День водных ресурсов
классный час
Предварительный просмотр:
«22 марта – Всемирный день воды».
Цели: ознакомить с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; воспитывать экологическое мировоззрение подрастающего поколения.
Задачи:
Познавательные:
-формировать у детей бережное отношение к воде как жизненно важному ресурсу; развивать познавательный интерес к природе родного края и проблемам её охраны;
-осуществлять экологическое воспитание школьников с з. п. р. путём привлечения их к делу сохранения и восстановления природы родного края;
Развивающие:
-коррекция речи, памяти, мышления;
-активизация внимания;
Воспитательные:
-осознание необходимости бережного отношения к воде;
-развитие навыков работы в команде;
-развивать творческие и исполнительские способности детей.
Форма проведения: познавательно – игровая программа.
Предварительная подготовка: разучивание стихов детьми; рисование рисунков и плакатов по теме для оформления .
Ход мероприятия:
Ведущая: - Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами собрались по очень важному и знаменательному событию- 22 марта весь мир отмечает день водных ресурсов- Всемирный день воды.
-Вода!
У тебя нет ни вкуса,
Ни цвета, ни запаха,
Тебя невозможно описать,
Тобой наслаждаются,
Не ведая, что это такое.
Нельзя сказать,
Что ты необходима для жизни:
Ты сама жизнь!
( Антуан де Сент Экзюпери).
- Самая обыкновенная вода, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенная, без неё мы просто бы не смогли жить.
Чтец : -Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить-
Без воды нам не прожить!
( слайд):
Ведущая: - Вода- самая обильная из земных стихий. Покрывает она более 70% земной поверхности. Наша планета – планета океанов. Три четверти поверхности её заняты морями и океанами. Если разлить это количество равномерно по всей планете, то образуется слой толщиной почти в три километра.
Не случайно учёные в поисках форм жизни на других планетах Солнечной системы столько усилий направляют на обнаружение следов воды.
( на фоне музыкального слайд- шоу « Водоёмы Приморья»)
Чтец №1:- Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись-
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
Чтец №2 :- Без воды на Планете немыслимо что-то живое.
И вода вездесуща – и в недрах, и по – над землёй,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.
Чтец №3: – Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей-
Это только вода, это жизни самой сердцевина,
Это плазма планеты ,а может Галактики всей.
Чтец №4 :- Мы не ценим её, мы, как дети с игрушкой играем,
С этим главным сокровищем, таинством Жизни, водой
Загрязняем её, отправляем её, убиваем…
Ну, а если когда- то игра обернётся бедой?
Чтец № 5 : – Очень хочется верить ,что люди ещё повзрослеют,
Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет также сиять ,как и тысячелетья назад.*
Ведущая: - Огромно количество воды, велики её запасы.
Вода рядом с нами каждый день . А что вы знаете о воде, мы сейчас и проверим.
Игра « Водопад вопросов».
Правила игры: ведущая задаёт командам по очереди вопросы. За правильный ответ команда получает « капельку».
-какая вода быстрее превратится в лёд- холодная или горячая? ( горячая).
-из чего образуются ледники? ( из снега).
- какие приспособления имеют животные для плавания? ( ласты, плавники, перепонки).
- какой злак растёт под слоем воды? ( рис).
- какие две рыбки , « обитающие» в разных сказках, исполняют желания поймавших их людей? ( золотая рыбка, щука).
- кто без глаз, а слезами плачет? ( туча, сосулька).
- кругом вода, а с питьём беда. ( океан, море).
- как называется освобождение реки ото льда? ( ледоход).
-как называется расстояние от истока до устья реки? ( длина реки).
-по морю идёт, идёт, а до берега дойдёт , тут и упадёт.( волна ).
- прозрачен , как стекло, а не вставишь в окно. (лёд).
- детки сели на карниз и растут всё время вниз. ( сосульки).
- чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик – в роднике, а широкий в море. ( река).
-не вода и не суша –на лодке не уплывёшь и ногами не пройдёшь.( болото).
- что такое « морская капуста»? (водоросли).
-где в природе можно встретить воду?
- какое животное способно выпить 150 литров воды сразу? ( верблюд).
- один льёт , другой пьёт, третий зеленеет да растёт.( дождь, земля, растения).
- утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём.( роса).
- Белое, Красное, Чёрное, Жёлтое – что это? ( названия морей).
- сколько на нашей планете океанов? ( четыре: Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский).
Ведущая: - А вы знаете ,что на нашей планете проживает 6,5 млрд .людей. И каждый из них использует воду. Куда уходит вода? ( Ответы детей).
( Работа со слайдами).- за правильный ответ команда получает «капельку» . В конце мероприятия произвести подсчёт « капелек», выявить победителя и наградить грамотами.
Правильно, вода очень важна для природы и для человека: закаливание; в быту ( стираем, моем пол, посуду); на производстве ( например для производства бумаги); без воды человек может умереть ;вода нужна растениям; в отопительных системах; водные гигиенические процедуры; для приготовления пищи; животные как и человек , не могут жить без воды;в искусстве ( рисование акварелью, лепка из глины); участвует в формировании климата ( круговорот воды в природе); среда обитания многих животных и растений ( рыбы, водоросли); используется в сельском хозяйстве ( искусственное орошение); транспортный путь для кораблей; игра и отдых; универсальный растворитель ( соль, сахар, полезные микроэлементы).
Удивительно! Вот обычная вода в стакане, а , оказывается, она везде! Вы согласны со мной?
А сейчас немного отдохнём. Игра « Грозовой дождь».
На улице сияло солнышко, небо было бездонно синим.
Вдруг подул сильный ветер и принёс тучу, которая закрыла солнышко.
Стало небо серым, и упала первая капля.
( Хлопает в ладоши один раз. Дети повторяют за ней).
Потом ещё вторая, третья, четвёртая, пятая,- и пошёл сильный- сильный ливень.
Ливень стал потихоньку стихать.
Упало пять капель ,четыре, три , две, и последняя капля упала на землю.
Тучка исчезла также внезапно, как и появилась.
На небе снова выглянуло солнце!
А знаете ли вы , что:
- за последние 60 лет водопотребление в мире увеличилось в 5 раз;
- на чистку зубов уходит 9 литров воды, на мытьё посуды 91 литр;
- один человек ежедневно использует 230 литров воды , а за год выпивает 1 тонну воды;
- после 10- ти минутного душа уходит столько воды , сколько нужно 200- ам детям каждый день;
- для того , чтобы изготовить рубашку, расходуют 500 литров воды, брюки- 600литров воды , кофту- 900 литров;
- на завтрак, состоящий из каши и бутерброда с маслом, затрачено около 800 литров воды;
- ( слайд) в Европе вода давно стала товаром народного потребления. Там давно уже не пьют воду из под крана, а покупают её в магазине на ряду с другими товарами.
( слайд):Ещё древнегреческий философ Фалес Милетский говорил , что вода – « единственное на земле вещество, встречающееся одновременно в трёх состояниях –твёрдом , жидком и газообразном.»
- А в природе существуют около 1330 видов воды .Какой только воды не бывает на свете! ( на доске разные виды воды напечатаны на листочках. Ведущий читает начало предложения,а дети должны найти продолжение,то есть подобрать слово по смыслу . За правильный ответ команды получают «капельку»).
-Есть вода морская, а есть вода…( речная),
Мёртвая и …( живая),
Чистая и…( грязная),
Ну, в общем, разная!
Сточная и …( проточная),
Озёрная и … (ключевая),
Газированная и…( минеральная),
Питьевая и …( индустриальная),
Колодезная и …( водопроводная),
Дождевая и …( болотная),
Есть даже вода тяжёлая,
А есть и вода весёлая.
Солёная-…( пресная),
Привозная-…( местная),
Целебная-…( лечебная),
Волшебная и талая,
Большая и…( малая).
( далее: работа с однокоренными словами).
- Ребята, а скажите – ка, что это за слова?
Что у них общего?
« Род, Родина, родители, родник».
Как вы понимаете слово «Род»? Почему говорят наша Родина? Начало – начал…, место, где всё началось…
(Ответы детей).
- Правильно! Это однокоренные слова. Корень род означает начало, начало жизни.
-Чистый, звонкий родничок-
Как глоток Отчизны,
Как начало всех начал,
Как начало жизни.
-Что начинается с родника? ( река).
Русский человек всегда жил с рекой « душа в душу».
В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как
« Волга- матушка», « Енисей- богатырь», « Ока- красавица».
А какое множество рек на земле! Да что на земле! У нас в России устанешь перечислять!
Рек в России множество, а знаете ли вы название местной реки? ( Малиновка).А почему она так называется?( ответы детей).
А вы знаете , что человек живущий на берегу реки убивает её ?
Сейчас уже нельзя пить воду из нашей реки:
-здесь моют машины прямо на берегу и грязь вперемешку с бензином сливают в реку, кидают в воду ненужные старые вещи, рядом с рекой устраивают свалки. « Живая» вода становится «мёртвой» и всё живое( рыбы, животные, растения) погибнут в ней.
-Ребята, а давайте придумаем запрещающие правила, которые помогут спасти наши родники и речки.( Ответы детей).
- Молодцы, ребята! С каждым годом качество воды становится всё хуже и хуже из- за наших людей, из- за их безолаберности. Поэтому мы с вами издадим указ , который все должны выполнять.
В славном селе Ракитное протекает речка- Малиновка. Шумна, быстра и красива она . И пока невежи и лиходеи не засорили её и не погубили всех её обитателей- повелеваем:
1. Не бросать в реки и на их берега битое стекло
и мусор.
2. Очищать родники, питающие реки, от мусора, ила, коряг.
3. Для укрепления берегов высаживать на них деревья и кустарники.
4. Зимой прорубать лунки во льду, чтобы рыбам было легче дышать.
- Указ повесить на видное место и строго следовать ему.
А знаете ли вы ,что в водах Тихого океана есть даже целый остров из мусора.Там плавают пластиковые бутылки и пакеты. Эта свалка не похожа на обычный остров, она напоминает суп – фрагменты пластика плавают в воде на глубине от одного до сотни метров. Вдобавок это нейтральные воды , и весь мусор, что здесь плавает , ничейный. Вы представляете, что сегодня площадь всех мусорных пятен превосходит даже территорию С Ш А !
Медленно разлагаясь, пластик наносит серьёзный вред окружающей среде.
-А какие ещё экологические проблемы водных ресурсов вы могли бы назвать? ( ответы детей).
( слайды)
Итак, экологические проблемы водных ресурсов:
- загрязнение бытовыми сточными водами;
- загрязнение промышленными стоками;
- бытовой мусор;
- загрязнение от водного транспорта;
- загрязнение при аварии нефтеналивных танкеров;
- браконьерство;
- неразумная добыча полезных ископаемых ( гравия, песка) и, как следствие , обмеление;
- сплав древесины;
- отвод воды для нужд городов, сельского хозяйства.
22 марта – Международный день водных ресурсов. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты.
Период с 2005-го по 2015 год объявлен Международным десятилетием действий « Вода для жизни».
-Ребята, а давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о воде.( За правильно составленную пословицу или поговорку команды получают «капельку»).
Задание « Составь пословицу» : - Чтобы выучиться плавать, надо лезть в воду; где воды не было, там сухо; рыба в реке не в руке; много воды стех пор утекло; в тихой воде омуты глубоки; мокрый дождя не боится; апрель с водой, а май с травой; весенний дождь растит, а осенний гноит; под лежачий камень и вода не течёт; правда в огне не горит и в воде не тонет .
-А сейчас мы свами немного отдохнём и пофантазируем. Встали, вышли из – за парт, что бы вам ничего не мешало.
Готовы?
Идём через лес ! Птицы щебечут , бабочки порхают, высокая трава на опушке… Крапива больно стегает по голым ногам… Комары заели! А всё потому что попали в болото. Топко! Страшно! Противно!
И вдруг снежное поле , пронизывающий зимний ветер… И пули свистят над головой. Ещё и ещё! Где бы укрыться? В окоп! Нет это не окоп ,это пруд с приятной , освежающей и очень чистой водой… Но очень холодной! Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков … Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам… А вдали показался цитрусовый сад . На деревьях зреют фрукты, сорвём один…Вдохнём аромат чудо- кожицы , возьмём в рот освежающую дольку!Как кисло, аж скулы свело! Бежим вперёд! И перед нами берег моря, закат, идём по кромке воды… И так хорошо, словно мы дома! Больше ничего не хочется, только поаплодировать друг другу!
-Молодцы! А теперь усаживайтесь на свои места! И продолжаем .
- Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма « География для самых маленьких», ту её часть , которая посвящена воде.( Далее просмотр отрывка из м. ф.).
-Итак, мы посмотрели с вами как вода путешествует по Планете.
( слайд):
- А знаете ли вы, что пресной воды на земле всего 1 % , всё остальное – солёные воды морей и океанов, не пригодные для питья.
Человеческий организм на 80% состоит из воды и 80% своих болезней человек приобретает из- за плохого качества воды.
Много воды пропадает зря.
А что мы с вами можем сделать , чтобы сэкономить воду?( ответы детей).
- Правильно ! Закрывать кран, чтобы вода напрасно не бежала. Следить , чтобы краны были хорошо закрыты.
И не загрязнять водные источники.
Тогда такого ценного ресурса, как пресная вода, хватит надолго.
Говоря о богатствах нашей Родины, мы чаще всего вспоминаем о нефти, газе или золоте.
Но любой источник энергии рано или поздно иссякает, и ему на смену приходит новый, более совершенный.
Замену можно найти и любому полезному ископаемому, любому драгоценному металлу.
И только вода остаётся постоянным и незаменимым элементом человеческой жизни.
Берегите воду! Бережно относитесь к ней! Вода – сама жизнь!
И давайте ответим на вопрос: вода- чудо природы?
(дети хором): « Вода – чудо природы!»
А сейчас предоставляем слово нашему уважаемому жюри ,которое выявит победителя и наградит грамотами не только за победу , но и за участие.(Далее работа жюри).
- На этом разрешите закончить наше мероприятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «Водные ресурсы земли» старшая группа
Исследовательский проект «Водные ресурсы земли»...
Цифровой образовательный ресурс. Проект "День российской науки"
Данный проект содержит краткую информацию о российской науке, также можно проверить свои знания в данной области. Содержит игровые моменты, что позволяет учащимся с удовольствием и с легкостью понять ...
Проект по экологии «Исследование водного ресурса аула Габукай»
Целью проекта является исследование воды реки Пшиш . Река выбрана нами для изучения не случайно – это основной источник воды для сельскохозяйственных нужд жителей а.Габука...
Учебный материал (презентация для интерактивной доски) на тему: "Экология природных ресурсов. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ ЗЕМЛИ. ФАКТЫ О ВОДЕ".
Данная презентация предназначена для изучения темы «Экология природных ресурсов. Водные ресурсы Земли. Факты о воде», по дисциплине «Экологические основы природопользования». Д...
Конспект урока:"Рациональное использование и охрана водных ресурсов» "
Урок предназначен для преподавателей спецдисциплин и студентов СПО, а также тем, кто интересуется использованием на уроках кейс - технологии....
Рабочая программа по специальности 35.02.10 Обработка водных биоресурсов по ПМ 01. "Производство пищевой продукции из водных биоресурсов"
Программа профессионального модуля является обязательной частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.01 «Обработка водных биоресурсов», входящей в укрупненную группу спец...