статья Гражданско-патриотическое воспитание сегодня
статья на тему

Курчатова Анна Сергеевна

В данной статье представлена проблема гражданско-патриотичского воспитания в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

«Советский политехнический колледж»

«Гражданско-патриотическое воспитание сегодня».

Преподаватель истории:

Курчатова Анна Сергеевна

Оглавление

Введение

  1. Условия становления гражданской позиции.

  1. Гражданская позиция и музеи.

  1. Патриотическое воспитание – духовная потребность российского общества.

  1. Государственная и общественная символика  в патриотическом воспитании.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

   «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте». (Ж.Ж.Руссо)

   На современном этапе, в условиях экономического и политического  реформирования, судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и функционирования системы воспитания,  формирующей гражданственность и патриотизм.

  В современной педагогической науке  сохраняется интерес к  разработке проблем воспитания  в условиях тех значительных изменений, которые произошли  и продолжают происходить  в российском обществе. Отражением этих изменений становится появление  принципиально новых подходов  к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений, методов и других важных аспектов современного воспитания молодежи.

    Одной из таких проблем является гражданско-патриотическое воспитание, которое рассматривается в настоящее время как реальное социально-педагогическое явление. Довольно обширные исследования  все еще не привели  к пониманию гражданско-патриотического воспитания как целостной концепции, как качественно нового явления  в педагогической науке.

   Большинство исследований  сосредоточены на изучении отдельных аспектов гражданско-патриотического воспитания, в  то время как   рассмотрение   его в целостном виде  осуществляется крайне редко. Соответственно, не приходится рассчитывать на действенность  и эффективность  гражданско-патриотического воспитания, которое выступает  в качестве одного  из инструментов  решения сложных социально-педагогических задач в отношении современной молодежи.

    Главный парадокс заключается в том, что игнорируется  диалектическое единство, неразрывность  главных составляющих  гражданско-патриотического воспитания, которые рассматриваются сами по себе, в отрыве друг от друга.

   Характеризуя в самом общем виде современное понимание  гражданско-патриотического воспитания в ракурсе доминирования  в нем первого компонента, приходится говорить, что многие исследователи фактически забыли о патриотизме. В качестве компенсации предпринимаются попытки соотнести гражданское воспитание с межнациональным, гуманистическим, традиционным направлениями.

   Таким образом, абсолютизация гражданственности, представляется деформацией, совершенно неприемлемой не только для общества  и государства, но и для самой личности, высшее предназначение которой – служение Отечеству, самореализация в качестве достойного гражданина, участвующего в возрождении  России.

   Патриотическое воспитание  является важным, относительно самостоятельным направлением воспитания, причем на высоком официальном уровне. Принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Однако, проблем, требующих решения, по-прежнему много. Одна из них заключается в весьма выраженной однородности, определенной ограниченности патриотического воспитания, актуальность которого в современном российском обществе не вызывает сомнений. Другим важным моментом  является специфика патриотического воспитания, определяемая его задачами, содержанием и особенно - формами и средствами  конкретной работы.

   Появление феномена гражданско - патриотического воспитания  в условиях недостаточности и ограниченности каждого из компонентов, представляется вполне закономерным.

1.Условия становления гражданской позиции.

     

   Сегодня перед современным образованием  стоит задача  становления личности, которая способна  ориентироваться  в сложнейших и  противоречивых условиях современной действительности, готова к выполнению  основных социальных функций, к общественно-преобразующей деятельности, т.е. личности со сформированной гражданской позицией.

   Гражданская позиция включает в себя систему знаний, ценностей, отношение личности к действительности и её социально значимую деятельность. Таким образом, с одной стороны, она  выступает как совокупность  определенных  эмоционально-чувственных, интеллектуальных, нравственных и волевых качеств, характеризующих личность  с точки зрения способа и характера ее взаимоотношений с окружающей действительностью, где субъектом деятельности выступает человек, а объектом – социальные отношения, а с другой – как критерий  гражданской зрелости личности.

  Наиболее интенсивно становление гражданской позиции осуществляется в старшем подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит  переход от внешнего управления поведением человека к внутреннему самоуправлению. Формирование у старших  подростков  психологический готовности  к самоопределению связано с развитием у них устойчивых представлений об окружающем мире, о свое назначении в жизни. Возникающая в данный период  потребность  подростков в самоутверждении связана с тем, что они фактически становятся уже способными вступать в равноправные отношения с окружающими взрослыми, что является основой формирования гражданской позиции личности.

   В структуре гражданской позиции можно выделить три основных компонента: познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий.

Структура гражданской позиции старшего подростка.

Компоненты гражданской позиции старшего подростка

Показатели сформированности компонентов гражданской позиции старшего подростка

Познавательный компонент

-знание  о гражданских качествах личности и требования общества к гражданину, личная значимость гражданских прав и обязанностей;

-соотнесенность знаний с адекватной им системой ценностей;

-видение путей своего гражданского самосовершенствования

Мотивационно-ориентировочный компонент

- мотивация участия в общественно-полезной деятельности;

-позитивное отношение к общественно полезной деятельности;

-стремление к гражданскому самовыражению

Поведенческий компонент

- применение знаний о гражданственности, социальной роли гражданина на практике;

-осознанное участие в общественно полезной деятельности;

- настойчивость, упорство в достижении цели;

- проявление инициативы в реализации себя как гражданина

  На основе анализа научной литературы, с учетом педагогического опыта работы можно выделить следующие условия  гражданской позиции подростков:

  • разработка и реализация национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования в образовательной области «Обществознание», направленного на знакомство  и усвоение старшими подростками  знаний гражданского характера, на осознание ими «малой родины»  как социально и личностно значимой ценности;
  • включение подростков в реальную практическую общественную деятельность, в социальное взаимодействие с обществом;
  • закрепление полученных знаний  граждановедческого характера и социального опыта в деятельности общественных организаций.

 Основная задача воспитания-  постепенно научить подростка думать, действовать  и выполнять разного рода обязанности на уровне требований, которые предъявляются взрослыми, а также общаться с людьми по нормам взаимоотношений взрослых. Если выделить в общей задаче воспитания частную задачу гражданского воспитания, она будет связана с необходимостью научить подростка думать о себе как о гражданине государства и о государстве как о Родине, перед которой у гражданина есть определенные обязательства; научить действовать, оценивая реальную социально-экономическую и политическую обстановку, желая изменить ситуацию  в лучшую сторону; научить выполнять обязанности.

2. Гражданская позиция и музеи.

   На фоне гуманизации образования, поиска  его этнокультурных корней возрастает значение в воспитании молодого поколения краеведческих музеев, изучающих историю и культуру города, района, региона, музеев трудовой и боевой славы.

    Музей призван содействовать формированию у молодежи патриотизма, воспитанию познавательных интересов, коммуникативных навыков; содействовать развитию  общественно-политической активности, овладению практическими навыками  поисковой, исследовательской работы, что способствует решению следующих задач школы:

  1. воспитывать уважение к историческому прошлому  страны, любовь к Родине, уважение к старшим, обеспечивая преемственность поколений.
  2. знакомить учащихся с историей Российской Армии и родного края.
  3. формировать положительное отношение юношей к службе в армии.

  Музей не является  лишь хранилищем собранных экспонатов и материалов, музей – активная форма воспитательной работы. Эта форма ценна тем, что во-первых, она дает возможность включить  учащихся в активную деятельность, в процессе которой они обретают собственный опыт, навыки, умения и бесценные в нравственном смысле личные впечатления и переживания; умения включиться  в различные виды социальных отношений, что является основой процесса социализации. Во-вторых, в процессе работы осуществляется тесное сотрудничество учителей и учащихся, меняется стиль взаимоотношений между ними. В-третьих, развивается связь школы с общественностью, городскими службами и структурами.

   На сегодняшний день, когда остро стоит вопрос патриотического воспитания, интерес к музейной работе в школе возрос.

   Работа музея может быть организована в следующих направлениях:

  • поисковая работа осуществляется через организацию экспедиций и походов по местам боевой славы. Здесь учащиеся знакомятся с историческими памятниками, благоустраивают места захоронения воинов, собирают материал;
  • проведение экскурсий; материалы музея могут использоваться на уроках, классных часах;
  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
  • проведение массовых мероприятий и коллективных творческих дел: концерты для ветеранов Великой Отечественной войны,   праздники, посвященные Дню Победы, Дню Защитника Отечества, вечера памяти.

  В настоящее время музеи занимают одно из ведущих мест в гражданско-патриотическом воспитании учащихся, способствуют их становлению как личностей.

 

3. Патриотическое воспитание – духовная потребность российского общества.

     Одним из главных направлений деятельности учителя сегодня является патриотическое воспитание.

   Патриотизм ( от греч. Patris – родина, отечество) – любовь к своему Отечеству. Патриотизм человека выражается в стремлении своими практическими делами служить интересам народа  и государства, в постоянной готовности к защите этих интересов от врагов. Патриотизм олицетворяет  любовь к своей Родине и ее народу, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями. Патриотизм – это чувство гордости за успехи и победы своей Родины и горечи за ее неудачи и поражения.

   Патриотическое воспитание -  это систематическая целенаправленная деятельность, направленная на формирование у молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, любви к «большой» и «малой» родине. Важнейшими  составными частями патриотического воспитания являются военно-патриотическое  и героико-патриотическое воспитание.

   Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его  вооруженной защите, привитие гордости  за русское оружие, любви к военной истории, военной службе, сохранение и приумножение воинских традиций. Это направление традиционно должно быть ближе и понятнее современной молодежи потому, что деды и прадеды, близкие являлись и являются непосредственными участниками событий, связанных с войнами.

   Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду героических профессий и знаменательных героических  и исторических  дат нашей истории, воспитания гордости за сопричастность к деяниям  предков и их традициям.

   Еще несколько лет назад допускалась ошибка, когда, раскрывая цели исторического образования, некоторые отрицали патриотическое воспитание как одну из его целей, ссылаясь при этом на Запад.

    Во- первых, ценности Запада всегда отличались и отличаются от российских, сколько мы бы не говорили, что надо жить только по человеческим критериям.

   Во-вторых, в России с древнейших времен патриотизм является одним из главнейших приоритетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания.

    Сегодняшние достижения обновляющейся России не так еще велики, чтобы вызвать у части учащихся высокий дух патриотизма. Прошлое же не может не вызывать гордости за жизнь своих далеких и близких предков. Поэтому нам необходимо перестать быть  «детьми без родителей», ярко показывать все достижения Руси -России – СССР - Российской Федерации. И не смогут тогда учащиеся не почувствовать гордость за свою Родину, ведь её достижения действительно заслуживают огромное уважение.

   Патриотическое воспитание осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян - прекрасных иллюстрациях для подражания.

   Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы учащиеся подводились к осознанию того, почему наши предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и Багратион, Нестеров и Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки и амбразуры, таранил вражеские самолёты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны.  Не хотели, тем не менее на смерть шли. Известный педагог В. А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя».

   Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко должны представляться борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую.

Патриотическое воспитание осуществляется на основе формирования нравственных качеств личности.

Нравственность - совокупность норм поведения человека в обществе.

Менее всего внутри воспитания патриотизма изучен и используется нравственный аспект.

В учебниках истории чаще не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта. И если даже учащиеся хорошо знают заслуги перед Отечеством Петра I, М. Сперанского, Александра II, Л. Толстого, С. Королёва, они даже не представляют нравственные мотивы их деятельности.

Раскрывая нравственные качества соотечественников, учитель стремится соотнести положительные из них с подобными качествами самих учащихся. Но напрямую эти качества не воспитываются. Если попытаться взывать к разуму и душам учащихся фразами «А вот Толстой в твои годы…», «А вот Королёв, когда ему было пятнадцать…», большинство учащихся не отреагируют на них вообще.

Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, делу, человеку, то есть является одной из главных составных патриотизма.

Патриотическое воспитание не допускает проявлений превосходства своей нации над другими, шовинизма.

Патриотизм обретает полную силу в том обществе, где отношение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого в нём места. Каждый соотносит свои действия с пользой родной земле. Каждый - президент, подписывающий очередной указ, руководитель правительства, утверждающий новое постановление, член Государственной думы, голосующий за новый закон, фермер, возделывающий землю, учащийся и студент думают не только о сегодняшнем дне, о сегодняшней выгоде, но обязательно о будущем. Осознающие, что сегодняшние их деяния не выльются в бедствие завтра, - патриоты настоящие.

      Современное развитие российского общества выдвинуло на государственный уровень необходимость патриотического воспитания граждан как основы консолидации общества и укрепления государства. В связи с этим была разработана и принята    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

   В программе обосновывается необходимость патриотического воспитания, так как кризисные явления  в обществе, резкая социальная дифференциация, девальвация духовных ценностей привели к  утрате российского патриотического сознания, возрастающей агрессивности в обществе, равнодушию, падению престижа армии, неуважительному  отношению к истории нашей страны.

   Целью программы является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию  общественной   и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.

   В программе определено, что система патриотического воспитания предусматривает:

  • комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан РФ;
  • массовую патриотическую работу, организуемую государственными структурами, общественными движениями, СМИ, научными и творческими союзами;
  • формирование и развитие социально-значимых ценностей и  патриотизма в процессе воспитания и образования в образовательных учреждениях всех видов.

   В программе рекомендуется  активнее привлекать ветеранские и творческие организации к работе с молодежью, полнее использовать опыт  поколений и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.

   Российский патриотизм – это духовно-нравственная основа формировния личности,  будущих защитников Отечества. Основным содержанием российского патриотизма являются преданность своему народу и государству, стремление служить России, с достоинством выполнять  свой воинский долг по защите Родины,   что является обязанностью каждого гражданина Российской Федерации.

 

4. Государственная и общественная символика в патриотическом воспитании.

   В формировании патриотических чувств молодежи одно из ведущих мест принадлежит государственной и общественной символике. Обращение к ней является одним из непреложных условий формирования у них национального самосознания, основанного на сплоченности вокруг общенациональных ценностей.

    В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной 30 декабря 2015 года постановлением правительства Российской Федерации № 1493, отмечено, что одной из основных задач патриотического воспитания является    развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества.

    Социально-педагогическая целевая направленность использования государственных и общественных символов в патриотическом воспитании молодежи  выражается в:

  • воспитании и уважении к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране, национальным ценностям, образу жизни, своей истории, месту и роли России в общественном развитии мировой цивилизации;
  • формирование патриотического сознания на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей и стремления воплощать их в повседневной практической деятельности, проявляя такие  личностные качества, как: коллективизм, гуманизм, сострадание и уважение к людям старшего поколения, умение сплотиться;
  • привитии  молодежи потребности  в использовании государственной символики при проведении  различных мероприятий образовательной, общественно-политической и культурно-досуговой направленности;
  • формировании уважения к национальным символам  путем использования их изображения на спортивной форме при проведении учебных занятий по физкультуре, при оформлении кабинетов.

  Национальные символы – это условные знаки, образы и предметы, выражающие особенности национальных ценностей, определенные стороны  жизни народа государства. Символы отражают  структуру  национальных ценностей. Любое явление, образ, изображение, предмет, цвет могут стать символом, если они являются носителями определенного смысла, имеющего общественное значение.

  Структура государственно-национальных символов  страны включает три обязательных элемента: Государственные Флаг, Герб и Гимн. Все эти символы  отражают  определенные стороны  нации и государства, давая представление об историческом пути  страны и ее национальных ценностях.

   Государственный Флаг РФ является символом суверенитета, цвета его полос  снизу вверх означают мужество (красный), веру (синий) и свободу (белый). Достоинство Флага подлежит защите  как внутри страны, так и за ее пределами, его оскорбление  рассматривается как оскорбление чести нации и государства.

   Особая роль в формировании патриотического сознания  россиян  принадлежит Государственному Гербу, представляющему  законодательно утвержденную, геральдически  оформленную эмблему государства, символизирующую его в  официальных ситуациях  и   на международной арене. Государственный герб является неотъемлемым признаком  суверенитета и международного признания.

    Помимо герба и флага, высшим символом государств является Гимн – торжественное музыкальное произведение, призванное  социально сплачивать  и вдохновлять  всю нацию, отражать ее историческое призвание  и предназначение. В Государственном Гимне отражены жизнеутверждающий оптимизм, бескрайние просторы Отечества, ценности многонациональной страны.

    Педагогический потенциал государственной и общественной символики в патриотическом воспитании заключается в следующем:

  • в расширении воспитательных средств формирования гражданско-патриотического сознания, социально значимых личных качеств молодежи путем  активного использования государственной и общественной символики плановых учебных и факультативных занятий;
  • в становлении и развитии  патриотически ориентированных личностей, освоивших сущность  и значение государственных и общественных символов РФ и стремящихся активно использовать их в повседневной практической деятельности.

Таким образом, использование государственных и общественных символов в патриотическом воспитании  - важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности  молодежи, сохранения преемственности  поколений и укрепления социального единства общества.      

Заключение

   Исходя из выше изложенного, наиболее оптимальным направлением интеграции гражданского и патриотического воспитания является преодоление дифференциации посредством совмещения, синтезирования их отличительных особенностей. Речь идет о сближении и соединении  ярко выраженного социального и правового компонента гражданского воспитания с духовно-нравственным патриотического воспитания.

   Если духовно-нравственные основы были традиционно присущи отечественному воспитанию, то социальное и особенно правовое  имеет сравнительно недавнюю историю. Социальное выступало в качестве альтернативы государственному, хотя не может не включать его в себя как явление более широкого порядка. Социальное не может и не должно противопоставляться  государственному: отношение между ними  необходимо совершенствовать и гармонизировать.

   Социальное в гражданском воспитании с самого начала было дистанцировано от духовного. За последние годы обозначились   моменты преодоления установленных барьеров. Это относится и к патриотизму, который все в большей  мере подключается к гражданственности. Именно эти процессы и способствовали появлению феномен гражданско-патриотического воспитания.

   Очевидно, что для дальнейшего  развития данной тенденции требуется  гораздо более  глубокое и целенаправленное сближение, преодоление всего того, что разъединяет  гражданское и патриотическое в воспитании. Только таким образом можно создать  условия  для формирования качественно новых основ гражданско-патриотического воспитания. Необходимо объединить в единое целое социально- правовой  компонент гражданского воспитания с духовно-нравственным  патриотического воспитания.

    В этом случае гражданско-патриотическое  воспитание  становится безусловно приоритетным направлением в воспитании в целом. Тем самым современное воспитание  в лице  интегрированной  гражданско-патриотической подсистемы может приобрести  мощную базовую опору, получить  возможности для дальнейшего развития современного российского общества.

Список использованной литературы:

  1. Галанин Ю. Еще раз о патриотическом воспитании // ОБЖ. 2001.№3.
  2. Зевин Дж. Столкновение разных подходов к понятию о гражданственности // Гражданское образование, М., 1997.  
  3. Ломунова А.К. Воспитание музейной культуры посетителей.- М,1998.
  4.  Лутовинов В.И.  Гражданско-патриотическое воспитание сегодня. // Педагогика.2006.№5.
  5. Молодцова И.В., Салавайнен Г.С. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка. // Преподавание истории и обществознания. 2007.№1
  6. Никитин А.Ф. Концепция и программа курса «Гражданское образование». М., 1997.
  7. Рыков С. Государственная и общественная символика и воспитание школьников. //Воспитание школьников. 2007.№1

   

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"

В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...

гражданско-патриотическое воспитание на уроках и внеклассных мероприятиях

Опыт гражданско–патриотического воспитанияпри проведении внеклассных мероприятийпреподавателя истории БОУ ОО СПО ОКТЭСПанкратовой Г.В.         Одной из основных...

Педагогический проект "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в детской школе искусств"

Проект рассчитан на реализацию силами коллектива преподавателей школы искусств, учащихся с привлечением родителей, других образовательных учреждений поселения....

Статья "Реализация задач гражданско-патриотического воспитания во внеурочных мероприятиях по истории и общественным дисциплинам в Кыштымском радиомеханическом техникуме."

Статья посвящена поиску новых форм эффективной работы по гражданско-патриотическому воспитанию во внеурочной занятости со студентами средних профессиональных образовательных учреждений....

взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся

Мы уверены, что  родители, работа с семьей поможет осуществить  воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...

Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания

Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...

Программа гражданско - патриотического воспитания « Воспитание патриота Отечества» на 2022 - 2025 учебные годы "Сахалинского политехнического центра №5".

Программа дает возможность объединить различные виды деятельности подростков: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, направленные на усвоение студентами патриотических, гражданских, нравс...