СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
статья

Статья посвящена проблемам и перпсективам судебной ситсемы Российской Федерации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sudebnaya_sistema_rossiyskoy_federatsii.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Судебная система любого государства является неотъемлемым элементом государственной власти.

Понятие судебной власти тесно связано с местом суда в системе государственных органов. В основе такого подхода – концепция разделения властей, присущая любому правовому государству.

В российском праве отсутствует легальное определение судебной системы и судебной власти. Часть 2 статьи 118 Конституции РФ определяет, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства[1]. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» указывает, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом (статья 2)[2]. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Таковы основополагающие положения российского законодательства, дающие понимание судебной системы Российской Федерации. Исходя из теоретических положений, судебную систему можно определить как совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов,  действующих от имени государства, образованных в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности с учетом федеративного, национально-государственного и административно-территориального устройства Российской Федерации.

Реформирование российской судебной системы началось в 1991 г. Прежде всего, оно было вызвано переходом к качественно новым экономическим отношениям (рыночная экономика), появлением новых отраслей права (например, право интеллектуальной собственности). Работа судов базируется на основополагающих принципах осуществления судебной власти, перечисленных в Основном законе и других нормативно-правовых актах. Совершенствование отношений между субъектами права, заимствование зарубежного опыта судебной практики, несомненно, оказало немалое воздействие на работу судебных органов. Так, развитие права интеллектуальной собственности, патентного права, инновационных технологий повлекло за собой необходимость повышение уровня профессионализма судей. В процессе обмена опытом России с западными государствами, появляется такой институт как досудебное соглашение о сотрудничестве (или «сделка с правосудием»), безусловно, оказавший положительное воздействие на работу правоприменительных органов, в том числе судов[3]. Возрождение института мировых судей также оказал положительное действие на судебный процесс в России. Упрощенный порядок рассмотрения дел в мировых судах позволил упростить судопроизводство по отдельным категориям гражданских и уголовных дел, а также сделал его более доступным для граждан[4].

Несомненно, отечественная судебная система имеет и ряд недостатков. Изучив результаты исследования, проведенного Центром политических технологий, можно отметить следующее. В вопросе об основных проблемах, стоящих перед российской правовой системой представители бизнеса и правозащитники делали акцент на зависимости судебной системы от исполнительной власти, а представители судейского корпуса и юристы говорили, в первую очередь, об уровне квалификации судей и материально-техническом оснащении судов. Исследование показало, что судейское сообщество, в целом, настроено консервативно – в частности, в вопросах сокращения сроков рассмотрения дел. Высокая степень корпоративности судей препятствует быстрым изменениям в данной сфере и вызывает необходимость его постепенной адаптации к меняющимся условиям деятельности, в том числе с помощью семинаров, тренингов и т.д. Также, по результатам исследования, подчеркивается необходимость в повышении открытости судебной системы[5].

Председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин в своем докладе «Конституционно-правовые проблемы судебной системы РФ» подчеркивает необходимость образования судебных округов,  "как было до революции 1917 года, которые не будут совпадать с государственно-территориальным делением". Это, по его мнению, будет способствовать тому, чтобы суд был независим от других ветвей власти. Также глава КС РФ указывает на важность решения "наболевшего и давно обсуждаемого вопроса об обязательной аудиозаписи судебных заседаний во всех процессах как одного из важнейших механизмов, обеспечивающих полноту и качество протокола судебного разбирательства"[6].

Целесообразно отметить, что российская судебная система нуждается в совершенствовании. Например, одним из нововведений может стать создание системы административных судов, что, конечно, положительно скажется на правовой практике. Появление таких судов может разгрузить работу судов общей юрисдикции и повысит качество рассмотрения такой категории дел. Необходимо активно развивать и процедуру досудебного урегулирования спора, что снизит количество обращений в суд, и, соответственно, позитивно отразится на работе судебных органов.

С учетов приведенных выше суждений, необходимо отметить, что судебная система должна отвечать реалиям и условиям современной жизни общества и государства. Данная система нуждается в постоянном совершенствовании, ведь судебная защита является одной из важных гарантий соблюдения прав человека и гражданина. Не смотря на недостатки российской судебной системы, нельзя отрицать и положительные тенденции ее развития, которые необходимо развивать  путем модернизации соответствующего законодательства.


[1] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ). // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». (Дата обращения: 06.05.2014 г.).

[2] Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 03.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации". // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». (Дата обращения: 06.05.2014 г.).

[3] Шаталов А.С. Заключение досудебного соглашения о сотрудничестве: правовая регламентация, достоинства и недостатки // Журнал российского права. 2010. Т. 5. № 161. С. 35.

[4] Мировые судьи  России: история и современность. // Материалы научно-практической конференции «Региональный аспект российского парламентаризма: прошлое, настоящее, будущее». г. Петропавловск-Камчатский, 2010, С. 6.

[5] Судебная система России: состояние проблемы. Исследование Центра политических технологий // Информационный сайт политических комментариев. http://www.politcom.ru/9307.html. (Дата обращения: 06.05.2014 г.).

[6] Валерий Зорькин. Конституционно-правовые проблемы судебной системы РФ // Интернет-сайт Российского агентства правовой и судебной информации. http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20121218/265821471.html. (Дата обращения: 06.05.2014 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по учебной дисциплине « Основы экономической теории» по теме «Финансовая система Российской Федерации»

Тестовые задания предназначены для студентов обучающихся по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), а также может быть использовано студентами экономических специальностей и...

Методическая разработка урока "Банковская система Российской Федераци"

Методическая разработка урока "Банковская система Российской Федерации" по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит"...

КТП профессионального модуля ПМ 02 «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» по междисциплинарному курсу МДК 02.01. Организация расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» специальность 38.02.06 Финансы

Календарно-тематический план профессионального модуля ПМ 02 «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации»по междисциплинарному курсу  МДК  02.01. Ор...

КТП профессионального модуля ПМ 02 «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» по междисциплинарному курсу МДК 02. 02. «Организация и контроль финансово-хозяйственной деятельности» специальность 38.02.06 Финансы

КТП профессионального модуля ПМ 02 «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации»по междисциплинарному курсу  МДК  02. 02. «Организация и контр...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ МДК 02.01. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТАМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по специальности 38.02.06 Финансы

МЕТОДИЧЕСКИЕ Рекомендации по выполнению курсовой работыМДК 02.01. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТАМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ основной профессиональной образовательной программы -прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02. Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по специальности 38.02.06 Финансы

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02. Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерацииосновной профессиональной образовательной программы –программы подготов...