Сравнительный анализ былины "Добрыня и Змей" и сказки "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"
статья

Сравнительный анализ былины "Добрыня и Змей" и

сказки  "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПИСЬМЕННЫЙ  АНАЛИЗ.

Сравнительный анализ былины "Добрыня и Змей" и

сказки  "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"

      Оба произведения относятся к одному эпическому роду, но это разные жанры. Былина "Добрыня и Змей" входит в состав Киевского цикла воинских героических былин, а сказка "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"- это волшебная героическая сказка. Сказка и былина – произведения героического плана. Основная их тема- борьба с чужеземным врагом (змеем), их объединяет общий патриотический пафос звучания.

    В сказке речь идет о том, как Добрыня избавил землю русскую от Змея и спас людей из-за  точения. В былине речь идет также об избавлении Руси от набегов чудовища.

    Главный мотив обоих произведений традиционен для эпоса героического плана, это поединок один на  один богатыря-защитника русской земли со змеем.  Борьба идет не на жизнь, а на смерть. Вот как Добрыня отвечает Змею: «Ах ты, змея проклятая, ты сначала возьми Добрынюшку, потом и хвастайся, а пока Добрыня не в твоих руках»

 Былинный герой бьется со Змеем три дня:

                Заводила она бой-драку великую,

                Они дрались со Змеем трои сутки, …

                Он подрался со Змеем еще три часа,

                Он побил Змею…

     И Добрыня сказочный бьется три дня и три ночи. Оружия у них одинаковые. В первой битве герои используют «пухов колпак … да земли греческой..  да в целых три пуда», а сказочный- «шляпу греческую, песку желтого ни много ни мало - пять пудов». Шапка – колпак появляется неожиданно, так как в первом бою у богатырей нет оружия при себе. Им помогает сама мать-земля. А в следующем бою показывается их добрая сила (гиперболизируется). «Добрыня Змея Горыныча левой рукой к земле положил, а правой рукой шелковой плеткой охаживал», и былинный герой использовал в бою против Змея плеточку. В обоих произведениях есть помощники: добрый конь, матушка, природа (природные явления, земля).

    Рассматриваемая былина по композиции мало чем отличается от сказки: завязка, развитие действия, концовка. В сказке есть зачин (Жила-была вдова…)

    В обоих произведениях разносится весть о Змее, обитающем на Пучай-реке, который держит в пещерах народ:

                     Там сидит сорок царей, сорок царевичей,

                     Сорок королей да королевичей,

                     А простой –то народ силы-той и смерти нет.

Защитников предостерегает об опасности матушка: «Пучай-река свирепая, сердитая. Из первой струйки огонь сечет, из второй струйки искры сыплются, из третьей струйки дым столбом валит…» И природа помогает героям, предупреждая о надвигающейся опасности:

                       Не успел Добрыня словцо смолвити -

                       Ветра нет, да тучу нанесло,

                       Тучи нет, да будто дождь дождит…

    Добрыня вступает с ним в бой и одолевает Змея, но он его не убивает, а заключает с ним договор, «кладет заповедь». Змей обещает не налетать больше на Киев, Добрыня обещает не ездить больше в змеиные края. Змей тут же нарушает заповедь: он уносит племянницу царя, Забаву Путятишну. По велению Владимира Добрыня выручает девушку и убивает Змея.

   Можно говорить о кольцевой композиции в обоих произведениях, так как в них происходит возвращение изображаемого мира в прежнее состояние. В обоих произведениях Добрыня очистил русскую землю от Змея.

      Сказка начинается традиционным зачином («Жила-была под Киевом вдова»), традиционного запева в этой былине нет, действие прямо начинается с завязки:

                 Добрынюшке -то матушка говаривала,

                 Да и Никитичу-то матушка наказывала…

     Оба произведения имеют традиционную концовку, в силу специфики того и другого жанра.

       В обоих произведениях героев немного ( Добрыня, вдова Мамелфа Тимофеевна, князь Владимир, Змей, Забава Путятишна). Главные герои противопоставлены по принципу антитезы. Они антагонисты. Враги обоих героев- страшный Змей. Пространственно-временные отношения в этих произведениях происходят в прошлом, что прямо обозначается в тексте. В сказке это указано в зачине (жила-была), в былине же не совсем для этого жанра, например, говаривала, наказывала, «распотелося».  

       Герои преодолевают большое пространство до встречи с врагом, основные события разворачиваются в одном определенном месте. Главные  герои  проживают под Киевом, главное действие в произведениях происходит в Киеве, точнее на Пучай-реке. В сказке время же показано так: «День уходит за днем, будто дождь дождит, а неделя за неделей как река бежит».            Повествование в сказке, былине прерывается диалогами, особенно значимы  разговоры для развития действия героев-антагонистов. Разговоры являются толчком к поединку. Чудище похваляется своей силой, а богатыри дают противнику достойный ответ.

     Оба произведения отличает особый ритмичный строй. В былине использован речитативный тонический стих, сказка носит прозаический характер, но в ней тоже есть своеобразный ритм, который создается через частое использование синонимических повторов (стегать-охаживать), используются эпитеты (добрый конь, чисто поле). Большую роль играют гиперболы, прежде всего они помогают подчеркнуть силу богатырскую («Он отшиб Змеи двенадцать да всех хоботов…»), мощь противника.

            В повествовании отчетливо дает о себе знать фольклорный закон троичности. («он по три дня тут былиц кликал», «дрались со Змеем тут трое суток» и др.)

    В заключении можно сказать, что эти произведения очень похожи (составом героев, темой, сюжетом). Оба произведения имеют гуманистический и патриотический характер,  хотя при этом во многом отличаются по своим жанровым поэтическим характеристикам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

«Поиск и анализ сайтов гостиниц в сети Интернет. Сравнительный анализ»

Самостоятельная работа для студентов 3 курса  специальности "Гостиничный сервис"Самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом процесса обучения и может быть определена как тво...

Практическая работа "Сравнительный анализ стратегий разработки программного обеспечения"

Практическая работа по МДК.03.01 Технология разработки программного обеспечения, модуль ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных систем...

[Научно-исследовательская работа] Сравнительный анализ источников света

Автор работы:  Серафин Роман Андреевич, 2 курс, группа 341 Руководитель: Мирошниченко Ирина Вячеславовна, преподаватель спецдисциплин АУ «Сургутский профессиональный колледж». В результате миро...

Сравнительный анализ креативности подростков для последующего учета особенностей их творческого мышления при построении учебных программ

В данной статье освещены результаты обследования обучающихся на креативное (творческое) мышление, в дальнейшем проведенный анализ выводов результатов обследования позволит мастерам и преподавателям со...

Статья "Сравнительный анализ характера обобщения в вербальном и музыкальном языках"

Об особенностях обобщения вербального и музыкального языкахОбобщение как процесс и результат познания отражается в интонации, совершается в речи и выражается в звуковых языках на основе общих закономе...

Сравнительный анализ сказки и рассказа.

Сравнительный анализ сказки и рассказа....