Экзаменационная работа по учебной дисциплине "Обществознание"
тест

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie.docx69.78 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответом к заданиям части 1 является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задания части 2 (21-29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Права и свободы человека и гражданина

Виды прав

Конкретные права, закрепленные в Конституции РФ

Культурные права

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества

___________ права

Каждый вправе иметь имущество в собственности, граждане вправе иметь в частной собственности землю, право наследования гарантируется

Ответ:_____________________________

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) знания; 2) мировоззрение; 3) ценности; 4) установки; 5) убеждения.

Ответ: ____________________________

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека».

1) воспроизводство рода; 2) самореализация; 3) питание; 4) дыхание; 5) движение; 6) общение; 7) отдых.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: ___________________________

4. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

2) Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.

3) Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.

4) Потребность служит побудительным мотивом деятельности.

5) Потребность, как правило, направлена на какой-либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

Ответ: _________________________________

5. Установите соответствие между компонентами общества как системы и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕСТВА

КАК СИСТЕМЫ

А) семья

1) социальный институт

Б) экономика

2) сфера жизни общества

В) государство

Г) культура

Д) школа

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Ответ:  

6. Транснациональные компании, тратя огромные деньги на рекламу, убеждают население разных стран покупать определенные товары. О чем свидетельствует этот факт? Выберите из приведенного ниже списка ответы на данный вопрос и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) дифференциации доходов

2) разделении труда

3) глобализации потребления

4) социальном неравенстве

5) возможностях Интернета

6) глобализации производства

Ответ: _______________________________

7. Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры,

под которыми они указаны.

1) Одним из предметов изучения макроэкономики являются проблемы взаимодействия потребителей и производителей в условиях рынка.

2) Микроэкономика изучает роль государства в регулировании экономики.

3) Экономика как наука изучает способы хозяйствования, отношения между хозяйствующими субъектами.

4) Ученые изучают как общие закономерности функционирования экономики, так и локальные проблемы ведения рыночного хозяйства.

5) Экономика как наука зародилась в античные времена.

Ответ: ______________________________

8. Установите соответствие между примерами и соответствующими им видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

А) в связи с изменением спроса на энергоресурсы многие шахты закрылись, а шахтёры остались без работы

1) сезонная

Б) выпускники творческих вузов ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую

2) структурная

В) полгода жители городка на морском побережье обслуживают туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти работу

3) фрикционная  

Г) в службе занятости безработные отказываются от рабочих вакансий и просят подобрать работу менеджеров

Д) в связи с экономическим кризисом фирмы, производящие различные товары и услуги, сократили численность персонала

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

9. Япония, где земля - достаточно дефицитный ресурс, но зато имеется высококвалифицированная рабочая сила, производит и поставляет на мировой рынок видеокамеры, автомобили и электронику. В последние годы мировой рынок всё более явно ощущает воздействие растущей индустрии электроники в Корее и США. Какие явления иллюстрирует данная ситуация? Запишите цифры, под которыми эти явления указаны.

1) инфляцию

2) конкуренцию

3) монополизацию

4) специализацию

5) информатизацию

6) дифференциацию

Ответ: _________________________________

10. На графике отражено изменение спроса на мобильные телефоны новых моделей: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р - цена товара, Q- количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) укрупнение компаний, предоставляющих услуги мобильной связи

2) снижение цен на популярные модели телефонов

3) утверждение плоской шкалы налогообложения

4) рост покупательной способности населения

5) удорожание услуг стационарной телефонной связи

Ответ: ___________________________

11. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Нервно-психические заболевания человека, задержка его психического и физического развития являются одной из причин отклоняющегося поведения.

2) Примером позитивного отклоняющегося поведения является занятие благотворительностью.

3) Снижение уровня экономического развития не связано с увеличением числа лиц с отклоняющимся поведением.

4) Распад существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей, вызывает девиантное поведение.

5) Основными формами девиантного поведения являются: пьянство, наркомания, преступность.

Ответ: __________________________________

12. В стране Z социологическая служба проводила опрос. Участникам предлагалось ответить на вопрос: «Какие цели Ваша семья ставит перед собой?» Результаты опроса приведены в таблице (в % от числа опрошенных).

2005 г.

2013 г.

Выжить

15

25

Жить не хуже, чем большинство семей в моем городе (поселке)

58

55

Жить лучше

15

13

Жить по стандартам развитых стран

2

2

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) За последние годы благосостояние людей выросло.

2) У большинства отсутствуют достижительные установки.

3) Средний уровень жизни людей достаточно высок.

4) Уровень жизни в развитых странах не рассматривается большинством опрошенных как целевой ориентир.

5) Среди опрошенных количество тех, кто сводит концы с концами, возросло.

Ответ: _____________________________

13. Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политические элиты являются именно теми субъектами политики, которые сосредоточивают в своем распоряжении политическую власть.

2) Политическая элита - привилегированная группа, занимающая руководящие позиций во властных структурах и непосредственно участвующая в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.

3) Политическая элита осуществляет интегративную функцию, содержанием которой является осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.

4) Одним из факторов, обусловливающих существование политической элиты, является политическая пассивность широких масс населения, главные жизненные интересы которого обычно лежат вне сферы политики.

5) Осуществляя организаторскую функцию, политическая элита укрепляет стабильность и единство общества, устойчивость ее экономической и политической системы, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

Ответ: ____________________________

14. Установите соответствие между предметами ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации и их конкретными проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

       

 КОНКРЕТНЫЕ

ПРОЯВЛЕНИЯ

УРОВНИ ПРЕДМЕТОВ  

ВЕДЕНИЯ

А) природопользование, охрана окружающей среды

1) ведения РФ

Б) кадры судебных и правоохранительных органов

2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации

В) внешняя политика и международные отношения РФ

Г) денежная эмиссия

Д) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

15. В государстве Г. запрещена деятельность оппозиционных партий. В стране установился тоталитарный режим. Какая дополнительная информация может служить подтверждением этого вывода? Найдите нужные позиции в перечне и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сращивание аппарата господствующей партии с государством

2) поддержка традиционных институтов общества

3) цензура в средствах массовой информации

4) разделение законодательной и исполнительной властей

5) широкое применение государством насилия

6) создание разветвленной системы законов

Ответ: _____________________________

16. Согласно Конституции, в РФ устанавливается верховенство закона в общественной жизни. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Какие принципы конституционного строя отражаются в этих положениях? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) республиканское правление

2) разделение властей

3) правовая государственность

4) идеологическое многообразие

5) демократизм

6) федерализм

Ответ: _______________________________

17. Установите соответствие между особенностями наступления юридической ответственности и ее видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ОСОБЕННОСТИ НАСТУПЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

А) наступает за проступки, нарушающие общественный порядок

1) административная

Б) наступает за нарушение трудовых обязанностей

2) дисциплинарная

В) наступает за нарушение должностных инструкций

Г) наступает за проступки, совершенные в сфере государственного управления

Д) наступает за нарушение приказов руководителя

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

18. Найдите в приведенном списке отличительные признаки кооператива. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности

2) устав должен содержать условия о размере паевых взносов членов коммерческой организации

3) участником может быть одно лицо, которому в этом случае деятельность коммерческой организации полностью подконтрольна

4) генеральный директор на практике чаще всего выступает в качестве единоличного исполнительного органа коммерческой организации

5) высшим органом управления коммерческой организации является общее собрание членов этой организации

Ответ:________________________________

19. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Гражданство человека означает признание его государством в качестве полноправного субъекта правовых отношений. (Б) Совершенно обоснованно общественность ряда стран высказывается за ужесточение требований к претендентам на гражданство. (В) Уже сейчас в ряде стран необходимо продемонстрировать знание языка. (Г) В некоторых государствах претендент на гражданство должен отвечать критериям материально-финансового характера. (Д) Однако чрезмерное ужесточение требований может негативно сказаться на свободе перемещения людей.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятие «общество» многозначно. Часто под обществом понимается социальная ______(А), объединенная общим ______(Б) ее членов, например, дворянское общество, или общностью ______(В). Социологи называют общество динамической ______(Г), подчеркивая этим связь различных компонентов общественной жизни и их изменения в ходе исторического развития. Эти изменения могут носить постепенный характер, а могут ускоряться в ходе _____(Д) или благодаря реформам. Реформы, как правило, меняют какую-либо сторону жизни при сохранении основ существующего ______(Е). Разрешая реально существующие в обществе противоречия, реформы прокладывают дорогу новому».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) система

2) структура

3) группа

4) революция

5) интерес

6) прогресс

7) социальный статус

8) строй

9) сфера

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ответ:

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

 

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (...) Правовое государство для выполнения своей основной функции - защиты и охраны прав и свобод граждан - должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные права человека. (...) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей - эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства - защищая права человека, обеспечить достоинство личности как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.

Е.В. Лукашева

21. Назовите принципы правового государства, приведенные автором.

22. Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.

23. Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

24. Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.

26. В рыночной экономике с определенной периодичностью наблюдаются спады и подъемы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин.

27. В лаборатории химического института проводится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Познание как вид деятельности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1-29.5).

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

Философия

«Интенсивность воздействия природно-биологических причин на различных этапах развития общества может быть различной» (А.Г. Эфендиев)

29.1

Экономика

«Работники сталкиваются с необходимостью делать выбор в отношении работодателя» (Р. Пиндайк)

29.2

Социология, социальная психология

«Основой стратификационного строения общества является социальное неравенство» (Г.В. Пушкарева)

29.3

Политология

«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.Ж. Руссо)

29.4

Правоведение

«Обязанности и запретности укрепляют правосознание» (И.А. Ильин)

29.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы по профессии "Повар, кондитер"

В методических рекомендациях  отражены требования к оформлению письменных экзаменационных работ по профессии "Повар, кондитер" по специальности "Кондитер"....

письменная экзаменационная работа

Письменная экзаменационная работа по профессии "Повар, кондитер", по специальности повар. предмет "Кулинария"...

Экзаменационный материал по учебной дисциплине «Основы бухгалтерского учёта, налогов и аудита»

Экзаменационный материалпо учебной дисциплине «Основы бухгалтерского учёта, налогов и аудита» по профессии "Хозяйка усадьбы"...

ЕН.01. Математика Экзаменационные билеты по учебной дисциплине по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 35.02.07. Механизация сельского ...

Экзаменационные билеты по учебной дисциплине "Устройство, ремонт и ТО автотранспорта"

Экзаменационные билеты предназначены для итоговой аттестации обучающихся по учебной дисциплине "Устройство, ремонт и ТО автотранспорта"...

Экзаменационные билеты по учебной дисциплине "ТО и ремонт автотранспорта"

Экзаменационные билеты предназначены для итоговой аттестации по учебной дисциплине "ТО и ремонт автотранспорта"...

Экзаменационные билеты по учебной дисциплине "Общая технология электромонтажных работ"

Экзаменационные билеты по учебной дисциплине "Общая технология электромонтажных работ"...