конспект урока по теме "Типы экономических систем"
план-конспект урока на тему

Дулмажапова Дарима Дабасамбуевна

Данный урок по экономике в 10 классе  разработан для активации познавательной и самостоятельной деятельности учащихся, формирует умение работать в группах, сравнивать и обобщать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kospekt_uroka_po_ekonomike_dulmazhapovoy_d.d.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по экономике в 10 классе

Тема урока: Типы экономических систем.

Класс: 10 профильный

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Цель: подвести учащихся к пониманию сущности экономической системы и ее типов.

Задачи:

Образовательная: раскрыть понятие «Экономическая система», типологию экономических систем, выделить критерии для сравнения.

Развивающая: Способствовать формированию ключевых компетентностей учащихся:

  1. Коммуникативной: владеть различными приемами высказываний: краткими и развернутыми, высказывать собственной мнение, умение работать в группах.
  2. Информационная: поиск и извлечение необходимой информации в тексте, в фрагменте видеоурока.
  3. Технологогическая: умение составлять таблицу.
  4. Учебно-исследовательская: умение давать определения.
  5. Рефлексивная: определять значимость изучаемого материала, умение оценивать друг друга.

Воспитательная: продолжить работу по формированию экономической культуры.

 Методы: проблемного обучения, практический, частично-поисковый, наглядный.

Формы обучения: фронтальная, групповая и парная

Использование ЭОР:

Необходимость использования ЭОР объясняется деятельностным подходом, интерактивностью, наглядностью, возможностью самоконтроля, оптимизация научной организации труда (темп урока значительно выше).

Структура урока:

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3) Первичное усвоение новых знаний с применением ЭОР

4) Первичная проверка понимания: работа в группах по составлению таблицы

6) Первичное закрепление

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ход урока.

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 минут)

Вступительное слово учителя:

Я однажды  смотрела передачу и один отечественный сатирик задал своим слушателям проблемный вопрос:

«Что вы выберите: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и пустой карман?» Давайте мы тоже подумаем над этой проблемой. Почему такая проблема возникает в государстве? Отчего это зависит?

Учащиеся  высказывают свои точки зрения. Вывод: Эта проблема связана с ограниченностью  экономических ресурсов. В этом государстве неэффективно решаются главные вопросы экономики.

Какие существуют решения этой проблемы?

Методом мозгового штурма учащиеся предлагают пути решения проблемы.

На доске записывается слова в виде кластера:

- Способы

- пути решения

- действия

- порядок

Обобщите эти понятия (система)

Таким образом,  тема нашего урока «Типы экономических систем»

3) Первичное усвоение новых знаний с применением ЭОР. Изучение новой темы.

(20 минут)

Дайте определения, как вы понимаете? (на слайде – определения)

Это форма организации хозяйственной жизни общества как совокупность ответов на главные вопросы экономики: что, как  для кого производить.

Выделяют 4 основных варианта экономических систем:

-традиционную

-командно- административную (плановую)

-рыночную

-смешанную

 (на слайде – схема), рассмотрим более подробно на сегодняшнем уроке первые три типа.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию посмотреть  фрагмент видеоурока.

Как вы думаете, каковы будут ваши задачи?

- обратить внимание на характерные признаки систем.

- Найти отличия и сходства - сравнить

- Также вы  обратите внимание на достоинства и недостатки каждого типа, по каким критериям дается характеристика этих систем.

Фрагмент видеоурока- 10 мин

4) Первичная проверка понимания: работа в группах по составлению таблицы

Установка учителя: Вы просмотрели видеоурок, а сейчас работу продолжите в группах. Давайте определимся, что вы 1-я, 2-……….. Задача первых  двух групп – составить сравнительную характеристику всех трех основных типов экономических систем в виде таблицы. Критерии для сравнения выберите самостоятельно. Третья группа ваша задача найти  самые главные на ваш взгляд достоинства и недостатки экономических типов, оформить можно в виде схемы, виде таблицы, или кратко рассказать. Достаточно 10 минут?  

Внимательно слушаем выступления в конце как обычно вы оцените работу своих одноклассников.

 Выступление групп  (10 мин)

Общий вывод групп. (2 мин)

6) Первичное закрепление (8 мин.)

Таким образом, это одна из важных тем нашего курса. В заданиях ЕГЭ по обществознанию  есть задание по составление плана по темам.  И так, представьте,  что вы должны подготовить выступление по этой теме. Составьте развернутый план по критериям,  которое лежат на партах. Итак,  предлагаю работа в парах по этому заданию. Приступайте. Давайте послушаем несколько вариантов.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

 §5-6 . Ответить на контрольные вопросы параграфа. Написать сочинение-рассуждение по теме «Можно ли составить идеальный план развития экономики всей страны» 

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Собираем оценочные листы (либо слушаем взамооценку групп).

Оценочный лист группы 1

Критерии

Группы

2

3

  1. Полнота и правильность ответа (2-5б)

  1. Степень осознанности  (2-5б.)

  1. Языковое оформление ответа (2-5б.)

  1. Слаженность работы в группе (2-5б.)

                                                                Итого:

                                   Оценка членам группы:

Критерии оценивания:

20-17 баллов- «5»

16-13 баллов- «4»

12-9 баллов – «3»

Оценочный лист группы 2

Критерии

Группы

1

3

  1. Полнота и правильность ответа (2-5б)

  1. Степень осознанности  (2-5б.)

  1. Языковое оформление ответа (2-5б.)

  1. Слаженность работы в группе (2-5б.)

                                                                Итого:

                                      Оценка членам группы:

Критерии оценивания:

20-17 баллов- «5»

16-13 баллов- «4»

12-9 баллов – «3»

Оценочный лист группы 3

Критерии

Группы

1

2

  1. Полнота и правильность ответа (2-5б)

  1. Степень осознанности  (2-5б.)

  1. Языковое оформление ответа (2-5б.)

  1. Слаженность работы в группе (2-5б.)

                                                                Итого:

                                      Оценка членам группы:

Критерии оценивания:

20-17 баллов- «5»

16-13 баллов- «4»

12-9 баллов – «3»

Критерии оценивания:

Высокий уровень (отметка «5») ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.

4) распределяет обязанности в группе, слаженно работают

Повышенный уровень (отметка «4») ставится, если ученик дает ответ,

удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки,

которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении

излагаемого. Распределяет обязанности в группе, слаженно работают

Базовый уровень (отметка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и

понимание основных положений данной темы, но:

  1. излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2)  не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

4) Не все работают в полную силу.

Низкий уровень (отметка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей

части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Не работают, каждый сам по себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономика. Типы экономических систем

Данная презентация разработана для занятия по Обществознанию. Предполагается ее использование при объяснении нового материала....

Конспект урока по теме: «Культура как сфера экономических отношений»

Урок по теме: «Культура как сфера экономических отношений». Для студентов 4 курса специальности СПО «Театрально-декорационное искусство»  Экономика охватывает все сферы де...

Презентация по дисциплине экономика по теме "Типы экономических систем"

Слайдовое сопровождение урока по дисциплине экономика...

Презентация на тему: "Основные типы экономических систем"

Презентация к уроку по экономике на тему : Основные типы экономических систем...

Конспект урока по дисциплине Экономическая теория. Тема "Рынок труда"

Конспект урока дисциплины "Экономическая теория" по теме Рынок труда. Может быть использован при изучении дисциплины Экономика  на 1 курсах СПО, а также при изучении Экономическая теори...

Практическая работ по теме Типы экономических систем

Текст задания предназначен для студентов 1 курса....