РРАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экологии (факультатив) «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»
рабочая программа
РРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экологии (факультатив)
«ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»
для 8-9 классовНеоспоримым требованием при реализации вводимого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) является обеспечение безопасности собственно образовательного процесса и формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни (ЗОЖ).
Основными организационными формами, определяющими содержание и интенсивность учебного процесса, являются урок и учебное расписание, зависящие, в свою очередь, от учебных планов, разрабатываемых в каждом учреждении самостоятельно, но с учетом максимальных величин образовательной нагрузки.
РРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экологии (факультатив)
«ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»
для 8-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivaya_planeta.docx | 41.35 КБ |
Предварительный просмотр:
|
| Утверждаю Ддиректор СОГБОУ « «Демидовская школа-тнтернат» ____________А.В.Шевандин Приказ № 212 О/Д от 31.08.2018г.
|
смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Демидовская школа-интернат»
РРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экологии (факультатив)
«ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»
для 8-9 классов
составитель:
учитель истории Блаженкова Л.Б
Образование и воспитание обучающихся в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью.Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому детей с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить обучающихся разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.
Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, локальными актами ОУ.
Программа построена таким образом, чтобы внеурочная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.
Направления работы над программой:
Познавательное направление работы над программой включило цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, викторины, конкурсы, просмотры видеофильмов), которые способствовали более глубокому изучению экологических проблем школьниками.
Практическое направление работы над программой связано с практическими делами (изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, озеленение класса, подкормка птиц), способствовало привитию бережного отношения детей к родной природе.
Исследовательское направление работы осуществляется при помощи экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Общая характеристика учебного курса
Актуальность. В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что ведет к ее неправильному использованию и загрязнению.
Под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе, воздействии человека на природу;
- позитивная деятельность и поведение в природе.
Новизна данного курса заключается в том, что он построена на использовании именно таких способов усвоения экознаний, которые помогают формировать основные компетенции обучающихся.
Цель: научить любить, беречь природу, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на беседе экологического сознания, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.
Задачи:
Образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету.
Развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.
Воспитательная: развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы.
Описание места учебного курса в учебном плане
Содержание и методы обучения по данному направлению содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках биологии, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Курс открывает учащимся материальность основ жизни, формирует у них представление о научной картине мира.
Основные направления работы по программе:
Познавательно-исследовательское:
подготовка исследовательских рефератов, экскурсии а природу; участие в форумах, диспутах, викторинах, крнкурсах, экологические мониторинги, игры на экологические темы
Духовно-творческое:
конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованные представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки, акциях
Просветительское:
проведение природных и виртуальных экскурсий по родному краю , изготовление эколистовок, плакатов, газет; агит. выступления;
Природоохранное:
уборка, благоустройство и озеленению пришкольной территории, создание и уход за цветочными клумбами, изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц)
Принципы организации экологического воспитания:
систематичность,
непрерывность,
междисциплинарность содержания
Формы, методы и средства организации экологического воспитания:
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).
Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников:
по защите окружающей среды:
борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц,
по улучшению природной среды:
озеленение класса, школьного участка, оформление клумб.
по сохранению и использованию эстетических ценностей природы:
сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала.
Одной из форм проведения занятий являются игры, такие как «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Звёздный час», «Биологическое лото» и т.д.
Режим занятий:
(34 часа - 1 час в неделю).
Занятия осуществляются в кабинете биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников.
Прогнозируемые результаты.
Реализация программы может способствовать:
- развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира;
- развитию и накоплению конкретных знаний об условиях обитания отдельных видов растений и животных;
- поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело;
- привлечение учащихся к проектной деятельности по биологии.
Содержание учебного курса «Живая планета»
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Экскурсии в природу | 2 |
3 | Времена года | 3 |
4 | Жизнь животных | 8 |
5 | Жизнь растений | 8 |
6 | Мой край | 5 |
7 | Экология Земли | 7 |
ИТОГО | 34 |
Календарно тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Форма занятия | Практическая деятельность, оборудование | Кол-во часов | Дата |
Раздел: Вводное занятие | ||||||
1 | Ознакомление с планом работы. | Ознакомление с режимом и планом работы. Беседа о правилах безопасности. | Беседа. | Составление инструкции по технике безопасности. | ||
Раздел: Экскурсии в природу УУД:
| ||||||
2 | Природа и мы. | Что такое природа? Природа и человек. Ландшафты местности. Природа местности. Растения и животные местности. Взаимодействие человека и природы данной местности. | Экскурсия с элементами беседы и творчества. | Сбор природного материала. Фотография природы. | ||
3 | Природа и искусство. | Чтение отрывков о природе из произведений. Писатели и художники о природе. | Экскурсия в библиотеку. | Чтение отрывков о природе из произведений. Писатели и художники о природе. | ||
Раздел: Времена года УУД:
| ||||||
4 | Планета Земля. | Уникальность планеты Земля. Место планеты Земля в Солнечной системе. Природные зоны земли. Живые организмы населяющие Землю. Человек на Земле | Видеоурок | Просмотр видеофильма с последующим его обсуждением. Работа с экологическими изданиями библиотеки. | ||
5 | Бушующая планета. | Изучение погоды. Наука метеорология. Ученые изучающие погоду. Писатели, поэты и художники о погоде. | Видеоурок | Просмотр видеофильма с последующим его обсуждением. | ||
6 | Времена года | Времена года в жизни животных и растений. Как сезоны влияют на жизнь животных, растений и людей. Как русские поэты описывали времена года. | Видеоурок | Просмотр видеофильма с последующим его обсуждением Чтение произведений о временах года. | ||
Раздел: Жизнь животных УУД:
| ||||||
7 | Разнообразие животных на Земле. | Разнообразие животных на Земле. Путешествие по материкам. Описание животных. | Беседа | |||
8 | Эти загадочные животные. | Интересные факты о животных. Писатели и поэты о животных. | Беседа | |||
9 | Дикие и одомашненные животные | Оформление альбома «Животные в истории моей семьи». Животные в истории знаменитых семей. | Творческий урок | Проектная работа «Животные в истории моей семьи» | ||
10 | Памятники животным. | Работа с литературой и интернетом. Самые известные животные мира. Памятники животным во всем мире и истории о них. | Урок исследование | Проектная работа «Знаменитые животные мира» | ||
11 | Памятники животным. | Работа с литературой и интернетом. Самые известные животные мира. Памятники животным во всем мире и истории о них. | Урок исследование | Проектная работа «Знаменитые животные мира» | ||
12 | Редкие и охраняемые виды животных. | Изучение редких и охраняемых животных мира. Изучение красной книгой Хабаровского края. | Комбинированный урок (путешествие и исследование) | Работа с красной книгой Хабаровского края. | ||
13 | День птиц. | Викторина | Викторина | |||
14 | Повторение раздела животные | Повторение пройденного материала. | Биологическое лото | |||
Раздел: Жизнь растений УУД:
| ||||||
15 | Разнообразие растений на Земле. | Разнообразие растений на Земле. Путешествие по материкам. | Беседа | Оформление стенгазеты «Тайны мира цветов» | ||
16 | Эти загадочные растения. | Интересные факты о растениях. Писатели и поэты о растениях. | Беседа | Изготовление поделок из природного материала. Рисунки. | ||
17 | Дикие и культурные растения | Дикие и культурные растения. История окультуривания растений. Наука селекция. | Беседа с элементами творчества | Изготовление поделок из природного материала. Рисунки. | ||
18 | Памятники растениям. | Работа с литературой и интернетом. Самые известные растения мира. Памятники растениям во всем мире и истории о них. | Урок исследование | |||
19 | Редкие и охраняемые виды растений | Изучение редких и охраняемых видов растений мира. Изучение красной книгой Хабаровского края. | Комбинированный урок (путешествие и исследование) | |||
20 | Лекарственные растения | Составление альбома «Лекарственные растения местности» | Творческий урок | Проектная работа «Лекарственные растения местности» | ||
21 | Лекарственные растения | Составление альбома «Лекарственные растения местности» | Творческий урок | Проектная работа «Лекарственные растения местности» | ||
22 | Повторение раздела растений | Повторение пройденного материала. | Биологическое лото | |||
Раздел: Мой край УУД:
| ||||||
23 | Природа Смоленского края. | Уникальность природы Хабаровского края. Животные и растения Хабаровского края. Реликты и эндемики края. Дальневосточные поэты и писатели о природе родного края. | Беседа с элементами творчества | Выставка фотографий «Природа родного края» | ||
24 | НП «Смоленскок Поозерье». | Редкие и охраняемые виды. | Творческий урок | Презентация » | ||
25 | Экологические проблемы
| Изучение экологических изданий библиотеки. Подготовка докладов и сообщений. | Экскурсия в библиотеку | Изготовление поделок из ненужных вещей «Вторая жизнь» | ||
26 | Экологические проблемы Смоленщины | Семинар | ||||
27 | Своя игра «Узнай свой край» | Игра | ||||
Раздел: Экология Земли УУД:
| ||||||
28 | Вода в нашей жизни. | Изучение свойств воды. Изучение проблем загрязнения воды. Вода в жизни человека | Видеоурок | Просмотр видеофильма | ||
29 | Редкие и охраняемые виды растений и животных. | «Своя игра» | ||||
30 | Загрязнение окружающей среды. | Экскурсия по экологически проблемным местам местности. Подготовка к конференции. | Экскурсия | Проектная и исследовательская работа «Экологические проблемы местности». Паспортизация родников. | ||
31 | Загрязнение окружающей среды. | Конференция | Проектная и исследовательская работа «Экологические проблемы местности» | |||
32 | День Земли. | История праздник «День Земли». История изучения планеты. | Беседа с элементами творчества | Рисунки и плакаты «Земля наш общий дом» | ||
33 | Экология Земли. | Изучение экологических изданий библиотеки. Подготовка докладов и сообщений. | Экскурсия в библиотеку | |||
34 | Итоговое занятие |
Список литературы:
1.Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. – М.: Просвещение, 2010.
2.Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. – 2-еизд. перераб. – М.: Просвещение, 2010.
3.Генкова, Л.Л., Славков, Н. Б., Почему это опасно.(Текст) - М.: Просвещение, 2011.
4.Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
5.Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2010г.
6. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья- М. Экология. 2011.
7. Программа для детей и родителей «Экомир моей семьи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по экологии "Береги планету эту, ведь другой на свете нету"
Воспитательное мероприятие по экологии с обучающимися младшего школьного возраста...
Открытый урок по экологии "Наша чистая планета"
Экология среды – наиболее важная, актуальная и нуждающаяся в решение проблема. Сейчас экология нашего города в очень неблагоприятном состоянии, необходимо искать пути для решения этой важной на сегодн...
Экология и наша планета!
Данная статья предлагает варианты различных форм и методик для повышения эффетивности экологической культуры школьников....
Программа элективного курса по экологии «Экология человека»
Данный элективный курс может преподаваться учащимся биолого-химических, биолого-медицинских, гуманитарных классов, так как соответствует целям обучения и уровню мышления школьников. Программа электив...
Методическая разработка урока по экологии "Экология и энергосбережение"
Познакомить учащихся с проблемами нерационального использования человеком энергии и возможностями альтернативного использования энергоресурсов, показать значимость применения знаний в области энергоэф...
Методическая разработка «ЭкологИЯ» Тема: «ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА».
Методическая разработка «ЭкологИЯ» Тема: «ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА»....
Презентация к теоретическому занятию по Гигиене и экологии человнка на тему "Предмет гигиены и экологии" для преподавания в среднем профессональном образовательном учреждении.
Данная презентация сопровождает проведение теоретического занятия по образовательной дисциплине Гигиена и экология для студентов медицинских колледжей....