ПРОДУКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
статья
Современный учитель должен иметь в своём арсенале необходимое количество различных приёмов и средств обучения, которые позволят гарантировать высокий уровень преподавания. Современный учитель - это профессионал, который качественно владеет набором профессиональных умений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОДУКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Статья Пекуриной С.И.- преподавателя
русского языка и литературы
ГБПОУ «Осташковский колледж»
1. Требования к учителю и уроку русского языка и литературы в свете ФГОС
Урок - главная составная часть учебного процесса. Развитие этого понятия находим в концепции М.И. Махмутова, который рассматривает два аспекта урока.
Первый аспект заключается в том, что «урок есть основная форма движения обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определенных пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом— учителем и учащимися»1 1
Второй аспект определяется следующим образом: «Урок — это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения».2
Таким образом, совершенно ясно, что М.И. Махмутов рассматривает урок в качестве вариативной и постоянно развивающейся формы процесса целенаправленного взаимодействия деятельностей и общения преподавателя и обучающихся. Учебное взаимодействие сосредоточено прежде всего на уроке, вот почему качество подготовки учащихся определяется уровнем проведения учебного занятия. Современный учитель должен иметь в своём арсенале необходимое количество различных приёмов и средств обучения, которые позволят гарантировать высокий уровень преподавания. Современный учитель - это профессионал, который качественно владеет набором профессиональных умений:
- демонстрировать универсальные и предметные способы действий;
-инициировать действия учащихся;
- проводить консультации и корректировать действия детей;
- находить приёмы и способы включения в работу каждого учащегося;
- создавать условия для приобретения школьниками жизненного опыта.
Кроме того, современный учитель - это специалист, грамотно и умело применяющий тщательно подобранные для конкретной ситуации учебного процесса развивающие технологии или их отдельные элементы. Современный̆ учитель компетентен в плане применения информационных технологий. Современный учитель таким образом управляет процессом обучения, что ученик становится активной личностью.
При подготовке и проведении современного урока отправными точками для учителя – словесника являются следующие принципы:
-учебное занятие – это открытие, поиск и осмысление истины;
-учебное занятие – это часть жизни школьника;
-высшей ценностью во время учебного занятия выступает человек.
Данные принципы лежат в основе образовательных технологий, которые применяются на современном уроке.
Современный урок предусматривает новые виды деятельности обучающихся. Например, цель учебного занятия учащиеся формулируют сами, при этом определяя границы собственного знания и незнания. Вошёл в практику новый этап урока -этап выявления затруднений и планирования действий по решению учебных задач. Применяется такой вид деятельности учащихся, как самостоятельное выполнение задания, последующая самопроверка и сравнение с эталоном. Школьники учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делать выводы.
Непременным условием современного учебного занятия становится этап рефлексии, в процессе которого преподаватель учит школьника оценивать свою готовность обнаруживать незнания, определять причины затруднений, анализировать результат собственной деятельности. На современном уроке учащиеся имеют возможность выбрать домашнее задание из предложенных учителем вариантов, учитывая индивидуальные возможности.
Учебное занятие на современном этапе направлено прежде всего на формирование и развитие универсальных учебных действий, а также на достижение личностных результатов. В процессе урока осуществляется системно - деятельностный подход; он призван развивать у учащихся способности самостоятельно формулировать учебную задачу, заниматься проектированием пути её реализации, осуществлять контроль и оценку собственных достижений.
ФГОС внёс новые тенденции в планирование и осуществление учебного процесса, проведение урока:
- Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
- Использование игрoвой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных цeлей урока.
- Учет обучeнноcти, обучаемости, учебных и воспитательных возможноcтей учащихся.
- Формулировка, помимо темы урока, своеобразного «имени урока».
- Комплексное планирование задач учебного занятия.
- Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки образовательного материала на уроке.
- Помощь обучающимся в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
- В процессе подготовки плана урока отбор и включение упражнений творческого характера.
- Знание разных технологий развивающего обучения, дифференцированное применение этих технологий и ли их элементов.
Новое в уроке при реализации ФГОС
- Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
- Работа по мотивации учебной̆ деятельности - формирование мотивации познания.
- Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
- Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств).
- Включение компьютеров в педагогические технологии.
- Дифференциация домашних заданий.
- Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
- Имидж учителя.
- Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми
Таким образом, мы видим, что деятельность учителя, работающего по ФГОС, имеет ряд особенностей. Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. При подготовке к уроку учитель использует не только учебник и методические рекомендации, как это было раньше, но интернет-ресурсы, материалы коллег.
2. Технология развития критического мышления на уроках литературы
Стратегия современного урока выходит далеко за пределы простой передачи знаний. Знание является только его содержанием, ключевой результат – развитие интеллекта и духовное обогащение каждого участника учебного процесса. Этот принцип лежит в основе образовательной технологии развития критического мышления.
В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, идея о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к изучаемому материалу. Элементы данной технологии целесообразно применять на уроках литературы, посвящённых аналитической работе в процессе изучения художественных произведений.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в познавательный процесс.
Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру, каждый обучающийся вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы.
Основой технологии развития критического мышления являются вопросы.
- простые (требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти);
- уточняющие (формируют способности выражать свои мысли);
- вопросы-интерпретации (учат осознанию причин тех или иных поступков);
- оценочные (вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления);
- творческие (направлены на развитие творческого мышления);
- практические (требуют каких-то действий, изменений, приближают знания к практическим умениям).
Технология обладает большим арсеналом новых методических приёмов, результативно работающих в образовательном процессе.
Основные методические приёмы.
Кластеры.
Суть приёма состоит в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а вокруг – фиксируются идеи (слова, рисунки) в виде кластеров (гроздьев), как-то с ними связанные. Приём применим как на стадии вызова, так и стадии рефлексии. Все последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с основным словом. В результате работы получается некое подобие опорного конспекта.
Использование знаковой системы при работе с текстом.
Обучающимся предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Студенты читают текст, одновременно, делая пометки на полях: «+» - это для меня новое, «-» - это противоречит моим знаниям, «?» – об этом хочу узнать больше. Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения выделять новое. Условные значки помогают студентам читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.
Синквейн.
Алгоритм написания синквейна.
В основу положена главная мысль, тема, выраженная одним словом.
1-я строка (одно слово)- существительное, главная тема, мысль.
2-я строка (два слова)- прилагательные, качества первого слова.
3-я строка (три слова)- глаголы, действия первого слова.
4-я строка- суждение из 4 слов по теме первого слова, мысль.
5-я строка (одно слово)- существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.
Таблица ЗХУ (ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ _ УЗНАЛ).
Её цель – развить мыслительные способности обучающихся, помочь выработать им собственную позицию по изучаемой теме. С помощью этой таблицы студенты собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Сюжетная таблица.
Суть работы с этой таблицей – читая текст, студент делает пометки, создавая скелет текста:
Кто? | Что? | Когда? | Где? | Почему? |
Эта таблица помогает воссоздавать сюжет. При этом обучающиеся овладевают сюжетным мышлением.
«Толстые» и «тонкие» вопросы.
Студенты должны уметь различать «тонкие» вопросы (на которые можно дать однозначный ответ) и «толстые» (на которые можно дать развёрнутый ответ).
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
? | ? |
Кто… | Дайте обоснованный ответ, почему… |
Что… | Почему вы думаете… |
Когда… | В чём разница… |
«Дерево предсказаний».
Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. «Ствол дерева» - это тема, «веточки» - прогнозы (ведутся по основным направлениям: «возможно», «вероятно»), «листочки» - аргументы, подтверждающие то или иное мнение.
Помимо метода использования рисунков, схем, в технологии развития критического мышления используется метод групповой работы. И один из применяемых приёмов – это мозговая атака. Её цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления обучающихся, их коммуникативные качества.
Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую.
Применяется в данной технологии и метод рефлексии. Ведь умело организованное осмысление материала помогает лучше усвоить новый материал, приобрести более глубокие и прочные знания.
В применении рефлексии (осознании собственного опыта) возможны такие приёмы:
- «мысли по аналогии», то есть для оценки понимания изучаемого материала можно задавать «вопросы по аналогии»: «На что похоже?», «С чем можно сравнить?» и так далее. Студенты, проводя сравнения, «наводят мосты» между тем, что они знали и тем, что узнали;
- «размышления от обратного». Этот способ помогает лучше понять причины тех или иных явлений, самим увидеть доказательства различных законов.
То есть вопросы, задаваемые преподавателем,- это способ показать обучающимся путь к самостоятельной рефлексии.
Основные этапы учебного занятия в рамках технологии развития критического мышления.
Этапы урока в рамках данной технологии, как правило, следующие:
1. Вызов. (Актуализация субъектного опыта, активизация познавательной деятельности, когда ученик определяет для себя, на каком аспекте он должен заострить своё внимание)). На уроках литературы в процессе изучения жизни и творчества Л. Толстого на стадии вызова учителем формулируются вопросы по теме урока и демонстрируются слайды со следующими опорными словами: Ясная Поляна-родовое имение Толстых; титул семьи-граф; 1844 г.--студент восточного факультета Казанского университета; «Современник» 1852г., 1854г..1957г.,-трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»; июль1805 г.-вечер в салоне А.П. Шерер.
2. Осмысление (Знакомство с новым, поддерживая активность учащихся, интерес, возникший на стадии вызова). А данной стадии целесообразно использование схемы «тонких» и «толстых» вопросов,которые обучающиеся захотят задать после просмотра фрагмента художественного фильма по изучаемому произведению (по романам «Война и мир», «Отцы и дети», «Преступление и наказание», по пьесам А. Островского «Гроза»и а П Чехова «Вишнёвый сад»), чтения отрывков из изучаемых произведений.
«Тонкие» вопросы:
-Кто…?
-Что…?
Когда…?
К кому…?
Чего…?
«Толстые» вопросы:
Объясните, почему…?
Как относится к…?
Как характеризует…?
На этом этапе часто использую приём работы с кластером в группах или в парах. Для каждой группы (пары) разработаны задания: с каким героем и каким эпизодом произведения они будут работать.
Имя героя помещается в овал, расположенный вверху. Критерии наблюдения за героем записываются на стрелках, направленных от верхнего к нижним овалам. В процессе аналитической работы в нижние овалы вписываются слова или словосочетания из текста, которые характеризуют героя произведения. Затем каждая группа озвучивает получившийся кластер.
3. «Чтение с пометками» (Аналитическая работа с текстом художественной, критической, учебной литературы). Таким образом, например, при изучении темы «Петербург Достоевского» учащиеся анализируют эпизоды романа «Преступление и наказание», посвящённые описанию уличных сцен, городских пейзажей, каморки Родиона Раскольникова, с последующей формулировкой выводов, обобщений по проблеме урока.
4. Рефлексия (Оценка результатов работы). На этом этапе возможно применение приёма синквейна (правила его составления рассмотрены выше). Этот приём можно предложить использовать обучающимся и в процессе выполнения домашнего задания. При изучении творчества Л.Н. Толстого учитель предлагает составить синквейн, начав со слова «эпопея», «Наташа Ростова», «Петербург» и т.п. Также на этапе рефлексии учитель может предложить вопросы, которые возвращают к цели урока и позволяют сделать вывод о её полном или частичном достижении.
Критерии оценки результата на учебном занятии в рамках технологии развития критического мышления.
Главными критериями оценки результата выступает критичность мышления, которая раскрывается через представленные ниже показатели:
- оценка (в чём заключается ошибка?);
- диагноз (какова причина?)
- самоконтроль (определение недостатков)
- критика (согласны ли вы; опровергаете; приведите контраргументы);
- прогнозирование (последующие действия).
Выводы.
Критическое мышление:
- способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
- обеспечивает понимание различных «взглядов на мир»;
- позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости;
- создавать базу для новых видов деятельности.
В приложении представлена разработка учебного занятия по литературе с элементами технологии критического мышления
3. Роль мультимедийных технологий в развитии критического мышления обучающихся.
Отправной точкой для каждого педагога в осуществлении учебного процесса в современных условиях становятся принципы: учебное занятие -это открытие, исследование, осмысление, оценка результативности деятельности ( особенно самооценка), определение стратегии обобщения и углубление полученных знаний. Ключевым результатом является интеллектуальное и духовное обогащение обучающегося, а не обычная передача знаний. Эти принципы лежат в основе образовательной технологии развития критического мышления. Технологию считают сравнительно молодой, однако несложно заметить, что принципы её восходят к идее творческого сотрудничества ученика и учителя, развития в обучающихся аналитического и творческого подхода к изучаемому материалу, высказанной русским психологом Л.С. Выготским.
Таким образом, целью технологии развития критического мышления является обеспечение развития у обучающихся критического мышления посредством их интерактивного включения в познавательный процесс.
Данная технология предполагает включение каждого обучающегося в процесс выработки собственного мнения в контексте учебной программы, и осуществление данного процесса в современных условиях невозможно без активного внедрения в учебный процесс информационных технологий.
Особое внимание в процессе обучения на уроках литературы я придаю формированию медиаобразовательных умений, как неотъемлемой составляющей развития критического мышления. Студенты довольно охотно берутся за самостоятельную разработку электронных презентаций тем, даже проектов, однако не всегда могут верно сориентироваться в многообразии имеющегося учебно-научного материала, довольствуются только фактами, не раскрывая их причин, не видя следствий. Зачастую ученические презентации содержат довольно громоздкие тексты, не имеют стилистического единства. Поэтому подготовку к выполнению творческого задания в форме презентации необходимо начать с формирования медиаобразовательных умений: нахождения необходимой информации в различных источниках, критического её осмысления, анализа, синтеза, приведения в систему в соответствии с поставленной проблемой, выделения главного, определения компетентности отобранной информации, видоизменения, приведения в стилистическое единство. Важно не только дать обучающемуся необходимое количество информации, но и научить его управлять ею, таким образом, развивая критическое мышление. Первый опыт создания презентации по литературе студенты получают в процессе выполнения исследовательской работы в рамках реализации проекта «Солнце русской поэзии». Обучающиеся имеют запас знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина, необходимый для определения проблемы исследования; дальнейшие знания приобретаются в процессе осуществления поисково-исследовательской деятельности. Работа идёт в малых творческих группах, что позволяет охватить большой объём материала. К сожалению, на изучение литературы первой половины 19 века в учреждениях среднего профессионального образования технического профиля отводится минимальное количество учебного времени, поэтому трудно переоценить роль мультимедийных технологий, позволяющих активизировать учебный процесс, в короткие сроки обобщить, систематизировать, углубить знания, использовать межпредметные связи, развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся.
Технология развития критического мышления строится на проблемных вопросах:простых (требующих знания фактического материала);уточняющих (способствующих умению выражения собственных мыслей); интерпретирующих (ведущих к осознанию причин явлений, поступков); практических ( переводящих знания в умения);творческих (направленных на развитие творческого мышления); оценочных (развивающих умение самооценки).
Замечательные возможности активизации аналитической, познавательной работы, повышения мотивации обучающихся к процессу обучения на каждом этапе урока помогает использование мультимедийных технологий, которые позволяют сделать применение основных методические приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературы более доступным, эффективным и организованным.
Самый простой и очень эффективный приём — это составление таблицы «ЗХУ» («ЗНАЛ- ЗНАЮ- ХОЧУ УЗНАТЬ»). Приём великолепно развивает мыслительные способности обучающихся, помогает выработать собственную позицию. С помощью этой таблицы студенты систематизируют знания по данной теме. Приём применим на любом уроке комбинированного типа. Мною предлагаются в качестве примера элементы урока по изучению темы «Петербург Достоевского». На стадии вызова перед учениками поставлен вопрос: «Каков Петербург в вашем представлении?». Перед ними слайд 1 (таблица «ЗХУ» в исходном виде). Студенты заполняют первую графу таблицы «Знал». Во время работы для активизации процесса познания и создания эмоционального настроя демонстрируются слайды с видами Петербурга. В качестве звукового сопровождения используется «Романс» Свиридова, отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». На стадии осмысления предлагается слайд 2. Обучающиеся заполняют вторую графу. (Отвечают на вопрос о том, что они узнали о Петербурге Достоевского в процессе аналитического чтения эпизодов романа). Работа сопровождается показом слайдов с иллюстрациями к роману художников П. М. Боклевского и Д. А. Шмаринова. Звучит Симфония №2» Шнитке. Всё это создаёт особый эмоциональный и творческий настрой. Достоинством мультимедийных технологий является возможность возвращения к предыдущим слайдам. Например, происходит сравнение результатов работы по первому и второму слайдам. Формулируется вывод. Мы обращаемся к таблице и на стадии рефлексии. Осталась незаполненной третья колонка таблицы «Хочу узнать» (Слайд №3) — необходимость осмысления причин конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым (домашнее задание к следующему уроку). Таким образом, с помощью данного приёма знания приведены в систему, познавательный процесс активизирован, обнаружена необходимость дальнейшей познавательной деятельности обучающихся по решению проблемы.
Подобный результат даёт и применение в процессе обучения приёма синквейна. На стадии вызова вниманию обучающихся предлагается слайд 1(«Алгоритм написания синквейна»). Путём составления собственногосинквейна студенты формулируют своё представление о Петербурге. Практика показывает, что с этим заданием не все учащиеся справляются одинаково успешно, поэтому необходим слайд 2, который содержит синквейн, составленный учителем. На этапе осмысления составляем синквейн «Петербург в романе Достоевского». И снова, если потребуется, предлагаем готовый вариант (слайд 3), составленный учителем. Формулируем вывод.
Столь же эффективно работает и приём кластера. Суть приёма состоит в том, что на листе записывается основное слово (определяет тему), а вокруг (по типу солнышка) фиксируются идеи (в виде слов или рисунков) - кластеры, соотносящиеся с темой. Мною разработаны кластеры общие и уточнённые (на стрелках, отходящих от основного слова по типу солнышка, надписываются критерии, по которым следует наблюдать). Приём применим как на стадии вызова, так и стадии рефлексии. В результате работы получается подобие опорной схемы или конспекта. Обязательно к уроку учителем готовится исходный вид кластера (слайд 1) и заполненный (слайд 2), чтобы обучающиеся смогли самостоятельно оценить уровень своей работы, устранить пробелы, в знаниях, разработать стратегию дальнейшей работы по исследованию проблемы.
Введение информационных технологий делает более результативным и применение приёма «дерева предсказаний», который великолепным образом формирует умение аргументировать. На слайдах поочерёдно изображаются ствол (тема), веточки (аргументы), листочки (прогнозы).
На разных этапах урока развития критического мышления хорош и приём «толстых» и «тонких» вопросов.
Студенты должны уметь различать «тонкие» вопросы (на которые нужно дать однозначный ответ) и «толстые» (на которые необходимо дать развёрнутый ответ). На слайде изображаем таблицу, которая состоит из двух соответствующих граф и формулируем вопросы, мотивирующие аналитическую деятельность.
На заключительном этапе каждого урока развития критического мышления обязательна работа со слайдом «Основные критерии оценки результата». Критичность мышления, на мой взгляд, может быть раскрыта через следующие показатели: оценка (где ошибка?); диагноз (в чём причина?), самоконтроль (каковы недостатки?); критика (вы согласны с..., вы опровергаете...); прогноз (а что потом?).
Таким образом, применение мультимедийных технологий оказывает незаменимую помощь в развитии критического мышления обучающихся: способствует развитию индивидуальных познавательных способностей, помогает самоопределиться и самореализоваться, создаёт базу для новых видов деятельности.
4. Использование элементов рейтинговой системы оценки успеваемости на уроках русского языка
Рейтинговая система оценки успеваемости построена на использовании накопительной оценки успеваемости обучающихся.
Целью рейтинговой системы является комплексная оценка качества учебной работы обучающихся при освоении ими основных образовательных программ.
Рейтинговая система используется для управления учебным процессом, осуществления итогового контроля знаний по изучаемому предмету.
Главная задача рейтинговой системы заключается в повышении мотивации студентов к освоению образовательной программы путём более высокой дифференциации оценки их учебной деятельности, стимулировании регулярной самостоятельной работы, повышения уровня познавательного процесса.
Рейтинговая оценка качества может включать следующие виды контроля: текущий, блочный, межсессионную аттестацию, семестровый контроль.
Текущий контроль осуществляется на учебных занятиях и оценивается по следующим показателям:
а) контроль готовности обучающегося к занятию;
б) оценка работы учащегося на занятии;
в) оценка выполнения домашнего задания;
г) устный, письменный опрос по текущему материалу.
Блочный контроль подводит итоги по определённому блоку (теме) изучаемого материала. Он может осуществляться в виде контрольной работы, выполнения тестовых заданий, диктанта, комплексного анализа текста.
Основные задачи промежуточного контроля:
- убедиться, что учащиеся глубоко проработали материал курса;
- помочь студенту обобщить изучаемый материал;
- оценить знания.
Порядок начисления рейтинговых баллов.
Рейтинговая система предполагает учёт трудоёмкости учебной дисциплины через рейтинговые баллы. Полное и качественное усвоение дисциплины в течение семестра оценивается максимальной суммой в 100 рейтинговых баллов. Данная стобальная система складывается из количества рейтинговых баллов, полученных по результатам текущего, лекционного, блочного контроля в течение периода.
Учащимся, успешно занимавшимся в течение периода, при сумме рейтинговых баллов от 85 до 100 выставляется оценка «отлично», от 75 до 84 - «хорошо», от 74 до 60 - «удовлетворительно». Обучающиеся, получившие менее 30 баллов, сдают зачёт.
Учащийся, пропустивший занятие по уважительной причине, имеет право на выполнение дополнительной проверочной работы по пропущенному материалу.
Система оценки успеваемости обучающихся доводится до их сведения на первом занятии по дисциплине.
Каждому ученику выдаётся вариант технологической карты, с помощью которой он осуществляет самоконтроль, выставляя свои баллы.
Основные требования к начислению баллов.
Учебный материал делится на логические модули — пять модулей по дисциплине.
В качестве модулей выступают отдельные темы и разделы.
Учёт посещаемости занятий проводится следующим образом: если обучающийся посетил свыше 90% занятий, то ему начисляется 30 баллов, свыше 60% - 15 баллов, меньше 60% - 0 баллов.
Определяются нормативные баллы на все виды работ. Подготовка к практическому занятию, активность на практических занятиях- 3 балла, терминологический диктант — от 0 до 2 баллов, блочный контроль — 0-5 баллов. Если правильность выполнения работы составляет ниже 50%, то выставляется 0 баллов.
Контрольные работы не пересдаются.
Особую оценку имеют индивидуальные творческие виды работ (от 0 до 5 баллов):
- рефераты по теме;
- подготовка справочной литературы по теме;
- составление глоссария;
- составление тестов, графов логики;
- сочинения, эссе;
- презентация темы (электронная версия), видеоролик.
Достоинства данной технологии заключаются в развитии самостоятельности и самоконтроля обучающихся, формировании навыка рациональной организации своего труда, выравниванию самооценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных.
Данная работа поволяет ешё раз отметить, что использование новых педагогических технологий в обучении имеет ряд преимуществ: позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Кроме того, уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Нельзя сказать, что какая-то из всех перечисленных технологий лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Таким образом, оптимальным вариантом можно считать использование смеси этих технологий , то есть их элементов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бузецкая Т.В. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе.[Электронный ресурс // URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899. Дата обращения: 21.12.2017.
Давкаева Ф. М. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы. [Электронный ресурс // URL:http://открытыйурок.рф/статьи/646665/
Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.
Нагайченко Н.Н. Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке. Интернет-конференция. [Электронный ресурс // URL:http://www.zavuch.ru/news/announces/882/
Низенькова М.Г. Интернет-ресурсы на уроках русского языка. Вебинар корпорации «Вентана-граф» и «Российский учебник»[Электронный ресурс // URL:https://drofa-ventana.ru/material/internet-resursy-na-urokakh-russkogo-yazyka/
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.[Электронный ресурс // URL:http://stavcvr.ru/metod-kopilka/Г.%20Селевко_Энциклопедия%20образовательных%20технологий%20%281%20том%29.pdf. Дата обращения: 07.02.2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно- коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Использование информационных технологий – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала учителя с целью боле...
Статья на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы."
Компьютерные технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более преподаватель, должен иметь знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны и...
статья по теме: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы"
Новый подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования....
Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Статья на тему: "Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы."...
ПРИМЕНИЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИМЕНИЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ...
Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.
Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...
«Применение инструментов цифровой образовательной среды на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
В презентации представлен опыт использования инструментов цифровой образовательной среды на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности....