Схемы и таблицы по обществознанию для студентов 1 курса СПО
учебно-методический материал
Дорогие студенты, по данным здесь таблицам и схемам намного легче изучить и запомнить материал по различным темам дисциплины обществознания!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shemy_i_tablitsy_po_obshchestvoznaniyu_dlya_studentov_pervogo_kursa_spo.doc | 300 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва
«Тувинский сельскохозяйственныйй техникум»
АЛЬБОМ ТАБЛИЦ
по дисциплине "Обществознание"
для студентов среднего профессионального образования
Кызыл, 2020
ТАБЛИЦА 1. ОБЩЕСТВО
Сферы жизни общества | |||
экономическая | социальная | политическая | духовная |
включает в себя создание материальных благ | включает в себя взаимосвязи между людьми во всем их многообразии и развитии | включает в себя отношения власти и подчинения, а также управление обществом | включает в себя создание и освоение духовных благ |
Элементы: | Элементы: | Элементы: | Элементы: |
|
|
|
|
Науки, изучающие общество | |||
Классические общественные науки | |||
философия | экономика | социология | политика |
Исследует познание человеком мира | изучает закономерности организации хозяйственной жизни общества | изучает возникновение и изменение различных связей между людьми | исследует сферу управления обществом, становления и развития отношений власти в обществе |
Ключевые категории: бытие, познание, объективное, субъективное, форма и содержание и т.д. | Ключевые категории: собственность, рынок, деньги, экономические блага и т.д. | Ключевые категории: социальная система, социальная норма и т.д. | Ключевые категории: власть, государство, идеология, политические интересы, политическая система |
ТАБЛИЦА 2. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА
Всемирно-исторический подход | Цивилизационный подход | ||
(По К. Марксу. Выполнен на основании обобщения исторического опыта Европы) ⇓ Первобытнообщинный строй ⇓ Рабовладельческий строй ⇓ Феодальный строй ⇓ Капиталистическое общество ⇓ Социалистическое общество как переходная ступень к коммунистическому обществу | Реализуется на основании обобщения исторического опыта человечества | ||
Природные сообщества | Восточные цивилизации | Западные цивилизации | |
Черты: | |||
Приспособление к природному годовому циклу | Действительность воспринимается через веру в харизматический, божественный идеал | Устремленность в будущее | |
Обожествление сил природы (язычество) | Общественное сознание сосредоточено на постижении высшего смысла, духовного совершенства | Общественное сознание устремлено на повышение комфортности жизни, рыночная экономика | |
Примеры:
| Примеры:
| Примеры:
|
⇓ - символ обозначает переход от одного типа общества к другому
ТАБЛИЦА 3. ТРАДИЦИОННОЕ, ИНДУСТРИАЛЬНОЕ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВА (ПО Д. БЕЛЛУ)
Традиционное | Индустриальное | Постиндустриальное |
Первое по времени, возникает вместе с возникновением общества вообще | Второе по времени. XIX-ХХ вв. н.э. | В настоящее время начинает развиваться в США, Японии и ряде стран Западной Европы |
Отсутствие государства или существование отдельных государств, стремление государств к самоизоляции, господство традиционных ценностей и патриархальный уклад жизни | Существование государства, сосуществование отдельных государств | Глобализация, существование как национальных государства, так и надгосударственных органов власти |
Человек зависит от сил природы | Человек интенсивно овладевает силами природы | Человек властвует над силами природы |
Влияние на природу: примитивное, легко восполняемое природой. Производство малоотходное или безотходное: скотоводство или земледелие. Промышленная обработка минимальна или вообще отсутствует. Религиозные запреты на загрязнение | Влияние на природу: освоение и активное преобразование природы, которая не в состоянии справиться с антропогенным влиянием. Развитие промышленности. Появление искусственных материалов | Влияние на природу: активное законосообразное освоение природы. Нивелирование антропогенного влияния на природу. Минимизация загрязнения окружающей среды, безотходное производство |
Цель общества: поддержать существование человека как вида | Цель общества: производство товаров массового потребления | Цель общества: добыча, обработка и хранение информации |
Экстенсивное развитие, распространение человечества и сбор природных богатств с большей территории | Развитие понимается как интенсификация использования природных богатств и бесконтрольное развитие техники | Развитие понимается как развитие техники на основе научных достижений и углубление понимания законов природы |
Основные отношения – между человеком и природой | Основные отношения – между человеком и природой | Основные отношения – между людьми |
ТАБЛИЦА 4. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Направление исторического развития общества
ТАБЛИЦА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Социальны институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих некоторую сторону человеческой деятельности и организующих эту сторону жизни как систему ролей и статусов | |
Примеры социальных институтов:
| Социальные институты первобытнообщинного строя (род, большая семья) базируются на жестко предписанных ритуалах и обычаях поведения, как правило, религиозного характера; современные социальные институты характеризуются большей независимостью от морали, приятием нонконформизма |
ТАБЛИЦА 6. НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
нравы | мораль | обычаи | право |
привычные формы поведения, имеющие нравственное значение. Нравы – те нормы поведения людей, которые бытуют в некотором обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Следованием нравам общества санкционируется только формами духовного воздействия (общественная оценка) | особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Регулирует человеческое поведение с помощью норм, получающих идейное обоснование в виде идеалов добра им зла. Исполнение норм морали санкционируется только формами духовного воздействия (общественная оценка) | стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для членов данного общества, социальной группы, касается всех сторон жизни человека | совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством в виде свода законов. Базируется на идее правосудия |
ТАБЛИЦА 7. ЦЕЛОСТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МИРА, ЕГО ПРОТИВОРЕЧИЯ
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Все и каждый испытывает влияние: ! последствий ядерных взрывов и техногенных катастроф; ! истощения озонового слоя и увеличение радиоактивного облучения; ! распространения СПИДа, наркомании, алкоголизма; ! изменения климата; ! исчерпания невосполнимых природных ресурсов; ! межнациональных войн, отсутствия толерантности и взаимоуважения в межгосударственных делах; ! удлинения срока жизни, изменения набора типичных болезней, резкого помолодение болезней; ! оперирования массовым сознанием путем дозирования информации. |
ТАБЛИЦА 8. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Социальные проблемы | Экологические проблемы | Взаимоотношения человека и общества |
Проблемы, возникающие во взаимоотношениях между социальными группами и государствами | Проблемы взаимоотношений человека с природой | Проблемы, возникающие между отдельными членами общества и обществом в целом |
|
|
|
ТАБЛИЦА 9. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Взаимодействие человека с природой носит следующие формы:
Выходы из создавшейся ситуации:
|
ЧЕЛОВЕК
ТАБЛИЦА 10. КОМПОНЕНТЫ ПОНЯТИЯ "ЧЕЛОВЕК"
ТАБЛИЦА 11. ПОНЯТИЯ "СУБЪЕКТ" И "ОБЪЕКТ" ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЧЕЛОВЕКУ
Объект | Субъект |
То, на что направлена познавательная, трудовая или иная деятельность субъекта | Носитель предметно-практической деятельности и познания. Субъектом деятельности может быть как индивид, так и группа людей. Субъект – это источник активности, направленной на нечто вовне субъекта или внутри него. Субъект деятельности можно иначе назвать деятелем |
Объектом деятельности может выступать:
| Человек выступает как субъект деятельности:
|
ТАБЛИЦА 12. ФОРМЫ ВОЗЗРЕНИЯ НА МИР
мифология | религия | философия | |
Высший смысл | объяснение генезис и движения всего сущего и в том числе человека как части мира. | ||
Специфика | через введение представления о некоем божественном начале: | через познание законов природы и экстраполяцию их на прошлое и будущее | |
которое в современных условиях утрачивает сакральный смысл | которое в современных условиях сохраняет сакральный смысл | ||
Модель мира | люди и боги являются частями мира и живут по его законам | иерархия сфер, главой которых является бог; любое явление определяется его связью с богом | научная модель вселенной и человека (изменяется по мере накопления научных данных) |
Дуализм | человек = божественное + физическое | человек = социальное + биологическое | |
Основная цель | изучение отношений между богом (богами) и человеком | изучение отношений между человеком и миром | |
Влияние на жизнь | является практическим руководством к действию, основной определенного типа поведения, ценностей, убеждений | ||
не содержит четкого кодекса поведения | содержит четкий кодекс поведения |
ТАБЛИЦА 13. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Потребность человека – переживаемая и/или осознаваемая нужда в чем-либо. Потребности человека отличаются от потребностей животных и могут быть разделены на три группы | ||
Биологические | Социальные | Идеальные |
Потребности, удовлетворение которых, как правило, необходимо человеку в первую очередь | Потребности, свойственные человеку как социальному существу. Их удовлетворение необходимо человеку тогда, когда биологические потребности удовлетворены. | Специфически человеческие потребности, нужда в удовлетворении которых обычно возникает, если потребности двух других групп удовлетворены. |
Потребности в поддержании жизнедеятельности организма:
| Потребности в связи с некоторой группой (группами) людей:
| Потребности в познании:
|
ТАБЛИЦА 14. СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Способности – индивидуальные особенности личности человека, являющиеся субъектными условиями успешного осуществления некоторой деятельности |
Способности имеют биологическую основу в виде задатков (например, скорость реакций, особенности мышления, предпосылки для развития физической силы). |
Степень развития способностей зависит от:
|
Уровни обладания способностями: "способности", "талант", "гениальность". |
Способности могут быть развиты только в процессе тренировки, использования. |
Способности проявляются, как правило, в какой-либо области знаний или жизнедеятельности (наука, искусство, бизнес, ремесло, спорт и т.д.). |
Способности определяют почти все аспекты жизнедеятельности конкретного человека, – его образование, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье. |
Развитие способностей позволяет человеку повышать свой социальный статус, способствуют повышению самооценки и (часто) уровня жизни. |
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
ТАБЛИЦА 15. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНОГО ТЕРМИНА "КУЛЬТУРА"
Культура:
|
ТАБЛИЦА 16. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕРМИНА "КУЛЬТУРА"
При описании:
|
ТАБЛИЦА 17. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРЫ
1. Каждая личность вносит вклад в культуру общества. Отдельные личности и группы личностей (например, религиозные группы, научные и художественные школы) создают новые материальные и духовные ценности. Общество в целом навязывает личности культура, то есть каждый из членов общества прививает отдельной личности культуру. Например, старшие члены общества сохраняют культуру путем передачи ее младшим членам общества. |
2. Культура влияет на личность, формируя у нее способы деятельности, характерные для данной культуры (способы познания, социальной, трудовой и других видов деятельности). Культура определяет большую или меньшую успешность личности в зависимости от совпадения задатков и способностей личности и требований культуры. Например, можно предположить, что во времена пещерного человека социальный статус здорового человека был всегда выше статуса больного. В наше время это не так. Больной человек может иметь более высокий социальный статус, если обладает какими-либо талантами (ср. Фредди Меркьюри, Валентин Дикуль). |
ТАБЛИЦА 18. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ИСКУССТВО"
Искусство:
|
ТАБЛИЦА 19. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
делинквентные (преступные) культуры – совокупности нескольких негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующие в качестве культуры преступного слоя общества. Устойчива в среде молодежи нижних слоев общества. Важно: наличие и качество противоправной деятельности, система сигналов (одежда, прическа, жаргон и т.д.) | враждебные культуры (контркультуры) | молодежные субкультуры – (могут быть как негативными, так и позитивными) – автономные целостные образования внутри традиционной культуры, определяющие стиль жизни и мышления ее носителей, отличающиеся своими нормами и ценностями. Часто ориентированы на досуг. Важно: система сигналов принадлежности к группе (прическа, одежда, досуг, манера поведения, отношение к наркотикам, жаргон) | профессиональные субкультуры – трансформированные профессиональным мышлением системы ценностей традиционной культуры, получившие своеобразную мировоззренческую окраску. Важно: система сигналом (профессиональный жаргон, профессиональные знания и навыки, манера поведения). |
Выделяются по месту и времени существования. | Могут быть официальными (комсомольцы) и неофициальными (рейверы) | Существует в профессиональных средах (например, врачебная) |
ТАБЛИЦА 20. СТРУКТУРА ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
ТАБЛИЦА 21. Культурный кризис современной России как процесс аккультурации (восприятия другой культуры)
Культурный кризис современной России можно рассматривать как процесс аккультурации – изменения советской культуры и усвоение новой культуры. |
Доминантная (советская) культура теряет свои позиции в связи с исчезновением ее социального субстрата, укрепляются позиции национальных культур на постсоветском пространстве. Усиливаются позиции западноевропейской и американской культуры быта. |
Все это реализуется в следующих проявлениях:
|
ТАБЛИЦА 22. СТРУКТУРА МОРАЛИ
ТАБЛИЦА 23. СРАВНЕНИЕ МОРАЛИ, ОБЫЧАЕВ И ПРАВА
Мораль | Обычай | Право |
Регулирует человеческие отношения | ||
Особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. | Устойчивый, исторически сложившийся стереотипный способ массового поведения. | Совокупность общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством. |
Едина для всех в своих основных чертах, но включает и исторически преходящие нормы. | Исторически сложившиеся способы массового поведения, характеры для определенных социальных групп в определенные эпохи | Может быть един для всех граждан или для некоторых категорий граждан, как устанавливает это верховная власть. |
Получает идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, долга, справедливости и т.п. | Не нуждается в интерпретации, оправдывается традицией. | Может получать обоснование в виде блага государства, отдельных категорий граждан или всех граждан. |
Исполнение норм санкционируется формами духовного воздействия (общественная оценка одобрение, осуждение) | Исполнение норм санкционируется государством. |
ТАБЛИЦА 24. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "РЫНОК"
|
|
Вопросы, на которые отвечает наука экономика:
|
|
ТАБЛИЦА 25. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА
Рыночная экономика | Смешанная экономика | Командно-административная экономика |
Собственниками факторов производства являются частные лица и фирмы. | Собственниками факторов производства являются как частные лица и фирмы, так и государство | Собственником средств производства и ресурсов является государство |
Основная часть решений о производстве и потреблении принимается частными лицами и фирмами с учетом имеющихся цен. | Решения о производстве и потреблении принимаются как частными лицами и фирмами, так и государством. | Все решения о производстве принимаются государством, решения о потреблении принимаются как государством, так и частными лицами и фирмами. |
Правильность/неправильность принятых решений выражается в доходах и убытках участников экономической деятельности. | Правильность/неправильность принятых решений может выражаться в доходах и убытках участников экономической деятельности/разорении части населения. | Правильность/неправильность принятых решений выражается в улучшении или ухудшении экономического положения различных слоев населения. |
Государство выступает в роли частной фирмы. | Государство в основном регулирует экономические процессы. | Государство полностью регулирует все экономические процессы. |
Уровень зарплаты и цен склады-вается стихийно, по согласованию продавцом и покупателей. | Уровень зарплаты и цен складывается стихийно, по согласованию продавцов и покупателей. | Уровень зарплаты и цен определяется государством, есть черный рынок товаров и услуг. |
ТАБЛИЦА 26. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УКЛАДОВ
НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО – тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи. | ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – тип хозяйства, в котором производство ориентируется на рынок, а связи производителей и потребителей продуктов осуществляется через куплю-продажу. |
ТАБЛИЦА 27. СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ "ЦЕНА"
Конъюнктура – состояние экономики, конкретные условия процесса воспроизводства на каждый данный момент. В основе формирования и изменения конъюнктуры лежат главным образом факторы, определяющие движение цен, ценных бумаг, размеров производства, занятости. | Цена – количество денег, других товаров и услуг, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. При рыночной экономике цена складывается в зависимости от спроса и предложения, и также конъюнктуры. | |
Цена спроса – цена, по которой покупатель согласен приобрести товар. | Цена предложения – цена, по которой производитель согласен продать товар. |
ТАБЛИЦА 28. ВАРИАНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЦЕНЫ СПРОСА (Цс) И ЦЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (Цп)
Цс = Цп | Цс < Цп | Цс > Цп |
Равновесная цена. Совпадение Цс и Цп обозначает, что продавец согласился продать, а покупатель купить товар или услугу по единой цене, сделка состоится. Цена, которая устанавливается на рынке в условиях конкуренции, стремится к уровню, при котором количество товара, на которое предъявляется спрос, равно количеству предложенного товара. | Цена спроса меньше цены предложения. Это обозначает, что покупатель согласен дать меньшую цену за товар или услугу, чем та, за которую продавец согласен продать товар или услугу. Сделка не состоится. У потребителя низкая потребность в данном товаре или услуге. | Цена спроса больше цены предложения. Это обозначает, что покупатель согласен дать большую цену за товар или услугу, чем та, за которую продавец согласен продать товар или услугу. Сделки совершаются в большом количестве. У потребителя высокая потребность в товаре или услуге. |
При сохранении конъюнктуры цена не изменится | Свертывание производства, снижение цены, формирование потребительского спроса. | Рост цен продажи, рост объема производства, насыщение рынка с дальнейшим понижением цены. |
ТАБЛИЦА 29. ВИДЫ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК
Процентная ставка: дополнительная сумма денег как плата за использование денежных средств | |
Проценты на вклад (выплачиваются вкладчику) | Проценты по займу (выплачиваются заемщиком заимодателю) |
ТАБЛИЦА 30. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕМЬИ
Экономическое положение семьи определяется следующими факторами: | ||
реальная покупательная способность | уровень жизни (степень удовлетворенности потребностей населения) | размер прожиточного минимума (стоимости минимально необходимых расходов для поддержания здоровья человека и его жизнедеятельности) (ПМ) |
равен номинальному доходу (НД) за вычетом налогов (Н) и потерь от инфляции (И) РПС = НД – (Н + И) | зависит от:
| ПМ = минимальный набор потребительской корзины / продовольствие (П) + промышленные товары (ПТ) + услуги (У) / = граница бедности: ПМ = П + ПТ + У |
ТАБЛИЦА 31. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ВВП валовой внутренний продукт | ВНД валовой национальный доход |
выраженная в рыночных ценах стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течение года внутри страны | ВНД = ВВП + ГЗ + КВ + СПБ, где ГЗ – государственные закупки, КВ – капитальные вложения, СПБ – сальдо платежного баланса (соотношение выплат за рубеж и поступлений из-за рубежа) |
ТАБЛИЦА 32. СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Социализация – усвоение социального опыта, как специально обработанного для усвоения, так и необработанного. | Воспитание – планомерный целенаправленный процесс по формированию качеств личности. |
При возникновении противоречий между нормами, усваиваемыми в процессе воспитания и при социализации, побеждают, как правило, последние |
ТАБЛИЦА 33. СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Этап жизни | Стадия социализации | Содержание стадии |
1. Адаптация | Некритическое усвоение социального опыта подражание окружающим. | |
Детство и юность. Усвоение социального опыта. | 2. Индивидуализация | Желание выделиться, критическое отношение и непринятие социального опыта окружающих, желание найти "свой путь". |
3. Интеграция | Вливание в общество. При невозможности влиться в общество на обоюдоприемлемых условиях возможны: – бунт, агрессия; – нонконформизм, поиск другой референтной группы, уход от социума (наркотики, религия и т.п.); – конформизм, жертва своей индивидуальностью ради социальной приемлемости; – самоубийство при невозможности найти выход из ситуации. | |
Зрелость | 4. Коррекция | Приспособление к новым социальным ролям (при изменении социальных статусов). |
Старость | 5. Хранение | Хранение и передача социального опыта. |
ТАБЛИЦА 34. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
|
|
|
|
|
ТАБЛИЦА 35. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Политическая система общества – совокупность государственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны. | |
Собственно политические организации:
| Несобственно политические организации: Любые общественные организации, которые созданы для достижения иных, нежели политические, цели (экономические, религиозные, культурные, досуговые), но в силу объективной реальности участвуют в политике: – ставя и решая политические задачи (например, профсоюзы, члены религиозной группы, ущемленные в правах); – представляя собой группу избирателей (например, собаководы, филателисты), которые хотя и не ставят перед собой политических задач, но являются одной из групп, на которую направлена агитация. |
Признаки собственно политической организации: – выражает интересы определенной социальной группы; – может обладать государственной властью или влиять на государственную власть; стремится к обладанию государственной властью; – провозглашает определенные политические цели и руководствуется политическими нормами данного общества. |
ТАБЛИЦА 36. ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
Политическая партия:
| |||
Организация: – длительность существования во времени; – имеет лидеров. | Структура: – наличие местных (региональных отделений); – наличие национальных органов. | Политические цели: – улучшение устройства общества; – завоевание и удержание власти для переустройства общества. | Обеспечение народной поддержки: – политическая платформа; – выборная платформа; – политическая репутация. |
ТАБЛИЦА 37. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
многопартийная | двухпартийная | многопартийная |
Единственная партия (партия власти) монополизирует государственную власть. Со временем бюрократизируется, срастается с гос. аппаратом, перестает выражать интересы народа. | Как правило, партий больше, но только две из них являются влиятельными (Великобритания, США). Возможность частой смены политической линии в случае победы на выборах партии оппозиции. | Более двух партий, обладающих политическим влиянием. Большое количество партий затрудняет получение достаточной поддержки населения, борьба за власть может становиться самоцелью. |
ТАБЛИЦА 38. ПРИЗНАКИ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА
|
|
|
|
|
ТАБЛИЦА 39. ПРИЗНАКИ РОССИИ КАК ФЕДЕРАЦИИ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТАБЛИЦА 40. СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Политические образования | Политико-территориальные образования | Национально-территориальные образования |
республика | край | область*** | ГФЗ* | автономная область | автономный округ |
22 объект | 9 объектов | 46 объектов | 2 объекта | 1 объект | 4 объекта |
Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Алтай, Дагестан, Ингушетия, КБР**, Калмыкия, КЧР***, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха, Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чуваш, Крым | Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский, Забайкальский, Камчатский, Пермский | Амурская, Архангельская, Астраханская, Брянская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Ниж. Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская., Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Тамбовская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская, Саратовская, Новгородская | Москва, Санкт-Петербург, Севастополь | Еврейская | Ненецкий, Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий |
* город федерального значения; ** Кабардино-Балкарская республика; *** Карачаево-Черкесская республика.
ТАБЛИЦА 41. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Правовое государство – это такая форма деятельности государственной власти, которая строится на основе общеобязательных норм права; государство, в котором все субъекты права связаны законом, господствующим во всех сферах общественной жизни. Важнейшие черты правового государства: | ||
Господство закона во всех сферах общественной жизни. Наличие конституции. | Связанность законом государства и его органов. | Судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. |
При этом законы: – обладают высшей юридической силой; – основываются на принципах равенства и справедливости; – требуют соответствия себе всех других нормативно-правовых актов. | Государство не может действовать иначе как по закону. | Обязанности государства: – гарантия прав и свобод личности; – население ответственности в случае нарушения прав и свобод личности. Обязанности гражданина: – выплата налогов; – защита Отечества; – соблюдение законов. |
ТАБЛИЦА 42. ПРИЗНАКИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
|
|
|
|
|
|
|
ТАБЛИЦА 43. ВЕТВИ ВЛАСТИ
ТАБЛИЦА 44. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ
Права | Обязанности | ||
личные | имущественные | личные | имущественные |
На воспитание ребенка. | На содержание детьми в случае нетрудоспособности | Ответственность за вред, причиненный ребенком до 14 лет. | Материальное содержание несовершеннолетних детей |
На образование ребенка. | |||
На защиту интересов ребенка. | Не причинять вред психическому и физическому здоровью ребенка | ||
На защиту родительских прав |
ТАБЛИЦА 45. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ СОВРЕМЕННЫХ РАЗВИТЫХ ОБЩЕСТВ
ТАБЛИЦА 46. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКРЫТЫХ
И ОТКРЫТЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЭЛИТ
доступ в нее людям из других слоев затруднен ("пропуск" – родственные связи и знакомства) | доступ в нее свободный и конкурентный (по способностям и активности людей) |
возможны некомпетентное управление застой в обществе | обеспечивается более профессиональное и эффективное управление обществом |
характерно для недемократических обществ (например, для партийно-государственной элиты в бывшем СССР) | характерно для демократических обществ (например, для элиты сегодняшнего финского общества) |
ТАБЛИЦА 47. ТРИ ВЕТВИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ТАБЛИЦА 48. НЕКОТОРЫЕ ИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВЕРСИЙ
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА
ТАБЛИЦА 49. ПРОТИВОРЕЧИВАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЩЕСТВЕ
ТАБЛИЦА 50. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА
ТАБЛИЦА 51. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
По характеру формирования | – кадровые – массовые |
По характеру политического поведения в обществе | – демократические; – тоталитарные |
По месту в политической системе |
– легальные, полулегальные, нелегальные. |
По взглядам на характер развития общества | – эволюционные; – реформистские; – революционные; – радикалистские |
По идеологическим направлениям |
– консерваторы; – либералы и др.
– социалисты; – коммунисты и др. |
ТАБЛИЦА 52. РЕСПУБЛИКА И ЕЕ ФОРМЫ
ТАБЛИЦА 53. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВ ПО НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УСТРОЙСТВУ
Тип государства | Краткая характеристика | Примеры |
Унитарное государство |
| Дания, Италия, Польша, Финляндия, Франция, Япония |
Федеративное государство | Объединяет относительно самостоятельные государственные образования, которые (наряду с наличием общих (федеративных) органов и структур) могут иметь: – собственную конституцию; – свои правовую и судебную систему; – свои органы власти; – свое гражданство и т.д. | Австрия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Нигерия |
Конфедерация | Объединение независимых государств для совместного решения общих задач (чаще политических); неустойчива: обычно – либо распадается, либо развивается в федерацию. | Швейцарская конфедерация, Сенегамбия |
ТАБЛИЦА 54. ПРИМЕРНАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ ЛЕВЫХ И ПРАВЫХ ПАРТИЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структурно-логические схемы и таблицы по логике
Структурно-логические схемы и таблицы по логике....
Рабочая тетрадь по обществознанию для студентов 1 курса " Начало философских знаний о человеке и обществе (1 семестр)
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮдля студентов I курса: "Начало философских знаний о человеке и обществе"(1 семестр)для специальностей:080114 Экономика и бухгалтерский учёт140...
Учебно-методическое пособие "Философия в схемах и таблицах"
Учебное пособие «Философия в схемах и таблицах» по дисциплине: «Основы философии» выполняет следующие функции:- повышает степень наглядности, делает доступным для студент...
Контрольная работа на тему: Проектирование логических схем, построение таблиц истинности.
Контрольная работа на тему: Проектирование логических схем, построение таблиц истинности.Контрольная работа содержит задания 24 варианта по 2 задания.Есть ответы....
ДОКЛАД схемы и таблицы ШАТАЛОВ
laquo;Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов)»...
Философия в схемах и таблицах
Учебно-методический материал для самостоятельной работы студентов в период дистанционного обучения...
Опорный конспект лекций (структурно-логические схемы и таблицы) по дисциплине ОГСЭВ.05 Социология и политология для спец.40.02.02 Правоохранительная деятельность
Данная методическая разработка представляет собой структурно-логические схемы и таблицы по дисциплине ОГСЭВ.05 Социология и политология по основным разделам курса: Раздел 1 Социология и Раздел 2 Полит...