Методическая разработка урока по литературе на тему: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».
методическая разработка
Методическая разработка урока по литературе на тему: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problematika_povesti_v.g._rasputina_proshchanie_s_materoy.docx | 28.02 КБ |
problematika-povesti-v.g.-rasputina-proshchanie-s-materoy.pdf | 2.02 МБ |
rabochiy_list_k_uroku.docx | 136.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме:
Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».
Тип занятия: урок.
Цели урока:
Личностные: осмысление обсуждаемых проблем повести, нахождение в них личностного смысла, формирование гражданской позиции, усвоение общечеловеческих ценностей.
Метапредметные: развитие способности к исследовательской деятельности, обеспечение знаниями о человеке, культуре, истории, природе как основе нравственного развития.
Предметные: развитие познавательного интереса к современной русской литературе, овладение навыками анализа художественного текста, развитие устной речи учащихся.
Оборудование:
1) Рабочий лист к уроку
2) Презентация
3) Видео
Время проведения: 45 минут.
Ход занятия:
СЛАЙД 1
- Сегодня наш урок посвящён творчеству известного русского писателя Валентину Григорьевичу Распутину. Его произведения популярны как у нас в стране, так и за рубежом.
СЛАЙД 2
Эпиграф: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом» (В. Г. Распутин).
- В течении урока вы должны будете заполнять рабочий лист к уроку.
Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015) – яркий представитель так называемой «деревенской прозы» - одного из ведущих направлений в русской советской литературе 1960—1980-х годов, связанного с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни (Василий Белов, Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Фёдор Абрамов, Борис Можаев и др.).
Кто мы на этой земле – хозяева или временщики, побыли и ушли? Взяли всё, что смогли, а потом хоть потоп? Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы своего времени, затронул болевые его точки. Но только ли своего времени? Источником главной тревоги писателя является процесс духовного разложения нации, её нравственного обнищания.
(фильм о В.Г. Распутине - 2 мин)
http://youtu.be/7R8_05czqZM (ссылка на видео)
СЛАЙД 3
Известность В. Г. Распутину принесла повесть «Деньги для Марии» (1967), сюжет которой позволил писателю психологически глубоко раскрыть характеры самых разных людей, показать как нравственные вершины, так и глубины человеческого падения. Написанные затем повести «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Пожар» (1985) закрепили за ним славу одного из лучших представителей «деревенской прозы».
Сегодня мы обратимся к повести В. Г. Распутина – «Прощание с Матёрой». В ней автор обратился к трагической теме разорения людьми собственной земли, родины под предлогом великих преобразований.
СЛАЙД 4
Выход на тему урока.
- Что означают для вас понятия Родина, «малая» родина?
Родина - 1) Отечество, отчизна, родная страна;
2) Место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь;
«Малая» родина - отчий дом, родительский дом, родной край, родная сторона, родители, предки…
У каждого человека есть своя «малая» родина, тот кусочек Земли, который остаётся на вечную память в сердце человека. Такой «кусочек» земли есть и у В. Г. Распутина – это его родная деревня Аталанка Иркутской области, которая попала в зону затопления и исчезла в годы строительства Братской ГЭС. Пострадали не только десятки и сотни подобных деревень, главное, что пострадали люди, живущие там.
Итак, тема нашего урока «Судьба малой родины в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Эпиграфом к уроку мы взяли слова В. Г. Распутина: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».
- Что же происходит с человеком, когда рушатся эти подпорки одна за другой? Давайте ещё раз сегодня перелистаем страницы повести «Прощание с Матёрой», перелистаем и перечитаем, поразмышляем над главными проблемами повести.
В основе сюжета лежат реальные события. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище – вся земля уйдёт под воду навечно.
«Я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле рубеж в писательской работе».
СЛАЙД 5
Повесть «Прощание с Матёрой. Она о тех изменениях, которые происходят в жизни сегодняшней Сибири, об изменениях, на которые я смотрю глазами не постороннего человека, приехавшего покорять и, так сказать, преобразовывать этот суровый край, а глазами коренного сибиряка, в этом краю живущего и любящего его истинной любовью, думающего о нём не только как о гигантской строительной площадке, но и как о родине, о земле, на которой жили его предки и станут жить его дети и внуки».
- Давайте рассмотрим на нашем уроке основные проблемы, которые раскрывает писатель в произведении?
СЛАЙД 6
Обмен читательскими впечатлениями
-Каков сюжет повести? (История затопления расположенного на острове сибирского села Матеры).
СЛАЙД 7
- Как описана Матёра? (Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием - Матера, жила она, "встречая и провожая годы".
СЛАЙД 8
Словарная работа
- Давайте определим лексическое значение слова «Матёра». Попробуйте подобрать однокоренные слова к этому слову.
Матёра. Здесь корень и от слова мать, и от слова материк, и от слова матёрый.
Матёра - 1) матёрый (полный сил, крепкий, достигший полной зрелости, опытный, знающий);
2) мать, матерь (мать – земля, Родина – мать);
3) материк (земля, окружённая со всех сторон водой);
Все эти значения реализуются в тексте повести.
1) Матёра полна сил, крепка, опытна. («Какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная дедами и прадедами и вскормившая ни одно поколение»).
2) Слово Матёра по лексическому значению связано со словом мать. Матёра – живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Для её жителей она – первооснова, стержень, на котором держится их бытие. («И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля, что имела она чёткие границы, сразу за которыми начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке, не потому ли и называлась громким именем Матёра».
3) Матёра – часть материка. Они объединяются общим значением первоосновы и надёжности, и даже – вечности.
СЛАЙД 9
Работа с художественным текстом
Триста лет обживали этот уголок русские крестьяне. Неторопливо, без спешки идёт жизнь на этом острове, и за те триста лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо ухаживала за детьми своими, вскармливала их, и дети отвечали ей любовью. Совершенно не случайно повесть открывается пейзажным описанием.
- Давайте прочитаем описание Матёры. (гл. 1.)
Мир Матёры неброский, в нём всё обычно, но ценность его именно в этой простоте и обычности.
- Какая же она «та Матёра», прежняя? (1 абзац)
(«Опять с грохотом пронесло лёд, опять зашумела вода, запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки, заквакали лягушки…голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки…»).
- Какое слово неоднократно повторяется в пейзаже? (опять)
- Как вы думаете, зачем автор употребляет его несколько раз?
Кажется, что мир гармонии будет существовать всегда, но постепенно появляется ощущение неустойчивости, трагичности жизни в Матёре.
- А как автор даёт нам это почувствовать? Какие перемены произошли? (2 абзац)
(«Та Матёра и не та. Все посадили огороды – да не все… Посеяли хлеба – да не на всех полях… Многие жили теперь на два дома… Повяла деревня, как подрубленное дерево… Гуще и нахальней полезла крапива, мёртво застыли окна в опустевших избах, покосились заборы, почернели и похилились стайки, амбары…»). Не та Матёра, потому что «повяла деревня, как подрубленное дерево…». Автор подчёркивает надвигающуюся безжизненность Матёры.
- В чем конфликт повести? (Конфликт философский – столкновение старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отрицая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом?)
- Назовите героев повести. Какие образы противопоставлены старухе Дарье. Они противопоставлены своим детям и внукам – Павлу, Андрею.
СЛАЙД 10
Составим таблицу – сравнительную характеристику «стариков» и «молодёжи», сопоставив их по разным параметрам, приводя примеры из текста.
«Старики» | «Молодёжь» |
Отношение к «малой родине» | |
Дарья любовно, бережно относится к родному месту – Матёре. Здесь всё для нее родное – она не мыслит своей жизни без Матёры. | Павел и Андрей (сын и внук Дарьи) – перебрались в город, оторвались от корней. |
Отношение к предкам | |
Дарья в самое трудное время идёт на могилу родителей. Просит у них совета. | Павел, занятый делами, так и не перевёз могилы. Андрею вообще эта идея кажется странной. Он не понимает, серьёзно говорит бабашка или нет. |
Отношение к природе | |
Дарья считает, что человек и природа слиты воедино. | Андрей: «Человек – царь природы». Человек оторван от природы. |
Выводы: столкновение «отцов» и «детей» переходит в столкновение добра и зла, нравственной чистоты и нравственного оскудения, убожества. Мы понимаем, что писатель сокрушается не просто о том, что старое сменяется новым, а о том, что уходит или может уйти навсегда, о потери нравственности, которую нельзя будет восполнить. В этом заключается философский смысл повести.
Аналитическая беседа: Распутин поднимает еще одну проблему - экологическую.
СЛАЙД 11
- Давайте попробуем вместе с автором разрешить изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и чего это делается? (Необходимо. ГЭС возводят ради блага людей).
- А вы уверены, что надо было затапливать Матёру? (Отношение к этому автора, Дарьи, Павла).
- Если это делается для блага людей, в интересах государства, а государство - это люди, то могут ли быть оправданы любые средства достижения благородной цели? Как вы считаете?
- Сцена разорения кладбища – одна из самых трагичных страниц повести. Давайте обратимся к экранизации этой повести.
Просмотр эпизодов из фильма «Прощание» (Режиссер Элем Климов, 1981 год).
https://youtu.be/C7m7su1ra9M (ссылка на видео)
Анализ сцены разорения кладбища.
- Какое чувство вызывают у вас эти кадры. (возмущение, сомнение, неприятие)
Выводы: Это надругательство, самое настоящее. Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ? И не может быть оправдано благо миллионов за счет бед пусть даже немногих соотечественников.
ВЫОД УРОКА: Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти.
- А можете ли вы назвать исчезнувшие села нашего района?
СЛАЙД 12, 13
- Актуальна ли эта тема сейчас?
- Так какие же проблемы поднимает автор в своем произведении?
СЛАЙД 14
Это проблемы и вечные, и современные.
1. Проблемы экологии. Проблемы взаимодействия человека и природы.
3. Проблемы отношения поколений, сохранения традиций.
4. Проблема поиска смысла человеческого существования.
- Обратимся к нашему эпиграфу. Прокомментируйте его, пожалуйста.
СЛАЙД 15
- Что произойдет с человеком, если эти опоры исчезнут, как исчезла Матера?
Мудрым афоризмом звучат в словах главной героини повести: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рабочий лист к уроку
по теме:____________________________________________________________
____________________________________________________________________
(________________) |
Валентин Григорьевич Распутин |
- Словарная работа.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Работа с художественным текстом.
И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название. Опять с грохотом и страстью пронесло лед, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобожденнo открылась, вытянувшись в могучую сверкающую течь. Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатываясь по речке на две стороны; опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки. Все это бывало много раз, и много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперед каждого дня...
Та Матёра и не та: постройки стоят на месте, только одну избенку да баню разобрали на дрова, все пока в жизни, в действии, по-прежнему голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки, а уж повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода. Все на месте, да не все так: гуще и нахальней полезла крапива, мертво застыли окна в опустевших избах и растворились ворота во дворы – их для порядка закрывали, но какая-то нечистая сила снова и снова открывала, чтоб сильнее сквозило, скрипело да хлопало; покосились заборы и прясла, почернели и похилились стайки, амбары, навесы, без пользы валялись жерди и доски – поправляющая, подлаживающая для долгой службы хозяйская рука больше не прикасалась к ним…
- Герои повести.
____________________________________________________________________
«Старики» | «Молодёжь» |
Отношение к «малой родине» | |
Отношение к предкам | |
Отношение к природе | |
______________________________________(Ф.И)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по литературе на тему: "Семья и семейные ценности в произведениях Л. Н. Толстого"
итегрированный урок литературы и психологии с использованием слайд-презентаций...
Методическая разработка урока по литературе
План-конспект урока по литературному чтению...
Методическая разработка урока по литературе «Мир семьи глазами русских писателей»
Семья – это самое известное слово в языках всех народов мира. Одновременно это самое запутанное понятие … Например, в Библии слово «семья» отсутствует. Одновременно на титульн...
Методическая разработка урока по литературе «Мир семьи глазами русских писателей»
План Введение1. Алгоритм подготовительного этапа урока2. Методический инструментарий урока3. План-конспект урокаЗаключениеСписок используемой литературыПриложения...
Методическая разработка урока по литературе на тему: "«ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.А. БЛОКА. ПОЭМА «ДВЕНАДЦАТЬ».
АннотацияМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА...
Методическая разработка урока производственного обучения по теме «Освоение приёмов заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами на заданную дозу и определённую сумму» ПМ.03 «Заправка транспортных средств горючими и смазочными матер
Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей...
Методическая разработка квеста по литературе на тему: «Знакомый и незнакомый А.П.Чехов!»
Методическая разработка по литературе составлена в форме квеста для обучающихся 1-2 курсов.Нестандартная форма проведения позволит в игровой форме повторить изученный материал о жизни и творчестве А. ...