражнение № 6. Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
Согласование | Управление | Примыкание |
Здание эл_ватора, легкое пр_к_сновение, к_сательная к окружности, _десь не курят, качественное прил_гательное, ра_пространенное пр_дл_жение, пр_гласить на танец, пр_дл_гать помощь, пр_спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост_новка, наш пр_подаватель, пр_клонный возр_ст, пр_клонить к_лена, пр_имущество в игре, пр_ехал пр_смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр_одолеть пр_пятствия, его сб_режения, бежал не огляд_ваясь, т_рпеть молча
Упражнение № 7. Запишите, раскрывая скобки, укажите падеж существительных
Согласно | (приказ, решение, наблюдение, план, расписание) |
Благодаря | (случай, товарищи, внимание) |
По | (окончание института, приезд, болезнь, возвращение из школы) |
Вопреки | (предсказание, надежда, желание) |
Упражнение № 8. Измените словосочетание так, чтобы изменился и способ связи
Согласование | Управление |
Каменный дом | |
Отцовская шапка | |
Дубовые листья | |
Клюквенный сок | |
Сельский житель | |
Мороженое из фруктов | |
Христианская душа | |
Примыкание | Согласование |
Говорить тихо | |
Запасаться на зиму | |
Сегодня вечером | |
Поёт громко | |
По – настоящему весело | |
Поступить по - честному | |
Увлечённо заниматься | |
Управление | Управление |
Рассказывал с увлечением | |
Отзываться с восторгом | |
Смотреть с завистью | |
Обсуждение с пристрастием | |
Согласование | Примыкание |
Турецкое кофе | |
Откровенное признание | |
Холодная зима | |
Полная поддержка |
Упражнение № 9. Измените словосочетание так, чтобы изменился и способ связи
Согласование | Управление |
Человеческое лицо | |
Деревя(н,нн)ая постройка | |
Лошади(н,нн)ый топот | |
Школьные товарищи | |
Каме(н,нн)ые ступени | |
Маши(н,нн)ое масло | |
Управление | Согласование |
Гомон птиц | |
Исследования по геологии | |
Гудок фабрики | |
Стены из глины | |
Песня соловья | |
Стекло для окон | |
Суп из овощей | |
Человек лет тридцати |
Упражнение №10. Замените данные словосочетания словосочетаниями «сущ.+прил.» Разберите прилагательные по составу, объясните правописание приставок
Человек без характера | Бесхарактерный человек |
Смерть без славы | |
Дорога без конца | |
Движение без шума | |
Отпуск без срока | |
Работа без цели | |
Туман перед рассветом | |
Человек без сердца | |
Животные без позвоночника | |
Пространство без воздуха | |
Певец без голоса | |
Пассажир без билета | |
Зима без снега | |
Речь без связи | |
Работа без смены | |
Труд без контроля | |
Крестьянин без земли | |
Труд без пользы | |
Человек без защиты |
Упражнение №11. Выпишите из предложений все словосочетания.
Важно: прежде чем выписывать словосочетания, нужно выделить грамматическую основу. Грамматическая основа не является словосочетанием.
I. Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Насыпали горки земли, распахали бороздки.
_____________________________________________________________________________
III. Человеку трудно стало передвигаться по этой пашне.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Кто же начнёт сев?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI. Вокруг полянки распол_жились ели, раскрыли свои шишки.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Нал_тел ветер, и пол_тели б_сшумно вниз на ж_лтых параш_тах лёгкие сем_на.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
VIII. Одни ветер с поляны унёс, другие в траве запутались.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IX. Но многие попали на рыхлую землю, и выр_сли здесь ёлочки.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
X. Они торчат зелёными свечками.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
XI. Теперь войдёшь в лес и не увидишь в бороздках свободного места.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Можно ли назвать данные предложения текстом? Если да, то озаглавьте его.
- Произведите синтаксический разбор VII предложения. Составьте схему.
__________________________________________________________________________
- Выпишите грамматические основы из VIII предложения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Произведите синтаксический разбор трёх словосочетаний с разными типами связи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Упражнение № 12. Согласуйте причастие и прилагательное с определяемым словом, выпишите эти словосочетания.
1. В (протекавшая) за селом речке водилась рыба | |
2 Много грибов находили в лесах, (окружившие) нашу деревню | |
3. В воздухе проносились (издававший) тонкий свист стрижи | |
4. (Приехавший) из города школьники помогали в поле. | |
5. (Отправляющийся) в лагерь ребята собирались у автобуса. | |
6. Они пришли домой в (приподнятый) настроении. | |
7. (Тягучий) песня доносилась откуда-то издали. | |
8. ((не) просохший) после сильного дождя траву нельзя было собирать в копны. |
1. Объясните правописание НЕ с причастием в последнем предложении.______________________
2. Выпишите из 7 предложения слово, образованное приставочно – суффиксальным способом.
_____________________________________________________________________________
Упражнение №13. Прочитайте текст, определите тему и основную мысль.
Таинственный ящик
(1)У прославленного певца Шаляпина был объёмистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристических фирм разных стран и городов, в которых гастролировал артист.(2) Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому не доверяя, почти не выпускал из рук.
(3)В портфеле лежал небольшой ящичек. (4)Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом.
(5)Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик, смотрел на него в раздумье и ставил под кровать.
(6)Зная крутой нрав Шаляпина, его не расспрашивали о ящике. (7)Это была таинственная загадка.
(8)После смерти артиста его вдова вскрыла заколоченный ящик. (9)В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. (10)Горсть родной русской земли. (По А. Лессу.)
Задания
- Из предложения 1 выпишите сочинительное словосочетание.
- Из предложения 1 выпишите подчинительные словосочетания со связью согласование.
- Укажите тип связи в словосочетании множеством ярлыков (предложение 1).
- Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание, соответствующее схеме причастие + существительное.
- Укажите тип связи в словосочетании почти не выпускал (предложение 2).
- Укажите тип связи в словосочетании никому не доверяя (предложение 2).
- Укажите тип связи в словосочетании все годы (предложение 2).
- Из предложений 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление.
- Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание, соответствующее схеме причастие + существительное.
- Укажите тип связи в словосочетании не имели представления (предложение 4).
- Укажите тип связи в словосочетании приготовленный ему (предложение 5).
- Из предложения 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование
- Укажите тип связи в словосочетании зная нрав (предложение 6)
- Укажите тип связи в словосочетании его не расспрашивали (предложение 6).
- Укажите тип связи в словосочетании его вдова (предложение 8).
- Из предложения 8 выпишите подчинительные словосочетания со связью управление.
- Из предложения 8 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование
- Из предложения 9 выпишите подчинительное словосочетание, соответствующее схеме глагол + местоимение
- Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование
- Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление
Упражнение №14. Проверочная работа
1. Словосочетание — это
1) сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных только по смыслу
2) сочетание двух или нескольких слов разных частей речи, связанных грамматически
3) сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически
4) сочетание самостоятельного и служебного слов, связанных по смыслу и грамматически
2. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
1) душистые ягоды
2) листья малины
3) около леса
4) по гладким стволам
3. Какое из словосочетаний является цельным (неделимым, синтаксически неразложимым)?
1) отправиться пешком
2) жаркими лучами
3) желая остановить
4) несколько минут
4. Главным словом в словосочетании задумавшись о прошлом является
1) глагол
2) причастие
3) деепричастие
4) наречие
5. Какое словосочетание является именным?
1) смутно мерцая
2) разговаривая вслух
3) по-прежнему хорош
4) ничем не нарушаемая
6. Зависимым словом в словосочетании скоро остановился является
1) слово состояния
2) краткое прилагательное
3) краткое причастие
4) наречие
7. Определите вид подчинительной связи в словосочетании уверенность в победе.
1) согласование
2) управление
3) примыкание
8. В каком словосочетании использована связь примыкание?
1) ждать отъезда
2) сверкая на солнце
3) весело играя
4) вспоминая о лете
9. В каком ряду во всех словосочетаниях использована связь согласование?
1) в новом доме, у синеющего пруда, очень весело
2) на крылечке террасы, у второго подъезда, к нашему дому
3) семеро козлят, на влажной траве, гуляя в непогоду
4) моё сердце, белоснежные вершины, первое свидание
10. Укажите виды подчинительной связи, использованные между словами в предложении В этих молчаливых горных долинах стояла прозрачная тишина первых весенних дней (И. Бунин).
1) согласование и управление 2) согласование и примыкание
3) управление и примыкание 4) согласование, управление и примыкание
11. Сколько в данном предложении словосочетаний с подчинительной связью управление?
Со скамейки не видно было берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора ещё более усиливалось (М. Пришвин).
1) 3 2) 4 3) 5 4) 6
12. В каком словосочетании допущена ошибка?
1) оплату счетов 2) скучаю по вас 3) произрастают в Урале 4) убеждён в своей правоте
13. Укажите словосочетание с ошибкой в управлении.
1) удачливый в делах 2) дать характеристику на ученика
3) конкурс лучшего чтеца 4) ослушался приказа
14. В каком ряду во всех словосочетаниях нет грамматической ошибки?
1) играть роль, доказательство о том, идти в магазин
2) посылка из дома, одолжить ручку, благодаря мастерству водителя
3) скучать по дому, работать по-новому, поехать до дому
4) претворять в жизнь, выполнять согласно распоряжения, произвести расчёт
Прочитайте текст и выполните задания 15-17.
(1)Язык служит средством человеческого общения. (2)Он необходим для хранения и передачи информации, для управления человеческим поведением. (3)Никто не знает точно, сколько языков существует на Земле, но их число превышает четыре тысячи. (4)В одной только Африке люди говорят на 1300 языках.
15. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании для передачи информации (предложение 2).
16. Выпишите из текста словосочетание(-я) с подчинительной связью примыкание.
17. Замените словосочетание человеческим поведением (предложение 2), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответы на задание №13
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
стран и городов | прославленного певца | управление | прожитые за границей | примыкание |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
управление | согласование | лежал в портфеле | работавшие с Шаляпиным | управление |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
управление | крутой нрав | управление | управление | примыкание |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
после смерти артиста, вскрыла ящик | заколоченный ящик | оказалась в нём | русской земли | горсть земли |
Ответы на задания проверочной работы
Задания | ответы | задания | ответы | задания | ответы |
1 | 3 | 6 | 4 | 11 | 3 |
2 | 3 | 7 | 2 | 12 | 3 |
3 | 4 | 8 | 3 | 13 | 3 |
4 | 3 | 9 | 4 | 14 | 2 |
5 | 3 | 10 | 1 | 15 | управление |
16 | не знает точно, сколько существует | ||||
17 | поведением человека |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по органической химии
Корчагина Татьяна ВалентиновнаТОГБОУ СПО "Тамбовский областной медицинский колледж"Рабочая тетрадь по органической хими для самостоятельной работы студентов 1 курса специальности...
Рабочая тетрадь по технической механике №1
Для проведения уроков по технической механике по разделу1 - теоретическая механика. Вопросы, задачи по всем разделам. Получен гриф Министерства образования....
Рабочая тетрадь по технической механике №2
Для проведения уроков по технической механике по разделу1 - теоретическая механика. Вопросы, задачи по всем разделам. Получен гриф Министерства образования....
Рабочая тетрадь по технической механике №1
Для проведения уроков по технической механике по разделу1 - теоретическая механика. Вопросы, задачи по всем разделам. Получен гриф Министерства образования....
Рабочая тетрадь по ПМ 02
МДК.02.01. Технология подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста: рабочая тетрадьпо профессии 260807.01 Повар, кондитер.Рабочая те...
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов ПМ. 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих и должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)» по МДК 03: «Технология оказания медицинских услуг» 34.02.0
Предлагаемая рабочая тетрадь по МДК 03 "технология оказания медицинских услуг" предназначена для самовтоятельной внеаудиторной работы студента...
Рабочая тетрадь составлена на основе ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария», рабочей программы учебной дисциплины «Физика».
Рабочая тетрадь составлена на основе ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария», рабочей программы учебной дисциплины «Физика»....