Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание"
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах", 44.02.01 «Дошкольное образование», укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки, 44.02.01 Дошкольное образование, 050144 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 050146 Преподавание в начальных классах.
Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_obshchestvoznanie_2018.doc | 630.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Новосибирской области
«Карасукский педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.08 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
для специальностей СПО
44.02.02 Преподавание в начальных классах
44.02.01 Дошкольное образование
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) и с учётом примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций. Примерная программа рекомендована Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»)
Организация-разработчик: ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж»
Разработчики: Ларченко Ольга Александровна, преподаватель общественных дисциплин
Рекомендована Методическим советом ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж»
Заключение методического совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 10 |
| 27 |
| 29 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах", 44.02.01 «Дошкольное образование», укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки, 44.02.01 Дошкольное образование, 050144 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 050146 Преподавание в начальных классах.
Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования, а также с учётом рекомендаций
по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в рамках курсов повышения квалификации, в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Обществознание» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения дисциплины.
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление право-
мерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об
основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Результаты | Требования ФГОС СОО к результатам освоения дисциплины | Планируемый результат |
Личностные результаты освоения основной образовательной программы | 1)российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) 2)гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности 3)готовность к служению Отечеству, его защите 4)сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире 5)сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности 6)толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения 7)навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, проектной и других видах деятельности 8) нравственное сознание поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей 9)готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений 11)принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков 12)бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь 13)осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. | Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): - российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; - уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); - воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов. |
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: | 1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; определение успешных стратегий в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты 3)владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов 7)умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства 9)владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | 1. Регулятивные универсальные учебные действия – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2.Познавательные универсальные учебные действия – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; 3. Коммуникативные универсальные учебные действия – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. |
Предметные результаты освоения основной образовательной программы (базовый уровень) | 1) знание об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов 2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук 3) умение выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов 4) представление об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире 5) представление о методах познания социальных явлений и процессов 6) умение применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений 7) оценивание социальной информации, умение поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития | - характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов - выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития - формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем - использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений - осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;
самостоятельной работы обучающегося 50 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 150 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 100 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
контрольные работы | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 50 |
в том числе: | |
осуществление проектной и учебно - исследовательской деятельности | 39 |
рефераты, сообщения | 11 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по дисциплине
ОУД.08 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, проектная и учебно - исследовательская деятельность | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Объём часов | Уровень освоения | ||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений. | 24 | |||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции | Содержание учебного материала | дают характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», знают о том, что такое характер, социализация личности | 3 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Теории антропогенеза, социогенеза. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 1 - Человек, индивид, личность. | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.2. Культура | Содержание учебного материала | разъясняют понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрируют ее значение в общественной жизни; различают культуру народную, массовую, элитарную; показывают особенности молодежной субкультуры; освещают проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур; характеризуют культуру общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета; называют учреждения культуры, рассказывают о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 2 - Духовная культура личности и общества | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.3. Мораль | Содержание учебного материала | Раскрывают смысл понятий: «мораль», «долг», «совесть» | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Мораль. Нравственная культура. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 3 - Мораль. Моральный выбор личности. | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.4. Искусство
| Содержание учебного материала | Раскрывают смысл понятий: «искусство» и роль в жизни людей | 2 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Искусство, его основные функции. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник) | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.5. Религия | Содержание учебного материала | Раскрывают смысл понятий: «религия», классификация религий и роль в жизни людей | 2 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 4 - Религия и церковь в современном мире. | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.6. Мышление | Содержание учебного материала | Раскрывают смысл понятий: «мышление», «мотивация», «деятельность», «потребность»; формы и методы мышления | 2 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник) | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.7. Познание | Содержание учебного материала | Раскрывают смысл понятий: «познание», «знание», знают о том, что такое понятие истины, ее критерии; формы, способы и методы познания | 3 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 5 - Проблема познаваемости мира | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.8. Духовный мир человека | Содержание учебного материала | Раскрывают смысл понятий: «духовность», «мировоззрение», «сознание», «самосознание» | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 6 – Мировоззрение. Типы мировоззрения. | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.9. Образование | Содержание учебного материала | Выделяют основные направления развития образовании, функции образования и общественную значимость | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические работы: № 7 - Роль образования в жизни современного человека и общества. | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система | 9 | |||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.1. Понятие общества | Содержание учебного материала | Характеризуют общество как сложную динамичную систему, взаимодействие общества и природы | 2 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник) | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.2. Социальные институты | Содержание учебного материала | Называют основные социальные институты, определяют их функции | 2 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Основные институты общества, их функции | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник) | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.3. Общественный прогресс | Содержание учебного материала | дают определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс», характеризуют виды общественного развития | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 8 - Многовариантность общественного развития. | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.4. Противоречия современного общества. Глобализация. | Содержание учебного материала | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||||
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 9- Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации № 10 – Аспекты глобальных проблем | 1 1 | 2 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | 1 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях, работа над ответами на контрольные вопросы | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Экономика | 17 | |||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.1. Понятие экономики | Содержание учебного материала | дают характеристику понятий: «экономика»; «макроэкономика», «микроэкономика», «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики | 2 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Уровни экономики. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник), составление сравнительной таблицы «Типы экономических систем» | 0,5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.2. Собственность | Содержание учебного материала | дают определение понятия «собственность», характеризуют виды собственности | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Собственность, виды собственности | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 11 – Виды собственности | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник), составление схемы «Виды собственности в России» | 0,5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.3. Производство | Содержание учебного материала | дают определение понятий «производство», «специализация», называют и характеризуют основные факторы производства | 2 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Факторы производства и факторные доходы. Разделение труда, специализация и обмен. Ограниченность ресурсов. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник) | 0,5 | |||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.4. Рынок | Содержание учебного материала | дают определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент» | 3 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 12 - Факторы спроса и предложения. | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 3. 5. Государство и экономика | Содержание учебного материала | дают определение понятий: «налоги», «государственный бюджет", «экономический рост и развитие», выделяют основные функции государства в экономике | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Основы денежной политики государства. Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 13 - Функции государства в экономике | 1 | 2,3 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях, изучение дополнительной литературы, подготовка рефератов «Современная финансовая и бюджетная политика государства», «Государственное регулирование современной экономики». | 0,5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.6. Экономика потребителя | Содержание учебного материала | Знают понятия «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий | 1 | 1, 2 | ||||||||||||||||||||||||
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 14 - Причины безработицы и трудоустройство | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарском занятии, изучение дополнительной литературы, подготовка реферата «Защита прав потребителя» | 0,5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.7. Мировая экономика | Содержание учебного материала | Характеризуют становление современной рыночной экономики России, ее особенности; организацию международной торговли; глобальные экономические проблемы | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); работа над ответами на контрольные вопросы | 0,5 | |||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4. Социальные отношения | 11 | |||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.1. Социальная стратификация | Содержание учебного материала | Знают понятия «социальные отношения», «социальная стратификация» и «социальная мобильность»; определяют социальные роли человека в обществе | 2 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе . Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; изучение дополнительной литературы, подготовка реферата «Модель стратификации современного общества». | 0,5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.2. Социальное поведение | Содержание учебного материала | Характеризуют виды социальных норм и санкций, девиантное поведение, его формы проявления, социальные конфликты, причины и истоки их возникновения | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | |||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 15 - Социальные конфликты. | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | |||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях, изучение дополнительной литературы, подготовка рефератов «Социальное поведение в современном обществе», «Условия социального порядка в обществе». | 0,5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.3. Этнические общности | Содержание учебного материала | Объясняют особенности социальной стратификации в современной России, видов социальных групп - этнических общностей, характеризуют принципы национальной политики в Российской Федерации | 2 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях, изучение дополнительной литературы, подготовка реферата «Роль государства в преодолении национальных противоречий». | 0,5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 4. 4. Семья | Содержание учебного материала | Объясняют особенности малой социальной группы – семья, выделяют особенности демографической ситуации в современной России | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 16 - Семья в современной России. | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях, изучение дополнительной литературы | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.5. Молодежь | Содержание учебного материала | Объясняют особенности социальной группы - молодежь, определяют основные направления молодежной политики в Российской Федерации | 1,2 | |||||||||||||||||||||||||
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 17 – Молодежная политика в РФ | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях, изучение дополнительной литературы | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Раздел 5. Политика | 16 | |||||||||||||||||||||||||||
Тема 5. 1. Государство и политическая система общества | Содержание учебного материала | Знают определение понятия «власть»; особенности и виды власти; определение понятия «государство»; признаки государства; виды суверенитета; содержание теорий, исходящих из сущности государства; определение политической системы общества, её содержание и элементы; место государства в политической системе общества; влияние политических партий на государство | 2 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях, изучение дополнительной литературы, подготовка реферата «Современное российское государство» | 0,5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 5.2. Механизм государства | Содержание учебного материала | Знают определение понятия «механизм государства», его признаки; характеристика основных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сущность государства, его функции; внешние и внутренние функции государства, их содержание. | 2 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях, изучение дополнительной литературы, подготовка реферата «Проявление сущности государства в реализации его функций» | 0,5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 5.3. Форма государственного устройства и политического режима | Содержание учебного материала | Знают определение понятия «форма государственного устройства»; устанавливают различие унитарного государства, федерации и конфедерации; примеры государств из истории современности различных по форме государственного устройства; определение понятия «политический режим»; демократические и антидемократические режимы; избирательная система; характеризуют принципы избирательного права; избирательный процесс в России; современные избирательные системы. | 2 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 18 – Формы государства. № 19 – Избирательное право в РФ | 1 1 | 2 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях, изучение дополнительной литературы, подготовка реферата «Избирательный процесс в России» | 1,5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 5.4. Гражданское общество и правовое государство | Содержание учебного материала | Знают определение понятия «гражданское общество»; элементы состава гражданского общества, три уровня общественных отношений; определение понятия «правовое государство»; выделяют этапы развития идеи правового государства, предпосылки его создания; характеризуют признаки правового государства; выявляют проблемы формирования правового государства в современной России. | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Правовое государство, понятие и признаки. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 20 - Проблемы формирования гражданского общества в современной России | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях, изучение дополнительной литературы, подготовка рефератов «Проблемы формирования гражданского общества в современной России», «Россия – правовое государство» | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 5.5. Политическая идеология | Содержание учебного материала | Знают определение понятия «идеология»; роль идеологии в обществе; Конституция РФ об идеологии в современном обществе; характеризуют идеологию либерализма; отличие неолиберализма от либерализма; идеологию консерватизма, её разновидности; выделяют основные положения современной социал-демократической идеологии | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 21- Политическое, идеологическое многообразие в современной России | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях, изучение дополнительной литературы, подготовка реферата «Роль идеологии в обществе» | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 5.6. Личность и политика | Содержание учебного материала | Знают определение понятия «политическая социализация»; факторы, влияющие на процесс политической социализации; типы личности по степени их участия в политической жизни; политическая культура, её функции; понятие и принципы гражданства; формулируют способы приобретения и прекращения гражданства; права детей в случае изменения гражданства родителей. | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 22 -Политическая культура личности | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях, изучение дополнительной литературы, подготовка рефератов «Процесс политической социализации», «Политическая культура личности». | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений | 21 | |||||||||||||||||||||||||||
Тема 6.1. Понятие права. Право в системе социальных норм | Содержание учебного материала | Знают понятие «право», его признаки; виды социальных норм; смысл понятия «правопонимание»; концепции правопонимания, их содержание; основные принципы права; функции права; устанавливают соотношение права и закона; право и мораль; взаимосвязь норм права и обычаев, религиозных и корпоративных норм. | 2 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях, изучение дополнительной литературы, подготовка рефератов «Роль права в обществе», «Право и мораль». | 0,5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 6.2. Норма права. Система права. | Содержание учебного материала | Знают определение понятия «норма права»; признаки нормы права; виды норм права; структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция; система права; отрасль права, их характеристика; устанавливают различие частного и публичного права; соотношение системы права и системы законодательства; понятие «правовое регулирование» | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); изучение дополнительной литературы | 0,5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 6.3. Формы (источники) права | Содержание учебного материала | Знают определение понятия «источник права»; правовой обычай, прецедент, их роль в юридической практике; договор как источник права; нормативно-правовые акты; признаки конституции, её отличие от других нормативно-правовых актов; выделяют этапы конституционного развития России; систематизация нормативно-правовых актов; понятие правотворчество, его принципы и основные стадии | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); изучение дополнительной литературы | 0,5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 6. 4. Правосознание. Правоотношение | Содержание учебного материала | Знают определение понятия «правосознание», его структура; деформация правосознания; опасность правового нигилизма для общества; взаимосвязь правовой культуры и правосознания; правоотношения; приводят примеры вступления людей в правоотношения; виды юридических фактов; структура правоотношения; определяют взаимосвязь правоспособности и дееспособности; содержание правоотношения; права и обязанности. | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Правовые отношения и их структура. Правоспособность и дееспособность. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 23- Роль правовой культуры и правового воспитания | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); изучение дополнительной литературы, подготовка реферата «Опасность правового нигилизма для общества» | 0,5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 6.5. Правонарушение и юридическая ответственность | Содержание учебного материала | Знают определение понятия «правовое поведение», его виды; различие девиантного и делинквентного поведения; характеристика правомерного поведения; правонарушение, его признаки, состав; виды правонарушений; признаки юридической ответственности; суть презумпции невиновности; функции юридической ответственности, её принципы. | 2 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 24- Принципы юридической ответственности | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); изучение дополнительной литературы | 0,5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 6.6. Права и свободы человека и гражданина | Содержание учебного материала | Знают определение понятий «права человека», «свобода»; правовой статус личности; всеобщая декларация прав человека; Конституция РФ о правах и свободах; личные права граждан; политические права и свободы; социально-экономические права; защита прав детей; основные обязанности граждан; правозащитные организации; уполномоченный по правам человека. | 1,2 | |||||||||||||||||||||||||
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 25 – Права человека и гражданина № 26 – Обязанности человека и гражданина | 1 1 | 2 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); подготовка сообщений к выступлению на семинарских занятиях, изучение дополнительной литературы (работа с нормативными документами «Конституция РФ»), таблица «Основные права человека и гражданина», подготовка рефератов «Высшая ценность в России – человек, его права и свободы», «Защита прав детей». | 1 | 2, 3 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 6.7. Экологическое право | Содержание учебного материала | Знают определение экологического права, виды экологических правонарушений и ответственности, право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Экологические правонарушения. Виды ответственности. Право на благоприятную окружающую среду. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); изучение дополнительной литературы (работа с нормативными документами) | 0,5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 6.8. Гражданское право | Содержание учебного материала | Знают определение гражданского права; гражданское правоотношение; гражданская правоспособность; разновидности гражданской дееспособности; понятие «юридическое лицо», их виды; виды объектов гражданского права; сделка, её виды, условия действительности; понятие «исковая давность»; обязательство; виды обязательств; способы обеспечения исполнения обязательств; договор, его виды; наследственное право; виды наследования | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 27 - Гражданская правоспособность и дееспособность | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); изучение дополнительной литературы (работа с нормативными документами) | 0,5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 6.9. Семейное право | Содержание учебного материала | Знают определение семейного права, принципы семейного права, порядок и условия заключения и расторжения брака, правовое регулирование отношений супругов, права и обязанности родителей и детей | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические работы: № 28 - Семейный кодекс РФ | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); изучение дополнительной литературы (работа с нормативными документами), подготовка реферата «Брачный договор: за и против» | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 6.10. Трудовое право | Содержание учебного материала | знают определение трудового права; принципы трудового права; субъекты трудовых правоотношений; трудовой договор, его виды; приём на работу; характеризуют условия трудового договора; основания расторжения трудового договора; рабочее время; время отдыха; трудовые споры и способы их разрешения. | 1 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 29 - Трудовые споры и способы их разрешения | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); изучение дополнительной литературы (работа с нормативными документами) | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 6.11. Уголовное право | Содержание учебного материала | Знают определение уголовного права; особенности уголовного права; преступления, его признаки; состав преступления; виды преступлений; уголовная ответственность, её виды; цели уголовного наказания; обстоятельства, исключающие уголовную ответственность; условное осуждение; судимость, как она погашается. | 2 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); изучение дополнительной литературы (работа с нормативными документами) | 0,5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 6.12. Международное право | Содержание учебного материала | понятие и предмет международного права, формы осуществления международной защиты прав человека в условиях мирного и военного времени, правовую базу противодействия терроризму в РФ | 1,2 | |||||||||||||||||||||||||
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия: № 30 - Международная защита прав человека | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы | - | - | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: чтение текста учебника; отбор из литературы определений основных понятий; повторная работа над учебным материалом (учебник); изучение дополнительной литературы, ответы на контрольные вопросы. | 1 | |||||||||||||||||||||||||||
Дифференцированный зачет | 1 | |||||||||||||||||||||||||||
Тематика проектной и учебно – исследовательской деятельности | * | * | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся над проектной и учебно – исследовательской деятельностью | * | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
Всего: | 150 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя
- рабочие места по количеству обучающихся
- учебно–методическое обеспечение содержания дисциплины
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор
- аудиовизуальные средства обучения
- цифровые носители информации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368с.
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208с.
Дополнительные источники:
Нормативные документы
1. Всеобщая декларация прав человека. - М., 1991
2. Конвенция ООН о правах ребёнка. - М., 1991
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. – М.РИОР, 2007
4. Конституция Российской Федерации. - М., РИОР, 2007
5. Кодекс Российской Федерации. Об административных правонарушениях. –
М., РИОР, 2007.
6.Трудовой кодекс Российской Федерации. - М. ИНФРА - М., 2007
7.Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.,РИОР, 2007
8. Семейный кодекс Российской Федерации.- М., РИОР, 2007
9. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М., РИОР, 2007
Дополнительная литература
1.Демидов Н.М. Основы социологии и политологии.- М., 2004
2.Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М., 2007
3.Певцова Е.А. , Важенин А.Г. Теория государства и права:
Учебно-практическое пособие для студентов колледжей. – Ростов н/ Д., 2003
4. Олещук В.А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки,
лидеры: справочник. – М., 2007
5. Школьный словарь по обществознанию /под. Ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М., 2002.
6. Делокаров К.Х. Философия и человек в век глобальных проблем. – М., 2008
7. Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. – М., 2005
8. Франк С. Духовные основы общества. – М., 2002
Периодические издания:
- Газета «Советская Сибирь». Новосибирская областная газета
2. Журнал «История»». Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. Издательский дом «Первое сентября».
3.Журнал «Среднее профессиональное образование».
4.Журнал «Специалист».
5.Журнал «Сибирский учитель».
6. Журнал «Воспитание школьников».
Информационные ресурсы сети Интернет:
- Федеральный портал «Российское образование».
- Федеральный портал « Информационно- коммуникационные технологии в образовании».
- Федеральный портал «Российский портал открытого образования».
- Сетевая энциклопедия Википедия.
Профессиональный сайты:
http://www. gpkodeks.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
личностные: −− формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития общественной науки и практики, основанное на диалоге культур, а также различных формах общественного сознания, осознавать своё место в поликультурном мире; - формировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн) −−формировать гражданскую позицию активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности −−формировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, быть готовым и способным вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты; −− быть готовым и способным к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательно относиться к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; −− осознанно относиться к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; −− ответственно относиться к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни метапредметные: −− самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; −− владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; быть способным и готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; −− быть готовым и способным к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; −− использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; −− определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; −− самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; −− владеть языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания предметные: −− формировать знания об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; −− владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук; −− владеть умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; −− формировать представления об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; −− формировать представления о методах познания социальных явлений и процессов; −− владеть умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; −− формировать навыки оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. | Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Защита творческих работ, отчет по практическим занятиям Отчет по практическим занятиям Защита творческих работ, отчет по практическим занятиям Наблюдение Тестирование Наблюдение Наблюдение, отчет по практическим занятиям Тестирование Тестирование Защита творческих работ Отчет по практическим занятиям Тестирование Наблюдение Защита творческих работ, отчет по практическим занятиям |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза: Слюзина...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...