ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья на тему

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Воспитание патриотизма- это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости  за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл huzinapatriotich._vospitstatya.docx24.25 КБ
Файл huzinapatriotich._vospitstatya.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

                Э. А. Хузина

г. Альметьевск

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Воспитание патриотизма- это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости  за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм- это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [3].

В настоящее время современная молодежь не может почувствовать и представить всю ту боль, которую пришлось пережить старшему поколению, вставшему на защиту Родину. Наша задача-рассказать молодому поколению о том, сколько горя, потерь и трудностей принесла нашей стране Великая Отечественная война, какой ценой была завоевана Победа. Мы должны передавать семейные истории из поколения в поколение, чтобы наши дети и внуки через века могли с гордостью могли сказать заветные слова «Никто не забыт, ничто не забыто». Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его- гражданский, патриотический долг перед Отечеством [1].

Воспитательная работа в школе является важнейшей частью учебного процесса. Основу воспитательной работы составляет патриотическое воспитание учеников. Его задачами являются:

-воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине,

-формирование профессионально - значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу,

-воспитание бережного отношении к героическому прошлому нашего народа, землякам,

-физическое и духовно-нравственное развитие студентов,

-совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

Отдельное место в военно-патриотическом воспитании занимают мероприятия по следующим направлениям:

-экскурсии по историческим местам, музеям, выставкам,

-проведение конференций, диспутов, творческих вечеров с участием ветеранов Великой Отечественной, афганской и чеченской войн,

-творческие  задания (проекты, презентации, сочинения) [1].

Осуществляется военно-патриотическое воспитание, прежде всего, в ходе учебного процесса, но немалую роль играет и внеурочная деятельность, которая  направлена на разнообразие военно-патриотической деятельности. Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как Родина, подвиг, патриот, воин-освободитель, узнают о победах российского народа, учатся любить родную природу [3].

Изучение истории помогает учащимся усвоить основные положения о войне и армии, о воинах справедливых и несправедливых, о роли народных масс и личности в истории. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических и интернациональных чувств. Важно показать учащимся, что решение исторических задач в любой области человеческой деятельности- в политической, военной, научной, технической- было результатом не одиночных усилий отдельных людей, а плодом деятельности многих. Яркие образы защитников Родины, борцов за ее свободу и независимость учат любить Отечество, свой героический народ, показывает боевые и трудовые традиции [2: 4].

Большими  потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литература. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на ее духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров. По словам А. Герцена, «книга-это , духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего отца юноше, начинающему жить, приказ передаваемой часовым, отправляющимся на отдых, человеку, заступающему на его место». Но нужно помнить, что патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям[4].

Отражение народных идеалов-патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости –мы видим в древнерусской литературе, в летописи  «Повести временных лет», изучающихся на протяжении трех лет. Изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единению Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения- вот основной вывод, к которому приходят учащиеся при изучении «Слово о полку Игореве».

На уроках литературы на примерах положительных героев художественных произведений формируются нравственные идеалы молодежи, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, ее  народ. Преподаватели русского языка и литературы активно используют художественную произведения, освещающие темы Великой Отечественной войны («А зори здесь тихие….» Б.Васильева, «Март-апрель» В.Кожевникова, «Судьба» П.Проскурина, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Обелиск» Василя Быкова, «Горячий снег» Ю. Бондарев, «Моабитская тетрадь» великого татарского поэта М. Джалиля и др [3].

Высокое патриотическое чувство, всенародной патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне». В результате анализа школьники определяют мораль басни- всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь волка : «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.

Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»- это прославление товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество и отстаивании ее чести и независимости [4].

Анализируя художественную литературу о Великой Отечественной войне, учащиеся учатся подлинному гуманизму и тогда, когда речь идет не только о любви, но и о ненависти. Важно убедить детей, что ненависть не может быть слепой, в противном случае она станет разрушительной [2].

В современной школе особый акцент делается на подбор литературных произведений, соответствующим целям и психологическим особенностям ребят, которые формируют бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов-ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, заставляют детей задумываться о таких понятиях, как Отечество, патриотизм, толерантность. Как писал В.А.Сухомлинский: «Путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством учитель видит в том, чтобы с первых шагов своей сознательной жизни  ребенок прикасался сердце к человеческим судьбам. Чтобы чужие судьбы  входили в его сердце, стали глубоко личным делом, чтобы через человеческие судьбы пришел путь к познанию высших интересов». Только с помощью изучения художественной литературы мы можем воспитать истинного патриота своей Родины.

Старинная мудрость гласит : «Человек не знающей своего прошлого, не знает ничего». Действительно, без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящего к другим народам [2].

        Литература.

1. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами /Т.С.Буторина, Н.П.Овчинникова-СПб:КАРО,2004.-224с.

2. Гасанов З.Т. Цель, зачачи и принципы патриотического воспитания граждан (Текст)/З.Т.Гасанов //Педагогика.-2005.-№6.-С.59-63.

3. Иванченко Н.И. Как это было! Как совпало- война, беда, мечта и юность!// Литература в школе.-2000.-№3.-С.101.

        4.Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. …канд.пед.наук.-М.,2006.-С.153-155.



Предварительный просмотр:

                Э. А. Хузина

г. Альметьевск

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Воспитание патриотизма- это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости  за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм- это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [3].

В настоящее время современная молодежь не может почувствовать и представить всю ту боль, которую пришлось пережить старшему поколению, вставшему на защиту Родину. Наша задача-рассказать молодому поколению о том, сколько горя, потерь и трудностей принесла нашей стране Великая Отечественная война, какой ценой была завоевана Победа. Мы должны передавать семейные истории из поколения в поколение, чтобы наши дети и внуки через века могли с гордостью могли сказать заветные слова «Никто не забыт, ничто не забыто». Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его- гражданский, патриотический долг перед Отечеством [1].

Воспитательная работа в школе является важнейшей частью учебного процесса. Основу воспитательной работы составляет патриотическое воспитание учеников. Его задачами являются:

-воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине,

-формирование профессионально - значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу,

-воспитание бережного отношении к героическому прошлому нашего народа, землякам,

-физическое и духовно-нравственное развитие студентов,

-совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

Отдельное место в военно-патриотическом воспитании занимают мероприятия по следующим направлениям:

-экскурсии по историческим местам, музеям, выставкам,

-проведение конференций, диспутов, творческих вечеров с участием ветеранов Великой Отечественной, афганской и чеченской войн,

-творческие  задания (проекты, презентации, сочинения) [1].

Осуществляется военно-патриотическое воспитание, прежде всего, в ходе учебного процесса, но немалую роль играет и внеурочная деятельность, которая  направлена на разнообразие военно-патриотической деятельности. Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как Родина, подвиг, патриот, воин-освободитель, узнают о победах российского народа, учатся любить родную природу [3].

Изучение истории помогает учащимся усвоить основные положения о войне и армии, о воинах справедливых и несправедливых, о роли народных масс и личности в истории. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических и интернациональных чувств. Важно показать учащимся, что решение исторических задач в любой области человеческой деятельности- в политической, военной, научной, технической- было результатом не одиночных усилий отдельных людей, а плодом деятельности многих. Яркие образы защитников Родины, борцов за ее свободу и независимость учат любить Отечество, свой героический народ, показывает боевые и трудовые традиции [2: 4].

Большими  потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литература. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на ее духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров. По словам А. Герцена, «книга-это , духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего отца юноше, начинающему жить, приказ передаваемой часовым, отправляющимся на отдых, человеку, заступающему на его место». Но нужно помнить, что патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям[4].

Отражение народных идеалов-патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости –мы видим в древнерусской литературе, в летописи  «Повести временных лет», изучающихся на протяжении трех лет. Изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единению Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения- вот основной вывод, к которому приходят учащиеся при изучении «Слово о полку Игореве».

На уроках литературы на примерах положительных героев художественных произведений формируются нравственные идеалы молодежи, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, ее  народ. Преподаватели русского языка и литературы активно используют художественную произведения, освещающие темы Великой Отечественной войны («А зори здесь тихие….» Б.Васильева, «Март-апрель» В.Кожевникова, «Судьба» П.Проскурина, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Обелиск» Василя Быкова, «Горячий снег» Ю. Бондарев, «Моабитская тетрадь» великого татарского поэта М. Джалиля и др [3].

Высокое патриотическое чувство, всенародной патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне». В результате анализа школьники определяют мораль басни- всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь волка : «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.

Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»- это прославление товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество и отстаивании ее чести и независимости [4].

Анализируя художественную литературу о Великой Отечественной войне, учащиеся учатся подлинному гуманизму и тогда, когда речь идет не только о любви, но и о ненависти. Важно убедить детей, что ненависть не может быть слепой, в противном случае она станет разрушительной [2].

В современной школе особый акцент делается на подбор литературных произведений, соответствующим целям и психологическим особенностям ребят, которые формируют бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов-ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, заставляют детей задумываться о таких понятиях, как Отечество, патриотизм, толерантность. Как писал В.А.Сухомлинский: «Путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством учитель видит в том, чтобы с первых шагов своей сознательной жизни  ребенок прикасался сердце к человеческим судьбам. Чтобы чужие судьбы  входили в его сердце, стали глубоко личным делом, чтобы через человеческие судьбы пришел путь к познанию высших интересов». Только с помощью изучения художественной литературы мы можем воспитать истинного патриота своей Родины.

Старинная мудрость гласит : «Человек не знающей своего прошлого, не знает ничего». Действительно, без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящего к другим народам [2].

        Литература.

1. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами /Т.С.Буторина, Н.П.Овчинникова-СПб:КАРО,2004.-224с.

2. Гасанов З.Т. Цель, зачачи и принципы патриотического воспитания граждан (Текст)/З.Т.Гасанов //Педагогика.-2005.-№6.-С.59-63.

3. Иванченко Н.И. Как это было! Как совпало- война, беда, мечта и юность!// Литература в школе.-2000.-№3.-С.101.

        4.Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. …канд.пед.наук.-М.,2006.-С.153-155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практической направленности «Гражданское и военно-патриотическое воспитание воспитанниц через организацию выезда в кадетский оздоровительно-образовательный лагерь «Патриот»

Данная разработка носит характер практической направленности. Методической разработкой могут воспользоваться все кадетские корпуса г. Москвы, т.к. база, используемая для выезда, принадлежит Департамен...

Военно-патриотическая смена «Отечество» для воспитанников военно-патриотических клубов, центров и объединений, находящихся на территории Новгородской области (опыт проведения)

В 2015 году ОАОУДОД «Детский морской центр «КЮМ» провел шестую областную военно-патриотическую смену «Отечество» для воспитанников военно-патриотических клубов, центров и объединений, расположенных на...

Из опыта работы по теме: "Военно-патриотическое воспитание как одно из направлений работы студенческого совета колледжа"

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную  позицию, умели отстаивать её, а, если это необходимо, приходить к компромиссам, были творческими, инициативными, самосто...

Методическая разработка внеклассного мероприятия военно-патриотического воспитания "Джентльмен шоу"

Методическая разработка составлена в виде сценария викторины, которая включает в себя отдельные конкурсы....

Военно- патриотическое воспитание студентов техникума в системе работы преподавателя ОБЖ»

Обобщен опыт работы со студентами на уроках и во внеурочной деятельности по теме  Военно-патриотическое воспитаниемолодежи....

Презентация проекта по военно-патриотическому воспитанию "Я помню! Я горжусь!"-2013

Над данным проектом работаем второй год. Он направлен на решение проблемы гражданско-военно-патриотического воспитания обучающихся в современном учреждении начального и среднего профессионального обра...