Портретная галерея серебряного века Презентация к уроку литературы
методическая разработка
Серебряный век мифологичен – это время замещено в общественном сознании штампами, любовными историями и сплетнями, подменяющими биографии. Это одна из наиболее описанных эпох русской культуры – не изученных даже, не осмысленных, а именно описанных. Золотой век изучали много, но в этом периоде гораздо меньше письменной рефлексии: общество было гораздо разделеннее, и никакой приказчик из лавки не ходил на поэтический вечер Пушкина, чтобы потом составить об этом мемуары.
Ключевые фигуры Серебряного века – такие как Блок, Ахматова, Брюсов и дюжина других – описаны в десятках, если не сотнях воспоминаний. Поэтому интересны как раз фигуры второго, третьего, и даже неизвестно какого ряда. Более того, многие фигуры состоялись в десятые годы ХХ века в одном качестве, а в тридцатые – в совершенно другом. Биографии продолжались, свидетельства множились.
Часто Серебряный век сводят к литературе, между тем, это было сложное состояние русской культуры и общественного уклада, в который включались различные искусства, философия, общественные движения – и круг знаковых фигур увеличивается, как разрастается пятно на бумаге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galereya-serebryanogo-veka.pptx | 583.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) Я люблю другого Летний вечер пышен, Летний вечер снова... Мне твой голос слышен: «Я люблю другого». Сердца горький лепет Полон чар былого... Слышен тихий лепет: «Я люблю другого». Смолкни, праздный ропот! Прочь, упрек! Ни слова!.. Слышен, слышен шепот: «Я люблю другого».
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941) Люблю иль нет,- легка мне безнадежность : Пусть никогда не буду я твоим, А все-таки порой такая нежность В твоих глазах, как будто я любим. Не мною жить, не мной страдать ты будешь, И я пройду как тень от облаков; Но никогда меня ты не забудешь, И не замрет в тебе мой дальний зов. Приснилась нам неведомая радость, И знали мы во сне, что это сон... А все-таки мучительная сладость Есть для тебя и в том, что я - не он.
Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) Идущий мимо У каждого, кто встретится случайно Хотя бы раз - и сгинет навсегда, Своя история, своя живая тайна, Свои счастливые и скорбные года. Какой бы ни был он, прошедший мимо, Его наверно любит кто-нибудь... И он не брошен: с высоты, незримо, За ним следят, пока не кончен путь. Как Бог, хотел бы знать я все о каждом, Чужое сердце видеть, как свое, Водой бессмертья утолить их жажду - И возвращать иных в небытие.
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) Нет дня, чтоб я не думал о тебе, Нет часа, чтоб тебя я не желал. Проклятие невидящей судьбе, Мудрец сказал, что мир постыдно мал. Постыдно мал и тесен для мечты, И все же ты далеко от меня. О, боль моя! Желанна мне лишь ты, Я жажду новой боли и огня! Люблю тебя капризною мечтой, Люблю тебя всей силою души, Люблю тебя всей кровью молодой, Люблю тебя, люблю тебя, спеши!
Александр Александрович Блок (1880-1921) Была ты всех ярче, верней и прелестней, Не кляни же меня, не кляни! Мой поезд летит, как цыганская песня, Как те невозвратные дни... Что было любимо - все мимо, мимо, Впереди — неизвестность пути... Благословенно, неизгладимо, Невозвратимо... прости!
Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949) Счастье Солнце, сияя, теплом излучается: Счастливо сердце, когда расточается. Счастлив , кто так даровит Щедрой любовью, что светлому чается, Будто со всем он живым обручается. Счастлив , кто жив и живит. Счастье не то, что годиной случается И с мимолетной годиной кончается: Счастья не жди, не лови. Дух, как на царство, на счастье венчается, В счастье, как в солнце, навек облачается: Счастье - победа любви.
Анна Андреевна Ахматова (1889-1966) Любовь То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует, То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкоя... Но верно и тайно ведет От радости и от покоя. Умеет так сладко рыдать В молитве тоскующей скрипки, И страшно ее угадать В еще незнакомой улыбке.
Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) Кошки Они приходят к нам, когда У нас в глазах не видно боли. Но боль пришла — их нету боле: В кошачьем сердце нет стыда! Смешно, не правда ли, поэт, Их обучать домашней роли. Они бегут от рабской доли: В кошачьем сердце рабства нет! Как ни мани, как ни зови, Как ни балуй в уютной холе, Единый миг — они на воле: В кошачьем сердце нет любви!
Николай Степанович Гумилев (1886-1921) Ветла чернела на вершине, Грачи топорщились слегка, В долине неба синей-синей Паслись, как овцы, облака. И ты с покорностью во взоре Сказала: "Влюблена я в вас" - Кругом трава была, как море, Послеполуденный был час. Я целовал посланья лета, Тень трав на розовых щеках, Благоуханный праздник света На бронзовых твоих кудрях. И ты казалась мне желанной, Как небывалая страна, Какой-то край обетованный Восторгов, песен и вина.
Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938) Ни о чем не нужно говорить, Ничему не следует учить, И печальна так и хороша Темная звериная душа: Ничему не хочет научить, Не умеет вовсе говорить И плывет дельфином молодым По седым пучинам мировым .
Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) А вы смогли бы? Я сразу смазал карту будня , плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы Ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
Сергей Александрович Есенин (1895-1925) С добрым утром! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!"
Игорь Васильевич Северянин (1887-1941) Все они говорят об одном Соловьи монастырского сада, Как и все на земле соловьи, Говорят, что одна есть отрада И что эта отрада — в любви... И цветы монастырского луга С лаской, свойственной только цветам, Говорят, что одна есть заслуга: Прикоснуться к любимым устам... Монастырского леса озера, Переполненные голубым, Говорят: нет лазурнее взора, Как у тех, кто влюблен и любим...
Велимир Хлебников (1885-1922) Двух юных слышу разговор Намеков полный мудрецов: Есть числа, а без них есть мудрость вздор О свете споры трех слепцов. Число сошлось — и речи верны, И лепет детский глубже книг, Но где их нет, то место скверно. Умы лжи образ не возвысил. Мечтой увенчанный язык Плохой товарищ, где нет чисел, К числа жезлу наш ум привык.
Николай Алексеевич Клюев (1884-1937) Мне сказали, что ты умерла Заодно с золотым листопадом И теперь, лучезарно светла, Правишь горным, неведомым градом. Я нездешним забыться готов, Ты всегда баснословной казалась И багрянцем осенних листов Не однажды со мной любовалась. Говорят, что не стало тебя, Но любви иссякаемы ль струи: Разве зори - не ласка твоя, И лучи - не твои поцелуи?
Сергей Антонович Клычков (1889-1937) Как мы были, пели в тихом саде, Парень с молодицей, Поливали рано по рассаде Ключевой водицей. На грядах траву, цветы пололи, На заре с косами Вместе шли сырой межою в поле Между полосами. Две тропы-дорожки в тюле были, А теперь распались. Знать, они навеки полюбили, Коль навек расстались.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку Литературы "С.А. Есенин. Жизнь и творчество"
Данная презентация может быть использована на уроке Литературы в 11 классе и на первом курсе СПО....
Презентация к уроку литературы по произведению Шолохова.М. "Судьба человека".
Презентация к уроку литературы на тему "Патриотизм советского солдата", по произведению Шолохова.М. "Судьба человека"....
Презентация к уроку литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина "Метель".
Презентация сопровождает конспект занятия по литературе по повести Пушкина "Метель"....
план-конспект урока литературы по поэзии серебряного века "Этот мир очарований, этот мир из серебра..."
Данный урок, заключительный по изучению поэзии Серебряного века, носит обобщающий характер и составлен в форме интеллектуальной игры по типу "Умники и умницы". Проведение такого урока препод...
Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам Искусство (МХК) и Литература по теме «Культура Серебряного века»
Для разработки интегрированного урока были выбраны дисциплины Искусство (МХК) и Литература. Эти дисциплины отдельно предполагают в программе изучение тем «Искусство Серебряного века» и &la...
конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"
Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....
Презентация к уроку литературы по теме "Авторский идеал семьи в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Данная презентация может быть использована при проведении урока литературы по теме "Авторский идеал семьи в романе Л.Н.Толстого"Война и мир" при изучении раздела "Русская литератур...