План урока «Победа греков над персами в Марафонской битве» 5 класс
план-конспект урока

План урока  "Победа греков над персами в Марафонской битве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_marafonskaya_bitva_5_klass.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок истории в 5 классе по теме «Победа греков над персами в Марафонской битве» ФГОС.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

образовательные: содействовать формированию целостного знания и представления о героической борьбе греков против персидской агрессии, познакомить учащихся с военной историей греков, подвести к пониманию причин победы греков в Марафонской битве, продолжить формирование навыков работы с исторической информацией, анализа и отбора необходимой информации;

развивающие: содействовать формированию умения учащихся выделять главное (причины исторических фактов), устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать (соотношение сил воюющих сторон), работать с исторической картой (обозначать направления главных ударов), работать с историческими источниками;

воспитательные: способствовать сопереживанию, сочувствию, состраданию (народам, подвергшимся акту агрессии), формированию чувства справедливостисодействовать формированию определенных качеств личности – мужества, смелости;

Предметные УУД:использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий; рассказывать о событиях древней истории.

Личностные УУД: интерес к новому учебному материалу; осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, развитие базовых способностей (мышление, воображение, сопоставление), чувство гражданской идентичности.

Метапредметныерезультаты:

регулятивные УУД:принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.д. ( УУД регулятивные, познавательные, коммуникативные).

познавательные УУД:работать с информацией, осуществлять анализ, синтез, устанавливать причинно- следственные связи, создавать высказывания в устной и письменной форме, использовать общие приемы решения задач( УУД личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

коммуникативные УУД:контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию.

Задачи:

1) организовать деятельность учащихся с различными источниками информации (карта, текст учебника, схемы сражений), направленную на установление причинно-следственных связей.

2) организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умения составлять рассказ, анализировать исторические документы, делать несложные выводы.

3) создать условия для воспитания уважение к людям, защищавшим свою Родину, проявлявшим героизм и мужество в борьбе за свою свободу.

Образовательные ресурсы: История Древнего мира 5 класс, под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, атлас по истории Древнего мира класс, видеосюжет Марафонской битвы, мультимедийная презентация

Методы обучения: работа с текстом учебника, картой, заполнение таблицы, беседа.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины: Марафонское сражение, стратег, фаланга, фланги, гоплиты.

Персоналии: Мильтиад

Хронология: 490 г. До н.э.

Вид урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационное начало урока.

Учитель приветствует учащихся:

Я рада видеть вас всех здоровыми, бодрыми, с хорошим настроением и готовыми к большой работе.

Для нашей работы нам необходимо сконцентрировать свою память, внимание, смекалку, острое зрение. Давайте вместе со мной продолжим наше путешествие в историю древнего мира

Так пусть же наше путешествие поможет нам закрепить наши знания по истории, узнать что-то новое и тем самым продвинуться на шаг вперед в развитии.

II. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке вы изучили тему «Олимпийские игры в древности». Вспомним, что они из себя представляли.

Работа по раздаточным карточкам  с несколькими вариантами выдаются каждому ученику  на выполнение работы 5 мин. После карточки собираются.

 

III. Мотивация. Актуализация знаний. ( слайд 1 – тема греко-персидские войны. Марафонская битва)

В  начале V в. до н. э. владыка огромной  Персидской державы могущественный царь Дарий Первый задумал подчинить себе всю Элладу. Первым серьезным испытанием для греков стало Марафонское сражение.

Сегодня мы кратко вспомним основные сведения о Персидской державе и ее военном могуществе, узнаем о героической борьбе греков с персидскими захватчиками, рассмотрим ход Марафонской битвы и ее результаты, ознакомимся с новыми понятиями

( Слайд 2- информация напоминающая что такое Персия и кто такой Дарий1)

Итак, прежде чем говорить о нашествии персов на Элладу, давайте вспомним, что представляла собой Персидская держава в VI веке до н. э; для этого посмотрим на карту «Персидское царство в VI веке до н. э.

1 территория -Это побережье Персидского залива).

2. Жители этого государства в основном занимались скотоводством, были лихими наездниками и стрелками (лучниками).

4. Персы покорили (Мидию, Лидия, Вавилон , Египет

5 (Дарий I. В результате завоеваний было создано огромное Персидское царство, границами которого были четыре моря (Каспийское, Черное, Средиземное, Красное) и Персидский залив. Такого огромного государства еще не было до тех пор.)

Почему персы стремились к новым завоеваниям? (Новые земли, богатства были нужны персидской знати. У Дария были сильное войско и флот. Ядро персидского войска составляли 10 тысяч отборных пехотинцев, которых называли «бессмертные».

Карта  ГПВ

Задание  сравним Персию и Грецию.

– Какие из перечисленных черт относятся к Персии, а какие к Греции?  (Слайд 3)

  • большая территория
  • единое государство
  • небольшая территория
  • единая армия
  • полисы
  • малые армии

Проверка

(Персия: большая территория, единое государство, единая армия.  

Греция: небольшая территория, полисы, малые армии)

Постановка учебной задачи.

Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась, и сделайте вывод какое государство, на ваш взгляд, должно было победить? Каковы шансы у греков?

А теперь прочитаем название параграфа. Какой вопрос у вас возникает?

«Почему греки победили персов?»

Что нам нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?

III. Изучение нового материала

Слайд 6  Персидский царь Дарий отправляет своих послов в города Греции для того, чтобы жители без сопротивления покорились ему. «Наш  повелитель, царь царей, великий царь Дарий,  владыка всех людей от восхода до заката, требует  от вас земли и воды…»

Слайд 7

Лишь  в двух крупнейших  городах – Афинах и Спарте- поступили иначе.  Когда персидские послы прибыли в Афины, горожане в гневе убили их, столкнув со скалы. А спартанцы бросили послов в колодец со словами: « Там на дне вы  найдете достаточно и земли и воды»

 Шел 490-й год до нашей эры, Афины были охвачены тревогой и смятением. Гонец из прибрежного селения принес в город страшную весть.

- Что сообщил гонец афинянам ?

“В Марафонской бухте высадились персы. Вооружайтесь”. 

Слайд 8  Только о нас зависит или наложить  на Афины  иго рабства, или укрепить  свободу.

Что ответили  Спартанцы на призыв о помощи Афинянам

Какой город

 А сейчас мы с вами попытаемся восстановить основные события Марафонской битвы. Видеосюжет Марафонская битва  

https://www.youtube.com/watch?v=Wh-m8RjlynA

(Самую большую опасность для греков представляли всадники. Поэтому Мильтиад применил военную хитрость. Он расположил фалангу между гор, максимально ее растянув. Таким образом, персидские всадники не могли напасть справа или слева. По бокам в шеренге было больше рядов, чем в центре.

Итак, 12 сентября 490 года до нашей эры началась Марафонская битва. Как только персидские войска пришли в движение, греческая фаланга побежала им навстречу. Это было сделано, чтобы нанести более сильный удар и при этом преодолеть те места, куда будут падать стрелы противника.

Центральные ряды у греков были слабыми, и именно здесь персидские войска нанесли сильный удар, нарушив оборону. В то же время по бокам гоплиты мужественно сражались с всадниками, заставив их отступить. Сразу после этого они сомкнулись и повернулись лицом к противнику, который прорвался в центр фаланги. Удар был настолько неожиданным, что персы начали отступать. Они бежали к морю, чтобы поскорее сесть в свои корабли. Греческие воины бросились за ними вслед. Они нападали на бегущих персов, поджигали их корабли.)

- Афиняне завладели семью кораблями. На остальных кораблях персы отплыли в море, стремясь достичь Афин раньше, чем это сделает греческое войско. Афиняне также устремились в город и, опередив противника, достигли его раньше, чем персидское войско. Мильтиад расположил свое войско на восточной стороне Афин. Персы, подойдя на своих кораблях к Фалеру (Фалер был тогда гаванью афинян) и увидев, что афинское войско стоит у города и готово к битве, не отважились высадиться. Персидский флот повернул назад и поплыл обратно в Азию.
В бою греки потеряли 192 человека, персы — 6 400 человек.

- Сформулируйте причины победы греков в этом сражении.(Слайд 17)

1. Помощь жителей города Платеи;
2. мужество и храбрость греческих воинов;
3. талант военачальника; стратега Мильтиада;
4. греки защищали свою родину, это давало им силы для борьбы.

(Слайд 18) Еще не смолкла битва, когда Мильтиад отправил в Афины быстроногого воина сообщить о разгроме персов. Юноша бежал без отдыха и остановок. «Радуйтесь, мы победили!» - и рухнул мертвым. Сердце воина не выдержало напряжения. О чём свидетельствует поступок афиняна?

Знаете ли вы, какое состязание включено в олимпийские игры в память о подвиге афинского юноши? Слайд марафонский бег 42 км 195 м. (Слайд 19)

Преодоление проблемы Так почему же греки одержали победу над персами в Марафонской битве? Что придавало силы грекам? (Слайд 20)

Греки отстаивали свою свободу. Осознавали, что защищают не только свое имущество, дома, детей, но и свободу, демократию, Родину!

- На могиле погибших греков был сооружен холм, который сохранился до наших дней, а на гробнице была сделана надпись: (Слайд 21)

Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава.
Здесь поразили они гордые персов войска.
Пешими поднялись против Азии конницы сильной,
Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать.

-А теперь давайте сформулируем значение победы для греков, прочитав документ. Геродот. История, Глава IV. Какое значение имела Марафонская битва. Значение Марафонской битвы было велико. Отныне персы перестали считаться непобедимыми. Если прежде борьба с могущественной Персией казалась безнадежной, то теперь победа воодушевила всю Грецию.

Закрепление. Установите соответствие

С помощью белых и черных карточек дайте ответ, согласны с утверждением или нет

  • Марафонская долина находилась от Афин на расстоянии 42 км.
  • Спартанцы активно участвовали в битве
  • В марафонской битве греки сражались против египтян
  • Стратега, который возглавил греков, звали Мильтиад
  • Победу одержали персы
  • Битва состоялась в 490 году до н.э.
  • Значение битвы велико, т.к. персы перестали считаться непобедимыми.
  • Греки победили, т.к. мужественно защищали свободу и независимость своего государства.

Оценивание.

Рефлексия (Слайд 22)

Итак, подводим итог нашего урока. Перед вами слайд с незаконченными предложениями. Выберите 1 любое предложение и продолжите его.

  • "После урока мне захотелось…";
  • "Сегодня я узнал …";
  • "Сегодня мне удалось…";
  • "Я сумел…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";
  • "Я понял, что…";
  • "Теперь я могу…";
  • "Я научился…";
  • "Меня удивило…"

Инструктаж по выполнению домашнего задания. (Слайд 23)

§ 34, подготовить устный ответ о Марафонской битве от имени её участника, новые понятия, даты.

* Нарисовать фрагмент Марафонской битвы, греческого воина.

Каждый человек, так или иначе, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет еле заметные следы, а кто-то может прославиться на века.

Какую славу приобрели греки, одержав победу в Марафонском сражении?

Греки были большими патриотами, какими были и ваши прадедушки, отстояв нашу Родину и защитив мир от фашизма 72 года назад. И вы станете такими же защитниками нашего Отечества, будете любить нашу родину Россию.

Как сказал древнегреческий поэт Симонид Кеосский: «Для полного счастья человеку необходимо иметь славное Отечество».

Пусть над нашим Отечеством светит солнце, будет мир на нашей земле.

- Спасибо вам за урок. Мне было приятно с вами работать, надеюсь что и вам тоже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по Греко-римской борьбе

План-конспект по Греко-римской борьбе....

Методическая разработка классного часа, посвященного Великим Победам и Великим Героям Великой России Тема: «Г.К. Жуков и его битва за Москву...»

Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов и внеклассных мероприятий....

ЗАНЯТИЕ №2 Тема: Изучение основных положений в греко-римской борьбе, простых захватов и освобождений от них, изучение приемов в партере: переворот захватом рук сбоку.

Задачи: 1) изучить основные положения в греко-римской борьбе, передвижения по ковру, простые захваты и освобождения от них;2) изучить прием в партере: переворот захватом рук сбоку....

Программа для секции по Греко-римской борьбе

​Программа по Греко-римской борьбе...

Битва под Москвой в примерах и задачах по математике», посвященный 75 лет битве за Москву.

Битва под Москвой в примерах и задачах по математике», посвященный 75 лет битве за Москву....

Классный час"Пролог к Победе.Битва под Москвой"

Это мероприятие посвящено одному из памятных дат в России - битве под Москвой.Это было одно из самых крупнейших сражений времен Великой Отечественной войны.Именно здесь на подступах столицы хваленная ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Проведение военно-спортивного месячника, посвященного « 80-летию Победы в Сталинградской битве" и «Дню Защитника Отечества»

В методической разработке излагается содержание, организация и  проведение спортивного мероприятия в проведения военно-спортивного месячника в колледже,«посвященного « 80-летию...