ЭОР "Фразеология.Профессиональная медицинская фразеология"
электронный образовательный ресурс

Основными целями данного пособия являются:

  1. познакомить с  фразеологизмами  и крылатыми выражениями русского языка, что способствует осознанию и пониманию родного языка, патриотическому воспитанию.
  2. научить употреблять в своей речи слова из разных стилей языка;
  3. указать на безграничные возможности великого могучего русского языка;
  4. развивать речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, умение употреблять крылатые выражения в своей речи;
  5. воспитывать интерес, любовь к родному языку, гордость, любознательность, самостоятельность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭОР «Фразеология. Профессиональная медицинская фразеология» Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области ОГАПОУ «Валуйский колледж» Подготовила: преподаватель Иванова Е.А. Валуйки, 2018

Слайд 2

Цели: Обучающая: создать условия для повторения и обобщения сведений о фразеологии и фразеологических оборотах. Углубить и расширить знания студентов по теме урока. Научить студентов находить ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов, продолжить работу по предупреждению данного вида ошибок. Вспомнить известное о крылатых словах, пословицах, поговорках, об их особенностях. Развивающая: способствовать развитию умений студентов правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи, развитию логического мышления. Воспитательная: повышать речевую культуру студентов, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову, любовь к истории развития родного языка.

Слайд 3

Студент должен знать: типы фразеологических единиц; значение фразеологизмов, используемых в медицинской практике; профессиональную медицинскую фразеологию. Студент должен уметь: самостоятельно работать с фразеологическим словарем; различать стилистическую принадлежность фразеологизмов и правильно употреблять их в речи; находить и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологизмов.

Слайд 4

… фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство. В.Г.Белинский

Слайд 5

Запиши слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы Пр_гн_зировать с_туацию , эксп_р_мент р_жи__ёра , р_скошный п_лисадник , извес_ный к_мм_нтатор т_л_видения , _нализировать с_стематически , пн_вм_ния , ф_зиот_рапия , гума__ое отношение, п_р_тонит , присутствовать на к_нференции , э__ективный метод, анамн_з , перку__ия .

Слайд 6

Проверь себя! Прогнозировать ситуацию, эксперимент режиссёра, роскошный палисадник, известный комментатор телевидения, анализировать систематически, пневмония, физиотерапия, гуманное отношение, перитонит, присутствовать на конференции, эффективный метод, анамнез, перкуссия.

Слайд 7

Словарная работа: Монография — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем. Диссертация — квалификационная работа на присуждение академической или учёной степени и квалификации (степени) магистра. Клиника — лечебное учреждение, в котором — наряду со стационарным лечением больных — ведется учебная и научная работа. Пролонгация — продление срока действия чего-либо, какого-либо процесса: процесса лечения, принятия медикаментов - в медицине; какого-либо соглашения, документа, имеющих ограниченное время действия - в делопроизводстве, праве.

Слайд 8

Фразеологизмами (или фразеологическими оборотами) называются устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением, например: броситься очертя голову (не раздумывая), белые мухи (снег), как снег на голову (неожиданно).

Слайд 9

В одних фразеологических оборотах входящие в них слова потеряли первоначальный смысл, и общее, целостное значение такого оборота совершенно не вытекает из значений составляющих его элементов, например: «заморить червячка» (общее значение оборота «перекусить» не вытекает из значений слова заморить – «голодом довести до смерти» и слова червячок – «маленький червяк»). Это фразеологические сращения . Типы фразеологических единиц

Слайд 10

Вторую группу фразеологических оборотов составляют фразеологизмы, в которых входящие в них слова имеют образное, переносное значение, мотивирующее общий, целостный смысл оборота, например: уйти в свою скорлупу («уединиться», отчётливо видно переносное значение этого сочетания; в основе которого лежит образ улитки, уходящей в свою скорлупу). Такие обороты называются – фразеологические единства .

Слайд 11

Третью группу составляют фразеологические обороты, в которых одно из слов ограничено в своём употреблении, например: закадычный друг (слово «закадычный» употребляется только со словами «друг», «приятель»), расквасить нос («расквасить» употребляется со словами «нос», «лицо», «губа»), плакать навзрыд (слово «навзрыд» употребляется только со словом «плакать»). Такие обороты называются – фразеологические сочетания .

Слайд 12

Наши помощники

Слайд 13

«Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова

Слайд 14

Устное упражнение на определение медицинских фразеологизмов

Слайд 15

Голова Медузы

Слайд 16

Грудь «сапожника»

Слайд 17

Звук «треснувшего горшка»

Слайд 18

«Мраморная бледность»

Слайд 19

«Печеночные» ладони

Слайд 20

«Ритм галопа»

Слайд 21

«Пушечный» ритм

Слайд 22

«Воротник Стокса»

Слайд 23

«Сосудистые звездочки»

Слайд 24

Тестирование по теме «Фразеология»

Слайд 25

1. Выбери правильный ответ. Фразеологизмы – это … Устойчивые сочетания слов. Слова различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. Слова с противоположным значением.

Слайд 26

С историей нашей Родины, с работой наших предков, с обычаями С укладом жизни С менталитетом русского народа С обрядами 2. С чем связаны русские фразеологизмы?

Слайд 27

Смотреть как баран на новые ворота . Белые бараны били в барабаны. От стриженого барана шерсти не получишь. Много шерсти и кудряшек – в гости к нам пришёл барашек. Укажи фразеологизм.

Слайд 28

С гулькин нос – много Яблоку негде упасть – тесно Обводить вокруг пальца – обманывать Обводить вокруг пальца – обманывать 4. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

Слайд 29

Заварить кашу; расхлебывать кашу. Зуб на зуб не попадает; намылить шею. Два сапога пара; кот наплакал. Спустя рукава; одного поля ягода. 5. В какой строке указаны антонимичные фразеологические обороты?

Слайд 30

«Ползти как черепаха» «Что есть духу» «Бежать очень быстро» «Словно на пожар» 6. Подберите антоним к данному фразеологизму «только пятки засверкали»

Слайд 31

7. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм: Сдержать слово Втирать очки Вступить в брак Во веки веков

Слайд 32

8.Люди употребляют выражение «Гора с плеч свалилась», когда… Несут чужие вещи, а потом бросят или откажутся их нести. Наступает облегчение после освобождения от забот. Снимают с плеч тяжёлые рюкзаки после похода. Желают альпинистам подняться на вершину высокой горы.

Слайд 33

Работать без году неделю Работать с начала зимы Держать в руках палку Сорвалось с балкона 9. Укажите фразеологизм:

Слайд 34

Береги нос в большой мороз. Задирать нос. Зарубить на носу. Не видеть дальше собственного носа. 10. Из четырёх приведённых ниже словосочетаний – выбери одно лишнее.

Слайд 35

Интересное о фразеологизмах…

Слайд 36

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Слайд 37

Спасибо за внимание!

Слайд 38

Литература: 1. Аристова, Т.С., Ковшова, М.С. Словарь образных выражений русского языка. - М ., 2005 . 2. Вакуров , В.Н. Фразеология / Современный русский язык, под ред. Д.Э.Розенталя. - М., 1994. 3. Даль, В.И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа. Сб.: В 2 т. - СПб., 1997. 4. Жуков, В.П., Жуков, А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 2004. 5. https://videouroki.net/blog/vidieourok-po-russkomu-iazyku-proiskhozhdieniie-frazieologhizmov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа « Лексика и Фразеология»

Контрольная работа по разделу Лексика и  Фразеология. 1 вариант, 12 вопросов....

Программа по изучению фразеологии с элективными элементами

«Фразеология русского языка» Пояснительная запискаПрограмма элективного курса рассчитана на учащихся 9-х классов.Цель курса: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию навыков работы со ...

Тест по русскому языку по теме: «Лексика и фразеология».

Тест по русскому языку (1 курс)Лексика и фразеология.1. Найдите четвёртое «лишнее»:а) язык без костейб) ужасный языкв) язык подвешенг) язык развязать2. В каком предложении Нет фразеологического оборот...

Тесты по русскому языку. Фразеология.

Предлагаемый сборник тестов по фразеологии предназначен для активизации навыков грамотного письма, проверки собственных знаний и подготовки к различным типам вступительных экзаменов по русскому языку....

Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология» (тест) 10 класс

Материал содержит вопросы и тестовые задания по разделу "Лексика и фразеология". Задания разделены на 2 варианта, что позволит увеличить уровень объективности проверочной работы. Материал будет полезе...

Разработка урока "Профессиональная медицинская фразеология"

Учебное занятие по теме «Фразеология. Профессиональная медицинская фразеология.» входит в систему уроков раздела «Лексика.» Цель занятия: развивать умения обучающихся логически...