Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по ОУД.01 Русский язык
методическая разработка
Данный сборник методических рекомендаций по организации самостоятельной работы предназначен для студентов специальности 54.02.01. Дизайн (по отраслям) по ОУД.01 Русский язык. В рабочей программе определены разнообразные виды самостоятельной работы студентов, способствующие углублению и расширению знаний, полученных во время аудиторных занятий, формированию умений, необходимых для решения профессиональных задач:
Для проверки результатов самостоятельной работы используются следующие виды контроля:
- текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения;
- представление продукта творческой деятельности студента;
- представление конспекта, тезисов выступления, плана по теме, изучаемой самостоятельно;
- разработка и защита электронных презентаций.
Сборник методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов структурирован: задания предлагаются по темам учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык». Каждое задание для самостоятельной работы расписано по алгоритму:
- формулировка задания;
- цель выполнения задания;
- методические указания к выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы;
- рекомендуемая литература;
- формы отчетности;
- критерии оценки результатов самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_k_sr_oud.01_russkiy_yazyk.doc | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Старооскольский педагогический колледж»
Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов
по учебной дисциплине
ОУД. 01 «Русский язык»
для специальности Дизайн (по отраслям)
Преподаватель:
Николенко А.А.
2023
Введение
Данный сборник методических рекомендаций по организации самостоятельной работы предназначен для студентов специальности Дизайн (по отраслям) по ОУД.01 Русский язык. В рабочей программе определены разнообразные виды самостоятельной работы студентов, способствующие углублению и расширению знаний, полученных во время аудиторных занятий, формированию умений, необходимых для решения профессиональных задач:
Для проверки результатов самостоятельной работы используются следующие виды контроля:
- текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения;
- представление продукта творческой деятельности студента;
- представление конспекта, тезисов выступления, плана по теме, изучаемой самостоятельно;
- разработка и защита электронных презентаций.
Сборник методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов структурирован: задания предлагаются по темам учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык». Каждое задание для самостоятельной работы расписано по алгоритму:
- формулировка задания;
- цель выполнения задания;
- методические указания к выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы;
- рекомендуемая литература;
- формы отчетности;
- критерии оценки результатов самостоятельной работы.
Задание. Подготовить реферат по одной из тем «Русский язык среди других языков мира», «Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия», «Языковой портрет современника», «Молодежный сленг и жаргон», «Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка», «А.С. Пушкин – создатель современного русского литературного языка», «Русский литературный язык на рубеже XX–XXI веков”, «Формы существования национального русского языка», «Язык и культура», «Культурно-речевые традиции русского народа и современное состояние русской устной речи», «Вопросы экологии языка».
Цель выполнения задания: создать условия для изучения студентами вопросов о современном состоянии русского литературного языка, его истории; формах существования национального русского языка, вырабатывать у студентов стремление к изучению русского языка, потребность грамотно использовать его в речевой практике; вырабатывать умение работать с научной литературой, отбирать информацию по теме.
Методические указания к выполнению задания
Реферат– это краткое письменное изложение литературного источника, научной работы либо результатов научных исследований. По-другому можно назвать докладом на конкретную тему, который включает обзор использованных источников. Обычно назначение работы научно-информационное.
Прежде чем приступить к работе над рефератом, изучите памятку «Как работать над рефератом».
Памятка «Как работать над рефератом»
#1056;абота над рефератом начинается с выбора темы. Задайте себе следующие вопросы:
- Действительно ли мне это интересно?
- Какую практическую пользу мне принесет данная работа (кроме оценки)?
#1058;еперь предстоит четко сформулировать цель работы.
#1057;ледующий очень важный этап работы над рефератом – составление плана, в котором будут определены все его части, включая вводную и заключительную.
#1058;еперь необходимо начать сбор информации. Нужно использовать несколько источников.
#1050;огда будет собрана вся необходимая для составления реферата информация, приступайте к ее изучению. Получая необходимые сведения по выбранной теме из различных источников, заносите их в компьютер или записывайте в черновик.
6. Систематизируйте полученную информацию в соответствии с ранее составленным планом, делая собственные выводы и заключения по каждому разделу (параграфу, части) работы.
#1042; заключительной части необходимо обобщить все вышесказанное, вернувшись к цели работы.
8. Рекомендации по оформлению реферата:
- титульный лист должен содержать наименование учебного учреждения, название реферата, фамилию и имя студента, фамилию и.о. руководителя; год выполнения работы;
- введение, разделы (параграфы) и заключение должны быть выделены (заголовками, красной строкой, полужирным шрифтом и т. д.);
- если Вы хотите проиллюстрировать свою работу рисунками, схемами, фотографиями и т. д., поместите их в конце в виде пронумерованных приложений (в тексте, в соответствующем месте, в скобках укажи номер приложения);
- в конце работы не забудьте поместить список использованной литературы.
- Изучите литературу по теме, напишите реферат.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012.
- Молодежный сленг. [Электронный ресурс]. –
- Роль Ломоносова в формировании русского языка. [Электронный ресурс]. –
- Язык и культура. [Электронный ресурс]. –
- Пушкин – основоположник русского литературного языка. [Электронный ресурс]. –
Форма отчетности: защита реферата на практическом занятии или на консультации.
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. Реферат характеризуется информативностью, объективностью и достоверностью зафиксированных положений из первоисточника, корректной оценкой материала. Студент хорошо владеет материалом, полно изложил основные положения реферата. Речь его правильная, выразительна, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности в интерпретации отдельных положений. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не осознал суть изучаемого вопроса, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал, не подготовил реферат по заданной теме.
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи
Тема #1060;ункциональные стили речи, их особенности
Задание 1. Подготовьте реферат на одну из тем «Виды делового общения, их языковые особенности», «Языковые особенности научного стиля речи», «Особенности публицистического стиля», «Экспрессивные средства языка в художественном тексте», «СМИ и культура речи», «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения», «Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы».
Цель выполнения задания: создать условия для ознакомления студентов с особенностями функциональных стилей речи, помочь осознать особенности использования языковых средств в различных литературных стилях, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию.
Методические указания к выполнению задания
Вспомните, что такое реферат, что нужно помнить о работе над рефератом. Выберите одну из предложенных тем и подготовьте реферат по ней.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012.
- Функциональные стили русского литературного языка. [Электронный ресурс]. -
- Функциональные стили русского литературного языка, их взаимодействие. [Электронный ресурс]. –
Форма отчетности: защита реферата на практическом занятии, предоставление реферата на проверку преподавателю.
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. Реферат характеризуется информативностью, объективностью и достоверностью зафиксированных положений из первоисточника, корректной оценкой материала. Студент хорошо владеет материалом, полно изложил основные положения реферата. Речь его правильная, выразительна, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности в интерпретации отдельных положений. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не осознал суть изучаемого вопроса, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал, не подготовил реферат по заданной теме.
Тема Текст как произведение речи.
Задание. Подготовьте реферат по теме «Текст его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю».
Цель выполнения задания: создать условия для более полного ознакомления студентов с понятием «текст», углубить понятие о типах текстов по смыслу и стилю, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, формировать умение публичного выступления.
Методические указания к выполнению задания
Приступив к выполнению задания, изучите литературу по выбранной теме, составьте план реферата, отберите материал, продумайте, как его расположить.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012.
- Структура и признаки текста. [Электронный ресурс.] –
- Текст. [Электронный ресурс.] –
Форма отчетности: защита реферата на практическом занятии, предоставление реферата на проверку преподавателю.
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. Реферат характеризуется информативностью, объективностью и достоверностью зафиксированных положений из первоисточника, корректной оценкой материала. Студент хорошо владеет материалом, полно изложил основные положения реферата. Речь его правильная, выразительна, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности в интерпретации отдельных положений. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не осознал суть изучаемого вопроса, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал, не подготовил реферат по заданной теме.
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Тема Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. Сопоставление устной и письменной речи.
Задание. Подготовьте сообщение на тему «Русское письмо и его эволюция»
Цель выполнения задания: создать условия для изучения студентами вопроса об истории русского письма, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
Сообщение - это устный монолог не более 4 минут, содержащий научную информацию по той или иной теме. Главное в сообщении— суметь передать свои знания, донести до слушателей определённую информацию так, чтобы они её усвоили. При подготовке сообщения можно воспользоваться одним информационным источником.
Продумайте тему сообщения и составьте план (о чем хотите рассказать), полностью оформлять сообщение не обязательно.
Сообщение нужно рассказывать, а не читать.Перед началом выступления назвать тему сообщения.Чтобы сообщение получилось выразительным, рекомендуется проговорить его вслух дома.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012.
- Русское письмо и его эволюция. [Электронный ресурс.] –
- Этапы и формы развития письма. [Электронный ресурс.] –
Форма отчетности: выступление с сообщением на практическом занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал, не подготовил сообщение.
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Тема Наблюдение над выразительными средствами фонетики.
Задание. Подготовьте сообщение на тему «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация»
Цель выполнения задания: создать условия для изучения студентами вопроса об истории русского письма, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
Приступив к выполнению задания, изучите литературу по теме. В сообщении дайте определения анафоры, звукописи, аллитерации. Теоретические положения иллюстрируйте примерами из литературно-художественных текстов. Примеры запишите в тетрадь.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012.
- Звукопись. [Электронный ресурс.] –
- Что такое анафора в литературе? [Электронный ресурс.] –
- Что из себя представляет аллитерация? [Электронный ресурс.]
Форма отчетности: выступление с сообщением на практическом занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал, не подготовил сообщение.
Раздел 3. Лексика и фразеология
Тема Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Задание. Подготовьте сообщение на тему «Антонимы и их роль в речи», «Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в речи».
Цель выполнения задания: создать условия для изучения студентами вопросов об антонимах и синонимах, их роли в речи, содействовать обогащению речи студентов, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
Изучите материал учебника по теме сообщения, посмотрите ресурсы Интернет. Составьте план сообщения, подберите примеры.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012.
- Антонимы[Электронный ресурс.] –
- Антонимы.[Электронный ресурс.] –
- Синонимы.[Электронный ресурс.] –
Форма отчетности: выступление с сообщением на занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал, не подготовил сообщение.
Тема Русская лексика с точки зрения ее происхождения
Задание. Подготовьте сообщение на тему «Старославянизмы и их роль в развитии русского языка».
Цель выполнения задания: создать условия для изучения студентами вопроса о старославянизмах, их роли в развитии русского языка, содействовать обогащению речи студентов, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
За свою многовековую историю русский язык включил в себя множество заимствованных слов из других языков. Весомым пластом заимствований в нашем языке стали старославянизмы. Старославянизмы – это старославянские слова, вошедшие в состав лексики русского языка извне. Старославянизмы обогащают нашу речь, они помогают придавать особый смысл, эмоциональную окраску сказанному. Для нас важно уметь объяснять лексическое значение старославянизмов, это поможет лучше понимать русскую художественную литературу. Старославянизмы помогают изучать тесную историко-культурную связь славянских народов.
Примерный план сообщения
- Определение старославянизмов.
- Признаки старославянизмов: лексические, фонетические, морфологические.
- Роль старославянизмов в развитии русского языка.
- Употребление старославянизмов в речи.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012.
- Старославянизмы [Электронный ресурс.] –
- Старославянизмы в составе русской лексики.[Электронный ресурс.] –
- Старославянизмы в русском языке.[Электронный ресурс.] –
Форма отчетности: выступление с сообщением на занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал, не подготовил сообщение.
Тема Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи.
Задание. Подготовьте сообщение на тему «Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке».
Цель выполнения задания: создать условия для изучения студентами вопроса о старославянизмах, их роли в развитии русского языка, содействовать обогащению речи студентов, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
Приступая к подготовке сообщения, повторите, что такое фразеологизмы, чем определяется их выразительность, выясните, какова роль фразеологизмов в речи.
Экспрессия— яркое проявление чувств, настроений, мыслей.
Экспрессивность — свойство определённой совокупности языковых единиц передавать субъективное отношение говорящего к содержанию или адресату речи, а также совокупность качеств речи или текста на основе таких языковых единиц.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012.
- Эмоционально-экспрессивная окраска фразеологизмов. [Электронный ресурс.] – ;n=739
- Выразительные средства фразеологии. [Электронный ресурс.] – #!
- Экспрессивность фразеологических единиц. [Электронный ресурс.] –
Форма отчетности: выступление с сообщением на занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал, не подготовил сообщение.
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография
Тема Способы словообразования в русском языке
Задание.1. Произведитеписьменно морфемный и словообразовательный разборы слов подоконник, перелесок, синеватый, пробег, перебежать.
Задание 2.Подготовьте сообщения на одну из тем «Строение русского слова», «Способы образования слов в русском языке, «Исторические изменения в структуре слова»
Цель выполнения заданий:вырабатывать умение производить морфемный и словообразовательный разборы;
создать условия для углубления знаний студентов о строении русского слова, способах образования слов в русском языке, исторических изменениях в структуре слова, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению заданий
Произведите морфемный и словообразовательный разборы данных слов по планам.
План морфемного разбора
- Определить часть речи, указать, слово изменяется или нет, если изменяется, то как.
- Выделить окончание (если оно в слове есть), указать его грамматическое значение.
- Выделить основу, указать, производная она или непроизводная.
- Выделить корень, подобрать 1 – 2 однокоренных слова.
- Выделить суффиксы, подобрать 1 – 2 слова с такими же суффиксами.
- Выделить приставку, подобрать 1 – 2 слова с такой же приставкой.
План словообразовательного разбора
- Указать часть речи, определить, слово мотивированное или немотивированное; если мотивированное, то от какого слова образовано.
- Указать производящую основу.
- С помощью чего образовано слово?
- Определить способ образования слова.
- Построить словообразовательную модель.
Образцы разборов
по-летнему
- наречие, неизменяемая часть речи;
- окончания нет;
- по-летнему: производная, свободная, членимая;
- -лет-: лето, летний;
- -н-: зимний; -ему-: по-зимнему;
- по-: по-хорошему;
по-летнему
- мотивированное, образовано от слова летний;
- производящая основа: летн-;
- образовано с помощью приставки по- и суффикса -ему;
- способ словообразования: приставочно-суффиксальный;
- по + ( летн) + ему.
Выберите одну из предложенных для сообщений тем и подготовьтесь по ней.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012.
Форма отчетности: выступление с сообщением на занятии, предоставление письменного задания на проверку.
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент правильно, в соответствии с планами, произвел морфемный и словообразовательный разборы указанных слов, глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если в письменной работе студент допустил 1 – 2 ошибки, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент в письменной работе допустил 3 ошибки или недочета, поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент в письменной работе допустил более трех ошибок, не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал, не подготовил сообщение.
Раздел 5. Морфология и орфография
Тема Имя существительное
Задание 1. Подготовьте сообщение на одну из тем «Учение о частях речи в русской грамматике», «Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы)»
Цель выполнения задания: создать условия для углубления знаний студентов о частях речи, о лексико-грамматических разрядах имен существительных, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
Части речи – это основные лексико-грамматические разряды, по которым распределяются слова языка на основании признаков:
а) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т.д.),
б) морфологического (морфологические категории слова) и
в) синтаксического (синтаксические функции слова).
В современном русском языке различаются: 1) самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, категория состояния; 2) служебные части речи (частицы речи): предлоги, союзы, частицы; 3) модальные слова;Источник:
Выберите одну из предложенных для сообщений тем и подготовьтесь по ней.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012.
- Части речи как лексико-грамматические классы слов. [Электронный ресурс.] –
- Лексико-грамматические разряды имен существительных. [Электронный ресурс.] –
Форма отчетности: выступление с сообщением на занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал, не подготовил сообщение.
Тема Наблюдение над значением словоформ существительных и их функциями в тексте.
Задание 1. Подготовьте сообщение по теме «Грамматические нормы русского языка (на примере имен существительных)».
Цель выполнения задания: создать условия для углубления знаний студентов о грамматических формах имен существительных, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
Подготовьте сообщение о грамматических формах имен существительных, особое внимание обратите на формы именительного падежа множественного числа и родительного падежа множественного числа.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012.
- Множественное число имен существительных. [Электронный ресурс.] –
- Трудные формы множественного числа существительных. [Электронный ресурс.] –
Форма отчетности: выступление с сообщением на занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал, не подготовил сообщение.
Тема Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
Задание 1. Подготовьте сообщение по теме «Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов)».
Цель выполнения задания: создать условия для углубления знаний студентов о лексико-грамматических разрядах имен прилагательных, их роли в художественных произведениях, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
Изучите тему сообщения, раскройте ее содержание на примере лирики русского поэта, по Вашему выбору.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012.
- Разряды имен прилагательных. [Электронный ресурс.] –
- К вопросу о семантической классификации прилагательных. [Электронный ресурс.] –
Форма отчетности: выступление с сообщением на занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал, не подготовил сообщение.
Тема Грамматические признаки глагола.
Задание 1. Подготовьте сообщение по теме «Категория наклонения и ее роль в текстообразовании»
Цель выполнения задания: создать условия для углубления знаний студентов о грамматических категориях глагола, роли категории наклонения в текстообразовании, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
Глаголы изменяются по наклонениям. В русском языке различают формы трёх наклонений глаголов:изъявительного, повелительного и условного (сослагательного).
Каждое из них обладает своими грамматическими и семантическими особенностями и по-разному соотносит выраженное глаголом действие с действительностью. Формы наклонения противопоставлены друг другу по признаку реальности (изъявительное наклонение) и нереальности (повелительное и условное наклонения).
Изучив теоретический материал по теме, раскройте роль наклонений глагола в текстообразовании (на примере рассказа, эпизода из повести или романа, по Вашему выбору).
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012
- Категория наклонения глагола. [Электронный ресурс.] –
- Наклонение глагола. [Электронный ресурс.] –
Форма отчетности: выступление с сообщением на занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Свободно владеет материалом. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал, не подготовил сообщение.
Тема Причастие и деепричастие как особые формы глагола
Задание 1. Подготовьте сообщение по теме «Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике»
Цель выполнения задания: создать условия для углубления знаний студентов о причастии и деепричастии, роли категории наклонения в текстообразовании, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
Грамматический статус причастий и деепричастий в трудах лингвистов различных школ и направлений.
Причастия и деепричастия – явление весьма неоднозначное. К вопросу об их грамматическом статусе так или иначе приходится обращаться авторам учебников по морфологии, монографий по грамматике и тем, кто пытается предложить классификацию частей речи русского языка. У многих крупных грамматистов прошлого такие классификации предложены. Но единая картина в восприятии причастий и деепричастий стала просматриваться лишь во второй половине ХХ века. Вузовская и школьная грамматика приняли за эталон понятие о причастиях и деепричастиях как формах глагола. Но это далеко не бесспорно. Такая традиция, при внимательном рассмотрении разных аспектов проблемы, даже может вызвать существенные возражения. У тех учёных, в работах которых есть упоминание об этом, точки зрения порой противоположны друг другу, а у некоторых из них понимание статуса причастий и деепричастий изменялось от одного научного труда к другому. К единому мнению исследователи, наверное, не придут ещё долгое время, так как одного решения, абсолютно обоснованного и учитывающего все стороны вопроса, скорее всего, не существует
Изучите материал учебников и Интернет-ресурсов по этой проблеме и подготовьте сообщение «Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике». Сформулируйте свою точку зрения.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012
- Грамматический статус причастий и деепричастий в трудах лингвистов различных школ и направлений. [Электронный ресурс.] –
- Причастие и деепричастие в системе частей речи русского языка. [Электронный ресурс.] –
Форма отчетности: выступление с сообщением на занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Свободно владеет материалом, имеет свою точку зрения и аргументирует ее. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы не имеет своей точки зрения или не может аргументировать ее. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал, не подготовил сообщение.
Тема Грамматические признаки наречий. Степени сравнения наречий
Задание 1. Подготовьте сообщение по теме «Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление»
Цель выполнения задания: создать условия для углубления знаний студентов о наречии и словах категории состояния, их значении, синтаксических функциях и употреблении в речи, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
Изучите материал учебников и Интернет-ресурсов по этой проблеме и подготовьте сообщение по заданной теме.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012
- Наречия и слова категории состояния. [Электронный ресурс.] –
- Чем отличаются слова категории состояния от наречия? [Электронный ресурс.] –
Форма отчетности: выступление с сообщением на занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Знает отличительные признаки наречия и слов категории состояния. Свободно владеет материалом. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал, не знает признаков наречия и слов категории состояния или не подготовил сообщение.
Тема Отличие предлогов и союзов от слов-омонимов
Задание 1. Подготовьте сообщение по теме «Слова-омонимы в морфологии русского языка»
Цель выполнения задания: создать условия для углубления знаний студентов об отличии морфологических омонимов, вырабатывать навыки употребления их в письменной речи, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
Морфологические омонимы - слова, которые пишутся одинаково, но являются разными частями речи в зависимости от контекста.
Изучите материал учебников и Интернет-ресурсов по этой проблеме и подготовьте сообщение теме «Слова-омонимы в морфологии русского языка».
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012
- Морфологическая омонимия. [Электронный ресурс.] –
- Морфологическая омонимия. [Электронный ресурс.] –
Форма отчетности: выступление с сообщением на занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Свободно владеет материалом, умеет на практике безошибочно определять принадлежность слов-омонимов к частям речи. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности. Умеет определять принадлежность слов-омонимов к той или иной части речи, однако допускает 1 – 2 ошибки. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал или не подготовил сообщение.
Тема Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления словосочетаний.
Задание 1. Подготовьте сообщение по теме «Значение словосочетания в построении предложения»
Цель выполнения задания: создать условия для углубления знаний студентов о словосочетании, его значении в построении предложений, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
Роль словосочетаний в построение предложения огромна, так как выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф. Ф. Фортунатов, М. Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.
Словосочетание является строительным материалом для построения предложений. В сообщении обратите внимание на типы связи слов в словосочетании, на нормы построения словосочетаний и предложений.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012
- Роль словосочетаний в построении предложений. [Электронный ресурс.] –
- Словосочетание. [Электронный ресурс.] -
- Роль словосочетаний в построении предложений. [Электронный ресурс.] –
- Словосочетание. [Электронный ресурс.] –
Форма отчетности: выступление с сообщением на занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Свободно владеет материалом. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал или не подготовил сообщение.
Тема Грамматическая основа простого предложения.
Задание 1. Подготовьте сообщения по темам «Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики», «Синтаксическая роль инфинитива»
Цель выполнения задания: создать условия для углубления знаний студентов о простом предложении, его грамматической основе, видах односоставных предложений, роли инфинитива в предложении, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
С точки зрения синтаксиса, предложение – это одна из основных единиц языка. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью и обязательно имеет грамматическую основу. В русском языке предикативная основа может состоять из одного или двух главных членов.
Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называется односоставным. Односоставные предложения имеют законченный смысл, поэтому второй главный член не нужен или вообще невозможен.
Существует несколько видов односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные.
Каждый из этих видов отличается особенностями значения и формой выражения главного члена. При подготовке к сообщению обратите на это внимание и приведите примеры.
При подготовке сообщения по теме «Синтаксическая роль инфинитива» обратите внимание на то, что инфинитив может быть разными членами предложения: сказуемым, подлежащим, определением, дополнением, обстоятельством. Приведите примеры.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012
- Односоставные предложения. [Электронный ресурс.] –
- Типы односоставных предложений. [Электронный ресурс.] –
- Инфинитив как член предложения. [Электронный ресурс.] –
Форма отчетности: выступление с сообщением на занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Свободно владеет материалом. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал или не подготовил сообщение.
Тема #1055;редложения с однородными членами, знаки препинания в них
Задание 1. Подготовьте сообщение по теме «Предложения с однородными членами и их функции в речи»
Цель выполнения задания: создать условия для углубления знаний студентов об однородных членах предложения, их роли в речи, понимать изобразительно-выразительные возможности однородных членов предложения, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным.
Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий.
В художественной речи с помощью однородных членов предложения создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы.
При подготовке сообщения раскройте данные функции однородных членов предложения. Приведите примеры.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012
- Функции однородных членов. [Электронный ресурс.] –
- Стилистические функции однородных членов предложения. [Электронный ресурс.] –
Форма отчетности: выступление с сообщением на занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Свободно владеет материалом. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал или не подготовил сообщение.
Тема Предложения с обособленными членами
Задание 1. Подготовьте сообщение по теме «Обособленные члены предложения и их роль в организации текста»
Цель выполнения задания: создать условия для углубления знаний студентов об обособленных членах предложения, понимать их роль в организации текста, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
Внимательно прочитайте материал учебника по данной теме, ознакомьтесь с Интернет-ресурсами, понаблюдайте над ролью обособленных членов в организации текста (на примере одного – двух литературно-художественных текстов.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012
- Стилистические функции обособленных членов предложения. [Электронный ресурс.] –
- Обособленные члены предложения. [Электронный ресурс.] – ;mode=cht&subid=128
Форма отчетности: выступление с сообщением на занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Свободно владеет материалом, привел хорошие примеры, иллюстрирующие роль обособленных членов предложения в организации текста. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности, неубедительно аргументировал свой ответ. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, аргументировать высказанные положения, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал или не подготовил сообщение.
Тема Вводные слова и предложения. Употребление вводных слов в речи. Стилистические различия между ними.
Задание 1. Подготовьте сообщение по теме «Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций»
Цель выполнения задания: создать условия для углубления знаний студентов о вводных словах и вставных конструкциях, понимать их стилистическую роль, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
Внимательно прочитайте материал учебника по данной теме, ознакомьтесь с Интернет-ресурсами, понаблюдайте над ролью не членов предложения (вводных слов, словосочетаний, вставных конструкций в тексте).
Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность. С их помощью можно передавать различные чувства. А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать вводные слова, указывающие на источник сообщения. В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мыслиЧасто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012
- Роль вводных слов в устной и письменной речи. [Электронный ресурс.] –
- Роль вводных слов. [Электронный ресурс.] –
Форма отчетности: выступление с сообщением на занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Свободно владеет материалом, привел хорошие примеры, иллюстрирующие роль не членов предложения в организации текста. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности, неубедительно аргументировал свой ответ. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, аргументировать высказанные положения, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал или не подготовил сообщение.
Тема Анализ роли разных типов сложных предложений в текстообразовании
Задание 1. Подготовьте сообщения по одной из тем «Синонимика сложных предложений», «Использование сложных предложений в речи».
Цель выполнения задания: создать условия для углубления знаний студентов о сложных предложениях, их синонимике, развивать навыки использования синонимичных сложных предложений в речи, продолжить работу по совершенствованию языковой компетенции студентов, совершенствовать умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
Синтаксический строй русского языка представляет собой сложное, динамичное единство процессов и явлений. Для каждого предложения, построенного по той или иной модели характерны системные связи с другими моделями и их модификациями.
Русский язык располагает огромным запасом синтаксических синонимов, то есть параллельных оборотов речи, которые различаются тонкими оттенками в значениях и могут в определенных случаях заменять один другой.
Синтаксическая синонимия, весьма разветвленная в современном русском языке, по сути дела охватывает всю синтаксическую картину русского речевого употребления, являясь одной из наиболее важных составляющих с точки зрения коммуникативных смыслов, которые определяют общение.
Вы знаете о том, что в русском языке существуют разные структурно-семантические типы сложных предложений: сложносочиненные предложения, сложноподчиненные предложения, бессоюзные сложные предложения. Некоторые смысловые отношения могут выражаться как сложносочиненными, так и сложноподчиненными и бессоюзными сложными предложениями. Так возникают синтаксические синонимы, различающиеся оттенками значений и сферой употребления.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012
- Синонимия сложных предложений. [Электронный ресурс.] –
- Синонимия сложных предложений. [Электронный ресурс.] –
Форма отчетности: выступление с сообщением на занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Свободно владеет материалом, привел хорошие примеры, иллюстрирующие синонимику сложных предложений. Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности, неубедительно аргументировал свой ответ. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, аргументировать высказанные положения, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал или не подготовил сообщение.
Тема Способы передачи чужой речи
Задание 1. Подготовьте сообщение по теме «Способы передачи чужой речи в тексте».
Цель выполнения задания: создать условия для углубления знаний студентов о способах передачи чужой речи в тексте, совершенствовать умение вводить чужую речь в тексты, отбирать необходимую для решения практических задач информацию, развивать навыки связной речи.
Методические указания к выполнению задания
Для передачи чужой речи существуют различные способы:
- предложения с прямой речью для передачи чужой речи без изменений;
- предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями в форме сложноподчиненных предложений;
- предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения;
- цитирование.
Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
Отразите в сообщении различные способы передачи чужой речи, проиллюстрируйте их примерами, покажите возможные синонимические варианты.
Рекомендуемая литература
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2014.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: 2012
- Способы передачи чужой речи. [Электронный ресурс.] –
- Способы передачи чужой речи. [Электронный ресурс.] –
Форма отчетности: выступление с сообщением на занятии
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Отметка «5» ставится, если студент глубоко изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, привести примеры, сделать логические выводы. Свободно владеет материалом, привел хорошие примеры, иллюстрирующие различные способы передачи чужой речи.Речь его выразительная, правильная, без речевых и орфоэпических ошибок.
Отметка «4» ставится, если студент изучил тему, сумел отобрать, систематизировать и последовательно изложить материал, сделать логические выводы, однако допускал отдельные неточности, неубедительно аргументировал свой ответ. Речь его в целом правильная, допускаются 1 – 2 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «3» ставится, если студент поверхностно изучил тему, не сумел убедительно и последовательно изложить материал, аргументировать высказанные положения, сделать логические выводы. В речи допускаются 3 – 4 речевые и орфоэпические ошибки.
Отметка «2» ставится, если студент не изучил тему или изучил ее поверхностно, не может изложить материал или не подготовил сообщение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)
Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов для всех специальностей по дисциплине ОГСЭ. 03 Иностранный язык (английский)
Самостоятельная работа студентов по иностранному языку является неотъемлемой составляющей процесса освоения программы обучения иностранному языку в среднем специальном учебном заведении на очном отдел...
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине ОДБ.01 Русский язык для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Согласно структуре Федерального государственного образовательного стандарта самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Учебным планом на внеаудиторную самостоятель...
Методические рекомендации к внеурочной самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине "Русский язык"
Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по русскому языку разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности среднего проф...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по ОП.17 Русский язык и культура речи
Методические рекомендации для студентов колледжа по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.17 Русский язык и культура речи разработаны на основе рабочей программы Федерального госу...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине ОУД.01Иностранный язык (английский) cпециальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Самостоятельная работа по иностранному языку в ССУЗе направлена на развитие способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, самообразованию с его помощью и соци...