Методическая разработка мастер-класса
методическая разработка
Методическая разработка мастер-класса по УД Основы философии. Цель разработки - создать условия для освоения, прояснения, использования методики ТРКМ (технологии развития критического мышления) преподавателями ПОО на примере урока философии «Философское постижение человека»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_master-klassa_po_ud_osnovy_filosofii.docx | 107.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Использование технологии развития критического мышления на уроках философии
Если учишься не размышляя, впадаешь в заблуждение.
Если размышляешь, не желая учиться, оказываешься в заблуждении.
Конфуций
Цель: создать условия для освоения, прояснения, использования методики ТРКМ преподавателями ПОО на примере урока философии «Философское постижение человека»
Задачи:
--актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания ТРКМ, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
- вызвать устойчивый интерес и побудить участников к применению ТРКМ на занятиях
Методическое обеспечение: раздаточный материал (фрагменты произведений К.Маркса, Ф.Энгельса, логические задания, схема), электронная презентация
Актуальность. В условиях расширения информационного пространства особую актуальность приобретает воспитание свободной, развитой, критически мыслящей личности, способной ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.
Данная технология стала известна в России с 1997 года. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы обучающимся в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
- Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
- Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
- Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
- Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
Урок имеет трехфазовую структуру:
Вызов – актуализация опорных знаний
Осмысление – изучение учебного материала
Рефлексия – закрепление
Что принципиально нового?
Новизна - в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много.
Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Вызов. Специфика технологии на этой стадии – в активной позиции учащихся, которые уже на первом этапе урока ставят собственные цели изучения, определяют желаемый результат в освоении темы. Поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы.
Осмысление - изучение материала.
Внедрение ИКТ в современный образовательный процесс еще не решает проблему активизации мышления. Учитель сопровождает объяснение нового материала компьютерной презентацией; повышается наглядность, уплотняется урок – и учащийся по – прежнему остаётся пассивным «слушателем и зрителем».
В логике ТРКМ в ходе «осмысления» происходит непосредственная работа ученика с информацией, причём работа направленная, осмысленная. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.
На стадии «Рефлексия» ученик проводит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.
1– я стадия | 2– я стадия | 3– я стадия |
Вызов: – актуализация имеющихся знаний; | Реализация смысла: – получение новой информации; | Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; |
Методы и приемы: | ||
-мозговой штурм - кластер предположений (выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление) · игра-упражнение «Веер» · прием «Поясните цитату» · прием «Вы согласны с этим высказыванием?» - прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф» · постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных · прием «Верите ли вы, что…» · прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать -- узнал») -«Дерево предсказаний» -«Понятийное колесо» | -прием «Инсерт» (пометки на полях) · прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) · чтение со стопами · прием «Зигзаг» -составление тезисов -выполнение логических заданий · прием «Мозговой штурм» · прием «Фишбоун» · прием «Что? Где? да?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что? где? когда?) · стратегия решения проблем «Идеал · прием «Сводная таблица» - «6 шляп мышления» | -написание эссе -рефлексивный экран вопросов -сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме -можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение») -что нового вы узнали на уроке ·написание синквейна · прием «Тонкие и толстые вопросы» -перекрестная дискуссия |
ПЛАН УРОКА
Дата: 26.11.19
Группа: 327 Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Тема: Образ человека в философии
Тип занятия – изучение и первичное закрепление учебного материала
Форма – урок-осмысление философских текстов
Цель: создать условия для понимания, осмысления феномена человека как объекта философского анализа; определения сущностных характеристик человека
Задачи:
-обобщить знания студентов об основных подходах к изучению феномена человека; У.1
- характеризовать человека как биосоциального феномена; З.1, У.1
- характеризовать иноприродность, универсальность, незавершенность человека; У.1
- доказать, что человек как явление богаче сущности; З.3, З.4, З.5, У.1
-развивать умение организовывать собственную деятельность, определять задачи личностного развития ОК.1,ОК.8
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач личностного развития ОК.4
- развивать умение работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за работу членов команды ОК.6, ОК 7.
Образовательные результаты:
- понимание феномена многомерности человека;
- демонстрация знаний о сущностных характеристиках человека;
- осуществление мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и др.); обоснование своих вариантов решения логических заданий;
- развитие умения вести себя в публичной обстановке;
- развитие умения объективно оценивать и анализировать свои суждения и суждения других людей
Методическое обеспечение: учебники – Волкогонова О. Д. Основы философии: учебник / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018; В.А.Канке Основы философии – М.,2015; электронная презентация, раздаточный материал (фрагменты философских текстов) для работы по группам
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный методы; методы и приемы ТРКМ – кластер, «Тонкие - толстые вопросы», Инсерт, эвристическая беседа, проблемный диалог, опережающий метод, частично-поисковый метод
Межпредметные связи:
дисциплина | темы |
история | Периодизация истории общества |
психология | Самоактуализация личности |
Информационные технологии | Электронная презентация, использование видеоматериалов |
Структура урока:
Организационный момент
I. Стадия «вызова» - постановка цели и задач урока; актуализация и обобщение знаний по данной проблеме, мотивация учебной деятельности;
II.Стадия «осмысления содержания» - аналитическое (критическое) чтение текстов
III. Стадия «рефлексии» - обсуждение нового материала, выполнение логических заданий, обобщение и закрепление
IV Подведение итогов урока; определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению
План изучения учебного материала:
1. Основные философские подходы к изучению сущности человека
2. Проблема антропогенеза
3. Сущностные характеристики человека
а) человек – биосоциальное существо
б) уникальность, иноприродность, универсальность человека
в) «открытость миру» человека
г) человек как явление богаче сущности
Технологическая карта занятия
Этапы мероприятия | Цель этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | ||
Формируемые компетенции | |||||
ОК, предметные компетенции | |||||
знать | Уметь, ОК | Практический опыт | |||
Организационный; 2 мин. | Определить тему занятия; мотивировать участников | Формулирует тему занятия; мотивирует участников | - | - | Опора на знание форм проведения уроков, требований к деятельности обучающихся на уроках |
I «Вызов» - актуализация и обобщение опорных знаний Основные философские подходы к изучению сущности человека 25 мин. | Показать, прояснить знания о постановке проблемы сущности человека в истории философии; определить учебные задачи по изучению феномена человека | Организует стадию вызова посредством метода кластера (работа индивидуально и по парам); постановку учебных задач по изучению феномена человека
| З.3 Характеризуют, постановку проблемы сущности человека в истории философии; | У.1 Определяют различные подходы к изучению сущности человека, возможные пути решения, этапы работы над темой | Опора на представления о человеке на эмпирическом уровне |
II. Осмысление содержания учебного материала А) проблема антропогенеза 10 мин. | Определить основные подходы к проблеме антропогенеза; раскрыть главные положения теории эволюции | Организует изучение данного вопроса (опережающий метод – сообщение обучающегося с использованием презентации или рассказ-объяснение преподавателя); решение логического задания (коллективная работа) | З.1, З.5 Демонстрируют знание этапов эволюции человека, факторы становления человека | У.1, ОК 6,8 Делают записи, решают логическое задание, дополняют кластер | Опора на знание истории первобытного общества |
Б) сущностные характеристики человека 25 мин. | Изучить, осмыслить на основе анализа философских текстов сущностные характеристики человека | Организовывает работу с философскими текстами, оказывает помощь отдельным обучающимся, группам, корректирует их деятельность Прием инсерт; анализ текстов | З.1, З.3 Демонстрируют знание этапов работы с текстами, приемов мыслительной деятельности, выявляют различные аспекты бытия человека | У.1, ОК.1, ОК4,ОК.6,8 Работают индивидуально и в команде, применяют прием инсерт, делают записи | Опыт работы с текстами |
III. Рефлексия 25 мин. | Обсудить новый материал, закрепить, критически осмыслить свою деятельность, корректировать, прояснить, дополнить кластер; обобщить материал | Организует обсуждение, закрепление, усвоение учебного материала. Использует приемы –проблемная ситуация, «тонкие и толстые вопросы», кластер | З 1, З.3, З.5,З.6 Закрепляют, развивают знания о сущностных характеристиках человека, демонстрируют знания феномена многомерности человека | У.1, ОК1,7,8 Обосновывают свои варианты решения проблемы; работают в команде, обобщают полученные знания, оценивают свои действия | Опора на базовые знания общеобразовательных дисциплин; освоение духовных ценностей (чтение книг, просмотр фильмов, жизненный опыт) |
IV. Подведение итогов 3 мин. | подведение итогов занятия; определение домашнего задания | Вместе с обучающимися подводит итоги, комментирует домашнее задание | - | ОК8 оценивают результаты своей деятельности; уточняют домашнее задание | - |
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Определение темы урока, мотивация обучающихся к изучению темы.
I. ВЫЗОВ
Актуализация опорных знаний и формулирование цели и задач занятия осуществляется с помощью приемов «Поясни цитату» (коллективная работа), «Кластер» (индивидуальная работа и по парам).
Сократ: Человек, познай себя и ты познаешь весь мир (Вселенную и Богов)
Б.Паскаль: Опасно слишком настойчиво убеждать человека, что он не отличается от животных, не доказывая одновременно его величия. Опасно и доказывать его величие, не вспоминая о его низости. Еще опаснее оставлять его в неведении того и другого, но очень полезно показывать ему и то, и другое.
Что же это за химера — человек? Какая невидаль, какое чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земляной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор вселенной.
Б.Паскаль
Каковы основные подходы к определению сущности человека в истории философии
Составление на доске кластера.
В 20 в. перед философией встает задача: выработать единую систематическую теорию человека, задача совершенно невыполнимая, но насчитывающая немало попыток ее решения.
Как составить целостный образ человека? Как подойти к нему?
Определить наиболее ярких философов современности, работающих по данной проблеме.
Выделить - в чем сущность человека, какова его природа
- прояснить различные философские подходы к определению сущности человека
- определить сущностные характеристики человека
- определить основные категории человеческого бытия
- показать, что человек как явление богаче сущности
II. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
А) Проблема антропогенеза. Объяснение преподавателя с элементами беседы. Что вы помните, знаете о происхождении человека из курса истории, биологии, обществознания.
Прародина человечества, время, названия видов гоминид, значение орудийной деятельности, биологические факторы
Логическое задание – возникновение человека было совершеннейшей случайностью или закономерностью развития материи? Логическим завершением прогрессивного развития Вселенной?
Б) аналитическое чтение философских текстов, выявление сущностных характеристик человека
Работа по группам, использование приема инсерт, тезирование, выполнение заданий. Каждая группа работает с фрагментом текста современного философа, в котором наиболее ярко характеризуется та или иная сторона бытия человека. Обучающиеся получают новую информацию, сравнивают с имеющимися знаниями, выполняют задание, отмечают в таблице:
"V"(Уже знаю) | "+"(узнал новое) | "-"(думал иначе) | '?"(есть вопросы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
III. РЕФЛЕКСИЯ - обсуждение, закрепление связей и отношений в объектах изучения посредством корректирования кластера, выполнения логических заданий
Каждая группа, основываясь на записях таблицы и вне нее, выступает со своими тезисами, добавляет новые «ветви» кластера. Основное внимание обращается на самую объемную вторую графу таблицы (новые знания). Графа «Уже знаю» должна подтвердить те «ветви» кластера, которые ребята заполняли на стадии вызова. Графа «Думал иначе» должна исправить имеющиеся ошибки в кластере, если они есть.
Преподаватель, обращаясь к микрогруппе и группе, предлагает логические задания. Отвечая на них, обучающиеся проясняют, критически переосмысливают полученные знания.
А) Оцените степень жесткости биологической программы животных, используя данный факт. Сопоставьте с действиями человека в определенных ситуациях.
Ласточка не может не летать и не кормить своих птенцов, она делает по 200 вылетов в день, и даже если птенцы вдруг погибнут, она все равно будет носить червяков и пытаться кормить ими птенцов, пока не распадется инстинктивная связь действий
Б) Что вы знаете о феномене Маугли? Какие выводы можно сделать о сущности человека?
В) У некоторых народов сохранился древнейший обряд похорон, когда на них приглашаются плакальщицы. Эта женщины ведут себя артистически, рвут на себе волосы, бьются головой о гроб, жалобно кричат, хотя на самом деле никаких чувств к покойнику не испытывают, их наняли разыграть действо. В чем смысл такого «спектакля»? Можно ли характеризовать человека как существо искусственное (иноприродное)?
В процессе обобщения обучающиеся приходят к выводам
Человек - это высшая ступень развития живых организмов на Земле; есть уникальное, биопсихосоциальное, универсальное, иноприродное, открытое существо; субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания.
Человеческая природа представляет собой сложный сплав, органическое целое, в котором биология социальна (человечна), а социальное имеет определенную природную (биологическую) основу. Человек как явление гораздо богаче сущности.
Обучающиеся, обращаясь к таблице (есть вопросы) определяют задачи домашнего задания и следующего занятия - объяснить природу сознания человека, его особенности, структуру.
IV. Оценивание деятельности студентов на уроке преподавателем и самими обучающимися, комментарий домашнего задания (конспект урока, В.А.Канке Основы философии – М.,2015, стр. , логическое задание № )
Приложение
Фрагменты философских текстов
1 группа
Макс Шелер (1874-1928) «Место человека в космосе»
Человек-естественный есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда останется животным
Однако между человеком и остальным животным миром имеется сущностное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа.
Наиболее важной базисной характеристикой человеческого духа объявляется его “открытость миру”. Животные ограничены средой обитания.
Дух же человека преодолевает ограничения Среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир. Таким образом, сущностная особенность человека связана с его онтологической свободой. В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытии. То есть человеческий дух предстает как объективность.
Из этих базовых качеств человеческого духа вырастают такие его составляющие, как способность к интеллектуальному познанию (“априорное видение”) и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь).
Всякий дух обязательно носит личностный характер. Личность - это сущностно-необходимая и единственная форма существования духа. Только на личностной существует возможность творческой самореализации духа. Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек предстает как определенная целостность- микрокосмос, находящийся в определенном отношении с “макрокосмосом-запредельным миром”.
Арнольд Гелен «Человек. Его природа и положение в мире» 1949 г.
Человек - это существо, открытое миру. Эта открытость определяется его биологической неприспособленностью, примитивизмом. У человека отсутствует волосяной покров, и тем самым он не защищен от непогоды. Его тело не приспособлено к бегству, острота его чувств значительно уступает остроте чувств у животных и т.д.
В силу этого человек должен сам решать задачу своего выживания и жизнеобеспечения, поэтому он является действующим существом.
“Открытость миру“ и действенность человека обусловливают главный принцип его существования - “принцип освобождения от бремени”. Суть этого принципа состоит в том, что совокупные недостатки человеческой конструкции, которые в естественных, животных условиях представляют собой тяжкое бремя для его жизнеспособности, человек самодеятельно превращает в условия своего существования. Весь процесс развития человека это процесс по преодолению обремененности. Результатом является становление человека как культурного существа.
Культура является определяющей сущностью человека, его “второй природой”. В основе же культуры лежит духовное начало. Таким образом необходимо признать дуалистическую сущность человека.
Экзистенциалисты К. Ясперс, Ж.Сартр, А.Камю о человеке
…Бытие человека в мире абсурдно. «Абсурд, что мы родились, абсурд и то, что мы умираем». Человек постоянно ощущает угрозу своему бытию. Мир идет своим путем, и ему нет никакого дела до человека. Каждую минуту тысячи действующих сил, неподвластных человеку, могут уничтожить его, прервать его существование.
Человеческая «экзистенция» хрупка. Человек вынужден все время противостоять угрозам уничтожения, защищать свое существование, постоянно что-то предпринимать, о чем-то заботиться. Жизнь человека преисполнена тревогой и страхом. Этот страх погружает человека в заботу, но в то же время и побуждает искать путь к спасению.
Для того чтобы пробудиться к подлинному существованию, человек должен оказаться в «пограничной» ситуации (К.Ясперс), когда необыкновенно остро переживается абсурдность жизни, со всей очевидностью обнаруживается «зияющая пустота ничто» (Сартр), когда человек заглядывает прямо в глаза смерти. Это и есть «подлинное бытие», вынести которое куда труднее, чем бездумно проживать жизнь в рамках заведенного порядка вещей. По Камю, пограничная ситуация – это ответ на вопрос о самоубийстве: быть или не быть в условиях, когда и страшно, и скучно, и абсурдно?
Человек прекрасно знает, что он смертен. Само его существование направлено к смерти, есть «бытие смерти». А смерть – это не переход к иному бытию, она неотвратимое завершение, конец всякого бытия человека. Ведь помимо бытия с его заботами, страхом и грозящей, в конце концов, смертью ничего нет.
Мысль силится выйти за пределы бытия, стремится найти опору в Абсолюте: в Боге, в идее, в сущности и т.д. Но все это фантазии, на самом же деле за пределами экзистенции есть одно только великое Ничто. Поэтому человеку не в чем найти опору. Он не может рассчитывать не только на помощь, но и на подсказку. Он всегда наедине с собой. Он свободен, абсолютно свободен, он «обречен быть свободным» (Сартр), и в этом его величайшая трагедия.
Н.А. Бердяев (1874-1948)
Человек есть микрокосм и микротеос. Он сотворен по образу и подобию Бога. Но в то же самое время человек есть существо природное и ограниченное. В человеке существует двойственность: человек есть точка пересечения двух миров, он отражает в себе мир высший и мир низший.
В качестве существа плотского он связан со всем круговоротом мировой жизни, как существо духовное он связан с миром духовным и с Богом. В силу этой изначальной раздвоенности и дуализма человека его судьба оказывается трагичной по самой своей сути. Весь трагизм жизни происходит от столкновения конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия между человеком, как духовным существом, и человеком, как природным существом, живущим в природном мире.
Представители русской философии «серебряного века» полагали, что главное для человека – духовная, божественная субстанция, а подлинный смысл человека и его существования заключается в том, чтобы соединиться с Богом. Таким образом, вопрос о человеке органически превращается в божественный вопрос, а вопрос о Боге – в человеческий. Человек раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог проявляется в человеке. Отсюда одна из центральных проблем этого направления – проблема богочеловека или сверхчеловека. В отличие от концепции Ницше, у которого сверхчеловек – это человекобог, в русской философии сверхчеловек – это богочеловек.
В. И. Плотников (Уральский гос.университет) Социально-биологическая проблема 1976г.
Как непротиворечиво связать биологическое в человеке с несомненной социальной его сущностью?
Определить сущность человека — это значит выделить ту скрытую от глаз внутреннюю основу, которая определяет совокупную жизнедеятельность человека и является главным моментом, отличающим его от животных.
Человек со всеми его специфически человеческими чертами и особенностями является от начала и до конца результатом и продуктом его собственного труда, результатом и продуктом исторически развивающихся конкретных общественных отношений. Таким образом, необходимо признать социальную сущность и природу человека.
От рождения человек, как известно, является природным, биологическим существом. Чтобы стать социальным существом, он должен с первых лет жизни активно овладевать продуктами труда, произведенными предшествующими поколениями людей. Без овладения (в той или иной степени) исторически развивающимся богатством духовной и материальной культуры человек не в состоянии включиться ни в трудовую деятельность, ни в многообразные социальные отношения.
Культура в ее самом широком смысле и социализация личности - два основных звена, обеспечивающих непрерывность существования во времени исторически изменяющихся форм социальной жизни.
Социальная система развивается на основе внутренних законов саморазвития, через смену общественно-экономических формаций
Общество и его законы нельзя вывести из биологической природы в силу их качественного своеобразия; но столь же очевидно, с другой, — что общество и его законы не могли возникнуть ниоткуда, кроме биологической природы и ее основных законов
Как подчеркивал Ф. Энгельс, труд начинается с изготовления орудий труда.
К настоящему времени зафиксировано свыше десяти видов животных, у которых отмечены случаи употребления орудий. Среди них половина видов относится к отряду приматов
Орудийная деятельность есть форма индивидуального приспособления к среде, проявление индивидуальной, а не коллективной активности. Во всех без исключения сообществах животных, особи которых ведут орудийный образ жизни, этот вид деятельности сообществом не регулируется и не контролируется.
Орудийная деятельность животных ни в одной из ее разновидностей, таким образом, абсолютно не соответствует даже элементарной форме труда
Специфика человеческой психики, по мнению А. Н. Леонтьева и Э. В. Ильенкова, заключается в абсолютной независимости сознания от механизмов наследственности, в свободе от их определяющего воздействия, в исключительно социальной и внешней по отношению к индивиду с его наследственными церебральными механизмами природе.
Мозг человека по сравнению с человекообразными обезьянами тоже, конечно, изменился. Он стал больше, сложнее, в нем появились новые поля, изменилось соотношение в величине различных полей в нервной архитектонике мозга.
У животных (приматов) наблюдается устойчивость интереса лишь к биологически значимому и безразличие ко всему, что в конечном итоге не имеет никакого биологического смысла. «Интерес к познанию» объективного мира, вспыхнув на мгновение, столь же быстро исчезает.
Способность человека вычленять всеобщее обусловила понятийную форму мышления, именно она качественно перестроила психику человека, изменила объем его памяти, сделала целенаправленным его внимание и поведение.
В момент перехода социальная связь есть необычное сочетание обычных биологических связей. Сохраняя тождественность с биологическими связями лишь в акте своего возникновения, элементарная социальная связь благодаря саморазвитию все более резко обособляется от остальных биологических связей. Биологические связи и отношения (организменные, популяционные и биогеоценотические) все более опосредствуются возникшей элементарной социальной связью. Сама же обусловленная речью совместная трудовая активность людей становится первичной клеточкой, из которой вырастает вся сложнейшая социальная система.
В условиях современности биологическая адаптация, естественный отбор и эволюция перестали играть существенную роль в развитии людей. Это объясняется не исчезновением биологических законов, а опосредствованным характером их действия. Всеобщие биологические законы объективно распространяются на людей, но лишь в той степени, в какой не успевают выполнить свою первичную роль законы социальной жизни. Биологические законы продолжают действовать, но не успевают привести к устойчивым результатам в силу большей скорости социальных законов.
По мере ускорения социального развития биологические законы все более переходят в состояние «резервных механизмов», срабатывающих только при условии нарушения социально-биологической сопряженности в так называемые критические периоды и в критических ситуациях. Таким образом, ни один из всеобщих биологических законов не нарушается и не отменяется в условиях социального развития.
Эрнст Кассирер «Опыт о человеке»
«Даже если мы соберём и скомбинируем все данные о человеке, мы всё равно получим лишь бедную и фрагментарную - словно туловище без головы и ног – картину человеческой природы»
Данные науки позволяют говорить об изначальной биологической несостоятельности человека. Путь, по которому пошёл человек, путь символического приспособления к окружающей среде, мог оказаться единственным путём, по которому мог пойти человек, чтобы избежать вымирания.
Единственным радикальным отличием человека от животного, в таком случае, является то, что человек был вынужден сам себе создать среду для существования, и эта среда – особый символический мир. Человек находится в вечном построении своей изменчивой окружающей среды, тогда когда животное находится со своей средой в строго биологических, уравновешенных отношениях: оно изначально приспособлено к окружающей среде, в которую помещено, и наоборот.
Основная характеристика человека - animal symbolicum (символическое животное). Язык, наука, искусство, религия, мифы суть составные части символического круга, сети, в которой живет и страдает человек.
Наш духовный прогресс в мысли и опыте только тому и служит, что делает эту сеть все более сложной и непроницаемой для здравого смысла естественного человека. В той мере, в какой возрастает его символическая активность, физическая реальность для него отходит на второй план.
Отсюда огромная разница в восприятии мира, скажем, между каким-нибудь европейским ученым и современным южноамериканским дикарем.
«Цивилизованный» человек уже не может иметь дело непосредственно с вещами, а взаимодействует с ними не иначе, как с помощью искусственных средств, языковых форм, художественных образов, мифических символов, религиозных обрядов.
Идеи Кассирера были переосмыслены рядом других философов. В частности, из теории Кассирера прямо можно вывести популярную в ХХ столетии идею симулякра.
Идея симулякра также связана с полной семиотизацией бытия, но построенного с помощью пустого и бессодержательного символа, задача которого обеспечение возможности практической деятельности, а не познания.
Современность по новому ставит вопросы, разрабатываемые Кассирером. Проблема «современного мифа» по новому заставляет посмотреть на то, почему философ уделил столько внимания этой отходящей в прошлое, казалось бы, символической форме. СМИ «вбрасывают» в повседневное существование человека десятки новых мифов. Опыты в освоении виртуальной реальности наглядно показали стремление человека к конструированию символического пространства. «Вторая реальность» в настоящее время производится человеком по тем же самым законам, по которым была «освоена» и природная. При этом верным остаётся предположение Кассирера о том, что возрастающая символизация ведёт и к возрастанию цивилизации.
Мы, пишут Э.Панофски, К. Лоренц, в США - С. Лангер, итак не соприкасались с реальным миром вещей, но, благодаря виртуальной реальности, мы можем не соприкасаться с ним «вдвойне», всецело погружаясь в мир собственного воображаемого. Это приоткрывает ряд новых проблем в философской антропологии, теории познания, психологии и ряде смежных дисциплин. Каким будет человек будущего – загадка, но то, что человечество движется в будущее, продолжая использовать принципы, выявленные Кассирером, факт.
Фрагмент из рабочей программы учебной дисциплины
«Основы философии»
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; У1
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии; З.1
- роль философии в жизни человека и общества; З.2
- основы философского учения о бытии; З.3
- сущность процесса познания; З.4
- основы научной, философской и религиозной картин мира; З.5
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; З.6
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. З.7
Юрист (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ПОЧУ «Улан-Удэнский торгово-экономический техникум»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер-класса
Методическая разработка мастер-класса...
Методическая разработка мастер-класса "Ёлочная игрушка"
Изготовление данного изделия позволяет закрепить навыки вышивки лентами, изучить новый стежок «снопики», давая возможность использовать данную схему вышивки, как в отдельной работе, так и в цвет...
Методическая разработка мастер - класса Тема: Оформление текстового документа со вставкой таблицы.
данная методическая разработка может быть использована в качестве работы с таблицами в текстовом редакторе WORD...
Методическая разработка мастер-класса по приготовлению различных вариантов шоколадного пирожного брауни: Fudgy brownies, Cakelike brownies, сыроедческих конфет брауни.
Мастер-класс подготовлен совместно с обучающимися колледжа в рамках Метода проектов, применяемого преподавателем в профессиональной деятельности. В разработке представлены презентация обучающихся по т...
Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Пейзаж кусочком текстиля»
Цель: Обучение педагогического коллектива творческим способностям в живописи через использование нетрадиционных техник рисования пейзажа.Задачи:-Повышение уровня педагогического мастерства педагогов.-...
Методическая разработка Мастер – класса
Тема: «Знакомство с профессией водителя категории «В»»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА «Исследовательская деятельность в рамках реализации дисциплины «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды»
Автор: Абаева А.И.Тема: «Определение содержания пыли в воздухе населенных мест»Тип урока: лабораторная работа...