121 - ИСТОРИЯ НА 26.01.2022
план-конспект урока

Батуева Альбина Бадмаевна

121 - ИСТОРИЯ НА 26.01.2022

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_121_gruppa_istoriya_2-60.docx312.87 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА 26.01.2022

Преподаватель

Батуева Альбина Бадмаевна

Учебная  дисциплина

История

Группа

121

Профессия

54.01.13 Изготовитель художественных изделий из дерева.

Раздел дисциплины

Раздел 1. Всемирная история с древнейших времен до конца XX века

Тема изучения

Тема 4. Россия в XX веке

Тема урока

Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР.

Номер учебного занятия  по  КТП

2/60

Тип урока

Урок совершенствования знаний, умений и практического опыта

Вид урока

Урок – семинар

Цель урока:  

  1. Формирование четкого представления о новой экономической политике в Советской России, Образовании СССР.

Организация образовательной  среды

Педагогические  технологии

Методы  обучения

Образовательные ресурсы

Междисциплинарные и межкурсовые связи

Формы организации работы

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • -разноуровневое обучение;
  • -коллективную систему обучения;
  • -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
  • -информационно-коммуникационные технологии;

  • Словесный
  • практический
  • - прототипы традиционных учебников;
  • - практические и лабораторные задания
  • - тесты; и тестовые задания;

История

География

Литература

1) индивидуальная работа;- 1) работа по карточкам;

2) работа с картой;

3) заполнение таблиц;

2) фронтальная работа; 

1) беседа;

2) обсуждение;

3) групповая форма работы.-

Организация образовательной  среды

Структурная

часть урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Организационная часть

1.Приветствует.

2.Определяет отсутствующих

3.Проверяет готовность группы к уроку.

4. Организовывает внимание студентов

1. Приветствуют.

2. Готовятся к уроку.

3.Планируют свою деятельность с заданными целями и содержанием урока.

4. Слушают. Записывают.

2. Этап всесторонней проверки знаний

1. Выявляет факт выполнения домашнего задания.

2. Определяет типичные недостатки в знаниях студентов.

3. Организует учебную деятельность в форме: беседы, лекции

1. Проверяют задание

2.Отвечают на вопросы.

3. Выполняют работу. Рецензируют ответы, дополняют, высказывают

 свою точку зрения.

3. Этап усвоения новых знаний

1. Формулирует учебную проблему:

2. Организует процесс восприятия, осознания, осмысления первичного закрепления.

3. Организует самостоятельную работу.          

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какова была обстановка в Советской России после окончания                      - Гражданской войны?

2. В чем состояли причины перехода к нэпу?                                                                 - В чем состояла сущность нэпа?

3. Назовите положительные и отрицательные итоги нэпа.

4. Был ли неизбежным отказ советского руководства от нэпа?                                     - Свой ответ аргументируйте.

5. Почему и как образовался Советский Союз?                                                               - Какова была структура управления новым государством?

6. Охарактеризуйте советскую внешнюю политику в 20-е гг. XX в.

1. Слушают.

2. Овладевают умениями и навыками рационально учиться.

3. Задают вопросы. Воспринимают и перерабатывают информацию.

4. Работают самостоятельно

4 этап подведения итогов и д/задание.

  1. Подведение итогов занятия  - оценивание.
  2. Домашнее задание

Индивидуальные сообщения.

  1. Записывают домашнее задание.

Приложение 1

Новая экономическая политика в Советской России.                     Образование СССР.

Причины новой экономической политики (нэпа). В ходе Гражданской войны были повержены политические противники большевиков. Однако страна находилась в глубочайшем кризисе. Хозяйственная жизнь была в упадке. Объем промышленного производства в 1921 г. составлял 12 % от довоенного. Созданные в ходе Гражданской войны органы были неспособны эффективно управлять национализированными предприятиями.

Еще более сложной оказалась ситуация в сельском хозяйстве. Крестьянам было невыгодно производить продукты для города, который не мог обеспечить потребностей села. Продразверстка лишала крестьян стимула производства, ибо любые излишки тут же изымались.

Кризисные явления сказались на положении в РКП (б), где все больше проявлялись разногласия. Заметными стали бюрократизация партии, отрыв партийной верхушки от масс.

Свидетельством недовольства политикой большевиков стали крестьянские восстания. На Украине действовали петлюровцы и махновцы, в январе 1921 г. вспыхнуло восстание в Тамбовской губернии под руководством эсера А. С. Антонова, прокатилась волна выступлений по Сибири. Но наиболее опасным для большевистского руководства стало восстание в феврале 1921 г. на кораблях Балтийского флота в Кронштадте. Матросы, выходцы из крестьянской среды, требовали переизбрания Советов на основе демократических выборов, политических свобод, предоставления неограниченных прав крестьянам в распоряжении «своей землей». Военные действия против кронштадтцев длились 10 дней. Продолжение политики «военного коммунизма» грозило обернуться новой гражданской войной.

8 марта 1921 г. начал свою работу X съезд РКП (б). В центре его внимания стояли два основных вопроса: о запрещении фракций внутри партии и о замене продразверстки продналогом.

C введения продналога началась новая экономическая политика (нэп). 

Сущность нэпа. Суть новой экономической политики состояла в возрождении в экономике рыночных отношений. Гарантией от реставрации капиталистических порядков являлись полновластие РКП (б), сохранение государственного сектора в экономике, монополия внешней торговли. Нэп был призван вывести страну из разрухи.

Продразверстка заменялась продналогом с фиксированной ставкой. Это позволяло крестьянам, выполнив свои обязательства перед государством, свободно распоряжаться излишками продукции, в частности реализовывать их на рынке. Размер продналога в среднем был вдвое меньше размера продразверстки. Разрешались также аренда земли и наем рабочей силы.

В промышленности частные лица могли открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия. Создавались предприятия с участием иностранного капитала — концессии.

Отменялись жесткое регулирование и централизация в снабжении предприятий сырьем, в распределении готовой продукции. Деятельность государственных предприятий строилась на основе самофинансирования и хозрасчета. Изменилось управление промышленностью. В 1922 г. была отменена всеобщая трудовая повинность, вводился свободный наем рабочей силы. Для стимулирования материальной заинтересованности рабочих в повышении производительности была проведена реформа системы оплаты труда. Денежная реформа 1922 г. укрепила национальную валюту и покончила с инфляцией.

Однако если в социальной и экономической сфере нововведения были существенными, то в политической системе они были незаметны.

X съезд РКП (б) запретил создание фракций и групп внутри партии. В 1922 г. деятельность сохранившихся социалистических партий была свернута. В 1922 г. состоялся громкий политический процесс (суд) над руководителями партии эсеров. Осенью 1922 г. из России были высланы 160 ученых и деятелей культуры («философский пароход»).

Господство большевистской идеологии утверждалось воинствующей пропагандой атеизма, разрушением храмов. В 1922 г. в рамках кампании по сбору средств для борьбы с голодом были конфискованы многочисленные церковные ценности. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован.

Укрепление единства партии, разгром политических противников усиливали однопартийную политическую диктатуру.

Итоги нэпа. Нэп быстро изменил облик страны. В 1926 г. был достигнут довоенный уровень развития промышленности. Возродилось сельское хозяйство. Резко оживилась торговля.

Однако наряду с достижениями нэп имел и ряд негативных черт. Росли социальное неравенство, безработица. Усилилась коррумпированность чиновников. Экономическое развитие страны в годы нэпа сопровождалось постоянными кризисными явлениями. В целом развитие Советской страны в 20-е гг. шло недостаточно высокими темпами.

B этот период передовые страны мира совершили серьезный скачок вперед, а Россия лишь восстановила свой довоенный уровень.

Перед партийным и государственным руководством стояла проблема совершенствования методов экономической политики.

Образование СССР. После окончания Гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовало шесть социалистических, две народные советские республики и Дальневосточная республика. В составе крупнейшей республики — РСФСР — находилось немало автономных образований с неопределенным государственным статусом.

К началу 1922 г. ряд советских республик заключили договоры, по которым в ведение РСФСР передавались их вооруженные силы, управление промышленностью, финансы, связь, транспорт и международные отношения. Причиной та- кого решения явилось не только признание ведущего вклада РСФСР в победу в Гражданской войне, но и слабость правительств других республик, их зависимость от российского руководства, фактически поставившего их у власти.

В августе 1922 г. в ЦК РКП (б) была создана комиссия по изучению предложений советских республик об «усовершенствовании» их отношений между собой. Народный комиссар по делам национальностей И. В. Сталин, ставший в 1922 г. генеральным секретарем ЦК РКП (б), выступил с идеей придания советским и народным республикам прав автономий в рамках РСФСР. Когда республики Закавказья создали Закавказскую Федерацию в составе Грузии, Армении и Азербайджана, Сталин надеялся, что это государственное образование в будущем станет частью РСФСР. Однако подобные планы вызвали протест у большевиков Советской Грузии.

Заместитель председателя Совнаркома Л.Б.Каменев по поручению Ленина составил иной проект, предусматривавший вхождение республик в состав государства на основе договоров. Проект этот был поддержан пленумом ЦК.

Несмотря на то, что в Договоре и Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР), принятых на I съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г., указывалось, что Союз образован по свободному волеизъявлению народов с правом свободного вступления и выхода, путей выхода предусмотрено не было. В ведение Союза передавались вооруженные силы, международные дела и торговля, финансы, сообщение и связь.

Высшим органом нового государства стал Всесоюзный съезд Советов, избиравший на время между своими заседаниями Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Председателем ЦИК СССР стал М.И.Калинин.

Внешняя политика. Первые международные договоры были заключены со странами, боровшимися за свою независимость. В 1921 г. — с Ираном и Афганистаном, затем с Турцией, которая получила военную помощь и ряд территорий бывшей Российской империи, а также с государствами, возникшими на окраинах России: Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией. В течение 1921 —1922 гг. были подписаны торговые соглашения с Германией, Великобританией, Австрией, Норвегией, Швецией, Италией, Чехословакией.

Советское правительство выступило с идеей проведения международной конференции для урегулирования всех спорных вопросов между Советской Россией и странами Антанты. Это предложение было принято Антантой, которая пригласила РСФСР на международную конференцию в Генуе (1922). Советскую делегацию возглавил нарком иностранных дел Г. В. Чичерин.

Представители ряда стран потребовали от РСФСР возвратить долги царского и Временного правительств, вернуть иностранным владельцам национализированные предприятия либо оплатить их стоимость, отменить монополию внешней торговли и т.д. Советская сторона выдвинула встречное требование — возместить ущерб, причиненный иностранной интервенцией и экономической блокадой. Одновременно советское руководство соглашалось признать часть довоенных долгов, если европейские правительства отсрочат их выплату на 30 лет и предоставят новые займы. Эти предложения были отвергнуты.

Казалось, конференция будет безрезультатной для Советской России. Однако Чичерин воспользовался разногласиями между Антантой и Германией. 16 апреля 1922 г. он заключил договор между РСФСР и Германией в Рапалло (предместье Генуи). Германское правительство отказывалось от претензий по возмещению стоимости национализированных предприятий. В свою очередь, РСФСР предоставляла Германии большие торговые преимущества.

Опасаясь дальнейшего сближения Советского государства с Германией, западные державы приступили к созданию «санитарного кордона» против большевиков, используя для этого Польшу, Румынию и прибалтийские страны. В мае 1923 г. министр иностранных дел Великобритании Джордж Керзон в своей ноте обвинил советскую дипломатию в разжигании антибританской кампании и потребовал отозвать советских уполномоченных из Ирана и Афганистана. Однако идея новой войны была непопулярна в британском обществе. Британское правительство вынуждено было отступить.

В 1924 — 1925 гг. советское правительство установило дипломатические отношения с Великобританией, Италией, Австралией, Швецией, Грецией, Норвегией, Китаем, Мексикой, Францией, Данией и Японией. Этот процесс вошел в историю под названием полоса признаний.

Кризис: 1920-1921 гг. Переход к новой экономической политике, ее сущность и судьба. Образование СССР

В 1921 году в стране разарзился политический кризис: прокатилась волна крестьянских восстаний, волнения в армии и на флоте вылились в так называемый "Кронштадский мятеж", но и рабочий класс, считавшийся опорой нового режима проявил свое несогласие с проводимой советским правительством политикой.

В Петрограде, Москве, Иваново-Вознесенске, Туле и других городах прошли забастовки на предприятиях.

Зимой 20-го-21 гг. обострилась нехватка продовольствия,. топлива, сырья. Только в Питере было закрыто 93 предприятия.

НЭП  - Новая Экономическая Политика

НЭП (Новая Экономическая Политика) проводилась советской властью в период с 1921 по 1928 годы. Это была попытка вывести страну из кризиса и придать толчок в развитии экономики и сельского хозяйства. Но итоги НЭПа оказались ужасными, и в конечном итоге Сталину пришлось в спешном порядке прерывать этот процесс, для создания индустриализации, поскольку политика НЭПа практически полностью убила тяжелую промышленность.

НЭП кратко в таблице

Причины введения НЭПа

С началом зимы 1920 года РСФСР погрузилась в страшный кризис.Во многом он был связан с тем, что в 1921-1922 годах в стране случился голод. Главным образом пострадало Поволжье (все мы помним печально известную фразу "Голодающее Поволжье"). К этому добавлялся экономический кризис, а также народные восстания против советского режима. Сколько бы нам не рассказывали учебники, что люди с овациями встречали власть Советов - это было не так. Например, восстания происходили в Сибири, на Дону, на Кубани, а самое крупное - в Тамбове. В историю оно вошло под название Антоновское восстание или «антоновщина». Весной 21 года в восстания было вовлечено около 200 тысяч человек. Если учесть что Красная Армия к этому моменту была крайне слаба, то это была очень серьезная угроза для режима. Затем родился Кронштадтский мятеж. Ценой усилий, но все эти революционные элементы были подавлены, но стало очевидно, что нужно менять подход к управлению строной. И выводы были сделаны правильные. Ленин сформулировал их так:

  • движущая сила социализма - пролиториат, а значит крестьяне. Поэтому Советская власть должна научиться с ними уживаться.
  • необходимо создать в стране единую партийную систему и уничтожить любое инакомыслие.

Именно в этом и есть вся суть НЭПа – «Экономическая либерализация при жестком политическом контроле».

В целом все причины введения НЭПа можно разделить на ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (стране был нужен импульс для развития экономики), СОЦЦИАЛЬНЫЕ (социальное разделение все еще было крайне острыми) и ПОЛИТИЧЕСКИЕ (новая экономическая политика стала средством управления властью).

Начало НЭПа

Основные этапы введения НЭПа в СССР:

  1. Решение 10 съезда партии Большевиков от 1921 год.
  2. Замена разверстки налогом (фактически это и было введением НЭПа). Декрет от 21 марта 1921.
  3. Разрешение свободного товарообмена сельхозпродукцией. Декрет 28 марта 1921.
  4. Создание кооперативов, которые були уничтожены в 1917. Декрет 7 апреля 1921.
  5. Перевод некоторой промышленности из рук государства в частные руки. Декрет 17 мая 1921.
  6. Создание условий для развития частной торговли. Декрет 24 мая 1921.
  7. Разрешение ВРЕМЕННО предоставлять возможность частникам брать в аренду государственные предприятия. Декрет 5 июля 1921.
  8. Разрешение частному капиталу создавать любые предприятия (в том числе и промышленные) со штатом до 20 человек. Если предприятие механизировано - не более 10. Декрет 7 июля 1921.
  9. Принятия "либерального" Земельного Кодекса. Он разрешал не только аренду земли, но и наемный труд на ней. Декрет от октября 1922.

Идейное начало НЭПа было заложено н10 съезде РКП (б), собравшимся в 1921 году (если помните его участники прямо с этого съезда делегатов ушли на подавление Кронштадтского мятежа), приняли НЭП и ввели запрет на "инакомыслие" в РКП (б). Дело в том, что до 1921 в РКП (б) были разные фракции. Это разрешалось. По логике, и логика  эта абсолютно верная,  если вводятся экономические послабления, то внутри партия должна быть монолитом. Поэтому никаких фракций и разделений.

Обоснование НЭПа с точки зрения советской идеологии

Идейную концепцию НЭПа впервые дал В.И.Ленин. Случилось это на выступлении на десятом и одиннадцатом съездах ЦК ВКП (б), которые состоялись в 1921 и в 1922 годы, соответственно. Также обоснование Новой Экономической Политики прозвучало на третьем и четвертом конгрессах Коминтерна, которые также прошли в 1921 и 1922 годах. Кроме того большую роль в формулировке задач НЭПа сыграл Николай Иванович Бухарин. Важно помнить, что долгое время Бухарин и Ленин выступали в роли оппозиции друг к другу по вопросам НЭПа. Ленин исходил из того, что настал момент сбавить нажим на крестьян и "замириться" с ними. Но Ленин собирался уживаться с крестьянами не навсегда, а лет на 5 - 10. Поэтому большинство членов партии Большевиков были уверены, что НЭП, как вынужденная мера, вводится всего на одну хлебозаготовительного компанию, как обманка для крестьянства. Но Ленин особо подчеркнул, что курс НЭПа берется на более долгий срок. А дальше Ленин сказал фразу, которая показала, что большевики держат слово -  "но мы еще вернемся к террору, в том числе и к террору экономическому." Если вспомнить события 1929 года, то именно это Большевики и устроили. Название этому террору - Коллективизация.

Новая Экономическая Политика была рассчитана на 5, максимум 10 лет. И она свою задачу, безусловно, выполнила, Хотя в какой-то момент поставила под угрозу существования Советского Союза.

Кратко НЭП по Ленину это смычка крестьянства и пролетариата. Именно это и легло в основу событий тех дней - если ты против смычки крестьянства и пролетариата, значит ты противник рабочей власти, Советов и СССР. Проблемы этой смычки стали проблемой выживания большевистского режима, потому что у режима просто не было ни армии ни техники для того чтобы задавить крестьянские бунты если они начнутся массово и организовано. То есть некоторые историки говорят - НЭП это Брестский мир Большевиков со своим же народом. То есть, каких Большевиков - Интернационал-социалистов, которые хотели мировой революции. Напомню, что именно эту идею продвигал Троцкий. Сначала Ленин, который был не очень крупным теоретиком, (он был хорошим практиком) он определил НЭП как государственный капитализм. И тут же за это получил полную порцию критики от Бухарина и Троцкого. И после этого Ленин стал трактовать НЭП как смешение Социалистической и капиталистической форм. Я повторяю - Ленин был не теоретиком, а практиком. Жил он по принципу - нам важно взять власти, а как будет называться - неважно.

Ленин, по сути, принял бухаринский вариант НЭПа с формулировкой и другими атрибутами..

НЭП - это социалистическая диктатура опирающиеся на социалистические производственные отношения и регулирующие широкую мелкобуржуазной организацию хозяйства.

Ленин

По логике этого определения главная задача, которая стояла перед руководством СССР, - уничтожение мелкобуржуазного хозяйства. Напомню, что большевики мелкобуржуазным называли крестьянское хозяйство. Нужно понимать, что к 1922 году построение социализма зашло в тупик и Ленин понял, что продолжить это движение можно только через НЭП. Понятно, что это не основной путь, и он противоречил марксизму, но в качестве обходного пути - вполне сгодился. И Ленин постоянно подчеркивал, что новая политика - явление временное.

Общие характеристики НЭПа

Совокупность НЭПа:

  • отказ от трудовой мобилизации и равной системы оплаты труда для всех.
  • перевод (частичный, разумеется) промышленности в частные руки из государственных (денационализация).
  • создание новых экономических объединений - тресты и синдикаты. Повсеместное введение хозрасчета
  • формирование в стране предприятий за счет капитализма и буржуазии, в том числе и западной.

Забегая вперед скажу, что НЭП привел к тому, что очень многие идеалистически настроенные большевики пускали себе пулю в лоб. Они считали, что восстанавливается капитализм, и они зря проливали кровь во время Гражданской войны. А вот не идеалистически настроенные большевики очень здорово использовали НЭП, потому что во время НЭПа было легко отмыть то, что было награбленного время Гражданской войны. Потому что, как мы увидим, НЭП это треугольник: это руководитель отдельного звена ЦК партии, руководитель синдикатора или треста, а также НЭПман как "барыга", выражаясь современным языком, через которого идет весь этот процесс. Это вообще было коррупционной схемой с самого начала, но НЭП был мерой вынужденной - большевики без него не удержали бы власть.

Кризисы НЭПа

НЭП в торговле и финансах

  • Развития кредитной системы. В 1921 году создается государственный банк.
  • Реформирование финансовой и денежной системы СССР. Достигалось путем проведения реформы 1922 года (денежная) и заменой денег 1922-1924 годов.
  • Упор сделан на частную (розничную) торговлю и развития различных рынков, в том числе и Всероссийского.

Если попытаться кратко охарактеризовать НЭП, то конструкция эта была крайне ненадежной. Она принимала уродливые формы сращения личный интересов руководства страны и всех, кто был вовлечен в "Треугольник". Каждый из них сыграл свою роль. Черную работу делал спекулянт нэпман. И это особо подчеркивалось в советских учебниках, мол, это все частники испортили НЭП, а мы боролись с ними как могли. Но по факту - НЭП привел к колоссальной коррумпированности партии. Это была одна из причин отмены НЭПа, потому что если бы он сохранился дальше, то партия просто полностью разложилась бы.

Начиная с 1921 года Советское руководство взяло курс на ослабление Централизации. Кроме того большое внимание было уделено элементом реформирования систем хозяйствования в стране. Трудовые мобилизации были заменены биржей труда (безработица была высокой). Были отменены уравниловка, была отменена карточная система (но для кого-то карточная система была спасением). Логично, что результаты НЭПа практически сразу сказались в положительную сторону в области в торговли. Естественно в торговле розничной. Уже в конце 1921 года нэпманы контролировали 75% товарооборота в розничной торговле и 18% в оптовой торговле. НЭПманство стало выгодный формой отмывания денег, особенно для тех, кто много награбил во время гражданской войны. Награбленное у них лежало без дела, а теперь его можно было сбывать через НЭПманов. И очень многие отмыли свои деньги таким образом.

НЭП в сельском хозяйстве

  • Принятие Земельного Кодекса. (22-ой год). Превращение продналога в единый сельхоз налог с 1923 года (с 1926 года полностью в денежной форме).
  • Сельхозкооперация кооперация.
  • Равный (справедливый) обмен между сельским хозяйством и промышленностью. Но этого добиться не удалось, в реультате чего появились, так называемые, "ножницы цен".

В низах общества поворот руководства партии к НЭПу не нашел большой поддержки. Многие члены партии Большевиков были уверены, что это ошибка и переход от социализма к капитализму. Кто-то просто саботировал решение НЭПа, а особо идейные, и вовсе кончали жизнь самоубийством. В октябре 1922 года Новая Экономическая Политика затронула сельское хозяйство - Большевики начали внедрение Земельного Кодекса с новыми поправками. Его отличие было в том, что он узаконил наемный труд на селе (казалось бы, Советская власть именно против этого боролась, но сама этим же и занялась). Следующий этап произошел в 1923 году. В этот год случилось то, чего так долго ждали и требовали многие - продналог заменен сельхозналогом. В 1926 году этот налог стали полностью собирать в денежной форме.

Вообще НЭП не был абсолютным триумфом экономических методов, как это иногда писали в советских учебниках. Это только внешне был триумф экономических методов. На самом же деле там было очень много чего другого. И я имею ввиду не только так называемый перегибы местных властей. Дело в том, что значительная часть крестьянского продукта отчуждалась в виде налогов, и налогообложение было чрезмерным. Другое дело, что крестьянин получил возможность свободно вздохнуть, и это решило некоторые проблемы. И здесь уж на передний план вышел абсолютно несправедливый обмен между сельским хозяйством и промышленность, формирование, так называемых, «ножниц цен». Режим завышал цены на продукцию промышленности и занижал цены на продукцию сельского хозяйства. В результате в 1923-1924 крестьяне работали практически даром! Законы были такими, что примерно 70% всего, что производило село, крестьяне были вынуждены продавать практически за бесценок. 30% произведенного ими продукта было взято государством по рыночной стоимости, а 70% по заниженной. Потом это цифра снизилась, и стало примерно 50 на 50. Но в любом случае это очень много. 50% продукции по цене ниже рыночной.

В результате случилось худшее - рынок перестал осуществлять свои прямые функции средства купли и продажи товаров. Теперь он превратился в действенное средство эксплуатации крестьян. Только половина крестьянского товара приобреталась за деньги, а другая половина взималась в виде дани (это наиболее точно определение того, что происходило в те годы). НЭП может быть охарактеризован так: коррупция, разбухал аппарат, массовое хищение госсобственности. Получилась ситуация, когда продукты производства крестьянского хозяйства исопльзовались нерационально, а зачастую и сами крестьянебыли незаинтересованы в высоких урожаях. Это было логичным следствием  происходящего, потому что НЭП изначально был уродливой конструкцией.

НЭП в промышленности

Главные черты, которые характеризуют Новую Экономическую Политику с точки зрения промышленности – практически полное отсутствие развитяия этой отрасли иогромные уровень безработицы среди простых людей.

НЭП изначально должен был наладить взаимодействие между городом и селом, между рабочим и крестьянами. Но сделать этого не удалось. Причина - промышленность была практически полностью разрушена в результате Гражданской войны, и она не была в состоянии предложить что-то существенное крестьянству. Крестьянство не продавало свой хлеб, потому что зачем продавать, если всё равно на деньги ничего купить нельзя. Они просто складывали зерно и ничего не покупали. Поэтому и не было стимула для развития промышленности. Получался такой "порочный круг". И в 1927-1928 годах уже все поняли, что НЭП себя изжил, что он не дает стимула для развития промышленности, а наоборот, уничтожает ее еще больше.

В это же время стало понятно, что в Европе грядет рано или поздно новая война. Вот что по этому поводу сказал Сталин в 1931 году:

Если мы за ближайшие 10 лет не пробежим тот путь, который Запад прошел за 100 лет - нас уничтожат и сомнут.

Сталин

Если сказать простыми словами - за 10 лет нужно было из руин поднять промышленность и поставить ее в один ряд с самыми развитыми странами. НЭП это сделать не позволял, потому что он был ориентирован на легкую промышленность, и на то, чтобы Россия была сырьевым придатком Запада. То есть в этом отношении реализация НЭПа был балластом, который медленно, но верно тащил Россию ко дну, и продержись этот курс еще лет 5, то неизвестно как бы завершилась 2 мировая война.

Замедленный темп роста промышленности в 1920-е годы вызвал резкий рост безработицы. Если в 1923-1924 годах в городе был 1 миллион безработных, то в 1927-1928 годах уже 2 миллиона безработных. Логичное следствие этого явления - огромный рост преступности и недовольства в городах. Для тех кто работал, конечно, ситуация была нормальная. Но в целом положение рабочего класса был очень тяжелым.

Развитие экономики СССР в период НЭПа

  • Подъемы экономики чередовались с кризисами. Всем известны кризисы 1923, 1925 и 1928 годов, которые приводили в том числе и к голоду в стране.
  • Отсутствие единой системы развития экономики страны. НЭП уродовал экономику. Он не давал возможности развитию промышленности, но и сельское хозяйство в таких условиях развиваться не могло. Эти 2 сферы тормозили друг друга, хотя планировалось обратное.
  • Кризис хлебозаготовок 1927-28 28 годов и как результат - курс на свертывание НЭПа.

Важнейшая часть НЭПа, кстати одна из немногих положительных черт этой политики, это "поднятие с колен" системы финансов. Не забываем, что только-только отгремела Гражданская война, которая практически полностью уничтожила финансовую систему России. Цены в 1921 году по сравнению с 1913 года выросли в 200 тысяч раз. Только вдумайтесь в эту цифру. За 8 лет в 200 тысяч раз... Естественно нужно было вводить другие деньги. Требовалась реформа. Реформу проводил нарком финансов Сокольников, которому помогала группа старых специалистов. В октябре 1921 года начал свою работу Государственный банк. Как результат его работы стало то, что в период с 1922 по 1924 годы обесцененные советские деньги были заменены на Червонцы

Червонец обеспечивался золотом, по содержанию которого он соответствовал дореволюционной десятирублевой монете, и стоил 6 американских долларов. Червонец обеспечивался и нашим золотом и иностранной валютой.

Историческая справка

Совзнаки изымались и менялись по курсу 1 новый рубль 50000 старых знаков. Эти деньги так и назывались "Совзнаки". Во время НЭПа активно развивалась кооперация и экономическая либерализация сопровождалась упрочнением коммунистической власти. Усиливался и репрессивный аппарат. И как это происходило? Например, 6 июня 22 года был создан ГлавЛит. Это цензура и установление контроля над цензурой. А через год возник ГлавРепедКом, который заведовал репертуаром театра. В 1922 года из СССР по решению этого органа было выслано более 100 человек, активных деятелей культуры. Другим повезло меньше, их отправили в Сибирь. В школах запретили преподавания буржуазных дисциплин: философия, логика, история. В 1936 году все было восстановлено. Также не обошли своим "вниманием" Большевики и церковь. В октябре 1922 года большевики конфисковали у церкви драгоценности якобы на борьбу с голодом. В июне 1923 года патриарх Тихон признал законность Советской власти, а в 1925 году он был арестован и умер. Нового патриарха уже не избирали. Затем патриаршество восстановил Сталин в 1943 году.

6 февраля 1922 года ВЧК была преобразована в государственное политическое управление ГПУ. Из чрезвычайных эти органы превратились в государственные, регулярные.

Кульминацией НЭПа стал 1925 год. Бухарин обратился с призывом к крестьянству (прежде всего к зажиточному крестьянину).

Обогащайтесь, накапливайте, развивайте свое хозяйство.

Бухарин

На 14 партконференции был принят план Бухарина. Его активно поддержал Сталин, а критиками выступали Троцкий, Зиновьев и Каменев. Экономическое развитие в период НЭПа было неравномерным: то кризис, то подъем. И связано это было с тем, что необходимый банас между развитием сельского хозяйства и развитием промышленности найден не был. Кризис хлебозаготовок 1925 года стал первым ударом колокола по НЭПу. Стало понятно, что скоро с НЭПом закончится, но по инерции он проехал еще несколько лет.

Отмена НЭПа – причины отмены

  • июльский и ноябрьский пленум ЦК 1928 года. Пленум Центрального Kомитета партии и Центральной Контрольной комиссии (в которую можно было пожаловаться на ЦК) апрель 1929 года.
  • причины отмены нэпа (экономические,.социальные, политические).
  • был ли НЭП альтернативой реальному коммунизму.

В 1926 году собралось 15 партийной конференции ВКП (б). На ней была осуждена троцкистско-зиновьевская оппозиция. Напомню, что эта оппозиция призывала фактически к войне с крестьянством - отбирать у них то, что нужно власти, и то, что крестьяне прячут. Сталин выступил с резкой критикой этой идеи, а также прямо озвучил положение о том, что текущая политика себя изжила, и стране нужен новый подход к развитию, подход, который позволит восстановить промышленность, без которой СССР существовать не сможет.

С 1926 года начинает постепенно прорисовываться тенденция к отмене НЭПа. В 1926-27 годах запасы хлеба впервые превысили довоенные и составили 160 миллионов тонн. Но крестьяне хлеб по-прежнему не продавали, а промышленность задыхалась от перенапряжения. Левая оппозиция (ее идейныйм лидером ыл Троцкий) предложила изъять у зажиточных крестьян, которые составляли 10% населения 150 миллионов пудов хлеба, но руководство ВКП (б) не пошло на это, потому что это означало бы уступка левой оппозиции.

Причины НЭПа

Весь 1927 год сталинское руководство вело маневры по окончательному устранению левой оппозиции, потому что без этого нельзя было решить крестьянский вопрос. Любая попытка надавить на крестьян означала бы, что партия пошла по пути, про который говорит "Левое крыло". На 15 съезде Зиновьева, Троцкого и других левых оппозиционеров исключили из ЦК. Однако после того как они покаялись (это называлось на партийном языке "разоружиться перед партией") их вернули, потому что потому сталинскому центру они были нужны для будущей борьбы с Бухарестской командой.

Борьба за отмену НЭПа развернулась как борьба за индустриализацию. Это было логично, потому что индустриализация была задача номер 1 для самосохранения советского государства. Поэтому итоги НЭПа кратко можно подвести так - уродливая система экономики создала множество проблем, которые удалось решить только благодаря индустриализации.


Источники и дополнительный материалпо теме:

  • "НЭП и советская политическая система" - Гимпельсон Е.Г. Москва, 2000.
  • "НЭП: поиски путей развития" - Горинов М.М. Москва, 1990

1. Формулирует учебную проблему:

2. Организует процесс восприятия, осознания, осмысления первичного закрепления.

3. Организует самостоятельную работу.          

          Таким образом, новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Предпосылки перехода к НЭПу. После окончания гражданской войны страна оказалась в тяжелейшем положении, столкнулась с глубоким экономическим и политическим кризисом. В результате почти семи лет войны Россия потеряла более четверти своих национальных богатств. Особенно крупный урон понесла промышленность. Объем ее валовой продукции уменьшился в 7 раз. Запасы сырья и материалов к 1920 году были в основном исчерпаны.

Политика «военного коммунизма» привела к уничтожению товарно-денежных отношений. Ограничивалась продажа продовольствия и промышленных товаров, они распределялись государством в виде натуральной заработной платы. Была введена уравнительная система оплаты труда среди рабочих.

Разруха и голод, забастовки рабочих, восстания крестьян и матросов — все свидетельствовало о том, что в стране назрел глубокий экономический и социальный кризис. Кроме того, к весне 1921 г. была исчерпана надежда на скорую мировую революцию и материально-техническую помощь европейского пролетариата. Поэтому В. И. Ленин пересмотрел внутриполитический курс и признал, что только удовлетворение требований крестьянства может спасти власть большевиков.

 

 

«Культурная революция». Внешняя политика СССР в 1920–1930-х гг.

Несмотря на то, что новая экономическая политика оказалась, по большей части, успешной, уже после 1925 г. начинаются попытки её свёртывания.

Причины свёртывания НЭПа:

  • противоречия между административными и рыночными методами управления экономикой;
  • ограничение участия частного капитала в экономике не позволяли использовать его для решения задачи индустриализации страны;
  • усиление социального расслоения, появление нэпманов (новой буржуазии, эксплуататорских элементов) вызывало недовольство части населения;
  • доминирование в обществе политической установки на временный характер НЭПа;
  • победа во внутриполитической борьбе 1920-х гг. противников НЭПа, считавших, что НЭП был необходим только как временная мера для выхода из кризиса и что рыночные отношения несовместимы с социалистической идеей и практикой.

Официально НЭП был свернут 11 октября 1931 г., но фактически уже в октябре 1928 г. началось выполнение плана первой пятилетки, а также коллективизация на селе и форсированная индустриализация производства.

Индустриализация

Необходимость завершения индустриализации страны была очевидна. Её основу должно было обеспечить выполнение плана ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России) – принят в 1920 г., рассчитан на 10 – 15 лет.

Индустриализация – превращение крупной промышленности в главный производящий сектор экономики (в основную отрасль экономики).

Декабрь 1925 – 14 съезд ВКП(б): курс на индустриализацию.

Цели: ликвидация отсталости, зависимости от импорта машин и оборудования, укрепление оборонного потенциала.

Особенности:

  • сверхиндустриализация (форсированные темпы);
  • проходила под контролем государства (пятилетки: 1928-1932, 1933-1937, 1938-1942);
  • первоочередное развитие тяжёлой промышленности;
  • внутренние источники финансирования:
  • доходы от продажи сельхозпродукции;
  • налоги с нэпманов, займы у населения;
  • прибыль от монополии на внешнюю торговлю;
  • доходы от лёгкой промышленности;
  • доходы от торговли алкоголем;
  • ограничение доходов населения;
  • трудовой энтузиазм (ударничество, август 1935 – стахановское движение (шахтёр Алексей Стаханов значительно перевыполнил план), встречные промфинпланы, движение многостаночников);
  • применение внеэкономического принуждения (например, использование труда заключённых).

1926–1928 – реконструкция и переоснащение старых предприятий

1928–1937 – форсированные темпы индустриализации: Днепрогэс, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные, Турксиб, Магнитогорский, Липецкий, Челябинский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Уралмаш, Московское метро (1935), Урало-Кузнецкий металлургический комбинат, Уральский и Краматорский заводы тяжёлого машиностроения и многие другие.

Итоги:

  • СССР занял второе место в мире по объёму промышленного производства – построено

9 тыс. новых крупных промышленных предприятий;

  • созданы новые отрасли промышленности (производство тракторов, самолётов, автомобилей, синтетического каучука);
  • обеспечение экономики необходимым сырьём и оборудованием;
  • ликвидация безработицы;
  • создание мощного ВПК (военно-промышленного комплекса);
  • создание изолированной экономики;
  • форсированная принудительная коллективизация;
  • диспропорции в развитии отраслей промышленности (низкие темпы развития лёгкой промышленности)

Коллективизация

Коллективизация –объединение единоличных крестьянских хозяйств в коллективные.

Декабрь 1927 – 15 съезд ВКП(б): курс на коллективизацию.

Цели:

  • установление общественной собственности в деревне;
  • крупные хозяйства имеют более широкие возможности товарного производства;
  • перекачка средств из деревни в город на нужды индустриализации;
  • контроль государства над деревней.

1928 – начало форсированного создания колхозов, создание МТС (машинно-тракторных станций).

1929 – Год великого перелома: статья Сталина – фактическое начало «сплошной коллективизации».

  • 5 января 1930 г. – постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству.
  • На Северном Кавказе, Средней и Нижней Волге коллективизация должна была завершиться за 1 год, к весне 1931 г.
  • В Украине, Центрально-Чернозёмном районе, Сибири, Урале, Казахстане – за 2 года.
  • В остальных регионах страны – за 3 года.
  • К марту 1930 г. – 60% крестьянских хозяйств вступили в колхозы.
  • Провозглашена политика ликвидации кулачества как класса.
  • 1 марта 1930 г. – опубликован Примерный устав сельскохозяйственной артели.
  • Крестьянские восстания  2 марта 1930 г.: статья Сталина «Головокружение от успехов».
  • 1932–1933 гг. – голод в Украине, Поволжье, Западной Сибири, на Кубани.
  • 1934–1937 – завершение коллективизации
  • 1935 – принятие нового Примерного устава сельскохозяйственной артели.

Итоги:

  • решение проблем страны за счёт сельского хозяйства;
  • ликвидация слоя самостоятельных зажиточных крестьян;
  • уничтожение частного сектора в деревне;
  • «второе издание крепостного права»: 1932 г. – введение паспортной системы в СССР, до 1960-х гг. колхозники не получали паспортов;
  • отмена в 1935 г. карточек;
  • дефицит рабочей силы на селе;
  • замедление темпов роста сельхозпроизводства  потеря экономических стимулов для крестьянского труда.

Культурная революция

Культурная революция – утверждение марксистско-ленинской идеологии, формирование социалистической культуры и социалистической интеллигенции.

Идеология

  • Июль 1922 – апрель 1923 г. – «Философский пароход»: высылка из СССР 150 крупнейших учёных, в основном, гуманитариев, имевших идеологические разногласия с властью.
  • 1925 г. – Союз воинствующих безбожников (Емельян Ярославский).
  • Введение обязательное изучение идеологических дисциплин в учебных заведениях.
  • 1922 г. – создание Главлита (Главного управления по делам литературы и издательств): главный орган советской цензуры.
  • Рабочие клубы, библиотеки и избы-читальни обязаны пропагандировать «основы ленинизма» (с 1924 г.)
  • 1938 г. – издан «Краткий курс истории ВКП(б), его автором считался И. Сталин (хотя его имя не упоминалось).

«Краткий курс» активно внедрялся пропагандой в СССР и подлежал обязательному изучению. Он сыграл важную роль в популяризации официальной сталинской версии идеологии и истории. В нём Сталин и его окружение были представлены подлинными марксистами-ленинцами, организаторами всех побед и свершений партии и государства, а партийные деятели, репрессированные к концу 1930-х годов — изначальными врагами марксизма и советского государства и вражескими агентами.

Образование

  • 1919 г. – декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России»:
  • ВЧК по ликвидации безграмотности, создание ликбезов;
  • 1923 г. «Долой неграмотность» – председатель: глава ЦИК СССР М. Калинин;
  • середина 1930 г. – практически ликвидирована неграмотность населения в возрасте от 8 до 50 лет.
  • Единая трудовая школа (I ступень: 1 – 4 классы, II ступень: 5 – 9 классы):
  • 1930 г. – обязательное 4-летнее образование в деревне и 7-летнее в городе;
  • середина 1930 г. – реформа: установление строгого внутреннего распорядка в учреждениях образования, введение оценок, экзаменов.
  • 1921 г. – школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).
  • Август 1918 – новые правила приёма в высшую школу: без вступительных экзаменов и документов о среднем образовании; бесплатное обучение, преимущества для рабочей и крестьянской молодёжи.
  • 1936 г. – введение вступительных экзаменов в вузы.
  • 1940 г. – введение платности обучения в старших классах (8 – 10) и вузах.
  • 1940 г. – положение «О государственных трудовых резервах СССР»: право СНК ежегодно призывать 800 тыс. – 1 млн подростков от 14 лет для учёбы в ФЗУ (после окончания 7 классов) с обязательной 4-летней отработкой (позже введена уголовная ответственность за самовольный уход из училища).
  • К началу 1940-х гг. – в СССР действовало более 4,5 тыс. вузов.

Соцреализм в литературе и искусстве

  • 1920-е гг. – различные направления (группы) в литературе и искусстве:
  • РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей) – Серафимович, Фадеев;
  • ЛЕФ (левый фронт) – Маяковский, Асеев;
  • «Серапионовы братья» – Зощенко, Каверин, Федин;
  • Перевал – Багрицкий, Малышкин;
  • АХРР (ассоциация художников революционной России), Общество художников-Станковистов, «4 искусства», Общество московских художников.
  • 1930-е гг. – унификация и стандартизация творчества художественной интеллигенции.
  • 1934 г. – Союз советских писателей, позже были созданы и другие творческие союзы. Творчество деятелей культуры, не входивших в союзы, не поддерживалось и не допускалось к читателю / зрителю.
  • Метод социалистического реализма – требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма

Искусство должно было изображать жизнь в свете идеалов коммунизма (социализма). Предполагалось, что эти идеалы определяют не только содержание произведений искусства, но и их форму. «Литература и искусство социалистического реализма, создали новый образ положительного героя — борца, строителя, руководителя. Через него полнее раскрывается исторический оптимизм социалистического реализма: герой утверждает веру в победу коммунистических идей, несмотря на отдельные поражения и потери».

  • Цензура – Главлит.
  • Репрессиям подверглись около 1000 «идейно чуждых» писателей (Клюев, Васильев, Мандельштам), тысячи деятелей искусства (например, Вс. Мейерхольд).
  • Снос многих архитектурных памятников, особенно религиозного назначения.

Произведения и авторы:

  • Платонов ("Котлован", "Чевенгур"), Замятин ("Мы"), Булгаков ("Собачье сердце", "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита"), Горький («Жизнь Клима Самгина»), Шолохов («Поднятая целина»), Островский («Как закалялась сталь»), Толстой («Пётр Первый»), книги для детей Гайдара («Школа»).
  • Фильм «Броненосец «Потёмкин», «Александр Невский» Эйзенштейна, «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Депутат Балтики» Хейфица и Зархи, «Весёлые ребята» и «Цирк» Александрова.
  • Классическая музыка: Прокофьев, Хачатурян, Шостакович. Широкой популярностью пользовались песни Дунаевского (музыка к фильмам "Весна", "Волга-Волга", "Весёлые ребята", "Цирк"), выступления ансамбля Александрова (Ансамбль красноармейской песни и пляски).
  • Художники: Бродский («Выступление Ленина на Путиловском заводе», «Ленин в Смольном»), Дейнека («На стройке новых цехов»), Петров-Водкин («Смерть комиссара»), Греков («Тачанка»).
  • Скульпторы: Мухина («Рабочий и колхозница» – для Всемирной выставки 1937 г. в Париже, с 1939 г. – на ВДНХ), Шадр (статуи «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», «Красноармеец», «Булыжник – орудие пролетариата»).
  • Ведущим направлением советской архитектуры стал конструктивизм (1920-е гг.) и постконструктивизм (1930-е гг.). На первое место вышла простота, соответствие форм и внутренней планировки здания его предназначению. В 1920–1930-е гг. было завершено строительство каменного здания Мавзолея (арх. Щусев и др.), Московского планетария (арх. Барщ, Синявский), Дома Совета министров СССР (арх. Лангман), гостиницы «Москва» (арх. Савельев, Стапран и Щусев) и др.

Наука

  • 1920-е гг.: Лебедев (создание синтетического каучука), Иоффе (ядерная физика), Семёнов (химическая физика), Циолковский и Цандер (космонавтика), Вавилов (генетика), Выготский (психология), Блонский, Шацкий (педагогика).
  • 1930-е гг.: выросла роль прикладных наук:
  • создание боевой техники: самолётов (Ильюшин, Микоян, Поликарпов, Туполев, Яковлев), танков (Котин, Морозов), стрелкового оружия (Дегтярёв, Фёдоров, Шпагин);
  • геологии, металлургии, энергетики.
  • Шмидт – экспедиция на пароход «Челюскин»: пройти Северный морской путь за одну навигацию (1933–1934 гг.). «Челюскин» был затёрт льдами, экспециции пришлось высаживаться на зимовку. Лётчики, вывозившие членов экспедиции, стали первыми Героями Советского Союза.
  • Первый в истории беспосадочный перелёт из СССР в США: Москва – Северный полюс –Ванкувер. Совершён 18–20 июня 1937 г. на самолёте АНТ-25 в составе: Чкалов, Байдуков и Беляков.
  • Негативное влияние на развитие науки оказали заидеологизированность, репрессии, неравномерность развития различных отраслей, формирование лженауки (например, деятельность Т. Лысенко в биологии).

Иллюстрации

И. Бродский. Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета история (Базовый уровень) для 10-11 классов на 2022-2023 уч.год

Программа разработана на основании ФГОС и Историко-культурного стандарта.Рабочая программа предполагает  преподавание истории в 10-11 классах  физико-математического  профиля (базового ...

Рабочая программа учебного предмета история (Профильный уровень) для 10-11 классов на 2022-2023 уч.год

Данная рабочая программа разработана на основании ФГОС и Историко-культурного стандарта. Рассчитана на 4 учебных часа в неделю. : 10 кл. -136 часов в год,  11 кл. – 132 часов в год  (и...

0211 - ИСТОРИЯ НА 26.01.2022

0211 - ИСТОРИЯ НА 26.01.2022...

112 - ИСТОРИЯ НА 26.01.2022

112 - ИСТОРИЯ НА 26.01.2022...

Достижения, образовательная деятельность 2021 - 2022. Викторина "История Москвы". Сертификаты, дипломы.

Достижения, образовательная деятельность 2021 - 2022. Викторина "История Москвы". Сертификаты, дипломы....

Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 уч. год

Настоящая программа по истории для V класса создана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022), ФГОС ООО, Примерной р...

Достижения, образовательная деятельность 2022 - 2023. Онлайн-викторина «История Москвы. Москва будущего» (10 – 11 классы). 2022 год. Сертификаты, диплом

Достижения, образовательная деятельность 2022 - 2023. Онлайн-викторина «История Москвы. Москва будущего» (10 – 11 классы). 2022 год. Сертификаты, диплом...