Использование ИКТ в процессе обучения написанию сочинения
методическая разработка

Стригунова Анна Анатольевна

В презентации представлены некоторые приемы работы над сочинением-рассуждением с использованием ИКТ, способствующие предупреждению возникновения типичных ошибок.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ИКТ в процессе обучения написанию сочинения Учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 48 Стригунова Анна Анатольевна

Слайд 2

Типичные ошибки при написании сочинений: 1. Неполное или неправильное раскрытие темы 2. Ложная идея сочинения 3. Нарушение логики и последовательности изложения материала 4. Слабая аргументация своих рассуждений 5. Подмена анализа пересказом текста 6. Несоразмерность композиции, отсутствие отдельных частей сочинения 7. Фактические ошибки, искажение цитатного материала; слабое владение фактическим материалом 8. Отсутствие выводов и обобщений 9. Орфографические, стилистические, пунктуационные ошибки. Бедность словарного запаса. Речевые ошибки и недочеты.

Слайд 3

Создание и редактирование текста – одно из основных направлений использования компьютера . Данный вид работы экономит время, позволяет увидеть и исправить самостоятельно орфографические и пунктуационные ошибки, позволяет работать с одним текстом неоднократно, правильно структурировать части текста

Слайд 4

Редактирование текста Формы работы с текстом: оценить, пользуясь критериями оценки и условными обозначениями н айти пропущенную часть текста, вписать, опираясь на предыдущее ( последующее) содержание текста. и справить ошибки, записать в исправленном виде н аписать рекомендации, рецензию.

Слайд 5

Сочинение. Сборник Егэ текст 24-го варианта. Что такое безответная любовь, и какую роль она играет в нашей жизни? Именно об этом заставляет нас задуматься известный писатель А.И.Приставкин . Так, автор рассказывает нам об истории одного мальчика по имени Саша ( мальчика звали по-другому. Фактическая ошибка), который был очень влюблен в Марину. Но она не обращала на него никакого внимания. Даже письмо, которое он ей написал, не вызвало у нее никаких чувств. Саша не сдавался, и делал все возможное, чтобы завладеть сердцем девочки, ничего не боясь: "Как же я при все поднесу ей это?". "Нужно было подумать. И решиться." Автор данного текста дает нам понять, что за любовь нужно бороться, и делать все возможное, чтобы добиться истинных чувств. Влюбленный человек будет предан своей любимой вне зависимости от ее чувств. Авторская позиция не раскрывает проблему. Невозможно не согласиться с мнением автора, ведь, действительно, проблема безответной любви актуальна и в наше время. – Логика. При чем здесь актуальность? Так, в произведении А.С.Пушкина "Евгений Онегин" описана безответная любовь девушки к ловеласу. Татьяна испытывала чувство любви к Евгению и поэтому написала ему письмо с признанием. Онегин отчитал ее за этот поступок. А позже он и сам влюбился в нее. Но Татьяна вышла замуж. Так, не поняв настоящей любви, Онегин обрек на страдания их обоих. Также А.И.Куприн , в своем произведении "Гранатовый браслет", затрагивает ту же проблему, что и в тексте Приставкина. В нем рассказывается о безответной любви чиновника к княгине. Желтков по-настоящему любит Веру, но она не отвечает этим чувствам взаимно ( взаимностью. Грамматика), и в конце концов он кончает жизнь самоубийством, не желая доставать ( речь) свою возлюбленную письмами. Таким образом, А.И.Приставкин поднял одну из важнейших тем, и заставил нас задуматься о том, какую роль в нашей жизни играет безответная любовь. Так какую роль? Нет ответа. Логика. (266 слов). 1 – 1 – 0 – 2 – 0 – 1 – 0 – 3 – 1 – 0 – 1 – 0 – 10 баллов

Слайд 6

Создание собственного текста Выбрать из предложенных аргументов сочинения аргументы, соответствующие теме, дополнив или убрав некоторые места, чтобы избежать логических ошибок, не нарушить структуру сочинения. Этот вид работы эффективен при подготовке к написанию декабрьского сочинения. Позволяет избежать неправильного раскрытия темы, нарушение логики, подмену анализа пересказом, отсутствие выводов, обобщений.

Слайд 7

Цели и средства Вступление . Цель и средства… Эти понятия идут рядом. Цель – это мечта, к которой человек стремится иногда всю свою жизнь. На пути к цели каждый выбирает определенные средства. Для одного - это труд, преодоление, работа над собой; для другого – обман, предательство. Нет сомнения, что выбор цели и средств, используемых для ее осуществления, во многом зависит от личности человека, общества, в котором он живет и многих других факторов. Аргументы Для доказательства данной мысли обратимся к рассказу А. Платонова «Юшка». У главного героя была цель – помочь девочке-сироте. Юшка пристроил ее в хорошую семью, каждое лето навещал девочку и отвозил ей небольшие сбережения, которые копил весь год. Юшка отказывал себе в еде, не покупал одежду, не пропускал ни одного рабочего дня. Любовь к девочке и желание заботиться о ней помогали преодолевать герою все трудности. К сожалению, Юшка не дожил до того дня, когда его подопечная стала уважаемым доктором, но цели своей он достиг: его любовь и забота сделали свое дело. Главный герой рассказа А. П. Чехова Чимша-Гималайский поставил перед собой совершенно другую цель: добиться материального благополучия, которое выражалось для него в домике со своим участком, засаженном крыжовником. Так же, как и Юшка, главный герой отказывал себе во всем. Мало того, он женился по расчету на богатой вдове, держал ее в черном теле и фактически способствовал преждевременной смерти. Но это его ничуть не смутило: на деньги, доставшиеся от жены, Чимша-Гималайский купил наконец-то себе усадьбу, посадил крыжовник и, казалось, обрел счастье. Однако брат героя отметил, что тот сильно постарел, не имеет друзей и смысла жизни. Видимо, сложно признаться даже себе, что мечта, к которой стремился, пуста да и крыжовник-то кислый. Главный герой романа в стихах «Евгений Онегин» очень быстро достиг популярности у женщин, не знал нужды в деньгах, каждый день проводил, развлекаясь, ни о чем не думая. К чему стремиться, если и так все к его ногам? Молодой человек попробовал заняться хозяйством, но не довел дело до конца. Итак, перед нами человек, разочаровавшийся в дружбе, любви, ничего не желающий и ни к чему не стремящийся. К чему это привело? Он прошел мимо настоящей любви, убил друга, жизнь его оказалась пуста и бесцельна.

Слайд 8

Родион Раскольников, герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», казалось бы, прекрасный молодой человек. Но тяжелая атмосфера, безысходность и неверные идеалы толкнули его на преступление. Раскольников придумал теорию, согласно которой поделил всех людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих», и решил доказать ее, убив старуху-процентщицу, которая, по его мнению, принадлежала ко второй категории людей. Родион же причислял себя к «право имеющим» и думал, что сможет остаться равнодушным, достигнув цели: убив старуху. Однако после преступления молодой человек тяжело заболел, чуть не умер, в конце концов осознал, что является преступником и сознался в содеянном. Вывод Можно ли судить о человеке по его цели? Можно ли судить о человек по его цели? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним, что такое цель? Цель – это мечта, к которой человек стремится иногда всю свою жизнь. На пути к цели каждый выбирает определенные средства. Для одного - это труд, преодоление, работа над собой; для другого – обман, предательство. Нет сомнения, что выбор цели и средств, используемых для ее осуществления, во многом зависит от личности человека. Следовательно, можно судить о человеке по его цели. Для доказательства данной мысли обратимся к рассказу Платонова «Юшка». У главного героя была благородная цель – помочь девочке-сироте. Юшка пристроил ее в хорошую семью, каждое лето навещал девочку и отвозил ей небольшие сбережения, которые копил весь год. Юшка отказывал себе в еде, не покупал одежду, не пропускал ни одного рабочего дня. Любовь к девочке и желание заботиться о ней помогали преодолевать герою все трудности. К сожалению, Юшка не дожил до того дня, когда его подопечная стала уважаемым доктором, но цели своей он достиг: его любовь и забота сделали свое дело. Мы с уверенностью можем сказать, что Юшка – человек добрый, отзывчивый, способный на самопожертвование. Жители деревни, которые не любили Юшку как раз за его чрезмерную доброту и безропотность, также со временем осознали свою ошибку. Главный герой рассказа А. П. Чехова Иван Иванович Чимша-Гималайский поставил перед собой совершенно другую цель: добиться материального благополучия, которое выражалось для него в домике со своим участком, засаженном крыжовником. Так же, как и Юшка, главный герой отказывал себе во всем. Мало того, он женился по расчету на богатой вдове, держал ее в черном теле и фактически способствовал преждевременной смерти. Но это его ничуть не смутило: на деньги, доставшиеся от жены, Чимша-Гималайский купил наконец-то себе усадьбу, посадил крыжовник и, казалось, обрел счастье. Однако брат героя отметил, что тот сильно постарел, не имеет друзей и смысла жизни. Видимо, сложно признаться даже себе, что мечта, к которой стремился, пуста да и крыжовник-то кислый. Итак, мы видим, что, посвятив всю жизнь достижению мелкой цели и используя недостойные средства, герой проявил себя как недостойный человек, не случайно он остался одинок. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что цель, которую выбирает для себя человек, а также средства, который он использует для ее достижения, может помочь лучше узнать человека.

Слайд 9

При создании сочинения-рассуждения части С на первых этапах целесообразно вписывать текст сочинения в таблицу, которая поможет правильно структурировать работу и разделить ее на абзацы, не упустив ни одной части сочинения. Такой вид работы удобно выполнять на компьютере, т. к. ученик сразу вписывает текст в таблицу. Проблема Комментарий Позиция автора Моя позиция Аргумент 1 Аргумент 2 Заключение (вывод)

Слайд 10

При обучении написанию сочинения по литературе части С9 и С16 на первоначальных этапах также удобно пользоваться таблицей: Модель сопоставления Произведение1 Произведение2 Текст произведения Время создания Жанр Основания для сопоставления (общий мотив, тема, образ) Основные изобразительные средства, использованные для раскрытия темы Чем близки произведения Чем различаются Выводы

Слайд 11

Заключение Обобщая результаты, можно сделать следующие выводы: компьютеризация учебного процесса направлена на повышение качества обучения. Обучение в условиях компьютеризации способствует усилению сознательности, активности и самостоятельности учащихся, т.е. способствует усилению их познавательной деятельности. Последнее отражает повышение интереса учащихся не только к изучаемой дисциплине, но и к техническим средствам обучения. Компьютеры развивают логическое мышление, закрепляют умение спокойно анализировать ошибочные ситуации в процессе поиска правильного ответа. Работа с компьютером развивает у учащихся внимательность, точность, аккуратность, творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в 11 классе

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью качественно подготовить ребят  к написанию сочинения-рассуждения, так как написание сочинения по предложенному тексту является одним из трудных...

рекомендации по написанию сочинения

материал для тех, кто поэтапно может отследить ход написания творческой работы...

Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна Цель:- подготовка учащихся к выполнению части С в ЕГЭ.Задачи:- обратить внимание на...

Помощь студентам в написании сочинений (памятка)

Памятка для написания сочинений...

Методические рекомендации по выполнению части «С» (написание сочинения) на экзамене по русскому языку для студентов I курса СПК

Методические рекомендации, адресованные студентам 1 курса СПК , посвящены проблеме подготовки обучающихся к написанию сочинения – рассуждения.Настоящая работа отличается практикоориентированной ...

Речевые клише для подготовки к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку

1. Актуальность проблемы, поднимаемой автором.2. Тема и идея (основная мысль) текста.3. Обоснование точки зрения автора.4. Характеристика композиции исходного текста, стиля и типа речи. 5. Выраже...

Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Мальчишки"

Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Мальчишки"...