Урок на тему: Составление личного финансового плана
учебно-методический материал
Урок на тему: Составление личного финансового плана
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk_urk_semeynyy_byudzhet.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Составление личного финансового плана,»
«Статьи доходов и расходов семьи»
Цели:
- изучить структуру семейного бюджета;
- определить возможные статьи доходов и расходов в семье;
- определить тип бюджета семьи;
- научить планировать бюджет семьи;
Задачи.
Образовательная:
- познакомить учащихся с понятием «бюджет» , структурой семейного бюджета;
- с источниками формирования доходной и расходной части семейного бюджета (на примере конкретной семьи).
Воспитательная:
- развивать умение работать в группе;
- воспитание рационального отношения к семейному бюджету;
- формирование социальной активности и самостоятельности;
- выработка навыков культурного общения;
Развивающая:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать;
Тип занятия: Комбинированный.
Методы обучения:
- cловесные (объяснение нового материала, беседа;
- наглядные – демонстрация мультимедийной презентации;
- кейс-стадия;
Оборудование и ресурсы: калькулятор, ПК (мультимедиа проектор, экран),раздаточный материал( бланки бюджета).
Средства обучения: Авторское презентационное сопровождение урока 25 слайдов Литература: Учебник Экономика А.И.Гомола, В.Е. Кирилов, П.А.Жанин.
Москва, Издательство центр «Академия» 2021г.
Группа ГС-21
Продолжительность урока: 90 мин.
Структура урока:
- Организационный момент-5 мин.
- Вводный инструктаж-5 мин.
- Проверка домашнего задания-10мин.
- Объяснение нового материала-40мин.
- Закрепление нового материала-20мин.
- Заключительный инструктаж-10мин.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка присутствующих.
II. Вводный инструктаж.
Весь урок сопровождается презентацией.
Перед нами стоят цели познакомиться с понятием, « бюджет»,« семейный бюджет», с функциями семейного бюджета, рассмотреть доходную и расходную часть семейного бюджета, виды семейного бюджета, источники формирования семейного бюджета, изучить классификацию всех видов доходов и расходов семейного бюджета, научится планировать семейный бюджет на примере конкретной семьи, используя при этом игровую форму ((кейс-стадия).
III. Проверка домашнего задания.
IV. Объяснение нового материала.
Тема занятия “ Семейный бюджет, Источники доходов, статьи расходов семьи» .
Тему записываем в тетрадь.
Давайте сначала определимся с понятием «бюджет», «семейный бюджет». Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”. “Бюджет” - это структура всех доходов и расходов за определенный период времени: за неделю, месяц или год (записываем определение в тетрадь). Понятие “бюджет” имеет отношение к различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия, семьи.
Бюджет семьи состоит из перечня всех ее доходов и расходов соответствующих определенному периоду времени ( слайд 2).
Функциями семейного бюджета являются:
- контроль за текущими финансовыми делами семьи
- планирование и анализ затрат ( слайд 3).
( слайд 4).
Контроль осуществляется путем сбалансированного распределения доходов и расходов семьи.
Планирование заключается в распределении финансов по необходимым статьям расходов и анализе трат , их необходимости и полезности.
( слайд 5).
Доходная и расходная часть семейного бюджета
- Доходная часть представлена всеми доходами которые планируются к получению за определенное время.
- Расходная часть содержит все предполагаемые расходы.
(слайд 6).
Виды семейного бюджета: сбалансированный , избыточный, дефицитный
(Слайд 7,8,9,10)
Представим бюджет в виде весов. Если чаши весов уравновешены, то говорят о сбалансированности бюджета. Если чаша весов с расходами перевешивает, то говорят о недостатке бюджета, то есть о его дефиците. Если перевешивает чаша с доходами, то говорят об избыточном бюджете. Это другими словами называется “профицит”.
От степени участия супругов в зарабатывании денег и их взглядов на семейную жизнь бюджет может быть: совместный, совместно-раздельный, раздельный.
слайд 11
Совместный бюджет- деньги которые зарабатываются членами семьи складываются вместе.
слайд 12
Совместно-раздельный- когда супруги запланированные расходы на оплату коммунальных услуг, питание, образование детей и т.д. выделяют на них определенную сумму в оговоренных заранее долях а остальные заработанные деньги оставляют себе и тратят на свое усмотрение.
Такой вид семейного бюджета дает чувство общей ответственности супругов ,сохраняя при этом финансовую независимость каждого.
слайд 13
Раздельный семейный бюджет – где каждый из супругов имеет высокие стабильные доходы. Супруги поровну дают деньги на обязательные ежемесячные расходы, а остальные деньги оставляют себе.
слайд 15,16,17,18.
Источники формирования семейного бюджета( доходная часть)
“Доход” - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность (определение записываем в тетрадь).
Ответьте на вопрос: в каком же виде можно получать доход?
- в виде наличных средств (банкноты, монеты, кредиты), безналичных денег (счета в банке, чеки), а также в виде благ.
Доходы складываются из заработной платы членов семьи, пенсий и стипендии, выплат и льгот из общественных организация, доходы от предпринимательской деятельности, от сдачи недвижимости и других средств в аренду, доходы от ценных бумаг, от приусадебного хозяйства.
Следует обратить особое внимание на статью доходов “пенсии и стипендии”. Это так называемые “социальные трансферты” - доходы, которые получают от государства, но они на связаны ни с владением собственностью, не являются платой за произведенные товары или услуги. .Потребности семьи удовлетворяются в большинстве случаев с помощью денег.
слайд 19
Классификация всех видов доходов семейного бюджета
слайд 20,21
Структура расходы семейного бюджета слайд
“Расходы” - затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг (определение записываем в тетрадь).
Вопрос: как мы расходуем имеющиеся средства?
В большей степени расходы семьи идут на питание. Кроме этого средства расходуются на обязательные платежи, сборы, налоги, оплату жилья, на приобретение непродовольственных товаров (одежду, обувь, предметы домашнего обихода, мебель), а также на культурно-бытовые услуги (кино, музеи, театры)
слайд 22
Семейные расходы бывают : обязательные и произвольные.
слайд 23
Планирование семейного бюджета .
V. Кейс-стадия.
Вы сидите по четыре человека за столом, и это будет для игровой ситуации вашей семьей. После объяснения порядка игры вы получите “семью”. На листке будет определен состав семьи и указано, кто и чем занимается. На листке – задании вашей “семье” надо будет расписать все возможные статьи доходов (в приблизительном денежном эквиваленте) и все возможные статьи расходов на месяц. На это мы определим на уроке время, после обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим.
Не забывайте:
- Семья должна быть дружной.
- При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.
- Все вопросы решаются с учетом большинства голосов
- В “семье” при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом соседям.
Учащиеся обсуждают, записывают и озвучивают свое решение.
Продолжим нашу кейс-стадию. В своих семьях вам надо определить вид бюджета. Для этого следует просуммировать весь доход семьи. Просуммировать все расходы в семье, сравнить эти две суммы и сделать выводы. Затем вы прокомментируете свои результаты. Листы с выполненным заданием в конце занятия собираются. Обязательно указать членов семьи (фамилии учащихся, работающих в конкретной группе)
- Закрепление нового материала.
В заключении давайте еще раз сформулируем понятие бюджет, перечислим статьи
доходной и расходной части семейного бюджета. Источники формирования доходной части семейного бюджета, а также виды семейного бюджета.
VII. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: определить вместе с родителями реальный бюджет вашей семьи.
Члены семьи | Род занятия каждого члена семьи |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
Приложение 1
Приложение 2
Семейный бюджет
Доходы семьи | Расходы семьи |
Итого | Итого |
ВИД БЮДЖЕТА
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский- на – Дону строительный колледж»
Методическая разработка
урока по дисциплине
« Основы финансовая грамотность»
По теме рабочей программы :»Личное финансовое планирование».
Тема учебного занятия: «Составление личного финансового плана и бюджета»
Преподаватель высшей категории Сычевская Марина Сергеевна
Ростов-на-Дону
2022 г
СТАТЬЯ РАСХОДОВ | 1 МЕСЯЦ | 2 МЕСЯЦ | |||
РУБ | % | РУБ | % | ||
ПИТАНИЕ | |||||
ОДЕЖДА | |||||
КОММУНАЛЬНЫЕ | 6000 | ||||
КУЛЬТУРН.БЫТ | 7000 | 17.5 % | |||
НАЛОГИ | 13 % | ||||
ПРОЧИЕ РАСХОДЫ | |||||
ВСЕГО | 40000 | 100% |
7000- х% .40000 – 100% ; Х= 7000*100/40000=17.5%
- Что такое трансферты? Приведите примеры.
- Что такое товарная корзина.
- Перечислите основные статьи доходов семьи.
- Перечислите основные статьи расходов семьи.
- Что такое семейный бюджет.
6.Виды семейного бюджета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока на тему: «Составление технологических схем приготовления полуфабрикатов из домашней птицы»
Профессиональный модуль ПМ.05 «Приготовление блюд из мяса и домашней птицы»Лабораторная работа № 2Профессия: Повар, кондитерГруппа № 34Количество часов: 3Тема: «Составление технологических...
Методическая разработка открытого урока по теме "Составление акта Н-1"
Методическая разработка открытого урока по теме 4.1 ПМ 03 Охрана труда "Составление акта Н-1" для специальности 270802 (08.02.01)...
Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"
Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"...
Презентация по финансовой грамотности "Личная финансовая безопасность. Защита от финансового мошенничества"
Финансовое мошенничество — совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.Презентация р...
лекция по теме Налоговый учет МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской (финансовой)отчетности
Лекция- презентация по теме Налоговый учет МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской (финансовой)отчетности спец. 38.02.01 Технология составления бухгалтерской (финансовой) отчетности...
Учебно-методическая разработка по дисциплине "Основы фининсовой грамотности" по Теме " Составление индивидуального финансового плана"
Учебно-методическая разработка предназначена для студентов 3-4 курсов Медициского коледжа...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ТЕМА: «ЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН»
Методическая разработка открытого урока является приложением к проведению урока по дисциплине «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 2 курса среднего профессионального образования...