Литературные салоны пушкинской поры
проект на тему

Цель проектной работы:исследовать черты русской салонной культуры в России начала 19 века.

Задачи: ознакомление с салонной культурой в России 19 века, понимание важности чтения в личностном культурном развитии.
Тип проекта: информационный 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“Литературные салоны пушкинской поры” Выполнил студент второго курса, группы АвД-203 Поморцев Всеволод Руководитель Вишневская Н.А ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по литературе

Слайд 2

Литературный салон А. Голицыной Салон Авдотьи Голицыной — предмета страсти Пушкина — имел свою особенность. Дело в том, что прекрасной княгине девица Ленорман, французская прорицательница, предсказала, что та умрет ночью . По этой причине Голицына целиком переменила образ жизни: днем спала и никого раньше 10 часов вечера не принимала. Ее прозвищами были Princesse nocturne («принцесса ночи») и Princesse de minuit («принцесса полночи»). Ее «вечера» начинались в полночь, ужин накрывали в два или три часа ночи, а расходились, когда становилось совсем светло.

Слайд 3

Дом Олениных Фонтанка, 101... Этот дом пережил века в неизмененном виде. В нём, у директора Публичной библиотеки Алексея Оленина, юного Поэта стали принимать сразу после окончания Лицея. Хозяин сам оформил заглавный лист первого издания « Руслана и Людмилы». Здесь Пушкин впервые встретил Жуковского и Гнедича, Крылова и Батюшкова. Это был центр дворянской культуры, где «составлялись мнения по вопросам литературы и художества.» Литературные салоны отвечали потребностям взаимного общения, обмена мнениями ...

Слайд 4

Усадьба Приютино Летом встречи происходили в загородной усадьбе Приютино. Она сейчас неплохо восстановлена: сохранился и дом, и даже дубы, посаженные Олениным в память о сыновьях.

Слайд 5

Салон Зинаиды Волконской Здесь бывали корифеи русской словесности и культуры того времени: П . Вяземский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, П . Чаадаев, В. Одоевский, М. Загоскин, М. Погодин, С. Шевырев, А. Хомяков, братья Киреевские… Но , конечно, звездами самой большой величины здесь были Пушкин и А. Мицкевич.

Слайд 6

Салон Жуковского Собрания, проходившие у Жуковского, носили более серьёзный характер. Люди, чувствующие призвание к литературе и понимающие важность умственных занятий, посещали салон Жуковского по пятницам в течение 1808 и в начале 1809 года. Среди посетителей были литераторы Батюшков, Гнедыч , Вяземский, и такие видные люди, как Сперанский и Оленин. После перерыва салон Жуковского был возобновлён в середине 30-х годов по субботам. Кроме Пушкина Жуковского посещали Гоголь, М.И. Глинка, Виельгорский , а из прежних посетителей – Крылов, Гнедич , Вяземский.



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕДЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ “ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЖЕДЖ”

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
по литературе
по теме “Литературные салоны пушкинской поры

        Выполнил
студент второго курса, группы АвД-203
Поморцев Всеволод
Руководитель
Вишневская Н.А.

Первоуральск 2017

Краткая пояснительная записка к проектной работе:
 Цель проектной работы: исследовать черты русской салонной культуры в России начала 19 века.

Задачи: ознакомление с салонной культурой в России 19 века, понимание важности чтения в личностном культурном развитии.
Тип проекта: информационный

Литература
1. Лотман Ю. М.“Культура и взрыв”
2. Лотман Ю. М. “Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века)”
3. Рябцев Ю.С. “История русской культуры”
4. Пушкин А.С. “Египетские ночи”
5. Павлова К. “Двойная жизнь”
6.  http://www.culture.ru/materials/127375/salonnie-umnitsi-hozyayki-literaturnih-salonov-rossii
7. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=703470


Содержание

Введение
Русская салонная культура начала девятнадцатого века
1.1. Понятие литературного салона и того, как он устроен
1.2. Зарождение литературных салонов и их появление в России
1.3. Салон З.И. Волконской
1.4. Салон Е.И. Голицыной
1.5. Светский салон в новелле Пушкина “Египетские ночи”
1.6. Образ литературного салона в очерке К. Павловой “Двойная жизнь”
Роль литературных салонов и Пушкина в развитии русской литературы
2.1. Роль литературных салонов в развитии русской культуры
2.2. Положительное влияние Пушкина и его современников на русскую литературу


1.1. Понятие литературного салона и того, как они устроены 

Литературный салон – это круг или группа избранных лиц, собирающихся в частном доме. В салонах встречались люди, принадлежащие к разным слоям общества: здесь вельможи, дипломаты встречались с писателями и художниками. Главным было не положение в иерархии двора, а интеллект, образование и, наконец, бойкий ум. Хоть по этой теме и повествуется исключительно о литературных салонах, они имели и другую специализацию. Помимо поэтических и литературных салонов, они могли быть политическими, музыкальными, художественными и т.п. У каждого салоны были и завсегдатаи и приглашённые знаменитости того времени, которых выбирала хозяйка, опираясь на тему беседы вечера. Чтобы в салонах было не так шумно, и беседа шла плавно, количество гостей не должно было превышать нормы, заданной хозяйкой.


1.2. Зарождение литературных салонов и их появление в России

Литературные салоны того времени пришли в Россию из Франции и Европы. Аристократические салоны Франции и Европы семнадцатого века неслабо повлияли на московские и петербургские традиции салонных собраний. Немалую роль в формировании салонной культуры сыграли женщины знатных семейств русского дворянства. Большая часть литературных салонов в России принадлежала женской половине, женщинам-дворянкам. Как писал Юрий Михайлович Лотман, начиная с семнадцатого века “роль женщины в дворянском быту и культуре становится всё заметнее…”.


1.3. Салон З.И. Волконской

Московский салон Волконской просуществовал немногим более четырех лет и занял одно из центральных мест в литературной и культурной жизни русской дворянской элиты второй половины 1820-х гг. Имена многих посетителей его известны и значимы. Огромный интерес представляет общение Волконской с аббатом Андре Мерианом (преимущественно эпистолярное), Вяземским, Тургеневыми, с кругом Веневитинова, Пушкиным, Мицкевичем, Каролиной Япиш (Павловой), Шаликовым, Иванчиным-Писаревым, а также с А.Я. Булгаковым - своеобразным зеркалом московской общественной жизни. Две персоны из этого списка – А. Мериан и кн. П.И. Шаликов всегда оставались в тени более известных литераторов, между тем они сыграли огромную роль в становлении литературной репутации Волконской. Некоторые эпизоды истории салона стали хрестоматийными, равно как и образ его хозяйки, вокруг которой "веяла и трепетала атмосфера искусства", С именем Волконской неразрывно связаны произведения поэтов, прославленных и не очень известных, оно часто встречается в переписке и в воспоминаниях современников. О ее салоне упоминали и упоминают все, кто в той или иной мере занят изучением литературы и культуры пушкинской эпохи или просто испытывает потребность почувствовать ее атмосферу, "тот воздух, которым эта эпоха дышала"


1.4. Салон Е.И. Голицыной

Хозяйкой первого в России подлинного салона была княгиня Евдокия (Авдотья) Ивановна Голицына, урожденная Измайлова.
В 1816 году, вернувшись в Петербург из Парижа, княгиня становится естественным образом… хозяйкой салона. Ее дом на Миллионной превращается в некий храм искусств, расписанный лучшими художниками эпохи. Ничего от быстротекущей моды, - все просто, величаво и оригинально до невозможности. Хозяйка принимает гостей в одеяниях, которые заставляют вспоминать не журналы парижских мод, а картины из жизни Древнего Рима. Беседы длятся всю ночь, ибо княгиня как раз и боится… ночи. Цыганка нагадала ей смерть ночью во сне.
За эти бдения Голицыну прозвали «ночной княгиней». А среди ее гостей - поэты: язвительный Вяземский, добродушный Жуковский, мечтательный Батюшков. Сей последний пишет восторженно в 1818 году, что трудно кому-то превзойти Голицыну Авдотью Ивановну в красоте и приятности и что лицом она никогда не состарится. С 1817 года, едва вышедши из Лицея, у ног ее - и юный Пушкин. Мудрый Карамзин находит увлечение гениального юноши чересчур демонстративным и пылким. Он пишет не без иронии: «Поэт Пушкин у нас в доме смертельно влюбился в Пифию Голицыну и теперь уже проводит у нее вечера: лжет от любви, сердится от любви, только еще не пишет от любви…»


1.5. Светский салон в новелле Пушкина “Египетские ночи”

Вот как Пушкин описывает светский салон в новелле “Египетские ночи”: «Картины, мраморные статуи, бронзы, дорогие игрушки, расставленные на готических этажерках, поразили его», «Зала княгини отдана была в распоряжение импровизатору. Подмостки были сооружены; стулья расставлены в двенадцать рядов; в назначенный день, с семи часов вечера, зала была освещена, ... У подъезда стояли жандармы…», «Вскоре все ряды кресел были заняты блестящими дамами; мужчины стесненной рамою стали у подмостков, вдоль стен и за последними стульями. Музыканты с своими пульпитрами занимали обе стороны подмостков. Посредине стояла на столе фарфоровая ваза. Публика была многочисленна…».
1.6. Образ литературного салона в очерке К. Павловой “Двойная жизнь”

Образ литературного салона также предстаёт в очерке К. Павловой “Двойная жизнь”.
"В нарядном салоне было человек с тридцать. Иные говорили между собой, другие прислушивались, другие прохаживались, но на всех как будто тяготела какая-то обязанность, по-видимому, довольно трудная, и им всем, казалось, было немного скучно забавляться. Громких голосов и споров не было, так же как и сигарок; это был салон совершенно *comme il faut; даже и дамы не курили.
Недалеко от дверей сидела хозяйка на одной безымянной мебели, какими теперь наполняются наши комнаты; в другом углу стоял чайный стол; в его соседстве шептало между собой несколько премилых девушек; немного подальше, возле больших бронзовых часов, на которых только что пробила половина одиннадцатого,- очень заметная, грациозная женщина, утопая, так сказать, в огромных бархатных креслах, занималась тремя молодыми людьми, усевшимися около нее; они о чем-то говорили“.
*приличный


2.1. Роль литературных салонов в развитии русской культуры

Роль литературных салонов заключается во многом. Например, из-за того, что литературные салоны пришли в основном из Франции, стал популярен в России того времени и французский язык. Многие дворяне и представители светского общества настолько хорошо приняли этот язык, что могли изъяснятся на нём в идеал, Благодаря, уже традиционным на то время, литературным собраниям авторы, современники Пушкина и он сам, соответственно, могли сотрудничать, помогая друг другу оценивать свои творения, вести критику и многое другое. Например, именно в этих салонах впервые были прочтены лермонтовский “Демон” и гоголевские “Мёртвые души”


2.2. Положительное влияние Пушкина и его современников на русскую литературу

Русская литература девятнадцатого века довольно сложно и многогранна, этим она обязана событиями Отечественной войны 1812 года, восстанием декабристов, борьбе с крепостным правом и пр. Литературные салоны же являются факторами развития внутренней культуры.
Поэты, критики и прочие личности, так или иначе связанные с литературной деятельностью, посещали эти салоны. Там присутствовали и современники А.С. Пушкина: Жуковский, Лермонтов, Тургенев, Одоевский, Тютчев, Гоголь, Вяземский, Баратынский и другие.
Сам Пушкин и большинство его современников направляли свой литературный талант в сторону народа: иногда открыто показывали или высмеивали глупость обычных дворян-крепостников, или же просто представляя жизнь обычного русского мужика и студента того времени.
Многие современники Пушкина стремились к народу, Александр Сергеевич и сам признавал народность в произведениях русских авторов, таких как Фонвизин, Крылов, Грибоедов; он отражал в своём творчестве всю полноту русского духа. Пушкин ломал рамки старых жанров и создавал образцы новых, как бы подстраивал русский язык под его народ, создавая новые жанры: стихотворные повести, романтические поэмы, повести и романы в прозе и т.д.
Именно с А.С. Пушкина начинается современный русский литературный язык.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пушкинское слово» как ключ к инновационной и экспериментальной деятельности по обновлению программы непрерывного филологического образования

«ПУШКИНСКОЕ СЛОВО»  КАК КЛЮЧ К ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБНОВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ НЕПРЕРЫВНОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Беляева Т.В.Государственное бюджетное образоват...

Пушкинские места в Санкт-Петербурге

А.С.Пушкин - гражданин и поэт - неотделим от нашего славного города. Санкт-Петербург хранит все, что связано с памятью нашего великого соотечественника....

Литературная гостиная "Пушкинским стихам звучать на белом свете"

Внеклассное мероприятие посвящено 222 летию  Александра Сергеевича Пушкина. Представлен материал о биографии А.С. Пушкина с использованием справочной литературы и ресурсов интернета, реализация м...

Внеклассное мероприятие "Пушкинский бал"

Разработка внеклассного мероприятия с целью раскрыть духовный мир А.С. Пушкина, круг его интересов, истоки литературного творчества, верность дружбе; верность идеалам в душной атмосфере Николаевской Р...

Пушкинский день

Тематический день, посвященный творчеству писателя А.С. Пушкина...

Протокол методического объединения воспитателей ГКУ СО МО СЦ Пушкинский от 14.05.2024г.

Протокол методического объединения воспитателей ГКУ СО МО СЦ Пушкинский от 14.05.2024г....

Протокол заседания методического объединения ГКУ СО МО СЦ Пушкинский " Применение инновационных технологий в воспитательной работе".от 19.08.2024г.

Протокол заседания методического объединения ГКУ СО МО СЦ Пушкинский " Применение инновационных технологий в воспитательной работе".от 19.08.2024г....