Методические рекомендации «Информационные технологии в обучении истории»
методическая разработка
Современный преподаватель должен научить студента не только тем знаниям и умениям, которые требует от него государственный стандарт, но и помочь творческим умам, жаждущим исследовать неизвестные области.
Используя информационные, мультимедийные продукты, преподаватель может легко перейти от роли информатора к роли учителя-координатора, организатора познавательной деятельности обучающихся; развивать информационные компетенции участников образовательного процесса; осуществлять деятельностный подход; повышать эффективность образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_informatsionnye_tehnologii_v_obuchenii_istorii.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации «Информационные технологии в обучении истории»
Специфика исторической дисциплины предполагает постоянную работу с иллюстративным материалом и здесь большую пользу приносят информационные технологии. Также можно выделить ЭОР для работы как непосредственно на занятиях, так и для самостоятельной работы учащихся.
Современный преподаватель должен научить студента не только тем знаниям и умениям, которые требует от него государственный стандарт, но и помочь творческим умам, жаждущим исследовать неизвестные области.
Используя информационные, мультимедийные продукты, преподаватель может легко перейти от роли информатора к роли учителя-координатора, организатора познавательной деятельности обучающихся; развивать информационные компетенции участников образовательного процесса; осуществлять деятельностный подход; повышать эффективность образовательного процесса.
Неоспоримы достоинства использования видеоносителей на уроках истории, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения.
Для работы заранее разрабатываются обучающие программы, создаются дидактические материалы (карточки с названием темы, план изучения нового, даты, термины, понятия, схемы, вопросы и задания, фрагменты исторических документов, карт и др.). При помощи видеокамеры преподаватель выводит нужные дидактические материалы на мониторы и передает на большой экран. Один студент заполняет ручкой или фломастером текстовую или хронологическую таблицу, дополняет схему за рабочим местом преподавателя, а другие студенты, используя свой монитор, выполняют необходимые действия на своем рабочем месте. Упрощается демонстрация мелких иллюстраций, слайдов, портретов.
Главная задача ИКТ – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
- Главная задача учителя – Организация активной работы с информацией, в основе которой предусматривается самостоятельное критическое и творческое мышление учащихся.
Преподаватель, применяющий ИКТ должен усвоить золотое правило: « использование ИКТ на уроках должно быть не самоцелью, а во благо самого процесса обучения и обучающихся». Такая работа требует другой дидактической системы, иных методов и технологий обучения, адекватных личностно- ориентированному подходу в образовании.
Использование информационно-коммуникативных технологий на различных уроках позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся.
Поэтому преподаватель и ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий.
Использование компьютера дает возможность
- Увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.
- Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; Cлайды, выведенные на большой экран, – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным.
- обычная иллюстрация;
- использование анимации в слайдах;
- использование мультимедиа.
3.Обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию).
Компьютер позволяет исполнять работу оперативно, загружать работой всех детей. Заданий можно подобрать много и пока педагог работает с отстающими, сильные дети продвигаются вперед, выполняя новые задания. Таким образом, очень наглядно осуществляется и диагностика усвоения программного материала. Задания и тесты желательно составлять разные по уровню сложности. Кто-то сможет выполнить все, кто-то дойдет до середины, кто-то поработает только с простыми. Но самое главное, что заняты все обучающиеся, и педагог видит, на каком уровне находится каждый из студентов.
Компьютер позволяет повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; усовершенствовать контроль знаний. Особенностями программированного и компьютерного обучения является то, что весь учебный материал разделяется на отдельные порции и каждая порция завершается контролем, будь то вопрос, задание, упражнение или тест. При правильном выполнении контрольных заданий учащиеся получают новую порцию материала и выполняют следующий шаг обучения. Если задание выполнено неверно, то следующая страничка программы просто не откроется.
Компьютер позволяет осуществлять обратную связь. По ходу работы дети сами и преподаватель сразу могут видеть результат. Дети рассуждают, где они ошиблись, что сделали не так, т.е. мы наблюдаем формирование навыков самоконтроля и самооценки. Если ребенок испытывает серьезные затруднения, на помощь приходит преподаватель – осуществляется индивидуальный подход кобучающемуся.
4. Формировать навыки подлинно исследовательской деятельности. Средства наглядного представления можно использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций.
5.Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Прежде чем приступить к работе, педагог должен для себя выяснить:
1. Какие темы стоит поддерживать с помощью ИКТ? Практика показывает, что целесообразно брать сложные темы.
2. Какие программные средства целесообразно использовать при выполнении компьютерных заданий? Имеются в стандартном наборе следующие виды программного обеспечения необходимые для успешного проведения уроков с использованием информационных технологий
- Microsoft Word - текстовый редактор
- Microsoft Excel - электронные таблицы
- Microsoft PowerPoint – мультимедийный редактор
- Мicrosoft FrontPаge – конструктор Web - страниц
- Internet Explorer – браузер для работы в Интернете
- Microsoft Outlook Express – программа для работы с электронной почтой.
3. Какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся? Это могут быть: составление сравнительных таблиц, выявление сходства и различий, схем, социологических диаграмм, построение графиков. Заполнение исторических карт, создание презентаций, сайта, и т.д.
4. Какие типы уроков целесообразно делать компьютерными? Практика показывает, что это могут быть уроки лекции, объяснения нового материала, повторение и обобщение пройденного, подготовка к зачёту, зачёт, урок коррекции и т. д.
5. Как организовать урок, рационально использовать время, отведенное на урок? Учителю необходимо продумать и спланировать так организацию всего урока, чтобы не допустить на нём суматоху, хаотичность, потерю времени и концентрацию внимания у учащихся, а для этого надо помнить психологические требования к уроку.
Возрастные особенности работы на ПК
1-4 кл. | 5-7 кл. | 8-9 кл. | 10-11 кл. |
15 мин. | 20 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
Критические точки усвояемости учебного материала на уроке
1-4мин. | 5-23 мин. | 23-34 мин. | 35-45 мин. |
60 % | 80 % | 45-60 % | 6 % |
Этапы организации урока с использованием ИКТ
1. Этап организационный. На данном этапе важно, чтобы учащиеся не «отнимали» время урока на ввод пароля , не ждали загрузки учебного сайта или не инсталлировали программы, а занимались именно предметом, но на компьютере. И в этом учителю может помочь дежурный системный администратор, который выбирается из числа студентов, достаточно хорошо разбирающихся в компьютерных хитростях. Именно он и подготавливает компьютерный класс к уроку: загружает, инсталлирует, устанавливает…
2. Этап усвоения новых знаний. Тематические и предметные интернет-ресурсы могут выступить как один из способов повышения интереса обучающихся. Наглядные пособия, телеконференции, видео и анимационные материалы – все это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны. Такие ресурсы важно собирать и формировать «Библиотеку учителя на CD». В этом учителю могут помочь дети. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы: эффектные превращения, подборка электронных географических или исторических карт, портретов, цитат, схем, таблиц, диаграмм, графиков, отрывки из кинофильмов, фотографии, анимация и т. д. На экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как преподаватель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.
3. Этап обобщения и систематизации знаний . Созданный школьный банк данных учебно-методического обеспечения школьных дисциплин – «ресурсная библиотека» помогает учителю систематизировать знания, умения и навыки учащихся. Для этого на протяжении всего учебного процесса учащимся предлагается создать собственный проект по заданной проблеме или тематики. Либо на усмотрение учителя подготавливается контрольная работа, тестирование. Работа проводиться дифференцированно.
4. Этап контроля и самопроверки знаний. Тестирование, ребусы, кроссворды, заполнение таблиц. Данная работа выполняется учащимися либо индивидуально, либо используется групповая форма работы. Рекомендуется проводить эту работу дифференцированно.
5. Этап информации учащихся о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению. Должен быть определен обязательный минимум выполнения и выделено пространство для инициативных:
- временные рамки,
- количество источников информации (адреса определенных, «опорных» сайтов),
- программа реализации задания (это может быть MS Word , PowerPoint),
- объем отчетного документа (количество страниц, файлов, слайдов и т.п.),
- дополнительное задание, оговорено место размещения выполненной работы.
Заключение Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям педагог, а тем, что они взяли в процессе обучения. Умение рационально применять ИКТ с традиционными средствами обучения позволяет учителю создавать ту палитру красок, с помощью которой создается неповторимый шедевр – современный урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации Применение технологии модульного обучения на уроках теоретического обучения по предмету «Оборудование торговых предприятий» (профессия «Продавец, контролер-кассир»)
Вызывающее большой интерес модульное обучение позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации→организация обу...
Методические рекомендации по курсу лекций "Информационные технологии и компьютерная графика" для преподавателей СПО
Коспект лекций и методические рекомендации для преподавателей...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работыучебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» основной профессиональной о...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению самостоятельной работы по МДК 04.05. «Информационные технологи в профессиональной деятельности» для студентов специальности «Металлургия цветных металлов»
В настоящее время актуальным становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, бы...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для обучающихся по специальности 38.02.01 (080114) Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка) по разд
Данные методические рекомендации предназначены для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности 38.02.01 (080114) Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (...
методические рекомендации для написания контрольных работ по дисциплине "Информационные технологии"
Данные методические рекомендации включают содержание учебной дисциплины: её теоретическую часть, вопросы для самоконтроля знаний и перечень тем для написания контрольной работы...
Методическое сообщение "Информационные технологии в начальном музыкальном образовании"
Рекомендации молодым коллегам по использованию различных программ и нотных редакторов в практической деятельности преподавателя-инструменталиста....