Сложноподчиненное предложение
план-конспект урока
Помещаю конспекты уроков по сложному предложению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_15.06-1.doc | 65.5 КБ |
tehkarta_15.06-2.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Преподаватель | Маншеева Марина Михайловна | |||||||
Учебная дисциплина | Русский язык | |||||||
Группа | 221 | |||||||
Специальность | Хозяйка усадьбы | |||||||
Раздел дисциплины | Синтаксис и пунктуация | |||||||
Тема изучения | Сложное предложение | |||||||
Тема урока | Составление схем простых и сложных предложений | |||||||
Номер учебного занятия по КТП | 2/30-ЛПЗ | |||||||
Вид занятия | Урок | |||||||
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний | |||||||
Вид урока | Урок-практикум | |||||||
Цель урока: | Образовательная: обобщение и систематизация изученного материала, вспомнить и повторить как составляются схемы предложений, правила постановки знаков препинания в сложных преложениях; закрепление умения определять на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью. Развивающие: развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции. Воспитательные: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу. | |||||||
Образовательные результаты | ||||||||
Общие компетенции | Личностные | Метапредметные: | Предметные | |||||
ОК6 | помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности | обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности; обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты; обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности. | организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях; | |||||
Организация образовательной среды | ||||||||
Педагогические технологии | Методы обучения | Образовательные ресурсы | Междисциплинарные и межкурсовые связи | Формы организации работы | ||||
-проблемное обучение; -информационно-коммуникационные технологии; | Словесный Практический; Наглядный. | текст произведения, раздаточный материал-рекомендации | История География Литература | 1.индивидуальная работа; Работа по учебнику; 1) беседа; 2) обсуждение; 3) сравнение; |
Конспект урока
Тема урока: сложноподчиненное предложение
Цели урока:
Образовательная: обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; закрепление умения определять на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью. Развивающие: развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции. Воспитательные: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу. |
Ход урока
Структурная часть урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1.Организационная часть | 1.Приветствует. 2.Определяет отсутствующих 3.Проверяет готовность группы к уроку. Сегодня мы с Вами продолжим знакомство с понятием «сложное предложение». Следующий вид сложного предложения-это сложноподчиненное предложение | 1. Приветствуют. 2. Готовятся к уроку. 3.Планируют свою деятельность с заданными целями и содержанием урока. 4. Слушают. Записывают. |
2. Этап всесторонней проверки знаний | 1. Выявляет факт выполнения домашнего задания, причины невыполнения задания отдельными студентами. Организует контроль. 2. Определяет типичные недостатки в знаниях студентов. 3. Использует взаимопомощь и самоконтроль студентов. 4. | 1. Проверяют задание по эталону. 2.Отвечают на вопросы. 3. Проверяют тетради друг у друга. 4. Выполняют работу. Рецензируют ответы, дополняют, высказывают свою точку зрения. |
3. Этап усвоения новых знаний. | 1. Выявляет факт выполнения домашнего задания. 2. Определяет типичные недостатки в знаниях студентов. 3. Использует взаимопомощь и самоконтроль студентов. 4. Организует учебную деятельность в форме: практической беседы Давайте вспомним немного теории. - Какие предложения называются “ сложными”? - На какие 2 группы делятся сложные предложения? - Какие вы знаете союзные предложения? - Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных? - Какие предложения называются сложноподчиненными? - Какие предложения называются сложносочиненными? Для повторения пройденного материала просьба зайти по ссылке и почитать. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4820/train/ | 1. Слушают. 2. Овладевают умениями и навыками рационально учиться. 3. Выполняют записи в тетради, записывают алгоритмы. 4. Задают вопросы. Воспринимают и перерабатывают информацию. 5. Работают самостоятельно |
4. Этап закрепления новых знаний. | Анализ предложений. Работа в паре Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы. Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.) (Сложное предложение, с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной; повествовательное. Бессоюзное предложение со значением перечисления, поэтому между его частями ставится запятая. Сложносочиненное предложение осложнено однородными сказуемыми, между ними союз и, запятая не ставится) [ ], [ ] и [ ]. Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (И.С. Тургенев) (СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно ). Первая часть – СПП с придаточным степени, которое относиться к указательному слову так в главном. Вторая – простое предложение, осложненное однородными членами.) [ …так], (что…): [ ]. Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом. (Сложное предложение, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится. Придаточное второй степени имеет значение степени и сравнения относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное). [ ] и [ ], (пока…), (будто…). Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. (Сложное предложение, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится) (Когда…), [ ] и [ ]. | 1. Воспроизводят основные идеи нового материала. 2.Выделяют существенные признаки ведущих понятий, конкретизируют эти признаки. 3.Узнают и соотносят факты с понятиями, правилами и идеями. 4. Обобщают, сравнивают, анализируют. |
5 этап подведения итогов и д/задание | Домашнее задание учебник , стр. 362 , упр. 209 |
|
.
Приложение к уроку.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Преподаватель | Маншеева Марина Михайловна | |||||||
Учебная дисциплина | Русский язык | |||||||
Группа | 221 | |||||||
Специальность | Хозяйка усадьбы | |||||||
Раздел дисциплины | Синтаксис и пунктуация | |||||||
Тема изучения | Сложное предложение | |||||||
Тема урока | Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему | |||||||
Номер учебного занятия по КТП | 2/32-ЛПЗ | |||||||
Вид занятия | Урок | |||||||
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний | |||||||
Вид урока | Урок-сочинение-рассуждение | |||||||
Цель урока: | Образовательная: обучение составлению монологического высказывания на лингвистическую тему; прививать знания по построению монологического ответа, аргументированного текстом. Развивающие: развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи студентов, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции. Воспитательные: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу. | |||||||
Образовательные результаты | ||||||||
Общие компетенции | Личностные | Метапредметные: | Предметные | |||||
ОК6 | Воспитание уважения к русскому языку (родному), который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности | Владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом); владение языковыми средствами; | Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения (учебно-научной, деловой и др.). | |||||
Организация образовательной среды | ||||||||
Педагогические технологии | Методы обучения | Образовательные ресурсы | Междисциплинарные и межкурсовые связи | Формы организации работы | ||||
-проблемное обучение; -информационно-коммуникационные технологии; | Словесный Практический; Наглядный. | текст произведения, раздаточный материал-рекомендации | История География Литература | 1.индивидуальная работа; Работа по учебнику; 1) беседа; 2) обсуждение; 3) сравнение; |
Конспект урока
Тема урока: Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему
Цели урока:
Образовательная: обучение составлению монологического высказывания на лингвистическую тему; прививать знания по построению монологического ответа, аргументированного текстом.
Развивающие: развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи студентов, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.
Воспитательные: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу
Ход урока
Структурная часть урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1.Организационная часть | 1.Приветствует. 2.Определяет отсутствующих 3.Проверяет готовность группы к уроку. Сегодня мы с Вами проведем практическую работу, где Вы научитесь составлять связное высказывание с использованием различных союзов, союзных в сложносочиненных или сложноподчиненных предложениях. | 1. Приветствуют. 2. Готовятся к уроку. 3.Планируют свою деятельность с заданными целями и содержанием урока. 4. Слушают. Записывают. |
2. Этап всесторонней проверки знаний | 1. Выявляет факт выполнения домашнего задания, причины невыполнения задания отдельными студентами. Организует контроль. 2. Определяет типичные недостатки в знаниях студентов. 3. Использует взаимопомощь и самоконтроль студентов. 4. Итак, в продолжение изучения сложного предложения предлагается следующее задание. Дополните предложения сначала придаточными, отвечающими на вопрос зачем? А потом придаточным, отвечающими на вопрос почему? 1. Туристы остановились…. 2. Ребята внимательно наблюдали за птицами… 3. Андрей подошел к скверу… 4. Группа отдыхающих с утра отправились на пристань, … | 1. Проверяют задание по эталону. 2.Отвечают на вопросы. 3. Проверяют тетради друг у друга. 4. Выполняют работу. Рецензируют ответы, дополняют, высказывают свою точку зрения. |
3. Этап усвоения новых знаний. | 1. Выявляет факт выполнения домашнего задания. 2. Определяет типичные недостатки в знаниях студентов. 3. Использует взаимопомощь и самоконтроль студентов. 4. Организует учебную деятельность в форме: беседы и практической работы | 1. Слушают. 2. Овладевают умениями и навыками рационально учиться. 3. Выполняют записи в тетради, записывают алгоритмы. 4. Задают вопросы. Воспринимают и перерабатывают информацию. 5. Работают самостоятельно |
4. Этап закрепления новых знаний. | Погружение и выполнение заданий. См. приложение. | 1. Воспроизводят основные идеи нового материала. 2.Выделяют существенные признаки ведущих понятий, конкретизируют эти признаки. 3.Узнают и соотносят факты с понятиями, правилами и идеями. 4. Обобщают, сравнивают, анализируют. |
5 этап подведения итогов и д/задание | Домашнее задание учебник , стр. 373 , упр. 212 |
|
.
Приложение к уроку.
Задание 2. Составьте предложения с прямой и косвенной речью, используя следующие глаголы.
1. удивиться, обрадоваться, огорчиться, поразиться.2. говорить, пробормотать, шепнуть, крикнуть, брякнуть, выпалить.
Задание 3. Составьте диалог на одну из тем, связанных с беседой: а) учителя и ученика, б) двух товарищей, в) покупателя и продавца. Поставьте нужные знаки препинания, при репликах используйте подходящие авторские слова.
Критерии оценивания
Задания | Оценка | Примечания |
1-3 | «3» | Задания выполнены. Недочеты и ошибки содержатся в каждом упражнении в количестве 30 % |
1-3 | «4» | Задания выполнены. Недочеты и ошибки содержатся в двух упражнениях в количестве 30 % |
1-3 | «5» | Задания выполнены верно |
Практическая работа
Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения. Выполнив данную практическую работу, Вы научитесь анализировать простое предложение
Цель:
– совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
Задание. Спишите. Выделите грамматические основы предложений. В каких случаях сочинительные союзы связывают однородные члены, а в каких – части сложносочинённого предложения? Определите значение союза. Расставьте недостающие знаки препинания.
- Всё живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь (Песков). 2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки (Песков). 3. Верблюжье молоко непривычно сладкое но пришлось выпить (Песков). 4. Барсук пытался уплыть но был водворен на пятачок земли возле пня (Песков). 5. Умер от болезни отец а мать после него от горя умерла (Песков). 6. Я тогда не здесь а у бабушки жил (Песков). 7. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени (Пушкин). 8. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт в те самые места (Пушкин). 9. Парнишка упал однако не был убит (Фадеев). 10. Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще (Л. Толстой). 11. Пусть он перебирается в деревню во флигель или я переберусь отсюда (Чехов). 12. Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи (Есенин).
Выполните синтаксический и пунктуационный разбор простых предложений.
Порядок синтаксического разбора простого предложения
1. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).
2. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
3. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
4. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.
5. Определить тип предложения по структуре:
а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);
б) распространенное или нераспространенное;
в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен);
г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).
6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.
7. Объясните каждый знак препинания в предложении
Критерии оценивания
Задания | Оценка | Примечания |
Предложения списаны, расставлены знаки препинания, грамматические основы выделены | «3» | Задания выполнены верно |
Выполнен синтаксический и пунктуационный разбор трех предложений | «4» | Задания выполнены верно |
Выполнен синтаксический и пунктуационный разбор шести предложений | «5» | Задания выполнены верно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Стилистические нормы употребления.»
»Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Стилистические нормы употребления.»Данный урок позволит учащимся овладеть принципами построения и правильного употребл...
«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Стилистические нормы употребления.»
»Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Стилистические нормы употребления.»Данный урок позволит учащимся овладеть принципами построения и правильного употребл...
«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Стилистические нормы употребления.»
»Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Стилистические нормы употребления.»Данный урок позволит учащимся овладеть принципами построения и правильного употребл...
Тест "Рынок. Спрос и предложение; эластичность спроса и предложения"
Тест по учебному курсу "Экономика" по теме "Рынок. Спрос и предложение; эластичность спроса и предложения" в 2-х вариантах. ...
Предложение.Грамматическая основа предложения.
Открытый урок в 5 классе по ФГОС. Прилагается презентация....
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение».
Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.Изучение сложноподчиненного предложения, правил постановки ...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение».
Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.Изучение сложноподчиненного предложения, правил постановки ...