Литературная гостиная"В человеке всё должно быть прекрасно,,,,"
методическая разработка

Данное мероприятие по литературе по произведениям А.П.Чехова может быть проведено с обучающимися всех курсов образовательных учреждений СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chehov.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная                                                                                                                «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

 «Мое святое святых — это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение,  любовь и абсолютнейшая свобода — свобода от силы и лжи».

Инсценировка рассказа «Крыжовник»

Звучит музыка («Песнь жаворонка» из «Времен года» П. И. Чайковского). На фоне музыки вступает первый чтец.

1-й чтец. «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное... Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие. Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое время молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» («Крыжовник», 1898).

2 чтец. Эти слова были написаны почти сто лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них — весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым «человеком с молоточком», который напоминал в свое время да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Он самый близкий из классиков к нам по времени, мироощущению и тому идеалу, который он выдвинул в своем творчестве.

3-й чтец. Но, чтобы понять Чехова-человека, не нужно представлять его себе таким, каким он выглядит на портретах последних лет: с утомленным лицом, в пенсне, делающим взгляд тусклым. Это не подлинный Чехов. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил всего 44 года. Лучше взгляните, каким Чехов был в двадцать лет. Искренний, смелый взгляд, бесстрашно устремленный на мир. Именно бесстрашно и правдиво рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг.

1-й чтец. Родился Чехов на берегу Азовского моря, в уездном, глухом в ту пору городе Таганроге, в семье купца третьей гильдии. Мещанская бедность семьи, молчаливая мать, «истовый и строгий» отец, заставлявший по ночам старших сыновей петь в церковном хоре, мучивший их спевками поздними вечерами. Нередко он требовал, чтобы они сидели в качестве «хозяйского ока» в лавке. Правда, это сидение в лавке дает Антону раннее знание людей, делает его взрослей. Знанию жизни помогло и то, что он с шестнадцати лет жил среди чужих, зарабатывая себе на хлеб, а затем в Москве еще студентом много толкался в «мелкой прессе», где человеческие недостатки и пороки не очень-то скрываются. К тому же чуть не с первых курсов стал работать летом в земских больницах. Долг перед семьей был для Чехова святым: «Отец и мать — единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук...»  

2-й чтец. Однако обстановка в семье была сложной. У отца был вспыльчивый, крутой характер, от которого нередко страдали жена и дети. Но воспитание — великое дело. И могучая власть чеховской педагогики коснулась и отца, не говоря уже о братьях и сестре. Характерно, что в письме к тридцатилетнему брату Николаю двадцатишестилетний Антон объясняет, что такое воспитание (март, 1886 год):

(Каждый пункт письма читается первым, вторым и т. д. чтецом.)

«Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:

3. Они уважают человеческую личность, всегда снисходительны, мягки, уступчивы...

1.   Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

2.Не лгут даже в пустяках... Они не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...

3.Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие...

  1. Они не суетны...
  2. Если имеют в себе талант, то уважают его... Они жертвуют для него всем. Они брезгливы».

3-чтец. «Они воспитывают в себе эстетику... Им нужна от женщины не постель... Им,

особенно художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть матерью...»

1-чтец. Это письмо интересно не только как назидание. Из него можно понять, как воспитывал себя  Антон Павлович и как требователен был к себе.

2-й чтец. Однажды его посетили три пышно одетые дамы, наполнив комнату шумом шелковых юбок и запахом крепких духов, они заговорили о политике и начали «ставить вопросы»:

(Роли дам распределяются между чтецами-девушками.)

  • Антон Павлович! А как вы думаете, чем кончится война?

Антон Павлович покашлял и тоном серьезным и ласковым ответил:

  • Вероятно — миром...
  • Ну да, конечно! Но кто же победит? Греки или турки?
  • Мне кажется, победят те, которые сильнее...
  • А кто по-вашему сильнее? — наперебой спрашивали дамы.
  • Те, которые лучше питаются и более образованны...
  • А кого вы больше любите — греков или турок?

Антон Павлович ласково посмотрел... и ответил с любезной улыбкой:

  • Я люблю мармелад... А вы любите?

3-й чтец. Он терпеть не мог таких слов, как «красиво», «сочно», «красочно». И возмущался вычурностью московских модернистов. «Какие они декаденты! Они здоровенные мужики! Их бы в арестантские роты отдать!.. Все это новое... искусство — вздор... Ново только то, что талантливо».

Он любил повторять, что человек, который не работает, всегда будет чувствовать себя пустым и бездарным. «Праздная жизнь не может быть чистою» — так говорит доктор Астров у Чехова. Сам же он работал, даже когда слушал. Его записные книжки полны сюжетов, схваченных на лету. Иногда он вынимал из стола записную книжку и, подняв лицо и блестя стеклами пенсне, говорил: «Ровно сто сюжетов! Да-с, мил сударь! Не вам чета, молодым! Хотите, парочку продам?»

1-й        чтец. Сюжеты его просты и ненадуманны. Он берет их из жизни. Вот, к примеру, «Майонез». Чиновник брал взятку. В самый момент грехопадения вошел его начальник и подозрительно впился глазами в его кулак, в котором лежала благодарственная кредитка. Чиновник ужасно смутился.

  • Послушайте! — обратился он к просителю, разжимая кулак.— Вы забыли что-то у меня в кулаке!

2-й чтец. Когда козел бывает свиньей?

Повадился к нашим козам чей-то козел ходить,— рассказывал один помещик.— Мы взяли и побили его. Он продолжал все-таки ходить. Мы его выпороли и к хвосту его палку привязали. Но и это не помогло. Подлец все еще продолжал лазить к нашим козам. Хорошо же! Мы его поймали, насыпали ему в нос табаку и вымазали скипидаром. После этой экзекуции он не ходил три дня, а потом опять начал ходить. Ну, не свинья ли он после этого?        

Это не анекдот, а быль. Или вот ещё один его сюжет

ИНСЦЕНИРОВКА РАССКАЗА «ХИРУРГИЯ»

2-й чтец. Будучи врачом, он мог наблюдать людей в самые отчаянные и кризисные моменты. Болезнь и нищета не лгут. Человек представляется Чехову существом страдающим и часто в своей гнусности близким животному. Ему доводилось видеть мужика с пропоротым вилами животом; женщину, обварившую кипятком ребенка ненавистной соперницы; он записывает: когда живешь дома, в покое, то жизнь кажется обыкновенною, но едва вышел на улицу и расспрашиваешь, например, женщин, то жизнь — ужасна.

Но, если жизнь ужасна, как вынести ее самому и как помочь другим? Прежде всего активным состраданием. Ни один писатель не действовал так активно, как Чехов — врач и советчик. Он пытался облегчить людские страдания. Кстати, доктором он был превосходным. Живя в Мелихове, он обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Часто приходилось ходить пешком по осеннему бездорожью, по двое суток не ночевать дома.

Обращавшихся к нему за помощью Чехов лечил бесплатно.

Знания врача помогали ему в литературной работе. Чехов неоднократно повторял, что «медицина его жена, а литература — любовница».

 3-й чтец. У Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой. И хотя его жизнь была нелегкой: он был долгое время беден и всегда болен,— никто не слышал, чтобы он жаловался.

Чехов оставил о себе самую добрую память. Стоит вспомнить и три школы, построенные им в селах Талеж, Новоселки, Мелихове, две из которых действовали до 1975 года, а теперь стали филиалами музея. Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом смысле этого слова.        

1-й чтец. А его поездка на Сахалин была  настоящим гражданским подвигом. Он и сам внутренне гордился ею. Гордился тем, что в его литературном гардеробе появилась книга в арестантском халате «Остров Сахалин». Она заставила правительство задуматься об этой далекой окраине и принять кое-какие меры. Жене он писал за три месяца до смерти: «Ты спрашиваешь, что такое жизнь? Это все равно, что спросить: что такое морковка? Морковка есть морковка, и больше ничего не известно.»

    2-й чтец. Он считает, что писатель должен изображать, а не судить. «Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: кража лошадей есть зло... Пусть судят их присяжные заседатели, а мое дело показать только, какие они есть».

1-й чтец. Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Сам был необыкновенно талантлив в общении, часто затевал импровизации. Так и видишь его в то время: высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло-карими веселыми глазами, магнетически влекущий к себе. К своей неугомонной веселости он приобщал всех. Например, сунуть московскому городовому в руки тяжелый арбуз, обернутый бумагой, и сказать: «Бомба!., неси в участок, да смотри осторожнее...» Или уверить до святости наивную молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходит от помеси голубя с кошкой такой же окраски, живущей во дворе...

1-й чтец. Разговаривая с близкими, Чехов часто заменял их имена фамильярными кличками, которые часто прилипали к ним на всю жизнь. Брата своего Александра -Финилюга, детородный чиновник; Николая — Косой, Кокоша, Мордокривенко.

 В его маленьких рассказах та же вакханалия веселости.

ИНСЦЕНИРОВКА РАССКАЗА «Жалобная книга» (читается по ролям).

2-й чтец. Всех изумляла свобода и легкость, с которой могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество разнообразных рассказов. Через столько мировых катастроф, войны, революции прошла юмористика Чехова, да и только ли юмористика? В грусти он был так же могуч, как и в смехе. Вспомните хотя бы «Дом с мезонином» или «Даму с собачкой». Сколько сменилось литературных мод, а Чехов живет и живет себе, как прочная стальная конструкция, и заставляет нас так же смеяться и грустить над своими страницами, как и своих современников

 Для него интересно все: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться. Давайте раскроем его письма.

 «Роскошь природа! Так бы взял и съел ее!»

«Природа удивительна до бешенства и отчаяния... Подлец я за то, что не умею рисовать...»

 3-й        чтец. А театр Чехова? В чем его своеобразие? Как здесь проявилась личность автора? И тут он так же прост, как и во всем. Интрига сведена к минимуму. Текст в его пьесах важен не столько тем, что говорится, сколько тем, о чем умалчивается.

1-й        чтец. Пьеса Чехова — это музыкальная композиция. Он любил «Лунную сонату» Бетховена и «Ноктюрн» Шопена. Думается, что он хотел подчеркнуть своими пьесами грустную мелодию жизни вообще.

2-йчтец. Принято говорить о реализме в пьесах Чехова. Но он был тоже особым. Например, один из актеров предупреждает Чехова, шедшего на репетицию «Чайки» в Московский Художественный театр, что за сценой будут квакать лягушки, трещать стрекозы, лаять собаки.

1. Зачем это? — недовольным голосом спрашивает Антон Павлович.

     2.Реально,— отвечает актер.

1. Реально,— повторяет Антон Павлович, усмехнувшись, и после маленькой паузы произносит: — Сцена — искусство. У Крамского есть одна жанровая картина, на которой великолепно изображены лица. Что, если на одном из лиц вырезать нос и вставить живой? Нос «реальный», а картина-то испорчена».

3-й чтец. Он не любил лишнее на сцене. Сюжеты его могут уместиться в трех фразах: люди несчастны, их положение безысходно, но они хранят надежду на неведомое будущее.

ИНСЦЕНИРОВКА ОТРЫВКА ИЗ ПЬЕСЫ «ВИШНЁВЫЙ САД»

1-й чтец.  По музыкальности своих пьес Чехов - «Шопен в драматургии» «Ноктюрн» Шопена. Воспитательное значение их огромно. После них каждый задумается и спросит себя: так ли я живу? Какой должна быть моя жизнь? Как изменить ее к лучшему?

   2-й чтец. Чехов писал, что большой писатель должен вести читателя к большой цели. Какую же цель ставил он? Вот его слова: «...свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником».

Это была его программа. Плюс активное сострадание. Плюс вера в человека и подлинное чувство любви.

Была ли в жизни Чехова хоть одна большая любовь?

   3-й чтец. Им. Чехова, как правило, связывают с четырьмя женщинами: Мизиновой, Комиссаржевской, Авиловой и Книппер.

Бунин утверждает, что истинную любовь Чехов испытал к Лидии Алексеевне Авиловой. С глубокой нежностью Бунин, хорошо знавший Авилову, описывает ее: «В ней было все очаровательно: голос, некоторая застенчивость, взгляд чудесных серо-голубых глаз.

Она оставила воспоминания о Чехове, написанные с большим блеском, редкой талантливостью и ^ необыкновенным тактом.

1-й чтец. Прочитав воспоминания Авиловой, Бунин писал, что биографам Чехова придется серьезно считаться с ними, ибо, по его мнению, Чехов «любил Авилову, боялся за нее, любя,  оберегал ее, не хотел разрушать семью, зная, какая она мать».

 2-й чтец. Да, Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве.

3-й чтец. Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости непреходящи.

1-й чтец. Это и есть та чистая жизнь, к которой Чехов указывает нам путь.

2-й чтец. Это и есть настоящая подлинная любовь к человеку.

Снова звучит «Песнь жаворонка» из «Времен года» П. И. Чайковского.

3-й чтец. Наша литературная гостиная закрывается. ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В человеке все должно быть прекрасно. Занятия по психологии в коррекционной группе.

Формирование эстетичского вкуса и культуры отношения к себе....

Литературная гостиная, просвящённая жизни и творчеству С.А.Есенина

Сегодня, когда катастрофически снижается уровень духовности, культуры, возникла настоятельная потребность подробно рассмотреть есенинскую концепцию мира и человека. Именно поэзия С.А. Есенина, ни на г...

Литературная гостиная, посвященная 125-летию со дня рождения Б.Пастернака «Поэты не рождаются случайно…»

Литературная гостиная, посвященная 125-летию  со дня рождения  Б.Пастернака «Поэты не рождаются случайно…»Презентация http://www.authorstream.com/Presentation/malnadiva-2393921/...

Сценарий внеклассного мероприятия: Литературная гостиная "Свеча памяти"

Мероприятие посвященное Дню снятия блокады Ленинграда....

Какие знания и умения в области развития речи и готовности к овладению грамотой должны быть сформированы у будущего первоклассника

В рекомендациях дается краткое описание речевой нормы будущего первоклассника, перечислены возможные недочеты в подготовке, которые можно устранить самостоятельно, используя некоторые игровые приемы....

Сценарий музыкально-литературной гостиной на иностранных языках: «Молодость, Любовь, Весна!» для студентов ГБОУ СПО

Сценарий музыкально-литературной гостиной на иностранных языках "Молодость, Любовь, Весна!" рекомендуется для проведения интегрированного внеклассного занятия  или отчетного мероприят...

Дети должны быть вместе

Информация, как можно объяснить дошкольникам о том что надо помогать детям с ограничеными возможностями....