Опорный конспект как способ усвоения материала на занятиях по истории
статья

Чернецкая Елена Николаевна

Опорный конспект как способ усвоения материала на занятиях по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornyy_konspekt.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Опорный конспект как способ усвоения материала на занятиях по истории.

Учение  – это сложный процесс, который требует усилий со стороны обучающегося. Преподавание – это искусство, которое постигается на протяжении всей профессиональной деятельности. И одним из проявлений этого искусства является способность разжечь интерес к своему предмету у обучающихся. История сама по себе очень интересна. Но порой усвоить большой объём информации бывает очень сложно. История, действительно, изобилует датами, понятиями, событиями, которые подчас похожи друг на друга. Нужно приложить усилия, чтобы во всем разобраться, усвоить. Для этого обучающимся надо предложить такую форму занятия, которая способствовала бы этому.

Одной из форм организации занятия по истории является составление опорного конспекта. Опорный конспект – это система опорных сигналов, имеющая структурную связь и представляющая собой наглядную конструкцию. В нем используется наглядность: таблицы, графики, необычная запись текста, рисунки, значки и др. Главная причина использования опорных конспектов на уроках истории – это возможность в общем увидеть историческое событие, представить наглядно единую цепочку – причина, событие, последствия, выделить главные проблемы и события, связать их воедино, чтобы не возникло путаницы в головах обучающихся.

Метод опорного конспекта ввел в оборот учитель математики Виктор Федорович Шаталов. Один из стержней шаталовской методики — опорная схема - (это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому обучающемуся уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей. рассматривается как частный метод.

Большинство людей по типу восприятия являются визуалами. Поэтому информация, полученная «через глаза» является для них более приоритетной и запоминающейся. Поэтому и необходимо выстроить информацию на учебном занятии таким образом, чтобы она стала доступна для их восприятия. В этом опорный конспект очень сильно поможет.

Есть определенные правила составления опорного конспекта, разные его виды.

По обучающему воздействию следует выделить пять видов опорных конспектов под условными названиями:

  • Компакт – предельно свернутая информация для первичного усвоения новых знаний.
  • Репродукт – сущность учебной проблемы, знание которой необходимо для дальнейшего изучения темы и курса в целом.
  • Консультант – развернутая, проблемная, многоаспектная информация; «подсказка», некий «сценарий».
  • Репетитор – обобщение по отдельной учебной теме или проблемному вопросу (в виде структурно-логической схемы, сводной таблицы, развернутого плана-тезиса, кроссворда и т.д.).
  • Контролер – «опора», достаточно полно отражающая изучаемую тему и предназначенная для контрольно – зачетных занятий.

Разработка опорного конспекта проходит три этапа.

  1. Анализ учебного материала, выделение его составных логических частей, компоновка блоков опорных сигналов (по содержанию и объему).
  2. Моделирование общей схемы конспекта (логическая последовательность, взаимосвязь блоков, ассоциаций).
  3. Кодирование информации в опорные сигналы.

Основные свойства опорного конспекта – кратность, емкость, острота, четкая направленность.

Кодирование опорных сигналов осуществляется разными видами и способами условно – графического языка – знаков. Каждая из знаковых систем характеризуется:

а) объемом вложенной информации;

б) спецификой содержания;

в) эмоциональным воздействием

Система условно – графического «языка» - это сигналы – знаки:

  • элементарные (выражают отдельные простейшие явления и действия);
  • понятийные (выражают конкретные понятия научных знаний);
  • символические (графика, слова, тезисы).

В опорном конспекте особое значение имеет его наглядность, подчеркнутая цветом. Конспект должен быть красочным, но не пестрым. Это обеспечивает три (реже четыре) цвета.

Ведущие идеи – основные события, новые понятия выделяют красным цветом. Информацию, без которой нельзя понять изучаемую тему или вопрос - зеленым цветом. Остальные сведения – «рабочим» цветом – черным (синим или коричневым). Можно также тонировать фон блоков опорного конспекта, отдельные символы или рисунки, чтобы заострить внимание на наиболее важных деталях (сигналах) «опоры».

Цвета, используемые в опорном конспекте, ассоциируются с конкретными представлениями:

  • теплые цвета – добро, свобода, развитие, прогресс и т.д.;
  • холодные, темные цвета – зло, насилие, упадок и т.д.
  • два противоположных цвета – прогресс и реакция в той или иной общественно - экономической эпохе, участники военных конфликтов, оценка – характеристика исторических личностей другие неоднозначные события и явления общественной жизни.

При подготовке специалистов технических специальностей работа с опорными конспектами довольно важна. Выстраивание информации в виде таблиц, схем, графических рисунков помогает в дальнейшем работать со схемами и чертежами при изучении профильных дисциплин.

Но при составлении опорных конспектов на занятии выявляются и некоторые проблемы. Например, необходимо при изучении материала уметь выделить главное, найти связи и зависимости. Не всем это удается сделать правильно и четко. Для составления графического опорного конспекта необходимо обладать образным мышлением, определенной фантазией. Также требуется время, чтобы усвоить принятые для составления конспекта на учебном занятии символы и научиться «читать» их при повторении и воспроизведении пройденного материала.

Литература:

1.https://pandia.ru/text/80/074/56225.php

2. https://multiurok.ru/files/rekomendatsii-opornyi-konspekt-po-istorii-kakim-em.html

3. Шибаева С. В. Опорный конспект как средство развития познавательной активности обучающихся. http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Усвоение обучающимися учебного материала на занятиях профессионального цикла по профессии «Оператор швейного оборудования» в группах с ограниченными возможностями здоровья

Для усвоения обучающимися учебного материала, через развитие его познавательного интереса,полноправное место при подготовке квалифицированных рабочих в профессиональных учебных заведениях, наряду с тр...

Доклад на заседании ЦМК "Опорные конспекты как особая форма теоретического материала"

Представлен доклад по изучению педагогического опыта активного обучения....

опорный конспект к занятию №4 по астрономии

опорный конспект по теме "Изучение околоземного пространства" к занятию по астрономии. в работе представлены опорный конспект и задания для самостоятельной работы обучающихся....

Опорный конспект к теоретическому занятию по гигиене и экологии человека «Методы, формы и средства санитарного просвещения»

Санитарное просвещение – это система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на распространение среди населения знаний и навыков, необходимых для охраны и укрепления здор...

Опорный конспект занятия по теме "Физиология сердца"

Опорный конспект занятия по теме "Физиология сердца"...

Опорный конспект занятия по теме "Артериальная система"

Опорный конспект занятия по теме "Артериальная система"...