Особенности аудирования как вида речевой деятельности
статья

Золина Наталья Анатольевна

Устное общение состоит из говорения и слушания, которое в методике называется аудирование. Аудирование это рецептивный вид речевой деятельности, которая представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух. 

Аудирование может выступать как самостоятельный вид речевой деятельности и являться одной из сторон говорения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_audirovaniya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности аудирования как вида речевой деятельности

Устное общение состоит из говорения и слушания, которое в методике называется аудированием. Аудирование это рецептивный вид речевой деятельности, который представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух.

Аудирование может выступать как самостоятельный вид речевой деятельности или являться одной из сторон говорения.

Аудирование имеет свои особенности, обуславливающие специфику обучения этому виду речевой деятельности.

В процессе обучения аудированию студенты должны научиться понимать на слух ту информацию, с которой они будут сталкиваться в реальной жизненной ситуации. В каких же случаях людям приходится слышать других людей, говорящих на своем родном языке? Вероятно, здесь могут быть перечислены такие ситуации как: интервью (собеседование), инструкции, совершение покупок, объявления по громкоговорителю, радио новости, заседания комиссий, театрализованные представления, телефонные разговоры, уроки и лекции, разговоры и сплетни, телевидение, рассказ.

Большая часть разговорной речи, которую мы слышим, носит неформальный характер. Это спонтанная речь, отличающаяся от чтения вслух или по памяти.

Неформальный (разговорный) язык характеризуется следующими особенностями:

короткими обрывками речи;

произношением, отличающимся от фонологического, представленного в словарях;

лексикой. Часто применяется разговорная лексика, например dad (папа) вместо father (отец).

шумом. Во время разговора обычно слышны посторонние звуки, не связанные с разговором. Это может быть шум автомобилей, разговор других людей и т.д.

излишней информацией. Говорящий часто использует слова, не относящиеся к теме, например: I mean, well, er. (по-моему, ну, ээ)

Как правило, в реальной жизни предложение произносится один раз и не повторяется, если об этом не попросят. Однако и в этом случае нельзя ожидать, что текст повторится с абсолютной точностью.

Очень редко мы получаем информацию на слух, не имея зрительного образа разве что, слушая радио, или разговаривая по телефону. Обычно мы смотрим на что-то - либо это сам говорящий, либо какой-то объект, например карта, сцена, предмет или окружение.

Слушатель обычно реагирует на сказанное, вступая в разговор.

Говорящий, как правило, при разговоре учитывает особенности слушателя, его интересы и намерения.

Принимая во внимание вышесказанное, мы можем отметить, что аудирование в аудитории не всегда может соответствовать восприятию речи на слух в реальной жизни. Однако для того, чтобы научить студентов воспринимать речь на слух и, таким образом, подготовить их к восприятию речи вне аудитории, необходимо при подготовке материала по аудированию учитывать особенности реальной жизненной ситуации.

Отсюда вытекает что:

большинство текстов по аудированию должно базироваться на естественной спонтанной речи, либо хорошей имитации ее;

аудирование может иметь визуальную опору, во многих случаях могут использоваться видео средства;

при обучении восприятию речи на слух необходимо повторное прослушивание. По данным некоторых исследований повторное прослушивание сообщения улучшает понимание на 16,5 %; третье - на 12,7 % (по сравнению со вторым), последующие прослушивания существенного улучшения в понимании речи не дают.

Тексты, отбираемые для прослушивания, должны быть интересными и информативными, либо стимулирующими воображение.

При определении текстов наиболее пригодных для аудирования обычно руководствуются следующими требованиями. Тексты должны:

обладать идейно-воспитательной ценностью;

соответствовать возрастным особенностям и речевому опыту в родном и иностранном языках;

содержать определенную проблему, представляющую интерес для слушателей;

иметь ясное, простое изложение, со строгой логикой и причинностью;

представлять разные формы речи - монологическую, диалогическую;

быть написанными не от первого лица.

Наиболее интересным студенты находят прослушивание отрывка из художественного произведения. Источником могут служить:

короткие истории из серии Macmillan Authentic Reader (Макмиланс аутентик ридер): Twentieth Century English Short Stories ), British Short Stories of Today (Двадцатый век. Короткие английские рассказы. Современные Британские короткие рассказы), многие из которых имеются в аудиозаписи. Такие аутентичные аудиотексты интересны тем, что они начитаны профессиональными актерами, с естественной скоростью речи.

аудиозаписи радио и телевизионных программ. В Великобритании, как и во многих других странах, использование лично записанных радио и телевизионных программ в учебных целях считается нарушением закона. Но существуют образовательные учреждения, которые имеют право записывать некоторые телевизионные и радио программы для учебных целей. Аудио и видео записи с такими программами можно купить.

можно использовать аутентичные тексты, выпускаемые на аудиокассетах, например: Scott and O'Neil Viewpoints (Скотт и О Нейл ``Взгляды'', Scarborough Reasons for listening (Скарборо ``Цель аудирования''), Underwood Listen to this (Ундервуд ``Послушайте это''), Underwood What a Story! (Ундервуд ``Вот так истории!''). Один из примеров официально выпускающихся материалов на видео, подходящих для практики аудирования - Cobb & Dalley Sherlock Holmes and Dr Watson Video Series (Кобб и Долли Видеосерия ``Шерлок Холмс и доктор Ватсон'').

выпускаются и специальные учебные комплексы для обучения аудированию.

Основные трудности понимания речи на слух

Перед отбором текстов, соответствующих уровню студентов и тематике второго года обучения в колледже, мы посчитали необходимым изучить трудности, с которыми могут столкнуться студенты в процессе восприятия информации.

Основные трудности при обучении иностранному языку чаще всего связаны с тем, что студенты практически не имеют достаточно развитого фонематического речевого слуха, необходимого для реализации учебных задач. Положение усугубляется еще и тем, что речевой слух родного языка оказывает сильное интерферирующее влияние на процесс образования аналогичного слуха для восприятия иностранного языка. Поэтому одной из первейших задач обучения этому предмету является формирование и постоянное совершенствование упомянутых видов слуха на протяжении всего периода обучения. Что же касается иноязычной речи, то слушающий должен оперировать не только активным словарем, но и пассивным, приобретенным, в основном, в процессе чтения.

Среди трудностей аудирования называются такие как:

кратковременность предъявления информации, что требуют от слушающего быстрой реакции при восприятии звучащего текста;

темп, задаваемый говорящим;

источник аудирования: живой партнер в беседе, звучащая речь с аудиокассеты;

тембр, сила голосаиндивидуальные характеристики речи,

отклонение от нормативного произношения, пол, возраст говорящего;

длительность, громкость и чистота звучания текста

содержащийся в аудиотексте незнакомый материал (лексика, грамматика) или знакомый, но сложный;

интернационализмы, имеющие в иностранном языке другое значение, так называемые «ложные друзья переводчика»;

длина предложений;

трудности, связанные с содержанием аудиотекста: понимание фактов, логики изложения из-за перегруженности информации, понимание общей идеи;

трудности, связанные с формой предъявления аудиотекста.

трудности, связанные с восприятием определенного вида речевой деятельности (монолог/диалог/полилог) и типа высказывания.

особую группу составляют трудности, связанные с овладением социолингвистической и социокультурной компетенцией.

Как видим, большая часть трудностей проявляется в естественном общении, поскольку мы не можем вернуться к прослушанному и перемотать пленку назад. Кроме того, в ситуации естественного общения много отвлекающих помех - шум улицы, аудитории, музыка, смех и т. д.

Исследования доказывают, что легче всего воспринимается речь учителя, иллюстрируемая наглядностью, уже труднее - речь без наглядности, аудиотексты с аудиокассеты и самыми сложными являются тексты по радио.

Факторы успешного обучения аудированию

Для того чтобы обучение аудированию было успешным необходимо учитывать факторы на это влияющие.

В основе аудирования как любого процесса лежат определенные психофизиологические механизмы: восприятия, узнавания и понимания.

Большинство исследователей считают, что легче воспринимаются монологические тексты, чем диалогические, а среди монологических -- гораздо легче фабульные, чем описательные. Следовательно, на начальных этапах обучения аудированию следует отдавать предпочтение монологическим текстам.

Основными механизмами восприятия аудирования являются механизмы слуховой памяти, внутреннего проговаривания, оперативной и долговременной памяти, идентификации понятий, вероятностного прогнозирования (антиципации).

Исследователями установлено, что еще до начала восприятия, как только появляется установка на слушание, артикуляционные органы уже проявляют минимальную активность. Благодаря этому в познании слушающего возбуждаются определенные модели. Такая преднастройка - основа для действия механизма антиципации или прогнозирования, который дает возможность по началу слова или фразы предугадать их конец.

Но узнать еще не значит понять. Уже на уровне актуального осознания на основе аналитико-синтетической деятельности мозга начинает работать механизм осмысления Механизм осмысления «производит компрессию фраз и отдельных фрагментов текста за счет опущения подробностей и, оставляя в памяти только смысловые вехи, высвобождает ее для приема новой порции информации».

Основными характеристиками понимания являются: полнота, точность, глубина$.$

Выделяют два основных уровня понимания: значения языковых единиц и смысла.

Уровни понимания позволяют судить об уровнях обученности студентов и конкретизировать цели обучения.

  Ученые выделяют в аудировании три фазы: мотивационно-побудителъную, аналитико-синтетическую и исполнительскую. А.А. Леонтъев говорит о необходимости выделения фазы контроля.

Мотивационно-побудительная фаза приводится в движение коммуникативной задачей. Учащимся необходимо сообщить перед аудированием о том, что они будут слушать и что конкретно должны услышать. Мотив создается, как правило, интересной экспозицией, беседой об авторе, теме произведения. В естественном общении источником мотива для восприятия и понимания является тема общения и сам собеседник (его манера общения, умение привлечь внимание слушающего и т. д.).

Аналитико-синтетическая фаза - это основная часть аудирования. Именно здесь происходит восприятие и переработка информации, поступающей по слуховому каналу. С помощью вышеописанных механизмов (слуховой памяти, прогнозирования, идентификации и др.) происходит умозаключение - результат понимания.

Рекомендации относительно размера речевого сообщения и продолжительности его звучания в отечественной и зарубежной литературе весьма разноречивы и в большинстве своем основываются на опыте преподавания, а не на точных экспериментальных данных.

Объем речевого сообщения зависит от многих факторов и не является стабильной величиной. Можно говорить, по-видимому, лишь о минимальном или максимальном размере аудиотекста и определить его не количеством слов или предложений, а продолжительностью звучания. Такое измерение удобно для планирования занятий, для правильного распределения времени на различные виды речевой деятельности.

На наш взгляд оптимальная продолжительность звучания должна быть в пределах от пяти до пятнадцати минут, что зависит от уровня подготовленности студентов.

Большую роль при обучении аудированию играет технология подачи материала, при этом предусматриваются предтекстовые задания, задания, выполняемые непосредственно в процессе звучания текста и нацеленные на развитие определенных навыков и послетекстовые задания, главным образом речевые упражнения.

Преподаватель Кембриджского университета, автор нескольких книг, получивших признание у преподавателей и учителей, Пенни Ур считает, что до прослушивания студенты должны получить представление о тексте, который они собираются услышать. Начинать представление лучше не словами ``Послушайте отрывок...'', а ``вы услышите разговор мужа и жены, обсуждающих планы на отпуск''. Это позволит активизировать мыслительную деятельность студента по определенному направлению, вспомнить лексику по этой теме и свой опыт, знания и т.п.

Перед прослушиванием должна быть дана целевая установка. Просто сказать ``послушайте и постарайтесь понять'' не достаточно, должны быть даны конкретные инструкции, например: ``Послушайте и скажите, куда семья собирается ехать в отпуск. Отметьте места на карте''.

В процессе прослушивания студенты должны реагировать на прозвучавшую информацию, выполняя задания по мере восприятия информации, не дожидаясь ее конца.

Слушая текст можно:

выполнять действия. Студенты выполняют действия или рисуют какие-либо формы или картинки в соответствии с инструкциями по тексту.

отмечать галочкой. Студенты отмечают галочками слова или компоненты в процессе прослушивания текстов, описаний, рассказов либо списка слов.

отмечать верно/неверно. Предлагаются утверждения, некоторые из которых не соответствуют прослушанной информации, другие же верны. Студентам предлагается отметить особыми значками (галочками, знаком плюс, знаком отрицания, буквой) верный либо неверный вариант ответа.

заполнять пропуски. В прослушиваемом тексте пропущены слова и в этом случае имеется звуковая пауза, чтобы студенты успели догадаться, какое слово пропущено, и записать его.

угадывать. К прослушиванию предлагается описание человека, места, вещи, действия или чего-либо. Слушатели должны догадаться по описанию, о чем или о ком идет речь.

сканировать прослушанное. К прослушиванию предлагается небольшой текст. Слушатели должны зафиксировать определенную информацию.

получить общую информацию. После прослушивания небольшого текста предлагается определить его тему.

отвечать на вопросы, заполнять таблички с пропусками некоторой информации, картинки или диаграммы, которые надо изменить или дополнить и др.

Поскольку основная задача разговаривающих людей это общение, а не сообщение информации, то для проверки понимания прослушанного текста не совсем подходит применение вопросно-ответного метода. Если задаются вопросы, то они должны быть нацелены на высказывание студентом его личного мнения, выявление его отношения, его реакции на то, что он услышал.

Реакции могут быть субъективными и, в этом случае, ответы не могут расцениваться как правильные или неправильные, но они, тем не менее, позволят оценить, насколько хорошо студенты поняли содержание прослушанного текста.

Проведенное исследование в области обучения аудированию нашло отражение в учебно-методическом пособии (УМК), разработанном для студентов третьего года обучения в техникуме по специальности иностранный язык (английский).

ЗНАЧИМОСТЬ РАЗРАБОТАННОГО УМК ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ

Всего в учебном пособии 20 разделов, представляющих 9 тем, изучаемых на третьем курсе техникума. Учитывая, что группы обучаемых студентов, часто имеют разную языковую подготовку, некоторые темы представлены 2-3 вариантами разного уровня сложности. При знании уровня подготовки каждой группы студентов, возможен точный подбор варианта аудиотекста соответствующей сложности. Хотя на наш взгляд, чем чаще студенты будут слышать аутентичные аудиотексты, тем лучше будут развиваться их навыки восприятия английской речи. Поэтому более легкие тексты прорабатываются на начальном этапе изучения темы, сложные - на более поздних этапах.

Три дополнительных раздела смешанной тематики могут быть использованы для контроля понимания текста или для повторения пройденного материала в конце семестров.

В помощь преподавателям дополнительно подготовлено методическое пособие ``Teacher's notes'' (``Заметки для учителя''), в котором имеются рекомендации по проведению аудирования по разделам учебного пособия, ключи к заданиям и тексты аудиозаписей.

Актуальность данного пособия определяется необходимостью его наличия в арсенале преподавателя английского языка для успешного обучения восприятию устной речи на английском языке, поскольку в условиях коммуникативной направленности учебного процесса аудирование помимо своей основной функции, собственно коммуникативной, выполняет и множество вспомогательных функций.

Эффективность использования комплекта «Обучение аудированию на основе опор» заключается в комплексном применении современных и традиционных технологий в процессе формирования навыков аудирования у студентов колледжа, так как опоры, применяемые в процессе обучения аудированию, помогают преодолеть трудности в восприятии иностранной речи и способствуют развитию коммуникативных навыков.

Результативность выражается в развитости аудитивных навыков у студентов. В конце работы с пособием им уже не составляло труда понять предлагаемый к прослушиванию текст и выполнить задания.

В итоге это привело к тому, что, работая на третьем курсе с неадаптированным аудиотекстом, представляющим собой радиопостановку произведения Артура Конан Дойля ``Собака Баскервиллей'' (BBC radio-collection) с целью обучения коммуникативному аудированию (которое является целью обучения и представляет собой сложное речевое умение понимать речь на слух при ее одноразовом воспроизведении), студенты, уже после первого прослушивания, могли передавать содержание прослушанной части и легко выполняли задания коммуникативного типа. Здесь уместно заметить, что исследования доказывают, что труднее всего воспринимается речь без наглядности, аудиотексты с аудиокассеты и самыми сложными являются тексты по радио.

При этом вырос интерес к дисциплине, что показало повторное анкетирование в конце работы с пособием, где при ранжировании видов деятельности роли аудирования студенты отдали 3, 4 и 5 места (после говорения и работы по изучению лексики).

Учитывая, что аудирование, будучи целью обучения, в то же время является и средством обучения, повышение его эффективности оказало положительное воздействие на результативность обучения английскому языку в целом, проявившемуся у студентов, как в процессе сдачи экзаменов, так и в свободной речи, что в значительной степени упрочняет их профессиональные компетенции.

Кроме того, эффективность обучения студентов аудированию с использованием пособия, подтверждается положительными откликами, выпускниками техникума.

Практическая значимость данного комплекта выражается в его эффективном применении на протяжении трех лет при обучении студентов колледжа, что помогло повысить продуктивность занятий данного направления в процессе формирования высококвалифицированных специалистов из числа студентов техникума.

Данный комплект, опирающийся на современные разработки отечественных и зарубежных методистов начала двадцать первого века в рамках проблемы обучения аудированию на иностранном языке, позволил готовить специалистов не только в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности Иностранный язык, но и на более высоком уровне, который предполагает понимание любого аутентичного вида, стиля или акцента предлагаемого к прослушиванию текста.

Представленные в работе современные методы проведения занятий по аудированию вызывают интерес у студентов,старающихся взять на вооружение современные технологии, в том числе и направленные на развитие умений и навыков понимать на слух ту информацию, с которой мы сталкиваться в реальной жизненной ситуации.

Работа с данным методическим пособием была опробована другими преподавателями колледжа, обучающими студентов этой же специальности, которые дали хорошие отзывы о пособии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование речевой деятельности младших школьников в период обучения грамоте

Правильно организованная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и талантов. ...

Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности

Лекция по теме 2.3.по ОП. 10. Обеспечение профессиональной деятельности...

Виды речевой деятельности. Коммуникативные возможности письменной речи.

В настоящее время наблюдается взаимодействие устной и письменной форм речи. В статье обратила внимание на один из видов речевой деятельности - письмо, а также осветила вопросы :понятие культуры письма...

Развитие иноязычной компетенции в четырех основных видах речевой деятельности.

Данная методическая разработка адресована учителям английского языка.Она поможет определиться с выбором современных образовательных технологий для обучения разным видам речевой деятельности....

МД 02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы 6.Тема: «Особенность и отличие экспертизы от других видов оценочной деятельности»

Задание: заполнить таблицу, используя информацию по теме: «Особенность и отличие экспертизы от других видов оценочной деятельности» Отличительны особенности экспертизы от других видов...

Методическая разработка по теме: "Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности"

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности в соответствии с рабочей программой по ...