Создание и редактирование текстов разных стилей
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И НАУЧНЫЙ СТИЛИ
ТЕКСТ
Анна Петровна выписывала в общую тетрадь стихи и прозаические отрывки из произведений разных поэтов и писателей, связанные с метеорологическими явлениями.
Уже мороз серебрит скудеющие долы,
И от селений синий дым
Восходит ввысь. Поют, поют эолы
По рощам золотым…
Около этих строчек рукою Анны Петровны было написано: «Осенний антициклон». Леля переворачивала страницу:
Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова…
Под этими строчками Анна Петровна записала: «Подпор воды сильными западными ветрами - причина наводнений на Неве».
(К. Паустовский. Героический Юго-Восток.)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И ДЕЛОВОЙ СТИЛИ
НА ЛЫЖАХ
Люблю мчат(?)ся с горы на лыжах! Ноги немного согнуты, палки отведены назад. Холодный ветер обж…гает лицо. А ты мчиш(?)ся от сверкающего, убегающего из(под) ног снега и ты полетиш(?) по воздуху - легко, свободно, как птица.
А вот и бугорок. Что (бы) не упасть, нужно сильнее согнуть ноги в коленях и наклонит(?)ся вперед. В этот момент особенно важно держать лыжи параллельно друг к другу. Но время упущ…но - брызги в лицо, ноги в сторону - я в сугробе. Отряхиваю снег: не беда - в след…щий раз обязательно с(?)еду.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И ДЕЛОВОЙ СТИЛИ
ТЕКСТ
Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Слегка упираясь руками в бока, он остановился передо мной.
(И. С. Тургенев. Бирюк.)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, ДЕЛОВОЙ, НАУЧНЫЙ СТИЛИ
I текст
На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез составлявших лес он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с облома(н, нн)ыми давно видно суками и с облома( н, нн)ою корой заросш…ю старыми болячками. С огромными своими неуклюжими (не)си(м, мм)етрично растопыре(н, нн)ыми к…рявыми руками и пальцами он старым сердитым и пр…зрительным уродом стоял между улыба..щ..мися березами. Только он один не хотел подчинят(?)ся об..янию весны и не хотел видеть ни весны ни солнца.
(Л. Н. толстой. Война и мир.)
II текст
Командир «синих» вскрыл пакет и прочитал записку:
«Флаг хранится в дупле. ориентиры: в 20 метрах от деревянного моста через реку Рузу прямо у лесной дороги, с правой стороны, растет старый дуб. Он раза в два выше окружающих берез. Диаметр ствола - в два обхвата. на стволе 6 обломанных сучьев, кора в нескольких местах содрана».
III текст
Дуб обыкновенный - крупное дерево из семейства буковых, достигает 40-50 м высоты со стволом до 2 м в диаметре. распространен в средней и южной полосах Европейской части СССР. Растет в зоне смешанных лесов, по долинам рек, в степной зоне, по оврагам и балкам, культивируется как декоративное и озеленительное растение.
(Н. Г. Ковалева. Лечение растениями.)
• Спишите 1-й текст, расставляя знаки препинания. Подчеркните в нем образные выражения.
РАЗГОВОРНЫЙ И НАУЧНЫЙ СТИЛИ
I текст
Сережа встает в ворота. Ванька, Степка и еще несколько наших станционных ребят выстраиваются в цепочку. Мы будем бить по очереди - отрабатывать удар. Оглядываюсь на Митьку.
Он подносит ко рту жестяной судейский свисток. Сережка в воротах напружинился, чуть согнулся. Верещит свисток. Я разбегаюсь - бац!
Сережка, прыгнув, берет. В левом верхнем углу. Силен, бродяга! Я отхожу в сторону, а Сережка накатывает мяч на Ваньку, и футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась. Мяч со свистом летит в ворота и проскакивает на дорогу.
(Ю. Пиляр. талая земля.)
II текст
Если скорость тела, лежащего на земле, полу или столе, начинает изменяться, то всегда по соседству можно обнаружить какой-либо предмет, который толкает тело. Например: Сережка накатывает мяч на Ваньку, и тот - бац! - неожиданно бьет с ходу. Мяч со свистом летит в ворота и проскакивает на дорогу.
Вся совокупность опытных фактов говорит, что изменение скорости данного тела (т. е. ускорение) всегда вызывается воздействием на данное тело каких-либо других тел.
(Б. Б. Буховцева и др. Физика.)
РАЗГОВОРНЫЙ И НАУЧНЫЙ СТИЛИ
I текст
Женя помолчала и опять спросила:
− Оля, а кто такой Тимур?
− Это один царь такой, - намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, - злой, хромой, из средней истории.
(А. Гайдар. Тимур и его команда.)
II текст
Тимур (Тамерлан), годы жизни - 1336-1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. В 1370 году об(?)явил себя эмиром. Предпринял ряд походов в Средн..ю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопр..в..ждались мА(с, СС)овым истр..блением пок..ре(н, нн)ого населения и бе..пощадн..м раз..рением целых стран.
(Энциклопедический словарь)
СТИЛИСТИКА
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ
РАЗГОВОРНЫЙ И НАУЧНЫЙ СТИЛИ
Текст
[Отчима переводят на Север. Мама и младший брат уедут с ним.]
- А я? - спрашивает пятилетний Сережа, уже догадываясь, что его не берут.
- А я!! - в страхе повторяет Сережа, топая ногой.
- Во-первых, не топай, - говорит мама и перестает его ласкать. - Это что еще такое - топать?! Чтоб я больше этого не видела! В во-вторых, давай обсудим: как же ты сейчас поедешь? Ты только что после болезни. Ты еще не поправился. Чуть что, у тебя температура. Мы еще неизвестно как устроимся. И климат тебе не подходит. Ты там будешь болеть и болеть, и никогда не поправишься. И с кем я тебя буду оставлять? Доктор сказал, что тебя пока нельзя везти.
(В. Панова.)
Текст
Ваш сын недавно перенес тяжелое заболевание. Его орг..низм ослаблен болезнью и (по)тому чрезвычайно чу..твителен к изменению условий жизни. Даже в пр..вычной домашней обстановк.. у мальчика повышается т..мпература при малейш..м напр..жени… Климатические же условия Севера крайне (не)благоприятны для детей с ослабле(н, нн)ым здоровьем, (по)этому в да(н, нн)ый момент мальчику противопоказан переезд на Север: возможен р..ц..див болезни с сам..ми тяж..лыми после..ствиями.
• Сравните синтаксические особенности помещенных выше текстов. Какой из них состоит в основном из небольших по объему простых предложений, различных по цели высказывания и по интонации? В каком широко употребляются распространенные предложения, как простые, так и сложные, повествовательного характера, спокойные по тону? Подсчитайте среднюю длину предложения в разговорном и книжном текстах.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
ТЕКСТ
1. Письмо рвануло за сердце. 2. Сердце кусали и царапали маленькие обиды прошедшего дня. 3. Кричал бы, да тоска глотку держ..т. 4. Остров окуиан тишиной. 5. В темной зелени острова разг..раются золотые шары ап..льсинов. 6. В густых обл..ках зелени прячут(?)ся белые дома. 7. Приветливо улыбают(?)ся цветы. 8. Чуть слышен ш..лковый ш..рох моря.
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
Доверенность
Я, ученица школы №518 г. Москвы Ляля Королева, доверяю моей близкой подруге, ученице этой же школы Саше Сазоновой получить причитающиеся мне за работу в совхозе «Раменское» деньги в сумме 35 (тридцать пять) рублей.
Королева
15/IX 1973 г.
ЭЛЕМЕНТЫ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО И НАУЧНОГО СТИЛЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
I текст
Витек виновато пр..кусил язык и с почтительным интересом посмотрел на Семена Григорьевича видя сейчас в нем не дедушку а живого предст..вителя героического российского пр..л..т..риата который завоевал для него сча..ливую жизнь.
(Б. Бедный. Старший возраст.)
II текст
Когда был сдан последний экзам..н ..брошен коричневый скафандр называемый школьной формой отрезаны косы Ирина Юрьевна - русская, среднее, член ВЛКСМ - Ок..залась уд..вительно интересной девушкой.
(А. Гладилин. Вечная командировка.)
III текст
Потом я полдня томился на маленькой станц.. форпосте ц..в..л..зации среди дождя и раскисших полей.
(Л. Жуховицкий. Остановиться, оглянуться.)
IV текст
Ирина Валентиновна Селезнева соб..ралась в отпуск в зону черноморских су..тропиков.
(В. Аксенов. Затоваренная бочкотара.)
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
Начальнику отделения связи
г. Москвы № В-485
М. И. Прохоровой
Соколова А. П., живущего по
адресу улица Волгина, дом 5,
кв. 44,
заявление.
Уважаемая Мария Ивановна!
Так как я со всей семьей уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в мое отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на мое имя, оставлять в почтовом отделении.
Заранее весьма признателен вам
А. Соколов
10 июля 1973 г.
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Текст
«Это ребятишки по чужим садам озоруют, - сказала Ольге молочница. - Вчера у соседей две яблони обтрясли, сломали грушу. Такой народ пошел… хулиганы. Я, дорогая, сына в Красную Армию служить проводила… А ночью просыпаюсь, и чудится мне, по двору шныряет что-то, шмыгает. Ну, думаю, человек я теперь одинокий, заступиться некому. А много ли мне, старой, надо? Кирпичом по голове стукни - вот и готова. Однако бог миловал - ничего не украли. Пошмыгали-пошмыгали и ушли. …А что был за народ, что за люди - дело темное».
(А. Гайдар. Тимур и его команда.)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
ИЗЛОЖЕНИЕ
Сегодня в безветрии моросит легкий дождичек… Особая группа партизан еще стемна поджидает прохода воинского поезда. Там, по обочине железнодорожного полотна, залитого известью, чтобы обнаруживать следы партизан, оттоптывают каждый свой два километра немецкие часовые, угрюмо и опасливо поглядывая по сторонам. В десяти шагах от них, в болотце, в осоке под заломанными ветвями, лежит наблюдательница - девушка, вооруженная карабином и двумя черными гарантами величиной в гусиное яйцо. Подальше, за вывороченным корневищем, сидит мальчик, с желтым лицом в старческих морщинках, и тоже не спускает глаз с немца, шагающего по полотну в глубоко надвинутом шлеме.
Как только один из часовых прошел то место, которое было намечено партизанами, за его спиной проворный паренек в туго подпоясанной стеганой куртке одним прыжком перескочил через полотно, держа перед собой автомат, и тотчас другой паренек, так же бесшумно, кинулся из кустов и быстрыми движениями подложил под рельс сложный и страшный снаряд.
Грохоча по лесу, показался поезд, видный весь на завороте пути: попыхивающие белые клубы дыма стлались к земле, путаясь между высокими пнями и редкими тощими березками. Огромный, приподнятый над колесами, жарко дышащий паровоз приближался - часовые сошли с полотна, показывая, сто путь свободен. Вдруг перед паровозом раздался резкий взрыв, взлетел песчаный смерч, кусок рельса, свистя осколками, отскочил в сторону; паровоз всей бурно несущейся тяжестью врезался в шпалы; сзади на его занесенный зад с треском начали громоздиться вагоны, вдвигаться один в другой, поворачиваться и тяжело опрокидываться под откос. Из них с воплями посыпались серо-зеленые человечки.
(А. Толстой. Старинная история.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
метадическая разработка планирующей документации профессионального обучения тема: ВВод и редактирование текста средствами Microsoft Word
Задачи подготовки всесторонне развитых, технически образованных молодых квалифицированных рабочих решаются в процессе производственного обучения.Процесс производственного обучения представляет с...
Календарно-тематическое планирование по дисциплине "Создание и редактирование служебных документов"
Данная дисциплина входит в профессиональный модуль ПМ 04 Организация работы секретаря руководителя....
план урока на тему« Создание и редактирование графических объектов с помощью программ для обработки растровой и векторной графики»
На уроке обучающиеся учатся демонстрировать эффективность применения игровой технологии...
Создание и редактирование формул
Вставка формул, редактирование формул, обтекание рисунка, вставка символов...
Практические основы создания и редактирования растрового изображения
Принципы работы в растровом графическом редакторе Adobe Photoshop.•Оглянитесь вокруг: со всех сторон на нас смотрят плакаты и постеры, рекламные листовки и визитки, фотографии и открытки… ...
Задание на тему: форматирование и редактирование текста в MS Word
* поиск скрытых символов в тексте* замена скрытых символов в тексте* поиск слов* команда "очистить формат"* команда Ctrl+-...
Текстовый процессор Word: Вставка объектов: рисунков, клипов, формул, диаграмм, организационных схем и т. д. Создание и редактирование иллюстраций средствами встроенного графического редактора Microsoft Office
Текстовый процессор Word: Вставка объектов: рисунков, клипов, формул, диаграмм, организационных схем и т. д. Создание и редактирование иллюстраций средствами встроенного графического редактора M...
- Мне нравится (1)