Урок - театрализованное представление по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
план-конспект урока на тему

Сумарокова Татьяна Борисовна

Вводный урок - театрализованное представление по роману "Мастер и Маргарита"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-spektakl.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – театрализованное представление по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель: первое знакомство с романом: история создания, сюжет, герои; развивать познавательный интерес к писателю и его творчеству, развивать творческие способности учащихся; содействовать нравственному и эстетическому воспитанию.

Оборудование к уроку: портреты М. Булгакова и Е. Булгаковой, А. Ахматовой; выставка книг, рисунки учеников, цветы.

Музыкальное оформление: фрагменты из концерта А. Вивальди «Времена года»; шум дождя.

Эпиграф к уроку:  

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

  За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

                                              М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Участвуют:

  1. ведущий
  2. 1-й чтец
  3. 2-й чтец
  4. 3-й чтец
  5. Мастер
  6. Маргарита
  7. М. Булгаков
  8. Е. Булгакова
  9. А.Ахматова

Ход урока

Ведущий:

- Более 80-ти лет назад в феврале встретились двое: он был женат, она замужем; между ними возник роман, вначале тайный, как водится, затем все, по извечной схеме, выплыло наружу; и слезы были, и револьвер ревнивого мужа замелькал, но все кончилось благополучно.

1-й:

- А можно и так начать этот строгий рассказ о любви: в начале тридцатых годов жена крупного командира, начальника штаба московского военного округа Шиловского ушла к знаменитому писателю и стала его женой.

2-й:

- В феврале 29-го они впервые увиделись, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман «Мастер и Маргарита». Он о многом, этот роман:

1-й:

- Он о Боге и черте

2-й:

- Он о трусости как  о главном пороке человечества

3-й:

- Он о несмываемом, неизбывном грехе предательства

1-й:

- Он фантастически смешон и невыразимо печален

2-й:

- Но прежде всего он о верной и вечной любви. И поэтому он очень прост и очень загадочен.

   И в ком не живет любовь, тот никогда не поймет его и, посмеявшись над похождениями черного кота Бегемота, зевнет и скажет: «Неплохо, неплохо, умел мастер писать».

3-й:

- Роман, жизнь – как все переплелось, вросло друг в друга, когда одни кровеносные сосуды соединили жизнь и мечту, Елену Сергеевну и Маргариту Николаевну.

1-й:

- Ну, а теперь с самого начала, с дивного, с одного из лучших – если не лучшего – русского романа о любви.

2-й:

- … Роман, который писал мастер, летел к концу, и все было ясно, хотя и одиноко, и он вышел погулять; вокруг были тысячи людей, и отвратительные желтые стены вокруг, и женщина несла отвратительные желтые цветы. Хороша ли она была, эта незнакомка? Еще бы! Но не телесное притяжение поразило Мастера насмерть.

Мастер:

- «…меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах. …я вдруг…совершенно неожиданно понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину. …Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» (фрагмент звучит на фоне музыки)

3-й:

- Это роман, конечно, роман, ведь только в романах бывает любовь с первого взгляда.

1-й:

Однако вот уже не роман, а документ.

Елена Сергеевна:

- «Это было в 29-м году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела туда идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились, и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь».

1-й:

- Ну, вот так. Не из писательской головы выплескивается в романы эта верная вечная любовь, а из жизни – больше-то ей взяться неоткуда.

2-й:

- Правда, какой-нибудь привереда застопорится на признании Елены Сергеевны: что еще до встречи привлекла ее его фамилия, то есть писательская слава.

3-й:

- О! Кто же не говорил тогда о «Белой гвардии»!

1-й:

- Но ни славы, ни богатства, ни положения не мог дать ей писатель: он был беден, и – хуже того – проклят, слава его закатилась, оставив пену хулы и жуткую по тем временам и абсолютно несправедливую кличку «белогвардейца».

2-й:

- А она?

3-й:

- Она красива, умна, блестяща. Что он мог дать ей? Ничего?

2-й:

- Да что вы – все, все! Что вообще- то человеку надо? Вот самая светлая, самая счастливая страница романа:  «Она приходила, и первым долгом надевала фартук,  в узкой передней, где находилась та самая раковина, которой гордился почему-то бедный больной, на деревянном столе зажигала керосинку, и готовила завтрак, и накрывала его в первой комнате на овальном столе. Когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотню вода, угрожая залить последний приют, влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель. От картофеля валил пар, черная картофельная шелуха пачкала пальцы. В подвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти. Когда кончались грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы». (фрагмент звучит на фоне музыки).

3-й:

- Фартук, керосинка, пальцы испачканные…. Ведь речь идет о полной нищете.

2-й:

- Да полно, о ней ли? с милым рай и в шалаше. Но не только, не только! Уже не в романе, а в жизни Михаил Афанасьевич говорил:

Булгаков:

«Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».

1-й:

- В романе много чертовщины; там сам дьявол разгуливает запросто по Москве, черная и белая магия вытворяет с людьми что хочет. Но, если вдуматься, более колдовского действа, чем с печкой и картофельной шелухой нету. Тут не сила таланта, тут закон любви, превращающий «бытовуху» в рай, тут гордость за любовь, тут самое необъяснимое и загадочное в романе. И самое необходимое. Проверим? Теперь по жизни проверим.

Елена Сергеевна:

«Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что, когда я  первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что».

1-й:

- И началось счастье. Десять лет немыслимого, непредставимого обоим счастья. Вот каким оно было: в феврале Булгаков встречает Елену Сергеевну,

3-й:

- В мае начинает роман,

1-й:

- в декабре ему официально сообщают, что все его пьесы запрещены «к публичному исполнению»,

2-й:

- в январе 30-го он говорит:

Булгаков:

«Я обречен на молчание и, очень возможно, на полную голодовку». Через месяц: «я представляю собою сложную машину, продукция которой в СССР не нужна».

1-й:

- В марте запрещена новая его пьеса о Мольере. Тогда же Булгаков пишет письмо правительству.

Булгаков:

«…я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены. Если же и это невозможно, я прошу Советское Правительство поступить со мной как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо в данный момент – нищета, улица и гибель».

2-й:

- 18 апреля Булгаков разговаривает со Сталиным по телефону, после чего ему предоставляется жалкая работа во МХАТе.

3-й:

- И только после этого он выбрасывает револьвер в пруд Новодевичьего монастыря. Он решает жить.

1-й:

- Жить, работать, любить и быть любимым.

2-й:

- Надежда! Она и спасает: из небытия, из больницы вызволяет Мастера Маргарита, побороть отчаяние помогает писателю Елена Сергеевна.

1-й:

- И вскоре на рукописях появятся две надписи: «Дописать прежде, чем умереть!». И на другой: «…на память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне».

 2-й:

- А теперь представьте Ташкент времен войны, эвакуации, крохотную комнатку, ночь и двух женщин. Анна Андреевна Ахматова читает Фаине Георгиевне Раневской «Мастера и Маргариту» и восхищенно приговаривает: «Фаина, ведь это гениально, он гений!» Это о Булгакове. А вот слова о его бессмертной подруге:

Ахматова:

- В этой горнице колдунья

До меня жила одна:

Тень ее еще видна

Накануне новолунья.

Тень ее еще стоит

У высокого порога,

И уклончиво и строго

На меня она глядит.

Я сама не из таких,

Кто чужим подвластен чарам,

Я сама… Но, впрочем, даром

Тайн не выдаю своих.

2-й:

- Любовь… Она на какой почве проживает? Или беспричинна, сама себе достаточна, может осенить, может увильнуть, поманить, бросить – она с кем в родне?

1-й:

- Очень важный кусок в романе: продав душу дьяволу, чтобы спасти Мастера, Маргарита царит на сатанинском балу, встречая и приветствуя самых отпетых негодяев кровавой и мерзкой истории мира. Слугам дьявола Фрида кажется скучной; преступление ее слишком банально: когда- тона служила в кафе, ее соблазнил хозяин, она родила и задушила ребенка платком. И с тех пор, вот уже триста лет, каждое утро, просыпаясь, она видит на столике тот носовой платок… Нет ей спасения, веки вечные суждено ей видеть его.

2-й:

- И когда дьявол, весьма довольный тем, как Маргарита провела бал, спрашивает, в чем ее желание, зная, разумеется, наверняка, что она попросит о встрече с Мастером, Маргарита неожиданно не только для дьявольских слуг, но и для самой себя, твердо потребовала: «Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок…»

3-й:

- И всеведущий дьявол был потрясен. Он, дьявол, очень многое знает, он присутствовал на казни Христа, он беседовал с философом Кантом, он даже знает, что рукописи не горят, но он не знает и знать не может мира любви. Мастер ему понятен: он сломлен муками и, значит, уже не вполне человек, а Маргарита красивая, веселая, столь преданная Мастеру. Что это в ней? Что с ней?

1-й:

  - Для этой молодой женщины, легко сознающейся в своем легкомыслии, есть нечто, что выше любви – милосердие. Фриде ведь хуже, страшнее, чем ей, и что уж тут поделаешь, жаль, что так вышло, но как же иначе…

2-й:

- Вот такая она, Маргарита. Она – жизнь и вера в бесконечность любви.

1-й:

- Но мрачные стороны романа все более властно вторгались в жизнь. Булгаков начал слепнуть, терять речь. Он умирал. Он лежал с какой-то набедренной повязкой, потому что любая одежда причиняла боль, так похожий на распятого Героя своего романа. И будто сбывалось главное, предсказанное богом и дьяволом: «Он не заслужил света, он заслужил покой».

2-й:

- Света не было в прямом смысле, Булгаков был слеп. 29 сентября Елена Сергеевна заносит в дневник:

Елена Сергеевна:

«Кругом кипят события, но до нас они доходят глухо, потому что мы поражены своей бедой».

3-й:

- Шел 39 год двадцатого века, и сорок девятый год жизни Михаила Афанасьевича Булгакова. Он работает над романом, Елена Сергеевна читает, он слушает и вносит поправки.

Сценка: Мастер и Маргарита:

- Он мне ненавистен, этот роман, - ответил Мастер, - я слишком много испытал из-за него.

- Я умоляю тебя, - жалобно попросила Маргарита, - не говори так. За что же ты меня терзаешь? Ведь ты знаешь, что я всю жизнь вложила в эту твою работу.

2-й:

- А в дневнике Елена Сергеевна, для себя: «Я люблю роман бесконечно». Писатель еще бы поработал над романом, но уже не было сил.

 Последнее, что слышал угасающий Мастер, - это клятву жены.

Елена Сергеевна:

- Я даю тебе честное слово, что я перепишу роман, тебя будут печатать!

3-й:

- Он заслужил покой, он закончил роман. Но роман не был напечатан, и не было покоя ей. Она проживет еще тридцать лет, и сделает все, что обещала мужу, и увидит роман напечатанным.

- Елена Сергеевна:

«Вот я  хочу Вам сказать, что, несмотря на то, что бывали моменты черные, совершенно страшные, не тоски, а ужаса перед неудавшейся литературной жизнью, но если вы мне скажите, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу: нет! Ни одной секунды. Это была светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было…».

Ахматова:

- Через 6 дней после смерти Михаила Булгакова Анна Андреевна Ахматова пришла к вдове, отдала последний долг – стихи:

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное презренье.

(слова звучат на фоне музыки)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованного представления "Нам музыка в прекрасное открыла двери"

Сценарийтеатрализованного представления  "Нам музыка в прекрасное открыла двери" проекта "Дети-наше будущее"Театрализованное представление было показано в рамках областного конкурса "Территория д...

Сценарий театрализованного представления "Бьют часы 12"

Сценарий подготовлен для  Новогоднего театрализованного представления перед родителями и всеми жителями  района  на сцене Районного Центра культуры,  в котором участвовали преподав...

Театрализованное представление Итоговое практическое занятие по профессии «Повар» с элементами педагогической технологии - формирование профессиональных и общих компетенций. Тема урока: «Праздник русской кухни»

         Повар сегодня должен быть творческой личностью. В своей  работе я  использую метод проектов,  которые помогают решать задачи по активизаци...

Урок "Библейские мотивы в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

В связи с небольшим временем, отведённым на изучение романа, главы, посвящённые Библейской истории, изучаются отдельно. Проблема Добра и Зла и сегодня актуальна. Пытаюсь помочь студентам понять это на...

театрализованное представление по пдд

"Теремок" театрализованное представление по пдд, 1 класс....