ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса
рабочая программа
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видов профессиональной деятельности «Методическое обеспечение образовательного процесса», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pm_04_metodicheskoe_obespechenie_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 50.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ КО «КАЛУЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
по специальности: 44.02.02 « Преподавание в начальных классах»
Калуга, 2018г.
Составлена в соответствии с примерной программой , утверждённой Экспертным советом по начальному и среднему профессиональному образованию при Министерстве образования и науки Калужской области. Протокол № 3 от 08.06.2012г.
Автор: Семкова И.В. , преподаватель ГБПОУ КО «Калужский педагогический колледж».
Рассмотрена на заседании НМК общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальности : «Преподавание в начальных классах», «Документационное обеспечение управления и архивоведение».
Протокол №__________от________
Руководитель НМК Н.Л. Никитина
Утверждена на заседании методического совета
Протокол № ________от_______
Председатель методического совета В.О. Филонова
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 7
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 16
МОДУЛЯ
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 17
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ 04)
«Методическое обеспечение образовательного процесса»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности «Методическое обеспечение образовательного процесса» и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе образовательных стандартов начального общего образования, примерных программ начального общего образования с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся;
- участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете;
- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;
- оформления портфолио педагогических достижений;
- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участия в исследовательской и проектной деятельности;
уметь:
- анализировать образовательные стандарты, примерные программы начального общего образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам начальной школы;
- определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание младших школьников;
- осуществлять планирование с учётом возрастных и индивидуально - психологических особенностей обучающихся;
- определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
- адаптировать имеющиеся методические разработки;
- сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учётом вида образовательного учреждения и особенностей возраста обучающихся;
- создавать в кабинете предметно - развивающую среду;
- готовить и оформлять отчёты, рефераты, конспекты;
- с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального общего образования;
- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные вместе с руководителем;
- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
знать:
- теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов;
- теоретические основы, методику планирования в начальном образовании, требования к оформлению соответствующей документации;
- особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования;
- концептуальные основы и содержание примерных программ начального общего образования;
- концептуальные основы и содержание вариативных программ начального общего образования;
- педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно- развивающей среды в кабинете;
- источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
- логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
- основы организации опытно - экспериментальной работы в сфере образования
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося-211часов :
практические занятия- 49 часов
самостоятельной работы обучающегося-70 часов
теоретические занятия - 92 часа.
Учебная практика – 36 часов
Производственная практика – 36 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видов профессиональной деятельности «Методическое обеспечение образовательного процесса», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 4.1. | Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. |
ПК 4.2. | Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. |
ПК 4.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 4.4. | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 4.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план ПМ 04. Методическое обеспечение образовательного процесса.
Код профессиональных компетенций | Наименование разделов профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебнаячасов | Производственная (по профилю специальности), часов | ||||||
Всего часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 4.1., ПК.4.5. ПК 4.3, ПК4.4, ПК 4.5. ОК 1-11 | Раздел1.Методическая подготовка будущего учителя в современных условиях. | 211 | 141 | 49 | - | 70 | - | - | - |
Учебная практика. | 36 | - | - | - | - | - | 36 | 36 | |
Производственная практика. | 36 | ||||||||
Всего: | 283 | 141 | 49 | - | 70 | 36 | 36 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю «Методическое обеспечение образовательного процесса»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа(проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел ПМ 1. Методическая подготовка будущего учителя в современных условиях | 211 | ||||
МДК 04.01 Теоретические и прикладные основы методической работы учителя начальных классов. | |||||
Тема 1.Основные направления методической работы школы. | Содержание | 12 | 1 | ||
1 .Цели и задачи методической службы школы. Содержание работы. Структура и организация деятельности. Самостоятельная работа обучающихся : Изучение современных концепций «Игровые технологии». | 2 1 2 1 2 1 2 1 | ||||
2. Основные направления методической работы в школе: методическое обеспечение профессиональной деятельности; повышение профессиональной компетентности. Самостоятельная работа обучающихся: «Информационные технологии» | |||||
3. Формы организации методической работы в школе: методический совет, методическое объединение учителей, единый методический день, методические недели, проблемные семинары и практикумы, школа передового опыта, школа молодого учителя, инновационные группы, работа коллектива над методической проблемой; научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты и др. Самостоятельная работа обучающихся: «Деятельностно – ориентированное обучение». | |||||
4. Работа предметных комиссий. Самостоятельная работа обучающихся: «Технология обучения в сотрудничестве». | |||||
Тема 2. Документы, регламентирующие учебный процесс. | Содержание | 18 | 2 | ||
1 Федеральный Государственный образовательный стандарт, принципиальные характеристики стандартов для начальной школы. Триада требований : требования к результатам освоения общеобразовательных программ ;структура и содержание базисного образовательного плана(БОП)требования к условиям ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального и основного общего образования. Самостоятельная работа обучающихся: «Технология полного усвоения знаний». | 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 | ||||
2. Учебный план, виды учебных планов вариативная и инвариативная части базисного учебного плана. Самостоятельная работа обучающихся: «Технология разноуровнего обучения» | |||||
3. Учебные программы. Концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ начального общего образования. Авторская программа. Требования к индивидуальной программе. Самостоятельная работа обучающихся: «Технология коллективного взаимообучения». | |||||
4. Тематическое и поурочное планирование. Методическое обеспечение урока. Учебно – методический комплекс. (УМК) содержания блоков УМК . Самостоятельная работа обучающихся: «Технология модульного обучения». | |||||
5. Учебно – методическая документация , требования к оформлению документации. Самостоятельная работа обучающихся: «Технология проектного обучения». | |||||
6. Портфолио. Виды портфолио. Оформление портфолио педагогических достижений . Самостоятельная работа обучающихся: Составления библиографического списка изданий по вопросам применения технологий в образовательном процессе. | |||||
Практические занятия | 21 | ||||
1.Сравнительный анализ государственных образовательных стандартов (ныне действующего и нового поколения ) Самостоятельная работа обучающихся: Составление схемы «Структура педагогической технологии по М.П. Сибирской». | 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 | ||||
2.Анализ учебно – методического комплекса. Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблицы «Взаимосвязи между технологиями (традиционными и современными ) по В.Т. Фоменко. | |||||
3.Составление схем ,моделей УМК по реализации модуля ,разработки программы конспекта урока , поурочного тематических планов . Самостоятельная работа обучающихся: Составить конспект: «Витагенные технологии». | |||||
4.Аннотация ,рецензирование, анализ учебников начальной школы. Соотнесение содержания учебной программы содержанием учебников. Самостоятельная работа обучающихся: Составить конспект: «Этнокультурные технологии». | |||||
5.Разработка структуры портфолио . Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка анализа использования в учебном процессе различных образовательных технологий, методик, форм и приемов, определить наиболее эффективные. | |||||
6.Оформление документации – составление схем ,памяток. Самостоятельная работа обучающихся: Изучение современных концепций начального образования и нормативно правовых документов в области начального образования. | |||||
7.Анализ плана и программ школы. Самостоятельная работа обучающихся: Составление схемы «Программирование учебного материала». | |||||
Тема 3. Современные технологии обучения как объективная потребность. | Содержание | 12 2 1 2 1 2 1 2 1 | 2 | ||
1.Суть технологий. Актуальность выбора технологий в современной России. Классификация педагогических технологий . Самостоятельная работа обучающихся: Составление схем анализа уроков. | |||||
2. Технологии развивающего обучения: Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили. Самостоятельная работа обучающихся: Подбор диагностического материала для диагностики и мониторинга состояния предметно - развивающей среды кабинета. | |||||
3. Отбор содержания и выбор технологии обучения: целевые ориентации, концептуальные положения. Предметная логика изложения материала, эффективность применения в практике. Самостоятельная работа обучающихся: Оформление стенда «Будущие учителя – будущее Родины». | |||||
4. Особенности методики: способы подачи материала, организации учебно – познавательной деятельности обучаемых, учебно – методическое оснащение педагогического процесса данной технологии; оценивающие знаний и система психолого – педагогической диагностики . Самостоятельная работа обучающихся: Мониторинг средств информационно – коммуникативных технологий. Составление отчетов по составлению мониторинга. | |||||
Практические занятия | 9 | ||||
2 1 2 1 2 1 | |||||
1.Анализ одной из современных образовательных технологий на предмет выделения логики построения данной технологии и эффективности ее применения в практике образовательной школы в системе деятельности учителя начальных классов. Самостоятельная работа обучающихся: Изучение методической литературы по обобщению передового опыта. | |||||
2.Составление схемы « локальные цели образовательной технологии» Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта «Школа передового опыта: цели и задачи». | |||||
3.Составления различных схем анализа уроков Самостоятельная работа обучающихся: Подбор диагностических процедур с целью изучения успешности деятельности учителя. | |||||
Тема 4. Предметно – развивающаяся среда как фактор, обеспечивающий результативность педагогической деятельности. | Содержание | 6 | 2 | ||
1.Различные подходы к пониманию сущности и структуры среды. Компоненты образовательной среды. Требования педагогические (пространства социально – психологической комфортности); учебно – материальные ( наличие кабинета, оснащенность учебного процесса, наличие учебников, учебных пособий, дидактических средств и так далее) дидактические (научная, информационная и методическая обеспеченность учебного процесса); эстетические (оформление класса, стендов, пособий) Самостоятельная работа обучающихся: Разработка планов проведения методической недели. | 2 1 2 1 | ||||
2.Система диагностики и мониторинга предметно – развивающей среды кабинета Самостоятельная работа обучающихся: Разработка программы поддержки начинающего учителя. | |||||
Практические занятия | 9 | ||||
1.Составления памятки «Модельная характеристика образовательной среды» Самостоятельная работа обучающихся: Создания банка сценариев лучших уроков. | 2 1 2 1 2 1 | ||||
2.Создание проекта предметно – развивающей среды кабинета. Самостоятельная работа обучающихся: Создание на бумажных и компьютерных носителях методической библиотеки по материалу педагогической печати, книгам, собственным находкам. | |||||
3.Составление тезисов к сообщению « Полноценная развивающая среда общения со сверстниками» Самостоятельная работа обучающихся: Разработка карты профессионального развития педагога. | |||||
Тема5. Изучение, обобщение, распространение и использование передового педагогического опыта. | Содержание | 9 | 2 | ||
1.Понятия «передовой» и «новаторский» опыт. Оценка и выявление того или иного опыта. Критерии для обоснованного выделения или иного опыта: новизна, актуальность, высокая результативность, соответствие современным достижениям педагогической науки и практики . Самостоятельная работа обучающихся: Создание портфолио. | 2 1 2 1 2 1 | ||||
2.Направление деятельности по изучению, обобщению и распространению опыта: последовательность изучения опыта; определение основных методик изучения; составление плана; анализ опыта; обобщение, задачи этапы обобщения; индивидуальные, коллективные. Внедрение и распространение опыта, формы внедрения и распространения. Самостоятельная работа обучающихся: Чтение и анализ статей (1-2) на психолого – педагогическую, научно – методическую тему. | |||||
3.Контроль и руководство изучением, обобщением и внедрением опыта. Самостоятельная работа обучающихся: Представление тезисов статьи (отзыв, рецензию, аннотацию). | |||||
Практические занятия | 12 | ||||
1.Составление памятки по обобщению и распространению передового педагогического опыта. Самостоятельная работа обучающихся: Изображение с помощью графиков, диаграммы, таблицы уровень собственной работоспособности в зависимости от дня недели, изучаемой дисциплины, познавательного интереса, результатов собственной деятельности. | 2 1 2 1 2 1 2 1 | ||||
2.Составления тезисов к сообщению «способы извлечения новых идей из педагогического опыта и образовательные эффекты для будущего. Самостоятельная работа обучающихся: Обработка материалов анкет, теста, интерпретация результатов эксперимента оформление протоколов наблюдения (по выбору). | |||||
3.Сообщение на тему «команда в профессиональной деятельности учителя», анализ сообщений. Самостоятельная работа обучающихся: Составлению библиографии по библиотечным карточкам. | |||||
4.Обсуждение и анализ сообщений «Педагоги – новаторы» . Самостоятельная работа обучающихся: Составление вопросов для свободного интервью по выявлению интересов, увлечений детей. | |||||
Тема 6 .Опытно – экспериментальная работа в деятельности учителя начальных классов. | Содержание | 15 | 2 | ||
1.Основные виды исследовательских работ; Реферат и его структура. Задачи реферата. Требования к реферату. Этапы работы над рефератом. Систематизация и обработка материалов, включенных в реферат. Ошибки, встречающиеся в рефератах. Защита реферата. Самостоятельная работа обучающихся: Разработать аппарат исследования по интересующей проблеме. | 2 1 | ||||
2.Анализ рефератов. Самостоятельная работа обучающихся: Результаты работ представить в форме информационного сообщения. | 2 1 2 1 2 1 2 1 | ||||
3.Составление аннотаций. Самостоятельная работа обучающихся : Разработка и составление аннотаций. | |||||
4. Составление рецензий. Самостоятельная работа обучающихся : Разработка и составление рецензий. | |||||
5.Составление отзывов по выбранному учебнику, методическому пособию. Самостоятельная работа обучающихся: Разработка планов, программ по обобщению передового опыта. | |||||
Тема7. Методологические характеристики педагогического исследования. | Содержания | 21 | 2 | ||
1.Определение металогических основ исследования; проблема, тема, актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить эскиз оформления стенда, по обобщению передового опыта. | 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 | ||||
2.Гипотеза и защищаемые положения. Функция гипотезы в развитии научного познания Формулирование гипотезы. Обоснование и проверка правильности гипотезы. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить эскиз информационно – методического стенда для учителей . | |||||
3.Новизна результатов, их значимость для педагогической науке и практики. Самостоятельная работа обучающихся: Составить схему-памятку по написанию и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ. | |||||
4.Определение темы и формулировка научного аппарата исследования. Самостоятельная работа обучающихся: Анализ учебного плана нового поколения. | |||||
5.Формулирование научного аппарата к предложенным педагогом темам Самостоятельная работа обучающихся: Изучение программы «Школа нового поколения». | |||||
6. Формулирование научного аппарата к предложенным педагогом темам Самостоятельная работа обучающихся: формулировка научного аппарата курсовых и дипломных работ. | |||||
7. Формулирование научного аппарата к предложенным педагогом темам Самостоятельная работа обучающихся: Изучение программы «Школа нового поколения», отслеживание на практике внедрения данной программы. | |||||
Тема 8 . Технология работы с литературой. | Содержание | 18 | 2 | ||
1.Источниковедческая база исследовательской работы (библиотеки, архивы, музеи) . Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблицы « осмысления результатов педагогического исследования»: -Классификация и обобщения научных фактов, и идей; | 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 | ||||
2.Группировка источников. Правила оформления литературы. Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблицы « осмысления результатов педагогического исследования»: -Способы обработки данных педагогического исследования. | |||||
3.Работа в библиотеке, ознакомление с каталогами, составление библиографии по библиотечным карточкам. Самостоятельная работа обучающихся; -Представление результатов опытно – экспериментально работы -Составления примерного плана – схемы объема и структуры и студенческого научного исследования | |||||
4.Анализ оформления списка литературы. Самостоятельная работа обучающихся: Способы обобщения; | |||||
5.Выбор темы и ( курсовой, выпускной квалификационной работы ) подбор к ней литературы в библиотеке, оформление ее как списка литературы в соответствии с требованиями. Самостоятельная работа обучающихся :-Переход от интерпретации результатов педагогического исследования к научным выводам. | |||||
6.Подбор литературы к дипломной работе. Самостоятельная работа обучающихся : Работа с источниками в библиотеке. | |||||
Содержание | |||||
Тема 9. Методы исследования. | 15 | 2 | |||
1.Классификация методов исследования. Эмпирические методы исследования: метод наблюдений, беседа, интервью, метод анкетирования, метод рейтинга и самооценки, метод педагогического консилиума, метод диагностирующих контрольных работ, метод педагогического эксперимента, опытная работа, анализ документов. Самостоятельная работа обучающихся: - Составления примерного плана – схемы объема и структуры и студенческого научного исследования | 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 | ||||
2.Метод педагогического эксперимента, его сущность, задачи эксперимента. Виды. Цели,трудности экспериментирования. Экспериментальная и контрольная группы. Анализ результатов эксперимента. Самостоятельная работа обучающихся: «Игровые технологии» | |||||
3. Теоретические методы исследования: моделирование, причинно – следственный анализ, монографический метод. Самостоятельная работа обучающихся: «Информационные технологии». | |||||
4. Теоретические методы исследования : монографический метод Самостоятельная работа обучающихся: «Информационные технологии» | |||||
5. Теоретические методы исследования: количественные и качественные методы. Самостоятельная работа обучающихся: «Информационные технологии» | |||||
Практические занятия | 21 | ||||
1.Составление программы наблюдения. Самостоятельная работа обучающихся: «Деятельностно – ориентированное обучение» | 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 | ||||
2. Составление анкет по выявлению интересов, увлечений детей. Самостоятельная работа обучающихся: «Технология обучения в сотрудничестве». | |||||
3.Составление плана работы над курсовой, выпускной квалификационной работы. Самостоятельная работа обучающихся: «Технология полного усвоения знаний» | |||||
4.Анализ планов друг друга, установление его соответствиям требованиям, внося корректировки в структуру. Самостоятельная работа обучающихся: «Технология модульного обучения» | |||||
5.Составлением таблиц, схем, по результатам эксперимента. Самостоятельная работа обучающихся: «Технология проектного обучения». | |||||
6.Составление проектов по дисциплине ( выбор темы и дисциплины) Самостоятельная работа обучающихся: «Технология проектного обучения». | |||||
7. Составление проектов по дисциплине ( выбор темы и дисциплины) Самостоятельная работа обучающихся: «Технология проектного обучения». | |||||
Тема10. Оформление работы. | Содержание | 12
| 2 | ||
1.Общие требования к оформлению рефератов, курсовых, выпускных квалификационных работ. Принципы рубрикации. Требование к стилистике 3научного текста. Оформление иллюстрированного материала. Самостоятельная работа обучающихся: Составление библиографического списка изданий по вопросам применения технологий в образовательном процессе. | 2 1 2 1 2 1 2 1 | ||||
2.Подготовка и оформление отчетов. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка анализа использования в учебном процессе различных образовательных технологий, методик, форм и приемов, определить наиболее эффективные. | |||||
3. Требования к устному выступлению. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка анализа использования в учебном процессе различных образовательных технологий, методик, форм и приемов, определить наиболее эффективные. | |||||
4. Защита курсовой, выпускной работы, реферата. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка анализа использования в учебном процессе различных образовательных технологий, методик, форм и приемов, определить наиболее эффективные. | |||||
Практические занятия | 2 | ||||
1.Подготовка материалов к защите реферата, курсовой работы, выпускной квалификационной работы (по выбору). Самостоятельная работа обучающихся: Изучение современных концепций начального образования и нормативно- правовых документов в области начального образования. | 1 1 | ||||
Самостоятельная работа «Информационные технологии» «Игровые технологии» «Деятельностно – ориентированное обучение» «Технология обучения в сотрудничестве» «Технология полного усвоения знаний» «Технология разноуровнего обучения» «Технология коллективного взаимообучения» «Технология модульного обучения» «Технология проектного обучения» Составление библиографического списка изданий по вопросам применения технологий в образовательном процессе Составление схемы «Структура педагогической технологии по М.П. Сибирской», таблицы «Взаимосвязи между технологиями (традиционными и современными ) по В.Т. Фоменко. Составить конспект: «Витагенные технологии», «Этнокультурные технологии». Подготовка анализа использования в учебном процессе различных образовательных технологий, методик, форм и приемов, определить наиболее эффективные. Изучение современных концепций начального образования и нормативно правовых документов в области начального образования. Составление схемы «Программирование учебного материала». Составление схем анализа уроков. Подбор диагностического материала для диагностики и мониторинга состояния предметно - развивающей среды кабинета. Оформление стенда «Будущие учителя – будущее Родины». Мониторинг средств информационно – коммуникативных технологий. Составление отчетов по составлению мониторинга . Изучение методической литературы по обобщению передового опыта. Составление конспекта «Школа передового опыта: цели и задачи». Разработка плана работы единой методической недели. Составление вертикального плана научно – методической работы школы, начиная с плана учителя. Подбор диагностических процедур с целью изучения успешности деятельности учителя. Разработка планов проведения методической недели. Разработка программы поддержки начинающего учителя. Создания банка сценариев лучших уроков. Создание на бумажных и компьютерных носителях методической библиотеки по материалу педагогической печати, книгам, собственным находкам. Разработка карты профессионального развития педагога. Создание портфолио. Чтение и анализ статей (1-2) на психолого – педагогическую, научно – методическую тему. Представление тезисов статьи (отзыв, рецензию, аннотацию). Наблюдение и отбор педагогических факторов на практике . Изображение с помощью графиков, диаграммы, таблицы уровень собственной работоспособности в зависимости от дня недели, изучаемой дисциплины, познавательного интереса, результатов собственной деятельности. Обработка материалов анкет, теста, интерпретация результатов эксперимента оформление протоколов наблюдения (по выбору). Составлению библиографии по библиотечным карточкам. Составление вопросов для свободного интервью по выявлению интересов, увлечений детей. Разработка анкет на тему по выбору ( для родителей учителей, детей). Разработать аппарат исследования по интересующей проблеме. Результаты работ представить в форме информационного сообщения. Разработка планов, программ по обобщению передового опыта Подготовить эскиз оформления стенда, по обобщению передового опыта. Подготовить эскиз информационно – методического стенда для учителей . Составить схему-памятку по написанию и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ Анализ учебного плана нового поколения. Изучение программы «Школа нового поколения», отслеживания на практике внедрения данной программы. Составление таблицы « осмысления результатов педагогического исследования»: -Классификация и обобщения научных фактов, и идей; -Способы обработки данных педагогического исследования -Способы обобщения; -Представление результатов опытно – экспериментально работы -Переход от интерпретации результатов педагогического исследования к научным выводам -Составления примерного плана – схемы объема и структуры и студенческого научного исследования | 70 | ||||
Учебная практика Виды работ | 36 | ||||
1 Знакомство с правилами оформления планирующей и отчетной документации | |||||
2 Составление алгоритмов работы: по разработке планов, программ по обобщению передового педагогического опыта | |||||
3 Составления схем анализа, креативной оценки предметно – развивающей среды кабинета | |||||
4 Подготовка информационно – методического стенда для учителей; стенда « Будущие учителя-будущее Родины» | |||||
5 Знакомство со структурой и содержанием портфолио УМК | |||||
Производственная практика Виды работ | 36 | ||||
1. Участие в подготовке и проведении (смотр кабинетов, методического дня, педсовета, конференции, работы предметных комиссий) | |||||
2. Мониторинг предметно – развивающей среды кабинета | |||||
3. Анализ документации, регламентирующей учебно – воспитательный процесс в школе | |||||
4. просмотр и анализ материалов по обобщению передового педагогического опыта | |||||
5. Проведения опытно – экспериментальной работы по проблеме школы или курсового (выпускного проекта) | |||||
6. Диагностика использования в учебном процессе учителей или отдельных элементов; изучение профессиональной компетентности. |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля осуществляется в учебном кабинете педагогики и психологии, лаборатории информатики и информационно-коммуникационных технологий; библиотеки с читальным зал с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических материалов;
- программное обеспечение профессионального назначения;
- методические рекомендации и разработки;
- наглядные пособия (схемы, таблицы)
Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон.
4.2 Информационное обеспечение
Основные источники
1. Дуранов М.Е. Исследовательский подход к профессиональной педагогической деятельности. — Челябинск, 2017
2. Ратанова И.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. — М., 2016.
3. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. М., 2017
4. Скаткин М.Н. Методология и методы педагогических исследований. — М., 2016.
5. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. — М., 2017.
Дополнительные источники:
1. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике.— М., 2015.
2. Боровик С.С. Курсовые и выпускные квалификационные работы. — М., 2017.
3. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. — М., 2016.
4. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. — М., 2017.
5. Подготовка студента-исследователя в системе вузовского образования / Под ред. В.И. Ядэшко и др. — М., 2016.
6. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. — Л., 2017.
7. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. — М., 2017.
8. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. — М., 2010.
9. Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. — М., 2017.
Интернет-ресурсы:
1. Республиканский портал «Профессиональное образование». - Электрон. дан. - [М.]. - URL: http://ripo.unibel.by/umosso/obespecheniekmo.shtml, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. – (Дата обращения: 01.05.17).
2. УМК «Школа России». - Электрон. дан. - [М.]. - URL:www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=9835, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. – (Дата обращения: 01.05.17).
3. Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». Электрон. дан. - [М.]. - URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. – (Дата обращения: 01.05.17).
4. Сайт «Современные медиатехнологии в образовании и культуре». - Электрон. дан. - [М.]. - URL:www.Informio.ru , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. – (Дата обращения: 01.05.17).
5. http://shkola.spb.ru/ (виртуальная школьная сеть)
6. http://www.nachalka.com/ (начальная школа)
7. http://n-shkola.ru/ ( журнал «Начальная школа»)
8. http://www.it-n.ru/ (сеть творческих учителей)
9. http://nsc.1september.ru/index.php?year=2017&num=20 (электронная версия газеты «Начальная школа»)
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 4.5.Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. | - обоснованный выбор учебно-методического комплекта с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся - соответствие выбранного УМК, разработанных учебно-методических материалов образовательным стандартам - соответствие целей, структуры, содержания разработанных учебно-методических материалов требованиям ФГОС - демонстрация навыков создания оптимальных условий для организации образовательного процесса в кабинете - обоснованный выбор оборудования, наглядного материала, методического обеспечения учебного кабинета - соблюдение требований СанПиН-ов, охраны труда и здоровья участников образовательного процесса при организации образовательной деятельности - демонстрация грамотности и последовательности в планировании работы учебного кабинета - обоснованный выбор мер по сохранности материальных ценностей учебного кабинета, ведение их учета в установленном порядке -соблюдение последовательности в сравнении эффективности применяемых методов и технологий начального общего образования - выбор наиболее эффективных образовательных методов и образовательных технологий с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся - убедительность аргументации в оценке педагогического опыта - обоснование оценки эффективности образовательных технологий - демонстрация навыков работы с профессиональной литературой - обоснование структуры и содержания самоанализа - определение путей самосовершенствования педагогического мастерства - соблюдение логики подготовки к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию - демонстрация навыков оформления документации в соответствии с требованиями - обоснование определения целей и задач исследовательской и проектной деятельности - демонстрация навыков планирования исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования - целесообразное использование методов и методики педагогического исследования и проектирования - проявление самостоятельности в организации исследовательской и проектной работы - демонстрация навыков оформления результатов исследовательской и проектной работы -соблюдение последовательности организации опытно-экспериментальной работы | Защита результатов лабораторных и практических занятий. Практическое задание (по демонстрации умения).
Наблюдение и экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практикам Собеседование. Тестирование. Анализ ситуации. Анализ педагогического опыта из практики педагогов-новаторов, педагогов-участников конкурса «Учитель года» и др. Презентация педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений Практическое задание (по демонстрации умения). Защита проекта. Практическое задание (по демонстрации умения). Защита проекта. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -проявление профессиональной активности - демонстрация понимания значимости методической деятельности педагога: - творческий и инициативный подход к самостоятельной работе | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью учащихся в процессе освоения образовательной программы. Собеседование Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью учащихся в процессе освоения образовательной программы. Опрос. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью учащихся в процессе освоения образовательной программы. модуля. Анкетирование. Интервьюирование. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью учащихся в процессе освоения образовательной программы. Тестирование. Наблюдение и экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практикам. Практические задания, ИКТ-проекты Решение педагогических задач. Наблюдение и анализ профессиональной деятельности обучающегося. Анализ проблемных ситуаций. наблюдение и Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью учащихся в процессе освоения образовательной программы. Портфолио профессиональной деятельности обучающегося Наблюдение за профессиональной деятельностью в ходе производственной практики Тестирование на проверку знаний правил и норм по охране труда и технике безопасности при организации учебно-воспитательного процесса. Собеседование. Защита проекта. Тестирование на знание нормативно-правовой документации. Собеседование. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области методической деятельности -демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач - аргументация оценки эффективности методов решения профессиональных задач | |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность - прогнозирование рисков - принятие грамотных решений в нестандартных ситуациях - убедительность в оценке рисков решений в нестандартных ситуациях | |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку и информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития - представление анализа информации в логической последовательности - доказательность, убедительность оценки информации | |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности - использование различных источников поиска информации; | |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения - свободный выбор технологии групповой работы в команде - согласованность действий членов команды - оптимальное время выполнения задания | |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса | - грамотное обоснование постановки цели деятельности - обоснованный выбор методов для решения задач по мотивации деятельности обучающихся - демонстрация навыков организации и контроля учебной деятельности обучающихся - проявление ответственности за качество выполняемой работы | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня - проявление самостоятельности, грамотности в определении задач, организации самообразования и повышения квалификации | |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности - анализ инноваций педагогической деятельности - четкость и обоснованность предложений по использованию современных технологий в профессиональной деятельности | |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей | - соблюдение техники безопасности - представление обоснованных предложений по содержанию работы по профилактике травматизма - отсутствие НС с обучающимися и воспитанниками | |
ОК11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих | - демонстрация грамотности в использовании нормативно-правовых документов в профессиональной деятельности | |
Итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла
Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...
Методическая разработка. Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса для СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Методическая разработка "Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса" адресована для преподавателей СПО, реализующих препо...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса...
Методические рекомендации по проведению комплексного экзамена по профессиональному модулю ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса в начальной школе
В сборнике представлены основные требования к результатам освоения профессионального модуля, форма проведения экзамена, регламент, критерии оценки для студентов очной форы обучения Государственного бю...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)
Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...
Учебное пособие по ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса (МДК 04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»)
Учебное пособие по ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса (МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов). В учебном пособии раскры...
Методические указания для студентов по выполнению практических заданий по ПМ.03 Методическое обеспечение образовательного процесса
Методические рекомендации по выполнению практических заданий в процессе изучения ПМ.03 Методическое обеспечение образовательного процесса разработаны в соответствии с рабочей программой ПМ...