Статья "Использование ИКТ технологий как способ оптимизации образовательного процесса в обучении иностранным языкам"
статья на тему
Использование ИКТ на уроках иностранного языка позволяет оптимизировать учебный процесс и является, одним из эффективных средств обучения. Современные компьютерные обучающие программы дают возможность не только тренировать различные виды речевой деятельности, но и сочетать их в разнообразных комбинациях, что способствует осознанию языковых явлений и формированию лингвистических способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_statya.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ технологий как способ оптимизации образовательного процесса в обучении иностранным языкам
Рець Марина Сергеевна
преподаватель английского языка
Сахалинский промышленно-экономический техникум, г.Южно-Сахалинск
Аннотация. Использование ИКТ на уроках иностранного языка позволяет оптимизировать учебный процесс и является, одним из эффективных средств обучения. Современные компьютерные обучающие программы дают возможность не только тренировать различные виды речевой деятельности, но и сочетать их в разнообразных комбинациях, что способствует осознанию языковых явлений и формированию лингвистических способностей.
Оптимизация является закономерным, логическим этапом в развитии любой науки, который предполагает поиск целостной системы мер по созданию оптимальных условий обучения, воспитания, развития ученика и коллектива.
Каждый педагог на своих занятиях стремится получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий обучающихся. Это и является главной целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий при изучении иностранных языков. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся. Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новые информационных технологий, Интернет – ресурсов, помогают реализовать личностно–ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей и уровня знаний учеников и студентов.
Всё более актуальным является использование приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения.
На сегодняшний, день недостаточно просто дать урок по учебнику, передать знания, нужно учить обучающихся самостоятельно составлять и применять алгоритмы действий для достижения результатов, развивать их творчество, креативность, логическое мышление, внимание, память, учить применять ИКТ для поиска, отбора, организации и демонстрации информации. Поэтому основная цель современного педагога выбрать формы и методы организации учебной деятельности, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности обучающегося.
Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как педагога, так и учащихся, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения и повышению качества знаний. Наглядные средства обучения способствуют не только более глубокому постижению знаний и приобретению необходимых умений, но и содействуют решению задач дифференцированного образования.
Современные мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению. Каждый урок иностранного языка должен быть направлен на практический результат, на достижение коммуникативной компетентности, т.е., определенного уровня языковых, страноведческих знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение.
Использование ИКТ при изучении иностранных языков способствует:
развитию творческих возможностей и способностей учащихся;
созданию условий для самообразования учеников в интересующих их областях знаний;
повышению уровня использования наглядности на уроке;
повышению производительности урока;
установлению межпредметных связей;
приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке;
обогащению знаний учащихся об истории и культуре стран изучаемого языка;
развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.
Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку очень широка. Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля.
В педагогической деятельности можно использовать созданные презентации, интерактивные плакаты, содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации. При использовании презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны основные моменты темы. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Видеоролики и песни, описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой. Эти ИКТ средства способствуют более быстрому овладению фонетическими, лексическими, грамматическими, аудитивными навыками на уроке.
При закреплении пройденного материала можно предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, справочниками, словарями. Считаю, что данные мультимедийные приложения являются чрезвычайно полезными и делают уроки в начальной школе красочными, интересными и необычными.
Самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематических сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу. Разнообразные виды деятельности формируют межпредметные навыки через заполнение электронных анкет; работа с расписанием поездов; работа с картой прогноза погоды; работа с географическими картами; работа с англоязычными сайтами, использование флэш-игр.
Работа над проектом – творческий процесс, в котором речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст интересной другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска презентации). Учащиеся самостоятельно занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и лучшему усвоению изучаемого материала.
Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:
· мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;
· они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
· улучшают качество усвоения материала;
· позволяют индивидуализировать процесс обучения;
· дают возможность избежать субъективности оценки.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Список литературы:
- Альберхт К. Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании».— http: //journal. Kuzspa./articles/45.
- Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. – 2004. – № 1.—76 с.
- Вильямс Р., Макли К. Компьютер в школе - M.: Просвещение, 2008.—с.12-13.
- Лызлов, А.В. Организация уроков с использованием ИКТ / А.В. Лызлов // Вопросы Интернет-образования. - 2006. — № 26.—с.23-24.
- Ляховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. - М.: 2006 г.—с.34-35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание в процессе обучения иностранному языку (из опыта работы).
В статье рассматриваются четыре аспекта постановки воспитательной цели урока иностранного языка, а также факторы, посредством которых осуществляется воспитание на уроках, даны определения нравст...
Использование инновационных образовательных технологий в обучении иностранному языку
Концепция модернизации российского образования в качестве ведущего подхода в современном образовании предполагает переориентацию воспитательно-образовательного процесса на формирование у школьника не ...
Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся в процессе обучения иностранному языку.
Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся в процессе изучения иностранному языку....
Коммуникативно – ситуативный метод обучения иностранному языку в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Одним из актуальных и результативных направлений, содействующих совершенствованию методики преподавания иностранного языка в учебных заведениях начальн...
Реализация регионоведческого компонента государственного образовательного стандарта в процессе обучения иностранному языку
В статье раскррывается необходимость использования регионоведческого материала на уроках английского языка в процессе формирования социокультурной компетенции учащихся....
Роль мотивации и способы ее усиления при обучении иностранному языку
В современных условиях постоянно возрастает роль знания иностранного языка. Овладение любым иностранным языком требует напряженн...
Мотивация – ключ к успеху в процессе обучения иностранному языку (на примере немецкого языка)
статья о том как важна мотивация при изучении иностранного языка...