Искусство запевалы
статья на тему
Запевала главная творческая личность в хороводной песне. От его исполнения, от его мастерства зависит хороводная песня. Статья предназначена для специалистов,занимающих фольклором народа Саха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Охлопкова Октябрина Кирилловна,
учитель КНРС(Я)
МБОУ «Бярийинская СОШ им. В. Д.Лонгинова»
Усть Алданский улус, РС(Я)
Искусство запевалы хороводных песен якутов.
Любой творческий акт- это, прежде всего, процесс творения. Каким бы ни был талантливым человек, ему необходимо вырабатывать свой творческий путь, терпеливо взращивать в себе установку на творчество. Требуется жёсткая самодисциплина, чтобы добиваться концентрации синтеза гармонии, чтобы удерживать установку на целесообразность действий. По мнению О.А.Кривцуна, взаимодействие двух линий - спонтанности концентрирующего самосознания является необходимым компонентом, деятельности как творцов так и исполнителей. «Мастерство зависи от силы воли субъекта и его деятельно-динамично-одержимого труда – от его дискурсивной рефлекции верного взгляда на мир людей от его креативно-продуктивной фантазии»[1].
Основная роль в хороводных песнях принадлежит запевале, от уровня мастерства которого зависит проведение всего ритуального комплекса ысыах. Искусство запевалы вырабатывалось годами, основываясь только на устной формы фольклорной традиции.
Предполагается, что особенности искусства запевал зависит от фидеистического отношения к слову, с которым был связан ритуал проведения ысыаха. В нашем понимании искусство запевалы – это проявление знаний, умений и навыков. Для того, чтобы выявить искусство запевалы необходимо оттолкнуться от теоретических положений по искусству народного певца, выработанных в трудах В. М. Жирмунского, Б.Н.Путилова, А.Ф. Гильфердинга, А.М. Астаховой и других. Все, кто занимался исследованием искусства народного певца ( шаира, бакши, жырши, манасчи, акына, олонхосута и др.), подчёркивали, что «творчество синкретично по своей природе, они (народные певцы- О.О.) мастерски владели искусством слова, поэзии, музыки, совмещая в одном лице певца, музыканта-инструменталиста и поэта» [2]. Как отмечает Б.Н.Путилов, песня не может рассматриваться как некий примитив. Он выделяет этапы создания и считает, что особенностью песенной организации является относительная её устойчивость, закрепленность. Её создание, исполнение, поддержание в памяти, обучение требует большого искусства, выучки, специальных познаний и высокого мастерства. Мастера должны были помнить множество текстов, правила их исполнения, владеть песенным кодом, знать внепесенный сюжет, объясняющие тексты. Особенно существенно, что все эти знания и навыки должны были носить динамический характер, т.е. четко и своевременно реализоваться в ходе исполнения. Певец, по утверждению исследователей, должен творчески владеть текстом и искусством исполнения. Знание не просто набора текстов, но и поэтической традиции создавало возможность для выражения коллективного сознания в рамках этой системы.
Хороводные песни выступают составной частью ысыаха, поэтому «особенности языка хороводных песен находятся в прямой зависимости от ритуальной предназначенности о обрядности самих песен»[3]. Запевала является ключевой фигурой в ритуальном действии. Он, по представлениям древних якутов, выступает «избранником» высших божеств.
Искусство запевалы хороводных песен якутов определяется обрядовым характером песен. Одним из критериев искусства исследователи выделяют импровизацию. Запевала должен в совершенстве владеть техникой импровизации. В.И.Чичеров в своё время отмечал, что «импровизация –талантливое индивидуальное выражение коллективной народной поэзии. Эта сущность импровизации особенно ярко видна в фольклоре народов, у которых она лежит в основе ряда жанров»[4]. Хороший певец или запевала никогда не выступит подражателем кого-либо, а всегда найдёт своё слово и свои краски воспевания. При этом запевала должен учесть интересы публики, которая собралась на праздник, каковы её интересы и настроения, каков запрос дня. Установка на данного слушателя, на данную музыку- в этом видел Г.М.Васильев один из секретов успеха и обоняния запевал (1973). Способность к импровизации не является врожденным качеством (могут быть лишь задатки). Данная способность формируется средствами универсальной культуры в результате распредмечивания её предметных форм. В становлении импровизационной способности особое значение имеет развитие творческого воображения (для якутов характерен образный тип мышления).
На формирование искусства запевалы огромное значение имеет творческая среда или бытование данного жанра. Хороводные песни якутов являются на современном этапе одним из массовых и развивающихся жанров якутского фольклора.
Преемственность поколений можно признать одним из типовых черт запевалы. У многих запевал в роду были знаменитые запевалы или народные певцы. Следовательно, преемственность поколений является одним из определяющих моментов в проявлении таланта запевалы. Таким образом, можно выделить следующие наиболее типовые черты запевалы хороводных песен якутов. Ведущей чертой искусства запевалы можно признать импровизацию, даже двойную импровизацию (музыкальную и поэтическую). Наличие фольклорной картины мира, по мнению исследователей (Хроленко А.Т.), отличает настоящего носителя от простого исполнителя. Творческая среда является как один из факторов проявления таланта запевалы. Немаловажную роль в становлении запевалы играет преемственность поколений.
Литература
- Кривцун О.А. Эстетика. М.: Аспект пресс,1998.С.447.
- Путилов Б.Н. Миф-обряд-песня Новой Гвинеи. М.: Главная редакция восточной литературы,1980. С.92
- Ефимова Л.С. Лексико-стилистические особенности языка хороводных песен якутов: Автореф.дисс…канд. филол. наук. На правах рукописи.Якутск,2004.С.6
- Чичеров В.И. Русское народное творчество. М.: Изд-во Московского университета,1959.С.10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/16/picture-165400-1355663232.jpg)
Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.
Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что э...
Искусство запевалы
Запевала главная творческая личность в хороводной песне. От его исполнения, от его мастерства зависит хороводная песня. Статья предназначена для специалистов,занимающих фольклором народа Саха....
Искусство запевалы
Запевала главная творческая личность в хороводной песне. От его исполнения, от его мастерства зависит хороводная песня. Статья предназначена для специалистов,занимающих фольклором народа Саха....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/29/picture-1219352-1653812155.jpg)
Презентация по дисциплине "История прически и костюма" для студентов специальностей 43.02.03 Стилистика и искусство визажа, 43.02.02 "Парикмахерское искусство", 43.02.13 "Технология парикмахерского искусства".
Презентация по дисциплине "История прически и костюма" может быть использована преподавателями на занятиях в колледжах и на уроках в школах по дисциплинам и предметам, связанным с искусством...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/29/picture-1219352-1653812155.jpg)
Презентация по дисциплине "История прически и костюма" для студентов специальностей 43.02.03 Стилистика и искусство визажа, 43.02.02 "Парикмахерское искусство", 43.02.13 "Технология парикмахерского искусства".
Презентация по дисциплине "История прически и костюма" преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А. на тему "Эстетический идеал Франции XVI века"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/29/picture-1219352-1653812155.jpg)
Презентация по дисциплине "История прически и костюма" для студентов специальностей 43.02.03 Стилистика и искусство визажа, 43.02.02 "Парикмахерское искусство", 43.02.13 "Технология парикмахерского искусства".
Презентация на тему "Прически Франции XVI века" по дисциплине "История прически и костюма" преподавателя ГБПОУ СКИсиГ Серовой Т.А....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/19/picture-1160446-1597844756.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО.02.УП.02 "Беседы об искусстве" Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа В области Театрального искусства «Искусство театра»
Программа по учебному предмету «Беседы об искусстве» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям...