Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины "Иностранный язык"
методическая разработка

Чемякина Наталья Михайловна

В разработке рассматриваются требования к самостоятельной работе студентов по уровням.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razr._no1_microsoft_office_word_1.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Новосибирской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 ГБПОУ НСО «Бердский политехнический колледж»

                                                                                                           

                                                                                                           

                                                                                                                   

                                                                                     

                                      Методическая разработка по теме

        «Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Иностранный язык»

 

                                                                                             

                                                                                           

                                                                                                                           

                                                                                                 

 

                                                                                                               

                                                                                                          Преподаватель

                                                                                                          английского языка

                                                                                                          Чемякина Наталья                               Михайловна                                                                                                                                                              

                                                                                                               

                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                   

                                                     

БЕРДСК

2020

Содержание

      Введение

  1. Требования к самостоятельной работе студентов и ее уровни

  1. Формирование методики самостоятельной работы студентов

Приложение

      Литература

Введение

Достижение требований ФГОС обучения английскому языку в системе СПО определяется содержанием и технологией обучения. Само учение студентов осуществляется как под руководством преподавателя, так и в ходе самостоятельной работы.

Самостоятельная работа активизирует мыслительную деятельность студентов, делая учение более результативным.

Задачей обучающей стороны,  является отобрать содержание обучения, обеспечить рациональную организацию самообучения, сформировать самометодику (осознанное владение  приемами учебного труда) студентов.

Под самостоятельной работой студентов необходимо понимать деятельность, предполагающую их активность по отношению к иностранному языку, что обеспечивает его прочное усвоение.

Самостоятельная работа носит индивидуализированный характер. Каждый студент использует источник информации в зависимости от своих потребностей и возможностей, он работает в своем темпе, чтобы получить необходимый результат.

                                                                                                                                          1

  1. Требования к самостоятельной работе студентов и ее уровни

К требованиям развития самостоятельной работы на уроках английского языка относятся:

- осознание студентами цели выполняемой деятельности (студент должен знать, что он будет делать, каков конечный результат, чем данное задание обогатит его опыт);

- знание самой процедуры выполнения задания (студент должен знать процесс выполнения задания);

- использование соответствующих средств обучения для выполнения задания (использование дидактического материала, словарей, грамматических справочников);

- умение видеть опоры в материале заданий (готовые опоры) и создавать свои;

- создание адекватных условий для выполнения задания ( в кабинете, за компьютером, дома).

Уровни самостоятельной работы студентов.

Выделяют следующие уровни самостоятельной работы:

Воспроизводящий уровень является основой для всех других уровней. Этот уровень отвечает за формирование вербальной произносительной - лексико-грамматической базы, за создание эталонов памяти. С этой базы начинается усвоение нового. Студентам предлагается повторение фраз за диктором, списывание с учебника, работа по эталону.

Полутворческий уровень.  Самостоятельная работа этого уровня связана с такими операциями как подстановка, расширение и трансформация. На этом уровне происходит перенос приобретенных знаний на другие, но аналогичные ситуации (чтение текстов без эталона, преобразование материала в письменной форме, высказывания в аналогичных ситуациях).

Творческий уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач как в устной речи, так и при чтении (подготовить сообщение на тему, высказать свое отношение к услышанному или прочитанному и т.д.).

                                                                                                                                    2

  1. Формирование методики самостоятельной работы студентов

Формирование методики самостоятельной работы студентов предполагает четкое руководство самостоятельной работой со стороны преподавателя .Самостоятельная работа в учебных условиях является лишь относительно самостоятельной. Преподаватель отбирает и препарирует материал должным образом, обозначает конкретную цель усвоения материала, указывает на соответствующий источник информации, которым студенты используют,  и представляет студентам необходимый инструментарий, благодаря которому самостоятельная работа протекает успешно и постепенно формируется методика самостоятельной работы.

Материальной основой самостоятельной работы студентов являются:

1. учебник

                  2. грамматический справочник

3. двуязычный словарь

4. профессиональные тексты

5. лингафонный практикум

6. интернет - ресурсы

           Методическим инструментарием, позволяющим осуществлять гибкое  руководство                                                                    

  самостоятельной работой являются следующие дидактические средства:

-задания к упражнениям;

-инструкции или памятки;

-наводящие вопросы,

-опоры и ключи.

Задания носят узкоконкретный характер, направляют внимание студентов, концентрируя внимание на определенной трудности, ограничивают предмет речи, темы.

Например: «Разделите текст «Периодическая таблица» на тематические части и озаглавьте их. Найдите в тексте современную формулировку периодического закона и переведите ее на русский язык.

Внимательное прочтение задания, выявление его подсказывающих возможностей является обязательным условием самостоятельной работы и входит в методику самостоятельной работы студентов.

Инструкции или памятки подсказывают студентам самый верный и самый оптимальный путь овладения основными видами речевой деятельности. Количество инструкций или памяток не должно быть большим, но они должны охватить все существенные стороны процесса обучения.

Наводящие вопросы прицельно концентрируют внимание на важной стороне, отсекая второстепенное, сужая зону поиска. Наводящие вопросы обычно формулирует преподаватель, адаптируя их в соответствии с языковым опытом данной группы.

Опора. Студенты должны уметь подбирать себе опору из разнообразных источников информации: текста, таблиц, упражнений. Связный текст на первых этапах формирования методики самостоятельной работы не может быть опорой для построения устного высказывания по этому тексту. В данном случае опорой может быть подробный план текста на английском или русском языке.

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                       3

Таким образом, все вышеперечисленные дидактические средства руководства самостоятельной работой способствуют  более прочному усвоению языка и формированию методики самостоятельной работы студентов.

Развитие методики студентов при чтении про себя предполагает следующее:

  1. Внимательное прочтение до текстовых и после текстовых заданий, которые сужают зону поиска, определяют время и место действия, облегчая понимание при чтении.
  2.  Использование заголовков, схем, фотографий для прогнозирования содержания.
  3. Чтение текста полностью, а не по предложениям и тем более по словам.
  4. Использование знаний, полученных по другим дисциплинам.
  5. Осуществление контекстуальной и языковой догадки.
  6. Оперативное использование двуязычного словаря и другой справочной литературы.

Самостоятельная работа предполагает самоконтроль, который является высшим показателем владения иностранным языком, залогом его дальнейшего совершенствования.

Самоконтроль означает способность студента к критической оценке своих знаний и действий. Эта оценка развивается по мере овладения языком и проходит развитие от ее внешней формы к внутренней (автоматической).

При внешнем самоконтроле происходит сличение воспринимаемого или воспроизводимого студентом с эталоном, содержащимся в объективном источнике информации. В результате сличения при выявлении отклонений предпринимается само коррекция. Кроме того, внешний контроль создает комфортную атмосферу, так как студент на всем протяжении выполнения задания получает подтверждение или опровержение правильности своих действий, что вселяет уверенность и мотивирует дальнейший ход работы.

Внешний самоконтроль – это атрибут самостоятельной работы. Он выступает в единстве с контролем преподавателя, который тоже является внешним. Их использование вместе способствует развитию внутреннего автоматического контроля.  

           

 

Приложение 1

                                                                                                                                   

 Учебно-практическое обеспечение самостоятельной работы студента  по дисциплине «Иностранный язык»                                                                                                   

Инструкция 1.

Стратегия и тактика чтения текста

1.        Переведите заголовок к тексту.

2.        Прочитайте текст или его законченный фрагмент.

3.        Выпишите незнакомые слова и трудночитаемые слова в тетрадь.

4.        Из словаря выпишите транскрипцию и значения слов.

5.        Устно переведите текст.

6.        Прочитайте транскрипцию выписанных слов несколько раз.

7.        Прочитайте текст.

8.        Выполните задания к тексту.

                                                                                                     

                                                                                                                 

Инструкция 2.

Аудирование текста

1.        Внимательно прослушайте текст 3 раза.

2.        Постарайтесь понять основной смыл, игнорируя незнакомые слова.

3.        Запишите по ходу прослушивания короткий план на русском языке.

4.        Выполните предложенные задания.

Инструкция 3.

Подготовка монологического высказывания по устной теме

1.        Составьте план высказывания на русском языке.

2.        Прочитайте тематический текст или тексты на нужную Вам тему.

3.        Выделите из текста слова, словосочетания, необходимые для высказывания.

4.        Соотнесите их с пунктами плана.

5.        Составьте предложения в соответствии с планом.

6.        Пользуясь планом на русском языке, выскажитесь на английском по заданной теме.

7.        Попробуйте рассказать по теме без опоры.

Инструкция 4.

Письменное выполнение лексико-грамматических упражнений

1.        Внимательно прочитайте задание.

2.        Вспомните или посмотрите в справочнике требуемые грамматические формы.

3.        Обратите внимание на порядок слов в повествовательном и вопросительном     предложении.

4.        Выполните задание письменно.

5.        Прочитайте написанное.

Инструкция 5

Письменная компрессия текста

  1. Читайте текст по абзацам, выделяя в каждом из них предложение, в котором заключена главная мысль абзаца и выпишите ее.
  2.  Проведите сокращение внутри выделенных предложений за счет второстепенных слов.
  3. Соедините полученные предложения в единый текст.
  4. Придайте записи форму в зависимости от того, пишите ли вы реферат, аннотацию, рецензию или резюме.

        

                                                                                                                                 

Литература

1. И. А. Зимняя «Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке», М: Просвещение, 2012.

2. Г.А. Китайгородская «Методика интенсивного обучения иностранным языкам», М: Высшая школа, 2019.

3. С.к. Фоломкина «Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе», М: Высшая школа, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Методический доклад на тему «Самостоятельная работа студентов при изучении иностранного языка как залог успеха их дальнейшего профессионального становления».

Данный доклад освещает актуальность и значимость самостоятельной работы студентов, характеризующуюся как деятельность, связанную с воспитанием мышления будущего профессионала. В данной работе описывае...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык" в СПО. В рекомендациях описаны приёмы работы со словами, текстами, грамма...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» Специальность: 09.02.02. «Компьютерные сети»

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык."  В рекомендациях представлены тексты для внеаудиторного чтения, опи...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ОП 04. Основы технологии отделочных строительных работ

Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения  учебной дисциплины  ОП.04 «Основы технологии отделочных строительных работ»....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ПМ 01. Выполнение штукатурных работ

      Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения  профессионального модуля ПМ.01 «Выполнение штукатурных раб...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ПМ 03. Выполнение малярных работ

Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения  профессионального модуля ПМ.01 «Выполнение малярных работ».  Методические указани...