3.2. Открытый урок № 2 «Монголо-татарское нашествие на Русь»
материал
3.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока)
Экспертный лист оценивания, протокол посещения и разработка открытого урока "Монголо-татарское нашествие на Русь" для студентов первого курса на базе основного общего образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
3.2 Открытый урок по теме: «Монголо-татарское нашествие на Русь»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
3.2 Открытый урок по теме: «Монголо-татарское нашествие на Русь»
Автономная некоммерческая образовательная организация
«Кызылский техникум экономики и права потребительской кооперации»
Методическая разработка открытого занятия по теме: «Монголо-татарское нашествие на Русь».
специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
Составитель: Монгуш Елена Чечен-ооловна, преподаватель АНОО ПО «Кызылский техникум экономики и права потребительской кооперации» по учебному предмету история.
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ВИД УРОКА: комбинированный с элементами самостоятельной работы, работы с документами, картой , учебником, с использованием ИКТ.
Методы обучения: словесный, наглядный, познавательный, практический.
Формы обучения: опрос, беседа, практика.
ЦЕЛЬ УРОКА: вспомнить с учащимися образование монгольского государства, познакомить с устройством монгольского войска, ходом монгольского нашествия на Русь, с причинами первых поражений.
Средства обучения:
Технические: компьютер.
Информационно-коммуникативные: презентация.
Структура урока:
1)Организационный момент (2 мин)
2)Объяснение хода урока (3 мин)
3)Повторение пройденного материала (15мин)
4)Рассмотрение новой темы (показ презентации (25мин)
5)Самостоятельная работа в группах (27мин)
6)Закрепление изученного материала (тест)5 мин
7)Выставление оценок и домашнее задание (5мин)
ЗАДАЧИ УРОКА:
I Образовательные:
1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;
2) познакомиться с направлением ударов монголов и битвой на р. Кал
2) познакомиться с направлением ударов монголов и битвой на р. Калка 1223 г.
3) определить и чётко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства .
II. Развивающие:
1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду ;
2) учиться анализировать проблемную ситуацию;
3) развивать умения определять и объяснять термины: курултай, нойоны, ханы, нукеры, монголо-татары, Золотая Орда.
4) развить навыки умения составлять хронологическую таблицу.
III. Воспитательные:
Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями;
подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.
Планируемые результаты:
Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.
Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;
Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;
УУД:
Личностные:
Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.
Регулятивные:
Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)
Познавательные:
Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.
Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.
Коммуникативные:
Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах
Оборудование: энциклопедии, мультимедийный проектор, , портреты Петра I, Г.К. Жукова, М.И. Кутузова, Е. Пугачева.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: курултай, нойоны, ханы, багатуры, монголо-татары, Золотая Орда.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, мультимедиа проектор, учебник, раздаточный материал, изображение Чингисхана и Батыя, карта в учебнике.
I. Проверка домашнего задания
Учащиеся по очереди задают друг другу вопросы:
1) Расскажите об образовании монгольского государства.
2)Дайте определение «феодальная раздробленность».
3)Назовите основные причины раздробленности Руси.
4)Раскройте положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности.
Преподаватель: Период феодальной раздробленности сопровождается упадком политического и военного могущества Руси, чем и воспользовались монголо-татары. Итак тема урока :
Монголо-татарское нашествие на Русь.
Тема на доске. Записываем ее в тетрадь.
Изучение нового материала ( постановка целей):
Учитель: Подумайте и скажите, на какие вопросы вам бы хотелось получить ответы по данной теме?
Учащиеся задают вопросы, преподаватель формулирует план урока:
1. Образование Монгольской империи. Занятия и войско монголов. 2. Первая встреча. Трагедия на Калке.
3. Нашествие Батыя на Русь.
Итак, приступим к поиску ответов на поставленные вопросы.
I. Рассказ учащегося об образовании монгольского государства, занятии.
В 12-13 веках монгольские племена занимали территории современных Монголии и Бурятии. Земледелием почти не занимались. Главной ценностью были стада и пастбища. В этот период появляются родоплеменная знать - НОЙОНЫ и наследственные правители - ХАНЫ.
Учитель продолжил тему урока. Образование монгольского государства связано с деятельностью предводителя одного из монгольских племен - Темучина. В 1206 году на КУРУЛТАЕ ( собрании знати) он был избран верховным правителем и принял имя ЧИНГИСХАН ( ок 1155-1227). После прихода к власти Чингисхана монголы, практически не зная поражений, за короткий срок подчинили огромные территории, включая Монголию, Северный Китай, Центральную Азию. В Закавказье, разгромили Грузинское царство, ворвались в Крым, захватили Судак, а затем вплотную подошли к местам обитания наших соседей - половцев. На Руси, видимо, не сразу осознали со сколь грозным и беспощадным противником им пришлось столкнуться. Но на княжеском съезде в Киеве было решено собираться в поход, многие князья на призыв не откликнулись.
Работа с новыми понятиями: ( записываем в тетрадь, так же -1206 год).
Постановка проблемы:
Итак, в чем же причины монгольских побед? И почему русские князья , имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников , не устояли перед монгольским нашествием? На этот вопрос вы попробуете ответить самостоятельно.
II. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
Задание:
Используя документ и материалы учебника параграф19, презентации изучите вопрос об устройстве монгольского и русского войска и ответьте на вопрос:
В чем причины монгольских побед? Почему русские князья , имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников , не устояли перед монгольским нашествием?
Вот как о монгольской армии писал
Плано Каприни в «Истории монголов»(середина XIII в.):
Плано Каприни - итальянец, посланник папы римского, первым из европейцев, посетивший Монгольскую империю и оставивший описание своего путешествия.
Войско было организовано по азиатской десятичной системе. Армия делилась на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч (тумены или тьмы), во главе которых стояли десятники, сотники, тысяцкие и темники. Тумэны объединялись в конные армии численностью до 100 000 человек.
Главной причиной побед монголов являлось превосходство их армии, прекрасно организованной и обученной. Монголы сумели создать лучшее в мире войско, в котором поддерживалась жесткая дисциплина. Монгольское войско почти целиком состояло из конницы, поэтому было маневренным и могло покрывать очень большие расстояния. Основным оружием монгола был мощный лук и несколько колчанов со стрелами. Противник обстреливался на расстоянии и только потом, если было необходимо, в бой вступали отборные части. Монголы широко использовали такие военные приемы, как ложное бегство, фланговые обходы и окружение. Вот как о монгольской армии писал Плано Каприни в «Истории монголов»(середина XIII в.):
«I. Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперед передовых застрельщиков, у которых нет с собой ничего, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они ничего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного, обращают их в бегство; все же они гораздо охотнее убивают, чем обращают в бегство. За ними следует войско, которое, наоборот, забирает все, что находит; также и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают. Тем не менее, все же стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках.
III. Надо знать, что всякий раз, как они завидят врагов, они идут на них, и каждый бросает в своих противников три или четыре стрелы; и если они видят, что не могут их победить, то отступают вспять к своим; и это они делают ради обмана, чтобы враги преследовали их до тех мест, где они устроили засаду…»
У Китая степняками были заимствованы осадные орудия, с помощью которых завоеватели могли захватывать крупные крепости. Покоренные народы часто предоставляли монголам воинские контингенты. Перед предполагаемыми
военными действиями шпионы и разведчики проникали в страну будущего противника.
Монголы быстро расправлялись со всяким неповиновением, жестоко пресекая любые попытки к сопротивлению. Используя политику «разделяй и властвуй», они стремились раздробить силы противника в завоевываемых государствах, что и было сделано на Руси. Именно благодаря этой стратегии им удавалось сохранить свое влияние в захваченных землях в течение достаточно продолжительного временного отрезка.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы с подтверждением из документа:
В ответах должно прозвучать о хорошо вооруженном и маневренном войске монголов, о железной дисциплине и о том, что русские князья, раздираемые междоусобицами не смогли сплотиться против сильного врага. Отметить так же плохо вооруженное и малочисленное, по сравнению с монголами, русское войско.
III. Первая встреча русских князей с монгольским войском. Битва на р. Калка 1223 году.
Учащимся демонстрируется видеоматериал из серии " История государство Российского Н.М. Карамзина" - Битва на Калке 1223 год. 67 серия.
Задание:
Выписать : год, место и исход сражения.
Данные записываем в тетрадь:
31 мая 1223 год
р. Калка
поражение русского и половецкого войск.
Далее пробуем вместе назвать причины поражения.
не было согласованности в действиях русских князей: они не имели общего командования, некоторые князья вообще не приняли участие в битве.
бегство половцев.
маневренная конница и хорошо вооруженное, жестокое войско монголов.
Студент подводит итог: одержав победу, монголы не рискнули идти в глубь русских земель - они пришли пока с целью разведки. Но ослабленные после битвы на Калке, они потерпели на Волге ряд поражений и вернулись в степи. На Руси решили, что они ушли навсегда, и поэтому никаких оборонительных мероприятий князья не предприняли. Монголы же получили важные сведения о ситуации в русских землях и через 14 лет вновь напомнили о себе.
Внук Чингисхана хан Батый, выполняя завещание великого деда ( покорить весь мир) отправился в поход на русские земли.
Как и в какой последовательности это происходило вы вспомните, составив хронологическую таблицу у себя в тетради, опираясь на знания, полученные ранее. Для этого откройте стр. 83-85 учебника, а так же используйте карту на стр. 82. Приступайте. ( Либо домашнее задание, в зависимости от оставшегося времени).
-Сделаем физразминку (5мин)
Учащиеся называют в хронологической последованности русские земли, покоренные Батыем.
декабрь 1237 - Рязанское княжество.( Евпатий Коловрат)
февраль 1237 - Владимир и еще 14 городов.
4.03.1238 - битва на р. Сить, поражение русской рати.
1238 - г. Торжок
1238 - Козельск ( злой город)
весной - осенью 1239 - Переяславское и Черниговское княжества
6.12. 1240 - взят Киев
1241 - Владимиро-Волынское и Галицкое княжества
Учитель подводит итог: итак, Батый покорил и разорил большую часть русских земель, кроме того вторгся в Венгрию, Польшу и Чехию, но дальше в Европу не пошел и в 1242 году вернулся на Нижнюю Волгу.
Подумай: А.С. Пушкин о походе Батыя на Русь писал: Европа спасена, " растерзанной и издыхающей Россией".
? Как вы понимаете эти слова?
IV. Рефлексия:
Выполнение небольшой проверочной работы.
Учащимся раздается тестирование. Проверочная работа по теме: Образование Монгольского государства.
Монгольское нашествие на Русь.
Когда было образовано Монгольское государство?
а) 1206
б) 1115
в) 1210
Кто объединил под своей властью монгольские племена?
__________________________________
Нойоны - это
Ханы - это
Когда русские впервые встретились с монголами?
а) 31. 05. 1223.
б) 12.04. 1226
в) 25.03.1215.
Где впервые произошла битва?
_____________________________
7.Назовите исход этой битвы?
V. Итоги урока, домашняя работа
Преподаватель подводит итог, ставит оценки, задает домашнее задание.
Домашнее задание: учить записи в тетрадях, дополнительная литература, приготовить доклады о Чингисхане, Батые.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия: «Монголо-татарское нашествие на Русь». | |||
Специальность | Юристы | ||
Междисциплинарные связи | Предшествующие учебные дисциплины/МДК | Последующие учебные дисциплины/МДК | |
ОГСЭ. литература | ОДБ. 04. История | ||
Формируемые компетенции | Общие компетенции | Профессиональные компетенции | |
ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | ПК.2.1. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни. | ПК.2.4.Информационно-коммуникативное отношение к миру. | |
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями | ПК.2.2 Совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитывать чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к предмету, культурам других народов. | ПК.2.5 Умение работать с разыми источниками информации. | |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | ПК 2.3Сформировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества. | ПК.2.6.Формировать основы ЗОЖ | |
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | |||
Требования к результатам освоения дисциплины/МДК | Освоенные умения | Усвоенные знания | |
У1 Самостоятельно выражать свои мысли | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | ||
У2 Разбираться с основных понятиях и терминах | Владение навыками познавательной деятельности. | ||
У3 Агументированно определять вывод | Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. | ||
Наименование темы | Монголо-татарское нашествие на Русь. | 2часа | |
Уровень освоения | 1-ознакомительный | ||
Тип учебного занятия | Учебное занятие по изучению нового материала | ||
Формы и методы обучения | Словесные: опрос, беседа, практика. Наглядные: портреты исторических деятелей, компьютерные иллюстрации |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | ПК 2.3Сформировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества. | ПК.2.6.Формировать основы ЗОЖ | |
ОК1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | |||
Требования к результатам освоения дисциплины/МДК | Освоенные умения | Усвоенные знания | |
У1 Самостоятельно выражать свои мысли | Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | ||
У2 Разбираться с основных понятиях и терминах | Владение навыками познавательной деятельности. | ||
У3 Агументированно определять вывод | Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. | ||
Наименование темы | Монголо-татарское нашествие на Русь. | 2часа | |
Уровень освоения | 1-ознакомительный | ||
Тип учебного занятия | Учебное занятие по изучению нового материала | ||
Формы и методы обучения | Словесные: опрос, беседа, практика. Наглядные: портреты исторических деятелей, компьютерные иллюстрации |
Образовательные технологии | Здоровьесберегающая технология обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная технология | ||
Цели учебного занятия | Образовательная | Развивающая | Воспитательная |
1.Научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси; 2.Познакомиться с направлением ударов монголов и битвой на р. Калка 1223г. 3.Определить и четко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении с монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства. | 1.Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду; 2.Учиться анализировать проблемную ситуацию; 3.Развивать умения определять и объяснять термины; курултай, нойоны, ханы, нукеры, монголо-татары, Золотая Орда; 4.Развивать навыки умения составлять хронологическую таблицу. | .1.Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями; 2.Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом. | |
Вид занятия | Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы | ||
Формы организации учебного занятия | Групповая Фронтальная Индивидуальная | ||
Место проведения учебного занятия | Кызылский техникум экономики и права потребительской кооперации учебная аудитория № 29 | ||
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия | Устные и письменные опросы, анализ практических навыков |
Организация образовательного пространства учебного занятия | Ресурсы учебного занятия | |||
Материально-техническое обеспечение | Основная литература: | Дополнительная литература: | Электронно-информационные: | |
Учебно-наглядные пособия: карты, плакаты по разделам дисциплины. Специализированная мебель: доска аудиторная, стойка-кафедра. стол и стул преподавателя. подставка под ТСО, стол и стулья аудиторные, стойка компьютерная, телевизор. | «7. Торкунов А.В. История 1,2,3ч. М.: 2020 10.Ходяков М.В. Новейшая история России (1914-2015гг.) .-М.:2020 В.В. Артёмов, Ю.И. Лубченков История Отечества с древнейших времён до наших дней. ОИЦ « Академия»– М., 2015. | Родионов П. Г. «История отечества», мультимедийный учебник; Г.К.Селезнев «Политическая история современной России 1991-2015», М- 2016.; В. О. Ключевский « Курс лекций по русской истории», М-2015; «Всемирная история», энциклопедия под ред. В. М. Макаревича, М-2015; «Пензенская энциклопедия», под ред. К. Д. Вишневского, М-2015; «Всемирная история» современная школьная энциклопедия, под ред. В. Д. Пономарёва, М-2015; «Энциклопедия русской культуры» под ред. Т. Ниловой, М-2015; 9.Торкунов А.В. История 1,2,3части. М.: 2020 10.Ходяков М.В. Новейшая история России (1914-2015гг.) .-М.:2020 | 1.http:www. hist. msu.ru/ER/Eteх/PICT/feudal.htm-Библиотека исторического факультета МГУ. 2.http:// www.bibliotekar.ru- электронная библиотека нехудожественной литературы по русской им мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. http://biograf-book,narod.ru-избранные – биографии: биографическая литература СССР. |
Планируемые образователь-ные результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать причины и последовательность монголо-татарского ига. | Формирования познавательных действий, определяющих умение выделять тип заданий и способы выполнения: основных мыслительных операций в процессе слушания, выполнения работ, говорения. | Осваивать новые социально-исторические роли. |
Технология проведения
Структура учебного занятия
Этапы занятия (мин) | Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | ||
Формируемые компетенции | |||||
Профессиональные компетенции | |||||
Знать | Уметь | Практический опыт | |||
1.Организационный момент. Отметка готовности к уроку.(2мин) Сообщение темы урока. Сообщение целей урока (3 мин) Повторение пройденной темы (15мин) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к проведению занятия | Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока | Ориентироваться монголо-татарском нашествии. | Воспринимать полученную информацию | Формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности |
3.Изучение нового материала (25мин) Самостоятельная работа (27мин) | Обеспечить обучающихся информацией о порядке проведения занятия. | Озвучивает инструктаж перед проведением занятия. | Основные направления эпохи дворцовых переворотов | Анализировать полученную информацию | ОК1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии ,проявлять интерес |
Обеспечения восприятия, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий | Транслирование и передача новой информации, координирование групповой деятельности учащихся | Методы и формы заполнения таблицы | Проверка таблицы, умение объяснять выполненное задание | ОК3,ПК 2.3. | |
4.Закрепеление полученных знаний. Контроль и оценка занятия. Подведение итогов занятия. (5мин). | Закрепить и проверить усвоенный материал. Систематизация и обобщение знаний и умений. | Организовать коллективную взаимопроверку. | Что усвоено и что подлежит самостоятельному усвоению. | Аргументировать свой ответ и дать оценку своей деятельности на уроке. | ОК7. Брать на себя ответственность за членов команды (подчиненных),за результат выполнения. |
5.Рефлексия учебной деятельности (5мин) | Организовать рефлексию обучающихся по поводу психоэмоционального состояния, мотиваций, взаимодействия с преподавателем и студентами. | Побуждает к высказыванию своего мнения. | Способы анализа учебной деятельности | Высказывать свое мнение ,умение делать вывод формулирует конечный результат своей деятельности | Анализ полученных знаний и умений, оценка личностной удовлетворенности |
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 мин) | Закрепление изученного материала | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания | Технологический процесс теоретической, технической подготовки к подходу | Анализ полученных з и умений, суметь произвести информацию | ОК3,ОК1,ПК 2.3.,ПК 2.1. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
монголо-татарское иго; вторжение крестоносцев
Презентация к уроку по истории России...
Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку
Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...
Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)
Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...
тестовая работа "Монголо-татарское нашествие на Русь"
материал можно использовать для проверки знаний обучающихся в 6 классе. Включает в себя период с начала XII века до конца XV века, связанный с отношениями между Русью и Ордой....
ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»
ОТЧЕТо проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...
Открытый урок на тему: "Изготовление ручки для изделий хозяйственного назначения (лопата, грабли, молоток)"
Данный открытый урок предназаначен для повторения и обобщения знаний учащихся о приемах обработки древесины на примере изготовления изделий хозяйственного назначения....
Презентация Монгольское нашествие на Русь
Краткое содержание...