Конспект открытого урока " Роман-эпопея Война и мир"
план-конспект урока
Конспект открытого урока по роману Л.Н.Толстого " Война и мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_tolstomu.docx | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Ставропольского края
ГБПОУ ГСХТ имени атамана М.И.Платова
Конспект открытого урока
Роман-эпопея « Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры.
Преподаватель: Бочкова И.В.
Тема: Роман-эпопея « Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры.
Цель:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по творчеству Льва Толстого и его роману «Война и мир»
Задачи:
1.Обучающие :
- обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»;
- оценка неоднозначности трактовки финала романа-эпопеи;
- активизация и пополнение знаний учащихся в области теории литературы
- формирование умения строить полный ответ и прослеживать логику ответов в разрешении проблемного вопроса;
- совершенствование навыков анализа художественного произведения: понимание проблемы, образной природа произведения, связи произведения с эпохой; выявление вневременных нравственных ценностей и их современного звучания;
2. Развивающая:
- развитие творческих способностей, внимательного отношения к слову.
3. Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к истинным семейным ценностям;
- воспитание чувства прекрасного на примерах музыкальных произведений.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Презентация, музыкальный фрагмент
Необходимое аппаратное и программное обеспечение
Компьютер, Мультимедийный проектор, Демонстрационный экран
Сообщение темы и целей урока.
В начале XX века поэт Константин Бальмонт проводил лекции о классиках литературы XIX века. Чтобы показать величие гения Л.Н. Толстого, К. Бальмонт начал свою лекцию о нем в абсолютно темном зале. Затем зажег одну лампу со словами: «Это загорелась звезда Пушкина… Затем включил вторую: «А это звезда Лермонтова». А потом, подойдя к окну, одним махом сдернул штору – и в зал хлынул солнечный свет, который заполнил все пространство: « А вот это Толстой!»
Нам с вами удалось прикоснуться к творчеству гения, величайшего таланта. Огромный нравственный урок мы получаем, читая страницы центрального произведения Л.Н.Толстого “Война и мир”. Сам автор утверждал: “Человеческое в человеке – высшая ценность, суть сути”. Все положительные герои романа стремятся обрести эту ценность, найти радость в жизни, найти истинное счастье.
Но ведь перед нами произведение «Война и мир». «Si vis pacem, para bellum» си вис пацэм, пара бэллум - «Если хочешь мира, готовься к войне», - говорили древние римляне. С незапамятных времен человечество не могло обходиться без войн. Но война не только физическое насилие и гибель миллионов людей. Война – это жестокая, бескомпромиссная борьба между добром и злом в мирное время.
Все эти вопросы рассматривает Л.Н. в романе
- Какие проблемы, рассмотренные писателем, актуальны и сегодня?
Тема нашего занятия «Роман Толстого Л.Н. «Война и мир» - «энциклопедия человека и жизни». (Записываем число и тему занятия).
Запись в тетрадь: Художественное пространство романа Толстого ограничивается двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, на другом - зло и вражда.
Антитеза в изображении героев
Ребята, перед вами на листе рядом со звездочками имена героев. Вы должны узнать героя по цитате и последовательно соединять звездочки.
1. ««С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек»
(князь Николай Болконский)
2. “Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка”. (Наташа Ростова).
3. “Был он небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно”. (Андрей Болконский)
4. “… вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”. (Пьер Безухов)
5. “Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её – короткость губы и полуоткрытый рот – казались её особенною, собственно её красотой”. (Лиза Болконская)
6. «…ничего от полководца нет в том полном, рыхлом старике, в его ныряющей походке и сутулой фигуре. Но сколько в нем доброты, простодушия и мудрости» (Кутузов).
7. «Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное и худое лицо и делали его прекрасным». (Княжна Марья)
8. “Жёлтый, опухлый, тяжёлый, с мутными глазами, красным носом от непрекращающегося насморка и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз” (Наполеон во время Бородина).
9. «…его лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот- всё сжималось как будто в одну неопределённую и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение”. (Ипполит Курагин).
10. «Старший сын по крайней мере спокойный дурак, а этот беспокойный дурак, который стоит отцу сорок тысяч в год». (Анатоль Курагин).
11. “Она улыбалась, позволяя всем любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины и была так хороша... ”. (Элен Курагина)
12. «Князь, в придворном шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица». (Князь Василий Курагин).
- Вы соединили точки и получили абстрактную фигуру. Теперь проведите диагональ из левого нижнего угла в правый верхний. Вы видите, что все герои разделились на две группы. В чем принцип разделения? (слева герои, которых «любит» автор, а слева герои, которых он не «любит»).
- Каков критерий любви автора к своим героям? ( Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона "непрерывного движения личности во времени". Герои, способные к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе начала "живой жизни" и мира. Герои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет этих персонажей)
Задание команде №1
«Духовные искания Андрея Болконского»
№ п/п | Этапы жизненного пути | Умонастроение героя, его воззрения и идеалы |
1 | В светском обществе. Салон Шерер | |
2 | Участие в военной компании 1805-1807 гг | |
3 | Аустерлицкое сражение | |
4 | Жизнь в родовом имении после смерти жены | |
5 | Поездка в Отрадное | |
6 | Любовь к Наташе | |
7 | Участие в комиссии Сперанского | |
8 | Война 1812 г | |
9 | Последние дни жизни |
Записи на карточках:
№1. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти»
№2. «Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызение совести и болезнь…Жить для себя, избегая только этих двух зол, вот вся моя мудрость теперь»
№3. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год. Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это…»
№4. «Любовь? Что такое любовь? Любовь есть жизнь…все связано ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику»
№5. «Новое чувство озлобления против врага заставило его забывать свое горе! Он весь был предан делам своего полка, он заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними»
№6. «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, и я ведь не виноват, что я этого хочу…»
№7. «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба»
№8. «…князь Андрей стал вспоминать свою петербургскую жизнь за эти четыре месяца…свои хлопоты искательства, историю своего проекта военного устава… ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такой праздной работой…»
№9. «Весь мир для меня разделен на две половины. Одна – она, и там счастье, надежда, свет; другая половина – все, где ее нет, там все уныло и пусто».
Задание команде №2
«Духовные искания Пьера Безухова»
№ п/п | Этапы жизненного пути | Умонастроение героя, его воззрения и идеалы |
1 | Поездка в столицу. Поиск поприща | |
2 | Женитьба на Элен. Духовный кризис | |
3 | Вступление в масонскую ложу | |
4 | Участие в Бородинском сражении | |
5 | Пребывание в занятой французами Москве | |
6 | Присутствие на расстреле | |
7 | Пребывание в плену. Встреча в Платоном Каратаевым | |
8 | Участие в тайном обществе |
Записи на карточках:
№1. «Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели»
№2. «Она во всем, во всем она одна виновата, … Но что из этого? Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал это: «Я люблю Вас», которое было ложь. Я виноват…»
№3. «Он всею душою желал бы то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона»
№4. «Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которую Пьер замечал вчера»
№5. «Он должен был, скрывая свое имя, остаться..- встретить Наполеона и убить его с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы»
№6. «- Все видят, что дела идут так скверно, что это нельзя так оставить; и что обязанность всех честных людей противодействовать по мере сил»
№7. «В душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым. В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога»
№8. «Пьер узнал не умом, в всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом…»
Итоговый вопрос: какая жизнь настоящая: жить для себя или для других? Как нужно прожить жизнь?
В «Войне и мире» Толстой раскрывает, что есть настоящая жизнь, показывая это на примере Пьера Безухова и Андрея Болконского. Он показал, что жить, как князь Андрей, для себя одного нельзя, что нельзя, как Пьер, плыть по течению, не делая никаких усилий, но надо, как Андрей, «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться». А спокойствие, в котором находился Болконский в Богучарово или Пьер в Петербурге, - душевная подлость. Но, как Пьер, надо любить жизнь «в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях». Надо жить, надо любить, надо верить.
«Живой человек тот, - писал Толстой, - который идет вперед, туда, где освещено… впереди его двигающимся фонарем, и который никогда не доходит до освещенного места, а освещенное место идет впереди его. И это жизнь. И другой нет». Человек должен искать и не найти покоя.
Запись в тетрадь: Настоящая жизнь – жизнь, посвящённая тому, чтобы творить добро, служить другим, жертвовать собой ради всеобщего блага. Жить спокойно и комфортно, не стремясь к чему-то – подло, такая жизнь ведёт к нравственной и физической гибели.
Эпилог романа
-В чем смысл жизни Пьера в эпилоге романа? (Участие в тайном обществе, общественная деятельность, счастливая семейная жизнь).
В эпилоге мы видим Пьера семейным человеком. Это не случайно.
Главной мыслью в романе Толстого “Война и мир”, наряду с “мыслью народной”, была “мысль семейная”. Писатель считает, что семья – основа всего общества, и в ней находят отражения те процессы, которые происходят в обществе.
Герои показаны на фоне семейных взаимоотношений. Следуя традициям реализма, Толстой хотел сопоставить между собой различные семьи, которые были типичными для его эпохи. И вновь он использует прием антитезы, одни семьи показал в развитии, другие – застывшими. Назовите семьи, которые описаны в романе.
Судьба героев романа, этих Болконского, Пьера, Наташи и Николая,— только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих.
Своей концовкой «Война и мир» — открытая книга: последние слова повествования — это мечты ребенка, планы жизни, которая вся впереди.
VI. Заключительное слово учителя.
Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" можно назвать "энциклопедией человека и жизни". Это произведение овеяно любовью к Родине, гордостью за ее прошлое. Писатель показал на страницах книги все, с чем сталкивается человек: с добром и злом, любовью и ненавистью, мудростью и глупостью, жизнью и смертью, войной и миром. Писатель наделил своих «любимых» героев прекрасной душой. И только он смог показать это с такой силой и убедительностью.
Пусть в ваших сердцах, как и в сердцах любимых героев Толстого, живет любовь; любовь, которая будет направлять нас на светлые поступки... Я желаю вам ЛЮБВИ! (Подарить сердечки с пожеланиями)
Я надеюсь, что в дальнейшем вы еще не один раз вернетесь к произведениям Толстого, чтобы открыть что-то важное, и что это был для вас не просто урок литературы, но и урок жизни. Спасибо вам за прекрасную работу, глубокое знание текста, за умение мыслить и рассуждать, за то, что вы полюбили героев Толстого, сопереживали им.
VI. Итог урока. Рефлексия. Музыка звучит
Домашнее задание (написать на доске): Вы должны приготовить дома сочинение-миниатюру на одну из тем: «Что я открыл для себя в романе …» или ««На кого из героев романа Л.Н.Толстого мне хотелось быть похожим?»
И напоследок продолжите предложение
1.Я сегодня на уроке понял(а), что………
2.Я хочу поблагодарить Толстого за……………
3.Мне понравилось…………..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку
Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...
План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.
План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....
конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"
Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА. Здоровье сберегающие технологии на уроке физической культуры по разделу программы "Гимнастика"
гимнастические упражнения, исправление осанки...
Конспект открытого урока по сольфеджио преподавателя Раменской ДМШ №1 Гапуровой Зухры Амоновны Тема урока: «Музыкальные паузы».
Тема урока: «Музыкальные паузы». Цель урока: Развитие у детей чувства ритма.Задачи:Закрепить понятие о длительностях;Закрепить понятие о музыкальном размере;научить определять м...
План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»
Тема программы: «Создание гипертекстовых документов». Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...
Методическая разработка урока.План- конспект открытого урока,по физической культуре.
Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить нап...