Приёмы формирования беглого чтения
консультация

Нечепаева Светлана Анатольевна

Презентационный материал по теме: "Приёмы формирования беглого чтения" содержит информацию о причинах неуспеваемости младших школьников в умении бегло, правильно осознанно читать. Представлен ряд упражнений практического характера, которые позволят родителям помочь ребёнку учиться читать грамотно и осознанно. Материал содержит ссылку на полезную информацию в Интернет сети в открытом доступе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы формирования беглого чтения: советы родителям Нечепаева Светлана Анатольевна преподаватель ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»

Слайд 2

Актуальность вопроса Снижение интереса к чтению у младших школьников Только 80 – 85 % второклассников могут показать отличную норму чтения (60 – 70 слов в минуту с пониманием прочитанного) Скорость чтения – важный фактор, который влияет на успеваемость Чтение – процесс для формирования оперативной памяти и устойчивости внимания Устойчивый навык чтения должен быть сформирован в начальной школе Беглость чтения обеспечивает осознанность читаемого текста

Слайд 3

Актуальность вопроса Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования Ш.А. Амонашвили Шалва Александрович Амонашвили – советский, грузинский и российский педагог, доктор психологических наук, академик АПН СССР с 1989 года. Родился 8 марта 1931 года

Слайд 4

Причины низкого уровня читательской грамотности Низкий уровень внимания и памяти : читая четвёртое, пятое слово, не помнит первого Пониженный объём оперативного поля зрения : ребёнок видит слово не целиком, а лишь 2 – 3 буквы Небольшой словарный запас Регрессия: ребёнок читает слово дважды, пытаясь себя проверить, подтвердить Не развитый артикуляционный аппарат У всех детей маленький запас воздуха в лёгких заставляет брать вдох на середине слова

Слайд 5

Беглость чтения Беглость чтения – это такой темп , который обеспечивает ребёнку осознанность читаемого текста. Скорость чтения должна приближаться к скорости речи. У каждого человека темп речи индивидуален . Беглость зависит от индивидуальности личности , от его темперамента, от возрастных особенностей личности

Слайд 6

Психофизиологическая особенность беглости чтения Медленное, плохое чтение (для взрослого человека) 10 – 15 регрессий на текст из 100 слов, 15 – 20 остановок на строку. 3 – 5 фиксаций хороший показатель Артикуляция: неумелое движение губ, зубов, языка тормозит процесс чтения. Чем опытнее чтец, тем меньше он нуждается в проговаривании слов – озвучивании читаемого

Слайд 7

Тренировочные упражнения по методике профессора Ивана Тимофеевича Федоренко (1908 - 1982), награждён медалью А.С. Макаренко в 1978 году Дыхательная гимнастика и подготовка голоса Чтение блоков слов, слогов и предложений Отработка дикции Развитие оперативной памяти Интонационная разминка

Слайд 8

Упражнения Дыхательные упражнения: Задуй свечу. Глубокий вдох и задуй одну большую свечу. Задуй три свечи на одном вдохе при выдохе в три приёма Торт с небольшими свечками: задуй как можно больше свечек за один выдох В цветочном магазине: глубокий вдох носом Брызгаем бельё Едем в лифте и считаем этажи на выдохе: один, два, три …. (и обратно: 9, 8,…) Медвежата: «Мам, мёду б нам, мам, молока бы нам»

Слайд 9

Упражнения Подготовка голоса: Протяжное чтение двух рядом стоящих гласных звуков: аа , уа, иа , ея , ия , оя , ея , её, ею. Начинайте с коротких срок в 3 – 4 пары, произносите на одном выдохе, увеличивайте длину ряда постепенно. Добавляйте согласные: еж, ек , ам , ик , ов Чтение блоков созвучий: ай-ай, ей-ей, ей-же-ей; Га-га-га; да-да-да; ха-ха-ха; кхе-кхе-кхе (такие упражнения можно найти в народных сказках о животных. Читайте детям сказки, потешки , пестушки (К.Д. Ушинский «Родное слово»)

Слайд 10

Упражнения К.Д. Ушинский «Родное слово»

Слайд 11

Упражнения Чтение коротких фраз из слов в один слог: 1. М о рж м ё рз, н о п о лз 2. Кл а сс вст а л у п а рт 3. М о й др у г щ е др Подобные тренировочные предложения можно придумывать вместе с детьми

Слайд 12

Упражнения Отработка дикции: Проговаривание скороговорок, пословиц, поговорок : начинаем с самых простых, каждый день прибавляем одну новую и разбираем её медленно и спокойно, проговариваем. Прибавляем темп, когда ребёнок к этому готов Тетерев сидел на дереве Тень от дерева, тень от тетерева У осы не усы, не усищи, а усики Шла Саша по шоссе и сосала сушку О пустяках спорить всё дело упустить

Слайд 13

Упражнения Оперативная память: Хорошо помогает работа со зрительными диктантами по методике И.Т. Федоренко. Начинайте с набора простых коротких предложений: Тает снег. 8 букв Идёт дождь. 9 букв Небо хмурое. 10 букв Коля заболел. 11 букв Запели птицы. 11 букв Поле опустело. 12 букв Предложение можно довести до 46 – 50 букв. http://shatalina-g.narod.ru/teksty_zritelnykh_diktantov_po_fedorenko.pdf

Слайд 14

Способы привития любви к чтению Читайте вместе: вы читаете и ребёнок продолжает Изготавливайте с ребёнком подарки для семьи: открытки, записки, письма Просмотр диафильмов: текст кадра должен быть коротким, понятным, а сюжет интересным

Слайд 15

Способы привития любви к чтению 4. Читаем вслед: приготовьте два одинаковых текста. Вы читаете, а ребёнок просто следит за вами. Увеличивайте темп, но не слишком быстро, ребёнок должен спокойно за вами успевать 5. Чтение на время . Выберите несложный текст. Пусть ребёнок прочитает его три раза и каждый раз за минуту. С каждым разом темп будет увеличиваться, ребёнок получит ситуацию успеха Рекомендуемые авторы для младшего школьника: С. Маршак, М. Пришвин, К. Паустовский, В. Осеева, Е. Чарушин , В. Бианки, Г. Скребицкий , А. Барто , В. Драгунский, Н. Носов (можно взять отрывок текста, который заинтересует ребёнка для прочтения целого произведения

Слайд 16

Способы привития любви к чтению 6. Чтение про себя . Скольжение взглядом по тексту не даёт чёткого читательского умения, но расширяет диапазон захвата текста 7. Спотыкаемся на согласных . Придумывайте и ищите слова с несколькими согласными подряд: Мктрчан 8. Жужжащее чтение 9. Антиципация – угадывание следующего слова 10. Чтение с закладкой . Закладка не под строкой, а закрывает уже прочитанное слово, чтобы ребёнок к нему не возвращался, это даст возможность большей сосредоточенности и подвинет темп чтения 11. Читаем по очереди. Абзац читаете вы, следующий абзац – ребёнок. (Или про себя)

Слайд 17

Способы привития любви к чтению 12. Ролевое чтение. Мишка – грубо, зайка, белочка – нежно и т. д. 13. Читаем всей семьёй: я – мама и бабушке, папе, сестре 14. Читаем ребёнку перед сном: сделайте это традицией, чтобы он ждал вашего чтения.

Слайд 18

НаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлось наблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвери ГолодноихолодноимзимойПустокругомНилисточка,нитравкиоднагорькаякораИвдругзапах сенаНаполянестоитбольшаякормушкаДобрые рукиегеряположилидушистоесеновкормушку Онхозяинвлесуизаботитсяодеревьяхптицахзверях. В.Карасёва ЛОСИ Приём: сплошной текст

Слайд 19

наполянувышлилосихаслосёнкомгордыйлось наблюдалзанимикрасивыиумныэтизвери голодноихолодноимзимойпустокругомнилисточка,нитравкиоднагорькаякораивдругзапах сенанаполянестоитбольшаякормушкадобрые рукиегеряположилидушистоесеновкормушку онхозяинвлесуизаботитсяодеревьяхптицахзверях В.Карасёва ЛОСИ Приём: сплошной текст (усложняем работу)

Слайд 20

На поляну вышли лосиха с лосёнком. Гордый лось наблюдал за ними. Красивы и умны эти звери. Голодно и холодно им зимой. Пусто кругом. Ни листочка, ни травки. Одна горькая кора. И вдруг запах сена! На поляне стоит большая кормушка. Добрые руки егеря положили душистое сено в кормушку. Он хозяин в лесу и заботится о деревьях, птицах зверях! В.Карасёва ЛОСИ Приём: сплошной текст (проверка)

Слайд 21

По садовой ДРОКОЖЕ тихо шлёпал ножками ЁИЖК . Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КУРКИНЛ Петя и достал шапочку. Из-за пенька выглянул СИРОЧАТК -лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОБОКЛА , дети !». Малыши притихли. На дорожке ФАРЧЫЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СРОКОА , из дупла выглянула БОЧЛЕКА . «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁИЖК спокойно отправился ДМООЙ . Неожиданная встреча Приём: перемешанные буквы

Слайд 22

По садовой дорожке тихо шлёпал ножками ёжик . Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – крикнул Петя и достал шапочку. Из-за пенька выглянул старичок -лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего колобка , дети !». Малыши притихли. На дорожке фырчал клубок иголок, среди ветвей мелькала сорока , из дупла выглянула белочка . «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ёжик спокойно отправился домой . Неожиданная встреча Приём: перемешанные буквы ( проверка задания )

Слайд 23

Приём: восстанови порядок слов в предложении

Слайд 24

Приём: восстанови порядок слов в предложении ( проверка задания ) Жили-были три котёнка. Один был чёрный, другой – серый, а третий – весь белый. Увидели котята мышь – и за ней. Мышь прыгнула в муку. Котята – за ней. Мышь убежала в норку. Вышли из банки три котёнка совсем белые. В. Сутеев

Слайд 25

Приём: чтение рассказа с пропущенными буквами в окончаниях слов Гроза приближа .. ся . Огромн .. лилов.. туч. надвига.. ся на лес. Сильн .. ветер гуд.. в вершин.. деревь … Вот крупн .. капл . дожд . застучал. по листь .. и по трав.. Пахн .. земляник.. и гриб….

Слайд 26

Приём: чтение рассказа с пропущенными буквами в окончаниях слов ( проверка ) Гроза приближа ет ся. Огромн ая лилов ая туч а надвига ет ся на лес. Сильн ый ветер гуд ит в вершин ах деревь ев. Вот крупн ые капл и дожд я застучал и по листь ям и по трав е . Пахн ет земляник ой и гриб ами .

Слайд 27

Удачи вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков беглого чтения, как средство повышения качества знаний обучающихся.

«Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость п...

Этапы и методические приёмы формирования каллиграфических навыков письма

Презентационные материалы к лекции на занятиях по каллиграфии для студентов педагогического колледжа...

Этапы и методические приёмы формирования каллиграфических навыков письма

Презентационные материалы к лекции на занятиях по каллиграфии для студентов педагогического колледжа...

Этапы и методические приёмы формирования каллиграфических навыков письма

Презентационные материалы к лекции на занятиях по каллиграфии для студентов педагогического колледжа...

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы для формирования функциональной грамотностиРабота с текстом во время чтения.Приёмы послетекстовой деятельности...