Учебно-методическое пособие по русскому языку
методическая разработка
В статье предложены виды работ над орфограммой "Безударная гласная в корне слова", также представлены дидактические игры по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебно-методическое пособие по русскому языку | 80.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие по русскому языку
Виды работ над орфограммой «Безударная гласная в корне слова».
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений в обучении русскому языку является развитие познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся. На протяжении всего обучения идёт развитие и совершенствование
всех видов речевой деятельности, создание у учащихся мотивации к изучению языка, внимания к слову и русскому языку в целом.
Одной из сложных тем для учащихся является «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Преподаватели, выясняя причины ошибок учащихся, отмечают основные:
а) не знает значения слова;
б) не нашел проверочное однокоренное слово;
г) не умеет находить корень;
д) не знает способа проверки и др.
Поэтому учебно-методическое пособие с включением систематизированного перечня гнёзд родственных слов с подобранным языковым материалом можно использовать при изучении и закреплении правописания безударных гласных. Оно будет способствовать усвоению языковых понятий (грамматических, лексических, словообразовательных, фонетических), а также совершенствованию орфографических умений учащихся. В пособии собраны виды работ над орфограммой безударная гласная в корне слова. Кроме того, их разнообразие способствует более качественному усвоению этой трудной темы, позволяет повторить, обобщить знания учащихся по этой теме.
Цель:
Повышать грамотность учащихся при изучении орфограммы безударная гласная в корне слова.
Задачи:
Закрепление знаний признаков однокоренных слов (имеют общую часть-корень слова - и общее значение).
Отрабатывать умение выделять общую часть родственных слов.
Закреплять умение распознавать и подбирать однокоренные слова.
Отрабатывать умение единообразного написания корня в однокоренных словах.
Развивать память, речь учащихся.
Контингент, на который рассчитано пособие - молодые преподаватели.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ:
изменить слово (изменить форму слова) | подобрать однокоренное |
один–много: сова - совы, гнездо - гнёзда, нора - норы, река - реки, земля - земли | ласково: зима - зимушка, скворец - скворушка, птенец - птенчик |
много - один: дома - дом, дрозды - дрозд, грибы -гриб, носы - нос, холода - холод, ножи - нож | маленький: головы - головка, молод - молоденький; полосы - полоска, дома - домики |
| букву Е проверять Ё: принесли - нёс, летают - лёт, ледок - лёд, ведро - вёдра, метла - мётлы |
Корнем: кормушка - корм, шагал - шаг, ловить -лов, снеговой - снег, вершины - верх | |
Предмет: мастерят - мастер, смолистые - смолы, выглядят - взгляд, удивлять - диво | |
признаком предмета: побелели - белый, голод - голодный, холод - холодный, грозить - грозный | |
действие предмета: сидела - сидя, смотрел - смотрит, крошился -крошится, ловить - ловит |
При работе над безударной гласной в корне слова совместно с учащимися составляется АЛГОРИТМ (ПАМЯТКА):
-Поставь ударение;
-Выдели корень;
-Обозначь безударную гласную;
-Подбери проверочное слово.
Три стихотворных правила, которые с удовольствием учат ребята, чтобы помнить, как надо проверять безударные гласные.
Гласный звук без ударенья Вызовет у вас сомнения. Хочешь знать, что нужно сделать? Слово проверяй, мой друг! Так измени его, чтоб в слове Стал ударным этот звук. | Если буква гласная вызвала сомнения, ты её немедленно ставь под ударение! | Этих гласных ровно ПЯТЬ, Нам их надо проверять! А, О, Е, И, Я - ошибаться в них нельзя! |
№ | КОРЕНЬ | ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА |
| БЕГ | БЕГ, СБЕГАТЬ, БЕГЛЫЙ, БЕГА, БЕГУНЬЯ, НАБЕЖАЛ |
| БЕДН | БЕДНЯК, БЕДНЫЙ, БЕДНЕТЬ, БЕДНЯЖКА |
| БЕЛ | БЕЛИТЬ, ВЫБЕЛИТЬ, ПОБЕЛКА, БЕЛОК, БЕЛЕНЬКИЙ |
| БЕРЕГ | БЕРЕГОВОЙ, БЕРЕЖОК, ПОБЕРЕЖЬЕ, БЕРЕГА |
| БОГ | БОГ, БОГОТВОРИТЬ, БОГОСЛУЖЕНИЕ, БОГОРОДИЦА, БОЖЕСТВО, БОЖНИЦА, БОГАТЫРЬ |
| БОЛЬ | БОЛЬ, БОЛЬНИЦА, БОЛЬНОЙ, ЗАБОЛЕТЬ, БОЛЕЗНЕННЫЙ |
| БОРОЗД | БОРОЗДИТЬ, БОРОЗДЫ, БОРОЗДКА, ИЗБОРОЗДИТЬ |
| БОЯ | БОЯЗНЬ, БОЯЗЛИВЫЙ, БОЙСЯ, ПОБОЯЛСЯ, БЕЗБОЯЗНЕННЫЙ |
| БРОС | БРОСАТЬ, СБРОСИЛ, ПЕРЕБРОСКА, ВЫБРОСИТЬ, ЗАБРОСАЛИ |
| ВАЛ | ВАЛИТЬ, ЗАВАЛИТЬ, СВАЛКА, ЗАВАЛИНКА, ВАЛЕНКИ, ВАЛЕЖНИК |
| ВАР | ВАР, СВАРИТЬ, ВАРЕНЬЕ, ВАРЁНЫЙ, ОБВАРИТЬ |
| ВЕРХ | ВЕРХ, ВЕРШИНА, ПОВЕРХНОСТНЫЙ, ВЕРХОВОЙ, ВЕРХОМ, ВЕРХОВЬЕ |
| ВЕСЕЛ | ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСЕЛИТЬСЯ, ВЕСЕЛЬЧАК, ВЕСЁЛЕНЬКИЙ |
| ВЕСН | ВЕСНА, ВЕСНУШКИ, ВЕСНЯНКА, ВЕСЕННИЙ |
| ВЕС | ВЕСЫ, ВЕСИТЬ, ВЗВЕШИВАТЬ, ВЕСОВЩИК |
| ВИД | ВИД, ВИДЕТЬ, УВИДЕЛ, ВИДНО, НЕВИДИМКА |
| ВИС | ВИСЕТЬ, ВИСНУТЬ, ПОВИС, НАВИСАТЬ |
| ВОД | ВОДА, ВОДНЫЙ, ВОДИЧКА, ПОДВОДНЫЙ, ЗАВОДЬ, ВОДОЛЕЙ |
| ВОЗ | ВОЗ, ВОЗИТЬ, ВОЗЧИК, ПЕРЕВОЗЧИКИ, ПОВОЗКА |
| ВОЛН | ВОЛНЫ, ВОЛНЕНИЕ, ВОЛНОВАТЬСЯ, ВОЛНИСТЫЙ |
| ВРЕД | ВРЕД, ВРЕДНЫЙ, ВРЕДИТЬ, ВРЕДИТЕЛЬ |
| ВСТРЕЧ | ВСТРЕЧА, ПОВСТРЕЧАЛИСЬ, ВСТРЕЧНЫЙ |
| ВТОР | ВТОРОЙ, ВТОРИТЬ, ПОВТОРНЫЙ, ПОВТОРЕНИЕ, ВТОРНИК |
| ВЯЗ | ВЯЗАТЬ, СВЯЗКА, ПЕРЕВЯЗКА. ПОВЯЗКА |
| ГЛАЗ | ГЛАЗ, ГЛАЗКИ, ГЛАЗНОЙ, ГЛАЗОК |
| ГЛЯД | ГЛЯДЕТЬ, ВЗГЛЯД, ВГЛЯДЕТЬСЯ, ПОДГЛЯДЕТЬ |
| ГОВОР | ГОВОРИТЬ, ГОВОР, РАЗГОВОРЧИВЫЙ, ПОГОВОРКА, СГОВОР |
| ГОД | ГОД, ГОДОВОЙ, ГОДИНА, ГОДИТСЯ, ГОДОВЩИНА |
| ГОЛОВ | ГОЛОВА, ГОЛОВОЛОМКА, ГОЛОВНОЙ, ГОЛОВАСТИК |
| ГОЛОД | ГОЛОДАТЬ, ГОЛОД, ПРОГОЛОДАТЬСЯ, ГОЛОДОВКА |
| ГОЛОС | ГОЛОС, ОТГОЛОСОК, ГОЛОСОК, ГОЛОСИСТЫЙ |
| ГОР | ГОРА, ГОРКА, ГОРИСТЫЙ, ГОРНЫЙ, ГОРНЯК, ГОРНОЛЫЖНИК, ГОРЕЦ, ПРИГОРОК |
| ГОРБ | ГОРБ, ГОРБАТЫЙ, ГОРБУШКА, ГОРБИНКА, ГОРБАТИТЬСЯ, ГОРБУН, ГОРБУНОК, ГОРБУША |
| ГОР | ГОРЕ, ГОРЕВАТЬ, ГОРЕМЫКА, ПРИГОРЮНИЛСЯ |
| ГОСТ | ГОСТЬ, ГОСТЬЯ. УГОСТИЛ, УГОЩЕНИЕ, ГОСТИНЕЦ, ГОСТИНИЦА |
| ГРИБ | ГРИБ, ГРИБКИ, ГРИБНОЙ, ГРИБОЧКИ, ГРИБНИК |
| ГРОЗ | ГРОЗА, ГРОЗОВОЙ, ГРОЗОВАЯ, ГРОЗИТЬ, УГРОЗА |
| ГРОМ | ГРОМ, ГРОМОВАЯ, ГРОМИТЬ, ПОГРОМ, ГРОМООТВОД |
| ГРЯЗ | ГРЯЗЬ, ГРЯЗНЫЙ, ГРЯЗНИТЬ, ГРЯЗНОВАТЫЙ, ЗАГРЯЗНИТЬ |
| ДАВ | ДАВИТ, ДАВКА, СДАВИТЬ, ДАВЛЕНИЕ, ЗАДАВИТЬ |
| ДАЛ | ДАЛЬ, ДАЛЁКИЙ, ОТДАЛЕНИЕ, ВДАЛИ |
| ДАР | ДАР, ДАРИТЬ, ПОДАРИТЬ, ПОДАРКИ, ДАРСТВЕННЫЙ |
| ДВОР | ДВОР, ДВОРНИК, ДВОРИК, ДВОРОВЫЙ, ДВОРЦЫ ДВОРНЯЖКА, |
| ДЕЛ | ДЕЛО, ДЕЛА, ДЕЛОВОЙ, СДЕЛКА, ПОДЕЛКА, БЕЗДЕЛЬНИК |
| ДЕРЕВ | ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ, ДЕРЕВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯШКА, ДЕРЕВЦО |
| ДЕРЖ | ДЕРЖАТЬ, СДЕРЖАТЬ, ПОДДЕРЖАТЬ, СОДЕРЖАТЬ |
| ДИВ | ДИВО, ДИВНЫЙ, УДИВИТЕЛЬНЫЙ, УДИВЛЯТЬСЯ |
| ДОБР | ДОБРО, ДОБРЕНЬКИЙ, ПОДОБРЕТЬ, ДОБРОТА |
| ДОЖД | ДОЖДЬ, ДОЖДЕВОЙ, ДОЖДИК, ДОЖДЛИВЫЙ, ДОЖДИЧЕК |
| ДОЙ | ДОИТЬ, ДОЯРКА, ДОЯР, НАДОЙ, ДОЙКА, УДОЙ |
| ДОМ | ДОМ, ДОМИК, ДОМАШНИЙ. ДОМОВОЙ |
| ДРОЖ(Г) | ДРОЖАТЬ, ДРОГНУТЬ, ЗАДРОЖАЛ, (мелкой) ДРОЖЬЮ |
| ЖАЛ | ЖАЛОСТЬ, ПОЖАЛЕТЬ, ЖАЛОБНЫЙ, ЖАЛОСТЛИВЫЙ |
| ЖАР | ЖАРА, ЖАРИЩА, ЖАРКО, ЖАРКОЕ |
| ЕДИН | ЕДИНСТВО, ЕДИНЫЙ, ЕДИНИЦА, РАЗЪЕДИНИТЬ, ОБЪЕДИНИТЬ |
| ЗВЕН | ЗВЕНО, ЗВЕНЬЯ, ЗВЕНЬЕВОЙ |
| ЗВЕЗД | ЗВЕЗДА, ЗВЕЗДОПАД, ЗВЕЗДОЧЁТ, ЗВЁЗДНЫЙ |
| ЗВЕР | ЗВЕРЬ, ЗВЕРЁК, ЗВЕРИНЫЙ, ЗВЕРСКИЙ |
| ЗВОН | ЗВОН, ЗВОНАРЬ, ЗВОНИТ, ЗВОНКИЙ, ЗАЗВОНИТЬ |
| ЗЕЛЕН | ЗЕЛЕНЬ, ЗЕЛЁНЫЙ, ОЗЕЛЕНЕНИЕ, ЗЕЛЕНЕЛ |
| ЗЕМЛ | ЗЕМЛЯ, ЗЕМЛИ, ЗЕМЕЛЬНЫЙ. ЗЕМЛИСТЫЙ, ЗЕМЛЯНКА |
| ЗИМ | ЗИМА, ЗИМНИЙ, ЗИМОВЬЕ, ЗИМОВАТЬ, ЗИМОРОДОК |
| ЗОЛОТ | ЗОЛОТИСТЫЙ, ЗОЛОТО, ПОЗОЛОТА, ОЗОЛОТИТЬ, ЗОЛОТОЙ |
| ИГР | ИГРЫ, ПОИГРАТЬ, ИГРОВОЙ, ИГРУШКА, ВЫИГРАТЬ |
| КАЗ(Ж) | КАЖЕТСЯ, ОКАЗАЛСЯ, ПОКАЗАЛОСЬ |
| КАТ | КАТАТЬ, КАТОК, НАПРОКАТ, ПРОКАТИТЬСЯ |
| КАМЕН | КАМЕНЬ, КАМЕННЫЙ, КАМЕНОТЁС, КАМЕНИСТОЕ (дно) |
| КЛАД | КЛАД, КЛАДОВКА, СКЛАДЫ, СКЛАДЫВАТЬ |
| КОЗ | КОЗА, КОЗЛЯТА, КОЗИЙ, КОЗОЧКА, КОЗЫ |
| КОЖ | КОЖА, КОЖАНЫЙ, КОЖЕВНИК, КОЖУХ, КОЖУРА |
| КОЛ | КОЛОТЬ, КОЛКА, ЗАКОЛКА, КОЛОТЫЙ |
| КОП | КОПАТЬ, РАСКОПАТЬ, ВЫКОПАТЬ, РАСКОПКИ, ОКОП |
| КОП | КОПИТЬ, НАКОПИТЬ, СКОПИТЬ, КОПИЛКА, НАКОПЛЕНИЕ |
| КОРМ | КОРМ, ПОКОРМИТЬ, КОРМУШКА, КОРМОВОЙ, НАКОРМИТЬ |
| КОС | КОСА, КОСИТЬ, КОСАРЬ, КОСОВИЦА, ПОКОС, СЕНОКОС |
| КРАСН | КРАСНЫЙ, ПОКРАСНЕТЬ, КРАСНОТА. |
| КРЕП | КРЕПИТЬ, КРЕПКИЙ, ПОДКРЕПЛЕНИЕ, УКРЕПЛЕНИЕ, КРЕПОСТЬ |
| КРИК | КРИК, КРИКНУТЬ, ПРИКРИКНУТЬ, КРИКУН |
| КРОЙ | КРОИТЬ, ВЫКРОИТЬ, ЗАКРОЙЩИК, ВЫКРОЙКА |
| КРОШК | КРОШКА, ОКРОШКА, НАКРОШИТЬ, КРОШЕЧНЫЙ |
| ЛЁД | ЛЁД, ЛЕДОКОЛ, ЛЕДОВЫЙ, ЛЕДНИКОВЫЙ, ЛЕДЯНОЙ |
| ЛЕН | ЛЕНЬ, ЛЕНИВЫЙ, ЛЕНИТЬСЯ, ЛЕНИВЕЦ, ОБЛЕНИЛСЯ |
| ЛЕП | ЛЕПИТЬ, ЛЕПНИНА, СЛЕПИТЬ, ЗАЛЕПИТЬ, ЛЕПКА |
| ЛЕС | ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСИСТЫЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИК |
| ЛЕТ | ЛЕТАТЬ, ЛЁТЧИК, ЛЁТНЫЙ, ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ, СЛЁТ, ПЕРЕЛЁТНЫЙ |
| ЛИС | ЛИСА, ЛИСОНЬКА, ЛИСЬЯ, ЛИСИЧКА |
| ЛИСТ | ЛИСТ, ЛИСТОЧКИ, ЛИСТВЕННЫЙ, ЛИСТИК, ЛИСТОПАД |
| ЛИ | ЛИТЬ, ЛИВЕНЬ, ЗАЛИВАЛСЯ, ЛИТОЙ |
| ЛОМ | ЛОМАТЬ, ЛОМ, ПОЛОМКА, ВЫЛОМАТЬ, ЛОМАНАЯ, ПЕРЕЛОМАТЬ |
| МАЗ | МАЗАТЬ, ВЫМАЗАТЬ, ЗАМАЗКА, МАЗАНЫЙ, СМАЗКА |
| МАЛ | МАЛЕНЬКИЙ, МАЛЕНЬКО, МАЛЁК, МАЛЕЦ, МАЛЫШ, МАЛО |
| МАСЛ | МАСЛО, МАСЛИТЬ, МАСЛЯНЫЙ, МАСЛЁНКА, НАМАСЛИТЬ |
| МЕД | МЁД, МЕДОВЫЙ, МЕДОК, МЕДУНИЦА |
| МЕН | МЕНЯТЬ, ОБМЕН, СМЕНИТЬ, СМЕНЩИКИ |
| МЕСТ | МЕСТО, МЕСТЕЧКО, МЕСТНЫЙ, ПОМЕСТИТЬ, МЕСТНОСТЬ |
| МИР | МИРИТЬ, МИР, ПОМИРИТЬ, ПРИМИРЕНИЕ, МИРОВАЯ |
| МОЛОД | МОЛОД, МОЛОДЕНЬКИЙ, МОЛОДОСТЬ, МОЛОДОЙ, ПОМОЛОДЕЛ |
| МОЛЧ | МОЛЧАТЬ, МОЛЧА, МОЛЧУН, МОЛЧАЛИВЫЙ, УМОЛКНУТЬ |
| МОР | МОРЕ, МОРСКОЙ, МОРЯК, ЗАМОРСКИЕ, ПРИМОРСКИЙ |
| МОРОЗ | МОРОЗ, МОРОЗЕЦ, МОРОЗНЫЙ, ЗАМОРОЗИТЬ, ЗАМОРОЗКИ, МОРОЗИТ, ИЗМОРОЗЬ |
| МОСТ | МОСТ, МОСТИТЬ, МОСТОВАЯ, МОСТОК, ВЫМОСТИТЬ |
| МОТ | МОТАТЬ, ОБМОТКА, МОТОК, МОТАЛЬЩИК, СМОТАТЬ |
| МЯС | МЯСО, МЯСНИК, МЯСНОЙ, МЯСОРУБКА |
| НОВ | НОВЫЙ, ОБНОВИТЬ, НОВИЗНА, ОБНОВКА, НОВЕНЬКИЙ |
| НОС | НОС, НОСИК, НОСОВОЙ, ПЕРЕНОСИЦА |
| НОС | НОСИТЬ, ПОДНОС, СНОСКА, ВЫНОСИТЬ, НОСИЛЬЩИК |
| ОГОН | ОГОНЬ, ОГНЕННЫЙ, ОГНЕВОЙ, ОГОНЁК |
| ПАС | ПАСТУХ, ПАСТИ, ПАСТБИЩЕ, ПАСУТСЯ |
| ПАХ | ПАХНЕТ, ПАХУЧИЕ, ЗАПАХ, ЗАПАШИСТЫЙ |
| ПЕРЕД | ПЕРЕДОВОЙ, ВПЕРЕДИ, ОПЕРЕДИТЬ, ПЕРЕДОВИК, ПЕРЕДНИЙ |
| ПЕР | ПЕРЬЯ, ПЕРО, ОПЕРЕНЬЕ, ПЕРНАТЫЕ |
| ПЕК(Ч) | ПЕЧЬ, ПЕЧЕНЬЕ, ВЫПЕКАТЬ, ПЕКАРЬ |
| ПИЛ | ПИЛА, ПИЛКА, ПИЛИТЬ, ОТПИЛИТЬ, СПИЛИТЬ |
| ПИС | ПИСАТЬ, ПИСЬМА, ПИСЬМЕННЫЙ, ЗАПИСАТЬ, ПОДПИСКА, СПИСОК |
| ПЛЯС | ПЛЯСАТЬ, ПЛЯСКА, ПЛЯСУНЬЯ, ПЕРЕПЛЯС, ЗАПЛЯСАТЬ |
| ПОЗД | ПОЗДНО, ОПОЗДАТЬ, ПОЗДНИЙ |
| ПОИ | ПОИТЬ, НАПОИТЬ, ПОЙЛО, ВОДОПОЙ |
| ПОЛЗ | ПОЛЗ, ПОЛЗТИ, ПОЛЗУЧИЙ, ПОЛЗЁТ, ПОЛЗКОМ, ПОПОЛЗЕНЬ, ПОЛЗАТЬ, ВЫПОЛЗТИ, ПОЛЗУНКИ, ПЕРЕПОЛЗАТЬ, ПОЛЗУЧИЙ |
| ПОЛ | ПОЛОТЬ, ВЫПОЛОТЬ, ПРОПОЛКА |
| ПОР | ПОРОТЬ, РАСПОРОТЬ, ПОРКА, ВЫПОРОТЬ |
| ПРАВ | ПРАВИТЬ, УПРАВЛЯТЬ, ИСПРАВИТЬ, ПОПРАВКА, ПРАВИТЕЛЬ |
| ПЯТН | ПЯТНО, ПЯТНИСТЫЙ, ПЯТНЫШКО |
| РИС | РИСУНОК, ЗАРИСОВОВКА. НАРИСОВАЛ |
| РОД | РОД, РОДИТЬСЯ, РОДИНА, ВОЗРОДИТЬСЯ, РОДСТВЕННИК |
| РЯД | РЯД, РЯДОЧЕК, ПОРЯДОК, РЯДОВОЙ |
| САД | САД, ПОСАДИТЬ, САДОВНИК, САДОВЫЙ, САЖАТЬ |
| СВЕЖ | СВЕЖЕСТЬ, ОСВЕЖИЛ, СВЕЖО |
| СВЕТ | СВЕТ, ОСВЕТИТЬ, СВЕТИЛЬНИК, СВЕТЛЫЙ, СВЕТОВОЙ |
| СВИСТ | СВИСТ, ЗАСВИСТЕТЬ, СВИСТУН, ПОСВИСТ |
| СЕД | СЕД, ПОСЕДЕТЬ, СЕДОЙ, СЕДЕНЬКИЙ, СЕДИНА |
| СЕЛ | СЕЛО, ПОСЁЛОК, НАСЕЛЕНИЕ, ПЕРЕНАСЕЛЕНИЕ, ПОСЕЛИТЬСЯ |
| СЕРЕБР | СЕРЕБРО, СЕРЕБРЯНЫЙ, СЕРЕБРИСТЫЙ, ПОСЕРЕБРИЛО (ИНЕЕМ) |
| СИД | СИДЕТЬ, СИДЯ, СИДЕЛКА, ПОСИДЕТЬ |
| СКАЗ | СКАЗАТЬ, ПОДСКАЗКА, СКАЗКА, ПЕРЕСКАЗАТЬ, СКАЗОЧНЫЙ |
| СКОЛЬЗ | СКОЛЬЗИТЬ, СКОЛЬЗКИЙ, ВЫСКОЛЬЗНУТЬ, СКОЛЬЖЕНИЕ |
| СПЕШ | СПЕШИТЬ, СПЕШКА, СПЕШНЫЙ |
| СТОЛ | СТОЛ, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛОВАЯ, ПРЕСТОЛЬНЫЙ |
| СТОРОЖ | СТОРОЖ, СТОРОЖКА, СТОРОЖЕВОЙ, ПОСТОРОЖИТЬ, ОСТОРОЖНЫЙ |
| СВЕТ | СВЕТ, СВЕТИТЬ, ПОСВЕТИТЬ, СВЕТЛЫЙ, СВЕТЛЯЧОК |
| СИН | СИНИЙ. СИНЕТЬ, СИНЬКА, СИНЯК, ПОДСИНИТЬ |
| СЛЕП | СЛЕПОЙ, ОСЛЕПНУТЬ, СЛЕПОТА, ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ |
| СНЕГ | СНЕГ, СНЕГОВОЙ, СНЕГОВИК, СНЕГУРОЧКА |
| СОЛЬ | СОЛЬ, СОЛИТЬ, СОЛЁНЫЙ, СОЛОНКА, ПОСОЛИТЬ, ЗАСОЛ |
| СОР | СОР, СОРИНКА, НАСОРИТЬ, СОРНЫЙ |
| СТАР | СТАР, СТАРИК, СТАРЫЙ, СТАРЕТЬ, СОСТАРИТЬСЯ, ПОСТАРЕТЬ |
| СТЕКЛ | СТЕКЛО, СТЁКЛА, СТЁКЛЫШКО, СТЕКЛЯННЫЙ, ЗАСТЕКЛИТЬ |
| СТРЕЛ | СТРЕЛА, СТРЕЛЯТЬ, СТРЕЛКОВЙ, ПЕРЕСТРЕЛКА, ЗАСТРЕЛИТЬ |
| ТАЙН | ТАЙНА, ТАИНСТВЕННЫЙ, ПОТАЙНОЙ, ПРИТАИТЬСЯ, ТАЙНИК |
| ТЕМН | ТЕМНОТА, ТЁМНЫЙ, ТЕМНЕТЬ, ЗАТЕМНЕНИЕ |
| ТОЛСТ | ТОЛСТЫЙ, ТОЛСТЯК, ТОЛСТЕТЬ, РАСТОЛСТЕТЬ |
| ТОП | ТОПИТЬ, ВЫТОПИТЬ, РАСТОПКА, ЗАТОПИТЬ |
| ТОЧ | ТОЧИТЬ, ВЫТОЧИТЬ, ТОЧИЛЬЩИК, ПОДТОЧИТЬ |
| ТРАВ | ТРАВА, ТРАВКА, ТРАВУШКА, ТРАВЯНОЙ, ТРАВНИК |
| ТРЕСК | ТРЕСК, ТРЕЩАТЬ, ТРЕСНУЛ, ТРЕСКОТНЯ |
| ТРЯС | ТРЯСКА, ТРЯСТИ, ВЫТРЯСТИ, ПОТРЯСЕНИЕ |
| ТЯН | ТЯНЕТ, НАТЯНУЛАСЬ, НАТЯЖЕНИЕ, ВТЯНУЛ |
| ХОД | ХОД, ХОДЬБА, ХОДИТЬ, ПОХОДКА, ЗАХОДИТЬ, ПОДХОДИТЬ |
| ХОЛОД | ХОЛОД, ХОЛОДНЫЙ, ПОХОЛОДАЛО, ПОХОЛОДАНИЕ |
| ХРАН | ОХРАНА, ХРАНИЛИЩЕ, ОХРАНЯТЬ, ХРАНЕНИЕ |
| ЦВЕТ | ЦВЕТ, ЦВЕТОК, ЗАЦВЕТЁТ, СОЦВЕТИЕ |
| ЦЕН | ЦЕНА, ОЦЕНИТЬ, ЦЕННЫЙ, ОЦЕНКА |
| ЦЕП | ЦЕПЬ, ЦЕПОЧКА, СЦЕПИТЬ, ОЦЕПИТЬ, ЦЕПКИЙ, ЗАЦЕПИЛИ |
| ЧАС | ЧАС, ЧАСОВОЙ, ЧАСОВЩИК, ЧАСИКИ |
| ЧАР | ЧАРЫ, ЧАРОДЕЙ, ОЧАРОВАТЬ, ОЧАРОВАНИЕ |
| ЧАСТ | ЧАСТО, ЗАЧАСТИЛИ, ЧАСТОТА, ЧАСТЫЙ |
| ЧИСЛ | ЧИСЛО, НАЧИСЛИТЬ, ЧИСЛОВОЙ, ЧИСЛЕННОСТЬ |
| ЧИСТ | ЧИСТЫЙ, ЧИСТИТЬ, ЧИСТОТА, ПОДЧИСТКА, ЧИСТЕНЬКИЙ |
| ЩЕБЕТ | ЩЕБЕТ, ЩЕБЕЧУТ, ЩЕБЕТАНЬЕ |
| ЩИТ | ЩИТЫ, ЗАЩИЩАТЬ, ЗАЩИТНИКИ |
| ЯВ | ЯВИЛСЯ, ЯВКА, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПОЯВИЛСЯ, ОБЪЯВИТЬ, ПРЕДЪЯВИТЬ |
| ЯСН | ЯСНЫЙ, ЯСНОСТЬ, ОБЪЯСНИТЬ, РАЗЪЯСНИТЬ. ОБЪЯСНИМЫЙ |
Данное пособие содержит виды работ, способствующих развитию языковых способностей, коммуникативных навыков, а также решают поставленные цели и задачи.
Далее в пособии будут предложены виды работ над орфограммой «Безударная гласная в корне слова»
Виды работ над орфограммой безударная гласная в корне слова:
Работа с гнёздами родственных слов.
Игра “Четвёртый лишний».
Разминка.
Найти «чужака».
Заполни таблицу.
Найди пару.
Зри в корень.
Пословица.
Загадки.
Найди ошибку.
Метаграммы.
Дерево родственных слов.
Омонимы.
Три орфограммы.
Королева – ударение.
Подбирай, не зевай!
Антонимы.
Кто больше?
Индивидуальные карточки.
Перейдём к рассмотрению каждого задания.
Работа с гнёздами родственных слов.
Цель:
1.Закрепление знаний признаков однокоренных слов (имеют общую часть-корень слова - и общее значение).
2. Отрабатывать умение выделять общую часть родственных слов.
- Игра “Четвёртый лишний»
Цель:
Отрабатывать умение распознавать однокоренные слова.
Обосновывать своё мнение.
Задание:
Найти лишнее слово и доказать.
Например:
СБЕГАТЬ, БЕГЕМОТ, БЕГУНЬЯ, НАБЕЖАЛ
все слова связаны с БЕГом, а БЕГЕМОТ - Крупное парнокопытное млекопитающее, живущее в пресноводных бассейнах тропической Африки.
БЕДНЯК, БЕДРО, БЕДНЕТЬ, БЕДНЯЖКА
все слова связаны с неимущим человеком, а БЕДРО - часть ноги.
БЕЛИТЬ, ВЫБЕЛИТЬ, ПОБЕЛКА, БЕЛУГА
все слова относятся к тому, чтобы покрывать мелом, известью; красить белым, а БЕЛУГА – крупная рыба сем. осетровых.
БОЛЬНИЦА, ЗАБОЛЕТЬ, БОЛЕЗНЕННЫЙ, БОЛЬШОЙ
все слова связаны с БОЛью, с болезнью, а БОЛЬШОЙ - значительный по размерам, по величине, силе.
ВАРВАР, СВАРИТЬ, ВАРЕНЬЕ, ВАРЁНЫЙ
все слова связаны с приготовлением пищи, а ВАРВАР- у древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземца.
Это задание можно проводить индивидуально, в группах, в парах и т.д.
Каждой команде выдаётся листок с напечатанными на нём словами в группах. Одно слово в каждой группе лишнее. Задача ребят – найти, зачеркнуть его и объяснить почему они так решили. Побеждает та команда, игроки которой первыми и правильно выполнили задание.
Водить, перевод, водный, водитель.
Горец, гореть, горный, гористая.
Рослый, вырос, подросток, роса.
Смешная, смешать, смешинка, смешить.
Удивительный, дивный, диванный, удивлённый.
Слева, лев, левый, налево.
Вдруг, подруга, дружный, друзья.
Семейство, семья, семечко, семьянин.
Слониха, слоновий, прислонился, слонёнок.
В игре набрано 536 слов, из них 415 являются однокоренными.
СБЕГАТЬ, БЕГЕМОТ, БЕГУНЬЯ, НАБЕЖАЛ
БЕДНЯК, БЕДРО, БЕДНЕТЬ, БЕДНЯЖКА
БЕЛИТЬ, ВЫБЕЛИТЬ, ПОБЕЛКА, БЕЛУГА
БЕРЕГОВОЙ, БЕРЕЖОК, ПОБЕРЕЖЬЕ, БЕРГАМОТ
БОЛЬНИЦА, ЗАБОЛЕТЬ, БОЛЕЗНЕННЫЙ, БОЛЬШОЙ
ВАРВАР, СВАРИТЬ, ВАРЕНЬЕ, ВАРЁНЫЙ,
ВАРЕЖКА, ОБВАРИТЬ, ВАРЕНЕЦ, ВАРЕНИКИ
ВАЛИТЬ, ЗАВАЛИТЬ, ВАЛЕРИАНА, ЗАВАЛИНКА
ВАЛЕТ, ВАЛЕЖНИК, ВАЛЕНКИ, СВАЛИТЬ.
ВЕСЫ, ВЕСИТЬ, ВЗВЕШИВАТЬ, ВЕСЕЛЬЕ
ВЕСЕЛИТЬСЯ, ВЕСОВЩИК, ВЕСЕЛЬЧАК, ВЕСЁЛЕНЬКИЙ
ВЕРШКИ, ВЕРШИНА, ВЕРХОВОЙ, ВЕРНЫЙ
ВЕРХОВЬЕ, ВЕРХОМ, ВЕРХУШКА, ВЕРЧЕНИЕ
ВЕСНА, ВЕСНУШКИ, ВЕСНЯНКА, ВЕСОВОЙ
ВИСЕТЬ, ВИСНУТЬ, ВИСКОЗА, НАВИСАТЬ
ВИСЯЧИЙ, ВИСЮЛЬКА, ЗАВИСАТЬ, ПОСВИСТЕТЬ
ВОЗВРАТ, ВОЗИТЬ, ПЕРЕВОЗЧИКИ, ПОВОЗКА
ВОДИТЬ, ПЕРЕВОД, ВОДНЫЙ, ВОДИТЕЛЬ
ВОДИЧКА, НЕВОД, ВОДОЛЕЙ, ПЕРЕВОДЧИК
ГОРА, ГОРКА, ГОРИСТЫЙ, ГОРЕТЬ
ГОРНЫЙ, ГОРНЯК, ГОРЕ, ГОРНОЛЫЖНИК
ГОРЕ, ГОРЕВАТЬ, ГОРЕМЫКА, ГОРЕЛКИ
ГОРЕТЬ, ГОРЕЦ, ГОРЕНИЕ, ЗАГОРЕЛСЯ
ПРИГОРОК, ГОРНЫЙ, ГОРЕЦ, ГОРЕВАТЬ
ГЛАЗКИ, ГЛАЗНОЙ, ГЛАЗОК, ГЛАЗУРЬ
УДАВ, ДАВКА, СДАВИТЬ, ДАВЛЕНИЕ,
ДАЛЬТОНИК, ДАЛЁКИЙ, ОТДАЛЕНИЕ, ВДАЛИ
УДАР, ДАРИТЬ, ПОДАРИТЬ, ДАРСТВЕННЫЙ
ДЕЛО, ДЕЛЕНИЕ, ДЕЛОВОЙ, БЕЗДЕЛЬНИК
ДЕРЕВНЯ, ДЕРЕВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯШКА, ДЕРЕВЦО
ДЕРЖАТЬ, СДЕРЖАТЬ, ДЕРЖАВА, СОДЕРЖАТЬ
ДИВАН, ДИВНЫЙ, УДИВИТЕЛЬНЫЙ, УДИВЛЯТЬСЯ
ДОИТЬ, ДОИЛЬЩИЦА, НАДОЙ, ДОИГРАТЬ
ДОЯРКА, ДОЯР, ЯРАНГА, ДОИЛЬНЫЙ
ДОБРО, ДОБРЕНЬКИЙ, ДОБЫЧА, ДОБРОТА
ДОМ, ДОМРА, ДОМАШНИЙ. ДОМОВОЙ
ЖАЛО, ПОЖАЛЕТЬ, ЖАЛОБНЫЙ, ЖАЛОСТЛИВЫЙ
ЖАРГОН, ЖАРИЩЕ, ЖАРКО, ЖАРКОЕ
ЗАКАЛКА, КАЛИТЬ, ЗАКАЛЁННЫЙ, КАЛИТКА
ЗВЕНО, ЗВЕНЬЯ, ЗВЕНЬЕВОЙ, ЗВЕНЕТЬ
ЗВЕЗДА, ЗВЕЗДОПАД, ЗВЕЗДОЧЁТ, ЗВЕЗДАНУТЬ
ЗЕЛЕНЬ, ЗЕЛЁНЫЙ, ОЗЕЛЕНЕНИЕ, ЗЕЛЬЕ
ЗОЛОТИСТЫЙ, ЗОЛОТО, ПОЗОЛОТА, ЗОЛУШКА
КАТАТЬ, КАТОК, КАТАПУЛЬТА, ПРОКАТИТЬСЯ
КОЗЛЯТА, КОЗИЙ, КОЗОЧКА, СТРЕКОЗА
КОСИТЬ, КОСАРЬ, КОСМЕТИКА, СЕНОКОС
(на судне) КОРМА ПОКОРМИТЬ, КОРМУШКА, КОРМОВОЙ
КОЛОТЬ, ЗАКОЛКА, КОЛОТЫЙ, КОЛБАСА
ЗАКОЛОТЬ, УКОЛ, КОЛОТУШКА, КОЛДУН
КОПАТЬ, РАСКОПАТЬ, ВЫКОПАТЬ, КОПИЛКА,
КОПЕЕЧКА, НАКОПИТЬ, РАСКОПАТЬ, НАКОПЛЕНИЕ
КРЕПИТЬ, КРЕПДЕШИН, ПОДКРЕПЛЕНИЕ, КРЕПОСТЬ
КРОИТЬ, ЗЕМЛЕРОЙКА, ЗАКРОЙЩИК, ВЫКРОЙКА
КРАСНЫЙ, ПОКРАСНЕТЬ, КРАСНОТА, КРАСТЬ
ЛЕВЫЙ, НАЛЕВО, ЛЕВ, СЛЕВА
ЛЕДЯНОЙ, ЛЕДОВЫЙ, ЛЕДЫШКА, ЛЕДИ
ЛЕДНИК, ЛЕДНИКОВЫЙ, ЛЕДОКОЛ, СЛЕДЫ
ЛЕПИТЬ, ЛЕПНИНА, ЗАЛЕПИТЬ, ЛЕПЕСТОК
ЛЕТАТЬ, ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ, ПЕРЕЛЁТНЫЙ, ЛЕТНИЙ.
ЛЕСНОЙ, ЛЕСИСТЫЙ, ЛЕСКА, ЛЕСНИК
ЛЕНИВЕЦ, ЛЕНИВЫЙ, ОБЛЕНИЛСЯ, ЛЕНТОЧКА
ЛИСА, ЛИСТИК , ЛИСЬЯ, ЛИСИЦА
ЛИСТОПАД, ЛИСТОЧКИ, ЛИСТВЕННЫЙ, ЛИСОНЬКА
ЛИТЬ, ЛИТАВРЫ, ЛИТЕЙЩИК, ЛИТОЙ
ЛОСЬ, ЛОСОСЬ, ЛОСЁНОК, ЛОСЯТИНА
ЗАМАЗАТЬ, МАЗУРКА, ЗАМАЗКА, СМАЗКА
МАЛЕНЬКИЙ, МАЛЕНЬКО, МАЛЁК, МАЛАХИТ
МАЛЕЦ, МАЛЫШ, МАЛО, МАЛЕВАТЬ
МЕДНЫЙ, МЕДОВЫЙ, МЕДОК, МЕДУНИЦА
МЕСТЬ, МЕСТЕЧКО, ПОМЕСТИТЬ, МЕСТНОСТЬ
МЕНЯТЬ, ОБМЕН, СМЕНИТЬ, МЕНЗУРКА
МИРИТЬ, ЗАМИРАТЬ (от страха) ПРИМИРЕНИЕ, МИРОВАЯ
МОЛЧАТЬ, МОЛЧА, МОЛЧАЛИВЫЙ, МОЧАЛКА
МОРАЛЬ, МОРСКОЙ, МОРЯК, ПРИМОРСКИЙ
МОРЯК, МОРЕ, МОРЖ, МОРСКОЙ
МОСЬКА, МОСТИТЬ, МОСТОВАЯ, МОСТОК
МОТАТЬ, МОТИВ, МОТОК, МОТАЛЬЩИК
НОСИЛКИ, НОСИК, НОСОВОЙ, ПЕРЕНОСИЦА
СНОВИДЕНИЕ, ОБНОВИТЬ, НОВИЗНА, НОВЕНЬКИЙ
НОСИТЬ, ПЕРЕНОСИЦА, ВЫНОСИТЬ, НОСИЛЬЩИК
ОХРАНА, ХРАНИЛИЩЕ, ОХРАНЯТЬ, ХРАП
ПАСТУХ, ПАСТЬ, ПАСТБИЩЕ, ПАСУТСЯ
ПАХАРЬ, ПАХУЧИЕ, ЗАПАХ, ЗАПАШИСТЫЙ
ПЕРЕДОВОЙ, ВПЕРЕДИ, ОПЕРЕДИТЬ, ПЕРЕДЕРЖАЛ
ПЕРЬЯ, ПЕРРОН, ОПЕРЕНЬЕ, ПЕРНАТЫЕ
ПЕЧАЛЬ, ПЕЧЕНЬЕ, ВЫПЕКАТЬ, ПЕКАРЬ
ПИЛА, ПИЛОТ, ПИЛИТЬ, ОТПИЛИТЬ
ПИСАТЬ, ПИСКУН, ПИСЬМЕННЫЙ, ЗАПИСАТЬ
ПИСКЛЯВЫЙ, ПИЩУХА, ПИЩИТ, СПИСОК
ПОИТЬ, НАПОИТЬ, ПОЙЛО, ПОЙМАТЬ
ПОЛОТЬ, ВЫПОЛОТЬ, ПРОПОЛКА, ПОЛОТНО
ПОЛЗТИ, ПОЛЗУЧИЙ, ПОЛЗКОМ, ПОЛУЗНАЙКА
ПРАВДА, УПРАВЛЯТЬ, ИСПРАВИТЬ, ПОПРАВКА
ПЯТНО, ПЯТНИСТЫЙ, ПЯТНЫШКО, ПЯТЬ
РИСУНОК, ЗАРИСОВКА, РИСОВЫЙ, НАРИСОВАЛ
РОДЕО, РОДИТЬСЯ, РОДИНА, РОДИТЕЛИ
РОСЛЫЙ, ВЫРОС, ПОДРОСТОК, РОСА
ЗАРЯДКА, РЯДОЧЕК, ПОРЯДОК, РЯДОВОЙ
СВИТА, ЗАСВИСТЕТЬ, СВИСТУН, ПОСВИСТ
СЕД, СЕДОЙ, ОСЕДЛАТЬ, СЕДИНА
СЕЛО, СЕЛЕЗЕНЬ, НАСЕЛЕНИЕ, ПОСЕЛИТЬСЯ
СЕМЕЙСТВО, СЕМЬЯ, СЕМЬЯНИН, СЕМЕЧКО
СЕРЕБРО, СЕРЕБРЯНЫЙ, СЕРЕБРИСТЫЙ, СЕРЕДИНА
СИНИЙ, СИНОПТИК, СИНЯК, ПОДСИНИТЬ
СКОЛЬЗИТЬ, СКОЛЬЗКИЙ, СКОЛЬКО, СКОЛЬЖЕНИЕ
СМЕШНАЯ, СМЕШАТЬ, СМЕШИНКА, СМЕШИТЬ
СОЛДАТ, СОЛЁНЫЙ, СОЛОНКА, ПОСОЛИТЬ
СОР, СОРИНКА, НАСОРИТЬ, СОРАТНИК
СПЕШИТЬ, СПЕШКА, СПЕШНЫЙ, ПЕШЕХОД
СТАР, СТАРИК, СТАРАТЕЛЬНЫЙ, СТАРЕТЬ
СТЕКЛО, СТЁКЛЫШКО, СТЕКЛЯННЫЙ, СТЕКАТЬ
СТОЛБ, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛОВАЯ, СТОЛЕШНИЦА
РОЖДЕНИЕ, СТОРОЖКА, СТОРОЖЕВОЙ, ОСТОРОЖНЫЙ
СЛОНИХА, СЛОНОВИЙ, СЛОНЁНОК, ПРИСЛОНИЛСЯ
ТАЙГА, ПОТАЙНОЙ, ПРИТАИТЬСЯ, ТАЙНИК
ТЕМНОТА, ТЕМП, ТЕМНЕТЬ, ЗАТЕМНЕНИЕ
ТОЛПА, ТОЛСТЯК, ТОЛСТЕТЬ, РАСТОЛСТЕТЬ
ТОПИТЬ, ТОПОЛЬ, РАСТОПКА, ЗАТОПИТЬ
ТОЧИТЬ, ВЫТОЧИТЬ, ТОЧИЛЬЩИК, ТОЧКА
ТРАВА, ТРАВМА, ТРАВУШКА, ТРАВЯНОЙ
ТЯНЕТ, ТЯВКНУЛ, НАТЯЖЕНИЕ, ВТЯНУЛ
УДИВИТЕЛЬНЫЙ, ДИВНЫЙ, ДИВАННЫЙ, УДИВЛЁННЫЙ
ХОЛОД, ХОЛМИК, ХОЛОДНЫЙ, ПОХОЛОДАЛО
ХОЛМ, ХОЛСТ, ХОЛМИСТАЯ, ХОЛМИК
ЦЕНА, ОЦЕНИТЬ, ЦЕННИК, ЦЕНТНЕР
ЧАСТОТА, ЧАСОВОЙ, ЧАСОВЩИК, ЧАСИКИ
ЧАСТО, ЗАЧАСТИЛИ, ЧАСТОТА, ЧАСОВОЙ
ЧАРЫ, ЧАРОДЕЙ, ОЧАРОВАТЬ, ЧАРЛЬСТОН
ЧИСТЮЛЯ, ЧИСТИТЬ, СЧИТАЛКА, ЧИСТЕНЬКИЙ
ЧИСЛО, НАЧИСЛИТЬ, ЧИСЛОВОЙ, ЧИСТО
ЩЕБЕТ, ЩЕБЕЧУТ, ЩЕБЕТАНЬЕ, ЩЕБЕНЬ
ЩИТЫ, ЗАЩИЩАТЬ, ЗАЩИТНИКИ, ЩИПАТЬСЯ
ЯВИЛСЯ, ПОЯСНЕНИЕ, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПОЯВИЛСЯ
ЯСНЫЙ, ЯСНОСТЬ, ОБЪЯСНИТЬ, ЯСЕНЬ
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (Однокоренным словам)
3. Разминка .
Задание: прочитать скороговорку медленно «про себя». Списать. А теперь вслух, постепенно увеличивая темп:
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
Найдите родственные слова: 1 вариант ищет однокоренные слова, выделяет корни, связанные с чёрным цветом. 2 вариант ищет однокоренные слова, выделяет корни, связанные с чертежами.
чёрненьких, чёрными, чернилами;
чертили, чертёж. Докажите. (Имеют общее значение и одинаковый корень)
4. Найти чужака.
Задание взято из книги О.И. Дмитриевой, О.В. Казаковой «Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс». Дополнено мною. Кроме того, совместно с ребятами класса придуманы сказки с другими корнями. Ребятам выдаётся текст, в котором спрятался «чужак». Задание:
выписать однокоренные слова, выделить корни;
подсчитать сколько получиться однокоренных слов.
найти «чужака»;
написать «чужаку» родственников.
Собрались у пресноводного озера родственники Воды. Подводник с водицею беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Водолей закинул сети, хочет рыбку поймать. Да не получается у него ни как, потому что сильный водоворот на озере. Водитель на гармошке наигрывает. Даже сам водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Проверка. Кто раньше закончит, либо по времени.
Каким правилом пользовались для выполнения этого задания? (Общая часть родственных слов пишется одинаково) .
12 однокоренных слов: пресноводного, воды, подводник, водицею, водолаз, водопадом, водомерка, водорослями, водичка, водолей, водоворот, водяной, а «чужак» - водитель. Имеет другое значение: водит, доводить, проводить, заводной, обводить, водительский, провод.
При равном количестве слов, побеждает команда, которая продолжит называть однок. слова к корню ВОДа.
Сказки учащихся нашего класса, которые мы использовали на других уроках.
«Найти чужака горбатым существам» Толпикин Никита
На конференцию по исправлению позвоночника со всего света собрались горбатые существа. На собрании присутствовали: горбун, конек – горбунок, какой-то горбатый мужик и ещё много разных существ. Они решали вопросы о том, как правильно держать осанку и не горбатиться. Если не правильно сидеть, например, во время учебы можно заработать горбинку, горбик или целый горб. После собрания было большое застолье, на котором горничная разносила еду и питье, а также целые горбушки хлеба. После трапезы выяснилось, что на сборище оказался «чужак». А вы знаете кто это?
Ps. «Так вот ребята, я хочу чтобы вы сидели правильно и ровно, и не попадали на такие собрания».
«Найти чужака Горы» Толпикин Никита
Давным-давно в гористой местности жил пастух. Горный ландшафт окружал его со всех сторон. Гористость там была обычным делом. Пастух пас в горах отару овец. Гористость вносила свои правила в окружающую природу. Горный путь был тернист и опасен. Гороватость троп сочеталась с ущельями и скалами. Горной смелостью считалось пройти по этим тропам и провести овец. Пики скал блестели на солнце своими белыми шапками. Горная страна была как красива, так и суровой. Горе тому горцу, горянину или горянке, которые переставали уважать мощь и силу каменных исполинов. На заснеженных склонах, где катаются лыжник, горщик следит за состоянием снега на склонах. Но иногда, когда лавина сходит, горцы говорят: «Горыня Горынич злится, трясёт горы». Бывает, что Горыч ветер с гор дует, что несколько суток на улицу невозможно выйти. В такие дни в горнице ветер воет, как будто ребёнок плачет. В хрустальных ручьях и в зеркальных озёрах плавают утки – горники огненного цвета . А на зелёных опушках среди гор прыгают горалы.
Вот я вам рассказал о нелёгкой жизни в горах.
«Найти чужака в ледниковом периоде» Захарова Мария
Наступил ледниковый период. Ледник постепенно покрывал поверхность земли. Ледяной город вставал на месте других городов. Ледышки превращались в украшения. Леди каталась на ледоколе.
«Чужак в цветах» Захарова Мария
Ася зашла в сад и увидела прекрасные цветы разных расцветок. Сама Ася была в цветастом платьице и в цветной панаме. Ася вдыхала цветень сирени и любовалась цветущими розами. Потом цветовод угостил её цвеченным чаем и они вместе слушали трель цвиркуна. Потом цветовод показал Асе самый красивый цветник, где цвели пионы. Вдруг подошла женщина в цветной накидке. Это была цветочница. Цветовод шёл в сад и вернулся оттуда с большим букетом роз. Цветочница взял букет и вышла за калитку и Ася долго слышала её крик: «Кому цветочки?!» Выходя из сада, Ася обнаружила в нём чужака. А вы сможете?
«Найти в лесу чужака» Малышев Гриша
Лесник и лесоруб жили на перелеске рядом с множеством лесин. Они охраняли лесничество. Их проведывал владыка леса. Приезжал на лесовозе. Привозил леску и лесозаготовки. Вот такая лесная компания!
«Найти чужака в звёздном небе» Малышев Гриша
Звездочет наблюдал за звёздами, между которыми шли звездные войны. Промелькнула маленькая яркая звездочка. Вдруг начался звездопад, метеорит звезданул его по лбу. Перед глазами поплыл звездный мираж.
«Найти чужака, который не летает» Малышев Гриша
Задумала летунья пчела полетать летним днём. Вот вылетела она через леток - отверстие в улье для влёта и вылета пчёл. Пыльцу собирает с лёту. Присела на цветок, почистила свои лётки и стала развивать лётность. А рядом рой пчёл разлетался. Гудят!
Потом встретила знакомую стрекозу - летательницу. Она рассказала пчеле, как на утреннем слёте летком ловила вредных букашек. Полетели они вместе дальше. Летали, летали и встретили белку-летягу, летучую мышь. «Красота какая!» - сказала стрекоза. «Мне пора» - сказала пчела, и через летник вернулась в улей.
«Горкины чужаки» Романенко Мария.
Стоит гора на берегу моря. Учёные здесь находят полезные горные породы. Гора довольна собой! Её горный склон уходит прямо под воду. С него скатываются ребятишки, как с детской горки. А у её вершины летают небольшими стайками красивые фруктовые горлицы! Это один из видов голубей.
5. Заполни таблицу.
Цель:
Отрабатывать умение образовывать однокоренные слова.
Заполните таблицу по вопросам:
КТО? ЧТО? | КАКОЙ? | ЧТО ДЕЛАЕТ? |
ВЕРА |
| ВЕРИТ |
| СВЕТЛЫЙ |
|
| ИГРОВОЙ |
|
БЕГ |
|
|
БОЛЬ |
|
|
| УДИВИТЕЛЬНЫЙ | УДИВЛЯЕТ |
ЛЁТЧИК | ЛЁТНЫЙ |
|
|
| ВСТРЕЧАЕТ |
Докажите, что эти слова однокоренные, Назовите слова с безударной гласной? Назовите проверочные слова.
6. Найди пару.
Цель:
Отрабатывать умение находить однокоренные слова и правильно понимать их значения.
Задание: найдите в каждом столбике пару родственных слов:
СТОЛ – СТОЛБЫ | АЗБУКА - АЛФАВИТ |
ПЕНЬ-ПЕНКА | ДЕНЬ-ДЕНЬГИ |
КОЗА-СТРЕКОЗА | ЛИМОН-АПЕЛЬСИН |
КОМ-КОМНАТА | ПЯТЬ - ПЯТКА |
КОНЬ-КОНЕЦ | ЧАС-ЧАСТО |
ПРОТАЛИНКА-ПРОТАЛКИВАТЬ | ЛИМОН-ЛИМОНАД |
СКРИП-СКРИПУЧИЙ | ГУСЬ-ГУСЕНИЦА |
МОРОЗ-ХОЛОД | ТРОПА-ДОРОГА |
СКРИП-СКРИПУЧИЙ и ЛИМОН-ЛИМОНАД
Почему остальные пары слов не являются родственными? (Имеют или разные значения, или разные корни)
7. Зри в корень.
Цель:
Знакомить с лексическим значением слов.
Расширять словарный запас.
Предложите учащимся найти, сколько лексических значений имеет слово КОРЕНЬ. Ребята выполняют задание. Кто вперёд или ограничиваем по времени 1 мин. После подведения итога, просим учащихся найти подсказки в классе. Здесь уместно и всегда интересно применяю приём «Яркого пятна», когда в классе по стенам, у потолка, на шторах развешиваю листки с толкованиями, а ребята их ищут.
Приведу пример со словом КОРЕНЬ:
1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ. Главный, боковой, придаточный к. Воздушные корни (у лиан и нек-рых других растений—высоко над землёй: придаточные корни на надземных побегах). В саду десять корней яблонь (т. е. десять яблонь). Споткнуться о к. (о корень, выступающий из земли).
2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Коренной зуб. Удалить гнилой корень. Покрасить корни волос.
3. перен. Начало, источник, истоки чего–н. Корень зла. Крепкие корни у кого-чего–н. (давнее происхождение). Семейные корни.
4. В языкознании: основная, значимая часть слова, вычленяемая в нём после отделения окончания, приставок и суффиксов.
5. Корень уравнения (спец.) - число, которое при подстановке его в уравнение вместо неизвестного обращает уравнение в тождество.
6. Корень из числа (спец.) - число, которое при возведении его в определённую степень даёт данное число.
8. Пословица.
Цель:
Развивать мышление, внимание, наблюдательность, устную речь учащихся через построение собственных высказываний.
В старину говорили: От доброго корня добрая и поросль. Как вы думаете, почему?
Каждой команде выдаётся листок, в левом столбике напечатано начало пословицы. Задача - соединить с окончанием пословиц. Побеждает та команда, игроки которой первыми и правильно выполнили задание.
Соединить начало пословицы с окончанием:
Покраснеть до корней волос. | вникать в самую суть дела. |
В корень смотреть | очень сильно |
Под корень подрубить или С корнем вырвать | прочно обосноваться где–нибудь |
Корни пустить | полностью подорвать, уничтожить. |
Кому вершки, а кому корешки. | о невыгодном или обманном дележе |
Можно 4 пословицы дать для соединения, а 5 оставить на случай спорного варианта.
Записать в тетрадь одну любую пословицу, которая вам понравилась
9. Загадки.
Цель:
Учить двум способам проверки безударных гласных.
Какие вы знаете способы проверки безударного гласного в корне слова? Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово или подобрать однокоренное.
В данном задании работает пара у доски (с обратных сторон). Ребята отгадывают загадку. Записывают отгадку и подбирают проверочные слова двумя способами: изменением слов и подбором однокоренных.
Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора. (Глаза - глаз - глазки)
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо - гнёзда, гнёздышко)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето. (Трава - травы, травка)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Река - реки - речки)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода - воды - водный)
Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака. (Гора - горы - горный)
В шахту спустился шахтёр,
принёс воды во двор. (Ведро - вёдра - вёдрышко)
Сбоку марка и картинка,
В круглых штампах
грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое. Как птица,
Если захочешь -
За море умчится. (Письмо - письма - письменный)
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима - зимы - зимний)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова - совы - совушка)
10. Найди ошибку.
Цель:
Отработка умения сопоставлять слова по смыслу, произношению, написанию корня.
Каждой команде выдаётся листок с напечатанным заданием. Предложения содержат ошибки. Задача ребят – найти и исправить ошибки. Побеждает та команда, игроки которой первыми и правильно выполнили задание.
Мальчик полоскал собаку.
Все спустились с горы, а Витя всё слизал.
На ёлке весят хлопушки.
Старик поседел на лавочке и пошёл домой.
Цветы увидали от жары.
Хозяйка поласкала бельё в ванне.
Гири брат мой поднимает,
свою силу развивает.
А на крыше мой флажок
развевает ветерок. (Из разработки Зелениной)
К старости наш дедушка очень поседел.
Он в саду на брёвнышко сел и посидел. (Из разработки Зелениной)
Ещё раз обращаю внимание, что это задание можно проводить индивидуально, в группах, в парах и т.д.
Для составления предложений можно использовать следующие словосочетания:
земляные валы - работают как волы
висит на вешалке - завешать груз
волосы начали седеть-сидеть на лавочке
далёкий путь – цветущая долина
даю слово - дою корову
залезать в огород – зализать рану
запивал таблетки - запевал песню
зачастили дожди - вычистили квартиру
накалить сковородку – наколоть пальчик
острые мечи - цветные мячи
обижать малыша - обежать весь город
отварили рыбу – отворили окна
полоскал бельё - поласкал собаку
посветил фонариком - посвятил стихи
примирял товарищей - примерял платье
проживал в деревне - прожевал мясо
развивался ребёнок - развевался флаг
разредить посадки - разрядить обстановку
раскалить сковороду – расколоть полено
раскинулись леса - хитрая лиса
расщепить полено - расщипать паклю
рыбы-прилипалы - слепил снеговика
свила гнездо - вела к дому
скрепи листы – скрипит калитка
слезал с дерева - слизал сметану
спешите на вокзал - спишите упражнение
спросили дорогу у местного старожила – собака сторожила дом
съедобные грибы - сильно гребли
увидал друга - увядали от жары
умалять вину - умолять простить
уплатить налоги - уплотнять снег
11. Метаграммы.
Цель:
Отработка умения сопоставлять слова по смыслу, произношению, написанию корня.
Один из вариантов предыдущей игры.
Задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв, называется метаграммой. Это наиболее легкий вид словесных задач, так как достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко было определить и все остальные слова. В метаграммах может меняться не только первая, но и любая другая буква, например последняя. Могут меняться и целые слоги. В нашем случае подобраны метаграммы с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
С «Е» торопят, если знают,
Что недолго уж до срока,
С «И» учительница часто
Говорит в конце урока. Спеши - спиши
С «И» недолго сделать кошке,
Если есть сметана в плошке.
С «Е» же сделать нелегко,
Коль забрался высоко. Слизать - слезать
С буквой «Е» ты делай в хоре
И таланта не таи.
Принял горькое лекарство-
Делай быстро с буквой «И». Запевай - запивай
12. Дерево родственных слов.
Цель:
Отрабатывать умение образовывать однокоренные слова.
Отрабатывать умение единообразного написания корня в однокоренных словах.
Как птицы весной вьют гнёзда, так и ребятам необходимо посадить в «гнездо» как можно больше родственных слов. Каждой команде или ряду предлагается придумать за 1-3 минуты как можно больше слов с заданным корнем. Например, команда «Крестики» образовывает слова от корня – СНЕГ (снегопад, снегозащита, снеговой и т.д.), а команда «Нолики» - от корня – МОРОЗ (заморозки, морозец, морозоустойчивый, отморозил и т.д.). После окончания времени, подсчитывается количество слов. У кого их больше – победил.
13. Омонимы.
Цель:
Развивают ассоциативное мышление.
Обогащать словарный запас учащихся.
В русском языке довольно много слов - омонимов - одинаково звучащих или пишущихся, но разных по значению.
Запишите слово, которое обозначало бы то же, что и выражения, стоящие личных по смыслу, например:
коса – острая железная, песчаная на реке, русая у девочки.
лисички – вкусные грибы и хитрые плутовки и т.д.
Для этого задания подбираются слова - омонимы с безударным гласным в корне слова.
Задание: слева.
-остросюжетный кинофильм, представление, пользующиеся шумным успехом; - член вооружённой группировки, входящей в неформальную (обычно террористическую) организацию. | БОЕВИК |
-Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; -Имущество, вещи; -Частица, обозначающая ладно, хорошо; -Союз, пускай бы ещё; | ДОБРО |
- Часть тела человека (или животного). - В царской России: название некоторых военных, административных и выборных начальствующих должностей. - Передняя часть чего–н. движущегося и вытянутого. -Пищевой продукт в - форме шара. - Единица счёта скота, животных. | ГОЛОВА |
-Небесное тело; -Фигура с остроконечными выступами; -Знак отличия, орден | ЗВЕЗДА |
-Зелёный цвет, зелёная краска, нечто зелёное. -Растительность, растения.. -Овощи и травы, употр. в пищу. | ЗЕЛЕНЬ |
- Брус дверной или оконной рамы. - Стая рыб, птиц. | КОСЯК |
После выполнения такого рода заданий ребята самостоятельно ищут слова-омонимы.
14. Три орфограммы.
Цель:
Систематизировать три правила проверки написания корня слова.
Задание:
Добавьте недостающие слова, заполняя таблицу однокоренными словами так, чтобы орфограмма была в слове:
БЕЗУДАРНЫЙ | ПАРНЫЙ | НЕПРОИЗНОСИМЫЙ |
| трость |
|
|
| пастбище |
|
| богатство |
звезда |
|
|
| верхушка |
|
В результате заполнения таблица должна выглядеть следующим образом (возможны варианты: пастух - пасёт, вершина - верховой и т.д.)
БЕЗУДАРНЫЙ | ПАРНЫЙ | НЕПРОИЗНОСИМЫЙ |
тростинка | трость | тростниковый |
пастух | пас | пастбище |
богатый | бог | богатство |
звезда | звёзд | звёздный |
вершина | верхушка | поверхностный |
15. Королева - ударение.
Цель:
Отрабатывать умения работать по алгоритму проверки.
Поставь ударение;
Выдели корень;
Обозначь безударную гласную;
Подбери проверочное слово.
Дети работают самостоятельно в тетрадях, графически объясняют написание той или иной буквы.
Мы плывём по океану Орфографических знаний, приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей острова захватили в плен злые медузы. Освободить их нам поможет только королева Ударение.
к… менистое дно | п… тнистый осьминог |
м . ..рской к… нёк | к … лючий ёрш |
с … лёные брызги | м … л…дая чайка |
к …товая акула | з…л…неют водоросли |
в…лнуется море | уд …вительная рыба |
вд…леке от острова | пос…лился рак |
вьются рыбы - прил…палы | ск…льзят по дну |
уп…лзла улитка | в…сёлая с…лёдка |
б…дняжки медузы | б …р…говая охрана |
з…ркальный карп | г…рбуша - сер…брянка |
м…лёк щуки | цв…тные звёзды |
16. Подбирай, не зевай!
Цель:
Отработка умения подбирать проверочные слова.
Расширять запас слов.
Задание: на доске (листке) написаны слова или учитель диктует их вслух, а дети должны писать только букву, требующую проверки. В тетрадях появляются три столбика букв, далее начинается самопроверка, для этого учитель просит учеников соединить простым карандашом все буквы Е. У кого получилась эта буква, тот верно выполнил задание. Этот вид работ придуман мною и используется уже много лет.
Соединить все Е.
осл . пительная | л . сник | ц.плялся |
| Е | Е | Е |
сн. га | зат. пили | кр.сивый |
| Е | О | А |
в.сенние | кр. чит | .гонь |
| Е | И | О |
б.рега | п. рнатые | н.сутся |
| Е | Е | Е |
п.стреют | пот. нул | кор.ток |
| Е | Я | О |
з.лёный | пр.мой | х.лодный |
| Е | Я | О |
щ.бечут | встр. чал | цв .сти |
| Е | Е | Е |
Соединить все О.
забр.сали | н.чевать | х.дил | л.вить |
| О | О | О | О |
п.лоть | охр.нял | м.кушка | ст.нать |
| О | А | А | О |
см.трел | ск.зал | пок.зались | н.сили |
| О | А | А | О |
зам.лчали | п.сти | в.рить | зам.чить |
| О | А | А | О |
раск.лол | ж.лел | нас.дили | г.лоса |
| О | А | А | О |
хол.дно | к.лючки | п.ра | м.лодая |
| О | О | О | О |
Соединить все И
ЗАП . САТЬ | С ЛАЧ | СКР ПЕТЬ |
| И | И | И |
Л НЕЙКА | Л НИВЫЙ | Л ТАТЬ |
| И | Е | Е |
Н ЗИНА | ГН ЛОЙ | Ж ВОЙ |
| И | И | И |
ТВ РДЕТЬ | С ДЛО | ЗАЩ ЩАТЬ |
| Е | Е | И |
СВ РЛО | С ЛЁДКА | П ТЬЁ |
| Е | Е | И |
С ДИНА | С РДЕЧНЫЙ | Ч НИТЬ |
| Е | Е | И |
Р СКОВАТЬ | Ш РОКА | Ч ТАТЬ |
| И | И | И |
Какая отметка получилась у тебя? «5».
Такими видами работ мы формируем программные умения, развиваем интерес к учению.
Отрабатывать
17. Хвостоглав
Цель:
Развивает комбинаторное мышление.
Активизировать словарный запас.
Правила просты: вставить слово, которое бы служило окончанием первого и началом второго слова.
Можно добавить подсказку: первое слово получиться с орфограммой сомнительной согласной, а второе с безударной гласной.
Задание | Ответы |
ДИК (…..) ЕЦ ЗА (…) УН КАР (…) ИНА НАР (..) РО НА (…) НИЧИЙ СНА ( …) ОВОЙ СУ (….) НИЦА | ДИК (ОБРАЗ) ЕЦ - дикобраз, образец ЗА (БЕГ) УН - забег, бегун КАР (НИЗ) ИНА - карниз, низина НАР (ЯД) РО - наряд. ядро НА (ВОЗ) НИЧИЙ - навоз, возничий СНА ( РЯД) ОВОЙ - снаряд, рядовой СУ (ГРОБ) НИЦА - сугроб, гробница |
18. Антонимы.
Цель:
Подбирать проверочные слова, расширять словарный запас.
Для этого задания подбираются слова, к которым учащиеся подбирают слова-антонимы с безударным гласным.
Задание: подберите слова-антонимы с безударным гласным в корне слова и запишите в правый столбик.
слово | антоним | ответы |
бедный |
| богатый |
матовый |
| блестящий |
близкий |
| далёкий |
бедный |
| богатый |
маленький |
| большой |
старый |
| молодой |
бодрствовать |
| дремать |
здоровый |
| больной |
мёртвый |
| живой |
грустный |
| весёлый |
утренний |
| вечерний |
ругать |
| хвалить |
кривой |
| прямой |
сытый |
| голодный |
узкий |
| широкий |
уходить |
| приходить |
ругать |
| хвалить |
трудно |
| легко |
19. Кто больше?
Цель:
Писать слова с двумя проверяемыми безударными гласными в корне.
Развивать память.
Задание: вспомнить и написать как можно больше слов с двумя проверяемыми безударными гласными в корне, например
:
Берега, береговой, борода, борозда. вечера, вечереет, веселился, говорить, голова, головной, голодать, голоса, деревянный, девятнадцать, дорогой, зеленеть, золотой, озолотил, колосок, колоски, молодой, молодежь, полоса, помогать, серебро, сторона, сторониться, сторожить, холода, холодает.
Берега, береговой - берег, побережье;
борода - бороды, подбородок;
борозда, бороздить - борозды, бороздка,
вечера, вечереет - вечер, вечерний
веселился - весело, весёлый;
волосок - волос, волосик;
говорить - говор, поговорка;
голова, головной - головы, головка;
голодать - голод, голодный
голоса - голос, отголосок;
20. Индивидуальные карточки.
Цель:
Отработка умения находить проверочное однокоренное слово.
Виды индивидуальных карточек для отработки умения подбирать проверочные слова
КАРТОЧКА № 1 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
Б И | В РИТЬ | ВР ГИ | ДВ РЫ | ХВ СТЫ |
Б КА | В ДА | ВР ЧИ | Т ЗЫ | Д ЖДИ |
Б ЛЬНИЦА | В ЗИТЬ | ГЛ ЗА | ТВ Я | Д МА |
Б МБИТЬ | В ЙНА | Г РА | ТР ВА | Д СКА |
КАРТОЧКА № 2 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
ЗВ НИТЬ | КР СНЕТЬ | Х ДИТЬ | Н ГА | Н ЧНОЙ |
К ПНА | КР Я | Х ЛМЫ | Н ЖИ | . КНО |
К ЗА | КР ТЫ | М РЯ | Н РА | . СА |
К РМИТЬ | М ЛЫШ | М СТЫ | Н СЫ | П РА |
КАРТОЧКА № 3 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
П РУСА | П ЛЫ | СВ И | СЛ ВА | СТВ ЛЫ |
ПЛ ТИТЬ | П ЛЯ | Ш ГИ | СЛ НЫ | СТ РИК |
ПЛ ДЫ | Р ГА | Ч СЫ | С ВА | СТ ДА |
ПЛ ТЫ | Р СА | С ДЫ | С ЛЁНЫЙ | С РИТЬ |
КАРТОЧКА № 4 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
СТ ГА | Б ЛЬШОЙ | Г ДИТЬСЯ | Г ЛУБКА | Д РИТЬ |
СТ ЛБЫ | Б РЬБА | В ДИТЬ | Г НЯТЬ | Д ЛЕКО |
СТ ЛЫ | Б ЯЗНЬ | В ЛИТЬ | ГР НИЦА | Д ВНО |
ШК ФЫ | БР НИТЬ | БР ДИТЬ | Г РДИТЬСЯ | Д ВИТЬ |
КАРТОЧКА № 5 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
Д БРО | ДР ВА | К ВАТЬ | К ЛЬЦО | К РА |
Д ЛИНА | ДР БИТЬ | К ВЁР | К МОК | КР ВАВЫЙ |
Д ЯРКА | ДР ЖАТЬ | К ГТИСТЫЙ | К НЕЦ | КР ИТЬ |
ДР ЗНИТЬ | К ЧАЛКА | К ЖЕВНИК | К НЮШНЯ | КР ШИТЬ |
КАРТОЧКА № 6 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
КР ЛЬЧАТА | НАК ЗАТЬ | Н ВИНКИ | .СЁЛ | В ЗДУШНЫЙ |
Л СКАТЬ | МР ЧНЕТЬ | Н СИТЬ | .СЕННИЙ | В ДИТЬ |
К СТЛЯВЫЙ | М ХОВОЙ | .ЗЁРА | .СТРИГАТЬ | П ХУЧИЙ |
М ГУ | М РЩИНЫ | .РЁЛ | П СТУХ | П ХАТЬ |
КАРТОЧКА № 7 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
В ЛНА | ГН ЛА | ПР ТИВНИК | ПР СИТЬ | К ТАТЬ |
В СЬМОЙ | ПОМ ГАТЬ | ПР СТОЙ | Ж РА | РЖ ВЕТЬ |
ВСТ ВНОЙ | П ЧТОВЫЙ | ПР ВЛЕНИЕ | ЗН МЁНА | Р БЕТЬ |
ГЛ ВА | П ЯСА | ПР ВДИВЫЙ | К ЗНИТЬ | Р ДИТЬСЯ |
КАРТОЧКА № 8 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
СК ЗАТЬ | СК РОСТНОЙ | М СЛЁНКА | СТ ЯТЬ | СТР ШИТЬ |
СК ЛИСТЫЙ | СЛ БЕТЬ | СМ ТРЕТЬ | СТ НАТЬ | СТР КА |
СКВ РЕЦ | Л СИНЫЙ | С САТЬ | СТ ЛЬНОЙ | СЧ СТЛИВЫЙ |
СК ЛЬЗИТЬ | М ЗОК | С СНОВЫЙ | СП САТЬ | ЗАТ ИТЬ |
КАРТОЧКА № 9 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
Т ЛСТЕТЬ | Д ИТЬ | К ЛОТЬ | Т ПИТЬ | ОП ЗДАТЬ |
Т ЩИТЬ | БР САТЬ | К ПИТЬ | Х ХОТАТЬ | Б ДРИТЬ |
Т ЧИЛЬЩИК | Ч СТИЧНЫЙ | К ПАТЬ | М ЛЧАТЬ | Б ЛТАТЬ |
УТ ЧНЯТЬ | ХР МАТЬ | Л ВИТЬ | Л МАТЬ | В ЖАТЫЙ |
КАРТОЧКА № 10 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
ВОЗВР ЩАТЬ | ГЛ ДАТЬ | Д ЛБИТЬ | ЗН ЧЕНИЕ | З ВУЩИЙ |
В ЛЕВОЙ | Г РЕВАТЬ | Д РОГОЙ | ЗН ТОК | ИЗБ ВЛЯТЬ |
Г ДАТЬ | Г РЧИТ | Д ЩАТЫЙ | ЗН КОМИТЬСЯ | ИСТ ЩАТЬ |
Г ШЕНИЕ | ГР ХОТАТЬ | ЗАБ ВЛЯТЬ | ЗАП СТИСЬ | К МЕНЕТЬ |
КАРТОЧКА № 11 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
ГРОХ ТАТЬ | М ЛВА | НАС ЖДАТЬ | ОЗН ЧАТЬ | ПЛ СТЫ |
К РАТЬ | М ХАТЬ | НАСЛ ЖДЕНИЕ | ОСВ ЕНИЕ | ПЛ НИРОВАТЬ |
КЛ КОТАТЬ | М НИТЬ | ОГР БЛЕНИЕ | ОСН ЩАТЬ | ПЛ МЕНЕТЬ |
К ПТИТЬ | Л ВИНА | ОЗЛ БЛЯТЬ | ОСН ВАТЬ | ПЛ ВЛЕНИЕ |
КАРТОЧКА № 12 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
ПЛ ЧЕВНЫЙ | П ЛНЕТЬ | Р НЯТЬ | Р КОТАТЬ | СПЛ ТИТЬ |
ПОГЛ ЩАТЬ | П НЯТИЕ | РАСП ХНУТЬ | Р ПТАТЬ | С КОЛИНЫЙ |
ПОЗДР ВЛЯТЬ | ПРЕВОЗМ ГАТЬ | Р НЕНИЕ | Р СКОШНЫЙ | С БОЛИНЫЙ |
ПОК РИТЬ | ПРОД ЛЖАТЬ | ПРОСЛ ВЛЯТЬ | СКВ ЗНЯК | СК БЛИТЬ |
КАРТОЧКА № 13 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
СТ НИЦА | СПОС Б | УГ ЩЕНИЕ | Ш ТАТЬСЯ | УСТ ВАТЬ |
СТР ЖАЙШИЙ | Т ЛКАТЬ | УКР ЩАТЬ | Щ ДИТЬ | СТ РОНА |
СТ РОЖИТЬ | Т ПТАТЬ | ХЛ ПОТАТЬ | УЗН ВАТЬ | Б РОЗДА |
М ЛОДОЙ | УВЛ ЖНЯТЬ | Х ТЕТЬ | Х ХОТАТЬ | З ЛОТОЙ |
КАРТОЧКА № 14 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
СТОР Ж | СТОР НА | СП СОБНЫЙ | Д БРОДУШНЫЙ | Б РОЗДИТЬ |
УГ ЩАТЬ | МОЛ Д | ЗОЛ ТОЙ | Б РОДА | Б РОДА |
ХЛОП ТАТЬ | ХОХ ТАТЬ | К РОТКИЙ | В ЛНОЛОМ | Г ВОРИТЬ |
Б СНОПИСЕЦ | Б МБОМЁТ | Б СОНОЖКИ | В ДОПРОВОД | Г ЛОВА |
КАРТОЧКА № 15 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
ПОЛ СА | К ЛОСОК | Н СОРОГ | В ЛНОРЕЗ | ВД ХНОВЕНИЕ |
ПР ВОФЛАНГОВЫЙ | К СОГОР | М ЛОДЕНЬКИЙ | Р ЗНОЦВЕТ | БОР ЗДА |
Д БРОСОВЕСТНЫЙ | М РЕХОД | КР ЕВЕД | К ШЕВАР | ГОВ РИТЬ |
Д МОВЛАДЕЛЕЦ | С МОВАР | П ЛЕВЫЕ | ЗН МЕНОСЕЦ | ГОЛ ВА |
КАРТОЧКА № 16 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
БОР ЗДИТЬ | ЗОЛ ТОЙ | СТ РОЖЕВОЙ | ШИР КА | ПОЗ ЛОТА |
РАЗГ ВОР | П ЛОСА | Л ШАДИНЫЙ | ХЛ ПУШКА | СК РОСТНОЙ |
Г ЛОДАТЬ | КОЛ СОК | М ЛОДОЙ | НАГР ДИТЬ | СКВ РЕЦ |
Д РОГОЙ | ДР ВОСЕК | Х ЛОДА | СЛ БЕТЬ | СК ЗАТЬ |
КАРТОЧКА № 17 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
С ЖАТЬ | ПОПР СИЛ | П ХУЧИЕ | Л ВИТЬ | НАС ДИЛИ |
ЗАМ ЛЧАЛА | ВЫТ ЩИЛ | ПОК ЗАЛОСЬ | ПОХ ЛОДАЛО | Н СИЛИ |
ЗАБР САЛИ | СД ВАЛИ | Х ДИЛИ | П ХАТЬ | Л ВИТЬ |
ПОСМ ТРЕЛ | УХ ДИЛ | В РИТЬ | РАСК ЛОЛ | ЗАВ ЛИТЬ |
КАРТОЧКА № 18 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
ЗАД ВИТЬ | СКВ РЦЫ | П СТУХ | ВОЗР ЖДЕНИЕ | ВЫП ЛОТЬ |
СТ НАТЬ | ГР ЧИ | Т ПОЛЯ | ВЫП ЛЗТИ | ПОЖ ЛЕТЬ |
ХР ПЕЛ | ДР ЗДЫ | П ЛЯНКА | СК ЛЬЗИТЬ | ИЗБ РОЗДИТЬ |
СМ ТРЕЛ | П РА | СП СЕНЬЕ | ХР НЕНИЕ | ЗАТ ПИТЬ |
КАРТОЧКА № 19 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
НАКР ШИТЬ | ВЫЛ МАТЬ | СТОР ЖЕВОЙ | К ТАТЬСЯ | Ч СОВОЙ |
М ЛОДОЙ | НАК ПЛЕНИЕ | ПОТ ЙНОЙ | ВЫП ЛОТЬ | В ДОЛЕЙ |
РАСК ПАТЬ | КЛ ДОВКА | Т ЧИЛЬЩИК | П СУТСЯ | ДВ РНЯЖКА |
ЗАД ВИТЬ | ПРОК ТИТЬСЯ | ПР ВИТЕЛЬ | СК ЗАТЬ | М СЛЁНКА |
КАРТОЧКА № 20 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
ТР ВЯНОЙ | ДВ РОВЫЙ | Ч СОВОЙ | ВОЗР ЖДЕНИЕ | СКВ РЕЦ |
Б ЛЬНИЦА | Д ЖДЛИВЫЙ | НАС РИТЬ | ВЫП ЛЗТИ | СК ЗАТЬ |
В РЕНЬЕ | ПОКР СНЕТЬ | М РЯК | СТ НАТЬ | ПОХ ЛОДАЛО |
ГЛ ЗНОЙ | ПОК ЗАЛОСЬ | УХ ДИЛ | ХР ПЕЛ | П ХАТЬ |
КАРТОЧКА № 21 С ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
А-О
С ЖАТЬ | ДР ЗДЫ | П ЛЯНКА | К ТАТЬСЯ | СТ НАТЬ |
ЗАМ ЛЧАЛА | НАКР ШИТЬ | ВЫТ ЩИЛ | ВЫП ЛОТЬ | ХР ПЕЛ |
Х ДИЛИ | М ЛОДОЙ | СД ВАЛИ | БОР ЗДА | СМ ТРЕЛ |
В РИТЬ | РАСК ЛОЛ | ЗАВ ЛИТЬ | ГОВ РИТЬ | В ЛНОЛОМ |
КАРТОЧКА № 1 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
Е – И
Б ГА | В ДРО | ГН ЗДО | З МЛЯ | М СТА |
Б ДНЯК | В СЛО | Д НЁК | З РНО | М ХА |
Б НТЫ | ВР ДИТЬ | ЗВ ЗДА | ЗМ Я | ХЛ БА |
БЛ НЫ | Г РБЫ | ЗВ НО | М ДОВЫЙ | ЦВ ТЫ |
КАРТОЧКА № 2 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
Е – И
П НЁК | ПЛ ТА | СВ СТОК | С НЕТЬ | СЛ ПОЙ |
П РО | Ч ЖИ | С ЛО | СКР ПЕТЬ | СН ГА |
П ЧНОЙ | Ч СЛО | С РПЫ | СЛ ДЫ | СП НА |
ПЛ ЧО | СВ НЬЯ | С СТРА | СЛ ЗА | СТ КЛО |
КАРТОЧКА № 3 С ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
Е – И
СТ НА | Б ДА | В ДНЕЕТСЯ | В РТЕТЬ | В ШНЁВЫЙ |
СТР ЖИ | Б ЖАТЬ | В ЗГЛИВЫЙ | В СЫ | ВЛ ЗАТЬ |
СТР ЛА | Б ЛИТЬ | В НТЫ | В СНА | К ДАТЬ |
Ш СТЫ | БЛ ДНЕТЬ | В СЕТЬ | В РШИНЫ | К ТЫ |
КАРТОЧКА № 4 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
Е – И
В ТВИСТЫЙ | Д ЛА | .ЗДОК | КР ВОЙ | М ГАТЬ |
В ЩЕВОЙ | Д ЛИТЬ | .ЛОВЫЙ | КР ПИТЬ | М НЯТЬ |
Д ВЯТЫЙ | ДЛ НА | КЛ ВАТЬ | КР КЛИВЫЙ | М ТЛА |
Д СЯТЫЙ | Д РЖАТЬ | КЛ НОВЫЙ (ЛИСТ) | Л ВША | М НЁР |
КАРТОЧКА № 5 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
Е – И
М РИТЬ (ДРУЗЕЙ) | ОС НЬ | ПЧ ЛА | Р ДИСКА | Ж ЛТЕТЬ |
Н МОЙ | ОСТР ГАТЬ | Р БРО | Р ЗВИТЬСЯ | Ж ВОЙ |
Н ЗИНА | ГН ЛОЙ | Р ВЕТЬ | Р ЗЬБА | ЗАМ РЗАТЬ |
ОЗ РО | ПОГ БАТЬ | Р ДЕТЬ | Ж ЛАТЬ | ЗАЩ ЩАТЬ |
КАРТОЧКА № 6 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
Е – И
ЗАП САТЬ | С ЛАЧ | СКР ПЕТЬ | Л НИВЫЙ | СМ ШИТЬ |
СВ РЛО | С ДЕЛКА | Л ГКО | Л ТАТЬ | СМ ЛЬЧАК |
С ДИНА | С ЛЁДКА | Л ДОК | Л НЕЙКА | СТ ПНОЙ |
С ДЛО | С РДЕЧНЫЙ | Л ЧИТЬ | СЛ ДИТЬ | ТВ РДЕТЬ |
КАРТОЧКА № 7 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
Е – И
Т МНЕТЬ | П ТЛЯ | ПЛ СТИ | Ч РНЕТЬ | Ш СТОЙ |
П ВЕЦ | П СКЛИВЫЙ | Ц НТРАЛЬНЫЙ | Ч НИТЬ | Щ КА |
П СТРЕТЬ | П ТЬЁ | Ц ПОЧКА | Ч РТИТЬ | Ш РОКА |
П САТЬ | ПЛ СКАТЬ | Ч РВЯК | Ч ТВЁРТЫЙ | Ч ТАТЬ |
КАРТОЧКА № 9 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
Е – И
Л ЗАТЬ | М ШАТЬ | ОП РЕЖАТЬ | ПОДВ РГАТЬ | Р ЧЕВОЙ |
М ЛЬЧАТЬ | Н БЕСА | П РВЕЙШИЙ | ПОМ ЩЕНИЕ | Р СКОВАТЬ |
М ЛКОВОДЬЕ | Н ЗИНА | П ТАТЬ | ПРИБЛ ЖАТЬ | С МЕНА |
М ТАТЬСЯ | ОД НОКИЙ | ПЛ НЯТЬ | ПРИСТ ГНУТЬ | С ЧЕНИЕ |
КАРТОЧКА № 10 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
Е – И
СОВ ЩАТЬСЯ | ТР ПАТЬ | ХЛ СТАТЬ | Щ ДРОТЫ | ВЫЗР ВАТЬ |
СТ ГАТЬ | ТР ПЕТАТЬ | Ч САТЬ | Щ КОТАТЬ | НАГР ВАТЬ |
СМ РКАТЬСЯ | УТ ШАТЬ | Ш ПТАТЬ | Щ ЛЧКИ | НАД ВАТЬ |
Т СНИТЬСЯ | Х ЩЕНИЕ | Щ БЕТАТЬ | ВД ВАТЬ | НАЛ ВАТЬ |
КАРТОЧКА № 11 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
Е – И
ОВЛАД ВАТЬ | УСП ВАТЬ | ПТ ЦЕВОД | З МЛЕКОП | П РОЧИСТКА |
ПРЕОДОЛ ВАТЬ | СН ГОПАД | ПЧ ЛОВОД | Т ПЛОХОД | Н ФТЯНИК |
РАЗБ ВАТЬ | Л СТОПАД | М ДОНОС | Н БОСКЛОН | СТ НОБИТНЫЙ |
РАЗВ ВАТЬ | Л ДОРУБ | С НОВАЛ | П ШЕХОД | М СТОРОЖДЕНИЕ |
КАРТОЧКА № 12 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
Е – И
НАБ ЖАЛИ | ВСТР ЧАЛИ | ПРИЛ ТАЮТ | ВЫЛ З ИЗ ЯМЫ | ЗАП ВАТЬ ТАБЛЕТКУ |
ЗАЦ ПИЛИСЬ | СМ ЯЛИСЬ | ПРОН СЛАСЬ | Р ВЕТЬ | РАСП ВАЛИ (ПЕСНЮ) |
ЗАБЛ СТЕЛИ | СП ШАТ | ОБЛ ПИЛИ | ОСВ ЖИЛ | В СЯТ НА ВЕШАЛКЕ |
СВ СТНУЛ | ЗА ГРАЛИ | ЗАЦВ ЛИ | ПРОСЛ ДИЛ | ВЫЛ ЗАЛ ТАРЕЛКУ |
КАРТОЧКА № 13 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
Е – И
НЕВ ДИМКА | Ш ПОВНИК | Д ТВОРА | ВЫЛ З ИЗ ЯМЫ | ЗАП ВАТЬ ТАБЛЕТКУ |
П ВУНЬЯ | СМ ЯЛИСЬ | Т НИСТЫЙ | НАБ ЖАЛА | ПОВСТР ЧАЛИСЬ |
КР ПИТЬ | ПТ НЦЫ | ХР ПЕЛ | Ч РВЯК | ОСЛ ПИТЕЛЬНЫЙ |
В СЁЛЫЙ | П РНАТЫЕ | Т МНОТА | П ЧЕНЬЕ | СТ КЛЯННЫЙ |
КАРТОЧКА № 1 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
Я – И – Е
М СНОЙ | ГР ДА | .ЗДОК | НАР ДИТЬ | ПО СА |
В ЩЕВОЙ | ОБЪ ВИТЬ | .ЛОВЫЙ | КР ПИТЬ | .ЙЦО |
Д ВЯТЫЙ | В ЗАТЬ | ЗАГР ЗНИТЬ | КР КЛИВЫЙ | ГЛ ДЕТЬ |
Д СЯТЫЙ | Д РЖАТЬ | КЛ НОВЫЙ (ЛИСТ) | Л ВША | .ВИТЬСЯ |
КАРТОЧКА № 2 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
Я – И – Е
.ДОВИТЫЙ | М ШАТЬ | ОП РЕЖАТЬ | ПОДВ РГАТЬ | ПОГЛ ДЕТЬ |
ЗАВ ЗАТЬ | М СНИК | ДР ХЛЕТЬ | ПОМ ЩЕНИЕ | Р СКОВАТЬ |
М ЛКОВОДЬЕ | ПО СНИЧНЫЙ | П ТАТЬ | СМ ГЧАТЬ | ПО СНЯТЬ |
ГР ЗНУЛЯ | ОД НОКИЙ | ПЛ НЯТЬ | ПРИСТ ГНУТЬ | С ЧЕНИЕ |
КАРТОЧКА № 3 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
Я – И – Е
ВР ДИТЕЛЬСТВО | М СИСТЫЙ | ИСПОВ ДЬ | УВ ДОМЛЕНИЕ | ВОП ЮЩИЙ |
ПРОТИВОР ЧИВЫЙ | ОБЪ ВЛЕНИЕ | ВР МЕННОЙ | СЦ НИЧЕСКИЙ | .ИЧКО |
ЗАПР ГАТЬ | УТВ РЖДЕНИЕ | НАПР ГАТЬ | . ДРО | СВ ДЕТЕЛЬ |
КРАСНОР ЧИВЫЙ | ОПРОВ РЖЕНИЕ | ДОВ РИТЕЛЬ | СК ПТИЧЕСКИЙ | КР ТИКОВАТЬ |
КАРТОЧКА № 4 с ОРФОГРАММОЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
Я – И – Е
БР ЗГЛИВЫЙ | ДР МАТЬ | ЕД НЕНИЕ | ЗАМ ЧАТЬ | .ЗВЕСТНЯК |
В ЗЖАТЬ | ГР СТИ | Ж МЧУЖИНА | ЗАМ ЩАТЬ | Л КАРСТВО |
В НИТЬ | ЗАГЛ ДЕНИЕ | . ВИТЬСЯ | . ДОВИТЫЙ | ЗАПР ГАТЬ |
ВЛ ЧЕНИЕ | . ЧНИЦА | РАЗЪ РЁННЫЙ | ДР ХЛЕТЬ | КЛ НУСЬ |
___________________________________________________________________________
В конце всех заданий или одной игры возможно провести рефлексию. Спросить:
- Что понравилось в игре?
- Кто по вашему мнению был сегодня «сильным звеном» в команде?
- Чему научились?
- Есть ли вопросы, в которых вы затруднялись?
- Пригодились ли вам знания, накопленные на предыдущих уроках русского языка?
- Какой вывод сделали для себя?
Список литературы:
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М., 1977.
Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
Бардовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. - 1993. - № 5.
Кларин М.В. Педагогическая технология. - М., 1989.
Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития. - М., 1989.
Игры, ребусы, загадки для школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Т.И. Линго - Ярославль: Академия развития, 2004.
Левшин В. Магистр Рассеянных Наук М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007.
Минскин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины "Иностранный язык" для подготовки по специальности СПО 260807"Технология продукции общественного питания"
Учебно -методический комплекс учебной дисциплины" Иностранный язык" предназначен для подготовки студентов 2-4 курса по специальности СПО "Технология продукции общественного питания" к самостоятельным ...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины "Иностранный язык" для подготовки по специальности СПО 260807"Технология продукции общественного питания"
Учебно -методический комплекс учебной дисциплины" Иностранный язык" предназначен для подготовки студентов 2-4 курса по специальности СПО "Технология продукции общественного питания" к самостоятельным ...
учебное пособие по русскому языку и культуре речи
Используя данное пособие при подготовке к урокам и сдаче экзамена или зачета, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения данной ди...
Учебно-методические комплекс по дисциплине "Иностранный язык" для специальности 070201 Архитектура
Учебно-методический комплекс для обучающихся в системе среднего профессионального образования по специальности 07.02.01 «Архитектура» включает в себя рабочую программу, контрольно-тематиче...
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Русский язык и культура речи"...
Учебно-методический комплекс дисциплины "Практикум русского языка"
Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования Республики Казахстан и на основе Типовой учебной программы «П...
Методическое пособие по русскому языку
Цель учебного пособия – представить отобранный и систематизированный качественный материал, позволяющий студенту закрепить знания, полученные на занятиях, применить сво...