Программа учебного курса русский язык для 10 класса 10 класс
рабочая программа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по русскому языку 10 класс | 54.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова), учебника для общеобразовательных школ под редакцией А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой (Русский язык (базовый уровень) 10-11 класс. М.: Просвещение, 2015г.), учебного плана МКОУ «Мелавская средняя общеобразовательная школа» на 2018-2019 учебный год.
Выбор программы обусловлен следующими мотивами:
- соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по русскому языку 2004 года;
- соответствует социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса;
- включает основные знания и умения, которыми должны владеть все обучающиеся общеобразовательной школы;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности;
- учитывает возрастную психологию обучающихся.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ (диктантов, изложений, сочинений);
- работ по развитию речи обучающего характера;
- тестирований.
Формы организации учебного процесса
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практические.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: характеристику программы; календарно-тематическое планирование уроков; требования к уровню подготовки обучающихся; используемый учебно-методический комплекс.
Характеристика программы
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем).
Изучение русского языка на профильном уровне предполагает прежде всего углубление знаний о лингвистике как науке о языке, как многофункциональной развивающейся системе, взаимосвязи основных единиц и уровней языка, языковой норме, её функциях, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Изучение профильного курса русского языка обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учётом их различных интерпретаций; нацеливает на применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Важной составляющей курса является лингвистический и филологический анализ текста.
Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на профильном уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Формы обучения
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, филологический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой
(целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах
(подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности обучающихся на уроке:
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
реферирование;
докладирование;
рецензирование;
аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленными в электронном виде), конспектирование.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение учебного предмета «Русский язык» в 11 классе в базисном учебном плане отведён 1 час в неделю (35 часов в год), 1 час добавлен из регионального компонента и 2 часа из компонента образовательного учреждения. Итого – 140 часов в год. Дополнительные часы позволяют в 11 классе вести активную подготовку к государственной аттестации: повторять и углублённо изучать отдельные темы, работать над выполнением заданий ЕГЭ, добавить количество часов на работу с текстами разных стилей и типов речи.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение учебного предмета «Русский язык» в 11 классе в базисном учебном плане отведён 1 час в неделю (35 часов в год), 1 час добавлен из регионального компонента и 2 часа из компонента образовательного учреждения. Итого – 140 часов в год. Дополнительные часы позволяют в 11 классе вести активную подготовку к государственной аттестации: повторять и углублённо изучать отдельные темы, работать над выполнением заданий ЕГЭ, добавить количество часов на работу с текстами разных стилей и типов речи.
№ урока | Название темы урока | Кол-во часов | Дата провед-я | Примечания | |||
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ 7ч. (8ч.) | |||||||
1 | Роль языка в обществе | 1 | |||||
2 | История развития русского языка | 1 | |||||
3 | Периоды в истории русского языка | 1 | |||||
4 | Место и назначение русского языка в современном обществе | 1 | |||||
5 | Стилистические функции устаревших форм слова | 1 | |||||
6 | Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка | 1 | |||||
7 | Проверочная работа. Общие сведения о языке | 1 | |||||
8 | Анализ проверочной работы | 1 | |||||
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ОРФОГРАФИЯ (6ч.) (8ч.) | |||||||
9 | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии | 1 | |||||
10 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке | 1 | |||||
11 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Закрепление | 1 | |||||
12 | Выразительные средства русской фонетики | 1 | |||||
13 | Принципы русской орфографии | 1 | |||||
14 | Фонетический разбор | 1 | |||||
15 | Контрольная работа №1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография | 1 | |||||
16 | Анализ контрольной работы | 1 | |||||
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (8ч.) | |||||||
17 | Повторение. Лексика | 1 | |||||
18 | Лексическая система русского языка | 1 | |||||
19 | Сферы употребления русской лексики | 1 | |||||
20 | Исконно русская и заимствованная лексика | 1 | |||||
21 | Русская фразеология | 1 | |||||
22 | Нормативное употребление слов и фразеологизмов | 1 | |||||
23 | Словари русского языка | 1 | р/р1 | ||||
24 | Лексико-фразеологический разбор | 1 | |||||
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (4ч.) (8ч.) | |||||||
25 | Повторение. Морфемика и словообразование | 1 | |||||
26 | Способы словообразования | 1 | |||||
27 | Способы словообразования. Закрепление | 1 | |||||
28 | Морфемный разбор | 1 | |||||
29 | Морфемный разбор. Закрепление | ||||||
30 | Словообразовательный разбор | 1 | |||||
31 | Словообразовательный разбор. Закрепление | ||||||
32 | Выразительные словообразовательные средства | 1 | р/р2 | ||||
33 | Контрольный диктант №1. Лексика. Морфемика. Словообразование (с грамматическим заданием) | 1 | |||||
34 | Анализ диктанта | 1 | |||||
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (14ч.) (24ч.) | |||||||
35 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | |||||
36 | Падежные окончания имён существительных | 1 | |||||
Правописание окончаний разных частей речи | 1 | ||||||
37 | Правописание прилагательных | 1 | |||||
38 | Правописание -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий | 1 | |||||
39 | Числительное. Повторение | 1 | |||||
40 | Падежные окончания числительных | 1 | |||||
41 | Морфологические и синтаксические признаки местоимений | 1 | |||||
42 | Правописание глаголов | 1 | |||||
43 | Правописание глаголов. Закрепление | 1 | |||||
44 | Правописание причастий и деепричастий | 1 | |||||
45 | Правописание причастий и деепричастий. Закрепление | 1 | |||||
46 | Мягкий знак на конце слов после шипящих | 1 | |||||
47 | Правописание наречий | 1 | |||||
48 | Правописание наречий. Закрепление | 1 | |||||
49 | Различение частиц не и ни | 1 | |||||
50 | Правописание не и ни с разными частями речи | 1 | |||||
51 | Правописание не и ни с разными частями речи. Закрепление | 1 | |||||
52 | Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных | 1 | |||||
53 | Слитное, раздельное и дефисное написания | 1 | |||||
54 | Слитное, раздельное и дефисное написания. Закрепление | 1 | |||||
55 | Правописание -н- и -нн-. Закрепление | ||||||
56 | Обобщение изученного | ||||||
57 | Контрольный диктант №2. Морфология и орфография (с грамматическим заданием) | 1 | |||||
58 | Анализ диктанта | 1 | |||||
59 | Тестовые задания. Морфология. Орфография | 1 | |||||
60 | Анализ тестовых заданий | 1 | |||||
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (12ч.) (18ч.) | |||||||
61 | Принципы русской пунктуации | 1 | |||||
62 | Типы и виды словосочетаний | 1 | |||||
63 | Способы связи слов в словосочетаниях | 1 | |||||
64 | Способы связи слов в словосочетаниях. Закрепление | 1 | |||||
65 | Простое предложение | 1 | |||||
66 | Грамматическая (предикативная) основа | 1 | |||||
67 | Осложнённое предложение | 1 | |||||
68 | Пунктуация в осложнённом предложении | 1 | |||||
69 | Сложное предложение | 1 | |||||
70 | Типы сложных предложений | 1 | |||||
71 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | |||||
72 | Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов | 1 | |||||
73 | Прямая и косвенная речь | 1 | р/р3 | ||||
74 | Авторская пунктуация | 1 | |||||
75 | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи | 1 | |||||
76 | Синтаксический разбор предложения и словосочетания. | 1 | |||||
77 | Синтаксический разбор предложения и словосочетания. Закрепление | 1 | |||||
78 | Контрольная работа№2. Синтаксис и пунктуация | 1 | |||||
79 | Анализ работы | 1 | |||||
ТЕКСТ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА (18ч.) (23ч.) | |||||||
80 | Что такое текст? | 1 | р/р4 | ||||
81 | Текст. Способы и средства связи между частями текста | 1 | р/р5 | ||||
82 | Абзац | 1 | р/р6 | ||||
83 | Типы речи. Повествование | 1 | р/р7 | ||||
84 | Типы речи. Описание | 1 | р/р8 | ||||
85 | Типы речи. Рассуждение | 1 | р/р9 | ||||
86 | Речеведческий анализ текста. Письменная работа | 1 | р/р10 | ||||
87 | Виды сокращений текста (план, тезис, выписки) | 1 | р/р11 | ||||
88 | Конспект. Тематический конспект | 1 | |||||
89 | Конспект. Тематический конспект. Практическая работа | 1 | |||||
90 | Реферат. Аннотация. Рецензия | 1 | |||||
91 | Обучение написанию реферата | 1 | |||||
92 | Функциональные стили речи | 1 | р/р12 | ||||
93 | Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль | 1 | |||||
94 | Научный стиль и его лексические особенности | 1 | |||||
95 | Научный стиль речи и его морфологические и синтаксические особенности | 1 | р/р13 | ||||
96 | Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи | 1 | |||||
97 | Обобщение изученного материала о тексте, видах его переработки и стилях речи | 1 | |||||
98 | Терминологические энциклопедии, словари, справочники | 1 | |||||
99 | Повторение изученного | ||||||
100 | Контрольные тестовые задания. Орфография. Пунктуация. Культура речи | 1 | |||||
101 | Анализ тестовых заданий | 1 | |||||
102 | Контрольный диктант №3. Орфография. Пунктуация (с грамматическим заданием) | 1 | |||||
103 | Анализ диктанта | 1 | |||||
104 | Повторение изученного. Орфография | 1 | |||||
105 | Повторение. Фонетика. Графика | 1 | |||||
112 | Повторение. Виды сложных предложений Знаки препинания в CCП | 1 | |||||
113 | Пунктуация в предложениях с союзом и | 1 | |||||
114 | Основные группы сложноподчинённых предложений | 1 | |||||
115 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 | |||||
116 | СПП с придаточными определительными | 1 | |||||
117 | СПП с придаточными обстоятельственными | 1 | |||||
118 | Знаки препинания в СПП с одним придаточным | 1 | |||||
119 | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными | 1 | |||||
120 | Пунктуация при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и в СПП | 1 | |||||
121 | Служебные части речи и их грамматические признаки. Классификация союзов, их написание. | 1 | |||||
122 | Производные и непроизводные предлоги. Тест. | 1 | |||||
123 | Морфологические средства выразительности речи. | 1 | |||||
124 | Посторенние орфографии. Выполнение тестовых заданий (I части ЕГЭ). | 1 | |||||
125 | Способы словообразования в русском языке. | 1 | |||||
126 | Словообразовательные средства выразительности | 1 | |||||
127 | Орфоэпия. Орфоэпические формы (тест) | 1 | |||||
128 | Типы словосочетаний. Связь в словосочетании. | 1 | |||||
129 | Повторение пунктуационных правил. Выполнение тестовых заданий ( ЕГЭ). | 1 | |||||
130 | Повторение и закрепление изученного | 1 | |||||
131 | Русский язык как объект научного изучения. | 1 | |||||
132 | Культура речи как раздел лингвистики. | 1 | |||||
133 | Языковая норма, ее основные признаки и функции. | 1 | |||||
134 | Орфоэпические нормы. | 1 | |||||
135 | Лексические нормы. | 1 | |||||
136 | Грамматические нормы. | 1 | |||||
137 | Орфографические нормы. | 1 | |||||
138 | Пунктуационные нормы. | 1 | |||||
139,140 | Резервные уроки | 2 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
10 КЛАССА
В результате изучения русского языка обучающиеся должны
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально - культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Контроль результатов обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку обучающегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения обучающегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Используемый УМК
- Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи 10-11 классы»: книга для учителя /А,И.Власенков, Л.М.Рыбченкова/. – М.: Просвещение, 2009.
- Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы/ Сост. Л.М.Рыбченкова. – 4-е изд., дораб. и доп.- М.: Дрофа, 2008. – 192с.
- Русский язык. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова./ -М.: Просвещение, 2011. (Базовый уровень).
- Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 240.
- Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011.
- Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012: Русский язык/авт.-сост. И.П.Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П.Васильевых и др. – М.:АСТ: Астрель, 2011. – 191. ФИПИ.
- Нефёдова И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы» - М.: АСТ: Астрель, 2008. – 126.
- Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: книга для учителя/Г.А.Богданова. – 2-е изд. – М.Просвещение, 2009. – 172с.
- Словари и справочники по русскому языку.
- Таблицы по русскому языку.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по английскому языку для 9 класса по УМК В.П. Кузовлев
Рабочая программа с календарно тематическим планированием...
Рабочая программа по английскому языку для 11 класса по М.З.Биболетовой
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта....
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса, учебник Spotlight
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование уроков на год, список литературы...
Рабочая программа по немецкому языку для 5 класса (ФГОС)
Рабочая программа по немецкому языку разработана на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования второго поколения; Образовательной программы основного общего образо...
Рабочая программа по немецкому языку для 6 класса
Рабочая программа по немецкому языку разработана на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования второго поколения; Образовательной программы основного общего образо...
Рабочая программа по немецкому языку для 7 класса.
Рабочая программа по немецкому языку разработана на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования второго поколения; Образовательной программы основного общего образо...
Рабочая программа по немецкому языку для 9 класса.
Рабочая программа по немецкому языку разработана на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования второго поколения; Образовательной программы основного общего образо...