Жизнь и творчество С. Есенина
методическая разработка
Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем. Есенин — истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_esenin.docx | 38.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока-конкурса стихов
по творчеству С.А. Есенина.
Цели занятия:
- помочь студентам определить основные темы стихов С.Есенина;
- систематизировать и углубить знания о стихотворной речи;
- совершенствовать технику выразительного чтения;
- прививать студентам любовь к поэзии.
Подготовительные мероприятия:
- провести конкурс рисунков, иллюстрирующих стихи С. Есенина;
- снять видеофильм: «Мой С. Есенин» (чтение стихов С.Есенина преподавателями и студентами колледжа);
- оформить аудиторию рисунками и текстами стихов С.Есенина.
Оснащение:
- портрет С.Есенина;
- видеофильм: «Я последний поэт деревни» ;
- видеофильм: «Мой С. Есенин».
Ход урока:
- Организационный этап.
- Постановка целей и задач.
- Актуализация знаний
Чтобы полюбить поэзию, нужно понимать особенности лирических произведений.
- Что представляет собой лирика как один из трёх литературных родов?
Не следует противопоставлять лирику прозе, ведь порой стихотворение лишено рифмы и стихотворного ритма, т.е. написано прозой (стихотворение в прозе).
Лирику стоит противопоставлять эпосу.
В эпосе и в драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, во взаимоотношениях с людьми.
В лирике человек изображается преимущественно в сфере духовной жизни, образ лирического произведения - это «образ-переживание», а речевая форма - внутренний монолог.
Лирика воспроизводит чувства, мысли, настроения. Её образы-переживания рассчитаны на эмоциональное восприятие.
Поэтому-то и трудно пересказать содержание лирических произведений прозой, исчезает душа поэзии.
В лирике нет ни напряжённого действия, как в драме, ни развёрнутого описания окружающей человека обстановки, как в эпических произведениях.
Особое значение в лирике приобретает слово. Оно доводится до такой степени выразительности, что переживание благодаря ему превращается в конкретный жизненный факт.
План анализа лирического произведения:
1.Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.
2.Тема и идея, композиция - движение поэтической мысли в произведении.
3. Основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое испытывал во время его написания)? Какими средствами
выразительности и изобразительности создаётся?
4.Какие другие чувства выражены в стихотворении? Как выражены?
5.Что особенно привлекло ваше внимание в произведении?
Особенность лирической поэзии - предельная концентрация мысли и чувства, максимальная сжатость пространства при беспредельной ёмкости содержания.
Стих, как монету, чекань
Строго, отчётливо, честно,
Правилу следуй упорно:
Чтоб словам было тесно,
Мыслям — просторно.
Н. Некрасов, «Форма», 1877
На сегодняшнем занятии мы соприкоснемся с творчеством великого русского поэта С. Есенина.
(На экране демонстрируется видеофильм: «Я последний поэт деревни»).
Ведущий 1.
Сергей Есенин – поэт, проживший очень короткую жизнь, всего 30 лет. Но за эти годы он написал сотни прекрасных стихотворений, художественные произведения; его письма - размышления о духовной жизни, философии и религии,- стали эпистолярным наследием.
В свои 30 он стал Великим, он стал гордостью России, он стал символом Руси. В 30 лет он получил мировое признание, славу и известность.
Ведущий 2. Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.
Ведущий 1. На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.
Ведущий 2. Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Ведущий 1 . Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем. Есенин — истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина — Рязанская земля — вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас.
Ведущий 2. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах. Поэта с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний.
Ведущий 1
В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа — его “беспокойная, дерзкая сила”, размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность.
Ведущий 2
Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека — Есенина с русскими крестьянами.
Ведущий 1
Сергей Есенин родился в крестьянской семье. “В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни”, — вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт “великой песенной силы”.
Ведущий 2
Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:
Ведущий 1
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску...
Ведущий 2
“Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил Есенин, — любовью к Родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”.
В стихах Есенина не только “светит Русь”, не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине:
Ведущий 1
Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
Мне теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Ведущий 2
Поэт жадно вглядывается в картины обновляющегося весною мира и ощущает себя его частицей, с трепетом ожидает восхода солнца и долго засматривается на блестящие краски утренней и вечерней зари, на небо, покрытое грозовыми тучами, на старые леса, на поля, красующиеся цветами и зеленью.
Ведущий 1
В его поэзии, по словам А. Толстого, слышится “певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы”.
Все у Есенина многоцветно и многокрасочно.
Ведущий 2
С поразительным мастерством раскрывает перед нами Есенин картины родной природы. Какая богатая палитра красок, какие точные, порой неожиданные сравнения, какое чувство единства поэта и природы!
Ведущий 1.В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёз и синь рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты…
- Контроль знаний.
Преподаватель:
Мы приступаем к конкурсу стихов великого русского поэта Сергея Есенина. Оценивать конкурс будет жюри в составе: (преподаватели, студенты старших курсов).
Критерии конкурса, лист оценивания:
Критерии конкурса | Ф.И. участника | Ф.И. участника | |||
умение правильно передать замысел автора и выбрать нужную интонацию; | |||||
выразительность, эмоциональность; | |||||
хорошее знание текста; | |||||
сценическая культура; | |||||
актерское мастерство. |
После выступления чтецов жюри подводит итоги.
В это время на экране демонстрируется видеофильм: «Мой С.Есенин» (чтение стихов С.Есенина преподавателями и студентами колледжа).
- Рефлексия. Подведение итогов, анализ.
Список использованной литературы:
1.Есенин С.А. Полн. Собр. соч.: В 7 т. – М ,: 1998. – Т. 3.
2.Есенин С.А. в воспоминаниях современников: В 2 т. – М., 1986. – Т 1.
3. Бузник В.В. Русская советская литература – Москва: Просвещение, 1987.
4. Быкова Н.Г. Литература. Справочник школьника. - Москва: ТКО «АСТ», 1995.
5. Зорин А. «Несказанное, синее, нежное…» // Литература. – 1998. - №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество Иоганна Вольфганга Гёте
Данный проект разработан для учащихся системы НПО, изучающих немецкий язык. Проект может быть использован при изучении темы «Литература» в разделе «Творчески познаём искусство»....
Презентация к уроку-путешествию "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова".
Презентация к уроку помогает учащимся лучше ориентироваться в материале, обогащает урок....
Литературная гостиная, просвящённая жизни и творчеству С.А.Есенина
Сегодня, когда катастрофически снижается уровень духовности, культуры, возникла настоятельная потребность подробно рассмотреть есенинскую концепцию мира и человека. Именно поэзия С.А. Есенина, ни на г...
Презентация к уроку Литературы "С.А. Есенин. Жизнь и творчество"
Данная презентация может быть использована на уроке Литературы в 11 классе и на первом курсе СПО....
методическая разработка урока по теме: «Жизнь и творчество. Жанр сказки в творчестве писателя»
цель данного урока активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы...
Презентация по творчеству С. Есенина
Презентация по творчеству С. Есенина...
Презентация "Сергей Есенин. Жизнь и творчество"
Презентация о жизни и творчестве поэта С.Есенина....