СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ « ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ
« ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
Преподаватель: Сидельникова Т.В.
Цели и задачи:
- Пробудить у учащихся интерес к малоизвестным явлениям историко-литературного процесса начала 20 века в России.
- Ввести учащихся в художественный мир поэтов Серебряного века, показать многогранность их таланта.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Повторить и обобщить изученный материал по теме «Серебряный век».
Оборудование: три стола, проектор, экран, компьютер, музык. сопровождение, презентации, видеоряд.
Звучит музыка Я. Сибелиуса (Финляндия, симфоническая поэма ля бемоль мажор, соч.26 №7). На фоне постепенно затихающей музыки звучат слова ведущего.
Ведущий : Добрый вечер, дорогие дамы и господа! Именно так было принято приветствовать друг друга в литературных салонах 19 и 20 века!
Литераторы и любители литературы того времени собирались по определенным дням, у кого-нибудь на квартире читать и обсуждать новые произведения, спорить об искусстве. Дома, где проходили такие собрания, называли литературными салонами.
Сегодня наш литературный салон открывает двери и просит войти в «тот мир очарований, в тот мир из серебра».
Серебряный век объединил в себе множество поэтов. Они были очень разными.
Слайды:
Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников.
Ведущий : Каждый поэт Серебряного века являлся ярчайшей индивидуальностью, бесспорно, одарённой личностью, многие примыкали к близкой им по духу литературной группировке; появились новые литературные направления: акмеизм, символизм, футуризм).
Ведущий 1: Для творчества символистов было характерно напускание мистического тумана, шлейфа загадочности и тайны, произведения полны намеков и недосказанности.
Несомненно, в центре блестящей плеяды поэтов "серебряного века" стоит символист Александр Блок.
Выходит Блок
Блок: Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!..
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственныx умов.
Двадцатый век ... еще бездомней
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне ...
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Ведущий : Валерий Брюсов в стихотворении «О могуществе любви» подобрал 51 рифму к слову «счастье» и 17 рифм к слову «любовь». И сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли поэта. Нужно сочинить стихи по заданным строчкам. Здесь написаны последние слова каждой строчки. Изменять их не разрешается.
море вал (во) взоре скрывал | ветер знает (на) свете мечтает | кровь цветы любовь мечты |
Превыше всех искусств символисты ставили музыку, так как именно музыка, по их мнению, ближе всего к тайнам человеческой души. И сейчас мы послушаем одного исполнителя того времени Петра Лещенко.
Давайте поаплодируем нашим начинающим поэтам.
Ведущий 2.А сейчас я приглашаю Вас посетить самое модное артистическое кафе в Петербурге «Бродячая собака». Здесь собирались поэты-акмеисты.
Об одном из вечеров в этом заведении - 20 октября 1911 года - Александр Блок вспоминал: "Безалаберный и милый вечер. Было весело и просто. С молодыми добреешь". Чуть позже (7 ноября 1911 года) Анна Ахматова читала стихи:
Да, я любила их, те сборища ночные, -
На маленьком столе стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий, тонкий пар,
Камина красного тяжелый, зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.
Ведущий 1.Акмеизм – возник в противовес символизму. Поэты-акмеисты интересуются реальным, а не потусторонним миром.
Проецируется портрет Ахматовой. :
2 Ведущий. Я перелагаю послушать стихотворение талантливейшей поэтессы, которую когда-то называли "Сафо ХХ столетия". Это Анна Ахматова.
Ахматова: Сегодня мне письма не принесли.
Забыл он написать или уехал;
Весна как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли ...
Он был со мной совсем еще недавно
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой.
Теперь весна, и грусть весны отравна.
Он был со мной совсем еще недавно.
Я слышу легкий трепетный смычок,
Как от предсмертной боли, бьется, бьется,
И страшно мне, что сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк.
1 Ведущий. Дружбу с А. Ахматовой самой главной удачей в жизни считал Осип Мандельштам.
Смутно дышащими листьями
Черный ветер шелестит,
И трепещущая ласточка
В черном небе круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моем
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.
И над лесом вечереющим
Стала медная луна;
Отчего так мало музыки
И такая тишина?
1 Ведущий
В большом увлечении у молодежи того времени была литературная игра – «рифмованные концы» (буриме). В ней развлекали себя и собравшихся придумыванием стихов, чаще всего шуточного характера. И сейчас я предлагаю вам поиграть в эту игру:
Досочини строку
Как всегда, был дерзок и спокоен
И не знал ни ужаса, ни злости,
Смерть пришла, и предложил ей воин
……………………………..
/поиграть в изломанные кости/ Н.Гумилёв «Старый конквистадор»
Вон несётся слон-пустынник,
Лев стремительно бежит,
Обезьяна держит финик
…………………………
/и пронзительно визжит/ Н.Гумилёв «Лесной пожар»
Душа поёт и рвётся в поле,
Я всех чужих зову на «ты»…
Какой простор! Какая воля!
………………………….
/какие песни и цветы!/ И.Северянин «Весенний день»
1 Ведущий.Совершенно иным направлением в поэзии стал футуризм. Для русского футуризма характерны: бунтарство, выражение массовых настроений толпы, бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат.
2 Ведущий.Атмосфера скандала неизменно сопровождала многочисленные публичные выступления участников движения.
Один из самых ярких представителей футуризма является Владимир Маяковский.
На сцену выходят Маяковский – в жёлтой рубашке. в цилиндре на затылке,
Маяковский:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают --
значит -- это кому-нибудь нужно?
Значит -- кто-то хочет, чтобы они были?
Значит -- кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит---
чтоб обязательно была звезда! --
клянется --
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают --
значит -- это кому-нибудь нужно?
Значит -- это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Еще одна игра пользовалась успехом, у посетителей литературных салонов... Это разгадывание шарад.
Задание: Необходимо угадать слово по следующим правилам: загаданное слово должно состоять из частей, каждая из которых, в свою очередь представляет собой отдельное слово
Например:
Слог первый - восклицание,
Второй - достоин порицания,
А целое - на севере бывает,
И жителей тех мест и греет, и питает.
(О-лень)
Я вам буду загадывать шарады того времени:
Когда нас первое терзает и томит,
Тогда без прихотей мы и второе гложем;
А целое мое и скользко и блестит:
Его мы на стекле всегда ощупать можем.
Ответ
Глад-Кость
Если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп.
Ответ
Фа-соль
Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта,
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета.
Ответ
Я-блок-о
Мой первый слог в линейках нотных,
Два остальных — защита у животных.
А целое соединит всегда
Деревни, села, города.
(До-рога)
Вот ворона закричала -
Мы услышали начало.
На болоте — завершенье.
В целом — мастера творенье.
(Кар-тина)
Где певчие поют, там первый слог бывает,
Второй не только нас, но скотов кусает,
А целый – в деревнях крестьян всех утешает!
(хоровод)
Начало слова – лес,
Конец – стихотворенье,
А целое растет, хотя и не растенье.
(борода)
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру
«Верю – не верю»
В.Брюсов был настолько скромен, что свой первый сборник назвал «Шедевры» /да/
К.Бальмонт любил читать свои стихи в необычных местах: залезая по горло в пруд или ложась в Париже на мостовую/да/
Инокентий Анненский очень любил путешествовать и объехал множество африканских стран
Андрей Белый никогда не был за границей
О.Мандельштам часто занимал деньги и редко отдавал долги/да/
Инокентий Анненский был директором Царскосельской гимназии/да/
Н.Гумилёв был ректором Московского университета
Ф.Сологуб никогда не печатал своих стихотворений
Футуристы на своих концертах поднимали рояль к потолку/да/
Андрей Белый и Александр Блок – двоюродные братья
Максимилиан Волошин и Н.Гумилёв стрелялись на дуэли/да/
Андрей Белый писал свои стихи, сидя под столом в чёрной маске
Н.Гумилёв так любил животных, что подкармливал мышей, живущих в его квартире/да/
В голодные 20-е годы Брюсов получал, кроме академического пайка, ещё паёк «кормящей матери» за лекции, которые читал в роддоме
В.Маяковский выступал перед публикой в женской кофте жёлтого цвета/да/
Напечатав свой первый сборник стихов, Ахматова испугалась и уехала за границу. /да/ «Счастливые люди! Они не пишут стихов!..» - думала она, глядя на окружающих
2 Ведущий Но есть еще великие поэты серебряного века, которые не входили ни в одно из этих направлений. Марина Цветаева, Сергей Есенин, Борис Пастернак, Иван Бунин и другие.
Стихи этих поэтов имеют большую популярность и в наши дни. Ярким примером может служить песня на сихи С.Есенина «Я московский озорной гуляка». Но мне бы хотелось, чтобы вы сейчас послушали одно из лучших стихотворений о любви, написанное Мариной Цветаевой.
Видео
2 Ведущий.Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было.
Ведущий 1.Серебряный век эмигрировал – в Берлин, в Константинополь, в Прагу, Софию, Белград, Рим, Париж. Чудный серебряный век подарил нам много талантливых поэтов. Они были яркими, необычными, трагическими, разными…Судьба каждого это целая книга…А творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-855757-1479903801.jpg)
Сценарий литературной гостиной по Ф. М. Достоевскому
Разработка сценария литературной гостиной к юбилею Ф. М. Достоевского...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/13/picture-290987-1379082988.jpg)
план-конспект урока литературы по поэзии серебряного века "Этот мир очарований, этот мир из серебра..."
Данный урок, заключительный по изучению поэзии Серебряного века, носит обобщающий характер и составлен в форме интеллектуальной игры по типу "Умники и умницы". Проведение такого урока препод...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/01/picture-238136-1525180261.jpg)
Методическая разработка интерактивной викторины, посвященной поэтам и поэзии Серебряного века "Арт-кафе "Бродячая собака"
Данная методическая разработка ориентирована на преподавателей гуманитарного и общеобразовательного циклов для итогового контроля по теме "Серебряный век в русской литературе".Начало 20 века...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/05/picture-1224900-1583403530.jpg)
Сценарий литературной гостиной "Я встретил вас..." посвященной 215-летию со дня рождения Ф. И. Тютчева
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся СПО и 10-11 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/27/picture-465835-1406466600.jpg)
Сценарий литературной гостиной, посвященной 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
Сценарий литературной гостиной был разработан для обучающихся 1 курса на основе индивидуального выбора стихотворений поэта каждым из них....
Электронный образовательный ресурс по литературе "Поэзия "Серебряного века"
Электронный образовательный ресурс по теме: "Поэзия "Серебряного века" разработан в формате MyTest. данный образовательный ресурс позволит проверить уровень знаний обучающихся по теме: ...