Программа
элективного курса
«Дорогами Великой Отечественной войны»
для учащихся 10 – 11 классов
Пояснительная записка.
Цели и задачи курса состоят в том, чтобы дать учащимся 10-11 классов возможность ознакомиться с основными вехами Великой Отечественной войны, полнее усвоить значение победы для истории страны и личности, закрепить интерес к собственной истории, к её героическим страницам;
- заинтересовать учащихся русской историей, расширить их кругозор;
- составить целостное представление о войне, проблемах, причинах победы, роли народа и личности в истории;
- развивать умение самостоятельно работать с исторической картой, историческими источниками, компьютерными дисками, анализировать информацию;
- совершенствовать умения диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого и настоящего, вести дискуссию; готовить доклады и сообщения.
- сформировать, закрепить мотивацию выбора истории для изучения в профилированной старшей школе и высших учебных заведениях.
Курс должен подвести учащихся к пониманию причин втягивания СССР во вторую мировую войну. Поэтому первые темы касаются периода 1939 – до 22 июня 1941 г., где закладываются основные противоречия во внешней политике СССР, смена ее внешнеполитического курса. Затем учащиеся «пройдут дорогами войны» с 1941 по 1945 г..
Назначение и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения.
- проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный характер их рассмотрения); создание открытых, познавательных проблемных ситуаций;
- большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся; работе с источниками.
- Важно активизировать знания учащихся, полученные при изучении истории Отечества, литературы, географии, музыки;
- Учащиеся должны тщательно готовить свои доклады не только с точки зрения содержания, но и формы, использовать музыку, репродукции, виртуальные материалы, творческие задания.
- Данный курс будет способствовать реализации воспитательных задач, воспитанию патриотизма, гражданственности, любви к Родине, к своему народу и его истории.
Планирование.
Содержательная часть.
^ Курс рассчитан на 17 часов. №
п/п
| Содержание
| Организация учебной работы
| Виды деятельности учащихся
| 1
| Введение. Почему необходимо изучать Великую Отечественную войну
| Лекция с элементами беседы, репродукциями
| беседа, дискуссия
| 2
| Почему 1939г. стал годом начала Второй мировой войны?
| Межпредметные связи с новейшей историей
| Просмотр и обсуждение фильма
| 3
| Готов ли был СССР к войне с фашистской Германией?
| Проблемная беседа
| Анализ документов, доклады учащихся, чтение и обсуждение эссе
| 4
| Начало войны. Каким оно было?
| лекция
| Сообщение учащихся, работа с источниками, картой
| 5
| Страна мобилизуется. «Все для фронта , все для победы.»
| семинар
| Работа с историческими источниками, учебниками.
| 6
| Наш край в период Великой Отечественной войны
| семинар
| Сообщения учащихся, встреча с участниками войны
| 7
| Битва за Москву. Обретая силу и уверенность.
| лекция с элементами беседы
| Изучение источников, просмотр
документального фильма
| 8
| 1942 г. Успехи и неудачи. Фронтовые будни.
| дискуссия
| работа с историческими источниками, письмами, чтение эссе
| 9
| Сталинградская битва
| лекция
| Составление конспекта
| 10
| На оккупированных территориях. Твердыня на Неве.
| Исторический вечер
| Разучивание стихов. песен.
Приглашение гостей.
| 11
| Советский тыл в годы войны
| Обсуждение сообщений
| Сообщения учащихся.
| 12
| Курская битва и ее значение. Битва за Днепр.
| лекция
| Просмотр фильма «Огненная дуга»
| 13
| 1944г. Восстановление границы СССР
| лекция
| Составление таблицы
| 14
| Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы
| лекция
| Просмотр фильма «Освобождая Европу»
| 15
| Берлинская операция
| семинар
| Работа с таблицами, картой
| 16
| Народ-победитель. Причины победы.
Герои Великой Отечественной войны
|
| Подготовка к круглому столу, подготовка творческих проектов
| 17
| Защита творческих проектов
| подготовка творческих проектов
| Сообщения учащихся.
|
^ Методическая часть
Учащиеся, изучившие курс, должны знать: даты сражений, периодизацию Великой Отечественной войны, исторические понятия, характеризовать периоды в развитии исторических процессов.
Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий Великой Отечественной войны:
-рассказывать об исторических событиях, их участниках;
-составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;
-излагать оценки событий и личностей;
-сравнивать исторические версии событий, высказывать суждения и оценки.
Для оценивания суждений, достижений на элективных курсах использовать систему оценивания «3», «4», «5» без выставления отрицательных отметок.
Курс может считаться зачтённым, если ученик посетил не менее 80% занятий, если выполнил ученик зачётную работу: исследовательскую, реферат, творческую работу.
Используемая литература
Мультимедиа учебник «От Кремля до Рейхстага»,
Рабочая тетрадь «Советский Союз: годы испытаний» 1995 г,
« Я пишу последнее быть может (письма с фронта)» 1994г,
«Великая победа» М, 2000г,
«Два парада»,2000г.
Учебники по истории России 20 века (авторы: Островский, Уткин, Левандовский)
|