МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Дисциплина: «Литература» Тема: «А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Трагедия народа и поэта в поэме «Реквием»
план-конспект урока

Попадинец Лариса Михайловна

Методическая разработка урока по творчеству А.А.Ахматовой.  Урок разработан с использованием технологии РКМЧП  и информационной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.a._ahmatova._metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ БАЗОВЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                 Дисциплина: «Литература»

            Тема: «А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Трагедия народа и поэта в поэме                  «Реквием»

Автор: Попадинец Л.М. – преподаватель литературы

                                        г. Ветлуга 2014г.


Введение.

В данной методической разработке представлен урок, проведенный по педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМЧП).

Основой технологии РКМЧП является трехэтапная  структура урока: вызов, осмысление, размышление.

Данная система формирует навыки работы с различной информацией посредством чтения и письма, направленная на то, чтобы сначала заинтересовать студента (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для усвоения и осмысления материала и помочь ему обобщить полученные знания.

В разработке представлена методика урока, ориентированного на формирование логико-понятийной культуры студентов.

Урок построен на материале темы «А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Трагедия народа и поэта в поэме «Реквием».

На этапе вызова происходит актуализация уже имеющихся понятий, студенты систематизируют свои знания по данной теме урока.

Этому способствуют методические приемы: выбор верных или неверных утверждений, методика формулировки вопросов, написание творческих работ.

На этапе осмысления формируются логические связи между понятиями, каждый из студентов трансформирует новую информацию применительно к себе. На этом этапе применяются такие методические приемы, как работа с текстом, просмотр видеофильма, работа в малых группах по составлению вопросов.

На этапе размышления обобщается понятийная система студентов и развивается их логическое мышление, интегрируются новые и уже имеющиеся знания, студенты анализируют полученную информацию. На этом этапе используются методические приемы: графическая систематизация материала (кластер), составление синквейна, дискуссия «Совместный поиск», тестирование. Трехэтапная модель урока, применение соответствующих методических приемов способствуют формированию умения студентов сортировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний, помогают более глубокому усвоению материала, а преподавателю позволяют контролировать процесс слушания, дают возможность организовать групповое обсуждение  темы, создать атмосферу сотрудничества на уроке.


Тема: А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Трагедия народа и поэта в поэме «Реквием»

Тип урока: урок усвоения новых знаний с использованием технологии РКМЧП.

Цели:

обучающие:

  • познакомиться с жизнью и творчеством А.А Ахматовой;
  • дать представление  о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой;
  • показать, как исполнена поэмой «Реквием» гражданская и поэтическая миссия А.А. Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

развивающие:

  • развивать навыки  систематизации информации;
  • обеспечить в ходе урока развитие речи студентов;
  • способствовать развитию художественного вкуса студентов;
  • формировать логико-понятийную культуру.

воспитательные:

  • осуществлять нравственное воспитание на примере жизни и творчества А. Ахматовой;
  • воспитывать  гуманизм посредством литературы.

Межпредметные  связи: история, эстетика, русский язык и культура речи.

Наглядные пособия: репродукция портрета А.А. Ахматовой.

Раздаточный материал:

- статья о жизни и творчестве А.А. Ахматовой;

- тесты;

- верные – неверные утверждения (карточки).

Технические средства  обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Литература:

  1. Агеносов В.В. «Русская литература ХХ в. 11 класс» Хрестоматия ч.2, Дрофа, 1997г.
  2. Агеносов В.В. «Русская литература ХХ в. 11 класс» ч.1, Дрофа, 2000г.
  3. Виленкин В.Я., Черных В.А. «Воспоминания об Анне Ахматовой» М. 1991г.

Структура учебного занятия.

     

Первый урок.

Тема: А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества.

  1. Мотивация: объявление темы и цели урока.

Тема урока написана на доске: А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Трагедия народа и поэта в поэме «Реквием».

Портрет А. Ахматовой.

  1. Стадия вызова.
  1. Вступительное слово преподавателя.

- «Златоустой Анной Всея Руси, музой плача и печали» назвала Ахматову Марина Цветаева

     (Звучит романс  в исполнении  А. Малинина «Печали свет»)

                                   ( приложение  на диске)

Зачитывается  отрывок из книги В.Я. Виленкина, В.А. Черных «Воспоминания об Анне Ахматовой»:

- «О чем ее печаль? О неотвратимо иссякающей жизни, о близости смерти, о своей житейской бездольности, о сложностях своих и чужих, об одиночестве в кругу друзей, о бездомности в своем доме и в гостях? Или о сыне, о котором она не переставала волноваться и мучиться? Может быть обо всем этом вместе?»

        - Я держу в руках томик воспоминаний об Анне Андреевне Ахматовой. Если мы обратимся к отзывам современников, то увидим, что,  повторяясь в некоторых общих чертах, они в то же время разняться между собой в зависимости от, прежде всего, политических симпатий и антипатий и от собственного восприятия.

Но одно, несомненно, объединяет всех: личность Ахматовой отбрасывает отраженный свет на всех, кто о ней вспоминает, на все, что о ней пишется. Она стала не только поэтическим, но и этическим, нравственным знамением своего века.

  1. Работа со стихотворением А.А. Ахматовой. Читает преподаватель.

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я  своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток лености губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час …

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

Студентам предлагается высказаться относительно понимания его содержания и ответить на вопрос:

«Что вы можете сказать о человеке, который так о себе говорил: «Мы ни единого удара не отклонили от себя?»

Преподаватель может внести дополнение:

- «Свое предназначенье в трагическое время потерь и разрушений Ахматова видит в том, чтобы до конца разделить судьбу родины, она отказывается от эмиграции. Крестный путь слияния с участью России, когда в череде памятных дат «нет ни одной не проклятой», позволяет Ахматовой ощутить свою  преемственность с великими русскими поэтами».

2.3 Студентам предлагается познакомиться с утверждениями об Ахматовой.  Раздаются карточки с 10 фиксированными утверждениями по теме урока. Часть из них верные; часть – неверные. Около верных ставится (+), около неверных(-).

Утверждения об Ахматовой

Предположить, какие из них правильные, а какие - ложные. Рядом с правильными поставить  (+), а рядом с ложными (-).

1. Родилась в Петербурге.

2. Окончила Царскосельский лицей.

3. Рано начала писать стихи.

4. В 1903 году познакомилась с Н.С. Гумилевым, в 1910 году вышла за него замуж.

5. После революции эмигрировала в Париж в 1921 году.

6. Входила в группу младосимволистов.

7. Писала только лирические произведения.

8. В 1946 году исключена из Союза писателей, оказалась изгоем в собственной стране.

9. В последние годы жизни поэзия Ахматовой  получила мировое признание.

10.Умерла за границей.

Когда студенты приходят к единому мнению относительно смысла утверждений, преподаватель  просит обратить внимание на их истинный смысл при чтении текста – с тем, чтобы проверить, правильны ли выдвинутые предположения

  1. Стадия осмысления.

В процессе реализации этапа осмысления студенты знакомятся с новой  информацией, сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями. Организация работы на данном этапе – индивидуальное чтение. 

На этой смысловой стадии студенты  работают со статьей «Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой».

Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой.

«Златоустой Анной Всея Руси» назвала Ахматову Марина Цветаева. Гениальное пророчество Цветаевой оправдалось: Анна Ахматова стала не только поэтическим, но и этическим, нравственным знамением своего века. Она приняла и разделила трагическую долю России.

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась в селе Большой Фонтан близ Одессы 11 июня 1889 года. Ее отец, Андрей Антонович Горенко был в то время отставным инженером-механиком флота, преподавал механику в юнкерских классах в г. Николаеве. Мать, Инна Эразмовна, домохозяйка, в молодости была связана с народовольцами. Через год семья переехала в Царское Село, где будущая поэтесса проживала до 16 лет. Здесь она училась в Мариинской гимназии, каникулы проводила под Севастополем. Впечатления и переживания этих лет отразились в поэме «У самого синего моря». В конце 1903 года познакомилась с Н.С. Гумилевым. В 1905 году, после развода родителей, Анна с матерью переехала в Евпаторию. В 1906-07 годах училась в Киевской гимназии, в 1908-1910 гг. - на юридическом отделении Высших женских курсов в городе  Киеве.

25 апреля 1910 венчалась с Николаем Гумилевым. Весну провела с Гумилевым в Париже. В 1912 году вышел ее первый сборник «Вечер», в этом же году родился единственный сын, будущий ученый-историк и географ - Лев Николаевич Гумилев.

Весной 1912 года в среде Цеха поэтов появилась группа акмеистов, участницей  которой была Ахматова.

В марте 1914 года вышел сборник «Четки», пользовавшийся успехом в самых разнообразных читательских слоях. В начале 1915 года заболела туберкулезом,  находилась на  лечении в Финляндии и Крыму.

В сентябре 1917 года вышла в свет книга «Белая стая», представленная в классических традициях русской лирики.

После Октябрьской революции работала в библиотеке Агрономического института.

В 1921 году вышел сборник стихов «Подорожник», а в 1922 году - книга «Анно Домини» («В лето   Господне»).

С середины 20-х годов Ахматова внимательно изучает архитектуру старого Петербурга, а также жизнь и творчество А.С. Пушкина.

В годы после революции имя Ахматовой замалчивалось, а часто и противопоставлялось именам поэтов революционной России. В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован и вскоре расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев. В 30-е годы волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован ее единственный сын, Лев Гумилев. Вскоре освобожденный, он вновь был арестован. Во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 он оказался на свободе.  В период с 1935 по 1940 годы  написана поэма «Реквием». Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем, больную, ее эвакуировали в Ташкент. В Ленинград она вернулась в 1944 году. В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой и Зощенко, настоящая травля. Поэзия Ахматовой объявлялась «чуждой народу» в Постановлении ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград».

Она была исключена из Союза писателей, лишена средств к существованию, оказалась изгоем в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов Ахматовой был уничтожен.

В последние годы жизни ее мало публиковали, она занималась художественным переводом. В 1962 году закончила «Поэму без героя», которую она писала на протяжении 22 лет. Но по праву Ахматова получила мировое признание.

В 1964 году она стала лауреатом международной премии «Этна-Таормина» в Италии, в 1965году - почетным доктором Оксфордского университета в Англии.

Умерла в 1966 году. Похоронена в Комарово, близ Ленинграда.

4. Стадия размышления.

  1. Когда чтение закончено, необходимо вернуться к верным - неверным утверждениям и внести соответствующие изменения.
  2. Далее организована работа в малых группах: студенты составляют коллективный кластер, затем излагают и аргументируют свой вариант кластера перед всей аудиторией.


  1. Следующее задание - составить синквейн.

Студентам дается  5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем они советуются в группе и составляют 1-2 синквейна, с которыми все согласны. Это дает возможность поговорить  о том, почему они написали свои синквейны так, а не иначе, и еще раз критически рассмотреть данную тему.

Кроме того, эта методика требует, чтобы студенты слушали друг друга и извлекали из произведений своих товарищей те идеи, которые они могут увязать с собственными идеями. Затем вся группа знакомится с синквейнами.

Примеры синквейнов, составленных студентами.

                                     А.А. Ахматова

                                          русская, талантливая,

                                          чувствует, творит, обличает,

                                          «поэтический документ эпохи».

А.А. Ахматова

Великая, знаменитая, талантливая

Пишет, учит, сочиняет

Лауреат международной премии

А.А. Ахматова

русская, талантливая, образованная

думает, скорбит, переживает,

автор поэмы «Реквием»

А.А. Ахматова

Известный всем лирик – не просто писатель!

Знакомься, волнуйся, любуйся читатель!

Гордую Анну знает Россия

И в слове ее великая сила.

А.А. Ахматова

Известный русский поэт

Переводит, творит, публикует

Много сделала для России.

  1. Заключительное слово преподавателя.

На родине творчество А. Ахматовой снова стало широко известно только в конце 80-х годов ХХ века, когда массовыми тиражами  стали издаваться сборники ее стихов.

Для Ахматовой слово «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством. В ее стихах политический протест против высылки цвета русской интеллигенции сочетается с величественным принятием собственного  жребия, исторически  «оправдан каждый час» ее лирической жизни.

Второй урок

Тема: Трагедия народа и поэта в поэме «Реквием».

1. Слово преподавателя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэмой А.А. Ахматовой «Реквием», написанной в период с 1935 по 1940 годы. Эта поэма вызвана к жизни массовыми репрессиями в стране, событиями личной жизни (неоднократные аресты и ссылки сына и мужа).

Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомплектованы в единое произведение лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые  написано на бумаге. В этот день Ахматова торжественно сообщила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал».

2. Стадия вызова .

2.1. На стадии вызова представляется уместным обращаться к эпиграфу поэмы.

« Нет,  и не под  чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был»

2.2 Вопросы к студентам:

  • О каком времени идет речь в эпиграфе поэмы?
  • Где была Ахматова вместе со своим народом?

2.3 Задание: Представьте, что вы современники А. Ахматовой. Напишите небольшой рассказ на тему: «Я и время репрессий».

Далее выборочно, по одному от каждой группы, читается рассказ.

  1. Стадия осмысления.
  1. На стадии осмысления идет просмотр видеофильма с записью поэмы «Реквием» (используется мультимедийный проектор).
  2.                         ( приложение на диске)
  3. Далее идет работа над понятиями: поэма, документ, реквием.
  4. Затем студенты работают в малых группах, самостоятельно намечают три вопроса к тексту: один общий (философский) и два частные, ответ на которые можно найти непосредственно в тексте. Эти вопросы записываются на листах ватмана (формат А1)

4. Стадия размышления.

4.1. На стадии размышления по вопросам, составленным в малых группах, организуется дискуссия «Совместный поиск».

По ходу дискуссии преподаватель устанавливает последовательность рассмотрения вопросов, наглядно помечая их цифрами и следуя при этом определенной логике, которая приведет студентов к достижению заранее поставленных  преподавателем целей.

Вопросы, составленные студентами и установленные преподавателем  в данной последовательности.

  1. Какова биографическая основа поэмы «Реквием»?
  2. Сколько месяцев ходит лирическая  героиня в тюрьму к сыну?
  3. Приговор... И сразу слезы хлынут. О каких приговорах идет речь?
  4. Под чем корчилась  безвинная Русь?
  5. Что случилось с «веселой насмешницей и любимицей всех друзей»?
  6. Как показана в поэме семейная трагедия Ахматовой?
  7. Почему Ахматова называет время, проведенное у тюремных ворот, «осатанелым временем»?
  8. Почему в поэме присутствует религиозно-библейская тема?
  9. Почему никто в поэме не посмел взглянуть в сторону Матери?
  10. Для кого соткала героиня поэмы покров «из бедных, у них же  подслушанных слов»?
  11. Каким вы представляете себе памятник Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы?
  12. В каком месте поставить себе памятник дала согласие Ахматова?
  13. Кому должна уступить победу героиня поэмы?
  14. Можно ли назвать поэму «Реквием» «документом эпохи»?
  15. Совпадают ли ваши чувства с чувствами автора?

4.2. После дискуссии каждой группе предлагаются тесты. Используя данные тесты, студенты должны сделать самостоятельный вывод о названии поэмы «Реквием» и о поэтической миссии А.Ахматовой.

ТЕСТЫ

1.  Каковы основные мотивы поэмы?

а)  память, горечь забвения, немыслимость жизни и невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы, креста.

б)   раскрытие современности на широком всемирно-историческом фоне.

в)  мотив возмездия, мести.

2.  Каков исторический и жизненный контекст поэмы?

а)  принадлежность двум эпохам - той, что ушла, и той, что царствует.

б)  «Реквием» стал памятником страшной эпохе, когда вся страна превратилась в единую очередь в тюрьму.

в) массовые репрессии в стране, трагедийные события личной жизни.

3.  Действительно ли «Реквием» погружает читателя в бездну отчаяния и ужаса.

а) погружает в бездну отчаяния и ужаса от преступлений.

б) в этой поэме есть надежда на светлое будущее.

в) нет ни того, ни другого.

4.  В чем видит Ахматова свою поэтическую миссию?

а) в том, чтобы выразить и донести скорбь и страдания «стомиллионного» народа.

б) она остро ощутила боль своей эпохи, как свою собственную. Ахматова стала голосом своего времени, она не участвовала в преступлениях, но и не клеймила свою стану, а скорбью разделила свою судьбу.

в) испытать муки и страдания.

5.  Как звучит в поэме голос автора?

а) властно набирает силу мотив осиротевшей матери.

б)  ее голос стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды.

в) трагический голос поэта, вобравшего в себя и муки современности, и всю скорбь мира.

6.  Что позволяет считать поэму Ахматовой «поэтическим документом»?

а) масштабы трагедии.

б) «свидетельство очевидца - подлинный документ эпохи».

в) название.

4.3 Вывод, составленный студентами.

Основные мотивы поэмы – память, горечь забвения, немыслимость жизни и невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы, креста; «Реквием» стал памятником страшной эпохе, когда вся страна превратилась в единую очередь в тюрьму. Поэма погружает в бездну отчаяния и ужаса от преступлений, но есть надежда, что когда-нибудь этот ужас  закончится и свобода  восторжествует. А. Ахматова видит свою поэтическую миссию в том, чтобы выразить и донести скорбь и страдания  «стомиллионного» народа, она остро ощутила боль своей эпохи, стала голосом своего времени, голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды. Ахматова стала очевидцем трагедии, и ее поэма – подлинный документ эпохи.

5. Заключительное слово преподавателя о поэме «Реквием»

«О «Реквиеме» трудно говорить и писать. Каждое слово, каждая строка поэмы кровоточит. Ее невозможно читать без боли и содрогания. Эта поэма могла быть написана только женщиной, матерью, женой. Крик, вопль, плач, проклятия – все слилось, и невозможно разобрать, где голос автора, а где стоны живых и мольба об отмщении мертвых».

                                                (А.С. Крюков)

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

7. Домашнее задание.

      Написать сочинение на темы:

  1.  «Не с теми я, кто бросил землю …» (нравственные основы поэзии А. Ахматовой)
  2. «Я – голос ваш…» (А. Ахматова – голос своей эпохи).
  3. Любимые страницы лирики А. Ахматовой.


                                                              Литература

  1. Агеносов В.В. «Русская литература ХХ века 11 кл» ч. 1 М.: Дрофа, 2000г.
  2. Агеносов В.В. «Русская литература ХХ века 11 кл» Хрестоматия ч. 2 М.: Дрофа, 1998г.
  3. Виленкин В.Я., Черных В.А. «Воспоминания об Анне Ахматовой» М. Советский писатель 1991г.
  4. Казакова Л.Н. «Формирование  логико – понятийной культуры учащихся в процессе изучения русской литературы конца Х1Х – начала ХХ века». Нижний Новгород 2007 г.
  5. Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. «Современный урок» ч. 1-3, Ростов-наДону: изд. «Учитель» 2005, 2006г
  6. Русова Н.Ю. Современные технологии в науке и образовании. Магистерский курс. Программа и терминологический словарь.  Нижний Новгород: издательство НГПУ, 2002г
  7. .Современный студент в поле информации и коммуникации: Учебно-методическое пособие для слушателей семинара «Новые педагогические технологии в высшей школе» СПб, 2000г.
  8. Эпштейн М.М. «Критическое мышление  и опыт русской школы»       СПб, 2000г.

 

                   Техническое оснащение урока

       Ю.А. Агафонов – преподаватель информатики ФГОУСПО «ВЛТ».

                                 

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по литературе. Тема "Я воскресну и спою...". Биография и творчество Игоря Талькова

В разделе "Современная литература" , который включен в учебную дисциплину, есть тема, посвященная авторской песни. Авторская песня берет свое начало в 1930-м году.  Авторская песня - это те произ...

Презентация "Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева"

Родился 28 октября (9 ноября н.с.) в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, — из богатой...

Презентация "Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева"

Осенью 1833, не достигнув пятнадцатилетнего возраста, поступил в Московский университет, а в следующем году перевелся в Петербургский университет, который окончил в 1936 по словесному отделению филосо...

Высокое Возрождение.Идеи гуманизма в истории и литературе на примере жизни и творчества английского драматурга и поэта У Шекспира

Сценарий интегрированного урока по дисциплинам История, Литература , Иностранный язык...

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (1818-1883). Личность. Краткий очерк жизни и творчества.

Задание по литературе в 10 классе  на дистанционном обучении....

А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. Лирика.

Цель урока: познакомить с лицейским периодом в жизни А.С. Пушкина, периодом южной ссылки, продолжить знакомство с лирикой А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения. Уметь...