Психолого - педагогическая работа с подростками, склонными к бродяжничеству
статья
Проблема предотвращения бродяжничества и беспризорности среди молодежи, условия длясамореализации личности, преодоление жизненных критических ситуаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_brodyazhnichestvo.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К БРОДЯЖНИЧЕСТВУ.
Особую актуальность проблема предотвращения бродяжничества и беспризорности подростков и молодёжи приобретает в связи с востребованностью идей социальной педагогики и необходимостью организации социальной работы в различных социумах как личностной помощи людям. Повышенного внимания требует к себе задача создания условий для самореализации личности, побуждений человека к активизации личностных ресурсов и самопомощи в преодолении жизненных критических ситуаций и профилактике подобных девиаций.
О серьёзной социальной напряжённости в России свидетельствуют следующие факты. Растёт преступность среди подростков и молодёжи (ежегодно совершается более 2 млн. преступлений). Примерно треть виновных в грабежах, кражах и изнасилованиях — подростки. Увеличивается количество беспризорных детей, доля неполных семей достигает 15 % по стране. Социальное неблагополучие семей стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, психических заболеваний, побегов из дома, самоубийств. Бродяжничество однозначно определяется многими современными учёными (Н. Ф. Дивицына, В. Г. Казанская, Т. И. Шульга и др.) как форма девиантного поведения подростков в результате социально-психологической дезадаптации личности. В настоящее время для определения бродяжничества используется термин «дромомания».
В историческом словаре даётся определение понятию «дромомания» как непреодолимое стремление к бродяжничеству, перемене мест, бесцельному блужданию.
При дромомании, то есть влечении к бродяжничеству, у человека периодически возникает беспокойное состояние, на фоне которого проявляется неудержимое влечение к перемене мест. Данное поведение, несомненно, препятствует включению в общество, усвоению общественных норм и ценностей, правил поведения, затрудняет личностное развитие и возникает главным образом вследствие педагогической запущенности и отсутствия правильного воспитания.
Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» констатируется, что «безнадзорный — это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей...». Беспризорные дети не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.
Формирование склонности к бродяжничеству определяется индивидуальными особенностями личности и факторами микросоциума.
Назовём основные причины бродяжничества: кризисные явления в семье; асоциальный образ жизни ряда родителей; падение жизненного и культурного уровня населения; ухудшение условий содержания детей в семьях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях; психические болезни, родовые травмы, врождённые и наследственные болезни и травмы головного мозга.
По мнению Н. Ф. Сморгуновой, следует выделить следующие виды уходов из дома: побеги как следствие недостаточного надзора, в целях развлечения и удовольствия; побеги как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких; побеги как реакция тревоги из страха наказания у робких и забитых; «специфически-пубертатный побег» вследствие фантазёрства и мечтательности.
Выделяют характеристики этапов побегов из дома:
Первый этап характеризуется кратковременностью.
Начало уходов из дома — реакция подростка на внешний раздражитель: ссоры родителей, конфликт с родителями; физическое или психические наказание; конфликты с учителем, с одноклассниками.
Второй этап — побеги более длительные, привычные, фиксированные. Мотивы не сразу понятны, не всегда объяснимы. Уходы учащаются, возникают по незначительному поводу.
Третий этап — истинно патологический. Уходы и бродяжничество непреодолимы, импульсивны, подросток не в силах им противостоять.
Оказываясь вне дома, подросток вынужден адаптироваться к вновь обретённой среде обитания — улице. «Мир улицы» — это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в группы и придерживающихся определённых законов и традиций. Такие группы чаще являются асоциальными, характеризуются размытостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств — жалости, сострадания, отсутствием запретов на любую, в том числе и интимную информацию, половой распущенностью, низким уровнем развития. Несовершеннолетние дети, долгое время ведущие асоциальный образ жизни, вырабатывают свою философию жизни, специфически усваивая многие нравственные понятия, например, такие как верность, честь, долг, совесть и др. Культура беспризорников (дромоманов) непосредственно связана с присущей им поисковой активностью в социальной жизни. При этом значительными являются такие особенности личности этих подростков, как неумение общаться с людьми, отчуждённость; нарушение в развитии чувств, не позволяющих понимать других, принимать их; слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбам других; неуверенность в себе, низкая самооценка.
Изучив сущность и причины дромомании, необходимо выделить направления профилактики безнадзорности подростков.
Одно из важных направлений воспитательной работы в техникуме – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а также раннего семейного неблагополучия.
В техникуме создана социально-психологическая служба, которая обеспечивает сопровождение ребёнка на всех этапах его школьной жизни через тесное сотрудничество психолога и социального педагога с классными руководителями, родителями и преподавателями , студенческими коллективами.
Действенными мерами профилактики безнадзорности несовершеннолетних являются развитие организационных форм поведения летнего отдыха (привлечение волонтерских и трудовых отрядов), трудоустройство на условиях временной занятости подростков).
Реализация профилактических мер осуществлялась через систему методов: профилактическую информационно-консультационную беседу; системное наблюдение; лектории, практикумы, тренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков и моделей поведения; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства, а также спортивные мероприятия, Дни Здоровья, которые мы проводили совместно с родителями подростков.
Согласно закону РФ № 120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности» с учащимися, состоящими на различных видах учёта, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:
- посещение на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время, подготовкой к урокам;
- изучение психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения;
- посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях;
- психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению подростков;
- индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;
- вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через занятость их в объединениях дополнительного образования.
Все дети разные, у каждого свой характер, свои привычки и особенности, у каждого своя нервная система. Поэтому родители должны четко усвоить - ребенок - это не ваша собственность, это совершенно отдельная и самостоятельная единица вашей жизни. Поэтому, как только вы, уважаемые родители, начали замечать, что в ваших отношениях с детьми появилось напряжение, срочно принимайте меры для выяснения причины. Особенно в подростковом возрасте, когда все реакции обострены, никогда не знаешь, что вызовет у подростка бурную реакцию. И обратите внимание - эти бурные реакции возникают в ответ на те неприятности, которые выводят из себя и вас, взрослых. Относиться к детям нужно так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому.
Сталкиваясь с проблемами в поведении наших детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение, и обратная связь - ребенок, сталкиваясь с проблемами в поведении родителей, испытывает негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх и огорчение.
Как помочь вам, родители, эффективно взаимодействовать с детьми, чтобы они чувствовали себя с вами спокойно и уверенно, чтобы были для них самой авторитетной группой и самой веселой компанией?
Вот несколько советов:
- слушайте своего ребенка;
- проводите с ним как можно больше времени (игры, совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музеи, совместные прогулки; совместные покупки совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи);
- делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;
- если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно;
- следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены: скажите себе "CТОП" и посчитайте до 10;
- лучше уйдите в другую комнату;
- отложите совместные дела с ребенком (если это возможно);
- в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее;
- дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью;
- если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «Я - сообщение» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:
-«Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»;
-«Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате»;
-«Извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни при чем и ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».
- в те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:
-сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;
-примите теплую ванну, душ;
-выпейте чаю;
-послушайте любимую музыку;
-просто расслабьтесь, лежа на диване;
-используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка;
- старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев эмоциональный срыв:
-не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого - управляйте собой.
Вот эти советы - это самое малое, что мы можем сделать для того, чтобы наши дети не жаждали вольницы, не рвались ночевать пусть и в теплом коллекторе или подвале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маршрут группового социально-педагогического сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению
Презентация. Маршрут группового социально-педагогического сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению....
Выбор профиля обучения подростком как психолого-педагогическая проблема
В данной статье размещён материал о проблемах выбора профиля обучения в современном образовании, о возможных ошибках подростков на данном этапе и возможные последствия этих ошибок....
Психолого-педагогическая работа по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с агрессивностью
В настоящее время вниманию педагога-психолога представлено большое количество форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Психолого – педагогическое сопровождение трудных подростков в процессе учебно – воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании (из опыта работы).
Подготовила: педагог психолог «МСЦ ПТО им.Ф.И.Бачурина»Ручий Н.И.Тенденция детей и подростков с характерными проявлениями школьной и социальной дезадаптации, проявляющимися в нарушении поведения ...
«Использование элементов мульт-терапии в работе с детьми, склонными к бродяжничеству»
Материал для выступления на краевом семинаре...
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов "Как работать с агрессивным подростком"
Способы конструктивного педагогического реагирования на агрессию подростков...
Аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков»
В материале представлена аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков» «Система работы с одаренным...