вариант Егэ на 5+
материал для подготовки к егэ (гиа)
Сложный вариант ЕГЭ-2021 по русскому языку. Решивший без ошибок может рассчитывать на 90+ на реальном ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
вариант ЕГЭ-2021 | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(1)Эукариоты, или ядерные, – общее название для всех живых организмов, клетки которых содержат ядро. (2)Все организмы, кроме бактерий и архей, являются ядерными (вирусы также не являются эукариотами, но не все биологи вообще считают их живыми организмами). (3) «…», поскольку эукариотами являются многие формы жизни, в том числе люди, то очень похоже, что у нас всех есть общий предок. (4)Вы и яблоня, растущая у Вас в саду – далекие родственники, разделенные несколькими миллиардами лет и еще большим количеством поколений.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
- Эукариотами, или ядерными, называются все содержащие ядро живые организмы, которые являются далекими родственниками друг другу, поскольку когда-то у них был общий предок.
- В силу того что все живые организмы содержат ядро, являясь ядерными, или эукариотами, они приходятся далекой родней друг другу.
- Вероятнее всего, у всех эукариотов, или ядерных, (живых организмов, в клетках которых имеется ядро) некогда существовал общий предок, что делает всех людей и прочих эукариотов далекими родственниками.
- Наличие общего предка превращает все живые организмы, содержащие ядро в клетках (эукариотов, или ядерных), в далеких родственников.
- Далекими родственниками являются все ядерные (эукариоты) - живые организмы, в клетках у которых содержится ядро,- согласно гипотезе о существовании их общего предка.
2. Самостоятельно подберите запишите вводное слово или словосочетание, которое должно стоять на месте пропуска в предложении (3).
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯДРО. Определите значение, в котором употребляется это слово в предложении (1). Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте.
ЯДРО, -а ср.
1. Внутренняя часть плода, семя, заключенное в твердую оболочку. Я. ореха.
2. Внутренняя, центральная часть чего-н. Я. древесины (внутренняя часть древесины, более плотная и окрашенная темнее, чем вся ее масса). Я. Земли. Я. атома (центральная, положительно заряженная часть атома).
3. Часть клетки животного и растительного организма, в которой сосредоточена основная масса нуклеиновой кислоты (спец.).
4. перен. Глубинная сущностная часть чего-н., основа, суть. Я. теории, учения.
4. Определите, в каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный звук, и выпишите это слово.
вклЮченный просвЕрлит разослАла прИбывший нОвостей
5. Определите, какое(ие) слово(а) употреблено(ы) ВЕРНО.
Его ПОПУЛЯРНЫЕ взгляды были хорошо известны и не пользовались поддержкой коллег.
Между ребятишками было ОТЛИЧИЕ: один был чуть светлее и чуть голубоглазее.
Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ.
Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.
Если я в тебе принял участие и устроил на работу, так это в память БЫЛОГО знакомства с твоими родителями.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово.
Несмотря на усилия всех причастных к этой ситуации, мое отношение к соседу не поменялось.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите это слово.
нет СВЕЧЕЙ ОЩУЩУ свежесть пять БЛЮДЦЕВ скоро ВЫЗДОРОВЕЮ НАИСТРАННЕЙШИЙ человек
8. Установить соответствие между грамматическими ошибками предложениями, в которых они допущены.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с однородными членами | 1) Выполняющееся нами задание не доставляет особых проблем. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 2) Мне стало очень весело, подъезжая к городу. |
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 3) Посовещавшись с экспертами, ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. |
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 4) Буквально через пятеро суток кресло-качалка была отремонтирована. |
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 5)Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. |
6) Вернер спросил у Печорина, любовавшегося природой, написал ли он письмо. | |
7) У него не было достойных соперников в игре в шахматы. | |
8) Употребляя букву « ъ» на конце слов, в XIX веке нужно было вспоминать правила. | |
9) Я вручил это письмо Вашему брату сообразно требованиям традиции. |
А | Б | В | Г | Д |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ :
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) зад…раться, зак…сить (под рэпера), преп…раться
2) оз…рение, предприн…матель, притв…рить (дверь)
3) сб…режения, отр…сток, к…сательная
4) заж…гание, заск…кивать, усм…рить
5) выч…т, расст…латься, р…весник
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр…бывание (в городе), пр…ёмка (товара), дома пр…зрения
2) пан…сламизм, вз…мание (штрафа), пред…нфарктное
3) с…ёмка, об…ектив, ад…ютант
4) пре…писание, по…дельный, по..даваться
5) ра…целовать, чере…седельная (сумка), ра…чертить
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) удоста…вать, задабр…вать
2) затм…вающий, застр…вание
3) пальт…цо, масл…це
4) изначальн…, доподлинн…
5) юрод…вый, полень…це
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (спортсмен) бор…тся, сыпл…тся (зерно)
2) внемл…щий, ка…щийся
3) выпор…т (провинившегося)-3л. мн.ч., (коты) мурлыч…т
4) притерп…шься, скач…шь
5) (овца) щипл…т, хлопоч…шь
13. Определите предложение (я), в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Выпишите это(и) слово(а).
Иллюзионист сделал какой-то никому (НЕ)ПОНЯТНЫЙ жест.
(НЕ)РАЗЫГРАННЫЕ фишки лежали чуть поодаль.
В итоге мои слова остались (НЕ)УСЛЫШАННЫМИ, прозвучав совсем (НЕ)КСТАТИ.
Охотник сидел возле лодки, (НЕ)ГОРЮЯ о пропаже.
Заведующий складом устроил разнос подчиненным, которые в очередной раз (НЕ)ДОГРУЗИЛИ машины.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Выпишите эти слова.
(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.
(В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени Вера получает пылкие и страстные любовные письма от неизвестного ей лица, но (ПО)ПРЕЖНЕМУ не придаёт им значения.
Притяжение между парой электронов может возникать (НЕ)СМОТРЯ на то, что они находятся далеко друг от друга, (ПРИ)ЧЁМ движение электронов в паре становится согласованным.
(НА)ВСТРЕЧУ мы опоздали, (В)СИЛУ того что начался сильный снегопад.
(В)ДАЛИ от цивилизации ты КАК(БУДТО) осознаёшь всё несовершенство нашего современного мира.
15. Укажите цифру(ы), на месте которой(ых) пишется НН.
Стены в гости(1)ой были оклее(2)ы светлыми обоями с чётко очерче(3)ыми дикови(4)ыми узорами, столь сходными по стилю с никелирова(5) ми часами, что были повеше(6) ы над дверью.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ДВЕ запятые. Запишите номера этих предложений.
1) В начале того года мы были полны надежд и вдохновения и нам всё казалось лёгким и достижимым.
2) Днём и ночью утром и вечером Никита страстно скучал по своей семье и жаждал поскорее вернуться и наконец-то все дела были закончены .
3) Утром мы наскоро попили чаю с вареньем мёдом и свежим хлебом и все четверо отправились на отцовской лодке на другой берег.
4) Я забрался на чердак и долго искал свой сундучок с письмами однако находил только груды старой одежды да связки пожелтелых газет да осколки битой посуды.
5) Существует целый ряд как объективных так и субъективных критериев развития личности и важно учитывать это при работе с детьми. ОТВЕТ:
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы). на месте которой(ых) должна(ы) стоять запятая(ые).
Я ухватился одной рукой за выбоину в стене, другой упёрся в дверную ручку и (1) подтянувшись (2) сунул ноги в дыру; обеспозвоноченный страхом (3) я некоторое время висел в воздухе (4) сильно изогнувшись (5) и (6) наконец нащупав пол (7) втащил в помещение и верхнюю часть своего туловища.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы). на месте которой(ых) должна(ы) стоять запятая(ые).
Но что ж! Два-три небезучастных слова,
Да столько ж раз – простой и добрый взгляд:
Ведь (1) это много для пути земного,
Где чаще взоры лгут, слова язвят.
За (2) может быть (3) привычное участье,
За общую улыбку (4) может быть (5)
Иль (6) наконец (7) за ваше беспристрастье –
Мне (8) так отрадно (9) вас благодарить. (В.Я. Брюсов)
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы). на месте которой(ых) должна(ы) стоять запятая(ые).
На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он пóлно и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы). на месте которой(ых) должна(ы) стоять запятая(ые).
Он только чувствовал (1) что поза у него была неестественная, напряжённая (2) и (3) что (4) поэтому(5) офицеры (6) которые умеют держаться в седле (7) должны нравиться Манюне больше, чем он.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Уникальной достопримечательностью Кавказа являются дольмены. (2)По словам ученых, их возраст составляет около 9 тысячи лет. (3)Дольмен – древнее сооружение из камней, средний вес которого – 70 тонн (4)Более общее название этих построек – мегалиты, «большие камни». (5)Археологами установлено, что дольмены строились в эпоху бронзы. (6)Внутри дольменов исследователи находили черепки глиняной посуды, наконечники скифских стрел, обломки античных амфор, иногда они натыкались на древние захоронения.
(7)Некоторые исследователи считают, что дольмены – это могильники, но вовсе не во всех дольменах были обнаружены захоронения. (8)Другие исследователи подозревают, что дольмены – культовые сооружения. (9) Существуют и совсем экзотические версии, по которым дольмены – детища пришельцев из других миров, зародивших жизнь на нашей планете.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Несмотря на все старания В.Высоцкого и С.Есенина, последним «прибежищем» их творчества сделался блатной мир.
2) Сложно переоценить заслуги таких поэтов, как Высоцкий и Есенин, с точки зрения приобщения людей к прекрасному.
3) Поэзия Высоцкого и ему подобных - лишь первая ступенька для «тёмных» масс, которые впоследствии будут читать более современную литературу.
4) Поэт хоть и не праведник, но подобен святому в том, что также несет людям правду.
5) Каждый по-своему приобщается к миру поэзии.
1. С возрастом утрачивается азарт и в чтении. 2. Видимо, не ждутся уже те потрясающие, давние открытия, которые происходили при чтении «Робинзона Крузо», «Острова сокровищ», «Борьбы за огонь», «Всадника без головы» и «Робина Гуда», книг Гюго, Майна Рида, Фенимора Купера, не открывается дальняя земля, а может, и планета, где жили и озоровали похожие на тебя Томас Сойер и Гек Финн, где…
3. Ах, как много утрачивается из того, чему ты доверялся, чем восхищался в детстве, юности и былой обобранной до нитки молодости. 4. Все чаще тянет перечитать что-нибудь из родной классики, еще и еще подивиться провидческому дару наших гениев: Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского. 5.Ныне охотней читаются письма, дневники, статьи и книги о жизни и деяниях наших Великих соотечественников. 6. Читая их, еще и еще поразишься и погорюешь о том, что вещие их слова не везде, не всеми услышаны и так мала отдача от их титанического труда. 7. Все кажется, что они рано родились, не в то время. 8. В дремучей тайге невежества, указуя нам просвет впереди, не напрасно ль они усердствовали и надрывались?
9. «Поэты не бывают праведниками, потому не бывают и отступниками. 10. Проповедники и праведники должны быть всегда на высоте — таков их, извините, имидж. 11. Столпник не может позволить себе кратковременного сошествия в кабак ради встречи со старым другом. 12. А у поэта и „всемирный запой“ случается. 13. Поэт „бывает малодушно погружен в заботы суетного света и среди детей ничтожных мира бывает — всех ничтожней он…“ 14. Поэт столь же мучительно противоречив, как сама жизнь, даже не столь, а более — в нем жизнь многократно усилена, увеличена, его подъемы выше среднечеловеческих, а спады тоже „не как у людей“. 15. Поэт не исповедник, а сама исповедь. 16.„Святой, обращаясь к нам, начинает сразу с небесной истины, а поэт — с земной правды“».
17. Эта длинная цитата из письма поэта Кирилла Ковальджи, помещенного в журнале «Континент». 18. Марина Кудимова, поэтесса и довольно активный деятель на ниве современной, растерянно пятящейся культуры, написала и напечатала в «Континенте» № 72 статью, в которой довольно резко раскритиковала Владимира Высоцкого, а заодно и его предтечу, Великого русского поэта Сергея Есенина. 19. Сделала она это напористо, уверенно, не без публицистического задора, обвинив и учителя, и ученика в расхристанности, не случайно-де их прибежищем сделался блатной мир.
20. Оно вроде и правильно. 21. Сам я и мое поколение, в большинстве своем, приобщилось к Есенину, а затем следующее поколение — к Высоцкому через «тонное» пение солагерников и соокопников, через альбомчики тридцатых годов, а современники — через хрипатые, ленту рвущие магнитофоны, зачастую не зная, чьи тут искаженные, но все равно певучие и складные стихи, чьи тут песни, выкрикиваемые хриплым голосом под гремящую гитару. 22. Главное, думал я, и Ковальджи в своем письме так же подумал: люди, не читающие ничего, приобщались к поэзии. 23. Пусть кому-то она покажется и грубой, и примитивной, и безыдейной, но через нее и через них, Есенина и Высоцкого, в мир поэзии отчалила и уплыла масса народу. 24. Вполне может быть, что они, эти «темные» массы, как и я Майн Рида, не смогут ныне и не захотят больше читать кумиров своей юности — «прошли их», а читают Бодлера и Вийона, Тютчева и Ахматову, Рильке и Данта, Хименеса и Ду-фу — и помогай им Бог! 25. А я вот говорил и говорю еще раз спасибо родному Никитину за хрестоматийный стишок «Звезды меркнут и гаснут», который стал для меня путеводной звездой в безбрежный, радугой-дугой светящийся, вечно волнующийся океан поэзии! 26. Кто, что были бы мы без поэзии и музыки? В.П. Астафьев.
23. Какие из перечисленных утверждений неверны? Ответы укажите в порядке возрастания.
1) В предложениях 4-7 представлено повествование.
2) В предложении 11 представлена причина того, о чем говорится в предложении 10.
3) В предложении 19 содержится описание действий.
4) Предложение 25 противопоставлено по содержанию предложению 24.
5) Основной тип речи в данном тексте – повествование.
24. Из предложений 9-16 выпишите слово со значением «христианский святой, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п.».
25. Из предложений 3-11 выпишите номер(а) такого(их), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи однокоренных слов и личного местоимения.
26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«В.П.Астафьев очень ярко и выразительно передает нам свои мысли о тех, кто волею судеб стал для него, его современников проводниками в мир поэзии. В его речи довольны часты (А)__ («подивиться», «провидческому» в предложении 4, «указуя», «усердствовали» в предложении 8, «вещие» в предложении 6), которые удивительно гармонично сочетаются с (Б)__ («расхристанность», «блатной мир» в предложении 19, «хрипатые» в предложении 21), что придает тексту искренность. Эмоции автору помогают раскрыть троп (В)__ (предложение 8, 23, 25), а также синтаксическое средство (Г)__ ( предложения 2,3,4).
Список терминов:
- Метонимия
- Вводные слова
- Ряды однородных членов предложения
- Метафора
- Эпитет
- Книжная лексика
- Градация
- Синонимы
- Разговорная и просторечная лексика
Что такое свобода?
Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. Бесконечное не определимо в словах. Оно выше слов.
Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. Как же это получается?
В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
Человек свободный – это человек, свободный внутренне. Как и все люди, внешне он зависит от общества. Но внутренне он независим. Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих
лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
Что такое внутренняя свобода?
Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. Он ценит свободу каждого человека. Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. Она дана ему в вечное владение. Он не живет для свободы, а живет свободно.
Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
Каждый из нас встречал свободных людей. Их всегда любят. Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. Это очень важно понять. От чего не свободен свободный человек?
От совести.
Что такое совесть?
Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. Такого человека называют как угодно, но только не свободным. Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. Совесть – то, что соединяет людей.
Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. Это главное в воспитании.
Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
С.Соловейчик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Варианты контрольных работ по нем.яз. для студентов II курса(промежуточная аттестация)
Контрольные работы являются средством оптимизации результата образовательного процесса...
Варианты заданий для проведения текущего контроля по учебной дисциплине Технология машиностроения
В работе представлены тесты для проведения текущего контроля по учебной дисциплине Технология машиностроения...
Срезовая контрольная работа по математике 4 варианта - 1- 2 курс - профессия - Парикмахер
Срезовая контрольная работа по математике 4 варианта - 1- 2 курс - профессия - Парикмахер...
1 вариант контрольной работы по истории (2 курс)
контрольная работа- в виде тестовых заданий. Можно использовать для компьютерного тестирования...
Методическая разработка урока «Способы отделки и варианты оформления классических тортов»
Данная педагогическая разработка представлена в виде методической разработки урока теоретического обучения на тему - «Способы отделки и варианты оформления классических тортов». Тема...
Варианта для зачета по дисциплине "Правоохранительные и судебные органы"
Варианты для по дисциплине "Правоохранительные и удебные органы"...
"СТУДГОРОДОК" вариант сверстанного варианта студенческой газеты
Выпуск СТУДЕНЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ ТУЛУНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА "СТУДГОРОДОК"...