Разработка открытого урока по теме: "А. А. Блок. Сведения из биографии.Стихотворения. Поэма "Двенадцать"
план-конспект урока
Методическая разработка конспекта урока по теме: "А. А. Блок. Сведения из биографии. Стихотворения. Поэма "Двенадцать"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literature.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе
Группа: 243-ТМ-1
Преподаватель: Степина Елена Алексеевна
Тема урока: А. А. Блок. Сведения из биографии. Стихотворения. Поэма «Двенадцать».
Цели урок: 1.Изучение сведений из биографии А. А. Блока; особенностей лирики;
композиции, стиля, языка поэмы «Двенадцать»;
2.Формирование ключевых компетенций студентов: информационной ( умение анализировать
информацию), коммуникативой (участие в групповом и коллективном обсуждении вопросов);
3.Расширение кругозора студентов; воспитание устойчивого интереса к изучению творчества поэтов
Серебряного века.
Студент должен:
Личностные результаты:
- осознание эстетической ценности художественного слова писателей и поэтов;
- уважительное отношение к книге;
-стремление к речевому самосовершенствованию;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации , находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
Предметные результаты:
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них временных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов, жанров, литературных направлений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- формирование эстетического вкуса.
Тип учебного занятия: комбинированный
Вид учебного занятия: урок самостоятельного поиска знаний
Методы урока: словесные, наглядные
Оборудование урока: ноутбук, проектор, 2 презентации, тексты поэмы «Двенадцать»,
Хрестоматия 1 часть, аудиозапись стихотворений А. Блока, видеофильм.
Межпредметные связи:, с историей, музыкой.
Ход урока
Организационный момент (3 мин.)
- Вызов (12 мин.)
- Осмысление (60 мин.)
-- изучение биографии А. А. Блока, лирических произведений. (30 мин.)
-- изучение композиции, стиля, языка поэмы «Двенадцать»; (25 мин.)
- Рефлексия (15мин.)
Комментирование оценок. Домашнее задание.( 10 мин.)
Изучение поэты «Двенадцать» (20 мин.)
Комментирование оценок Дом. задание | Стихотворения Книга вторая Творчество 1904-1908 г. Прекрасную даму постепенно вытеснила Незнакомка. В семейной жизни А. Блока произошла драма. Любовь Дмитриевна увлеклась Андреем Белым. В это время поэт стал посещать театр Комиссаржевской . В конце 1906 г. познакомился с Наталией Николаевной Волоховой на репетициях пьесы «Балаганчик». В стихах звучит тема Родины, появляется образ Петербурга. Цикл «Город» (стихотворения «Незнакомка»- читает преподаватель) «Сытые», «Девушка пела в церковном хоре и др.» Цикл «Снежная маска», «Фаина» Драма «Песнь судьбы» - Блок воспевает земную женщину и любовные страсти. Образы огня, костра, вьюги, хаоса –это символы утраты. (слайды № 15-18) Стихотворения. Книга третья (1907-1916) (слайд № 19) Открывается циклом «Страшный мир» - это противоречия буржуазного мира, реакция после 1905 г. предельное опустошение души, отречение от жизни. Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека….» (1912г.) (слайд № 20) Цикл «Возмездие»(1908-1913) открывается стихотворением «О доблестях, о подвигах, о славе» (1908 г.) Цикл «Ямбы» (1907-1914 ). По Блоку возмездие- это суд собственной совести за содеянное. В личной жизни трагедия – смерть ребенка, разлад в семье. В дальнейшем А. А. Блока интересует тема родины . Поэт писал : « Стоит передо мною моя тема, тема России…». Блок создаёт образ нищей, богомольной, неизменной, стойкой России». В цикл «Россия» входит известное стихотворение «Россия» (1908), (слайд № 21) В 1914 г. Блок познакомился с певицей Л. А. Андреевой-Дельмас которую увидел в опере Безе «Кармен». «Сколько счастья было у меня с этой женщиной», -запишет А. Блок. Цикл «Кармен» - последний о любви. (слайд № 22) «Благословляю всё, что было» «На железной дороге»(читает преподаватель) и др. Пять стихотворений «На поле Куликовом» (1908 )- автор проводит связь Куликовской битвы и своим тяжелым временем. Послереволюционный этап творчества . Под впечатлением от революционных событий поэт создаёт поэмы «Двенадцать» (1918) и «Скифы»(1918) Своё понимание революции отразил в статье «Интеллигенция и революция» . Сложные отношения в семье повлияли на здоровье. Блок почти не писал, Пребывал в депрессии, пробовал выехать за границу для лечения, но разрешение не дали. 7 августа 1921 г. умер, а 10 августа был похоронен на Смоленском кладбище в Петрограде, 1944 году перезахоронен на Волковском кладбище. Андрей Белый отозвался на уход из жизни Блока словами: « Скончался Александр Александрович Белый, первый поэт современности; смолк –первый голос; оборвалась песня песен; в созвездии (Пушкин, Некрасов, Баратынский, Тютчев, Жуковский, Державин и Лермонтов) вспыхнуло: Александр Блок.» Закрепление первого этапа урока. Используем прием «Толстые» и «тонкие» вопросы. Проверка домашнего задания. Повторяем тему: «Разделы русского языка». На доске написаны вопросы . Кто-то из студентов задает вопрос, другой отвечает.
Например: - Когда и где родился А. Блок? - Кто оказал большое влияние на творчество А. Блока? - Объясните почему А. Блок назвал сборники «трилогия вочеловечения» - В чем различия стихотворений в разных сборниках? Знакомство с поэмой «Двенадцать» (1918) ( презентация №2) Слайд №1, 2, 3, 4, 5) «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию» В январе 1918 г. А. Блок пишет статью «Интеллигенция и революция». Вслед за этим автор создает поэму «Двенадцать» Поэма содержит 12 глав. Слушаем поэму (аудиозапись), одновременно следят по текстам. Распечатанные тексты есть у каждого студента. По мере чтения студенты работают, используя прием «Инсерт» . В ходе чтения отмечают на полях знакомую информацию, новую информацию, а также информацию, которая противоречит имеющимся знаниям. Используют значки: «V» - это я знаю « +» - новая информация «- » - информация, противоречащая моим знаниям «?» - хотел бы узнать об этом побольше. Подводятся итоги, для того, чтобы продолжить изучение поэмы. Разбираем сюжет поэмы. Начинается поэма с изображения ветра, вьюги ( символа нарастающей революции). Революция показана контрастно: черный вечер, но белый снег ( надежда на лучшее, но и многочисленные жертвы). Преподаватель анализирует вместе со студентами сюжет поэмы. Главные герои олицетворяют революционные силы, убивают невинную жертву Катьку. Катька – самый яркий образ поэмы. Катька и Петруха – этими образами автор сталкивает такие понятия, как общественное и личное. В конце поэмы появляется образ – Христа с кровавым флагом в руках. Это и символ чистоты, святости, и символ трагического страдания. “Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира. Это самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости”, – так сказал об этом образе-символе критик Долгополов. Из 56-ой записной книжки А.А. Блока “18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том “достойны ли они Его”, а страшно то, что Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого – ? – Я как-то измучен”. В поэме много языковых средств. Назовите, кто и что услышал в поэме с точки зрения языковых особенностей. Обращаемся к ранее выполненной работе, приему «Инсерт». Анализируем, все ли теперь понятно, на все ли вопросы были получены ответы. (если остались вопросы, разбираем совместно). Предлагаю студентам в тетради и на доске составить кластер. Пользоваться всем материалом, который был изучен в течение урока. В центр доски записываю слово: РЕВОЛЮЦИЯ. Один из вариантов, который может получиться.
Исус Христос Возвратимся к цитате урока: Если вы любите мои стихи, Преодолейте их яд Прочтите в них О будущем. Студенты самооценивают и взаимооценивают друг друга. Преподаватель комментирует. ОИ-1 стр. 462-482, учить наизусть стихотворение любого поэта Серебряного века. | Студент читает наизусть стих. «Девушка пела в церковном хоре» Студент читает наизусть стих. «Ночь, улица, фонарь, аптека….» Студент читает наизусть стих. «Россия»
Студенты задают вопросы и устно отвечают. Взаимооценивают ответы. Студенты слушают поэму Задание: Записать символы старого и нового мира. Проверяем. Символы старого мира: старушка-обывательница, поп , голодный пес, барыня… Символы нового мира: плакат, двенадцать красноармейцев, Студенты ищут описание Катьки (зачитывают).Отношение Петрухи к Катьке (зачитывают). Отношение А. Блока к героине (зачитывают). Отвечают на вопрос: «Почему А. Блок решил так закончить поэму?» Студенты называют, кто, что встретил в поэме. (примерные ответы). 1.Присутствует ритмическое, лексическое, жанровое своеобразие. 2.Ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами. 3.Звучат интонации марша: В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг. 4.Слышен городской романс Не слышно шуму городского Над Невской башней тишина. 5.Частушечные мотивы: Запирайте етажи Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба- Гуляйте нынче голытьба! 6.Слышна революционная песня: Вперед, вперед Рабочий народ! 7. Присутствуют лозунги «Вся власть Учредительному Собранию» 8.Разговорный язык смешан с просторечием ( етажи, електрический фонарик, холера. жрала, подлец ) 9. Встречается высокий слог: Нежной поступью надвьюжной Снежной россыпью жемчужной
10.В поэме развита звукопись: шум ветра, треск выстрелов- создают «Музыку революции». Составляют кластеры. Один на доске. Оценивают лучший сами студенты. Возвращаемся к цитате урока. О чем мог думать поэт, когда писал эти строки? Согласны ли вы с этими словами? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по теме: «Петр I и его реформы в оценках и суждениях»
Это заключительный урок темы «Эпоха петровских преобразований». Основная цель – обобщение и закрепление полученных знаний. А так как деятельность Петра I вызывала и вызывает много споров, создаются ус...
Методическая разработка открытого урока на тему : «Технология производства кукурузного масла»
Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока проведенного в форме пресс-конференции с использованием технических средств обучения по профессиональному модулю ПМ....
Разработка открытого урока на тему: «Рабочее окно программы Adobe Photoshop»
Модуль ПМ 01: Ввод и обработка цифровой информацииМДК 01.01: Технологии создания и обработки цифровой мультимедийной информацииТема занятия: Рабочее окно программы Adobe PhotoshopВид занятия: Изучение...
Разработка открытого урока по теме "Спирты и фенолы"
Открытый урок с использованием технологии критического мышления...
Методическая разработка открытого урока по теме: Общие сведения о круглопильных станках.
Данная разработка содержит использование компютера, интерактивной доски, плакатов, карточек-заданий, презентация....
Методическоя разработка открытого урока по теме:"Организация поездок и путешествий" Тема занятия:"Бронирование билетов в аэропорту. Беседа со служащими аэропорта и таможни"
Метотодическая разработка открытого урока по теме: "Организация поездок и путешествий" Тема занятия: "Бронирование билетов в аэропорт. Беседа со служащими аэропорта и таможни"...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА на тему «Общие сведения о корректировке и обновлении сельскохозяйственных планов и карт»
Тема проведения открытого урока «Общие сведения о корректировке и обновлении сельскохозяйственных планов и карт» была выбрана специально, известно, что в нашей стране с каждым годом повыша...