Музейное занятие на тему: «Герои Советского Союза из системы профессионального образования».
методическая разработка
Анализ апробированного музейного занятия на тему "Герои Советского союза из системы профессионального образования". Занятмие было проведено студентом в Музее колледжа "Дорога жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект музейного занятия | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Автомеханический лицей»
Музейное занятие
на тему:
«Герои Советского Союза из системы профессионального образования».
Выполнил:
Студент гр.№2593
Мацюк Владимир
Руководитель:
Дубровина Анна Олеговна
Санкт-Петербург
2016
Цели:
- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, чувства сопричастности к героической истории и традициям России;
- расширение представления о героизме советского народа;
- воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны;
- повышение исторической и музейной культуры.
Задачи:
-создание условий для активной содержательной деятельности обучающихся и формирования чувства причастности к судьбе Отечества, ответственности за свой личный выбор и за будущее России;
-формирование активной гражданской позиции;
- патриотическое воспитание
Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийные презентации, фото-видеоматериалы, фотоэкспозиция.
Отчет-анализ апробированного занятия.
5 октября 2016 года было проведено музейное занятие на тему: «Герои Советского Союза из системы профессионального образования». На занятии присутствовали студенты группы 2592 (II курс). Занятие проводил студент-экскурсовод Мацюк Владимир (студент II курса, группа 2593).
Наглядные материалы для занятия:
- Фотографии героев Советского Союза Н.И. Власова и А.Е.Матросова
- Мультимедийные презентации
- Видеоматериалы
На занятии были представлены материалы биографии героев Советского Союза Н.И.Власова и А.Е. Матросова. На подготовительном этапе студентами лицея была проведена поисковая работа по сбору информации о героях. Оформлена экспозиция с фотографиями и краткой биографией героев, представлены их ордена и медали, наградные листы. В ходе занятия большой эмоциональный отклик у студентов вызвал рассказ экскурсовода о поведении Н.И. Власова во вражеском плену, о зверствах фашистов в концентрационном лагере.
Ход занятия.
Студент-экскурсовод:
Сегодня мы собрались здесь с вами не случайно, т.к. 2 октября – день рождения системы профессионального технического образования. В прошлом году системе исполнилось 75 лет, а наш лицей отметил 50-летний юбилей. Наша встреча посвящена новой экспозиции музея «Герои Советского Союза из системы профессионального образования». Дело в том, что накануне Великой Отечественной войны , 2 октября 1940 года, был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные и школы фабрично-заводского ученичества. Эти училища были созданы в кратчайшие сроки. Приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи. Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Герои, о которых сегодня пойдет речь, вышли именно из стен ФЗУ.
Свое выступление мне бы хотелось начать со слов А. Твардовского: «Нет героев от рождения, они рождаются в боях». Победа в Великой Отечественнной войне складывалась из множества подвигов советских воинов. О них, самых отважных, удостоенных звания Героя Советского Союза, и пойдет сегодня наш рассказ.
Далее следует демонстрация презентации и рассказ об Алексее Евлампиевиче Матросове.
(Приложение 1).
Свое выступление я хочу продолжить словами бывшего узника лагеря Маутхаузен Ивана Бакланова: «…Будьте достойны имени этого храброго русского солдата. Это он вырвал из рук смерти нашу жизнь, а свою отдал за ваше будущее…» (из письма пионерам дружины имени Николая Власова люберецкой школы № 5). Эти слова о Николае Ивановиче Власове, советском военном летчике, Герое Советского Союза.
На нас с фотографии смотрит лицо молодого, красивого, улыбающегося человека. Его открытое лицо и белозубая улыбка вызывает большую симпатию. Он прожил всего лишь 29 лет. Много ли это или мало? Конечно мало... Он не оставил после себя сыновей, его мать в своей жизни недополучила сыновней любви и внимания и умерла на руках чужих людей. Но он успел много... Выучил не один десяток летчиков, которые сумели победить фашистских хорошо обученных асов. Сам не пал духом в нечеловеческих условиях жизни в плену и своим примером воодушевлял и поддерживал товарищей 575 дней, изо дня в день, он совершал подвиг, 575 раз он шел на таран. Враг не сумел сломить его. Память о Николае Ивановиче Власове навсегда останется в истории русской воинской Славы.
Далее следует показ презентации и рассказ о Власове Н.И. (Приложение 2).
На фоне демонстрации видеоклипа из к/ф «Офицеры» «От героев былых времен…» звучат слова экскурсовода:
«И отзовется вам, в небо летавшим,
Родина сердцем своим,
Вечною памятью доблестно павшим,
Вечною славой живым!»
Касаткин-Ростовский
Приложение 1.
Алексей Евлампиевич Матросов.
Родился 8 февраля 1911 в Петербурге. Окончил школу фабрично-заводского ученичества и с 1925 года работал слесарем-лекальщиком на заводе «Электросила». В 1933 году Алексей был призван в Красную Армию и по направлению Ленинградского обкома партии поступил в летное училище. В 1936 году он окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей. Службу проходил в бомбардировочных частях Забайкальского военного округа. Участвовал в боях с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол (Монголия) в 1939 году.
В боях Великой Отечественной войны принимал участие с июля 1941 года. Служил в 3-й авиационной дивизии АДД, считавшейся главной ударной силой советской авиации на западном направлении, лётчики которой с первых дней войны сражалась под Смоленском и Москвой, а в конце 1942 года участвовали в битве под Сталинградом.
С мая 1942 года командовал эскадрильей. К февралю 1943 года майор Матросов совершил сто двадцать успешных боевых вылетов на разведку и бомбардировку важных объектов в глубоком тылу противника. Бесстрашно и хладнокровно, он совершал в сутки по два-три и более боевых вылета, добиваясь высокой эффективности бомбометания. Был 4 раза подбит, но всегда приводил самолет на свою территорию, не потерял ни одного члена экипажа.
За полтора года боевой работы его эскадрилья совершила более 1000 успешных боевых вылетов по военно-промышленным объектам Германии, ее союзников.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм майору Матросову Алексею Евлампиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 829).
С мая 1943 года подполковник Матросов А. Е. — командир 17-го гвардейского авиационного полка дальнего действия.
В январе 1944 года экипажи полка участвовали в операции по прорыву блокады Ленинграда, нанося бомбовые удары по вражеским позициям в районах станций Мга, Синявино, Петергоф.
На завершающем этапе войны полк поддерживал наступательные операции по освобождению Прибалтики, совершал боевые вылеты по целям в Восточной Пруссии, Венгрии и Германии. Лётчики этого полка и их командир подполковник Матросов А. Е. завершили войну, участвуя в Берлинской наступательной операции и взятии города Берлина. За два года боевых действий полк произвел 3410 боевых самолетовылетов, сбросив на врага 3579 тонн бомб и более миллиона листовок. Было также сброшено 20 тонн груза партизанам.
После войны Матросов продолжил службу в ВВС СССР, командовал авиационным полком. В 1951 году окончил Высшую лётно-тактическую школу дальней авиации, после чего служил в ней заместителем начальника учебно-лётного отдела.
С 1953 года полковник А. Е. Матросов находился в запасе. Жил в городе-герое Ленинграде. Скончался 14 марта 1982 года. Похоронен на кладбище «Памяти жертв 9-го января» (участок № 59).
Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, двумя орденами Ленина (27 марта 1942; 25 марта 1943), орденом Красного Знамени (30 марта 1944), орденом Александра Невского (6 апреля 1945), орденом Красной Звезды (20 апреля 1953), медалью «За боевые заслуги» (3 ноября 1944), другими медалями.
Приложение 2.
Николай Иванович Власов
Николай родился 11 ноября 1916 года в Петрограде в семье рабочего.
По воспоминаниям матери Матрены Григорьевны, Коля очень любил рисовать и родители Николая всегда думали, что их сын будет художником. Но Коля хотел быть моряком.
Судьба же распорядилась иначе. После окончания школы Коля пошел в ФЗУ, а затем поступил работать слесарем на завод «Ленинградский литейщик».
В 30-е годы, кроме моря, все мальчишки мечтали о небе, об авиации. Не был исключением и Николай Власов. В 1934 году в возрасте 18 лет он поступил в 1-ю Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова. Родители могли гордиться сыном. Полёты у него проходили хорошо с самого начала. После окончания курса Николая оставили в училище инструктором.
В боевых действиях Великой Отечественной войны Николай Иванович принял участие с первых дней. Командир эскадрильи, майор Н.И. Власов, выполнял задания самой различной сложности и назначения: сопровождал бомбардировщики в тыл врага, штурмовал вражеские позиции, весьма успешно охотился за вражескими самолетами, неоднократно участвовал в отражении массированных, в том числе и ночных, налетов врага на советские оборонные объекты.
18 августа 1941 года с аэродрома в районе города Брянска майор Власов вылетел по тревоге на перехват воздушного разведчика противника. В воздухе он обнаружил Ju-88. Заметив преследование, вражеский пилот начал маневрировать и попытался скрыться в облаках. Власов бросился наперез. Когда расстояние между самолетами сократилось, стрелки «юнкерса» открыли огонь. Власов левым разворотом вышел из-под огня и нырнул под брюхо разведчика. «Юнкерс» тоже спикировал, выпустив по истребителю еще одну очередь, и укрылся в облаках, но Власов вновь настиг его. Линия фронта была уже рядом, и, чтобы не дать противнику уйти, Власов решил не обращать внимания на трассы вражеских очередей и решительно пошел в атаку. Подойдя сверху вплотную к «юнкерсу», он поймал кабину пилота в прицел и нажал на гашетку. Но пулеметы молчали…
Тогда он бросил свой истребитель на хвост вражеского самолета. Тот развалился на куски и рухнул на землю. От удара Власов на короткое время потерял сознание. Придя в себя, он с трудом выровнял падающий самолет и спланировал на свою территорию. При посадке истребитель попал в воронку и скапотировал. Когда пехотинцы вытащили майора из кабины, он все еще был без сознания. На лице - страшные следы удара о приборную доску.
Госпиталь недолго удержал Власова в своих стенах. Прихрамывая, со следами швов на израненном лице, он вскоре появился в родной части. Летать пока не мог, но опыт летчика-инструктора, боевая закалка первых месяцев войны делали его просто незаменимым при подготовке к боевым вылетам молодых пилотов. Однако главное свое назначение Николай видел не в инструкторской работе – как можно скорее обрести боевую форму, вновь подняться в воздух на истребителе и бить проклятых захватчиков на земле и в воздухе.
После возвращения к летной практике в июне 1942 года на лёгком самолете У-2 , ночью, на минимальной высоте, Власов пересек линию фронта. Совершив посадку между двумя шоссе в районе станции Миллерово, по которым двигались войска противника, он подобрал на борт сбитого до этого раненного лётчика, Героя Советского Союза, старшего лейтенанта Ф. Т. Демченкова, и под огнём противника доставил его на свой аэродром.
220 боевых вылетов, 27 воздушных боёв, 10 сбитых самолётов противника - таким был послужной список кавалера орденов Ленина и боевого Красного Знамени, когда в часть поступил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года о присвоении Власову Николаю Ивановичу высокого звания Героя Советского Союза. И снова Москва, Кремль, торжественная церемония вручения высочайшей правительственной награды: "Золотой Звезды" Героя ( № 756 ).
К тому времени Николай получил звание Подполковника и был назначен на ответственную должность лётчика - инспектора ВВС Красной Армии. Инспектируя авиационные части, Николай Иванович помогал вводить в строй молодых лётчиков, учил их мужественно и смело сражаться с воздушным противником. А если в полку или дивизии, где он находился в это время, складывалась тяжёлая боевая обстановка, он первым летел на выполнение боевого задания.
На рассвете 29 июня 1943 года при перелете в сражающийся Ленинград самолет, пилотируемый Власовым, был сбит огнем зенитной артиллерии противника, а летчик в бессознательном состоянии попал в плен к фашистам.
Многие годы ни боевые друзья, ни родители героя ничего не знали о его дальнейшей судьбе. И только после войны, когда из ада фашистских концлагерей возвратились на Родину немногие уцелевшие военнопленные и интернированные моряки из гитлеровской тюрьмы Вюрцбург, в личном деле подполковника Власова Николая Ивановича, хранящемся в Главном управлении кадров Министерства обороны СССР, появилась следующая запись: «…По дополнительным данным, был в лагерях Вюрцбург и Дахау (Германия)».
И тогда постепенно, из десятков свидетельств, словно из мозаики, стал складываться путь верного сына своего Отечества, Николая Власова, начиная с туманного утра 29 июня 1943 года и кончая героической его гибелью.
Фашистов сразу заинтересовал прославленный летчик-герой, заслуженный мастер своего дела. Они пытались и лестью, и угрозами переманить советского аса на свою сторону, заставить работать на них. Его допрашивали и днем и ночью, пытали, избивали, но он молчал. Гитлеровцы поняли, что им не удастся поставить Власова на колени, и тогда они пошли на хитрость. Однажды на очередном допросе гитлеровский полковник сказал: "Вы доблестный офицер, и в знак уважения к вашим заслугам мы оставляем при вас ваши награды". Фашисты надеялись, что он пойдет к ним в услужение. Но уловка не удалась. Н.И. Власов с презрением ответил: "Предателем не стану. Ордена снимете только с мертвого. Тронете, убью! Задушу руками!" Так и ходил по крепости-тюрьме с Золотой Звездой.
После долгих допросов Н. И. Власов был отправлен в концлагерь, находящийся в районе города Лодзь (Польша), где уже вскоре стал одним из руководителей подполья. С первых дней плена Власов думал о побеге. Вместе с друзьями он сделал подкоп под полуразрушенным зданием, находившимся у самого проволочного заграждения. Осталось только пробить тонкий слой земли, чтобы выйти наружу. Но с наружной стороны лагеря, где планировалось выйти из тоннеля, почва обвалилась. Гитлеровцам не удалось выявить участников подкопа. Тогда они перевели военнопленных в разные лагеря.
Власов попал в крепость - тюрьму Вюрцбург (Германия), где стал готовить новый побег. Попытка оказалась неудачной. Гестаповцы схватили его и после жестоких пыток бросили в тюрьму города Нюрнберга.
Командующий 16-й армией генерал - лейтенант М. Ф. Лукин, отважно сражаясь в районе Вязьмы в октябре 1941 года, был тяжело ранен и попал в фашистский плен. Он находился в одном лагере с Н. И. Власовым. В беседе с писателем К. М. Симоновым он поделился своими воспоминаниями:
"Однажды Власов... решив бежать, тихонько стал разбирать в стене кирпичи. Но тут поднялась тревога, крики: "Пленный бежал !" Началась суматоха. Забегали солдаты. Залаяли собаки... Схватили его. Страшно избили. Когда он поправился, вывели на прогулку... Смотрю: не сводит глаз с моего окна. Я помахал ему платком, мол, вижу, вижу тебя... Тогда он стал притаптывать землю вокруг камня. Я понял - под камнем он что-то оставил для меня. На прогулке я незаметно отодвинул этот камень и поднял его записку.
"Товарищ генерал, - писал мне в той записке Герой Советского Союза Власов, - вы оказались правы: кто-то предал меня... В земле здесь лежит моя "Золотая Звезда". Возьмите её! Прошу вас, если вы останетесь живы, отвезите её на Родину. Покажите моим родителям и потом передайте кому следует... А пока я жив, ещё раз попытаюсь бежать..."
Я спрятал его "Золотую Звезду" и домой привёз. После войны родители Героя Советского Союза Николая Ивановича Власова приезжали ко мне в Москву, я показал им "Золотую Звезду" их сына, а потом передал её в Министерство обороны СССР..."
В Нюрнберге в августе 1944 года Власов снова попытался бежать, но по доносу предателя был схвачен и отправлен в концлагерь Маутхаузен (Австрия), в блок смерти № 20. Здесь содержались советские офицеры, политработники, Герои Советского Союза. Фашисты установили здесь режим, который вел к медленному физическому умиранию узников.
Через много лет калининский журналист А.Е. Смирнов разыскал бывших военнопленных Маутхаузена и с их слов восстановил страшную картину. Вот что он пишет в очерке «Человек из истории»:
«Перед тем, как попасть в 20-й блок, пленный принимал „душ" — его загоняли в бетонную каморку и на протяжении нескольких часов в человека отовсюду хлестали струи ледяной воды. Одежда, которую получал заключенный блока, была заражена паразитами и возбудителями чесотки, экземы. 500 — 600 человек (а на 1 января 1945 года — 800 человек) жили в помещении 10 Х 12 метров без одеял, без соломы. Выдавали заключенным по четыре гнилых картофелины в день, по 200 граммов „хлеба" из опилок и брюквы через два дня на третий. Иногда бывала и баланда из гнилой, нечищеной брюквы.
Но и здесь люди боролись с врагом. Образовался подпольный штаб, который разработал план массового побега из лагеря. Руководителем его стал Герой Советского Союза подполковник Николай Иванович Власов, его заместителем — Герой Советского Союза Анатолий Николаевич Кобликов. Организаторы побега создали шесть штурмовых групп. Восстание назначили на двадцать восьмое января. 1945 года. Но за несколько дней до восстания случилось непоправимое. Поздно вечером в барак ворвались эсэсовцы с овчарками.
— Не вставать с пола! — раздалась команда.
После пыток 26 января 1945 года подполковник Власов был заживо сожжён в крематории в числе других узников, готовивших восстание.
Но его труды не пропали даром: в ночь на 3 февраля 738 узников блока № 20 подняли восстание. По сигналу «За победу!» смертники, вооружившись огнетушителями, снятыми со стен, быстро и бесшумно обезвредили внутреннюю охрану, струями противопожарной смеси ослепили часовых, находившихся на ближайших сторожевых вышках, разорвали колючую проволоку под током высокого напряжения, замкнув линию телами. Люди гибли. Двор блока был усеян трупами. И все-таки некоторым удалось вырваться на свободу.
Оставшийся в живых и вернувшийся из плена соузник Николая Ивановича И.В. Битюгов писал матери героя Матрене Григорьевне: «...В Маутхаузене ваш сын держался так же мужественно, как и в Лодзи, возле него легче становилось другим. Сокамерникам он говорил: „Нет, браток, ты на себя так не должен смотреть, будто с пленом жизнь для тебя кончилась. Ты обязан и здесь быть солдатом, чтоб не ты их, а фашисты тебя страшились"».
Приказом министра обороны СССР от 10 декабря 1960 года подполковник Власов Н. И. навечно зачислен в списки воинской части.
В память о герое названы улице в городах: Москва, Санкт-Петербург, Люберцы, Ташкент.
Имя Н. И. Власова выбито на стелле Аллеи Героев в Волгограде.
В Санкт-Петербурге при школе № 516 создан музей Героя.
В 1971 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Власову.
На здании Григорьевской средней школы в Луховицком районе, где учился Н. И. Власов, в 1985 году установлена мемориальная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной внеаудиторной работы с обучающимися в системе профессионального образования (методические рекомендации)
Каждый, кто когда – то учился, может сказать, что чем активнее мы занимаемся самообразованием, чем больше времени отводим на самостоятельную работу, тем сильнее нуждаемся в помощи. И начинается о...
Значение исторического подхода в модернизации системы профессионального образования.
Исторический опыт создания универсального учебного заведания в системе нпо и спо....
«Организация системы профилактики в системе профессионального образования"
Краткий обзор мероприятий входящих в основую работу социального педагога по профилактите асоциальных явлений....
Новые стандарты - новые возможности в системе профессионального образования.
В статье рассмотрен вопрос о положительном влиянии на процесс обучения введения Федеральных образовательных стандартов в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дуальная система обучения - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в колледже и практическое обучение на производственном предприятии....
Методическая разработка открытого внеклассного занятия по теме «Герои нашего времени. Елизавета Петровна Глинка»
Медицина – это совершенно особая область человеческих знаний: так как она объединяет науку и ценности, не имеющие ничего общего с наукой. В основе профессиональной деятельности медицинского рабо...
Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования 15.01.2020г.
Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования Уровень развития цивилизации не в последнюю очередь определяется отношением его членов к людям с ограниченными возможно...