13.06 Задание по русскому языку по теме "Сложноподчинённое предложение" для группы 1БС92
план-конспект занятия
Задание по русскому языку по теме "Сложноподчинённое предложение" предназначено для студентов группы 1БС92
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
27.05._zadanie_dlya_gr.1bs91._spp.docx | 49.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Сложноподчинённое предложение
Контрольные вопросы и задания.
1.Что такое сложноподчинённое предложение?
2. Из каких частей состоит сложноподчинённое предложение? Как определить главное предложение и придаточное?
3. Каковы способы связи главного и придаточного предложения в СПП?
4.Какие виды придаточных по значению вы знаете? Как определить вид придаточного?
5. Какие виды придаточных вы знаете по типу подчинения?
Сложноподчинённым называется предложение, части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами.
Часть сложноподчинённого предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главным предложением.
Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, называется придаточным предложением.
Главное и придаточное предложения взаимосвязаны: они объединены смыслом и построением.
Например:
Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков. (М. Горький.)
Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова — поэзии. (С. Маршак.)
Придаточные предложения присоединяются к главному (или к другому придаточному) подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами (относительными местоимениями), которые представлены в таблице:
Рассмотрите ещё раз сочинительные союзы и подчинительные союзы и союзные слова
ССП |
СПП |
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ | ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА |
1.Соединительные («и это и то»): и, да (=и), ни…ни, также, тоже, не только…но и, как …так и Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице. 2.Противительные («не то, а это»): но, а, да (= но), зато, однако Лес замирает в зное, но тем пышнее цветёт жасмин. 3.Разделительные («или то, или это»): или, или…или, либо, либо…либо, то…то, не то…не то, то ли … то ли То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. |
что, чтобы, будто, как будто
Мы проходили мимо дома, в котором жила знакомая девочка.
- Время: когда, едва, как только, пока, прежде чем, в то время как - Места – где, куда, откуда Ребята отправились туда, куда указал им проводник. - Цель: для того чтобы, чтобы, ради того чтобы - Условие: если Если будет хорошая погода, мы пойдём в поход. - Уступка: хотя, несмотря на то что - Причина: потому что, оттого что, так как - Следствие: так что - Сравнение: как, будто, как будто, словно |
Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:
1) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет:
Например: Таня говорит, что трава по ночам растёт. (В. Белов.) — Таня говорит: «Трава по ночам растёт»;
2) союз можно заменить только другим союзом.
Например: Когда ( — если) труд — удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький.)
3) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное.
Например: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин.)
Слово что является союзным словом, так как его нельзя опустить, но можно заменить союзным словом которые (Вспомни песни, которые пел соловей) и словом песни (Вспомни песни: эти песни пел соловей).
Виды придаточных предложений по значению.
№ | Вид придаточного предложения | Как распознать, вопрос | Пример |
1 | Определительное | Какой? К существительному | Пред ним стелется равнина (какая?), где ели изредка взошли. |
2 | Местоименно-определительное | Какой? К местоимению | Я тот (какой тот?), кого никто не любит. |
3 | Изъяснительное | Падежные вопросы. К любому члену предложения | Дежурный сообщил (о чем?), что делегация прибыла. |
4 | Обстоятельственные: А) образа действия, меры степени | Как? Каким образом? В какой мере? До какой степени? Ко всему главному предложению | Было так темно (в какой степени?), что Варя с трудом различала дорогу. |
Б) времени | Когда? Как долго? С каких пор? На какое время? Ко всему главному предложению | Когда хозяин вышел и унес с собой свет, опять наступили сумерки.(когда?) | |
В) места | Где? Куда? Откуда? К сказуемому | Все заглядывали вперед (куда?), где качалось и реяло красное знамя. | |
Г) причины | Почему? Отчего? По какой причине? | Благодаря тому что лето было очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево (почему?) | |
Д) цели | Зачем? Для чего? С какой целью? Ко всему главному предложению | Няня оставалась в тени (с какой цель?), чтобы вязать чулок. | |
Е) условия | При каком условии? Ко всему главному предложению | А старики пускай дерутся (при каком условии?), коли им это весело. | |
Ж) уступки | Несмотря на что? Союзы: хотя, несмотря на то что, пускай, пусть, даром что. Сочетания: кто ни, что ни, как ни, где ни, сколько ни, куда ни. | Хотя казаков было мало, Левинсон почувствовал сильное волнение.(несмотря на что?) Пусть он себя не прославил, сделала он себя сильней.(несмотря на что?) | |
З) сравнения | Союзы: как, будто, как будто, словно, точно. Ко всему главному предложению | Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы. Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески. | |
И) следствия | Союз: так что | Вдруг, правда, развеселится, пойдет в пляс, так что с чердака опилки сыплются. |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
В сложноподчинённых предложениях главная и придаточные части отделяются друг от друга знаками препинания, чаще всего запятой.
Он знал, что будет завтра.
Если придаточное предложение находится внутри главного, то оно выделяется знаками препинания с двух сторон.
Девочки1, /когда дверь открылась2, /тут же замолчали1.
Схема: […, (когда…)2, …]1 (Придаточная часть 2 находится внутри главной1)
Виды придаточных предложений по типу подчинения.
Первый тип сложноподчиненного предложения – это предложение с последовательный подчинением, когда главному предложению подчиняется только первое придаточное, второе подчиняется уже ему, третье (если есть) второму – и так далее.
Все ехали тихо, (КАК?) так как боялись еще больше рассердить отца, (КАКОГО?) который был зол с самого утра.
Второй тип – предложение с параллельным подчинением, когда придаточные предложения относятся к главной части, но к разным словам в ней.
Когда карета приехала к окраине деревни, (КОГДА?)/ царь велел кликнуть мужика, /(КАКОГО?) который шел в поле.
Третий тип – это предложения с однородным подчинением, когда придаточные предложения относятся ко всей главной части (или к одному и тому же слову в ней) и отвечают на один и тот же вопрос.
Он смотрел, / (НА ЧТО?) как солнце опускалось за горизонт,/ (НА ЧТО?) как медленно темнело вокруг, как небо светилось алым.
Упражнение для закрепления
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскройте скобки.
1)Комната где лежал Илья Ильич с первого взгляда казалась прекрасно убра..ой. (И. Гончаров.)
2)Вдруг рванул ветер и с такой силой что чуть не выхв..тил у Егорушки узелок и рогожку. 3) Хаджи Мурат вспомн..л сына таким каким видел его в последний раз.
4)Это воспоминание и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезне.. ым ощущениям о которых он последн.. время давно уже не думал.
5) Болконский и Денисов подвинулись к воротам у которых стояла кучка солдат и увидали подвигавш..гося по улице Кутузова верхом на (не)высокой гнедой лошадк.. .
6) Ему оказывали уважение какого прежде (не, ни)когда (не, ни)оказывали.
(Л. Толстой)
Тест
- Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
1. – Раньше , (2) бывало , (3) он съедал еще головку сыра , (4) а в тот день как заупрямится : не хочу да не хочу ! Говорит , (5) что дома обедал.
2. Вся Россия по-русски говорит , (1) а ты что за бестолочь такая ? Ну назови мне кого-нибудь в нашей семье , (2) чтоб русского не знал ? Эх , (3) бедный твой дед , (4) который , (5) семь лет прожив в России , (6) по-русски говорил лучше самого начальника почты Ивана!
3. Потом я читаю свои любимые стихи , (1) которые , (2) хотя их и нет в программе , (3) обязательной для изучения , (4) я все -таки прочту на экзамене , (5) а сейчас хочу прочесть Мери.
4. Он и так уже стоит здесь,(1) наверно,(2) полчаса,(3) поэтому все,(4) конечно,(5) догадались о его завороженности... Кинтель попятился,(6) чувствуя,(7) как наливаются теплотой уши и щеки.
5. И, (1) может быть, (2) не случайно на этих высотах, (3) не одоленных ледником,(4) без малого тридцать лет назад разгорелась небывалая битва, (5) от которой, (6) как думалось дяде Саше, (7) спасенные народы могли бы начать новое летосчисление.
6. - Пойдём-ка,(1) - неожиданно говорит дедушка и входит в кусты рододендрона.
- Куда? – спрашиваю я и,(2) чтобы не оставаться одному,(3) бегу за ним. Теперь я замечаю,(4) что в зарослях проходит еле видная тропа.
7. Ведь он и так знал, (1) что некрасив. А свои веснушки и непослушные рыжевато-белёсые вихры, (2) которые никакая расчёска не могла пригладить, (3) он просто ненавидел.
8. Да,(1) с того самого мгновения,(2) как я стал сознавать себя,(3) и до последней минуты,(4) когда ты в изнеможении,(5) тихо, в последний раз положила мне голову на грудь,(6) провожая в тяжёлый путь жизни, (7) я всегда помню руки твои в работе.
9. -Учился я весьма легко и быстро,(1) – продолжал свой рассказ Щепкин, - ибо едва мне сравнялось шесть лет,(3) как я уже премудрость выучил – азбуку,(4) часослов и псалтырь...Часослов и псалтырь – две церковные книги,(5) которые целиком заучивали наизусть.
10. Уже знаешь, (1)что ждет за поворотом, (2) потому что потерял им счет, (3) но сердцу не прикажешь, (4) и оно снова и снова замирает в груди, (5) и ты упрямо надеешься успеть понять, (6) додумать, (7) написать.
11. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.
Вследствие того что в этом году лето знойное и засушливое, велика опасность лесных пожаров.
Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.
На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.
12. Укажите вид предложения:
Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Яковлев Ю.)
1) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
13. Укажите вид предложения:
Снег скрипел так, что было слышно, как кто-то ходит на другом конце села. (Иванов А.)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
14.Укажите вид предложения:
Рассказать об этом человеке хотелось так, чтобы придерживаться фактов и чтобы было интересно. (Гранин Д.)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением
Д.з. Выполнить тестовые задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
14.04.20. Занятия для самостоятельной работы гр.1БС92 по литературе
14.04.20. Занятия для самостоятельной работы для гр.1БС92 по литературе в рамках дистанционного обучения...
18.04.20. Задание по русскому языку для группы 1БС92.
18.04.20. Задание по русскому языку для группы 1БС92 в рамках дистанционного обучения...
21.04.20. Задание по литературе для групп 1РЭ93, 1БС92
Задание по литературе для групп 1РЭ93, 1БС92 предназначено для самостоятельного изучения в рамках дистанционного обучения....
24.04. Задание по литературе для гр. 1БС92
Задание для самостоятельной работы по литературе для студентов гр. 1БС92 в рамках дистанционного обучения....
12.05.Задание по литературе для гр.1МНЭ90, 1БС92
Задание по литературе предназначено для гр.1МНЭ90, 1БС92 в рамках дистанционного обучения...
16.05.Задание по русскому языку для гр.1БС92
Задание по русскому языку предназначено для гр.1БС92...
6.06. Задание для группы 1БС92
Задание по теме "Знаки препинания, при словах, грамматически не связанных с другими членами предложения" для студентов группы 1БС92...