методическая разработка "Сборник тестов по литературе 19-20 века"
методическая разработка
В данной сетодичке представлены тесты по всем изучаемым темам по дисуиплине "Литературе" в СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методичка по литературе | 82.76 КБ |
Конспект открытого урока по теме "Любовная лирика Ф.Ф. Фета и Ф.И. Тютчева | 2.36 МБ |
konspekt_otkrytogo_uroka_3.docx | 37.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГОСУДАСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Владикавказский торгово-экономический техникум»
ФОНД ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
ОУД.02 «ЛИТЕРАТУРА»
Профессия
43.01.09 Повар, кондитер
Программа подготовки
базовая
Форма обучения
Очная
Владикавказ, 2021
Фонд тестовых заданий предназначен для контроля знаний по профессии 43.01.09, утвержденной ______ № _____
Составитель ____________________К.А. Чельдиева
«___»_________________2021 г.
Фонд тестовых заданий рассмотрен на заседании ЦК ГД
«___»__________2021 г. протокол №_________
Председатель ЦК ГД ____________________Г.Н. Волина
Согласовано:
Зав. методическим кабинетом _____________Т.Ю. Джагаева
«___» ____________2021 г.
Паспорт фонда тестовых заданий
Дисциплина: Литература.
Специальность: 43.01.09 Повар, кондитер
№ п/п | Контролируемые разделы (в соответствии с ФГОС СПО) | компетенции | Кол-во тестовых заданий | ||
1 | Русская литература 1 половины 19 века | ОК 1-11 | 70 | ||
2 | Русская литература 2 половины 19 века | ОК 1-11 | 70 | ||
3 | Литература начала 20 века. Проза и поэзия | ОК 1-11 | 20 | ||
Всего: | 160 |
Методика проведения контрольного занятия
по проверке итоговых базовых знаний по всей дисциплине
(в рамках аттестационных мероприятий).
Таблица № 1
Специальность | Контролируемые разделы (в соответствии с ФГОС СПО) |
43.01.09 Повар, кондитер | 1-8 |
Таблица № 2
Параметры методики | Примечания (варианты параметров) | |
Количество оценок | Четыре | «2», «3», «4», «5» |
Названия оценок | Неудов., удов., хор., отл. | |
Пороги оценок | Менее 50% - «неудов»., 50-70%-«удов»., 70-85%-«хор»., свыше 85%-«отл». | устанавливаются преподавателем |
Предел длительности всего контроля | 60 минут | Выбирается только один из параметров Последовательная случайная |
Предел длительности ответа на каждый вопрос | 2 минуты | |
Последовательность выбора разделов | Последовательная | |
Последовательность выборки вопросов из каждого раздела | Случайная | Последовательная случайная |
Предлагаемое количество вопросов из одного контролируемого раздела | 5 | 35 |
*** - общее количество вопросов, предлагаемых одному студенту = количество вопросов из одного контролируемого раздела × контролируемых разделов дисциплины. Т.е. для профессии = 5×4=20 вопросов студенту.
Раздел 1: Русская литература 1 половины 19 века.
1.1 Какое литературное направление господствовало в литературе первой половины 19 века?
а) романтизм;
б) сентиментализм;
в) классицизм;
г) реализм.
1.2 Как называется литературное направление, возникшее в России в начале 19 века, к которому принадлежит творчество В. А. Жуковского?
а) реализм;
б) сентиментализм;
в) романтизм;
г) символизм.
1.3 Когда появляется романтизм в России?
а) после Отечественной войны 1812 года;
б) в эпоху Просвещения;
в) в последнее десятилетие XVIII века;
г) в эпоху Возрождения.
1.4 Назовите представителей русского романтизма:
а) Жуковский;
б) Ломоносов;
в) Рылеев;
г) Державин.
1.5 Какой жанр являлся самым популярным среди романтиков?
а) комедия;
б) роман;
в) элегия;
г) повесть.
1.6 Что отличает героя романтических произведений?
а) он одинок;
б) он реалист;
в) он созерцатель.
1.7 Укажите нового героя романтизма:
а) человек недюжинных способностей;
б) человек целеустремленный;
в) человек с сильными чувствами.
1.8 Укажите название течения в европейской и американской литературе второй половины XVIII века – начала XIX века, провозглашавшего культ естественного чувства, природы. В русской литературе представителем этого течения был Карамзин Н. М.
а) сентиментализм;
б) романтизм;
в) имажинизм;
г) реализм.
1.9 «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина написана в жанре…
а) психологического романа;
б) рассказа-путешествия;
в) сентиментальной повести;
г) романа в стихах.
1.10 И. А. Крылов известен как автор многочисленных…
а) баллад;
б) эпиграмм;
в) элегий;
г) басен.
1.11 Назовите годы жизни А.С.Пушкина
а) 1802-1841;
б) 1789-1828;
в) 1799-1837;
г) 1805-1840.
1.12 В каком городе родился А.С.Пушкин?
а) Петербург;
б) Киев;
в) Москва;
г) Тула.
1.13 Какое стихотворение было написано юным Пушкиным по случаю предстоящего экзамена в лицее?
а) «К другу стихотворцу»;
б) «Мечтатель»;
в) «Воспоминания о Царском Селе».
1.14 Кто из великих русских поэтов 18 века заметил в Пушкине-лицеисте будущего гения поэзии?
а) Жуковский;
б) Вяземский;
в) Ломоносов;
г) Державин.
1.15 Кого Пушкин имел в виду, восклицая:
«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз»?
а) коллег;
б) лицеистов;
в) декабристов;
г) героев своих произведений.
1.16 Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встречается в лирике А.С.Пушкина?
а) 21 октября;
б) 5 мая;
в) 19 октября;
г) 1 января.
1.17 Назовите первую поэму Пушкина
а) «Кавказский пленник»;
б) «Руслан и Людмила»;
в) «Медный всадник»;
г) «Полтава».
1.18 Как называется место на окраине Санкт-Петербурга, где произошла дуэль между А.С.Пушкиным и Дантесом?
а) Черная речка;
б) Эрмитаж;
в) Дворцовая площадь;
г) Летний сад.
1.19 Основателем какого журнала стал А.С.Пушкин?
а) «Зеленая лампа»;
б) «Пророк»;
в) «Лицей»;
г) «Современник».
1.20 Членом какого кружка становится Пушкин в 1818 году?
а) Желтая лампа;
б) Зеленая лампа;
в) Красная лампа;
г) Синяя лампа.
1.21 Из какого произведения эти строки:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
а) «Пророк»;
б) «К Чаадаеву»;
в) «Деревня»;
г) «И.И.Пущину».
1.22 Назовите жанр произведения «Вольность»:
а) баллада;
б) мадригал;
в) ода;
г) стансы.
1.23 Кто из названных поэтов не был лицейским другом А.С.Пушкина?
а) Петр Чаадаев;
б) Антон Дельвиг;
в) Вильгельм Кюхельбеккер;
г) Иван Пущин.
1.24 Назовите причину ссылки поэта на юг (1820-1824 гг.)
а) дуэль;
б) отказ от службы;
в) «возмутительные стихи»;
г) дружба с Чаадаевым.
1.25 Какое стихотворение посвящено теме поэта и поэзии?
а) «В Сибирь»;
б) «К Чаадаеву»;
в) «Арион»;
г) «Пророк».
1.26 Назовите эпиграф к роману в стихах «Евгений Онегин»
а) «На зеркало нечего пенять, коль рожа крива»;
б) «Береги честь смолоду»;
в) «И жить торопится, и чувствовать спешит».
1.27 Стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» относится к…
а) философской лирике;
б) гражданской лирике;
в) любовной лирике;
г) вольнолюбивой лирике
1.28 Кто стал женой А.С.Пушкина?
а) Анна Керн;
б) Марья Волконская;
в) Наталья Гончарова;
г) Анна Оленина.
1.29 Назовите основной конфликт в поэме «Медный всадник»
а) между человеком и стихией;
б) между личностью и государством;
в) между разумом и чувством;
г) между Евгением и Парашей.
1.30 Какую оценку Петр Первому дает автор в поэме «Медный всадник»?
а) двойственная оценка Петра;
б) Петр – деспот и тиран;
в) Петр – великая личность;
г) Петр – преобразователь и реформатор.
1.31 Укажите даты жизни и смерти М.Ю.Лермонтова
а) 1814-1841;
б) 1824-1840;
в) 1812-1837;
г) 1809-1839.
1.32 М.Ю.Лермонтов родился:
а) в Петербурге;
б) в Тарханах;
в) в Пятигорске;
г) в Москве.
1.33 В какое учебное заведение поступил М.Ю.Лермонтов в 1831 году?
а) в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге;
б) в Московский университет;
в) в Царскосельский лицей;
г) в Петербургский университет.
1.34 За что М.Ю.Лермонтов был сослан на Кавказ?
а) за непочтительные отзывы о членах царской фамилии;
б) за революционную деятельность;
в) за стихотворение «Смерть поэта;
г) за дуэль.
1.35 Какое произведение сделало М.Ю.Лермонтова знаменитым?
а) «Парус»;
б) «Герой нашего времени»;
в) «Смерть поэта;
г) «Демон».
1.36 Какой основной мотив лирики Лермонтова?
а) зависть;
б) свобода;
в) одиночество;
г) усталость.
1.37 За что М.Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ?
а) за непочтительные отзывы о членах царской фамилии;
б) за революционную деятельность;
в) за стихотворение «Смерть поэта;
г) за дуэль.
1.38 Найдите среди перечисленных стихотворений произведение М.Ю.Лермонтова:
а) «Пророк» («Духовной жаждою томим…»);
б) «Поэт» («Пока не требует поэта…»);
в) «Родина» («И вот они опять, знакомые места…»);
г) «Кинжал» («Люблю тебя, булатный мой кинжал…»).
1.39 Парус в одноименном стихотворении Лермонтова – это:
а) символ дальних странствий;
б) деталь пейзажа;
в) символ красоты;
г) символ одинокой, жаждущей бурь личности.
1.40 О ком вспоминает М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта», приводя сравнение «…как тот певец неведомый, но милый» ?
а) о В.А. Жуковском;
б) о Г.Р. Державине;
в) о Байроне;
г) о Ленском.
1.41 Сколько лет Лермонтов работал над поэмой «Демон»?
а) 10 лет;
б) 7 лет;
в) 2 года;
г) написал за 2 недели.
1.42 При создании поэмы Лермонтов использует метод
а) сентиментализма;
б) романтизма;
в) классицизма;
г) реализма.
1.43 Главную героиню поэмы зовут
а) Маргарита;
б) Тамара;
в) Мария;
г) Татьяна.
1.44 Зачем демону любовь грузинской княжны?
а) он хочет обмануть её и получить её бессмертную душу;
б) он в самом деле влюбился;
в) он надеялся, что любовь чистого существа избавит его от демонической природы;
г) хочет проверить, способна ли Тамара на чувства к Демону.
1.45 После смерти жениха девушка
а) вышла замуж за другого;
б) ушла в монастырь;
в) покончила с собой;
г) осталась в доме родителей.
1.46 Кульминацией поэмы «Демон» является:
а) убийство жениха Тамары;
б) смятенье и муки Тамары, попытка найти спасение в монастыре;
в) борьба Тамары со своим влечением к Демону;
г) исповедь Демона и его клятва, покорившая Тамару.
1.47 К реалистическому периоду творчества Лермонтова относится произведение:
а) «Мцыри»;
б) «Демон»;
в) «Завещание»;
г) «Что толку жить…».
1.48 К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего времени»?
а) романтизм;
б) критический реализм;
в) сентиментализм;
г) просветительский реализм.
1.49 Сколько детей было у Лермонтова?
а) не было детей;
б) двое;
в) четверо;
г) один.
1.50 Где состоялась дуэль М.Ю.Лермонтова?
а) в Пятигорске;
б) на Черной речке;
в) под Петербургом;
г) в центре Москвы.
1.51 Назовите годы жизни Н.В.Гоголя
а) 1803-1855;
б) 1809-1855;
в) 1802-1850;
г) 1809-1852.
1.52 Н.В.Гоголь родился
а) в Москве;
б) в Орловской губернии;
в) в Петербурге;
7) на Украине.
1.53 В каком учебном заведении учился Гоголь?
а) в Царскосельском Лицее
б) в Нежинской гимназии;
в) в Московском университете;
г) в Симбирском университете.
1.54 Какое из произведений было написано раньше?
а) «Мертвые души»;
б) «Арабески»;
в) «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
г) «Ревизор».
1.55 Произведение «Ревизор» по жанру
а) трагедия;
б) комедия;
в) роман;
г) драма.
1.56 Какое произведение не принадлежит Гоголю:
а) «Тарас Бульба»;
б) «Невский проспект»;
в) «Мцыри»;
г) «Мертвые души».
1.57 Кто из писателей "подарил" Н.В. Гоголю идею "Ревизора"?
а) Н. Погодин;
б) В.Г. Белинский;
в) А.С. Пушкин;
г) В.А. Жуковский.
1.58 Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?
а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива»;
б) «Вкушая, вкусив мало меда, и се аз умираю»;
в) «Береги честь смолоду»;
г) «Стрелялись мы».
1.59 Какое литературное направление определило творческий метод Н.В.Гоголя в самом начале его творческого пути?
а) модернизм;
б) реализм;
в) классицизм;
г) романтизм.
1.60 Какое произведение принесло Н.В.Гоголю известность?
а) «Италия»;
б) «Шинель»;
в) «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
г) «Мертвые души».
1.61 Как называется цикл произведений, в который входит повесть «Шинель»?
а) «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
б) «Миргород»;
в) «Петербургские повести»;
г) «Арабески».
1.62 В произведении «Мёртвые души» главная тема –
а) жизнь помещиков;
б) жизнь чиновников;
в) жизнь всех слоёв населения;
г) жизнь крепостных крестьян.
1.63 Какой тип героя представил Н.В.Гоголь в «Петербургских повестях»?
а) «лишний человек»;
б) «маленький человек»;
в) «правдоискатель»;
г) романтичная натура.
1.64 Какой чин был у героя повести «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина?
а) статский советник;
б) титулярный советник;
в) коллежский асессор;
г) коллежский регистратор.
1.65 Сколько повестей входит цикл «петербургские повести»?
а) 7;
б) 5;
в) 8;
г) 4.
1.66 В каком городе происходят фантастические события повести «Нос»?
а) Москва;
б) город не указан;
в) Екатеринбург;
г) Петербург.
1.67 Какое произведение Гоголя заканчивается немой сценой?
а) «Мертвые души»;
б) «Ревизор»;
в) «Сорочинская ярмарка»;
г) «Заколдованное место».
1.68 По какому из произведений Гоголя написана опера Дмитрия Шостаковича?
а) «Ревизор»;
б) «Шинель»;
в) «Вий»;
г) «Нос».
1.69 Что объединяет все повести в единый цикл «Петербургских повестей»?
а) общий герой;
б) общность тематики и проблематики;
в) схожесть названий;
г) единый смысл.
1.70 Назовите причину смерти Н.В.Гоголя
а) сердечный приступ;
б) нервная болезнь;
в) туберкулез;
г) удушье.
Раздел 2: Русская литература второй половины XIX века.
2.1 Какой литературный метод становится основным в русской литературе второй половины 19 века?
а) романтизм;
б) модернизм;
в) критический реализм;
г) неореализм.
2.2 Критический реализм – это литературное направление, которое…
а) вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной средой;
б) ставит основной целью правдивое воспроизведение объективной действительности в её типических чертах;
в) выступает против канонов классицизма и характеризуется стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств, противопоставленных окружающей действительности;
г) объединяет несколько направлений.
2.3 Назовите даты жизни А.Н. Островского
а) 1821 - 1884;
б) 1824 - 1887;
в) 1825 - 1883;
г) 1823 - 1886.
2.3 Уроженцем какого города был А.Н.Островского?
а) Петербург;
б) Орел;
в) Москва;
г) Екатеринбург.
2.4 С 1840 по 1843г. А.Н. Островский учился в Московском Университете. На каком факультете?
а) историко-филологическом;
б) юридическом;
в) наук словесных и изящных художеств;
г) нравственных и политических наук.
2.5 С работой в каком журнале связан начальный период творчества Островского ?
а) «Современник»;
б) «Отечественные записки»;
в) «Сын Отечества»;
г) «Москвитянин».
2.6 Что не является фактом биографии А.Н.Островского?
а) родился в Замоскворечье, купеческом и мещанско-чиновничьем районе Москвы;
б) выйдя в отставку, стал преуспевающим присяжным стряпчим Московского коммерческого суда;
в) поступил канцеляристом в Московский советный суд;
г) работал в Московском коммерческом суде.
2.7 Когда появился замысел «Грозы»?
а) Во время заграничного путешествия (Германия, Австрия, Италия, Франция, Англия);
б) Во время поездки с гастролировавшим Мартыновым (Воронеж, Харьков, Одесса, Севастополь);
в) Во время поездки с братом М.Н. Островским в Закавказье;
г) Во время фольклорной экспедиции по волге (от истоков до Нижнего Новгорода).
2.8 На склоне лет А.Н. Островский говорил: «Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… у русского драматического искусства один я». Найдите неверное утверждение.
а) Создал репертуар для русского театра (около 50 оригинальных пьес);
б) Для пополнения репертуара мировой классикой перевел 22 пьесы;
в) Был инициатором создания «общества русских драматических писателей и оперных исполнителей», «Артистического кружка»;
г) Был редактором журнала «Москвитянин», объединившего вокруг себя литераторов, актеров, музыкантов, художников и скульпторов.
2.9 А.Н.Островский умер за письменным столом в костромском имении Щелыкове. Над чем он работал в это время?
а) над переводом пьесы У.Шекспира «Антоний и Клеопатра»;
б) над «Записками замоскворецкого жителя»;
в) над пьесой «Семейная картина»;
г) над пьесой «Снегурочка».
2.10 Среди перечисленных произведений найдите прозаическое
а) «Свои люди – сочтемся»;
б) «Бесприданница»;
в) «Записки замоскворецкого жителя»;
г) «Снегурочка».
2.11 Как называлось первое произведение, принёсшее А.Н.Островскому известность?
а) «Картина семейного счастья»;
б) «Банкрот или Свои люди – сочтёмся»;
в) «Гроза»
г) «Не в свои сани не садись».
2.12 Какое социальное сословие изображает в большинстве своих пьес А.Н.Островский?
а) дворянство;
б) крестьянство;
в) купечество;
г) мещанство.
2.13 В каком году была создана пьеса «Гроза»?
а) 1860г.;
б) 1862г.;
в) 1864г.;
г) 1861г.
2.14 Назовите тип героя, который стал открытием А.Н.Островского.
а) тип «лишнего человека»;
б) тип «маленького человека»;
в) тип самодура;
г) тип босяка.
2.15 К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора)?
а) трагедия;
б) лирическая комедия;
в) драма;
г) комедия масок.
2.16 Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько запутанной экспозиции для того, чтобы:
а) заинтриговать читателя;
б) представить героев, непосредственно не участвующих в интриге;
в) создать образ мира, в котором живут герои;
г) замедлить сценическое время.
2.17 Город, в котором происходило действие «Грозы», назывался:
а) Калинин;
б) Калинов;
в) Кострома;
г) Самара.
2.18 Какие герои являются ( с точки зрения конфликта) центральными в пьесе?
а) Борис и Катерина;
б) Катерина и Тихон;
в) Кабаниха и Катерина;
г) Борис и Тихон.
2.19 В пьесе «Гроза» показана жизнь, основанная на патриархальных законах, где миром правят деньги, невежество, дикость, ограниченность, жестокость. Есть ли в городе человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его.
а) Борис;
б) Кудряш;
в) Варвара;
г) Катерина.
2.20 Кульминацией пьесы «Гроза» можно считать эпизод:
а) расставания Катерины с Тихоном;
б) признания Катерины перед жителями города Калинова в неверности мужу;
в) прощания с Борисом;
г) самоубийство Катерины.
2.21 Савел Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего А.Н.Островский ввёл этого героя в пьесу?
а) чтобы противопоставить Марфе Игнатьевне Кабановой;
б) чтобы создать целостный образ «тёмного царства»;
в) чтобы оживить пьесу;
г) чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества.
2.22 Кому из героев пьесы принадлежит высказывание: «Делай что хочешь, лишь бы всё шито да крыто было»?
а) Варваре;
б) Дикому;
г) Кудряшу;
г) Кулигину.
2.23 Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «лучом света в тёмном царстве». Это:
а) Кулигин;
б) Катерина;
в) Борис;
г) Марфа Игнатьевна.
2.24 Выберите точную формулировку, характеризующую роль пейзажа в пьесе «Гроза».
а) Пейзаж создаёт ощущение правдоподобия описываемых событий;
б) пейзаж «автономен» по отношению к описываемым событиям;
в) пейзаж помогает подчеркнуть дикость и невежество жителей города;
г) пейзаж выполняет функцию социальной характеристики.
2.25 Творчество А.Н.Островского заложило основы для дальнейшего развития этого жанра.
а) психологическая драма;
б) историческая трагедия;
в) историко-бытовая комедия;
г) хроника.
2.26 Назовите даты жизни И.А.Гончарова
а) 1812 – 1891;
б)1811 – 1889;
в) 1809 – 1879;
г) 1812 – 1878.
2.27 Укажите правдивый факт из биографии Гончарова
а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»;
б) участвовал в обороне Севастополя;
в) совершил путешествие на остров Сахалин;
г) был сослан на Кавказ в действующую армию.
2.28 Где получил образование И.А.Гончаров?
а) в Царскосельском Лицее;
б) в Нежинской гимназии;
в) в Московском университете;
г) в Симбирском университете.
2.29 Какое из произведений не принадлежит перу Гончарова?
а) «Обрыв»;
б) «Мертвые души»;
в) «Обыкновенная история»;
г) «Обломов».
2.30 В каком году было опубликовано произведение «Обломов»?
а) 1869г.;
б) 1853г.;
в) 1859г.;
г) 1861г.
2.31 К какому жанру относится произведение «Обломов»?
а) повесть;
б) хроника;
в) мемуары;
г) роман.
2.32 К какому литературному направлению следует отнести произведение «Обломов»?
а) реализм;
б) романтизм;
в) критический реализм;
г) модернизм.
2.33 Где происходит действие романа «Обломов»?
а) в Москве;
б) в Орловской губернии;
в) в Тульской губернии;
г) в Петербурге.
2.34 Как звали главного героя романа Обломова?
а) Илья Фомич;
б) Илья Ильич;
в) Фома Ильич;
г) Фома Фомич.
2.35 Что отражено в истории Обломова?
а) жизнь отдельно взятого человека;
б) русская жизнь;
в) противопоставление жизни Обломова и Штольца;
г) две любовные истории.
2.36 В чем заключается главная черта обломовского характера?
а) в доброте;
б) в любви к окружающим;
в) в бездеятельности;
г) в отсутствии интереса к политике.
2.37 Что привело Обломова к такому образу жизни?
а) воспитание;
б) природная лень;
в) неприятности на службе;
г) пристрастие ко сну.
2.38 Какое любимое занятие Обломова?
а) чтение книг;
б) бывать в гостях;
в) предаваться мечтаниям;
г) заниматься делами своего имения.
2.39 Кто же такой Обломов?
а) тупая личность;
б) человек, о чем-то думающий и мечтающий;
в) апатическая натура без чувств и стремлений;
г) бездельник.
2.40 Как звали лучшего друга Обломова?
а) Алексей Андреевич;
б) Андрей Иванович;
в) Иван Андреевич;
г) Илья Ильич.
2.41 Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы
а) выразить представление автора об идеальных отношениях в семье;
б) объяснить происхождение героя;
в) объяснить причины апатии и бездеятельности героя;
г) расширить представление о барской жизни.
2.42 Гончаров использует предметно-бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой деталью является
а) трость;
б) халат;
в) рояль;
г) книга.
2.43 Кто является двойником главного героя в романе?
а) Тарантьев;
б) Алексеев;
в) Штольц;
г) Захар.
2.44 В чем заключается идеал счастья Обломова?
а) в бурной деятельности;
б) в сытой и спокойной жизни;
в) в работе;
г) в создании семьи.
2.45 Как относится к Обломову Ольга?
а) любит и верит в его нравственное преобразование;
б) жалеет;
в) по просьбе Штольца присматривает за Обломовым и не дает ему лежать;
г) видит в нем идеал мужчины.
2.46 Назовите имя и отчество Тургенева
а) Александр Сергеевич;
б) Иван Сергеевич;
в) Сергей Иванович;
г) Илья Сергеевич.
2.47 Тургенев родился:
а) в Москве;
б) в Спасском-Лутовинове;
в) в Орле;
г) в Ясной Поляне.
2.48 Представителем какого литературного направлении был Тургенев?
а) модернизм;
б) романтизм;
в) реализм;
г) имажинизм.
2.49 Какое из произведений не принадлежит Тургеневу?
а) «Хорь и Калиныч»;
б) «Накануне»;
в) «Дворянское гнездо»;
г) «Обломов».
2.50 В каком году Тургенев начинает печатать свои произведения?
а) в 1850г.;
б) в 1843г.;
в) в 1836г.;
г) в 1852г.
2.51 Благодаря какому произведению Тургенев становится известен?
а) «Дворянское гнездо»;
б) «Отцы и дети»;
в) «Хорь и Калиныч»;
г) «Накануне».
2.52 Что явилось причиной ссылки Тургенева в Спасское-Лутовиново?
а) обличительные стихотворения;
б) написание некролога на смерть Гоголя;
в) выход романа «Отцы и дети»;
г) дуэль с иностранным послом.
2.53 С каким журналом большую часть своей творческой жизни сотрудничал Тургенев?
а) «Вестник Европы»;
б) «Современник»;
в) «Отечественные записки»;
г) «Русский вестник».
2.54 В каком году было напечатано произведение «Отцы и дети»?
а) в 1852г.;
б) в 1860г.;
в) в 1862г.;
г) в 1865.
2.55 Кому адресовано посвящение к роману «Отцы и дети»?
а) А. И. Герцену
б) Н. Г. Чернышевскому;
в) В. Г. Белинскому;
г) Н. А. Некрасову.
2.56 Укажите проблему, которая не обсуждалась в романе «Отцы и дети»?
а) положение рабочего класса;
б) система поведения человека, нравственные принципы;
в) общественный долг, воспитание;
г) отношение к дворянскому и культурному наследию.
2.57 Действие романа «Отцы и дети» происходит
а) в Москве;
б) в Калинове;
в) в провинциальных имениях и небольшом городке;
г) в Петербурге.
2.58 Как звали главного героя романа «Отцы и дети»?
а) Аркадий Николаевич;
б) Евгений Васильевич;
в) Петр Петрович;
г) Николай Петрович.
2.59 Кто из персонажей романа «Отцы и дети» прямо не участвует в действии?
а) Фенечка;
б) Катя;
в) Одинцова;
г) княгиня Р.
2.60 Что в образе Базарова было чуждо автору романа «Отцы и дети»?
а) отрыв от какой-либо практической деятельности;
б) нигилистическое отношение к культурному наследию России;
в) непонимание роли народа в освободительном движении;
г) преувеличение роли интеллигенции в освободительном движении.
2.61 Назовите будущую специальность Е. Базарова.
а) инженер;
б) военный;
в) врач;
г) учитель.
2.62 Какой конфликт лежит в основе романа "Отцы и дети"?
а) конфликт поколений;
б) социальный конфликт;
в) идейный конфликт;
г) любовный конфликт.
2.63 В спорах Е. Базаров отрицал искусство, любовь, природу. Кто из героев романа был оппонентом Базарова по эстетическим вопросам?
а) Аркадий Кирсанов;
б) Павел Петрович Кирсанов;
в) Анна Сергеевна Одинцова;
г) Николай Петрович Кирсанов.
2.64 Сколько времени длится действие романа "Отцы и дети" до эпилога?
а) 1 месяц;
б) 1 год;
в) 4 месяца;
г) полгода.
2.65 С какой целью Аркадий Кирсанов рассказывает историю жизни своего дяди, П.П. Кирсанова?
а) для того, чтобы удовлетворить любопытство своего друга;
б) для того, чтобы занять скучающего друга;
в) для того, чтобы расположить Базарова в пользу дяди;
г) для того чтобы оправдать снобизм П.П. Кирсанова.
2.66 Несостоятельность взглядов Е. Базарова раскрывается в ...
а) в идейных спорах с П.П. Кирсановым;
б) в любовном конфликте с А. Одинцовой;
в) в диалогах с Аркадием Кирсановым;
г) в отношениях с Ситниковым и Кукшиной.
2.67 Что понимает под "нигилизмом" И.С. Тургенев?
а) полное отрицание знаний, накопленных человечеством;
б) революционно-демократическое мировоззрение;
в) отрицание политической системы, государственного строя;
г) естественно-научные теории.
2.68 Е. Базаров и П.П. Кирсанов противопосталены друг другу. Но в характерах этих героев есть и черты сходства. Назовите одну такую черту.
а) "сатанинская гордость";
б) низкое происхождение;
в) цинизм;
г) прагматизм.
2.69 Какую роль играют женские образы в произведениях И.С. Тургенева?
а) введены для развития сюжета;
б) с их помощью проявляются личные качества главного героя;
в) они вдохновляют героев-мужчин на поступки;
г) они противопоставлены главному герою.
2.70 Как автор объяснил неожиданную и нелепую смерть Е. Базарова?
а) такие люди преждевременны, опережают время;
б) такие люди, как Базаров, бесполезны;
в) такие люди ничего не принесут России, кроме вреда;
г) такие люди уникальны, не типичны для России.
Раздел 3: Литература начала XX века.
3.1 Укажите годы жизни И. А. Бунина.
а) 1870-1953;
б) 1886-1921;
в) 1870-1938;
г) 1890-1960.
3.2 После октябрьской революции И. А. Бунин
а) был осужден и расстрелян;
б) эмигрировал в США;
в) остался в России;
г)эмигрировал во Францию.
3.3 А. Бунин удостоился Нобелевской премии за:
а) роман «Жизнь Арсеньева»;
б) цикл рассказов «Темные аллеи»;
в) рассказ «Антоновские яблоки»;
г) рассказ «Господин из Сан-Франциско».
3.4 Укажите название корабля, на котором происходит большая часть действия рассказа «Господин из Сан-Франциско».
а) «Титаник»;
б) «Британия»;
в) «Атлантида»;
г) «Паллада».
3.5 Укажите, какой рассказ не входит в сборник «Темные аллеи»?
а) «Изумруд»;
б)«Чистый понедельник»;
в) «Ворон»;
г)«Холодная осень».
- Укажите, какой темой объединены рассказы И. А. Бунина в сборнике «Темные аллеи»?
а) любовь;
б) эмиграция;
в) революция;
г) война.
- Какие произведения М. Горького относятся к романтическим?
а) «Фома Гордеев»;
б) «Макар Чудра»;
в) «Дети Солнца»;
г) «Старуха Изергиль».
3.8 В русле какого художественного направления не развивалось творчество М. Горького?
а) критический реализм;
б) социалистический реализм;
в) сентиментализм;
г) романтизм.
- Какова основная проблема пьесы М. Горького «На дне»?
а) в чем состоит смысл жизни;
б) что лучше — истина или сострадание;
в) стоит ли ради идеи жертвовать жизнью;
г) стоит ли жить, чтобы страдать.
- Как можно определить жанр драмы М. Горького «На дне»?
а) социально-бытовая;
б) социально-философская;
в) социально-политическая;
г) социально-психологическая.
- Как назывался рассказ, сделавший имя М.Горького известным?
а) «Челкаш»;
б) «Макар Чудра»;
в) «Старуха Изергиль»;
г) «Мальва».
- Укажите, какой новый тип героя ввёл М.Горький в своих произведениях:
а) романтический герой;
б) лишний человек;
в) новый человек;
г) босяк.
- Кто из героев пьесы "На дне" утверждал: "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!"?
а) Лука;
б) Клещ;
в) Сатин;
г) Бубнов.
- К какому жанру относится произведение Куприна «Гранатовый браслет»?
а) рассказ;
б) повесть;
в) поэма;
г) роман.
- Какая проблема не поднята в произведении «Гранатовый браслет»?
а) чести;
б) истинной любви;
в) самопожертвования ради любви;
г) разрушающего влияния денег.
- Черты какого литературного направления преобладают в творчестве А.И.Куприна?
а) социалистический реализм;
б) романтизм;
б) реализм;
г) модернизм.
- Кому из героев рассказа « Гранатовый браслет» принадлежат следующие слова?
Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и копромиссы не должны её касаться…
а) князь Шеин;
б) чиновник Желтков;
в) генерал Аносов;
г) Вера Шеина.
- Тема великой и очищающей любви раскрывается полностью в музыкальных аккордах, завершающих рассказ «Гранатовый браслет». Какую музыку использует автор для усиления впечатления?
а) С.С.Прокофьев « Ромео и Джульетта»;
б) Л. Ван Бетховен «Соната №2»;
в) Э.Григ «Пер Гюнт»;
г) С.В.Рахманинов « Концерт для фортепиано с оркестром №2».
- Какая социальная среда описана в повести « Поединок»?
а) чиновники;
б) купечество;
в) армейские офицеры;
г) дворянство.
- Какое из произведений не было написано Куприным?
а) «Очарованный странник»;
б) «Олеся»;
в) «Поединок»;
г) «гранатовый браслет».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОК БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по
учебной работе
________З.Р. Гаппоева
«___»_____________2021г.
Конспект открытого урока
по ОУД.02 Литература
Тема урока: Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака
СОГЛАСОВАНО Разработчик:
Методист ГБОУ СПО «ВТЭТ» Преподаватель
___________Т.Ю. Джагаева Чельдиева К.А.
«___»______________2021г.
Владикавка
2021
Цели урока:
- познакомить обучающихся с биографией поэта, с особенностями его мироощущения и поэтики; помочь выявить феномен Пастернака;
- обучать выразительному чтению; продолжить работу по формированию умения обобщать, выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- на примере жизни Пастернака формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество.
Оборудование:
- Кодоскоп (высказывания Пастернака о поэте и поэзии).
- Портрет Б. Пастернака работы В. Лемпорта.
- П. Чайковский. Фрагмент Пятой симфонии. (Вторая часть)
- П. Чайковский "Времена года”. (Май).
- Сюита А. Градского на стихи Б. Пастернака "Зимняя ночь”.
- Ф. Шопен Ноктюрн № 11 соль минор, соч. 39.
Ход урока:
Полное затемнение. Горит свеча. Звучит вступление к сюите Градского на стихи Пастернака. На фоне музыки преподаватель читает стихотворение "Зимняя ночь”.
Преподаватель: Как заклинание повторяемое – "свеча горела на столе, свеча горела...”. Много соединено в этом образе. Свеча горит как бы изнутри не пополняемой извне силой, а собою, своей сутью; и ее жизнь – это горение. Она светит, не может не светить, пока живет.
Жизнь – как свеча, которая не может гореть внутри, для себя. Именно такой мне представляется жизнь Б.Л. Пастернака. О Пастернаке написано и сказано многое. Но по сути, этот творческий материк еще только разгадывается.
Давайте и мы попробуем вступить в мир поэзии Пастернака, попытаемся понять, в чем же феномен (словарь к уроку) Пастернака.
Вопрос на доске. (Тезисы к ответу обучающиеся записывают в тетрадь).
Представим себе, что у нас на уроке присутствуют литературоведы, те, кто успешно изучает материалы к биографии поэта, литературный критик, противники поэта и просто читатели.
Юные литературоведы!
Что же помогло Пастернаку сформироваться как поэту?
Литературовед 1:
- Б.Л. Пастернак родился 29 января (10ф.) 1990 г. в Москве. Его отец – академик живописи, мать поэта – одаренная профессиональная пианистка. Родители дружили с Л.Н. Толстым. Мальчик рос в высокоинтеллигентной московской среде, где искусство – живопись, музыка, литература – насыщало собой всю атмосферу жизни.
"Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина”, - говорит поэт в "Охранной грамоте”.
Литературовед 2:
- Будущий поэт учился в классической гимназии и на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета. Здесь Пастернак начинает свои занятия поэзией. Гимназистом, а затем студентом он прошел предметы композиторского факультета консерватории. Музыкальные сочинения Пастернака получили одобрение Скрябина. Но будущего поэта удручало отсутствие абсолютного слуха. Он оставил музыку. Для совершенствования в философии Пастернак в 1912 г. едет в Германию, в Марбургский университет.
Литературовед 3
- Уместно вспомнить, что профессор Коген, под руководством которого Пастернак изучал философию, предложил дождаться экзамена на доктора, сдать его и обосноваться на Западе. Перед "красивым двадцатидвухлетним” Пастернаком не было проблемы выбора.
Он порывает с философией и Германией, остается верен России.
"Боже, - восклицает юноша Пастернак, - у меня голова кружится от счастья. Я вернусь на Родину, и эта Родина – Россия!”.
Литературовед 1
- Чтобы включиться в поэтическую жизнь Москвы, Пастернак вошел сначала в группу "Лирика”, затем в группу умеренных футуристов "Центрифуга”.
Противники:
- Позвольте, говорят Пастернак не принял революцию!
- Конечно, декадентские настроения сказались.
Литературовед 2:
- Неправда, Октябрьский переворот 1917 г. он принял, но чем дальше шло время, тем труднее ему становилось. Очень уж он оказался самостоятельным, личным, неподдающимся указке. Ему, человеку, выросшему в воздухе высшей культуры того времени, никак не по дороге с террором, кровью, с диким насилием "сталинской эпохи”.
Противники:
- У Пастернака была возможность после "905” года и "Лейтенанта Шмидта” стать на сторону советской власти, но он свернул со столбовой дороги социализма на тупиковую просеку, залег в своей переделкинской норе, чем "несказанно радует наших врагов” и весь антидемократический лагерь”.
Литературовед 1:
- Отчуждение Пастернака от официальных сфер началось, когда он избавился от прежних иллюзий относительно сталинского режима.
Стихотворение наизусть "О знал бы я, что так бывает...”. Звучит Ноктюрн № 11 соль минор, соч. 39 Ф. Шопена.
Литературовед 2:
- Эти стихи были написаны поэтом в 1931г. Началось время нелепых подозрений, преследований, репрессий.
Как быть? Поэт решает – остаться самим собой, остаться человеком. Жить, несмотря на опасности и трагические перемены.
Литературовед 3:
- "Именно в 36-м году, - когда начались эти страшные процессы, все сломалось во мне, и единение со временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал”. Еще выступая на первом съезде советских писателей, Пастернак говорил о том, что партия так обогрела писателей, что есть опасность стать литературным сановником. Пастернак избежал этой участи.
Преподаватель: Пришло понимание, что главное – сохранить свою независимость и достоинство, ни в чем не уступая сталинскому режиму, направленному на унификацию (словарь) и принижение личности. Необходимо реализовать свое предназначение.
Чтение эпиграфа на стенде.
Ты понял блаженство занятий,
Удачи закон и секрет.
Ты понял, что праздность – проклятье
И счастья без подвига нет.
Литературовед 4:
Преданность искусству станет главной, определяющей чертой личности Пастернака. Интересным кажется здесь воспоминание сына – Евгения Борисовича Пастернака:
"Отец трудился ежедневно по 10 часов... Да, это была каторжная работа. Он считал, что ценность человеческой жизни заключается в том, чтобы полностью себя в чем-то воплотить... И задача каждого человека заключается в том, чтобы суметь отказаться от временных удобств, от положения, карьеры и все, что ему дано, вложить в дело”.
Преподаватель: Хорошо об этом сказано в его стихотворении "Быть знаменитым некрасиво” (наизусть).
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица.
Но быть живым, живым и только
Живым и только – до конца.
Сам Пастернак сумел пронести нетронутой свою поэтическую ношу, щедро отмеренную ему природой. Для того чтобы лучше понять взгляды Пастернака на место поэта в жизни общества, давайте вспомним, как решал эту проблему для себя В. Маяковский.
Ответы обучающихся:
Поэзия должна активно воздействовать на жизнь человека.
Нет!
И сегодня
рифма поэта
ласка и лозунг, и штык, и кнут.
- Важнейшая задача поэта – отражение жизни. Писать обо всем, что видишь вокруг.
- Место поэта – в первых рядах строителей новой жизни. Поэт призван воспевать сегодняшний день, и призывать, и воодушевлять, и бороться, и обличать недостатки. "Светить всегда, светить везде...” Долг поэта – "реветь медногорлой сиреной в тумане мещанья, у бурь в кипеньи”.
- Маяковский выступает против поэтов, оторванных от жизни и больших общественных проблем.
И мне агитпром
в зубах навяз.
Преподаватель: Я мог бы писать и про то и про это.
Но нынче не время любовных ляс.
Прав ли Маяковский?
Видимо, на гребне критического момента для России, а такой момент наступил в 1917г., уход от насущных вопросов времени можно рассматривать как уход от борьбы, как проявление слабости, отступление от гражданских позиций.
Труд поэта – сложный труд, требующий квалификации и мастерства.
Поэзия – та же добыча радия.
Преподаватель: Разговор "о месте поэта в рабочем строю” для Маяковского – это не просто рассказ о поэте и солнце, о назначении поэзии, а и о том, как человеку надо жить, утверждая себя на земле. Это, последнее, особенно роднит Маяковского и Пастернака. Частично сохранившиеся черновики говорят о серьезной работе над текстом, но здесь следует сказать, что Пастернак часто заменял не одну строку на другую, а целые композиционные построения.
Очень часто многие наброски оставались без развития в черновиках и затем отправлялись в мусорную корзину. Особенно это касалось непосредственных откликов на общественные события, которые Пастернак всегда отличал как стихи на случай, недостаточно глубокие, чтобы стать лирикой. Не вступает ли в спор с Маяковским Пастернак, заявляя (запись на кодоскопе) в пылу споров и полемики:
"Я ничего не выражал, не отражал, не изображал. Моя постоянная забота обращена была на содержание, моею постоянною мечтой было, чтобы одно стихотворение содержало город Венецию, в другом заключался Брестский, ныне Белорусско-Балтийский канал”.
"Только в природе и рядовой обыденщине новизна, и вечная неожиданность”, - Пастернак.
Преподаватель: Пастернаку становилось ясно, что "у книг, людских поступков, чувств, музыки есть своя внутренняя суть и правда, и разобраться в ней, пожалуй, интереснее, а главное – жизненно нужнее, чем знать, как про то думать положено”.
Мастер поэтического слова, он стремился во всем "дойти до самой сути”.
Стихотворение наизусть. "Во всем мне хочется дойти до самой сути”.
Кодоскоп.
"Я сегодня убедился, что только то производит впечатление, где есть сила, там же, где нет силы, как бы ни было актуально, не производит впечатления”.
Преподаватель: Как вы понимаете смысл этого высказывания Пастернака? Ваше мнение.
Может быть, стихотворения, которые вы сейчас услышите, помогут определить свою точку зрения на вопрос: чему отдать предпочтение: идейности, художественности.
Обратимся к текстам художественных произведений. Стихотворение "Свидание” (наизусть).
Мелодично? Да.
Благозвучно? Да.
Это поэзия? Да. Истинная поэзия. Потому что талантливо, художественно.
Преподаватель: Наверное, одной из главных черт Пастернака была любовь к жизни, к людям, близким. Да, Пастернак умел сам глубоко любить.
Стихотворение "Разлука”. (Выразительное чтение)
Противники Пастернака.
- Вся страна строит социализм, дел невпроворот, а он про любовь.
- Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет.
Преподаватель: Действительно, после 1 съезда советских писателей, на котором, как мы знаем, было записано, что "метод социалистического реализма является основным”, а вскоре он стал и "единственным” методом советской литературы, работать Пастернаку как и другим писателям и поэтам: Платонову, Булгакову, Ахматовой, Зощенко, Мандельштаму - становилось все труднее.
В само понятие "социалистический реализм” критика стала вкладывать весьма определенное содержание: декларативное выражение авторской позиции, однозначная тенденция, регламентация героев, конфликтов, правдоподобие.
Свою необходимость быть "советским человеком” наиболее яркие и талантливые художники, причастные к революционной литературе, ощущали как внутреннюю драму. У Пастернака находим:
И разве я не мерюсь пятилеткой,
не падаю, не подымаюсь с ней?
Но как мне быть с моей грудною клеткой
И с тем, что всякой косности косней?
"Революция выше любви, выше милосердия, выше личных чувств” - так предписывала первая заповедь новой литературы. Но сердце художника не могло и не умело смириться с этим. Сейчас отчетливо видно, что творчество Пастернака выходило к "планетарному гуманизму”, к приоритету общечеловеческих, вечных ценностей над классовыми, конкретно-временными.
К середине 30-х идеологические и литературные власти уверились, что подлинных произведений соцреализма от Пастернака не дождешься. И тогда его оригинальные вещи перестают печатать.
Противники:
Вы слышали, Пастернак почти ничего не пишет, все больше занимается переводами. (Рассматривает желтую от времени газету, как бы читая ее).
Что же тут удивительного! Этот "внутренний эмигрант” давно исписался и его стишки никому не нужны.
Второстепенный поэт.
Посредственный переводчик.
Пастернак вынужден заняться переводами Шекспира, Гете, Шиллера, грузинских поэтов.
Литературовед 1
Эти работы составили эпоху в истории нашей переводной литературы. Но отняли у нас многое оригинальное, что было бы создано в другой обстановке.
Противники:
Скажите: "Ушел в себя”. Уж лучше: потерял гражданские позиции.
Не участвует в общественной жизни страны.
Литературовед 2
Да, если под участием в общественной жизни понимать создание каких-нибудь одических версий, то у Пастернака их нет.
Литературовед 3
"Вы спросили о гражданской позиции. "В архиве отца, - вспоминает его сын Евгений Борисович Пастернак, - есть толстый конверт с квитанциями переводов по самым разным адресам, в том числе и в ссылку, близким и совсем незнакомым людям. Разве это не есть та самая гражданская позиция?!”
Литературовед 1
Независимость поведения Бориса Пастернака в то страшное время была уникальна. Он был единственным, кто не боялся отвечать на письма, получаемые им из мест заключения. Много лет спустя, после разоблачения "культа личности” бывший редактор "Красной нови” Николай Павлович Смирнов, не один год проведший в лагерях, рассказывал, что туда ему писали только мать и Пастернак (а у него еще были брат и сестра!)
Литературовед 2
А в 1934 г. Пастернак хлопотал о смягчении участи Мандельштама. Нам известно о телефонном разговоре со Сталиным. "Отец всех народов” давал понять, что смягчить участь поэта Мандельштама может только хвалебная ода, которую он благосклонно примет”.
Литературовед 3
- Арест А. Цветаевой в 1937 г. прервал общение с Пастернаком, но не дружбу.
Литературовед 1
Уместно упомянуть и о другом факте. В 1937 г., когда собирали подписи под письмом, одобряющим смертный приговор Якиру, Тухачевскому и другим, Пастернак был единственным писателем, который отказался подписать это позорное письмо.
Скромный от природы, Пастернак говорил:
"Я, вероятно, самый обыкновенный обыватель, но, правда, есть случаи, когда меня ничто не может заставить поступить против совести”.
"Жена со слезами умоляла меня согласиться, ведь она ждала ребенка”.
Пастернак провел без сна всю ночь, пересмотрел всю свою жизнь и понял, что сделать этого не может; хотя он и понимал, что его ждет та же участь, которую готовили военным.
Когда через некоторое время кто-то спросил, как случилось, что он остался на свободе, он ответил: "Вероятно, нужно было, чтобы видели, что у нас все есть: виноград есть, пастернак есть”. (Дело в том, что пастернак – это огородное и декоративное растение, корнеплод с желтыми цветками, употребляется как пряность).
Литературовед 2
- Менее известна поддержка Пастернаком Твардовского, когда начинающего поэта пытались объявить "кулацким” со всеми вытекающими последствиями.
В январе 1937 г., когда участь Н.И. Бухарина вполне определилась, Пастернак написал ему: "Никакие силы не заставят меня поверить в ваше предательство”.
Бесстрашие поэта восхищает!
Противники:
- А, по-моему, Пастернак ничего героического не совершал.
- Да, и в дни Великой Отечественной войны он ничего особенного не совершил.
- В дни войны Пастернак выезжал с писательской бригадой на фронт, писал патриотические стихи, очерки, занимался переводами.
Литературовед 3
- После войны выходит ряд поэтических сборников, долгие годы писатель работает над романом "Доктор Живаго”, который был издан в Италии.
Вслед за этим присуждение Нобелевской премии, и травля, и экзекуция поэта.
Преподаватель: Внесу ясность. Борис Леонидович выдвигался на премию неоднократно до этого. И премию ему в результате присудили не за роман, а "за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы”.
Еще в декабре 1957г. Пастернак пишет: "Я не знаю, что меня ждет. По слепой игре судьбы мне посчастливилось высказаться полностью... Художник оказался в моем случае незатертым и нерастоптанным”.
Противники:
- Написал "антисоветский роман”, а когда новомировская редакция отказалась напечатать его, он передал его на Запад.
- Как же! Там эта книга была поднята на щит буржуазной прессой и принята на вооружение международной реакцией.
- Клеветник.
- Предатель.
- Я роман не читала, но возмущена им до глубины души.
- Свинья не сделает того, что он сделал... Он нагадил там, где он ест.
Литературовед 1
- Пастернак был исключен из Союза писателей, ему было предложено покинуть Родину.
Преподаватель: Собрание писателей 27 октября 1958 г. Послушаем писателей, исключавших Пастернака и требовавших от правительства высылки его из страны.
Противники:
" Пастернак по существу литературный Власов”. Генерала Власова советский суд расстрелял! (повесил!). Вон из нашей страны, Пастернак! Мы не хотим с вами дышать одним воздухом!”
Литературовед 2:
Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии, потому что перед ним был поставлен выбор – либо Нобелевская премия, либо Родина. Пастернак выбрал Родину.
Стихотворение "Нобелевская премия”. Звучит фрагмент из Пятой симфонии Чайковского (Вторая часть).
Преподаватель: 9 декабря 1989 года нобелевская медаль Бориса Пастернака была передана его сыну. В чем же феномен Пастернака? (зачитайте свои тезисы урока).
Ответы обучающихся:
Сумел остаться, самим собой в трудное время: "но быть живым, живым и только – до конца”.
- В бесстрашии поэта! Бесстрашие правды в наш век – феномен.
- Сумел сохранить преданность делу. "Цель творчества – самоотдача”.
- В гражданстве, которое сумел пронести по жизни несмотря ни на что.
- В патриотизме!
- В силе духа!
- Высокой нравственности!
Преподаватель: Судьба Пастернака – одна из самых, пожалуй, удивительных в литературе нашей – с трагическим и героическим оттенком.
Такова судьба глубокого и честного художника, который, по словам Пастернака, является заложником вечности, "у времени в плену”. Вот почему Пастернаку так близок Гамлет, к образу которого он неоднократно возвращался.
Я один. Все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Эпипроектор. (Портрет Б. Пастернака работы В. Лемпорта).
Преподаватель: Перед нами портрет Б.Л. Пастернака... Не тот, уже привычный для нас, отцовский, с легко поднятым тяжелым подбородком.
Другой, менее известный – портрет работы В. Лемпорта.
Чугун, вся в трещинах эмаль. Лицо – суровое, взгляд надменный, плотно сжатые губы, углы скул. В живописных портретах жизненные бури оставляют на лицах героев тонкие паутинки морщин, здесь – трещины. Теперь мы знаем, какими внешними и внутренними бурями они созданы. Но главное – цвет! Южное небо и молодая трава прорываются сквозь чугунную тяжесть "оправы” - и светлеет, и глубже становится взгляд, и мягче губы, только углы скул, сколько ни всматривайся, никак не сглаживаются – то ли чугун чересчур угловат, то ли жизнь, прожитая "навзрыд” виновата.
Но почему так много синего и зеленого в портрете?
Синь, синева – может быть, это бескрайность просторов, сгущенность красок природы. И прозрачная высота неба, и перспектива, уводящая в будущее, и мечта об обновленной Родине.
Преподаватель: Пастернак в поэзии – живописец. Его стихи – живое письмо. Живое – имеющее цвет, вкус, звук. Недаром, как заклинание, произносит поэт, убеждая себя и других:
Но быть живым, живым и только.
Живым и только – до конца.
Одно из самых ранних, самых "живых” - "Февраль”.
Чтение наизусть.
Противники:
- Никакого смысла.
- Пастернак ни одного слова не скажет просто.
Преподаватель: Вдумываться, дофразно, дословно вчитываться в смысл каждой строфы, пытаться разгадать образную связь, синтаксис его стихов почти бесполезно, не потому, что немыслимо, а именно бесполезно. Это все равно, что расчертить на клетки картину и, исследовав ее с лупой в руках, учиться живописи.
Александр Кушнер: "Стихи Пастернака – это чудо, на него нельзя смотреть потухшим, омертвелым взором, требовать от него логических непоэтических доказательств”.
Ранняя лирика Пастернака наполнена буквально языческим преклонением перед природой. И поражает гармония восприятия мира природы. Пастернак (разумеется, нечаянно) сумел сразу и услышать, и увидеть, и почувствовать ее очарование.
Вслед за Тютчевым Пастернак провозглашает: природа – огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык.
Звучит музыка из "Времен года” П. Чайковского (Май), на фоне ее ученик читает стихотворение "Ты в ветре, веткой пробующем”...
Выступление литературного критика:
У Пастернака природа – активное действующее лицо. У нее свой голос и неповторимое звучание. Чуткий внутренний слух музыканта помогает Пастернаку воспроизвести эти звуки, звуки пробуждающегося мира природы.
Сколько их в каждой поэтической зарисовке!
Чуть светает. Слышится легкий шелест едва различимой в эту пору зеленой листвы, к которой прикасается ветерок, покачивается на ветке сероватый (под цвет раннего утра), воробышек.
Но вот по саду пробегают первые лучи солнца. И он, обрызганный, закапанный прошедшим ночью дождем, загорается: в каждой капле – "запонке” вспыхивает синий огонек - "мильоны синих слез”. И уже слепит невольного наблюдателя, влюбленного в природу человека. Ведь только влюбленный может услышать "бормотание” сада, почувствовать "запахи” и уловить "дух сырой прогорклости”.
"Его грудь заполнена природой до предела, - писала о Пастернаке Марина Цветаева – Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю – и вдруг захлебнулся ею, и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает ее, но никогда не выдохнет”.
Преподаватель: Стихи Пастернака требуют усилий читателя, сотворчества, работы воображения.
Послушаем стихотворения Пастернака о природе: "Ветер”, "Тишина”, "Заморозки”, "Иней”. В чем особенность пастернаковского понимания природы?
Мы можем отметить постоянное внимание Пастернака к весне, зиме, лету, снегу, дождю, ветру.
Благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней.
Тютчевское удивление перед "божьим миром”.
Стихи Пастернака не знают деления природы на живую и неживую.
Пейзаж в стихотворениях Пастернака существует на равных правах с человеком.
Пастернак говорил, что поэзия "валяется” в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли”. Он мог с великим мастерством и пристальностью нарисовать мельчайшие приметы осеннего сада, пропев настоящий гимн деталям, замечая и сурьму листьев рябины на коврике за дверьми, и страдающие губы обреченных на гибель астр ("Давай ронять слова”).
Пастернак верил во взаимопроницаемость разных рядов мира, их прожитость друг другом, взаимное проживание друг друга. В творчестве Пастернака мы встречаем ростки того нового мировосприятия, которое называется экологическим сознанием и суть которого кроется в преклонении перед природой как перед непреходящей святыней. Эта формула единства особенно актуальна сегодня.
Домашнее задание
Сочинение-миниатюра.
"Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется” (как отозвалось в вас прозвучавшее на уроке слово Пастернака).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по литературе (1 курс)
Тесты имеют разноуровневый по степени сложности характер, размещены и целиком, и по вариантам, могут использоваться как для текущего, так и для итогового контроля....
Контрольные тесты по литературе
Тесты предназначены для контроля знаний по литературе для учащихся НПО...
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ XVII ВЕКА
Контрольный тест по истории "История Россия XVII в" предназначен для студентов медицинского колледжа первого года обучения. Тест должен показать насколько студенты усвоили этот раздел. Выяснить какие ...
АПИМ по литературе 19-20 веков
этот методический материал составлен в форме тестов по творчеству поэтов и писателей, на изучение прооизведений которых отводится наибольшее количество часов...
Электронный образовательный ресурс по литературе "Поэзия "Серебряного века"
Электронный образовательный ресурс по теме: "Поэзия "Серебряного века" разработан в формате MyTest. данный образовательный ресурс позволит проверить уровень знаний обучающихся по теме: ...
Герой-правдоискатель в русской литературе 19-20 века. Проект для обучающихся 10-11 классов, 1 курсов СПО - общеобразовательных дисциплин
Проектная работа "Герой-правдоискатель в русской литературе 19-20 века". Проектную работу сопровождает презентация....
Повторение. Основные тенденции литературы 18-19 веков
Методическая разработка урока по дисциплине ОДБ.02 "Литература"...