практические работы по обществознанию
учебно-методический материал
инструктивные карты к практическим работам по дисциплине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_raboty_obshchestvo.docx | 613.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Колледж судостроения и прикладных технологий»
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании Педагогического совета СПб ГБПОУ КСиПТ Протокол № _______________ «___»____________20_______ | Директор СПб ГБПОУ КСиПТ ___________ А.Л. Женаев «____» ____________ 20___ г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ООД 05
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
для профессии СПО
15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Санкт – Петербург 2023
- Методические рекомендации по выполнению практических работ разработаны на основе рабочей программы и Федерального государственного образовательного стандарта для профессии среднего профессионального образования (далее СПО), входящей в состав укрупненной группы профессий 26.00.00 Техника и технология кораблестроения и водного транспорта,
15.01.05.Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Организация-разработчик:
СПб ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий».
Разработчики:
Данилова Т.А., преподаватель СПБ ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий».
Рассмотрено на заседании Методической комиссии СПб ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий» «___»____________20_______
Пояснительная записка
Практические работы по дисциплине «Обществознание» – это планируемая учебная работа обучающихся, выполняемая в аудитории по заданиям и при методическом руководстве преподавателя.
Выполнение практических работ по учебной дисциплине «Обществознание» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
Личностных:
- Критическое мышление и способность анализировать социально-экономические и политические явления и процессы в обществе.
- Умение взаимодействовать в коллективе, мобилизовать ресурсы и достигать целей совместно с другими людьми.
- Развитие навыков самоорганизации, самостоятельного поиска информации, формулирования собственной позиции по социально-экономическим и политическим вопросам.
- Способность к обобщению и анализу фактов, к применению логических закономерностей в процессе понимания мира вокруг себя.
- Готовность к конструктивному диалогу, к спокойной дискуссии и различию точек зрения.
- Воспитание ценностных ориентиров, уважения к правам и свободам других людей, развитие социальной ответственности и активной гражданской позиции.
- Развитие культуры общения и способности к сотрудничеству в различных социальных и культурных контекстах.
Метапредметных:
- Критическое мышление - умение анализировать, сравнивать, оценивать и принимать обоснованные выводы на основе информации из различных источников.
- Самостоятельность и ответственность - умение работать с информацией, строить свою собственную систему знаний, принимать решения и нести за них ответственность.
- Коммуникативные навыки - умение грамотно и эффективно выражать свои мысли, убеждать других, слушать и понимать точку зрения собеседника.
- Информационная грамотность - умение работать с различными источниками информации, оценивать их достоверность и соответствие заданным критериям.
- Культурологическая компетенция - знание и понимание культурных ценностей, норм поведения и общественных институтов разных стран и народов.
- Этика и правовые знания - знание основных правовых норм и правил этического поведения в обществе.
- Создание и управление проектами - умение планировать, организовывать и контролировать работу команды и достигать поставленных целей.
- Историческая осведомленность - знание и понимание истории развития государства, общества и человечества.
- Культура профессиональной коммуникации - умение эффективно общаться в своей сфере профессиональной деятельности.
- Умение работы в команде - развитие навыков коллективной работы, умение работать в команде на достижение общих целей.
Предметных:
- Знание основных концепций, методов и моделей социальных наук.
- Понимание социальных процессов и явлений в обществе с учетом их взаимосвязей и влияния.
- Знание и понимание различных типов обществ, социальных структур, институтов и организаций.
- Понимание роли и влияния государства, политических институтов и политических процессов на развитие общества.
- Знание основных концепций, методов и моделей экономической науки и их применение в анализе экономических процессов и явлений.
- Знание основ религий и культур мира, понимание их влияния на общество и культуру.
- Умение анализировать и оценивать политические, экономические и социальные проблемы и вызовы в международных отношениях.
Видами занятий для практических работ являются:
- для владения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), просмотр обучающих видео-лекций, ознакомление с нормативными документами и др.
- для закрепления и систематизации знаний проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий и обязательной литературы, составление глоссария, составление таблиц, выполнение тестовых заданий, решение практических заданий, выполнение учебно-познавательных заданий и др.
- для формирования умений: проведение исследований, умение анализировать и находить пути решения, разработка проекта внедрения принципов бережливого производства на предприятии или в офисе.
- для использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни: совершенствование собственной познавательной деятельности; решение практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; приведение возможных последствий, определённых экологических действий.
Формы контроля практических работ:
- просмотр и проверка выполнения практической работы преподавателем;
- организация взаимопроверки выполненного задания в группе;
- обсуждение результатов выполненного задания в группе;
Критерии оценки результатов практической работы:
- уровень освоения учебного материала;
- уровень владения умениями применять полученные знания при выполнении заданий;
- обоснованность и чёткость изложения материала;
- уровень владения базовым понятийным аппаратом по изучаемой теме;
- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать её.
Перечень практических работ
1 | Практическая работа №1: Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности в сфере судостроения |
2 | Практическая работа №2: Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. |
3 | Практическая работа №3: Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе |
4 | Практическая работа №4: Роль и значение непрерывности образования |
5 | Практическая работа №5: Религии мира. Буддизм, христианство и ислам. Национальные религии |
6 | Практическая работа №6: Достижения современного российского искусства |
7 | Практическая работа №7: Ролевая игра «Экономические системы» |
8 | Практическая работа №8: Решение кейсов «Экономический рост и пути его достижения» |
9 | Практическая работа №9: «Решение экономических задач с графиком» |
10 | Практическая работа №10: «Решение задач по теме «Расчет процента по кредиту» |
11 | Практическая работа №11: Решение кейсов «Мое резюме» |
12 | Практическая работа №12: «Безработица: причины и следствия» |
13 | Практическая работа №13: Создание интеллект-карты «Факторы производства» |
14 | Практическая работа №14: «Государственная политика по поддержке экономики в России» |
15 | Практическая работа №15: «Сколько всего мы платим налогов» |
16 | Практическая работа №16: Решение кейсов «Собственное производство как средство устойчивого развития Государства» |
17 | Практическая работа №17: Ролевая игра «Социальные роли человека в трудовом коллективе» |
18 | Практическая работа №18: Эссе «Важность семьи» |
19 | Практическая работа №19: «Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления» |
20 | Практическая работа №20: Эссе-размышление «Причины абсентеизма» |
21 | Практическая работа №21: Интеллект-карта «Формы государства» |
22 | Практическая работа №22: Роль средств массовой информации в политической жизни общества |
23 | Практическая работа №23: Выступление с докладами «Политические партии России и их лидеры» |
24 | Практическая работа №24: «Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности» |
25 | Практическая работа №25: Решение тестовых заданий «Конституция Российской Федерации: права и обязанности гражданина России» |
26 | Практическая работа №26: Основы гражданского права. |
27 | Практическая работа №27: Решение кейсов «Правовое регулирование отношений супругов». |
28 | Практическая работа №28: Ролевая игра «Трудовые споры и порядок их рассмотрения». |
29 | Практическая работа №29: Решение кейсов «Административное правонарушение и административная ответственность». |
30 | Практическая работа №30: Уголовная ответственность и виды наказаний. |
31 | Список литературы |
Практическая работа №1
«Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности в сфере судостроения»
Цель работы:
- Определить принципы межличностного общения в профессиональном сообществе в сфере судостроения;
- Изучить различные типы коммуникации в профессиональном сообществе, используемые в сфере судостроения, и узнать, как эффективно их применять;
- Стимулировать развитие способности критически мыслить и разрешать сложные проблемы, возникающие во время взаимодействия с другими профессионалами в сфере судостроения;
- Ознакомление участников с понятиями «темперамент», какие типы темперамента существуют, показать на примере знаменитых людей каждый тип темперамента.
Порядок выполнения работы:
1. Типы темперамента личности. Определите положительные и отрицательные стороны темпераментов, а также определите персонажей к каждому типу:
Тип темперамента | Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Холерик | ||
Сангвиник | ||
Флегматик | ||
Меланхолик |
Ключ:
Тип темперамента | Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Холерик - Крош | сильная нервная система, легко переключается с одной деятельности на другую | конфликтен, истеричен |
Сангвиник - Нюша | общителен, уравновешен, высокая работоспособность | невнимателен к другим людям |
Флегматик - Ежик | высокая работоспособность, целеустремлен | упрям, тяжело включается в работу |
Меланхолик - Бараш | легко переключается, чуток, внимателен | низкая работоспособность |
Герои мультфильма «Смешарики»:
2. Вертикальная и горизонтальная коммуникация
Задание на выбор:
1. Вертикальная коммуникация: напишите письмо, которое вы, как начальник отдела, направляете своим подчиненным. Письмо должно содержать инструкции о том, как выполнять определенные задачи, требования к работе и описание ожидаемого результата. Оцените, насколько понятно и четко были переданы инструкции, и как ваши подчиненные поняли письмо.
3. Горизонтальная коммуникация: организуйте встречу команды проекта, в которой разберетесь в вопросе, как распределить задачи между участниками проекта. Обсудите план работы, дайте рекомендации по выполнению задач и обменяйтесь мнениями.
4. Задание на сравнение: сравните две организации в вашем городе, которые работают в одной отрасли, но имеют разные модели коммуникации. Опишите, какие виды коммуникации используются в каждой организации, обратите внимание на то, как это влияет на эффективность работы.
5. Задание на анализ: анализ данных сотрудничества внутри организации. Информация о том, как сотрудники общаются между собой, может быть получена из журналов обсуждений, электронных писем и других корпоративных систем коммуникации. Выполнить анализ и сделать выводы о том, какие способы коммуникации более эффективны, и как можно улучшить взаимодействие между сотрудниками при помощи коммуникации.
Практическая работа №2
«Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.»
Цель работы:
- Помочь учащимся понять основные вызовы и риски, с которыми общество и человек сталкиваются в XXI веке;
- Научить обучающихся разрабатывать стратегии защиты от угроз;
- Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности, а также глубокому анализу проблем и поиску рациональных решений.
Порядок выполнения работы:
Задание на выбор:
1. Исследование рисков современного общества: необходимо выбрать один или несколько глобальных вызовов XXI века (например, изменение климата, технологические угрозы, социальный раскол и т.д.) и провести анализ рисков и последствий этих вызовов для человека и общества.
2. Анализ механизмов защиты от рисков: изучить различные методы защиты от угроз и вызовов XXI века, которые применяются на уровне государства, компаний и отдельных людей.
3. Разработка своего плана защиты: на основе полученных знаний, необходимо разработать свой личный план защиты от рисков и вызовов XXI века. План может включать в себя советы по сохранению здоровья и физической формы, стратегии защиты от киберугроз, а также план противодействия социальному расколу и т.д.
Практическая работа №3
«Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе
Цель работы:
- Научить учащихся ключевым навыкам культуры общения, труда, учебы и поведения в обществе;
- Проанализировать значимость данных навыков для личностного развития и успешной адаптации в социуме.
Порядок выполнения работы:
Ученики делятся на группы и обсуждают четыре главных навыка в рамках культуры общения, труда, учебы и поведения в обществе. Каждая группа должна показать примеры того, как эти навыки могут быть успешно применены, чтобы достигнуть успеха.
1. Учащиеся объединяются в группы по четыре человека. Каждая группа должна представлять одну из сфер (культура общения, труда, учебы или поведения в обществе).
2. Каждая группа получает лист бумаги и ручки для записи.
3. Задание для групп - смоделировать некоторую жизненную ситуацию, в которой будет применяться навык из их сферы.
4. Каждая групп записывает ситуацию на листе бумаги и обсуждает, как бы они применили свой навык в этой ситуации.
5. Когда все группы закончат работу, каждая группа представляет свою ситуацию и отвечает на вопросы о том, как они применили свой навык.
Четыре главных навыка в рамках культуры общения, труда, учебы и поведения в обществе включают:
1. Коммуникационные навыки: эти навыки помогают лучше и эффективнее общаться с другими людьми. Они включают в себя умение понимать языковые и невербальные сигналы, правильно реагировать на эмоции и мнения других людей, а также умение слушать и выражать свои мысли и идеи.
2. Навыки управления временем: эти навыки помогают распределять время и управлять им более эффективно. Они включают умение планировать свои задачи, справляться со сроками и приоритетами, а также устанавливать персональные и профессиональные цели.
3. Навыки адаптации: эти навыки помогают адаптироваться к новым ситуациям и изменениям в окружающем мире. Они включают способность анализировать изменения, находить способы приспособиться к новой обстановке и учиться на своих ошибках.
4. Навыки решения проблем: эти навыки помогают находить эффективные решения в различных жизненных ситуациях. Они включают способность анализировать проблемы и искать новые пути их решения, а также умение работать в коллективе и принимать ответственность за свои решения.
Практическая работа №4
«Роль и значение непрерывности образования»
Цель работы:
- Понять значение образования в современном обществе и роль непрерывности образовательного процесса в профессиональном развитии и личностном росте;
- Развитие навыков критического мышления и анализа информации;
- Развитие коммуникативных навыков через проведение дискуссии и представление своей точки зрения перед аудиторией;
- Развитие навыков письменной речи через написание эссе;
- Повышение уровня образованности и осознанности в вопросах, связанных с образованием и профессиональным развитием.
Порядок выполнения работы:
1. Написание эссе с обоснованием своей позиции и использованием конкретных примеров из собственного опыта и изученной литературы.
2. Представление эссе перед группой или запись видеоролика на данную тему.
Примеры тем эссе:
- Непрерывное образование: какой вклад он вносит в профессиональный и личностный рост.
- Плюсы и минусы онлайн-курсов как способа непрерывного образования.
- Развитие навыков самообразования в целях непрерывного образования.
- Роль взаимодействия образовательных учреждений и работодателей в достижении непрерывности образования.
- Как непрерывное образование помогает в адаптации к новым социальным и экономическим условиям.
- Жизненный цикл образования: почему непрерывное образование становится все важнее.
- Основные вызовы и перспективы непрерывного образования в современном мире.
- Непрерывное образование как основа устойчивого личностного развития.
- Зачем нужна непрерывность образования: основные проблемы и возможные решения.
Практическая работа №5
«Религии мира. Буддизм, христианство и ислам. Национальные религии»
Цель работы:
- Познакомить обучающихся с основными религиозными верованиями и традициями, а также с их ролью в культуре и истории человечества;
- Рассмотреть понятие религии как важнейшего элемента культуры и общества, а также понять, какую роль она играет в формировании мировоззрения и повседневной жизни людей;
- Понять важность терпимости и уважения к другим религиям и культурам, а также важность соблюдения прав и свобод религиозных меньшинств;
- Развитие толерантности, эмпатии и уважения к другим культурам и религиям.
Порядок выполнения:
В рамках задания студентам предлагается создать серию рисунков или коллажей, которые показывают, как представители разных религий видят и понимают мир вокруг нас.
Каждый студент должен выбрать одну из трех крупнейших мировых религий - буддизм, христианство или ислам и на основе своих знаний о данной религии представить свой взгляд на мир.
В работе студенты много внимания уделяют деталям и элементам изображения. Необходимо использовать символику, архитектуру, цвета и другие элементы, которые наиболее характерны для конкретной религии. Студенты также могут дополнить свои рисунки краткими описаниями, объясняющими то, что они изобразили на рисунке.
Кроме того, каждый студент должен определить и изобразить, как выглядит мир изнутри. Как он/она видит себя и других людей в мире, какие ценности и идеалы преследует? Это может быть как абстрактный рисунок, так и конкретно сформулированная идея.
В конце задания, студенты делятся своей работой с группой, представляют свои рисунки и делятся своими мыслями о том, как индивидуальные представления о мире касаются того, что мы знаем о верованиях и культурах других людей.
Практическая работа №6
«Достижения современного российского искусства»
Цель работы:
- Создание собственного арт-проекта, в котором участники будут исследовать и анализировать достижения российского искусства;
- Развитие творческих способностей обучающихся;
- Изучение достижений современного российского искусства;
- Развитие аналитических навыков исследования и анализа творчества художников;
- Укрепление знаний об истории и культуре России;
- Выработка у обучающихся критического мышления и способности принимать участие в социокультурной дискуссии.
Порядок выполнения:
1. Определите тему проекта - это может быть фокусирование на определенном жанре или направлении (например, скульптура, живопись, современное искусство), на конкретном художнике или группе художников, на их творческом наследии или архитектурных проектах.
2. Определите группу участников и вместе разработайте концепцию проекта.
3. Проведите исследование по выбранной теме - изучите творчество художника или художников, проанализируйте мотивы и техники, рассмотрите их в контексте истории и культуры.
4. Создайте собственные работы - это может быть художественная эскиз, скульптура, живописная композиция, серия архитектурных проектов, которые будут отражать ваше понимание и интерпретацию темы.
5. Организуйте презентацию вашего проекта - подготовьте финальную выставку, организуйте своеобразный "музей науки", где будут представлены результаты вашего исследования и художественные работы.
Практическая работа №7
«Ролевая игра «Экономические системы»
Цель работы:
- Помочь студентам понять, как работает экономика в целом и какие принципы лежат в ее основе;
- Познакомить с различными экономическими системами, их особенностями и преимуществами/недостатками;
- Развить понимание экономических процессов в современном мире и принимать в будущем более обоснованные решения в экономических вопросах.
Порядок выполнения:
Игроки делятся на команды, каждая команда представляет страну, которая использует определенную экономическую систему (капитализм, социализм, коммунизм, бартер). В течение игры участники должны будут принимать решения, которые влияют на экономическое развитие и благосостояние их страны.
Задания:
1. Игрокам нужно создать бизнес-план и запустить новый предпринимательский проект в своей стране. Каждая команда будет получать финансовые ресурсы в зависимости от экономической системы, которую они представляют.
2. Игрокам нужно решить кто и на каких условиях получит доступ к ресурсам (например, к земле или природным ресурсам). Эта задача позволит игрокам видеть, как та или иная экономическая система влияет на распределение ресурсов и социальную справедливость.
3. Игрокам придется принимать решение по поводу налоговой политики в своей стране. Они должны будут решить, какое количество денег надо направить на государственные нужды, а сколько нужно выделить на инвестирование в развитие страны.
Практическая работа №8
«Решение кейсов «Экономический рост и пути его достижения»
Цель работы:
- Понимание понятия "экономический рост" и его основных принципов;
- Ознакомление с факторами, влияющими на экономический рост, и способами контроля этих факторов;
- Изучение роли инноваций в экономическом росте и осознание важности инвестиций в эту область;
- Рассмотрение различных моделей экономического роста и их применение в различных странах и регионах;
- Оценка влияния глобализации на экономический рост и понимание положительных и отрицательных сторон этого процесса;
- Разработка стратегий для достижения экономического роста на уровне индивидуальных предприятий и государств в целом.
Порядок выполнения:
Задание на выбор:
1. Сравнение экономических систем: проведите анализ экономических систем разных стран мира (например, США, Китая, Сингапура и России), и объясните, как они достигают экономического роста.
2. "Повышение качества образования и экономический рост": проведите обсуждение на тему, как повышение качества образования может влиять на экономический рост страны. Давай представим маленький городок, где уровень образования был ниже среднего, а уровень безработицы высокий. Начальство местного управления задалось целью сделать образование доступнее и повысить уровень образования, а также привлечь новые рабочие места в город. Для достижения этой цели нужно разработать план действий.
3. "Достижение экономического роста через инновации и технологии": Как компания Apple использовала инновации и технологии для достижения экономического роста.
Компания Apple была основана в 1976 году Стивом Джобсом, Стивом Возняком и Рональдом Уэйном в гараже в Калифорнии. С тех пор компания быстро выросла до одной из ведущих технологических компаний в мире.
Предложите методы, которые могут быть использованы для привлечения технологических инноваций в России.
4. "Стратегии государственного регулирования экономики": проведите обзор стратегий государственного регулирования экономики, использованных различными странами в прошлом и в настоящее время. Исследуйте различные методы и как они могут быть применены в современной России для достижения экономического роста.
Практическая работа №9
«Решение экономических задач с графиком»
Цель урока:
- Объяснение понятий спроса и предложения, их функций и взаимодействия на рынке товаров;
- Демонстрация графического представления спроса и предложения и их зависимости от цены;
- Научиться находить равновесную цену на рынке с помощью пересечения графиков спроса и предложения;
- Формирование навыков анализа и интерпретации графиков спроса и предложения;
Порядок выполнения:
Задача 1.
На рисунке отражена ситуация на рынке рыбы и морепродуктов: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р — цена товара, Q — объём предложения товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
1) существенным ростом доходов населения
2) спуском на воду новых траулеров для рыболовного флота страны
3) повышением импортных пошлин на ввоз морепродуктов и рыбы
4) увеличением количества продавцов рыбы и морепродуктов
5) уменьшением количества продавцов рыбы и морепродуктов
Задача 2.
На графике отражена ситуация на рынке бытовой химии: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — объем спроса товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) расширение числа производителей бытовой химии
2) заселение многоэтажных домов новых микрорайонов
3) технические нововведения на предприятиях бытовой химии
4) увеличение налогов, уплачиваемых производителями
5) реклама новой продукции предприятий бытовой химии
Задача 3.
На графике отражена ситуация на рынке молочной продукции. Кривая предложения с переместилась в положение S 1, а затем в S 2.( (Р — цена товара, Q —количество товара).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такие изменения? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) реклама молочной продукции;
2) эпидемиологические заболевания в хозяйствах фермеров;
3)временное снижение, уровень которых постепенно восстановился;
4)снижение налогов с фермерских хозяйств;
5)увеличение после сезонного спада молочных продуктов крупными торговыми сетями.
Задача 4.
На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке легковых автомобилей в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P — цена товара; Q — количество товара).
Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?
Задача 5.
На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке роликовых коньков в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?
Задача 6.
На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке одежды этнического стиля в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение спроса?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся предложение и равновесная цена одежды этнического стиля на рынке государства Z после удешевления стоимости тканей при прочих равных условиях?
Ответы:
1. 35
2. 25
3. 35
4.
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;
2) Благодаря внедрению новых высокопроизводительных технологий сократилось время производства одного автомобиля, что позволило увеличить количество произведённых автомобилей;
3) ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
5.
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;
2) благодаря появлению на рынке трех новых производителей спортивных товаров и атрибутики, увеличилось общее количество производимых спортивных товаров, предложение роликов выросло;
3) ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
6.
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена выросла;
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: в государстве Z наблюдается всплеск моды на одежду этнического кроя. Многие молодые люди начинают надевать такие вещи в повседневной жизни, это ведет к росту спроса на них;
3) ответ на третий вопрос: удешевления стоимости тканей сократило издержки на одежды этнического кроя и привело к увеличению её предложения и сокращению равновесной цены.
Практическая работа №10
«Решение задач по теме «Расчет процента по кредиту»
Цель работы:
- Научиться рассчитывать и принимать решения, касающиеся кредитных продуктов;
- Изучить основные понятия, связанные с кредитами и займами;
- Изучить различные виды кредитов, процедуру получения кредита;
- Изучение расчета платежей и определения возможности выплатить кредит;
- Обучение студентов навыкам рассчета кредитных операций и принятии обоснованных решений на основе расчетов.
Порядок выполнения:
1. Необходимо взять в банке кредит на сумму 100 000 рублей, на три года под 20% годовых. Какую сумму придется выплатить в банк за весь период?
2. Женя взял в банке кредит на 150 000 рублей на срок 5 лет под 13% годовых. Какая ставка запрошена при расчете суммы процентов?
3. Оксана брала кредит в банке на покупку машины. Сумма кредита составляла 350 000 рублей на срок 4 года под 15% годовых. Рассчитайте, сколько Оксана заплатит банку в целом за кредит?
4. Вероника заняла в банке на 2 года 120 000 рублей под 25% годовых. Сколько составят ежемесячные выплаты по кредиту, если их нужно проводить равными суммами?
5. Миша взял кредит в банке на сумму 50 000 рублей под 12% годовых на 4 года. В каком году Миша будет выплачивать больше проценты, чем основную сумму кредита?
6. Марина взяла кредит на сумму 200 000 рублей на срок 3 года под 14% годовых. Какую сумму Марина заплатит банку, если каждый год она будет выплачивать равные части долга с процентами?
7. Олег взял кредит на 5 лет под 15% годовых на сумму 300 000 рублей. Сколько ему нужно будет выплатить банку в месяц, если он выбрал график платежей с уменьшением с учетом процентов?
8. Алексей взял в банке кредит на 100 000 рублей, на три года под 22% годовых. Какова будет сумма переплаты, если Алексей решит вернуть кредит через полтора года?
9. Даша решила взять в банке кредит на покупку телевизора. Сумма кредита составила 50 000 рублей на срок 2 года под 10% годовых. Рассчитайте, сколько обойдется телевизор Даше, если каждый месяц она будет выплачивать банку равные доли долга с процентами.
10. Степан взял в банке кредит на сумму 200 000 рублей под 18% годовых на 4 года. Ежемесячные выплаты по кредиту составляют 5 000 рублей. Рассчитайте, сколько будет стоить кредит в общей сложности (включая проценты), если ежемесячный платеж не изменяется в течение всего срока кредита?
Ключ:
1. Придется выплатить 142 857 рублей за весь период кредита.
2. Запрошена ставка 13% годовых.
3. Оксана заплатит банку 504 270 рублей.
4. Ежемесячные выплаты по кредиту составят 5 833,33 рублей.
5. Миша начнет выплачивать больше проценты, чем основную сумму кредита, начиная со второго года.
6. Марина заплатит банку 231 602 рублей.
7. Ему нужно будет выплачивать 6 208 рублей в месяц.
8. Сумма переплаты будет составлять 18 375 рублей.
9. Телевизор Даше обойдется в 53 136 рублей.
10. Кредит в общей сложности обойдется в 240 000 рублей.
Практическая работа №11
«Решение кейсов «Мое резюме»
Цель работы:
- Научиться составлять качественные резюме, соответствующие современным стандартам и требованиям работодателей;
- Развитие практических навыков поиска и анализа информации о работе и работодателе, которые помогут составить резюме, наиболее подходящее для конкретной вакансии;
- Развитие навыков презентации и самопрезентации;
- Развитие навыков работы в команде и обмена опытом между студентами, что может помочь им обменяться знаниями, научиться решать задачи вместе и поддерживать друг друга в процессе обучения и поиска работы.
Порядок выполнения:
Задание на выбор:
1. Анализ резюме других людей. Обучающимся предлагается изучить несколько резюме, разных по стилю и содержанию, для того чтобы определить, что работает, а что - нет. Ученики должны разобраться, как правильно применять терминологию, как организовать информацию и что необходимо включать в резюме, чтобы привлечь внимание работодателя.
2. Создание отдельных разделов резюме. Обучающиеся на интуитивном уровне разбирают, в каком порядке должны следовать разделы резюме: персональная информация, образование, опыт работы, навыки и конечно же, завершающая часть. Далее студенты создают резюме с использованием этой структуры.
3. Использование ключевых слов. Обучающиеся обсуждают ключевые слова, которые работодатель может искать в резюме, чтобы сократить список кандидатов до необходимого. Каждый студент включает в свое резюме наиболее подходящие ключевые слова, связанные с их навыками и опытом работы или специализацией.
4. Активное использование сильных сторон. Учащиеся создают список своих наиболее сильных сторон и опыта работы, а затем разрабатывают способы эффективного использования данной информации в резюме.
5. Составление персонализированных резюме. Обучающимся необходимо выбрать несколько работ, на которые они хотели бы подать заявку, и создать персонализированные резюме для каждой позиции, обращая внимание на требования к работе, которые непосредственно указывают в размещенной вакансии.
6. Обсуждение резюме. Обучающимся необходимо обменяться своими резюме, чтобы получить обратную связь от своих коллег и преподавателя. Это поможет каждому ученику лучше проверить свое резюме, выявить потенциальные ошибки.
Практическая работа №12
«Безработица: причины и следствия»
Цель урока:
- Углубить понимание студентами причин и механизмов возникновения безработицы в экономике и обществе;
- Изучить социальные и экономические последствия безработицы, включая негативные влияния на экономический рост, социальную сферу, и тд.;
- Познакомить студентов с социальными мерами и программами государства, направленными на борьбу с безработицей;
- Помочь студентам осознать свою роль в борьбе с безработицей, как активным участникам экономической жизни и общества в целом.
Порядок выполнения:
Задание на выбор:
1. Напишите сочинение на тему "Как я вижу работу будущего". Расскажите о том, как вы представляете себе будущее рабочей сферы, какие тенденции будут наблюдаться на рынке труда, какие профессии будут востребованы в ближайшие годы.
2. Найдите примеры успешных программ социальной поддержки для безработных, которые реализованы в других странах мира. Изучите, как они работают, какие результаты достигли, и предложите свои рекомендации по поводу того, какие элементы этих программ можно применить в вашем регионе.
3. Сделайте маленькую опросную работу среди студентов своего учебного заведения. Разработайте 5-10 вопросов, касающихся причин и последствий безработицы, например: «Какую роль играет образование в сокращении уровня безработицы?», «Кто по вашему мнению больше всего страдает от безработицы?», и т.д.
Практическая работа №13
«Создание интеллект-карты «Факторы производства»
Цель работы:
- Помочь учащимся изучать информацию более эффективно;
- Изучить каждый из факторов производства, связанных с созданием товаров или услуг;
- Понять взаимодействие между каждым фактором и его значение в производственном процессе;
- Систематизировать знания по теме «Факторы производства».
Порядок выполнения:
Интеллект-карты – это визуальное изображение информации, которая поможет лучше организовать и структурировать свои мысли, а также запомнить прочитанное или услышанное. В центре листа бумаги рисуется ключевое слово, идея или тема, которую необходимо исследовать. Вокруг этой ключевой идеи нужно записать все, что приходит на ум и имеет некоторое отношение к этой теме. Примерно через каждые пять слов связывайте некоторые из этих понятий линиями. Можно использовать разные цвета для разных разделов интеллект-карт. На интеллект-карте можно записывать не только слова, но и числа, диаграммы, рисунки, фотографии и т.д., - все, что поможет лучше понять и запомнить тему.
Пример работы:
Практическая работа №14
«Государственная политика по поддержке экономики в России»
Цель урока:
- Познакомить учащихся с основными мерами государственной поддержки экономики в России;
- Раскрыть понятия: макроэкономика, экспорт, экономический рост;
- Способствовать формированию понимания важности государственной поддержки экономики для развития страны;
- Побудить учеников к самостоятельному и критическому мышлению в отношении государственной экономической политики.
Порядок выполнения:
1. Разделение группы на две команды: команда "За" и команда "Против".
2. Изучение темы и проведение ресерча (поиск статистических данных, официальных источников информации и т.д.).
3. Командам предоставляется время на подготовку аргументов (минимум 3 аргумента со ссылками на источники).
4. Проведение дебатов (5-7 минут с каждой стороны), участники должны представить свои аргументы и опровергнуть аргументы противоположной команды, отвечать на вопросы и реплики.
5. Обсуждение результатов дебатов в группе и подведение итогов (на основе ответов на вопросы, убедительности аргументов и т.д.).
Примерные вопросы для дебатов:
- Является ли государственная политика по поддержке экономики в России эффективной?
- Каковы главные достижения государственной политики по поддержке экономики в России?
- Как государство должно поддерживать развитие определенных отраслей экономики?
- Могут ли государственные программы по поддержке экономики привести к злоупотреблениям и коррупции?
- Как государство может помочь малому и среднему бизнесу в России?
- Как можно улучшить государственную политику по поддержке экономики в России?
Практическая работа №15
«Сколько всего мы платим налогов»
Цель урока:
- Ознакомиться с налоговой системой в России;
- Изучить, какие налоги платят граждане и предприятия, зачем нужны налоги, как они влияют на экономику страны и как использовать налоговые вычеты;
- Формирование у школьников навыков работы с бюджетом и выстраивания правильного отношения к уплате налогов.
Порядок выполнения:
1. Изучение темы "Сколько всего мы платим налогов" - чтение статей, просмотр видео, поиск информации на официальных сайтах Министерства финансов и других государственных органов.
2. Выбор периода времени (один месяц или год) и анализ своих доходов и суммы выплат налогов за этот период.
3. Расчет общей суммы налогов, которую вы заплатили за выбранный период - подсчет налогов на доходы, НДС.
4. Обсуждение результатов в классе - насколько полученная сумма соответствует вашим ожиданиям, мнения группы о налоговой системе в России, различия в суммах налогов в зависимости от уровня доходов.
5. Исследование системы налогообложения в других странах и сравнение с системой в России.
6. Обсуждение подведения итогов - какие выводы можно сделать о налоговой системе в России, что можно улучшить для облегчения налоговой нагрузки на граждан.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Каковы основные виды налогов, которые существуют в России?
- Почему суммы налогов различаются в зависимости от уровня дохода?
- Как налоговая система влияет на экономику страны?
- Есть ли какие-то преимущества в налоговой системе в России по сравнению с другими странами?
- Что можно улучшить в налоговой системе России?
Практическая работа №16
«Решение кейсов «Собственное производство как средство устойчивого развития государства»
Цель урока:
- Изучение роли собственного производства для обеспечения устойчивого развития государства;
- Ознакомиться с теоретическими и практическими аспектами собственного производства;
- Изучить механизмы и инструменты государственной поддержки для развития собственного производства;
- Понять значение собственного производства для государства и рассматривать его как одно из основных средств достижения устойчивого развития.
Порядок выполнения:
1. Составьте список товаров, которые Вы обычно покупаете в магазинах.
2. Попробуйте найти информацию о том, где и как эти товары производятся (возможно, на упаковке); если информации нет, поищите ее в интернете.
3. Найдите систему общественного питания или магазин, где продаются продукты от местных производителей (например, фермерские продукты, сыры, мёд).
4. Сравните цены на произведенные в России товары и импортные.
5. Попробуйте приобрести продукты от местных производителей и оцените их качество и вкус.
6. Обсудите с одногруппниками или друзьями свой опыт и сделайте выводы о том, какие товары можно заменить на отечественные, какие преимущества есть у собственного производства в России и как это помогает устойчивому развитию государства.
7. Подготовьте реферат или доклад на тему "Собственное производство в России: преимущества и перспективы для устойчивого развития государства".
Практическая работа №17
«Ролевая игра «Социальные роли человека в трудовом коллективе»
Цель урока:
- Помочь участникам понять, что такое социальные роли и как они относятся к улучшению работы в трудовом коллективе;
- Понять взаимодействие различных социальных ролей в коллективе и найти наилучшее решение возникающих конфликтов.
Порядок выполнения:
1.Выбор ролей, разделение участников на группы по 3-4 человека.
Каждая группа выбрает роль, которую они будут играть в задании. Например, "менеджер", "сотрудник", "новый сотрудник", "клиент" и т.д.
2. Каждая группа группу придумывает сценарий и ситуацию, связанную с работой в трудовом коллективе, в которой они будут играть свои роли. Сценарием может быть: обсуждение нового проекта, восхваление достижений команды, конструктивная критика работы от клиента и т.д.
3. Каждая группа представляет свой сценарий и показывает, как они играют свои роли в трудовом коллективе
4. - После того как все группы представили свои сценарии, проводится общее обсуждение:
- Какие социальные роли были выбраны и какие их особенности?
- Как эти социальные роли влияют на коммуникацию и отношения внутри команды?
- Какие сложности возникли при игре роли, и как можно преодолеть эти сложности?
- Какие выводы можно сделать о том, как социальные роли влияют на работу трудового коллектива в целом?
Предлагаемые социальные роли в трудовом коллективе:
1. Менеджер - руководитель команды, принимает стратегические решения в работе проекта, участвует в планировании, контролирует выполнение работ и организует коммуникацию между членами команды.
2. Сотрудник - исполнитель, который отвечает за выполнение задач, делает рутинную работу, обрабатывает информацию, предоставляет свои знания для решения задач проекта, сотрудничает с коллегами в рамках своих обязанностей.
3. Новый сотрудник - человек, только что начавший работу, который пытается войти в коллектив, узнать организацию и ее структуру, освоить рабочие процессы и стандарты.
4. Клиент - человек, который получает продукт/услугу, общается с командой, высказывает свое мнение о работе, то, что ему нравится, а что нет, пытается получить максимум от выполненных работ.
5. Рекламщик - человек, который отвечает за продвижение продукта/услуги, в том числе через социальные сети или другие каналы коммуникации.
6. Финансист - член команды, отвечающий за вопросы финансового планирования и управления проектом, предоставляет учредителям информацию о ходе проекта, финансовых рисках и прибыли.
7. Инженер-конструктор - руководитель по созданию проекта, который занимается разработкой документации на судостроительные изделия по техническому заданию, а также руководит работой группы конструкторов и взаимодействует с другими отделами предприятия.
8. Слесарь-сборщик - исполнитель, который осуществляет сборку конструкций на производственном участке, проверяет соответствие деталей и узлов проекту.
9. Металлург - специалист по обработке и обслуживанию металла, который работает на металлообрабатывающих участках, готовит и выдает металлобрабатывающие заготовки.
10. Электрик - электромонтажник, который выполняет работы по монтажу и обслуживанию электрооборудования на судах, проводит проверки систем на готовность к эксплуатации и обслуживанию.
11. Механик - механик по ремонту и обслуживанию двигателей и приводов, который следит за исправностью механизмов и компонентов, осуществляет ремонт и обслуживание.
12. Технический контролер - специалист, который проводит контроль качества металлопрофилей, маяков, настенных панелей и других материалов, которые используются на строительстве судов.
Практическая работа №18
«Эссе «Важность семьи»
Цель работы:
- Показать важность семьи для социальной и эмоциональной стабильности человека;
- Анализировать различные формы семейных отношений, определить, какие формы семейных отношений существуют в нашем обществе, как они развиваются и каковы их достоинства и недостатки;
- Показать важность поддержки семьи для развития детей и какие риски для их развития могут существовать, если они не получают достаточного количества внимания и поддержки;
- Рассмотрение проблемы в контексте современного общества;
- Развивать навык анализа, критического мышления, аргументации, самостоятельной работы и продвижения личных взглядов.
Темы для эссе:
- "Семья как основа общества: ее роль и значение в развитии общества".
- "Влияние семейной среды на детей: как семья формирует личность ребенка".
- "Семья и социальная защита: роль семьи в обеспечении благополучия человека".
- "Семейные ценности и нравственность: важность их сохранения в современном обществе".
- "Семья в кризисных ситуациях: как сохранить единство и поддержку друг друга".
- "Семья и здоровый образ жизни: важность здоровых привычек и совместных занятий".
- "Семья и образование: роль семьи в формировании культурного уровня общества".
- "Экономические аспекты семьи: важность материального благополучия для ее сохранения".
- "Семейные традиции: как они связывают поколения и сохраняют культурное наследие".
Практическая работа №19
«Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления»
Цель урока:
- Ознакомиться с проблемой конфликтов в трудовых коллективах;
- Выявить причины возникновения конфликтов;
- Изучить типы конфликтов и научиться разрешать конфликты в рабочей среде;
- Владеть необходимыми навыками коммуникации, узнать, как конструктивно и эффективно общаться с коллегами, как решать конфликты и как сохранять позитивный рабочий климат.
Порядок выполнения:
1. Соберите вместе вашу рабочую команду и проведите общую встречу. Попросите каждого участника команды рассказать о том, какие проблемы они сталкиваются в своей рабочей среде, и какие конфликты могут возникнуть в будущем.
2. Разделите команду на пары, один участник из каждой пары играет роль конфликтующей стороны, а второй - роль посредника. Каждая пара должна разыграть случайный конфликт, используя одну из техник преодоления конфликтов.
3. После того, как все пары завершили разыгрывать их конфликты, обсудите, какой метод преодоления конфликта был наиболее эффективным, и почему он работал в данной ситуации.
4. Напишите краткий отчет о проведенном упражнении, где вы укажете, какие конфликты определены, какие техники преодоления использовались, а также выводы, которые были сделаны в процессе дискуссии.
Техники преодоления конфликтов:
1. Коммуникация: одной из ключевых техник для успешного преодоления конфликта является умение правильно коммуницировать. Важно слышать друг друга, находить общую точку зрения и общаться конструктивно.
2. Поиск компромисса: значительную роль в разрешении конфликта может занимать поиск компромисса. Обе стороны должны быть готовы наступить на некоторые компромиссы и уступки.
3. Сотрудничество: сотрудничество и общий поиск решения проблемы может сыграть важную роль в преодолении конфликта. Работа командой может помочь найти новые идеи и решения.
4. Поиск причин: важно найти корень конфликта и понять его причины. Это может помочь разрешить проблему без повторения в будущем.
5. Заполнение разрыва: одной из техник для преодоления конфликта является попытка заполнить разрыв и повысить понимание между сторонами.
6. Использование третьей стороны: на некоторых работах может быть полезно пригласить третью сторону - независимого эксперта или модератора - которая может помочь в разрешении конфликта.
Практическая работа №20
«Эссе-размышление «Причины абсентеизма»
Цель урока:
- Развить навыки анализа информации, критического мышления, креативности и коммуникации;
- Улучшить знания и понимание причин, по которым люди могут не участвовать в политической жизни общества, а также способы предотвращения и управления абсентеизмом;
- Развить письменные и коммуникативные навыки.
Порядок выполнения:
1. Написание эссе-размышления по теме «Причины абсентеизма»
Критерии оценки:
1. Соответствие теме: В эссе должны рассматриваться причины абсентеизма и соответствующие факторы.
2. Содержание: Эссе должно быть информативным, отражать исследовательскую работу, иметь аргументацию и четкую логику.
3. Язык: Эссе должно представлять собой хорошо разработанный текст с четкой структурой, грамматически правильный и стилистически привлекательный.
4. Оригинальность: Эссе должно содержать оригинальные идеи и новый взгляд на проблему, не выносить предсказуемые и общеизвестные мысли.
5. Актуальность: Эссе должно отображать знание и понимание актуальных тенденций и проблем в области абсентеизма и соответствующие доказательства.
Практическая работа №21
«Интеллект-карта «Формы государства»
Цель работы:
- Помочь учащимся изучать информацию более эффективно;
- Создание наглядной диаграммы, которая отображает основные формы государственного устройств;
- Понять характеристики, преимущества и недостатки различных типов государственной организации;
- Систематизировать знания по теме «Формы государства».
Порядок выполнения:
Интеллект-карты – это визуальное изображение информации, которая поможет лучше организовать и структурировать свои мысли, а также запомнить прочитанное или услышанное. В центре листа бумаги рисуется ключевое слово, идея или тема, которую необходимо исследовать. Вокруг этой ключевой идеи нужно записать все, что приходит на ум и имеет некоторое отношение к этой теме. Примерно через каждые пять слов связывайте некоторые из этих понятий линиями. Можно использовать разные цвета для разных разделов интеллект-карт. На интеллект-карте можно записывать не только слова, но и числа, диаграммы, рисунки, фотографии и т.д., - все, что поможет лучше понять и запомнить тему.
Пример работы:
Практическая работа №22
«Роль средств массовой информации в политической жизни общества»
Цель урока:
- Продемонстрировать студентам, как средства массовой информации влияют на политический процесс и каким образом они формируют общественное мнение;
- Познакомиться с различными источниками информации, изучить способы ее анализа, оценки и интерпретации;
- Научиться различать объективную и искаженную информацию;
- Понять, как поведение средств массовой информации в различных ситуациях может повлиять на исход политических процессов, как на местном, так и на международном уровне.
- Научиться пользоваться различными средствами массовой информации в целях получения адекватной и достоверной информации о политической жизни своего общества.
Порядок выполнения:
1. Разделение на группы по 4-5 человек. Каждой группе представляются набор газет и журналов.
2. Каждая группа должна выбрать одну статью, которая описывает событие из политической жизни общества.
3. Чтение статьи и подготовка краткой презентации.
4. Каждая группа делает презентацию на тему: как именно эта статья влияет на общественное мнение о политической ситуации в стране?
5. После презентации группы получают 5 минут на дискуссию: насколько точно они смогли интерпретировать статью, насколько точны их выводы.
6. Заключительным этапом урока является составление общего списка способов, которыми средства массовой информации воздействуют на общественное мнение.
Практическая работа №23
«Выступление с докладами «Политические партии России и их лидеры»
Цель урока:
- Расширить знания о существующих политических партиях, их политической программе, квалификации и идеологических установках и о лидерах, которые проводят определенную политическую линию;
- Представить аудитории информацию о сути и истории создания той или иной партии, о ее месте в политической системе России, о ее прошлых и нынешних лидерах, о перспективах развития и т.д.;
- Научиться ориентироваться в политической жизни страны, более осознанно выбирать свою политическую позицию;
- Научиться анализировать информацию, которую предоставляют СМИ, и оценивать ее достоверность и объективность.
Темы докладов:
- Идеология лидеров партий России и ее влияние на формирование политических программ
- История развития политических партий России в XVIII - XXI веках
- Современное политическое ландшафт России: кому принадлежит большинство депутатов
- Роль лидеров политических партий России в государственной жизни страны
- Сравнительный анализ положений программ и идеологических концепций политических партий России
- Источники финансирования политических партий России
- Лидеры политических партий России и их взгляды на международные отношения
- Правительственные реформы в России и их отражение в политических программах партий
- Кампании и выборы: стратегии и тактики российских политических партий
- Экономические программы политических партий России: анализ и сравнение
- Политические партии России и их влияние на образовательную политику в стране
- Роль политических партий в защите прав и свобод граждан в России"
- Политические партии России и их подход к защите окружающей среды и природных ресурсов
- Членство в политических партиях России: достоинства и недостатки
- Российские политические партии и их позиция по вопросам социальной защиты населения
- Женский потенциал в политических партиях России: статистика и реальность
- Молодежные движения в политических партиях России: активность и проблемы
- Политика национальной безопасности в политических программах России: общие черты и различия
- Влияние информационных технологий на деятельность политических партий России
Практическая работа №24
«Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности»
Цель работы:
- Помочь участникам лучше понять и усвоить правовые нормы и стандарты в области судостроения;
- Научить обучающихся работать совместно в команде и сблизить специалистов разных профилей с целью получения готового продукта, соответствующего всем международным и национальным стандартам;
- Развитие навыков поиска решений в режиме реального времени в условиях, близких к деловой среде;
- Формирование навыков командной работы, управления рисками и умения принимать взвешенные решения на основе имеющейся информации;
Порядок выполнения:
У игроков будет роль участника большого судостроительного проекта, в котором сопровождаются процессы проектирования и строительства большого контейнеровоза. Команда состоит из различных специалистов - промышленных инженеров, конструкторов, дизайнеров, архитекторов, технических директоров, инспекторов безопасности и юристов - каждый из которых выполняет свою важную роль в проекте.
Игроки должны взаимодействовать друг с другом, соблюдая все правовые нормы, связанные с процессом судостроения, начиная от проектирования до готовности продукта, и регулярно проверять свою продукцию на соответствие всем международным и национальным стандартам.
В течение игры может произойти некоторые события, которые игроки должны решить с помощью знания и соблюдения правовых норм. Например, возникнут непредвиденные препятствия в процессе проектирования и строительства судна, документация будет объективно недостаточной для завершения проекта, или желание уменьшить себестоимость проекта будет противоречить соответствующим стандартам.
Каждый игрок должен убедиться, что его действия не приводят к нарушению норм и ответственности, а также не подвергают опасности окружающую территорию и сотрудников. Участники должны договориться о соответствующих штрафах и наказаниях в случае нарушений правовых норм и несоблюдения стандартов безопасности.
Такая ролевая игра поможет учащимся подробно разобраться в соблюдении правовых норм на судостроительных мероприятиях, научится сотрудничать, учитывать мнения других и принимать решения, когда возникают непредвиденные обстоятельства.
Ход игры:
Процесс игры начинается с представления команды игрокам и объяснения им правил игры. Затем команды получают информацию об имитационной ситуации, которая может быть базирована на реальных ситуациях, происходивших в индустрии судостроения или предметной области, связанной со строительством судов.
Цель команды заключается в том, чтобы создать готовый проект судна, который соответствовал бы всем международным и национальным стандартам и требованиям.
Каждому участнику игры предоставляется своя определенная роль, например, роль инженера, юриста, специалиста по безопасности, а также других специалистов, вовлеченных в процесс строительства судна.
При этом игроки должны рассматривать и анализировать имеющуюся информацию, проводить исследования, оценивать риски, подбирать оптимальные решения и координировать свои действия с другими членами команды, чтобы достичь общей цели.
Кроме того, в игре могут использоваться такие элементы, как презентации, дополнительные задачи и вопросы, материалы или ситуативные задачи на обнаружение и устранение ошибок или несоответствий.
В конце игры проводится обсуждение достигнутых результатов, анализа процесса игры и оценки эффективности действия участников, а также передача опыта и знаний.
Практическая работа №25
«Решение тестовых заданий «Конституция Российской Федерации: права и обязанности гражданина России»
Цель работы:
- Проверка знаний и понимания гражданами России основных положений Конституции РФ, связанных с правами и обязанностями гражданина;
- Закрепить свои знания в данной области, проверить уровень своей подготовленности к осуществлению своих прав и обязанностей;
- Повысить свой уровень осведомленности по данной теме и эффективнее использовать свои права и выполнять свои обязанности.
Порядок выполнения:
Вариант 1
1. Когда была принята действующая Конституция РФ?
2. Какие права граждан входят в число неприкосновенных?
3. Назовите свободы, которые гражданину гарантирует Конституция РФ.
4. Кто может лишить гражданина РФ его прав и свобод?
5. Какие обязанности гражданина РФ указаны в Конституции?
6. Назовите органы государственной власти, участвующие в осуществлении законодательной власти.
7. Какие группы граждан РФ имеют право на пенсию по старости?
8. Назовите федеральные органы исполнительной власти.
9. Какие обязанности несет государство по отношению к гражданам РФ?
10. Какие права граждан гарантирует конституция РФ в отношении жилища?
11. Действующая Конституция РФ состоит из…
- Преамбулы и двух разделов
- двух разделов
- все варианты верны
12. В преамбуле провозглашается…
- народ России принимает данную Конституцию
- закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире
- все варианты верны
13. Кто может инициировать внесение изменений в Конституцию?
- Президент
- Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные органы регионов и группа не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы
- Президент, Совет Федерации, Государственная Дума
14. Всенародное голосование с целью выявления общественного мнения для решения важного государственного вопроса – это…
- референдум
- выборы
- голосование
15. Что кроме прав и свобод человека и гражданина закреплено во второй главе Конституции Российской Федерации?
- обязанности
- принципы и нормы
- ответственность
16. В Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации провозглашен …
- многонациональный народ Российской Федерации
- Федеральное Собрание Российской Федерации
- Президент Российской Федерации
17. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что
- ни один правовой акт не может ей противоречить
- вынося решения, суд должен прямо ссылаться на статьи Конституции
- она закрепляет изменения, произошедшие в стране
- она закрепляет правовые гарантии граждан страны
18. Конституция провозглашает РФ социальным государством. Это означает, что
1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
2) закрепляется многообразие форм собственности
3) церковь в РФ отделена от государства и системы образования
4) политика государства направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития личности
19. Конституция РФ провозглашает светский характер государства. Это означает, что
1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
2) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью
3) церковь в РФ отделена от государства и системы образования
4) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности
20. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на неприкосновенность частной жизни
2) право на защиту деловой репутации
3) право на социальное обеспечение по возрасту
4) свобода мысли, слова
5) право на жилище
6) право на отдых
Ответы:
1. Ответ: 12 декабря 1993 года.
2. Ответ: Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу совести, свободу выражения мнения и убеждений, право на собственность.
3.Ответ: Свобода совести, свобода выражения мнения, свобода выбора языка, свобода профессиональной деятельности, свобода передвижения и выбора места жительства.
4. Ответ: Только суд при наличии законных оснований.
5. Ответ: Соблюдение Конституции, законов и прав граждан, участие в выборах и референдумах, обязанность работать и бережно относиться к общественному достоянию.
6. Ответ: Федеральное Собрание РФ - Государственная Дума и Совет Федерации.
7. Ответ: Граждане РФ, достигшие определенного возраста и имеющие страховой стаж.
8. Ответ: Правительство РФ и его министерства.
9. Ответ: Гарантировать права и свободы граждан, обеспечивать защиту интересов граждан и общественной безопасности, создавать условия для реализации прав и свобод граждан.
10. Ответ: Право на жилище, право на неприкосновенность жилища, право собственности на жилище.
11. 2
12. 2
13. 2
14. 1
15. 2
16. 1
17. 1
18. 4
19. 3
20. 124
Вариант 2
1. Конституцию от всех других федеральных законов отличает
1) высшая юридическая сила
2) обязательность для всех граждан
3) государственная обеспеченность
4) нормативно-правовой характер
2. В чем наиболее полно выражается демократический смысл Конституции РФ?
1) во введении двухпалатного парламента
2) в закреплении основных обязанностей граждан
3) в провозглашении федеративного устройства государства
4) в закреплении принципа разделения властей
3. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет
1) Председатель Верховного Суда РФ
2) Председатель Правительства
3) Председатель Совета Федерации
4) Председатель Конституционного Суда
4. Найдите в списке социально-экономические права (свободы) гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) свобода совести и вероисповедания
2) право на защиту чести и доброго имени
3) право на отдых
4) право на неприкосновенность жилища
5) свобода предпринимательской деятельности
6) свобода труда
5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий.
1) Право на свободу
2) Право на жизнь
3) Первичное право
4)Право на выбор местожительства
5)Право на личное достоинство
6) Право на тайну переписки
6. Что из перечисленного ниже относится к политическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право участвовать в управлении делами государства
2) право на свободу и личную неприкосновенность
3) право на личную и семейную тайну
4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
5) право обращаться в органы государственной власти
6) право участвовать в референдуме
7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово.
Основы конституционного строя, признание прав и свобод человека высшей ценностью, верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей ее территории, идеологическое многообразие.
8. Конституция РФ закрепляет принцип политического и идеологического плюрализма в качестве одной из основ конституционного строя нашего государства. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого принципа? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
2) Никакая идеология не может устанавливаться в РФ в качестве государственной или обязательной.
3) В РФ признаётся идеологическое многообразие.
4) В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.
5) РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
9. Всенародное голосование с целью выявления общественного мнения для решения важного государственного вопроса – это…
- референдум
- выборы
- голосование
10. Что кроме прав и свобод человека и гражданина закреплено во второй главе Конституции Российской Федерации?
- обязанности
- принципы и нормы
- ответственность
11. Назовите главный гарант Конституции РФ.
12. Какие права граждан гарантируются в области образования?
13. Какой орган является высшей судебной властью РФ?
14. Как гарантируется право на труд и защиту трудовых прав граждан РФ?
15. Какие обязанности гражданина РФ связаны с государственной обороной?
16. Назовите органы местного самоуправления РФ.
17. Что такое общественное достояние?
18. Какие обязанности гражданина РФ связаны с участием в выборах и референдумах?
19. Как гарантируется право граждан на здравоохранение?
20. Какие права граждан гарантируются в области социального обеспечения?
Ответы:
1. 1
2. 4
3. 2
4. 356
5. 3
6. 156
7. Основы конституционного строя
8. 234
9. 1
10. 2
11. Ответ: Президент РФ.
12. Ответ: Право на бесплатное образование в государственных учреждениях, свободу выбора образовательного учреждения, право на получение высшего образования.
13. Ответ: Верховный Суд РФ.
14. Ответ: Обеспечивается защита от безработицы, равный доступ к труду без дискриминации, установление ограничений в продолжительности рабочего времени и др.
15. Ответ: Доступность и призыв на военную службу, материальная помощь военным и их семьям.
16. Ответ: Городские и сельские поселения, муниципальные районы и города.
17. Ответ: Земля, водные объекты, леса, подземные богатства и др. природные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также другие объекты.
18. Ответ: Выполнение избирательных правил и законных требований, участие в выборах и референдумах, сохранение тайны голосования.
19. Ответ: Гражданам гарантируется бесплатное медицинское обслуживание на основе обязательного медицинского страхования.
20. Ответ: Право на социальную защиту, материальную помощь со стороны государства, пенсии, компенсации и др. социальные выплаты.
Практическая работа №26
«Основы гражданского права»
Цель урока:
- Ознакомить обучающихся с основами гражданского права и его значение в современном обществе;
- Развить учеников понимание основных понятий и категорий гражданского права;
- Ознакомить учеников с законодательными актами, регулирующими гражданское право;
- Развить у учеников навыки анализа и решения практических задач, связанных с гражданским правом;
- Показать, как правильно оформлять и заключать договоры, а также правильно выполнять свои обязательства;
- Объяснить, какие последствия могут возникнуть в случае нарушения гражданских прав и свобод;
- Показать, как правильно защищать свои гражданские права в случае их нарушения.
Порядок выполнения:
Ситуация: Вам, как юристу, было поручено подготовить и заключить договор на оказание услуг по ремонту машины. Для этого необходимо определиться с условиями договора, возможными спорными моментами и правами сторон.
Задание:
1. Определите вид и объем услуг по ремонту машины, которые будут указаны в договоре.
2. Составьте проект договора, учитывая требования к заключению договора.
3. Опишите порядок исполнения договора с указанием возможных рисков и спорных вопросов.
4. Определите ответственность сторон в случае нарушения условий договора.
5. Опишите порядок прекращения договора и возможные последствия этого действия.
Практическая работа №27
«Решение кейсов «Правовое регулирование отношений супругов»
Цель работы:
- Понять, как работает система семейного права и какими способами можно решать различного рода конфликты, возникающие в семейных отношениях;
- Ознакомиться с различными аспектами семейного права, включая права и обязанности родителей, раздел имущества при разводе, установление опеки над ребенком;
- Понять, как лучше действовать в конфликтных ситуациях в семейной жизни.
Порядок выполнения:
Кейс 1: Муж и жена открыли предприятие вместе. Муж ушел из бизнеса и высказал желание продать свою долю супруге. Как сделать это с учетом законодательства?
Кейс 2: Муж и жена находятся в разводе и конфликтуют в вопросе воспитания детей. Кто имеет право принимать решения по этому вопросу?
Кейс 3: Муж выкладывает деньги на обучение жены, но спустя некоторое время она заявляет, что хочет развестись. Может ли муж потребовать возврат денег?
Кейс 4: Один из супругов получил наследство. Как правильно оформить документы, чтобы имущество стало общим?
Кейс 5: Супруги оформили брачный контракт. Один из них нарушил его условия. Как защитить свои права в этом случае?
Кейс 6: Муж и жена заключили брачный контракт, но после брака жена решила изменить его условия. Какие действия могут принять муж и жена, чтобы защитить свои интересы?
Кейс 7: Муж и жена заключили брак в другой стране, а по возвращении в Россию они выяснили, что их брак недействительный. Каким образом они могут оспорить это решение?
Кейс 8: Супруги живут раздельно, но каждый месяц муж передает жене определенную сумму денег на содержание общего ребенка. Однако жена утверждает, что сумма недостаточна. Какие могут быть правовые последствия этого конфликта?
Кейс 9: Супруги решили развестись, но муж отказывается согласовывать условия раздела имущества. Каким образом жена может защитить свои права при разделе имущества?
Практическая работа №28
«Ролевая игра «Трудовые споры и порядок их разрешения»
Цель работы:
- Помочь участникам лучше понимать процесс разрешения трудовых споров на основе реальных ситуаций;
- Получить знания о правовых нормах в области труда и трудовых отношений;
- Ознакомиться с основными правами и обязанностями работника и работодателя;
- Понять, какие права и обязанности связаны с трудовыми отношениями, какие документы необходимы для заключения трудового договора, какие формы оплаты труда существуют, какие возможности для защиты своих трудовых прав предоставляет законодательство.
- Формирование у учеников уважительного отношения к своему будущему труду и труду других людей.
Название игры: «Случай в офисе»
Порядок выполнения:
1. Игроки делятся на две команды - работодатели и работники.
2. Каждому игроку выдается карточка с описанием его роли и какой-либо проблемой, возникшей на работе.
3. Работники, например, могут жаловаться на низкую заработную плату, нарушение трудовых прав, отсутствие медицинской страховки или отсутствие возможностей для профессионального роста.
4. Работодатели могут жаловаться на неэффективную работу своих сотрудников, нарушение правил безопасности или несвоевременное выполнение работниками обязанностей.
5. Каждой команде выдается список правил и норм законодательства, которые им нужно будет учитывать при разрешении спорного вопроса.
6. Работники и работодатели должны разработать свой аргумент и адекватные решения для решения проблемы на основе знаний о трудовом законодательстве.
7. Каждая команда должна выполнять свою роль и убедить судью, что их точка зрения является правильной и законной.
8. На основе выступлений каждой команды, судья (назначенный ведущим) принимает решение о том, какая сторона права.
Подведение итогов:
После игры важно провести обсуждение проделанной работы, чтобы участники могли обменяться своими мнениями и узнать, что они могут сделать, чтобы предотвратить возникновение трудовых споров в будущем.
Практическая работа №29
«Решение кейсов «Административное правонарушение и административная ответственность»
Цель работы:
- Изучить основные понятия и принципы административного права, в том числе административного правонарушения и административной ответственности;
- Минимизировать риски получения административных штрафов и других негативных последствий;
- Изучить какие меры административной ответственности применяются при их совершении;
- Формирование у студентов навыков работы с нормативно-правовой литературой и законодательством;
- Повышение юридической грамотности и осведомленности общественности в целях повышения социальной ответственности и улучшения качества жизни в обществе.
Порядок выполнения:
1. Во время езды на своем автомобиле вы превысили скорость на 10 км/ч. Вас остановил полицейский. Какие меры административной ответственности могут быть наложены на вас и какие последствия это может иметь для ваших водительских прав?
2. В магазине вы взяли товар без оплаты, т.е. украли его. Если вас поймают, какие меры административной ответственности могут быть наложены на вас? Какие меры вы могли бы предпринять, чтобы избежать неприятностей? Какой суммы достаточно для привлечения к административной ответственности?
3. Вы управляете транспортным средством в нетрезвом состоянии. Вас остановила полиция. Какие меры административной ответственности могут быть наложены на вас? Как это может повлиять на вашу водительскую лицензию и какие меры вы могли бы предпринять, чтобы избежать повторения подобной ситуации в будущем?
4. Вы являетесь руководителем компании и нарушаете правила по составлению отчетности. Какие меры административной ответственности могут быть наложены на вас и как это может повлиять на вашу компанию?
5. Вы нарушили правила дорожного движения, в результате чего произошло ДТП с несколькими пострадавшими. Какие меры административной ответственности могут быть наложены на вас и как можно уменьшить последствия этого нарушения?
6. Вы решили провести рекламную акцию, но не получили соответствующего разрешения от государственных органов. Какие меры административной ответственности могут быть наложены на вас и как можно избежать нарушения закона?
7. Вы открыли свой бизнес, но не зарегистрировали его в соответствии с законодательством. Какие меры административной ответственности могут быть наложены на вас и как избежать неприятностей с законом?
8. Вы не уложились в сроки по уплате налогов. Какие меры административной ответственности могут быть наложены на вас и как можно избежать таких ситуаций?
9. Вы являетесь собственником строительной площадки, но не соблюдаете нормы безопасности и трудового законодательства. Какие меры административной ответственности могут быть наложены на вас и как можно обезопасить своих работников и избежать нарушения законодательства?
Практическая работа №30
«Уголовная ответственность и виды наказаний»
Цель работы:
- Понять, как работает уголовная ответственность и какие виды наказаний предусмотрены за различные виды преступлений;
- Развить навыки анализа правовых документов, критического мышления и принятия обоснованных решений на основе законодательных норм и моральных принципов;
- Изучить, какие последствия могут иметь различные формы поведения;
- Определить почему уголовная ответственность является важным элементом общественного устройства.
Порядок выполнения:
1. Найдите и изучите законодательные нормы, связанные с уголовной ответственностью и видами наказаний. Ознакомьтесь с предусмотренными уголовным кодексом наказаниями за разные виды преступлений.
2. Составьте список из минимум 3-х реальных кейсов преступлений (в жизни или в СМИ) и определите, какие виды наказания могут быть наложены на виновных, исходя из законодательства вашей страны. Объясните, почему было выбрано именно это наказание в конкретном случае.
3. Составьте краткий доклад о том, как бы вы определили вид наказания для каждого кейса и какие были бы условия смягчения или облегчения наказания.
4. Поделитесь докладом со своими однокурсниками и обсудите принятые решения с точки зрения законности, этических норм и моральных принципов.
Список литературы:
1. Основные печатные издания:
- Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой – 4-е изд., стер. — М. : Просвещение, 2022. — 319 с.
- Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой – 4-е изд., стер. — М. : Просвещение, 2022. — 334 с.
- Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М.: Изд-во «Академия», 2019. – 144 с.
- Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономичского профиля [Текст] : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2016. - 352 с
2. Основные электронные издания:
- Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru.
- Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru.
- Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru.
- Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://www.government.ru
- Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http://duma.gov.ru
- Официальный сайт Совета Федерации РФ. URL: http://council.gov.ru
- Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации. URL: http://www.vsrf.ru.
- 10.Официальный сайт Правительства России. URL: http://www.government.ru
- 16. Федеральный портал по финансовой грамотности. URL: https://vashifinancy.ru
3. Дополнительные источники:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. От 25.02.2022)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. От 04.08.2022)
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. От 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. От 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
- Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. От 28.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2022)
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //СЗ РФ. — 2012.
- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 14.07.2022)
- Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред.от. 28.06.2022)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Обществознание
Данный сборник практических работ по обществознанию составлен в соответствии с рабочей программой и представляет собой руководство по выполнению практических работ по дисциплине. Основное...
методические рекомендации для выполнения практических работ по обществознанию
Данная публикация разработана для студентов СПО технического направления...
Методические рекомендации по дисциплине "Обществознание" по выполнению практических работ для студентов СПО
Методические рекомендации по выполнению практических работ для студентов СПО (обществознание)....
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОУД.10 "Обществознание"
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи обучающимся при выполнении практических работ...
МУ к практическим работам по обществознанию
Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ по общеобразовательному учебному предмету «Обществознание»...
Методические указания. Перечень тем практических работ по дисциплине «Обществознание»
Специальность (шифр), форма обучения08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений,08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромовНазвание дисциплиныОбществознаниеКур...
Практическая работа по обществознанию на тему "Политические идеологии"
Данная практическая работа может применяться в качестве методического материла на уроках обществознания как базового, так и углубленного уровня....