Сложноподчиненное предложение
план-конспект урока

Помещаю конспекты уроков по сложному предложению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta_15.06-1.doc65.5 КБ
Microsoft Office document icon tehkarta_15.06-2.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Преподаватель

Маншеева Марина Михайловна

Учебная дисциплина

Русский язык

Группа

221

Специальность

Хозяйка усадьбы

Раздел дисциплины

Синтаксис и пунктуация

Тема изучения

Сложное предложение

Тема урока

Составление схем простых и сложных предложений

Номер учебного занятия по КТП

2/30-ЛПЗ

Вид занятия

Урок

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока

Урок-практикум

Цель урока:  

Образовательная: обобщение и систематизация изученного материала, вспомнить и повторить как составляются схемы предложений, правила постановки знаков препинания в сложных преложениях; закрепление умения определять на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.

Развивающие: развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.

Воспитательные: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.

Образовательные результаты

Общие компетенции

Личностные

Метапредметные:

Предметные

ОК6

помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности

обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;

обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;

обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности.

организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

Организация образовательной среды

Педагогические технологии

Методы обучения

Образовательные ресурсы

Междисциплинарные и межкурсовые связи

Формы организации работы

-проблемное обучение;

-информационно-коммуникационные технологии;

Словесный

Практический;

Наглядный.

текст произведения, раздаточный материал-рекомендации

История

География

Литература

1.индивидуальная работа;

Работа по учебнику; 

1) беседа; 2) обсуждение;

3) сравнение;

Конспект урока

Тема урока: сложноподчиненное предложение 

Цели урока: 

Образовательная: обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; закрепление умения определять на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.

Развивающие: развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.

Воспитательные: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.

Ход урока

Структурная часть урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Организационная часть

1.Приветствует.

2.Определяет отсутствующих

3.Проверяет готовность группы к уроку.

Сегодня мы с Вами продолжим знакомство с понятием «сложное предложение». Следующий вид сложного предложения-это сложноподчиненное предложение

1. Приветствуют.

2. Готовятся к уроку.

3.Планируют свою деятельность с заданными целями и содержанием урока.

4. Слушают. Записывают.

2. Этап всесторонней проверки знаний

1. Выявляет факт выполнения домашнего задания, причины невыполнения  задания отдельными студентами. Организует контроль.

2. Определяет типичные недостатки в знаниях студентов.

3. Использует  взаимопомощь и самоконтроль студентов.

4.

1. Проверяют задание по эталону.

2.Отвечают на вопросы.

3. Проверяют тетради друг у друга.

4. Выполняют работу. Рецензируют ответы, дополняют, высказывают

 свою точку зрения.

3. Этап усвоения новых знаний.

1. Выявляет факт выполнения домашнего задания.

2. Определяет типичные недостатки в знаниях студентов.

3. Использует  взаимопомощь и самоконтроль студентов.

4. Организует учебную деятельность в форме: практической беседы

Давайте вспомним немного теории.

- Какие предложения называются “ сложными”?

- На какие 2 группы делятся сложные предложения?

- Какие вы знаете союзные предложения?

- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

- Какие предложения называются сложносочиненными?

Для повторения пройденного материала просьба зайти по ссылке и почитать.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4820/train/

1. Слушают.

2. Овладевают умениями и навыками рационально учиться.

3. Выполняют записи в тетради, записывают алгоритмы.

4. Задают вопросы. Воспринимают и перерабатывают информацию.

5. Работают самостоятельно

4. Этап закрепления  новых знаний.

Анализ предложений. Работа в паре

Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.

Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)  (Сложное предложение, с разными  видами связи: бессоюзной и сочинительной;  повествовательное. Бессоюзное предложение со значением перечисления, поэтому между его частями ставится запятая. Сложносочиненное предложение осложнено однородными сказуемыми, между ними союз и, запятая не ставится)

[   ], [  ] и [  ].

Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.  (И.С. Тургенев) (СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное,  состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить  а именно ). Первая часть – СПП с придаточным  степени, которое относиться к указательному слову  так  в главном. Вторая – простое предложение, осложненное однородными членами.) [ …так], (что…): [  ].

Много  веков  сушили  эту  землю  ветры-суховеи   и  калило  солнце, пока  она  не  стала  такой  крепкой, будто  схвачена  цементом.  (Сложное предложение, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится. Придаточное второй степени имеет значение степени и сравнения относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное). [  ] и  [  ], (пока…), (будто…).

Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. (Сложное предложение, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится)  (Когда…), [  ] и [  ].

1. Воспроизводят основные идеи  нового материала.

2.Выделяют существенные признаки ведущих понятий, конкретизируют эти признаки.

3.Узнают и соотносят факты с понятиями, правилами и идеями.

4. Обобщают, сравнивают, анализируют.

5 этап подведения итогов и д/задание

Домашнее задание учебник , стр. 362 , упр. 209

  1. Слушают. Задают вопросы, осмысливают выполнение.
  2. Записывают домашнее задание.
  3. Внимательно слушают.
  4. Выполняют задание рефлексии.

.

Приложение к уроку.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Преподаватель

Маншеева Марина Михайловна

Учебная дисциплина

Русский язык

Группа

221

Специальность

Хозяйка усадьбы

Раздел дисциплины

Синтаксис и пунктуация

Тема изучения

Сложное предложение

Тема урока

Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему

Номер учебного занятия по КТП

2/32-ЛПЗ

Вид занятия

Урок

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока

Урок-сочинение-рассуждение

Цель урока:  

Образовательная: обучение составлению монологического высказывания на лингвистическую тему; прививать знания по построению монологического ответа, аргументированного текстом.

Развивающие: развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи студентов, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.

Воспитательные: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.

Образовательные результаты

Общие компетенции

Личностные

Метапредметные:

Предметные

ОК6

Воспитание уважения к русскому языку (родному), который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности

Владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом); владение языковыми средствами;

Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения (учебно-научной, деловой и др.).

Организация образовательной среды

Педагогические технологии

Методы обучения

Образовательные ресурсы

Междисциплинарные и межкурсовые связи

Формы организации работы

-проблемное обучение;

-информационно-коммуникационные технологии;

Словесный

Практический;

Наглядный.

текст произведения, раздаточный материал-рекомендации

История

География

Литература

1.индивидуальная работа;

Работа по учебнику; 

1) беседа; 2) обсуждение;

3) сравнение;

Конспект урока

Тема урока: Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему

Цели урока: 

Образовательная: обучение составлению монологического высказывания на лингвистическую тему; прививать знания по построению монологического ответа, аргументированного текстом.

Развивающие: развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи студентов, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.

Воспитательные: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу

Ход урока

Структурная часть урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Организационная часть

1.Приветствует.

2.Определяет отсутствующих

3.Проверяет готовность группы к уроку.

Сегодня мы с Вами проведем практическую работу, где Вы научитесь составлять связное высказывание с использованием различных союзов, союзных в сложносочиненных или сложноподчиненных предложениях.    

1. Приветствуют.

2. Готовятся к уроку.

3.Планируют свою деятельность с заданными целями и содержанием урока.

4. Слушают. Записывают.

2. Этап всесторонней проверки знаний

1. Выявляет факт выполнения домашнего задания, причины невыполнения  задания отдельными студентами. Организует контроль.

2. Определяет типичные недостатки в знаниях студентов.

3. Использует  взаимопомощь и самоконтроль студентов.

4. Итак, в продолжение изучения сложного предложения предлагается следующее задание. Дополните предложения сначала придаточными, отвечающими на вопрос зачем? А потом придаточным, отвечающими на вопрос почему? 

 1. Туристы остановились….

2. Ребята внимательно наблюдали за птицами…

3. Андрей подошел к скверу…

4. Группа отдыхающих  с утра отправились на пристань, …

1. Проверяют задание по эталону.

2.Отвечают на вопросы.

3. Проверяют тетради друг у друга.

4. Выполняют работу. Рецензируют ответы, дополняют, высказывают

 свою точку зрения.

3. Этап усвоения новых знаний.

1. Выявляет факт выполнения домашнего задания.

2. Определяет типичные недостатки в знаниях студентов.

3. Использует  взаимопомощь и самоконтроль студентов.

4. Организует учебную деятельность в форме: беседы и практической работы

1. Слушают.

2. Овладевают умениями и навыками рационально учиться.

3. Выполняют записи в тетради, записывают алгоритмы.

4. Задают вопросы. Воспринимают и перерабатывают информацию.

5. Работают самостоятельно

4. Этап закрепления  новых знаний.

Погружение и выполнение заданий. См. приложение.

1. Воспроизводят основные идеи  нового материала.

2.Выделяют существенные признаки ведущих понятий, конкретизируют эти признаки.

3.Узнают и соотносят факты с понятиями, правилами и идеями.

4. Обобщают, сравнивают, анализируют.

5 этап подведения итогов и д/задание

Домашнее задание учебник , стр. 373 , упр. 212

  1. Слушают. Задают вопросы, осмысливают выполнение.
  2. Записывают домашнее задание.
  3. Внимательно слушают.
  4. Выполняют задание рефлексии.

.

Приложение к уроку.

Задание 2. Составьте предложения с прямой и косвенной речью, используя следующие глаголы.

1. удивиться, обрадоваться, огорчиться, поразиться.2. говорить, пробормотать, шепнуть, крикнуть, брякнуть, выпалить.

Задание 3. Составьте диалог на одну из тем, связанных с беседой: а) учителя и ученика, б) двух товарищей, в) покупателя и продавца. Поставьте нужные знаки препинания, при репликах используйте подходящие авторские слова.

Критерии оценивания

Задания         

Оценка

Примечания

1-3

«3»

Задания выполнены. Недочеты и ошибки содержатся в каждом упражнении в количестве 30 %

1-3

«4»        

Задания выполнены. Недочеты и ошибки содержатся в двух упражнениях в количестве 30 %

1-3

«5»        

Задания выполнены верно

Практическая работа

Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения. Выполнив данную практическую работу, Вы научитесь анализировать простое предложение

Цель:

– совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

Задание. Спишите. Выделите грамматические основы предложений. В каких случаях сочинительные союзы связывают однородные члены, а в каких – части сложносочинённого предложения? Определите значение союза. Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Всё живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь (Песков). 2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки (Песков). 3. Верблюжье молоко непривычно сладкое но пришлось выпить (Песков). 4. Барсук пытался уплыть но был водворен на пятачок земли возле пня (Песков). 5. Умер от болезни отец а мать после него от горя умерла (Песков). 6. Я тогда не здесь а у бабушки жил (Песков). 7. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени (Пушкин). 8. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт в те самые места (Пушкин). 9. Парнишка упал однако не был убит (Фадеев). 10. Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще (Л. Толстой). 11. Пусть он перебирается в деревню во флигель или я переберусь отсюда (Чехов). 12. Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи (Есенин).

Выполните синтаксический и пунктуационный разбор простых предложений.

Порядок синтаксического разбора простого предложения

1. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).

2. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

3. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

4. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.

5. Определить тип предложения по структуре:

а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);

б) распространенное или нераспространенное;

в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен);

г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).

6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.

7. Объясните каждый знак препинания в предложении

Критерии оценивания

Задания         

Оценка

Примечания

Предложения списаны, расставлены знаки препинания, грамматические основы выделены

«3»

Задания выполнены верно

Выполнен синтаксический и пунктуационный разбор трех предложений

«4»        

Задания выполнены верно

Выполнен синтаксический и пунктуационный разбор шести предложений

«5»        

Задания выполнены верно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Стилистические нормы употребления.»

»Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Стилистические нормы употребления.»Данный урок   позволит учащимся овладеть принципами построения и правильного употребл...

«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Стилистические нормы употребления.»

»Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Стилистические нормы употребления.»Данный урок   позволит учащимся овладеть принципами построения и правильного употребл...

«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Стилистические нормы употребления.»

»Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Стилистические нормы употребления.»Данный урок   позволит учащимся овладеть принципами построения и правильного употребл...

Тест "Рынок. Спрос и предложение; эластичность спроса и предложения"

Тест по учебному курсу "Экономика" по теме "Рынок. Спрос и предложение; эластичность спроса и предложения" в 2-х вариантах. ...

Предложение.Грамматическая основа предложения.

Открытый урок в 5 классе по ФГОС. Прилагается презентация....

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение».

Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.Изучение сложноподчиненного предложения, правил постановки ...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение».

Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.Изучение сложноподчиненного предложения, правил постановки ...