СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ « ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ
« ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
Преподаватель: Сидельникова Т.В.
Цели и задачи:
- Пробудить у учащихся интерес к малоизвестным явлениям историко-литературного процесса начала 20 века в России.
- Ввести учащихся в художественный мир поэтов Серебряного века, показать многогранность их таланта.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Повторить и обобщить изученный материал по теме «Серебряный век».
Оборудование: три стола, проектор, экран, компьютер, музык. сопровождение, презентации, видеоряд.
Звучит музыка Я. Сибелиуса (Финляндия, симфоническая поэма ля бемоль мажор, соч.26 №7). На фоне постепенно затихающей музыки звучат слова ведущего.
Ведущий : Добрый вечер, дорогие дамы и господа! Именно так было принято приветствовать друг друга в литературных салонах 19 и 20 века!
Литераторы и любители литературы того времени собирались по определенным дням, у кого-нибудь на квартире читать и обсуждать новые произведения, спорить об искусстве. Дома, где проходили такие собрания, называли литературными салонами.
Сегодня наш литературный салон открывает двери и просит войти в «тот мир очарований, в тот мир из серебра».
Серебряный век объединил в себе множество поэтов. Они были очень разными.
Слайды:
Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников.
Ведущий : Каждый поэт Серебряного века являлся ярчайшей индивидуальностью, бесспорно, одарённой личностью, многие примыкали к близкой им по духу литературной группировке; появились новые литературные направления: акмеизм, символизм, футуризм).
Ведущий 1: Для творчества символистов было характерно напускание мистического тумана, шлейфа загадочности и тайны, произведения полны намеков и недосказанности.
Несомненно, в центре блестящей плеяды поэтов "серебряного века" стоит символист Александр Блок.
Выходит Блок
Блок: Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!..
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственныx умов.
Двадцатый век ... еще бездомней
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне ...
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Ведущий : Валерий Брюсов в стихотворении «О могуществе любви» подобрал 51 рифму к слову «счастье» и 17 рифм к слову «любовь». И сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли поэта. Нужно сочинить стихи по заданным строчкам. Здесь написаны последние слова каждой строчки. Изменять их не разрешается.
море вал (во) взоре скрывал | ветер знает (на) свете мечтает | кровь цветы любовь мечты |
Превыше всех искусств символисты ставили музыку, так как именно музыка, по их мнению, ближе всего к тайнам человеческой души. И сейчас мы послушаем одного исполнителя того времени Петра Лещенко.
Давайте поаплодируем нашим начинающим поэтам.
Ведущий 2.А сейчас я приглашаю Вас посетить самое модное артистическое кафе в Петербурге «Бродячая собака». Здесь собирались поэты-акмеисты.
Об одном из вечеров в этом заведении - 20 октября 1911 года - Александр Блок вспоминал: "Безалаберный и милый вечер. Было весело и просто. С молодыми добреешь". Чуть позже (7 ноября 1911 года) Анна Ахматова читала стихи:
Да, я любила их, те сборища ночные, -
На маленьком столе стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий, тонкий пар,
Камина красного тяжелый, зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.
Ведущий 1.Акмеизм – возник в противовес символизму. Поэты-акмеисты интересуются реальным, а не потусторонним миром.
Проецируется портрет Ахматовой. :
2 Ведущий. Я перелагаю послушать стихотворение талантливейшей поэтессы, которую когда-то называли "Сафо ХХ столетия". Это Анна Ахматова.
Ахматова: Сегодня мне письма не принесли.
Забыл он написать или уехал;
Весна как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли ...
Он был со мной совсем еще недавно
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой.
Теперь весна, и грусть весны отравна.
Он был со мной совсем еще недавно.
Я слышу легкий трепетный смычок,
Как от предсмертной боли, бьется, бьется,
И страшно мне, что сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк.
1 Ведущий. Дружбу с А. Ахматовой самой главной удачей в жизни считал Осип Мандельштам.
Смутно дышащими листьями
Черный ветер шелестит,
И трепещущая ласточка
В черном небе круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моем
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.
И над лесом вечереющим
Стала медная луна;
Отчего так мало музыки
И такая тишина?
1 Ведущий
В большом увлечении у молодежи того времени была литературная игра – «рифмованные концы» (буриме). В ней развлекали себя и собравшихся придумыванием стихов, чаще всего шуточного характера. И сейчас я предлагаю вам поиграть в эту игру:
Досочини строку
Как всегда, был дерзок и спокоен
И не знал ни ужаса, ни злости,
Смерть пришла, и предложил ей воин
……………………………..
/поиграть в изломанные кости/ Н.Гумилёв «Старый конквистадор»
Вон несётся слон-пустынник,
Лев стремительно бежит,
Обезьяна держит финик
…………………………
/и пронзительно визжит/ Н.Гумилёв «Лесной пожар»
Душа поёт и рвётся в поле,
Я всех чужих зову на «ты»…
Какой простор! Какая воля!
………………………….
/какие песни и цветы!/ И.Северянин «Весенний день»
1 Ведущий.Совершенно иным направлением в поэзии стал футуризм. Для русского футуризма характерны: бунтарство, выражение массовых настроений толпы, бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат.
2 Ведущий.Атмосфера скандала неизменно сопровождала многочисленные публичные выступления участников движения.
Один из самых ярких представителей футуризма является Владимир Маяковский.
На сцену выходят Маяковский – в жёлтой рубашке. в цилиндре на затылке,
Маяковский:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают --
значит -- это кому-нибудь нужно?
Значит -- кто-то хочет, чтобы они были?
Значит -- кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит---
чтоб обязательно была звезда! --
клянется --
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают --
значит -- это кому-нибудь нужно?
Значит -- это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Еще одна игра пользовалась успехом, у посетителей литературных салонов... Это разгадывание шарад.
Задание: Необходимо угадать слово по следующим правилам: загаданное слово должно состоять из частей, каждая из которых, в свою очередь представляет собой отдельное слово
Например:
Слог первый - восклицание,
Второй - достоин порицания,
А целое - на севере бывает,
И жителей тех мест и греет, и питает.
(О-лень)
Я вам буду загадывать шарады того времени:
Когда нас первое терзает и томит,
Тогда без прихотей мы и второе гложем;
А целое мое и скользко и блестит:
Его мы на стекле всегда ощупать можем.
Ответ
Глад-Кость
Если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп.
Ответ
Фа-соль
Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта,
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета.
Ответ
Я-блок-о
Мой первый слог в линейках нотных,
Два остальных — защита у животных.
А целое соединит всегда
Деревни, села, города.
(До-рога)
Вот ворона закричала -
Мы услышали начало.
На болоте — завершенье.
В целом — мастера творенье.
(Кар-тина)
Где певчие поют, там первый слог бывает,
Второй не только нас, но скотов кусает,
А целый – в деревнях крестьян всех утешает!
(хоровод)
Начало слова – лес,
Конец – стихотворенье,
А целое растет, хотя и не растенье.
(борода)
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру
«Верю – не верю»
В.Брюсов был настолько скромен, что свой первый сборник назвал «Шедевры» /да/
К.Бальмонт любил читать свои стихи в необычных местах: залезая по горло в пруд или ложась в Париже на мостовую/да/
Инокентий Анненский очень любил путешествовать и объехал множество африканских стран
Андрей Белый никогда не был за границей
О.Мандельштам часто занимал деньги и редко отдавал долги/да/
Инокентий Анненский был директором Царскосельской гимназии/да/
Н.Гумилёв был ректором Московского университета
Ф.Сологуб никогда не печатал своих стихотворений
Футуристы на своих концертах поднимали рояль к потолку/да/
Андрей Белый и Александр Блок – двоюродные братья
Максимилиан Волошин и Н.Гумилёв стрелялись на дуэли/да/
Андрей Белый писал свои стихи, сидя под столом в чёрной маске
Н.Гумилёв так любил животных, что подкармливал мышей, живущих в его квартире/да/
В голодные 20-е годы Брюсов получал, кроме академического пайка, ещё паёк «кормящей матери» за лекции, которые читал в роддоме
В.Маяковский выступал перед публикой в женской кофте жёлтого цвета/да/
Напечатав свой первый сборник стихов, Ахматова испугалась и уехала за границу. /да/ «Счастливые люди! Они не пишут стихов!..» - думала она, глядя на окружающих
2 Ведущий Но есть еще великие поэты серебряного века, которые не входили ни в одно из этих направлений. Марина Цветаева, Сергей Есенин, Борис Пастернак, Иван Бунин и другие.
Стихи этих поэтов имеют большую популярность и в наши дни. Ярким примером может служить песня на сихи С.Есенина «Я московский озорной гуляка». Но мне бы хотелось, чтобы вы сейчас послушали одно из лучших стихотворений о любви, написанное Мариной Цветаевой.
Видео
2 Ведущий.Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было.
Ведущий 1.Серебряный век эмигрировал – в Берлин, в Константинополь, в Прагу, Софию, Белград, Рим, Париж. Чудный серебряный век подарил нам много талантливых поэтов. Они были яркими, необычными, трагическими, разными…Судьба каждого это целая книга…А творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературной гостиной по Ф. М. Достоевскому
Разработка сценария литературной гостиной к юбилею Ф. М. Достоевского...
план-конспект урока литературы по поэзии серебряного века "Этот мир очарований, этот мир из серебра..."
Данный урок, заключительный по изучению поэзии Серебряного века, носит обобщающий характер и составлен в форме интеллектуальной игры по типу "Умники и умницы". Проведение такого урока препод...
Методическая разработка интерактивной викторины, посвященной поэтам и поэзии Серебряного века "Арт-кафе "Бродячая собака"
Данная методическая разработка ориентирована на преподавателей гуманитарного и общеобразовательного циклов для итогового контроля по теме "Серебряный век в русской литературе".Начало 20 века...
Сценарий литературной гостиной "Я встретил вас..." посвященной 215-летию со дня рождения Ф. И. Тютчева
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся СПО и 10-11 классов...
Сценарий литературной гостиной, посвященной 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
Сценарий литературной гостиной был разработан для обучающихся 1 курса на основе индивидуального выбора стихотворений поэта каждым из них....
Сценарий литературной гостиной "День Победы"
Сценарий литературной гостиной "День Победы"...
Электронный образовательный ресурс по литературе "Поэзия "Серебряного века"
Электронный образовательный ресурс по теме: "Поэзия "Серебряного века" разработан в формате MyTest. данный образовательный ресурс позволит проверить уровень знаний обучающихся по теме: ...