День семьи
классный час

Павлова Наталья Игоревна

Что значит для меня моя семья?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_semi.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Моя семья – моё богатство»

Цели:

1.Заинтересовать детей изучением истории своей семьи, привить уважение к культурным традициям семьи и страны;

2.Способствовать становлению личности детей подросткового возраста  с помощью изучения родословной и жизни своих предков.

3.Воспитание ценностного отношения к семье .

4. Привести детей к выводу о том, что человек без этого знания подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы и им очень легко управлять.

     Задачи:

1. Познакомить детей с понятиями “семья”, “генеалогия”, “генеалогическое древо”. Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.

2. Развивать потребность узнавать историю своей семьи. Развивать гражданственность и патриотизм.

3. Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.

4. Воспитывать уважительное отношение к понятию «семья».

5.Формирование позитивных отношений между поколениями семьи

6.Формирование опыта  конструктивного общения между членами семьи

7.Воспитание ответственного отношения к  созданию в будущем своей семьи

8.Создание модели  семейного кодекса.

    

                                     Эпиграф:

 «Если люди не будут помнить отцов, тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети детей о них не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что всё равно об этом не будут знать»

                             (Чингиз Айтматов «Белый пароход»)

 

Форма проведения: круглый стол.

Предварительная подготовка:

1.Уч-ся подбирают пословицы и поговорки по теме «семья» (взаимоотношения мужа и жены, роль жены в семье, роль мужа в семье).

3.Предварительный опрос взрослых и родителей, родственников, учителей.

   Вопросы:

- счастливы ли в своей семье?

- представляете ли вы свою жизнь без семьи?

- что дает человеку семья по вашему мнению?

5.Исследование «Родословная моей семьи» (изображение родословной в виде древа родственных отношений).

7.Составление герба своей семьи.

8.Предварительные проблемные вопросы для обсуждения в ходе круглого стола:

- история возникновения слова «семья», его магнетизм;

- условия, при которых семья не может существовать;

- почему по статистике холостые мужчины и незамужние женщины живут относительно семейных пар недолго?

 

                     Ход классного часа.

 

1.     Вступительное слово кл.руководителя.

 

      Круглый стол начинаем с отрывка стихотворения Эдуарда Асадова:

Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И все же – не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках.

Когда-то и им малышей растить,

Всё перечувствовать и пережить,

И побывать в «стариках» и «предках».

 

    Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень. С одобрения родителей или без него, люди создают семью.

   Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.

     Участвуют 3 семьи. На ваших столах фамилии, выберите себе фамилию и главу семьи.

     (ставят на стол таблички с соответствующей фамилией).

 

     - А какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»? (уч-ся называют ассоциации по цепочке от семьи к семье, не более 2 ассоциаций; повторяться ассоциации не должны).

2. История слова «семья».

 

- А когда же родилась её величество семья?

Оказывается давно.

Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихо ответила : «Я!»

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто пищу сготовит, о радость моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто платье сошьет? Постирает белье?

Меня приголубит? Украсит жилье?»

«Я, я, - снова вторила Ева, - я, я….»

С той поры и родилась семья!

               

Конфуций писал: “Государство – это большая семья, а семья это маленькое государство, и держится оно на любви”.

Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Раз семья - Вселенная, пусть маленькая, должны существовать и загадки Вселенной. И они действительно существуют. На каждую загадку есть разгадка.

Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

    Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое.

 

   В ХУ веке была написана книга под названием «Домострой». Цитата из неё: «И о том подлежит позаботиться, чтобы поставить дом у холма с лесом и хорошим лугом и чтобы здоровые ветры его продували; да нужно учесть, чтобы дом открыт был на солнечный восход, летом прохладно будет в тени, а зимой освещается солнцем».

     Таким должен быть дом. А мне хотелось бы добавить, что в доме будет счастье, если построить его из «строительного материала» с особыми свойствами: любви, доброты, понимания, взаимопомощи, терпения, такта, юмора.

               Будем строить нашу семью и дом по кирпичикам .

 

1-й кирпич «Мудрости и понимания»         

  В семье ребенок приобретает знания, умения и навыки в различных областях, и, прежде всего, в области общения, человеческих отношений. Только в семье ребёнок получает опыт совместной жизни, поэтому то, каким  он вырастет, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

   Уважаемые семьи! Мы приготовили для вас несколько заданий, чтобы вы сумели проявить все свои лучшие семейные качества. Предлагаем ситуации, с  которыми  сталкиваются в обычной жизни практически все   семьи. Предложите свой способ выхода из такой ситуации. На обсуждение вам даётся  1 мин. Желательно дать не просто  ответ, а сыграть эту сцену по ролям.

 

1 задание.

Для команды  №  1

Вы узнали, что ваш ребёнок не желает учиться, пропускает занятия в школе.

Что делать?

Для команды  №  2

Вы узнали, что ваш ребёнок проводит много времени  за компьютерными играми.

Что делать?

Для команды  №  3

Вы узнали, что ваш ребёнок курит.  Что делать?

Общая

Вас не слушает ваш ребёнок, грубит вам.

Что делать?

Каждая семья представляет свой ответ.

2 задание

Для команды  №  1

Вы узнали, что ваш ребёнок закончил успешно 1 учебную четверть и не пропустил ни одного урока без неуважительной причины. Ваши действия.

Для команды  №  2

Вы узнали, что ваш ребёнок занял 1 место в районной олимпиаде по информатике. Ваши действия.

Для команды  №  3

Вы узнали, что ваш ребёнок принял участие во Вторых Всемирных  Дельфийских играх. Ваши действия.

 

Перед ответом команды №3 ведущий даёт краткую историческую справку  о Дельфийских играх.

 

 

 

   По преданию, игры были установлены самим Аполлоном в память умерщвления им дракона Пифона, залегшего на дороге к святилищу. Дельфийские Игры были играми чести. Победители получали в качестве награды не денежные призы, а лавровый венок. При оказании особых почестей участнику соревнований ставили памятник в виде статуи. Однако самыми бесценными были почет и уважение, которые доставались победителям и их родным городам. В театре города Дельфы проводились музыкальные и театральные соревнования, а на стадионе города Дельфы — атлетические состязания. На время Дельфийских Игр действовал священный Дельфийский Мир, продолжавшийся три месяца. Перемирие гарантировало людям — как участникам так и зрителям — безопасную поездку на Игры и обратно домой.

              ДЕЛЬФИЙСКИЕ ИГРЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 Дельфи́йские игры современности — комплексные соревнования молодых профессионалов в области искусства. В настоящее время проводятся по 42 номинациям (фортепиано, скрипка, народные инструменты, духовые инструменты, эстрадное пение, народное пение, академическое пение, эстрадный танец, народный танец, театр, художественное чтение, цирк, ди-джей, фотография, плакат, граффити, вэб-дизайн, журналистика, телевидение, кулинарное искусство, парикмахерское искусство, сохранение культурного наследия, народные промыслы и пр.). Игры нашли поддержку со стороны ЮНЕСКО, Совета Европы, Европейской Комиссии, Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, Совета по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ. Игры являются крупным массовым мероприятием (более 2000 участников), проходящим в течение 6-7 дней.

 

   2-й кирпич «Моя родословная»

      (уч-ся показывают гербы, родословные по 2-3 человека от семьи + общий герб семьи).

 

 

«Кирпичи улыбки и дружбы»

  Уважаемые юноши! Умети ли вы водить машину? Если не все, то сейчас вы сможете наверстать упущенное и стать ненадолго профессиональным автогонщиком.

   (проводится игра 2веселый шофер» - кто быстрее смотает клубок ниток, на конце которого привязана детская машинка).

  Уважаемы водители, вы обратили внимание, что к вашим автомобилям привязаны конверты? И так, чтобы положить «кирпич дружбы», необходимо по моей команде вскрыть конверт, собрать разрезанную открытку, прочитать написанный на ней текст песни и, наконец, спеть эту песню вместе со своей семьей. Задание понятно? Начали!

 

И вновь кирпич «Мудрость»

 

-Как вы понимаете слова «мудрое решение»? Умное решение. А еще говорят «соломоново решение». Это какое решение? (Мудрое). Помните сон Соломона?

 

   Однажды спит царь Соломон и слышит голос. Голос спрашивает его: «Хочешь славы великого полководца? Хочешь много золота? А хочешь стать властелином? А хочешь жить вечно?» - «Нет. Я хочу быть мудрым, - ответил Соломон. – Пусть мое сердце станет разумным, а разум – добрым. Хочу всегда отличать добро от зла и быть справедливым». – «Да будет так!»

  С тех пор много воды утекло, но до сих пор живет афоризм о соломоновом решении. А нам с вами бывают нужны мудрые решения? Конечно, потому что мы «человеки». Я хочу, чтобы вы раскусили орешки мудрости.

 

    Составьте пословицы о семье (они разделены на 2 части, перепутаны; семьи сами выбирают конверты с заданиями).

 

Семья вместе,                     /так и душа на месте.

В семье                                /и каша гуще.

Семьей                                 /и горох молят.

Когда нет семьи,                 /так и дома нет.

Семья в куче –                     /не страшна и туча.

Семья без детей,                  /что цветок без запаха.

    Согласье да лад                    /в семье клад.

    Не та мать, которая родила,   /а та, которая сердцем наградила.

    Каковы родители,                /таковы и детки.

    Жена приласкает,                /а мать пожалеет.

    Жизнь прекрасна, когда     /в доме мир.

    Чтобы жилось легко и проще,     /угождай почаще теще.

 

 

                    Анализ анкет (было проведено анкетирование заранее).

1.     мнение родителей будет иметь решающее значение на ваше решение о браке?

2.     вы решили выйти замуж, а родители вмешиваются, мешают. Каковы ваши действия?

3.     вы хотели бы, чтобы ваша семья была похожа на семью ваших родителей?

4.     кто лидер в семье?

5.     сколько детей вы хотите иметь в будущем?

6.     что вы взяли бы из родительского дома в свою семью?

 

Кирпич

Семейный альбом – тематическое собрание фотографий близких родственников.

Давайте ненадолго заглянем в историю. Оказывается, что у фотографии два дня рождения. Случилось это более 150 лет тому назад 7 января 1839 года. Именно в этот день французский ученый Франсуга Араго сообщил об изобретении фотографии. Но дело в том, что открытие фотографии во Франции принадлежит не одному, а двум изобретателям. Поэтому Лук Дагером тоже заявил о своих правах на открытие. И 19 августа 1839 года спустя 8 месяцев после первого заявления фотография на заседании академии наук получила “свидетельство о рождении”. С тех пор в каждой семье появились фотографии.

Каждый человек старается упорядочить свои фотографии и создать альбом. Альбомы могут быть различных видов. Например: свадебные альбомы, армейские альбомы, альбомы отражающие детство, школьные годы, семейные альбомы нескольких поколений и т.д

Глядя на фотографию можно много узнать о том времени, когда была сделана фотография.

    Давайте и мы заглянем в наш семейный альбом. (смотрим фото семей; можно и классные фотографии).

 

Любовь еще не все: не хлеб и не вода,

Не крыша в ливень, не нагим одежда,

Не ствол, плывущий к тонущим,

Когда уже иссякли силы и надежда.

Не заменяет воздуха любовь,

Когда дыханья в легких не хватает.

Не сращивает кость, не очищает кровь,

Но без любви порою умирают…

 

Кирпич «Условия, при которых семья не может существовать»

(надо разделить условия на 3 группы: психологические, материальные, нравственные; записывают на карточках и прикрепляют на доске):

 

Психологические:

- несовместимость характеров;

- несовпадение желаний людей;

- отсутствие общих интересов;

- непонимание и неприятие привычек другого.

 

Материальные:

- отсутствие жилья;

- отсутствие постоянного источника доходов.

 

Нравственные:

- недостаточная готовность жить жизнью другого человека;

- принципиальные различия в жизненных и нравственных позициях;

- тайные планы и одиночные решения.

 

Немного статистики.

   В течение 10 лет американские психологи проводили изучение семей 3 тысяч американцев и образ жизни молодых мужчин и незамужних женщин. Выводы их исследований: каждая пятая семья распадается. Браки распадаются чаще всего после 5 лет совместной жизни, 15 и 20. Холостые мужчины и незамужние женщины умирают в 15 раз чаще, чем люди в таком же возрасте, живущие в семье.

     - почему семьи распадаются через 5, 15 и 20 лет совместной жизни?

     - почему холостые мужчины и незамужние женщины умирают чаще, чем семейные?

     - как вы думаете, применимы ли результаты данного исследования к Молдове?

    (уч-ся анализируют и дают свои ответы).

 

Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?

(Аист.)

ω На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?

(Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой  и не должна разлучаться.)

ω По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр.

(Софья, то есть Мудрость.)

ω Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

ω О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке.)

ω Как звучит пожелание благополучия вступающим в брак молодым людям?

(Совет да любовь.)

ω Какой свадебный подарок преподнёс немецкий композитор Феликс Мендельсон своей возлюбленной, выходившей замуж за другого?

(Знаменитый Марш Мендельсона.)

ω Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.

(«Дюймовочка».)

ω Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом?

(Ласточка.)

ω В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»?

(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

ω В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой?

(«Муха-Цокотуха».)

ω Геометрический символ брака – это…

(Два кольца.)

ω Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?

ω(Улей, борть.)

ω Самые семейные грибы – это… Какие?

(Опята.)

ω Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?

(Мать-и-мачеха.)

ω Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья?

(Алфавит.)

 

ω В каком месяце отмечается Международный день семей?

а) В мае;

б) В июне;

в) В августе;

г) В сентябре.

(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

ω До какого события, согласно поговорке, должна зажить любая травма человека?

а) До помолвки;

б) До регистрации;

в) До свадьбы;

г) До первого свидания.

ω Чем обмениваются новобрачные в ЗАГСе?

а) Кольцами;

б) Фотографиями;

в) Телефонами;

г) Рукопожатиями.

 

ω Что, согласно традиции многих стран, молодая жена бросает в толпу гостей?

а) Перчатку;

б) Букет;

в) Бутылку шампанского;

г) Фату.

 

ω Что по традиции гости кричат на свадьбе молодожёнам, чтобы увидеть их целующимися?

а) Сладко!

б) Горько!

в) Кисло!

г) Остро!

 

В народе говорят, что каждый человек должен в своей жизни вырастить дерево, построить дом, воспитать ребенка. Вырастить дерево – значит любить его и ухаживать за ним. Построить дом – не у всех есть для это средства, а вот выстроить Храм души, не загубив его алчностью, эгоизмом, завистью, пьянством, дать ему небесную чистоту – может каждый, если постарается. Вырастить ребенка – не просто вырастить тело, а сотворить дух, подобный себе. Вот тогда весть о тебе будет доброй. И совесть твоя будет чиста.

 

 Кирпич «Сочинить синквейн на тему «Семья».

Давайте вспомним правила составления синквейна 

1 строка – название синквейна, одно слово, существительное или местоимение

2 строка – два слова, прилагательные или причастия, описывающие признаки или свойства объекта

3 строка – три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия объекта

4 строка – фраза из 3-4-5 слов, выражающая личное отношение автора к объекту

5 строка – одно слово, характеризующее суть объекта

 

(главы семей читают синквейны).

 

Кирпич

«Мой дом – моя крепость», - гласит английская пословица. Оказывается,  это мудрое изречение имеет и более глубокое значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники… Но есть ценности, которые остаются вечными и незыблемыми. И к ним принадлежит семья.

Что же держит «на плаву»  семейную крепость, не позволяет ей рухнуть в этом непрочном мире? Конечно же, взаимопонимание в семье.

Давайте составим семейный кодекс из правил жизни, выполнение которых ведёт к взаимопониманию в семье. Каждая семья получает список правил.

  (каждая семья зачитывает вслух по 5 правил).

 

Правила жизни

1.   Ставь интересы других людей выше собственных.

2.   Будь предан своей семье, избегай возможности предать её.

3.   Будь верен и надёжен.

4.   Уважая других людей, уважай себя.

5.   Терпимо относись к другим точкам зрения.

6.   Воспринимай людей как равных себе.

7.   Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8.   Умей прощать и не будь обидчив.

9.   Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.

10.             Проявляй чуткость.

11.             Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12.             Будь свободен ото лжи и обмана.

13.             Умей контролировать свои желания и поступки.

14.             Упорно иди  к цели, невзирая на препятствия.

15.             Стремись всё делать как можно лучше

Каждая семья  представляет свой семейный кодекс.

 

Правила кодекса семьи    _________________________

1 ______________________________________________

2 ______________________________________________

3 ______________________________________________

Глава Семьи        ______________________

Члены Семьи       ______________________

                                ______________________

Можно сделать обобщение:

“Заповеди семейной жизни”

Свято храни честь своей семьи.

Люби свою семью и делай ее лучше.

Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.

Подари родителям радость.

Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

Доброе дело – дороже богатства.

Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

 

 

Кирпич «Тайное мнение»

 

- какую семью вы считаете идеальным образцом для создания своей собственной семьи?

Напишите, пожалуйста, ответы на листочках бумаги (можете не подписываться) и опустите их в коробку.

(затем кл.руководитель достает листочки и зачитывает их без указания фамилий).

 

И сегодня нашу встречу мне хочется закончить такими словами:

Семья – это гордое слово

С ним каждый с детства знаком.

Семья  - это наши фамилии

И гордость, что в ней живём.

Пусть люди гордятся домом,

Теплом очага, детьми.

И гордость за наши фамилии

Мы с честью по жизни несли.

Пусть счастливы будут семьи

И радость войдёт в каждый дом.

Традиции наши чудесные

Для внуков своих сбережём.

- Семья-это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь. Но ведь класс-это тоже семья, поэтому давайте сфотографируемся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИЯ для родителей о празднике "Всемирный день семьи"

Информация для родителей о празднике "Всемирный день семьи"...

"День семьи"

quot;День семьи"...

Классный час «Международный День семьи»

Каждый год, вот уже на протяжении более пятнадцати лет, на нашей планете принято отмечать Международный День семьи....

Презентация "День семьи, любви и верности"

С 2008 года 8 июля в России появился замечательный праздник – Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже около 780 л...

Конспект открытого занятия "День семьи, любви и верности"

С 2008 года 8 июля в России появился замечательный праздник – Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже около 780 л...

Мастер-класс по изготовлению ромашек к празднику «День семьи, любви и верности»

Мастер-класс по изготовлению ромашек к празднику «День семьи, любви и верности»...